Начал работу сайт «Святые и святыни Москвы» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Начал работу сайт «Святые и святыни Москвы»

Опубликовано: 11 сентября 2021

Категории: Новости

Начал работу сайт «Святые и святыни Москвы» — совместный сайт Комиссии по канонизации святых и Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии, действующих при Епархиальном совете г. Москвы.

На сайте публикуются материалы о деятельности комиссий, представлены разделы «Собор Московских святых», «Святыни Москвы», «История храмов и монастырей», «Московский синодик», «Московский календарь», «Библиография».

Работа над структурой и содержанием сайта продолжается.

Информационный источник: http://moseparh.ru/nachal-rabotu-sajt-svyatye-i-svyatyni-moskvy.html

Состоится лекция о влиянии на общество социально-гуманитарных технологий

25 декабря в 20.00 ч. в храме Преображения Господня на Преображенской площади в Духовно-Просветительском Лектории пройдет лекция.

Тема лекции: «Социально-гуманитарные технологии современной войны и безопасность личности, общества, государства».
Лектор:  Михаил Михайлович Курочко, — профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент, учёный секретарь Совета Военно-философского общества Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир», полковник запаса.

В современной войне преобладают социально-гуманитарные технологии, в которых объектом поражения является непосредственно сознание. Эти технологии раскрываются на пример современного кино, музыки, изобразительного искусства и использования интернета  и социальных сетей. Поговорим об этом на встрече с М.М. Курочко.

Адрес: г. Москва, Преображенская пл., д.9А

23 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЕПИСКОП ПАНТЕЛЕИМОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В ХРАМЕ ВМЧ. ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО НА БЛАГУШЕ

28 февраля епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством г. Москвы, совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме вмч. Димитрия Солунского на Благуше. Служба проходила в вечернее время (с 18.00), согласно древней традиции, которая в наши дни постепенно возрождается.

Епископ Пантелеимон поблагодарил священство и прихожан храма за теплые пожелания в свой адрес и обратился к ним со словами: «Дорогие братья и сестры! Вы являетесь не просто хранителями древней, с виду умирающей традиции, но вы являетесь носителями дара Духа Святаго. В принятии Святых Таин вы соединяетесь со Христом – и Он в вас живет, действует, через вас может изменить этот мир, сделать его лучше, светлее, радостнее. И преумножать дар, который вы получили здесь, нужно добрыми делами, молитвой, служением друг другу».

Затем Владыка напомнил присутствующим, что у настоятеля их храма, прот. Андрея Милкина, памятная дата – 28 февраля он отмечает день своей дьяконской хиротонии: «19 лет тому назад, если я не ошибаюсь, отец Андрей начал свое священнослужение, и начал его не в Москве. И вот теперь он здесь, в Москве. Я хорошо помню, как мы с ним взаимодействовали. Отец Андрей имеет замечательные дары, организаторские таланты, прекрасно умеет разговаривать с самыми разными людьми и находить к ним подход, хорошо устраивает торжественные богослужения. Я лично видел и наблюдал, как в Смоленске он организовывал приезд Святейшего Патриарха. Конечно, я не могу перечислить все, что он умеет и знает.

Я всегда очень рад бывать в этом храме и хочу сердечно поблагодарить Вас, отец Андрей, за то, что Вы мне напомнили, как мы здесь служили 4 года назад. Я прекрасно помню ту службу, помню, как много тогда собралось народа, так же не горел свет, так же благоговейно пел хор, так же все было хорошо и радостно…» В завершение своего обращения Владыка еще раз поздравил отца Андрея с днем дьяконской хиротонии и возгласил ему «Многая лета…».

1 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе в главном храме Вооруженных сил РФ

8 мая 2022 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, накануне 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие военачальники, военнослужащие, все, кто сегодня в храме, и все, кто меня сейчас слышит и видит! Всем вам передаю великое Пасхальное приветствие: Христос Воскресе!

С особым чувством всегда совершаю Божественную службу в этом храме — Главном храме Вооруженных сил нашего Отечества. Замечательно, что у армии, у флота, у всех родов войск Отечества нашего появился этот храм как главное место духовного собрания нашего воинства, где военнослужащие могут помолиться и обратиться к Богу с просьбой о сохранении их жизни, их здоровья, особенно тогда, когда в силу присяги и по долгу службы они серьезно рискуют и здоровьем, и жизнью. И ведь каждый военнослужащий знает, что в любой момент может быть отдан приказ, который потребует готовности встретиться со смертью. Это звучит страшно, но отсюда и произрастает величайшее уважение в народе к людям в погонах, к тем, кто дал присягу защищать Родину. Может быть, в мирное время воинский подвиг так остро не ощущается, но как же высоко он оценивается всякий раз, когда возникает опасность для нашего Отечества, будь то объявленная врагами война, либо, как сейчас говорят, война гибридная, ползучая, скрытая, но реальная, уносящая жизни и военнослужащих, и мирных жителей!

Действительно, служение человека, присягнувшего на верность Отечеству даже до смерти, — совершенно особое. Именно поэтому воины, как никто другой, нуждаются в духовной поддержке. В мирное время это не очень чувствуется, потому что жизнь в Вооруженных силах течет, как ей предписано, реальных рисков нет, но есть уважение, почет, особое положение в обществе. Но все это дается воину, вступившему в Вооруженные силы, как бы авансом. И народ, и общество, и государство понимают: многого заслуживает военнослужащий, давший присягу защищать Отечество, и много нужно сделать для того, чтобы жизнь воина была благополучной. И не нужно завидовать, если кто-то в погонах, особенно с большими звездами, живет хорошо, потому что в любой момент, вне зависимости от величины звезд на погонах, военнослужащий будет обязан пожертвовать своей жизнью и здоровьем, и никакая другая специальность не требует от человека такой жертвы — только воинское служение. Вот почему Церковь особенно молится и в мирное время, я уж не говорю о военном, о властях, которые несут основную ответственность за происходящее в стране, и о воинстве, от которого зависит свобода, независимость и благополучие нашего Отечества.

Так сложилось, что страна наша практически никогда не вела агрессивных войн. Было два случая, которые могут поставить нам в пример и сказать: «А как же Первая мировая война? А до нее Балканская война? Ведь вы пошли на Балканы, и армия Самсонова двинулась в Восточную Пруссию — значит, и вы агрессоры». Совсем нет! На Балканы армия наша пошла не для того, чтобы расширить пространство своей страны, не для того, чтобы обогатить страну богатой добычей, не для того, чтобы подчинить другие народы, а для того чтобы спасти от пятисотлетнего рабства болгарский народ. И назовите еще страну, которая пожертвовала тысячами и тысячами своих сынов для того, чтобы помочь другой стране так, как мы помогли болгарам!

А Первая мировая война? Сербы стали главной целью и мишенью западных сил. И эта известная провокация в Сараево — всё было направлено на то, чтобы Сербия, православная страна, близкая России по духу, но живущая в окружении западных стран, прекратила свое существование. Не хотел Запад иметь среди своих народов этот мужественный православный, любящий Россию народ, и спровоцировал Первую мировую войну. А Россия вступила в эту войну не для того, чтобы приобрести себе земли, не для того, чтобы обогатиться, не для того, чтобы получить власть над другими, а для того чтобы спасти братский сербский народ.

Итак, две войны, относительно которых нас могут обвинить в том, что мы пошли первыми, — это защита болгар и защита сербов. Эти цели не были связаны с меркантильными, материальными, политическими или геополитическими интересами — Россия истощала себя, Россия жертвовала собой для того, чтобы помочь другим. Вот почему мы воинство наше называем христолюбивым — потому что какой силой, кроме как внутренней духовной силой, можно объяснить великий подвиг наших воинов в тех двух войнах!

А что же произошло во время Великой Отечественной войны? Страшный враг напал на страну, которая до того прошла не самый лучший отрезок своей истории — 20-е, 30-е годы. Каждый из нас, кто изучал историю, знает, какими трудными, сложными и даже страшными для народа были эти годы. Но вот наступила война, и все обиды были забыты, все репрессированные были готовы идти и защищать Отечество. И как много людей, которых еще вчера власти считали врагами народа, стали горячими защитниками Родины! Откуда все это? Это от наших духовных корней, это от нашего национального самосознания, которое действительно проистекает из духовных ценностей нашего народа. И даже в безбожное время эти ценности не могли быть демонтированы и уничтожены, потому что они стали частью жизни, частью души нашего народа.

И сегодня в этом воинском храме мы воздаем должное всем тем, кто ныне на разных рубежах защищает наше Отечество. Верим, что и сегодня наше воинство не меньше, чем в те времена, о которых я напомнил, нуждается в духовной силе, в поддержке и, самое главное, в молитвах всего нашего народа. И воинство должно помнить, что мы его любим, помним и молимся о тех, кто сегодня защищает наше Отечество.

Я хотел бы обратиться к военнослужащим, которые присутствуют здесь, а через них — ко всему нашему воинству. Помните, братья, что от того, как вы несете свой воинский долг, от того, насколько вы способны защитить Отечество и даже, не убоюсь этих слов, душу свою положить за други своя, по заповеди Божией, будет зависеть свобода, независимость, самостоятельность нашего Отечества. Независимость даже от самых мощных сил, которые сегодня практически управляют миром, но не управляют нашей страной, а отсюда и все проблемы. И пусть Господь вразумит всех нас — и воинство, и народ, и молодежь, и пожилых людей, интеллигенцию нашу, и рабочих, и тех, кто на селе трудится, — и поможет осознать, какой важный исторический момент мы сегодня переживаем, как нуждаются в наших молитвах и в помощи наша армия, флот, все наши Вооруженные силы. Как мы должны быть сегодня все вместе — никому не угрожая, ни на кого не нападая, но будучи абсолютно готовыми отразить любую агрессию против нашего народа и нашей страны. Пусть подвиг и пример великих наших полководцев — святых Александра Невского и Дмитрия Донского, замечательных военачальников Суворова, Кутузова, Нахимова, Скобелева, маршала Жукова и всей блистательной плеяды советских маршалов, которые во многом обеспечили победу над фашистской Германией, — и сегодня вдохновляют наше воинство.

И вот еще о чем хотел бы сказать. Россия никому не желает зла, никого не хочет захватить и оккупировать, ни из кого не хочет выкачивать ресурсы, как это делает большинство богатых и сильных стран мира, экономически оккупируя слабые и беспомощные страны. Мы не нуждаемся во всем этом, мы самодостаточны, но мы нуждаемся только в одном — в нашей подлинной свободе, в нашей независимости от этих мировых центров власти, которые сегодня, к сожалению, становятся враждебными России. Мы должны консолидировать все наши силы, и духовные, и материальные, чтобы никто не посмел посягнуть на священные рубежи нашего Отечества.

И мои слова — это не то, что наши противники хотели бы характеризовать как «очередную милитаристскую речь Патриарха». Глупости все это! Мои родные и близкие погибли во время войны или умерли в Ленинградской блокаде. Я родился сразу после войны — в 1946 году, я помню послеблокадный Ленинград. На всех нас, на том первом послевоенном поколении, лежала печать скорби, жертв, потерь, разрушений. Я шел в школу по Малому проспекту Васильевского острова и видел остовы разрушенных домов — их тогда еще не снесли, они стояли как страшное напоминание о Ленинградской блокаде. И эти остовы были совсем рядом с домом, где жила моя мама со старшим сыном, еще младенцем, когда в сотне метров взрывались авиационные бомбы. Мы все это помним, и поэтому сегодня особенно молимся и должны все вместе трудиться, чтобы Господь оградил Отечество наше от всякого врага и супостата, чтобы народ наш объединился, преодолев все естественные для человеческого общества разногласия и расхождения во мнениях и жизненных позициях. Сегодня всё нужно отставить в сторону и быть едиными в самом главном — в нашей готовности любовь к Отечеству проявить реально, и делом, и словом, и способностью защитить свой народ и свою страну.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность тем, кто сегодня здесь присутствует, но более всего хотел бы еще раз поблагодарить власти и воинство наше, которое сегодня в условиях практически военных действий несет свою службу, защищая наше Отечество. И еще и еще раз, подчеркивая важность, красоту и доблесть воинского подвига, призываю всех молиться о мире, о том, чтобы Господь отвратил всякие военные действия, чтобы Господь примирил народы, нации и государства, чтобы мир стал достоянием всего рода человеческого. Потому что к миру призвал нас Господь, а не к войне.

И еще о чем-то хотел бы сказать. Сегодня замечательный день — праздник жен-мироносиц, тех самых женщин, которые служили Господу и Его ученикам, помогая им. Может быть, они готовили пищу, приносили продукты, оказывали Спасителю простую человеческую поддержку. И вот эти жены-мироносицы оказались такими сильными, что не убоялись ни римских воинов, ни царя Ирода. Они были с Господом даже до креста и на Голгофе стояли перед лицом улюлюкающей толпы. А ведь замечательная верность женщин-мироносиц Спасителю неоднократно повторялась в последующей истории, в том числе в истории нашего Отечества. В безбожные годы мужья, занимавшие ту или иную должность, боялись в храм пойти, даже будучи крещеными и верующими, боялись признаться в своей вере. А женщины ходили, молились и вымолили у Господа освобождение России, в том числе от ига безбожия. И вот сегодня мы вспоминаем тех самых жен-мироносиц, а также тайных учеников Спасителя — Иосифа и Никодима. А тайные ученики были всегда, в том числе и в безбожное время. Мне приходилось встречаться с такими — многих из них имели погоны с крупными звездами, многие носили звания академиков и не могли вслух говорить о своей вере, но были тайными учениками Спасителя, вокруг которых собирались другие. Так сохранилась вера не только в народе нашем, но и в нашей интеллигенции, в наших Вооруженных силах. Вот какие дивные примеры мы вспоминаем сегодня в связи с праздником жен-мироносиц, служивших Спасителю, и тайных учеников Христовых, которые распространяли Его слово, Его истину среди власть имущих и тогдашней элиты. Думаю, этот феномен жен-мироносиц и тайных учеников никогда не уйдет из жизни Церкви. Потому что и сегодня не всегда и не везде можно открыто исповедовать веру во Христа. И Церковь нуждается в верных учениках — с любыми погонами и звездами и без погон и без звезд. Церковь нуждается в православных людях, которые жизнью своей и добрым словом своим укрепляли бы веру в народе, его национальное самосознание и, в самом возвышенном смысле слова, служили безопасности нашего Отечества.

