Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

Опубликовано: 28 марта 2019

Категории: Новости

27 марта в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери был подписан акт приемки выполненных работ по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н. Метельский, Начальник Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы И.А. Буканова, заместитель главы управы района Гольяново С.Ю. Шевёлкина, представитель Управления территориального контроля Д.В. Кузин, специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления, осуществлявшие произведение работ, авторский надзор и научное руководство реставрационными работами, настоятель храма иерей Роман Богдасаров, староста А.В. Миронов, член приходского собрания Н.В. Ганичев, заведующая учебной частью Воскресной школы Н.А. Друшлякова.

Настоятель храма, отец Роман Богдасаров, провел экскурсию по храму для собравшихся, рассказал об уникальном вкладе отца Владимира Тимакова в восстановление древней московской святыни.

Отреставрированные росписи храма представляют собой адаптированные под архитектуру храма копии фресок великого русского иконописца-монументалиста Дионисия, последователя Андрея Рублева. Известные Дионисиевские фрески сегодня можно увидеть в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях — это величайшая ценность русской духовной культуры. И храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, таким образом, является носителем древнерусской изобразительной культуры XV — начала XVI веков. Здесь росписи созданы художником-копиистом древнерусской фресковой живописи Н.В. Гусевым в 90-е годы прошлого столетия.

Отец Роман поделился с собравшимися планами о предстоящей полной реставрации фасадов храма, метлахского пола, ремонте и развитии прилегающей территории. Представители государственных ведомств выразили готовность оказать поддержку приходу в этой работе.

После подписания Акта отец настоятель рассказал о деятельности храма в социальной, образовательной, молодежной и спортивной сферах. За прошедшие три года наблюдается рост по многим показателям: выросло количество учащихся в Воскресной школе, увеличилось количество семей, обращающихся за материальной помощью в храм, появились добровольцы по уходу за пожилыми людьми, молодежь Гольяново стала обращать больше внимания на духовную жизнь. Например, число подписчиков храмовой группы Вконтакте увеличилось в 5 раз, а молодежной группы — на порядок. Основной рост наблюдается за счет мужчин от 30 до 35 лет и девушек от 21 до 24 лет (по статистическим данным групп Вконтакте).

Ранее работы по реставрации росписей храма были одобрены Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

Престольный праздник в храме в Южном Измайлово

19 декабря 2020 года в день престольного праздника храма святителя Николая Чудотворца в Южном Измайлово, епископ Орехово-Зуевкий Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством города Москвы возглавил Божественную Литургию.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; иерей Павел Огрызков, настоятель храма свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, чудотворца в Южном Измайлово; иерей Борис Седов; иеродиакон Роман Огрызков; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника:

Образ святителя Николая Чудотворца — это память такого доброго архипастыря. Он будучи великим чудотворным архиереем, сохранял доброту и был снисходительным к немощам людским, помогал людям избавиться от грехов. Это доброта должна быть атмосферой храма, за богослужением должны собираться добрые люди. Когда мы с вами собираемся на Евхаристию, то здесь Добрый Пастырь — Господь наш Иисус Христос являет нам образ такой доброты, Он дает нам свое Тело и Кровь, приобщает нас к своей благодати, прощает раз за разом множество наших грехов, очищает нас от греха. Конечно нельзя ходить в храм и быть недобрым человеком, нельзя иметь раздражение, гневливость, нечистые страсти, ведь все это искажает красоту души и лишает ее доброты и человек становится иным для Бога. Будем молиться и просить Господа, чтобы этот храм украшался не только внешне, но украшался добрым отношением друг о друге, к тем людям, которые будут приходить в ваш храм, вашими добрыми делами и мыслями, добрым расположением души. Дай Бог, чтобы та доброта, которую нам являет сегодня Господь наш Иисус Христос в совершении Евхаристии, та доброта, которую являл всему миру святитель Николай, чтобы она коснулась нашего сердца и сделала нас добрыми. Аминь

По окончании Божественной Литургии состоялся — крестный ход, и после которого была вознесена молитва перед образом святителя Николая Мирликийского Чудотворца.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.

20 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста

17 марта 2021 года в РИА «Новости» в онлайн-формате прошла пресс-конференция, посвященная смыслу Великого поста. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

«Пост установлен в Церкви для людей, которые хотели бы узнать Христа и которые хотели бы быть ближе к Богу. Это подготовка к воспоминанию о страстях Христовых, Его крестном подвиге, о Его страданиях и Его Воскресении. Пост помогает приблизиться к Богу», — сказал епископ Пантелеимон, открывая конференцию.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда отметил, что пост — это способ подготовиться к празднованию Пасхи, очистить к этому светлому празднику свою душу от греха. «Ведь грех — это искажение любви, когда или объект любви неправильный или неверна ее мера. Пост дает возможность соизмерить нашу жизнь с заповедями Божиими», — сказал В.Р. Легойда.

При этом, как заявил представитель Церкви, главное содержание Великого, да и любого другого поста — духовное самосовершенствование человека, а не пищевые или любые другие самоограничения, хотя пост и дела милосердия — связанные между собой вещи. «По древней традиции, первые христиане не просто так ограничивали себя в еде. Существуют свидетельства, что средства, сэкономленные благодаря ограничениям в еде, направлялись на помощь нуждающимся. Пост предоставляет возможность обратить внимание не только на свои нужды, но и на нужды окружающих людей. И наша помощь бедным и нуждающимся — доказательство того, что Великий пост для нас — не пустые слова», — подчеркнул В.Р. Легойда.

«Конечно, пост — это не только воздержание в пище, не только молитва, но еще и дела милосердия. Это очень важная составляющая Великого поста. И любой человек может принять участие в добрых делах», — отметил епископ Пантелеимон.

Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что московская служба помощи «Милосердие» готовит в скором времени к запуску акцию «Дари радость на Пасху»: все желающие смогут поделиться подарками для 14 тысяч подопечных, включая пациентов больниц. Кроме того, на портале Милосердие.ru пройдет акция «Пост — время добрых дел» — с нуждающимися можно будет поделиться продуктами, вещами, пожертвовать на проекты службы помощи «Милосердие».

Особое место во время конференции было уделено тому, как пандемия отражается на жизни православных. «Пандемия вызвала всплеск любви, подъем социального служения. У нас организовались церковные группы добровольцев, не только в Москве, но и в других городах. Очень активно заработали епархиальные отделы по благотворительности и социальному служению, появились настоящие герои среди тех, кто помогает бездомным, людям с инвалидностью, больным. Во время пандемии появилась федеральная горячая линия церковной помощи. С 1 февраля на нее поступило свыше 6200 звонков. Церковь выступила координатором помощи по всей стране, объявила сбор средств для нуждающихся в регионах. В Москве была создана группа священников, которая с начала апреля совершила свыше 1700 выездов к больным коронавирусом в 57 медицинских учреждений московского региона», — рассказал епископ Пантелеимон.

Период пандемии показал, как сильно востребованы больничные священники. Председатель Синодального отдела напомнил, что в начале пандемии больницы закрылись для священников, и «человек в красной зоне не мог пригласить к себе священника, исповедаться перед смертью, причаститься». «Это была тяжелая ситуация. И слава Богу, что за время пандемии эта ситуация изменилась. Сейчас у нас ведутся конструктивные и очень важные переговоры и с департаментом здравоохранения Москвы, и с Минздравом России, с Правительством. Мы планируем сделать конференцию, которая обобщит международный опыт больничного служения священников», — сказал епископ Пантелеимон на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня».

Новости и истории о церковном социальном служении публикуются в Telegram-канале «Дела Церкви» и в группе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению в социальных сетях «Facebook»«ВКонтакте», аккаунте Отдела в «Instagram».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-moskve-proshla-press-konferenciya-posvyashhennaya-smyslu-velikogo-posta.html

18 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

В хосписе прошло совещание социальных работников

12 февраля в Первом Московском Детском Хосписе прошло рабочее совещание рабочей группы социальных работников Восточного викариатства, посвященное организации церковной помощи семьям с неизлечимо больными детьми, которые проживают на территории викариатства. Также были затронуты новые аспекты социальной помощи детям, находящимся в Первом Московском Детском Хосписе.

«Мы считаем, что семьям с неизлечимо больными детьми, детьми, которые имеют паллиативный статус и являются подопечными детского хосписа, нужна не только медицинская помощь, которую хоспис оказывает в полном объеме, но и безусловно, социальная поддержка Православной Церкви, которую мы готовы оказывать, согласно запросам каждой семьи» — рассказывает по итогам совещания ответственная за социальное служение Восточного викариатства Екатерина Борисенкова.

Пресс-служба Восточного викариатства

14 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха в Неделю 3-ю по Пасхе после Литургии в Храме Христа Спасителя

16 мая 2021 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Патриаршее богослужение предварило работу XXIX Международных образовательных чтений «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, участники Рождественских чтений, сердечно приветствую в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Выражаю глубокое удовлетворение в связи с возможностью собраться всем нам, несмотря на непростые обстоятельства, связанные с эпидемией, — во-первых, чтобы поддержать замечательную традицию Чтений; во-вторых, чтобы еще и еще раз вместе прочувствовать важность единства — единства в вере, единства в Святой Евхаристии, единомыслия по многим важным вопросам. Чтения как раз и позволяют нам убедиться в этом единомыслии. Конечно, даже среди самых близких людей бывают разномыслия, и они допустимы во второстепенном, но никогда не допустимы в самом главном. Недопустимо разномыслие в основах веры; недопустимо разномыслие в понимании того, что означает христианская нравственность; недопустимо разномыслие в самых фундаментальных принципах, определяющих бытие нашей Церкви.

Замечательно, что сегодняшнее богослужение совпало с памятью святых жен-мироносиц. Если вдуматься в жизненный подвиг этих женщин, то, наверное, весь смысл, весь драматизм и все богатство их служения определяет одно слово — «верность». Казалось бы, кто должен быть верным Христу даже до смерти? Кто не должен был убояться никаких страхов, которые естественным образом возникли, когда Спаситель подвергся аресту, пыткам, а затем и крестной смерти? Кто был рядом с Ним, кто был ближе всех? Ближе всех были апостолы — и где же они? Даже в Гефсиманском саду — и то заснули. Господь молится, предвидя, предчувствуя, переживая приближающиеся страдания и крестную смерть; Он нуждается, по человеческому естеству, в поддержке, — а апостолов нет, они спят, и даже когда Господь пробуждает их, они снова засыпают… А где апостолы, когда Спасителя пригвоздили ко кресту? Остается лишь Иоанн, а кто еще окружал крест? Жены-мироносицы, которые сохранили верность Господу, невзирая на страх смерти. Можно представить, что происходило у креста: распятый, поверженный Учитель, о Котором все говорили, что Он великий, что Он чудотворец, — и вот Он беспомощно висит на кресте вместе с разбойниками, и потому разочарование, возмущение, гнев людей, которые, проходя мимо поверженного Учителя, плевали, оскорбляли, ругались… А кто же стоял у креста? Кто не убоялся кричащей толпы? Вместе со Спасителем был жены-мироносицы. Все боялись, а они не убоялись, потому что любили Спасителя, а любовь преодолевает всякий страх. Где любовь, там и верность; а если нет верности, то нет и любви.

