Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Опубликовано: 28 марта 2019

Категории: Новости

27 марта в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери был подписан акт приемки выполненных работ по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н. Метельский, Начальник Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы И.А. Буканова, заместитель главы управы района Гольяново С.Ю. Шевёлкина, представитель Управления территориального контроля Д.В. Кузин, специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления, осуществлявшие произведение работ, авторский надзор и научное руководство реставрационными работами, настоятель храма иерей Роман Богдасаров, староста А.В. Миронов, член приходского собрания Н.В. Ганичев, заведующая учебной частью Воскресной школы Н.А. Друшлякова.

Настоятель храма, отец Роман Богдасаров, провел экскурсию по храму для собравшихся, рассказал об уникальном вкладе отца Владимира Тимакова в восстановление древней московской святыни.

Отреставрированные росписи храма представляют собой адаптированные под архитектуру храма копии фресок великого русского иконописца-монументалиста Дионисия, последователя Андрея Рублева. Известные Дионисиевские фрески сегодня можно увидеть в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях — это величайшая ценность русской духовной культуры. И храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, таким образом, является носителем древнерусской изобразительной культуры XV — начала XVI веков. Здесь росписи созданы художником-копиистом древнерусской фресковой живописи Н.В. Гусевым в 90-е годы прошлого столетия.

Отец Роман поделился с собравшимися планами о предстоящей полной реставрации фасадов храма, метлахского пола, ремонте и развитии прилегающей территории. Представители государственных ведомств выразили готовность оказать поддержку приходу в этой работе.

После подписания Акта отец настоятель рассказал о деятельности храма в социальной, образовательной, молодежной и спортивной сферах. За прошедшие три года наблюдается рост по многим показателям: выросло количество учащихся в Воскресной школе, увеличилось количество семей, обращающихся за материальной помощью в храм, появились добровольцы по уходу за пожилыми людьми, молодежь Гольяново стала обращать больше внимания на духовную жизнь. Например, число подписчиков храмовой группы Вконтакте увеличилось в 5 раз, а молодежной группы — на порядок. Основной рост наблюдается за счет мужчин от 30 до 35 лет и девушек от 21 до 24 лет (по статистическим данным групп Вконтакте).

Ранее работы по реставрации росписей храма были одобрены Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

Владыка Пантелеимон провел презентацию книги «От прихода к общине»

5 апреля 2021 года в онлайн-формате прошла презентация книги «От прихода к общине», выпущенной Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Презентацию провели председатель Синодального отдела по благотворительности, управляющий Восточным викариатством, настоятель храма царевича Димитрия при Городской клинической больнице № 1 епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и авторы книги. В презентации приняли участие более 110 человек.

Книга была подготовлена при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020» и портала для священнослужителей «Пастырь».

«Наша книга — это приглашение к разговору о жизни общины. Только там, где люди объединены вокруг общего дела, вокруг Христа, где есть приходская община, успешно развивается и социальное служение, — сказал епископ Пантелеимон. — В такой атмосфере любовь умножается, а затем она выплескивается за границы прихода и согревает людей, которые к этому приходу не относятся. Это и бездомные люди, и наркозависимые, и дети-сироты, и все, кто нуждается в помощи и поддержке».

В ходе презентации авторы книги — настоятели нескольких общин из разных регионов России поделились собственным опытом создания приходской общины.

«Общину можно создать на любом приходе, потому что люди везде ищут Христа. Та служба, которая образовалась у нас при социальном отделе Екатеринбургской епархии — служба «Милосердия» — формировалась много лет из прихожан одного прихода, который не был городским, он находился за чертой города на территории психиатрической больницы. Но настоятелем, священниками была создана там такая атмосфера внимания, человеческой заботы, искренности, что люди хотели туда приезжать», — рассказал руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии, настоятель собора в честь Успения Пресвятой Богородицы на ВИЗе г. Екатеринбурга протоиерей Евгений Попиченко.

Участники презентации отметили, что объединяющее начало общины — это богослужение, участие в Литургии, причащение Святых Христовых Тайн. «Самое главное — это Божественная литургия. Без Литургии, без Евхаристии, без возможности максимально частого причащения Святых Христовых Таин настоящей общины не получится. Община должна сначала внутри наполниться любовью», — подчеркнул настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогирееве протоиерей Алексий Батаногов.

По словам еще одного автора книги, руководителя социального отдела Томской епархии протоиерея Николая Абрамова, любое дело должно питаться духом Христовым. «Никакое дело само по себе существовать не может, если дело не питается духом Христовым, оно затухает, становится скучным, неинтересным. Но благодатная жизнь Церкви не может сосредоточиться только в чем-то одном, ее благодатность во всей полноте: и в Литургии, и в молитве, и в служении. Одно без другого не существует. Апостол Иаков говорит нам: «Вера без дел мертва»», — подчеркнул руководитель социального отдела Томской епархии, настоятель храма благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба села Корнилово Томской области протоиерей Николай Абрамов.

