ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» ПРИБЫЛ СЕГОДНЯ В ХРАМ СЕРГИЯ В ГОЛЬЯНОВЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ» ПРИБЫЛ СЕГОДНЯ В ХРАМ СЕРГИЯ В ГОЛЬЯНОВЕ

Опубликовано: 24 февраля 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

24 и 25 февраля в храме будет пребывать чудотворный мироточивый образ Владычицы нашей Богородицы «Умягчение злых сердец».

Икона мироточит уже 17 лет и по праву называется «живой», поскольку мгновенно реагирует на те или иные события в обществе кровотечением или мироточением. Каждый, кто прикасается к этой Святыне не уходит без благодатной помощи и заступничества Божией Матери. Икону редко можно застать в Москве, так как она часто «путешествует» по всему миру и исцеляет страждущих и немощных людей. Приглашаются всех на поклонение образу в дни его нахождения в храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове города Москвы.

Справки по телефону: 8(925)727-7239

«Наследие святого благоверного князя Александра Невского»

1 июня 2020 года, в Международный день защиты детей, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации объявил о старте Всероссийского конкурса иллюстрированных детских рассказов «Наследие святого благоверного князя Александра Невского».

Конкурс пройдет в два этапа:

— I (епархиальный) этап пройдет с 1 июня по 29 июля. В связи со сложной эпидемиологической ситуацией данный этап пройдет заочно;

— II (всероссийский) этап пройдет с 1 августа по 3 сентября.

Награждение победителей состоится в Москве в сентябре-октябре с.г.

В конкурсе могут принимать участие учащиеся общеобразовательных организаций, среднего профессионального образования и профессионального обучения, организаций дополнительного образования, воскресных школ, православных гимназий, воспитанники других детских учреждений России в возрасте 12-17 лет.

Конкурс пройдет в двух номинациях: «Рисунок» и «Рассказ».

Организаторы конкурса — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, Донской православный центр «София», Автономная некоммерческая организация «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»» при финансовой поддержке грантового конкурса «Православная инициатива 2019-2020».

С требованиями по организации и проведению конкурса можно ознакомиться на специальной странице на сайте Синодального отдела.

4 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

Епископ Пантелеимон: онлайн-лекция в рамках курсов повышения квалификации духовенства

Невозможно полноценно участвовать в Евхаристии, если человек не думает и не старается умножить дела любви. Об этом сказал председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон 9 декабря на своей первой онлайн-лекции в рамках курсов повышения квалификации духовенства. Курсы проходят по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 16 ноября по 30 декабря 2020 года. В обучении принимают участие 43 священнослужителя: 33 человека из Москвы и 10 человек с Камчатки.

«Социальное служение напрямую связано с совершением Евхаристии и является таким же общим делом для всей Церкви, как и сама Евхаристия. Важно, чтобы совершение Евхаристии было для нас радостным, чтобы мы совершали его благоговейно, со страхом Божиим», — отметил председатель синодального отдела.

Невозможно полноценно участвовать в Евхаристии, если человек не старается совершать дела любви, не старается умножить любовь в своем сердце, подчеркнул архиерей. «Когда мы с вами совершаем дела милосердия, когда занимаемся социальным служением, мы открываем свою душу Богу. И сам Господь помогает нам в этом. Как Он совершает Евхаристию, так Он соучаствует и в тех делах любви, которые совершает каждый христианин», — сказал викарий Святейшего Патриарха.

Он отметил, что социальное служение Церкви должно основываться на правильном понимании Евангельских слов, на размышлении над Евангелием. «У кого две одежды — дай тому, у кого нет ни одной, также поступайте и с пищей. Так говорит нам Евангелие. Нельзя жить только для себя, у нас должна быть готовность поделиться с нуждающимся тем, что у нас есть. И это важная часть социального служения», — сказал епископ Пантелеимон.

Также важно не только устраивать социальные проекты, но и проповедовать о любви, говорить о жертвенности, учить радости отдавать. «Когда мы говорим о социальном служении, мы говорим не только о том, где найти средства, чтобы раздать людям. Мы должны думать о том, как утвердить в сердцах людей любовь, чтобы они помогали друг другу улыбкой, добрым словом, чтобы они научились другу сочувствовать и сострадать. Человеку очень часто не хватает общения, особенно сейчас, во время самоизоляции, не хватает внимания. Все это является составляющей социального служения Церкви», — подчеркнул председатель Синодального отдела по благотворительности.

В завершение лекции епископ Пантелеимон отметил, что нужно научиться радовать людей. Он призвал священнослужителей принять участие в поздравлениях с Рождеством в Москве тех, кто находится в изоляции, одиноких людей, подопечных социальных учреждений, больных COVID-отделений.

«Коронавирусная болезнь действует на душу и сознание человека, повышается депрессия, человек теряет радость. Священник может помочь больному в этой ситуации, помочь в выздоровлении, если он придет к нему, подбодрит и принесет небольшой подарок. В наше время люди особенно нуждаются в утешении, особенно нуждаются в поддержке, нуждаются в том, чтобы им помогли не потерять мирное расположение души», — сказал епископ Пантелеимон.

Курсы повышения квалификации духовенства продлятся до 30 декабря. В рамках курсов епископ Пантелеимон проведет еще несколько лекций по социальному служению Церкви.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru

13 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Команда Восточного викариатства заняла 2-е место в XIV Георгиевских играх

22 мая 2021 года на стадионе физкультурно-оздоровительного комплекса «Яуза» (Центр физической культуры и спорта Северо-Восточного административного округа города Москвы) состоялись городские финальные соревнования XIV Георгиевских игр среди православных объединений Московской городской епархии.

Игры проводятся с 2008 года Департаментом физической культуры и спорта г. Москвы совместно с Синодальным отделом по делам молодежи. С 2019 года соорганизатором Георгиевских игр является Комиссия по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете г. Москвы.

В соревнованиях приняли участие команды 11 викариатств, приходские команды, а также команды от высших православных учебных заведений. В программу Георгиевских игр вошли соревнования по мини-футболу, волейболу, уличному баскетболу, перетягиванию каната и традиционная эстафета «Георгиевские старты».

Торжественное открытие Георгиевских игр началось с молебна на начало доброго дела, который совершил председатель Комиссии по вопросам культуры и спорта иерей Павел Симонов. После богослужения отец Павел обратился к участникам соревнований с приветственным словом. Священник поздравил их с праздником Светлого Христова Воскресения, пожелал крепкого здоровья и удачного выступления на соревнованиях.

В турнире по футболу первое место заняла команда Юго-Западного викариатства, второе — команда Юго-Восточного викариатства, третье — команда Центрального викариатства.

В уличном баскетболе сильнее всех оказалась команда Юго-Восточного викариатства, второе место завоевала команда Западного викариатства, третье — команда Восточного викариатства.

В волейболе золотые медали получила команда Южного викариатства, серебряные — команда Западного викариатства, бронзовые — команда Восточного викариатства.

По итогам общекомандного зачета первое место заняла команда Западного викариатства, второе — команда Восточного викариатства, третье — команда Юго-Западного викариатства.

XIV Георгиевские игры стали самыми массовыми по количеству участников с 2008 года. В финальном этапе приняли участие свыше 350 человек.

Информационный источник: http://Комиссия по вопросам культуры и спорта

25 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up