Эти слова можно применить не только к страшной картине распятия, но и к каждому из нас. Любовь изгоняет страх. Подлинная любовь не может быть без верности, и эту любовь к Спасителю в первую очередь проявили жены-мироносицы. Именно поэтому в Пасхальные дни мы торжественно прославляем их святые имена, а вместе с ними — множество жен, угодивших Господу святостью жизни, не убоявшихся гонителей, ставших мученицами и исповедницами, жен, посвятивших свою жизнь Христу либо в монашеском звании, либо в бескорыстном делании добра в отношении ближних своих. Мы прославляем сегодня тех, кто не на словах, а на деле не убоялся страха, не убоялся даже гибели своей, но остался верным Спасителю.

Эта верность каким-то особым образом проявилась в жизни женщин-христианок. Я, как и многие из вас, помню советское время, когда ходить в храм означало подвергнуть себя риску — потерять работу, лишиться карьеры, попасть в список тех, к кому с подозрением относилась власть. И кто же тогда наполнял наши храмы? В абсолютном большинстве — женщины. Женщины-христианки, те самые жены-мироносицы, которые и у Голгофского креста XX века не побоялись быть рядом со Спасителем. Они посещали Божии храмы, они, часто втайне от мужей, крестили детей, благословляли их на ночь, пытались привить им самые основы православной веры. И все это делалось в условиях полного неблагополучия и даже риска, в том числе связанного с непредсказуемой реакцией самых близких для них людей, их супругов, которые по большей части не разделяли христианских убеждений. Поэтому женщины-мироносицы — это не только явление новозаветного времени. Это удивительное явление в жизни Церкви, это способность сохранять верность Христу, мужественно идти до конца, давая пример своим мужьям и братьям, и даже всему народу.

Вот и сегодня женщин в храме больше, чем мужчин, и, наверное, так будет до скончания века. А это означает, что у женщин особое служение — быть мироносицами, быть продолжателями дела святых апостолов, нести весть о Христе, воспитывать в вере своих детей, внуков, воздействовать на знакомых, близких, родных, которые еще далеки от Христа. Великая миссия — свидетельство о Христе Воскресшем — до сих пор лежит на наших женщинах, которые и несут это служение за пределами храмов Божиих. Поэтому поздравляю сегодня наших православных жен-мироносиц и хотел бы пожелать вам, дорогие сестры, сил, крепости сохранять верность Христу, воспитывать в этой верности Господу своих детей, влиять на то, что происходит в семье, особенно когда возникает опасность отхода от веры, разрыва с христианской жизнью. Вы на передовой линии в борьбе за Христа Воскресшего, ведь именно в семье нередко проходит этот фронт между верой и неверием, между Божией правдой и желанием эту правду разрушить. И дай Бог, чтобы наши женщины, православные христианки, в полной мере были сегодня готовы — и духовно и, я бы сказал, интеллектуально — служить Воскресшему Спасителю.

Думаю, эти слова очень уместны и в том смысле, что адресуются участникам Рождественских чтений. Мы проводим эти замечательные собрания верующих людей, для того чтобы поразмыслить о нашей церковной жизни, о направлениях современной приходской работы, в которой опять-таки женщины играют ведущую роль. Чтения дают нам замечательный импульс для развития внутрицерковной жизни, и дай Бог, чтобы и предстоящие ваши выступления, ваши дискуссии, ваши беседы помогали учиться друг у друга, возрастать в вере и верности Господу и в понимании тех задач, которые сегодня стоят перед Церковью и которые мы обязаны решать для того, чтобы сохранялась и умножалась вера православная в нашем народе.

Приветствую собратьев-архипастырей, духовенство, еще раз всех вас, мои дорогие. И пусть Воскресший Господь Спаситель через пример жен-мироносиц нас всех укрепит в готовности служить Ему, отвергая всякие страхи и опасения, как служили Ему жены-мироносицы — бескорыстно, с полным сознанием важности совершаемых ими трудов, в полном понимании того, что эти труды могут и не встречать поддержки со стороны родных, близких, общества. Пусть пример святых равноапостольных жен-мироносиц поможет всем нам достойно совершать наше служение во благо Церкви Божией, во славу Воскресшего Спасителя. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5809702.html

17 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up