Обмен педагогическим опытом — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Обмен педагогическим опытом

Опубликовано: 3 февраля 2025

Категории: Новости

29 января ответственный за миссионерскую работу в Восточном викариатстве Конопатченков А.В. представил опыт работы Восточного викариатства с медицинскими колледжами на дискуссионной площадке для студентов и молодых педагогов «Духовный опыт поколений: как сохранить его и передать ученикам?»

Мероприятие было организовано Центром историко-культурных исследований религии и межцивилизационных отношений ИСГО МПГУ совместно с Отделом религиозного образования Московской городской епархии. В ее работе приняли участие студенты МПГУ, обучающиеся по профилям «История и Воспитательная работа» на кафедре ЮНЕСКО «Международное (поликультурное) образование и интеграция мигрантов», а также обучающиеся кафедры культурологии и кафедры теологии МПГУ.

К ним присоединились семинаристы столичных духовных семинарий – Перервинской и Николо-Угрешской. Молодым людям нужно было совместно найти ответы на вопросы: «Какова роль молодого педагога в формировании исторической памяти у школьников?», «Какие формы и методы развития исторической памяти у учащихся лучше всего применять?», «Как сделать школьный урок интересным?», «Какова роль метапредметных связей и внеурочной деятельности как инструментов формирования исторической памяти у школьников?»

В поиске ответов на эти вопросы и обсуждении уже накопленного студентами опыта педагогической работы ребятам помогали наставники – советники директоров по воспитанию столичных образовательных организаций. Это сотрудничество было очень полезным, особенно для студентов, обучающихся по направлению «История и воспитательная работа», поскольку именно должность советника по воспитанию является одним из видов профессиональной деятельности, к которому готовятся эти студенты.

Работа в группах, острая дискуссия, поиск совместных решений, формулирование аргументированных ответов на поставленные вопросы сделало работу круглого стола интересной, неформальной и весьма продуктивной, ведь именно молодые специалисты должны внести свой значимый вклад в формирование исторической памяти у подрастающего поколения. Завершилось мероприятие выступлением хора обучающихся Перервинской духовной семинарии.

Конкурс изданий «Просвещение через книгу»

14 марта 2023 года Издательский Совет Русской Православной Церкви начинает прием документов на участие в конкурсе изданий «Просвещение через книгу». Конкурс проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Цель конкурса — выявить современные издания, соответствующие высоким нравственным идеалам духовного просвещения и патриотического воспитания, а также привлечь общественное внимание и издательский интерес к воспитанию подрастающих поколений в духе христианских ценностей.

К участию в конкурсе допускаются издания, вышедшие в период с 1 августа 2022 года по 1 августа 2023 года.

Конкурс проводится в следующих номинациях:

  • лучшая поэтическая книга;
  • лучшая прозаическая книга;
  • лучшее драматическое произведение;
  • лучшая публицистическая книга;
  • лучшая духовно-патриотическая книга;
  • лучшая духовно-просветительская книга;
  • лучшая историческая книга;
  • лучшее учебное издание;
  • лучшая книга для детей и юношества;
  • лучшее справочное и краеведческое издание;
  • лучшая иллюстрированная книга;
  • лучшее издание по истории Русской Православной Церкви в XX веке и казачеству.

Для участия в конкурсе необходимо предоставить:

  • письмо о выдвижении издания на бланке выдвигающей организации (издательство, епархия Русской Православной Церкви, синодальный отдел) за подписью руководителя;
  • анкету;
  • письменное согласие на участие в конкурсе правообладателя выдвигаемого издания (свободная форма);
  • издание, представленное к конкурсной оценке, в трех экземплярах.

Документы принимаются до 1 сентября с.г. по адресу: 119435, г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, корп. 2 (с пометкой «Просвещение через книгу»).

Положение о конкурсе

Источник: Издательский Совет

14 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Прошел викариатский этап Рождественских Чтений

19 ноября состоялся Викариатский этап XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений. Чтения были посвящены теме «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений».

В актовом зале Историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата»
собрались члены Советов Восточного и Юго-Восточного викариатств г. Москвы, руководители и преподаватели Воскресных школ, директора и преподаватели православных образовательных учреждений, ответственные по направлениям храмов Восточного и Юго-Восточного викариатств г. Москвы (социальное, молодежное, информационное, катехизическое, миссионерское) и общественные методисты ВАО и ЮВАО.

В начале мероприятия участники услышали приветственное слово Преосвященного Мефодия, епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, Управляющего Восточным и Юго-Восточным викариатствами г. Москвы.

Протоиерей Андрей Милкин, настоятель храма святого Димитрия Солунского на Благуше, выступил модератором панельной дискуссии «Духовенство в период военных действий как образец служения Отечеству. История и современность». В дискуссии приняли участие : Преосвященный Мефодий, епископ Егорьевский, протоиерей Василий Гелеван, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, корреспондент ТК «Спас» Александр Егорцев.

Во второй части состоялась творческая гостиная:
встреча с монахом Киприаном (Бурковым), Героем Советского Союза, президентом фонда «Герои Отечества».

19 ноября 2024
ПОДРОБНЕЕ

Начала работу Воскресная школа для детей с нарушениями слуха

При храме Всех Святых в земле Российской просиявших, в Новокосине стартовали занятия для детей с нарушением слуха. Первое занятие провел сотрудник храма Андрей Андрейкин, отвечающий за направление по работе с глухими и слабослышащими прихожанами. В первый день работы новой Воскресной школы дети познакомились с миром ангелов. 

Напомним, что при храме активно развивается направление по работе с глухими и слабослышащими людьми. Воскресные и праздничные богослужения сопровождаются сурдопереводом, активно работает Воскресная школя для взрослых слабослышащих, регулярно организуются паломнические и экскурсионные поездки с сурдопереводчиком, создан первый православный видеоканал для глухих слабослышащих людей, а теперь открыта и Воскресная школа для слабослышащих детишек.

15 февраля 2019
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

28 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up