Руководитель социального отдела Сочинской епархии, настоятель храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» г. Сочи протоирей Александр Копырин отметил, что за делами важно помнить о воцерковленнии человека. «Самая главная задача Церкви — воцерковить человека, чтобы Христос стал к нему ближе. Поэтому мы стараемся в любом поступке, в любой задаче нашего социального служения помнить об этом и не пропустить этого за делами», — рассказал протоиерей Александр Копырин.

На презентации также выступил руководитель социального отдела Бузулукской епархии, настоятель храма святителя Луки Крымского г. Бузулука протоиерей Вадим Агутин.

Книгу «От прихода к общине: беседы с настоятелями о жизни общины, отношениях с прихожанами, социальном служении» в формате PDF, epub, fb2 и mobi можно скачать на сайте Синодального отдела по благотворительности.

Запись презентации доступна на Youtube-канале Синодального отдела по благотворительности.

Ранее презентация книги прошла для священнослужителей Восточного викариатства.

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви»,  на You-Tube-канале и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-tolko-tam-gde-est-prikhodskaya-obshhina-uspeshno-razvivaetsya-i-socialnoe-sluzhenie

8 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии

28 августа 2022 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, размышляя на тему сегодняшнего праздника Успения Пресвятой Богородицы, особым образом подчеркнул значение славянского слова «преставилася»: преставилася еси к Животу, Мати сущи Живота (тропарь праздника Успения Божией Матери). Слово это означает «переход», «преставился» значит «перешел», и это очень точно отражает смысл того, что произошло, когда как бы закончилось физическое бытие Богоматери. Она не умерла — Она преставилась, Она перешла в другой мир.

Это понимание, что смерть есть преставление, переход, вошло в наш обиход. Мы говорим об умершем: он преставился, он не умер. Смерть — это конец бытия, но вера Христова не позволяет нам полагать, что человек смертен, что он заканчивает свое бытие через физическое прекращение бытия его тела. Существует множество свидетельств о том, что человеческая жизнь продолжается после физической смерти. Множество свидетельств об этом преставлении, о переходе, на чем, собственно, и основывается наша вера в бессмертие души. Конечно, о бессмертии говорит нам Священное Писание, говорит Сам Бог, но и опыт человеческой жизни, соприкосновение людей с иным миром, а в каких-то особых случаях передача информации о ином бытии людям живущим, несомненно, содействовало еще большему укреплению веры в то, что окончание физического бытия, прекращение функционирования нашего тела не означает смерти человека, а означает переход его бессмертной души из одного состояния в другое.

Страх смерти парализует человека. Отсутствие страха перед смертью делает человека непобедимым. Вот почему очень часто вера православная помогает тем, кто на поле брани, кому нужно идти в атаку, кто сознает, что может не выйти своими ногами из этой атаки — а идти надо, чтобы защищать Родину. И если человек в этот момент руководствуется своими глубокими религиозными чувствами и своей верой, то он идет смело в атаку, сознавая, что с прекращением его физического бытия жизнь не прекращается — она продолжается.

Но страх смерти очень силен, и я приведу пример того, как страх смерти сковал, парализовал не кого-то, а первоверховного апостола Петра. Когда при Нероне начались страшные гонения на христиан, Петр, будучи Предстоятелем Церкви Римской, главой христианской общины Рима, решил, движимый страхом, из Рима уйти, убежать. Но на пути из Рима, совсем недалеко от города, ему является Господь, и спрашивает Петр: «Куда идешь?» («камо грядеши» по-славянски, «quo vadis» по-латыни). Почему употребляю это латинское выражение? Потому что на этом месте в Риме сейчас стоит храм, который так и называется — «Quo vadis», «Камо грядеши».

Одного только слова Спасителя хватило апостолу Петру, чтобы прийти в чувство, чтобы осознать свою греховность, свою слабость. И апостол вернулся в Рим, точно зная, что будет умерщвлен. Но без всякого страха Петр шел туда, где ему должно было быть как Предстоятелю местной Церкви. И мы знаем, что апостол был жестоко казнен. Его решили распять на кресте, по образу Креста Его Учителя, но апостол попросил мучителей, чтобы его повесили вниз головой, дабы не уподобляться Кресту Христову. Эта просьба была исполнена, и апостол мученически скончался, не убоясь смерти в самый страшный час.

Но ведь вопрошание «Куда идешь?» применимо к каждому из нас. Замечательно, если у нас хватает сил, разумения, воли, чтобы задать себе этот самый главный вопрос жизни: куда я иду, Господи? Это путь к Тебе? Это путь в Твое Царство, или я, помраченный соблазнами этого мира, круговертью того, что нас окружает, теряю возможность найти правильный жизненный ориентир и иду туда, куда не надо, потому что не этот путь ведет ко спасению? Поэтому замечательные слова «камо грядеши?» каждый из нас должен время от времени задавать самому себе. Камо грядеши? Куда идешь? Идешь ли ты туда, где свет, где Божие Царство, где полнота бытия, или, увлеченный некими временными интересами, страстями, заботами, идешь на поводу соблазнов бренной жизни?

