24 и 25 февраля в храме будет пребывать чудотворный мироточивый образ Владычицы нашей Богородицы «Умягчение злых сердец».
Икона мироточит уже 17 лет и по праву называется «живой», поскольку мгновенно реагирует на те или иные события в обществе кровотечением или мироточением. Каждый, кто прикасается к этой Святыне не уходит без благодатной помощи и заступничества Божией Матери. Икону редко можно застать в Москве, так как она часто «путешествует» по всему миру и исцеляет страждущих и немощных людей. Приглашаются всех на поклонение образу в дни его нахождения в храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове города Москвы.
В субботу, 17 февраля, представители храма Введения Богородицы в Вешняках отвезли в «Бункер ZaCВOих» очередную партию помощи для наших бойцов-десантников в зоне СВО.
Обогреватели, окопные свечи, теплая одежда и продовольствие были переданы для отправки на передовую.
Настоятель храма отец Максим Кравченко освятил помещение для сборов и сортировки грузов и обратился к труженикам тыла с кратким словом благодарности.
Сердечно благодарим всех, принявших участие в закупке и сборе помощи для наших бойцов.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Введения Богородицы в Вешняках
7 июля 2021 года в столичной Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, открылись курсы добровольцев «красных зон» стационаров, организованные Комиссией по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы и Учебным центром больницы святителя Алексия при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы и Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы.
На курсы подали заявки более 450 человек. С волонтерами первого потока обучения встретился председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. В открытии курсов также приняли участие руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Евгений Стружак и начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения г. Москвы Светлана Браун.
«Поскольку количество больных с коронавирусом растет, многие московские больницы обратились к нам с просьбой оказать помощь в уходе за пациентами в «красных зонах» силами добровольцев. И речь не о том, что в московских больницах не хватает людей, а о том, чтобы сделать жизнь больных комфортнее, помочь им. Любви и заботы никогда не бывает много. Больные нуждаются в нашей помощи и утешении», — сказал епископ Пантелеимон, открывая курсы.
Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил, что у Церкви в настоящее время есть возможность организовать добровольческую помощь в «красной зоне». «В церковной больнице святителя Алексия работает лицензированный Учебный центр. В нем готовят младших медицинских сестер по уходу за больными. И мы сейчас будем использовать эти курсы для подготовки добровольцев, которые будут помогать в больницах, в том числе и в ковидных госпиталях», — сказал епископ Пантелеимон.
Архиерей также подчеркнул, что во многих западных странах есть больничные капелланы, которые оказывают помощь пациентам больниц постоянно. «К сожалению, в России пока не создали институт больничных капелланов. Сейчас идет об этом речь. У нас уже есть военные священники, есть такие капелланы в тюрьмах. И во всем мире есть и больничные капелланы. Они входят в состав учреждения здравоохранения и помогают психологически, духовно пациентам больниц. На западе проводили исследования, в которых говорится о том, что когда человеку оказывается духовная поддержка, то он и выздоравливает лучше».
Руководитель Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Евгений Стружак отметил, что Русская Православная Церковь с самого начала, как только началась борьба с пандемией, включилась в совместную работу. «Плечом к плечу вместе с социальными работниками, с медицинскими работниками в ковидных госпиталях трудятся и представители волонтерского корпуса Русской Православной Церкви. В «красную зону» приходят и священнослужители, несмотря на всю опасность, которой они себя подвергают, и оказывают большую психологическую помощь, поддерживают людей», — рассказал Евгений Стружак.
Начальник управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения г. Москвы Светлана Браун напомнила о том, что с начала пандемии в Москве подготовлена группа добровольцев-священников, которая вошла в состав МРО ВОД «Волонтеры-медики» для посещения больных пациентов с COVID-19. «В рамках соглашения, заключенного с Синодальным отделом по благотворительности, и в первую, и во вторую волну мы обеспечивали доступ в «красные зоны» священникам из специальной группы, предварительно обучив их эпидемиологической безопасности. В сложный период всегда возрастает потребность в духовной поддержке и помощи. И мы видим, что это дает силы больным, помогает им выздоравливать», — сказала Светлана Браун.
Она также отметила, что добровольческая помощь в ковидных госпиталях Москвы по-прежнему востребована. «Медики работают в условиях высокой нагрузки, и добровольческая помощь бесценна. Поговорить с пациентом, успокоить и утешить, покормить и подать воду, провести гигиенические процедуры — это все требует больших затрат времени и усилий. И мы очень рады такой помощи. И, безусловно, это уникальный опыт. В Москве это единственные такие курсы для гражданского населения, однако не стоит забывать о рисках. Вирус мутирует, становится более агрессивным и контагиозным, поэтому задача медиков обучить добровольцев правилам соблюдения эпидемиологической безопасности, в том числе правилам использования СИЗов. И ответственному отношению к вакцинации, как единственному средству защиты себя и окружающих», — отметила Светлана Браун.
Основной темой беседы председателя Синодального отдела по благотворительности с волонтерами стала тема понимания смысла страданий. «Ваша любовь, которую вы принесете в реанимации, поможет людям преодолеть часто невыносимые страдания, которые они там переживают. Но если мы собираемся идти в «красную зону» и помогать людям, мы должны обязательно сами постараться приблизиться ко Христу. Вера во Христа, единение с Ним — это то, что может помочь пройти и через все страдания. И это то, что поможет нам не уйти с этого пути помощи больным», — подчеркнул епископ Пантелеимон, обращаясь к слушателям курсов.
Архиерей рассказал также о тех трудностях, с которыми добровольцы могут столкнуться в реанимации и как можно постараться эти трудности преодолеть.
На первом занятии для волонтеров также прошел мастер-класс по использованию средств индивидуальной защиты.
Программа курсов включает три дня обучения — 12 академических часов. Волонтерам расскажут, как общаться с пациентами, как пользоваться средствами индивидуальной защиты, проведут занятия по основам ухода. Затем они пройдут практику в «красной зоне» одного из ковидных госпиталей Москвы. По окончании обучения выпускники будут прикреплены к московским больницам в качестве волонтеров.
Стать добровольцем «красной зоны» можно, заполнив анкету. Телефон для справок: +7 (903) 660-30-40 (в будние дни с 10.00 до 19.00).
С января, по согласованию с руководством больниц, в нескольких ковидных стационарах Москвы православные волонтеры помогают пациентам принимать пищу, обеспечивают простой гигиенический уход, беседуют с пациентами, помогают им связаться с родственниками.
Также при Синодальном отделе по благотворительности с апреля 2020 года действует специальная группа священников для посещения в Москве пациентов с COVID-19 в больнице и на дому. В специальной группе 30 священников, они прошли инструктаж по технике безопасности и обучение. Просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 (903) 660-30-40.
Со 2 апреля 2020 года по 8 июля 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 2834 выезда. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Этим летом Детская воскресная школа храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове вновь, как и в прошлом году, совершила туристический поход на байдарках. В конце июля, с упованием на Бога и благословением настоятеля иерея Романа Богдасарова дети и их родители отправились в увлекательное путешествие.
Преодоленный водный путь был длиной больше 70 км. Начало он брал на реке Бузулук, а заканчивался в Хопре. Чтобы вместить всех участников, понадобилось 12 байдарок.
Проходя через красоты природы нашей Родины, путешественники укрывались от непогоды, пели песни у костра, совместно молились, учились любви к ближним и пребыванию в духе единства.
Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове