Литургия Преждеосвященных даров в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Литургия Преждеосвященных даров в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 15 апреля 2025

Категории: Новости

15 апреля 2025 года, в Великий Вторник, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Высокопреосвященству сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением С.С. Сидоренко.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас».

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Восточного викариатств Московской (городской) епархии к празднику Святой Пасхи были удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права ношения палицы

  • иерей Алексий Бабурин, клирик храма Воскресения Христова в Воскресенском;

права ношения набедренника

  • иерей Никита Кулешов, клирик храма Рождества Христова в Черкизове;

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, митрополит Григорий прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Роман Семин, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках.

https://moseparh.ru/v-velikij-vtornik-mitropolit-voskresenskij-grigorij-sovershil-liturgiyu-prezhdeosvyashhennyx-darov-v-xrame-xrista-spasitelya.html

В Москве открываются курсы по больничному служению для священнослужителей

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля 2021 года в столичной Центральной клинической больнице святителя Алексия, митрополита Московского, начнутся пятидневные курсы для священнослужителей по организации духовной помощи больным в медицинских учреждениях.

Занятия будут вести председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон, представители Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы и Департамента здравоохранения Москвы, эксперты Синодального отдела по благотворительности.

Слушателям курсов расскажут о пастырском служении в больнице. Они ознакомятся с особенностями окормления пациентов с COVID-19 и паллиативных больных, психологическими аспектами общения с больными в стационаре. Участники обучения также узнают, как использовать средства индивидуальной защиты при посещении больных с коронавирусной инфекцией.

«После прошедшего ковидного года для нас открылись двери многих больниц. Врачи просят нас прийти к больным, утешить их, поддержать, организовать помощь в уходе, привести с собой сестер милосердия, добровольцев, — рассказал епископ Пантелеимон. — Мы не можем не отозваться на этот призыв и не помочь тем, кто страдает, кто находится на грани смерти».

В Москве создана специальная группа больничных священников, которые обходят больничные отделения, по вызову посещают больных. Круглосуточный телефон Больничной комиссии при Епархиальном совете г. Москвы +7 (903) 660-30-40 в настоящее время принимает до 20 вызовов ежедневно. Количество просьб увеличивается.

Священники, желающие помочь в духовном окормлении больных в медицинских учреждениях, могут записаться на курсы по приведенной ссылке.

С программой курсов можно ознакомиться на портале для священнослужителей «Пастырь».

Со 2 апреля 2020 года по 16 апреля 2021 года священники из специальной группы совершили 1998 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в средствах защиты.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-moskve-otkryvayutsya-kursy-po-bolnichnomu-sluzheniyu-dlya-svyashhennosluzhitelej

17 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше

8 ноября 2020 г. в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского Преосвященный Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством возглавил Божественную литургию в храме великомученика Димитрия Солунского на Благуше.

Преосвященному Владыке сослужили благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерей Александр Дасаев, настоятель храма Воскресения Христова на Семёновском кладбище архимандрит Августин (Пиданов), настоятель храма преп. Сергия Радонежского в Солнцеве иерей Александр Волков, клирики храма протоиерей Виктор Сарана, иерей Игорь Иванов, иерей Александр Дружинин, иерей Андрей Кривоногов. Диаконский чин возглавил протодиакон Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя Константин Барган, служили клирик храма диакон Алексий Заварнов и диакон Игорь Куликов.

Преосвященный Владыка Пантелеимон обратился к прихожанам со словами проповеди после чтения Евангелия.

За Божественной литургией было совершено поминовение почивших благотворителей, настоятелей, клириков и прихожан храма.

По окончании литургии и совершенного уставного многолетия к Преосвященному Владыке от имени настоятеля храма протоиерея Андрея Милкина, отсутствовавшего на богослужениях по болезни, обратился протоиерей Виктор Сарана. От имени прихожан он же поздравил с недавним юбилеем благотворителя храма депутата Муниципального собрания Владислава Ивановича Мещангина, вручив ему цветы и подарок.

Владыка Пантелеимон в ответном слове поздравил служившее духовенство и прихожан с престольным праздником!

Ссылка на видео богослужения: https://www.facebook.com/blagusha/videos/2093899077406859/

11 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось совещание по строительству храмов в Восточном викариатстве

19 февраля советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин провел расширенное совещание-видеоконференцию по вопросам возведения церквей в Восточном округе г. Москвы.

К чину великого освящения готовится три храма, введенные в эксплуатацию:

— иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в следственном изоляторе «Матросская Тишина»;

— иконы Божией Матери «Споручница грешных» на улице Камова, вл. 2А. Здесь необходимо выполнить еще ряд работ. Смонтировано ограждение северного крыльца, приступили к устройству ограждения южного. Ранее была произведена отделка внешнего цоколя и парадной лестницы гранитом. На май намечены малярные работы на лестнице, в галереях и на хорах. В марте планируется установить водонагреватель, на лето намечено устройство наружного освещения;

храм
иконы Божией Матери «Споручница грешных» на улице Камова, вл. 2А.

— равноапостольного князя Владимира на улице Перовская, вл. 64. Все работы по внутреннему убранству завершены. Производится монтаж каменного иконостаса. Каркас был установлен ранее. В «Софрино» заказаны паникадила и бра.

Храм
равноапостольного князя Владимира на улице Перовская, вл. 64

В приходской части церковного комплекса с храмом Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на улице 9-я Парковая, д. 4а, завершаются работы по внутренней отделке. На 2-м и 3-м этажах стены и потолки полностью зашпаклеваны и загрунтованы. Монтируется подъемник и индивидуальный тепловой пункт. В апреле подрядчики приступят к прокладке внутренних инженерных сетей водопровода, канализации, отопления и устройству системы вентиляции.


Церковный комплекс с храмом Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на улице 9-я Парковая, д. 4а

До конца недели в храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, на улице Уральскаянапротив вл. 21, привезут керамогранит для укладки полов. Иконописная мастерская «Ковчег» завершает работы по созданию иконостаса.


Храм священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, на улице Уральскаянапротив вл. 21

В храме преподобного Саввы Освященного на площади Викторио Кодовильи ведутся работы на входной группе в подземный этаж. Выполнена кирпичная кладка и монолит. Осталось смонтировать кровлю. На теплое время года намечены работы по внутренней отделке в стилобатной части. В прошлом году на храме были установлены купола с крестами, частично выполнена отделка фасадов.

Храм
преподобного Саввы Освященного на площади Викторио Кодовильи

Завершается устройство монолитных железобетонных вертикальных конструкций колонн и балок, а также кладки наружных стен из газобетонных блоков до уровня сводов храма преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская, напротив вл. 11. Возведена кирпичная кладка наружных стен четвертого этажа приходского дома. Производится устройство монолитных железобетонных конструкций кровли здания. Выстраиваются внутренние перегородки.


Храм преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская, напротив вл. 11

Построен цокольный этаж церковного комплекса с храмом преподобного Александра Свирского на улице Гаражная, вл. 3. Подобран подрядчик на строительство основного объема. В настоящее время исправляются формы колонны и арки, которые были возведены предыдущим подрядчиком с нарушениями. Проектируются теплосеть и сеть водоснабжения. Воду подведут уже в этом году. Ранее были проложены канализация и сеть электроснабжения.


Церковный комплекс с храмом преподобного Александра Свирского на улице Гаражная, вл. 3.

Также на совещании обсуждались вопросы подготовки к началу строительства храма преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны на 15-й Парковой улице.

Временный храм


Проект храма преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Федоровны на 15-й Парковой улице.

Информационный источник: https://www.fedmp.ru/news/v-vostochnom-okruge-stolitsy-k-velikomu-osvyashheniyu-gotovitsya-tri-hrama-eshhe-pyat-stroitsya-soveshhanie-po-vao/

26 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up