Сегодня мы вспоминаем Царицу Небесную, Пресвятую Деву Марию, Ее Успение. Мы молимся перед изображением Ее плащаницы, мы молимся Той, Которая не убоялась претерпеть мучения и даже смерть во имя Сына Своего и стояла у Креста. Какое еще могло быть более яркое и сильное свидетельство того, что Она со Своим Сыном, со Спасителем, так что никакой человеческий страх не отогнал Ее прочь? Она была готова принять смерть вместе с Ним, но Господь сподобил Ее другого жизненного пути. Пресвятая Дева прожила долгую жизнь, Она собрала вокруг Себя апостолов, Она стала Матерью Церкви, Матерью первой общины последователей Ее Сына и Бога нашего. И сегодня, вспоминая Успение Пресвятой Богородицы, мы благодарим Господа за многие и многие славные явления Божественной силы. Сам факт того, что мы с вами исповедуем сегодня веру в Господа и Спасителя, что мы окружаем честную плащаницу Богоматери, что мы противостоим многим соблазнам, искушениям и диавольским наваждениям, целью которых является отрыв человека от Бога, есть знамение милости Пресвятой Богородицы ко всем нам. И сегодня наша молитва к Ней о том, чтобы Ее державный Покров простирался над народом нашим, ограждая от искушений и соблазнов, укрепляя в вере православной, чтобы Ее державный Покров простирался над Отечеством нашим, ограждая его от всякого врага и супостата, чтобы внутри Отечества сохранялась вера православная, возрастая и укрепляясь в сынах и дочерях Церкви нашей. И верим, что тогда и здесь, на земле, нас ждет славное будущее, но, самое важное, мы и после смерти сподобимся войти в тот мир, где Пресвятая Богородица являет Свою вечную славу.

Покров Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Царицы Небесной да пребывает над народом нашим, над Отечеством нашим, над Церковью нашей и над каждым из нас. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5954819.html

29 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Синодальный отдел по благотворительности направил добровольцев для помощи беженцам в церковных штабах Белгорода и Ростова-на-Дону

7 августа 2022 года в Белгород и Ростов-на-Дону отправились пять первых добровольцев, которые будут помогать в работе региональных церковных штабов помощи беженцам. Они прошли специальные краткосрочные курсы, которые организовал Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

С 27 июля по 2 августа для добровольцев прошло три занятия. На курсы подали заявки 50 человек, завершили обучение 20 добровольцев. Все они уже имеют опыт добровольческого служения — это добровольцы Марфо-Мариинской обители милосердия, московского штаба помощи беженцам, православной службы помощи «Милосердие» и бывшие добровольцы «красных зон» московских больниц.

«Задача состояла в том, чтобы собрать группы волонтеров, уже имеющих опыт добровольческого служения, для того чтобы помочь нашим церковным штабам в Ростове-на-Дону и в Белгороде. Эти штабы встречают приблизительно такое же количество беженцев в день, как и в церковном штабе в Москве, но волонтеров им не хватает», — рассказала координатор московского церковного штаба помощи беженцам Наталья Кульева.

Для добровольцев, которые прошли собеседование, состоялось три занятия. Первое занятие провела психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская. Она рассказала о трудных моментах и эмоциональных сложностях, которые могут возникнуть при работе с беженцами. Также волонтерам рассказали о том, как устроена работа церковных штабов помощи беженцам в Белгороде и Ростове-на-Дону и с чем им предстоит столкнуться.

На втором занятии добровольцы стажировались в церковном штабе помощи беженцам в Москве. Руководитель штаба Наталья Ерёмичева и куратор добровольцев штаба Сусанна Гудаева познакомили участников курсов со структурой штаба, с тем, как организована работа добровольцев на приеме беженцев, в центре гуманитарной помощи, на выдаче продуктов и вещей.

Заключительное занятие для добровольцев провел председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. Он рассказал о духовных основах милосердия.

Все добровольцы, прошедшие курсы, будут направляться в Белгород и Ростов-на-Дону сменами. Одна смена будет состоять из 7 рабочих дней. В обязанности добровольцев будет входить сортировка вещей, формирование гуманитарных пакетов, распределение очереди, работа с детьми.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/sinodalnyj-otdel-napravil-dobrovolcev-dlya-pomoshhi-bezhencam-v-cerkovnykh-shtabakh-belgoroda-i-rostovanadonu#

7 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ БОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТУРГИЮ В ХРАМЕ ВОСКРЕСЕНИЯ В СОКОЛЬНИКАХ

В день Торжества Православия, 25 февраля, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством совершил Божственную Литургию и молебен в храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.

Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”

Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось  празднование и  особый чин, называемый Торжество  Православия.

26 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up