Да поможет Господь всем нам сохранить все те смыслы, которые несет в себе сегодняшний день, применить их, осуществить в нашей жизни, но, самое главное, осознать, что тайное ученичество и жертвенное служение жен-мироносиц Спасителю являются неотъемлемой частью опыта нашей Церкви. Да укрепит Господь всех, кто не может открыто, но тайно исповедует Господа и Спасителя, да укрепит Господь наших женщин-христианок, которые, несмотря на позицию своих мужей, сохраняют веру в семьях и в вере воспитывают детей. Да поможет нам Господь не сойти с исторического пути, предначертанного нашему народу и нашей стране, которая сегодня является великой силой, несомненно удерживающей мир, по слову апостола, от страшного и пагубного безбожного цивилизационного развития. Молитвами святых угодников Божией, в земле Русской просиявших, наипаче же тех, кто был связан с защитой нашего Отечества, да сохранит Господь землю Русскую от всякого врага и супостата, да укрепит веру нашу и любовь к Отчизне! Аминь.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5924172.html

10 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

Действия священников при совершении таинств в условиях пандемии

Более 30 человек из различных епархий России и других стран приняли участие в практическом интернет-семинаре, который провел 12 июня 2020 года секретарь Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы, клирик храма благоверного царевича Димитрия при ГКБ № 1 имени Н.И. Пирогова — иерей Михаил Голубков. Он рассказал, как организовано служение больничных священников в Москве, поделился опытом посещения людей, болеющих коронавирусом, разобрал практические случаи и сложности. Вебинар был организован совместно с порталом для священнослужителей «Пастырь».

С просьбой о проведении такого вебинара обратился глава социального отдела Петропавловской епархии протоиерей Виктор Музыкант. В ходе Zoom-совещания XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, которую проводил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению для епархий Дальнего Востока, отец Виктор попросил рассказать о пошаговых действиях священника при совершении таинств и посещении больных с коронавирусом.

Помимо священнослужителей с Камчатки, в вебинаре смогли также принять участие представители других епархий России и Беларуси. Среди участников семинара был и архиепископ Петропавловский и Камчатский Феодор, который обратился с приветственным словом.

Отец Михаил Голубков напомнил, что с началом эпидемии в московской Комиссии по больничному служению была сформирована группа священников, подготовленных для окормления больных с COVID-19. Все они проходили специальное обучение и получили инструкции, как действовать, чтобы минимизировать риск заражения и дальнейшего распространения инфекции.

Он подчеркнул, что включение священников в состав таких групп возможно только по их личному согласию.

«Каждое посещение зараженных коронавирусом — это риск, даже с учетом соблюдения всех мер предосторожности и использования средств защиты, — сказал отец Михаил. — Для больничных священников в связи с этим действует то же ограничение, что и в других сферах — тех, кому старше 65 лет и у кого есть хронические заболевания, не подключают к работе с больными».

Со 2 апреля по 15 июня в Москве специальная группа подготовленных священников совершила 384 выезда для совершения таинств к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. Наибольшее количество выездов было зафиксировано в течение мая, сейчас наблюдается снижение числа звонков.

Все священники посещают больных коронавирусом в специальных костюмах и средствах защиты. В красную зону (будь то больничная территория или квартира, где живет болеющий человек) священнослужители заходят в такой же защите, что и врачи в медицинских учреждениях: специальный костюм-комбинезон, шапочка, очки, респиратор, две пары перчаток, высокие бахилы. Под костюмом остаются епитрахиль и поручи. Отец Михаил показал в ходе вебинара, как именно следует надевать предметы облачения и средства защиты.

Совместно с эпидемиологами Синодальный отдел по благотворительности выработал специальные правила посещения больных с коронавирусом. В них описаны вопросы подготовки, перенесения и преподания больным Святых Даров. Эти правила детально разъяснил отец Михаил Голубков и дал конкретные практические рекомендации.

Все, что священник вносит в квартиру больного, остается у причащающегося или специальным образом утилизируется после визита. От дома больного до места утилизации все использованные при совершении таинства предметы перевозятся в герметичных пакетах. Защитную одежду утилизируют в больнице как медицинские отходы класса Б.

В Москве за день священник из специальной группы успевает посетить четырех пациентов, но это сложный процесс, отметил отец Михаил. Каждое новое посещение — это новый костюм, новые средства защиты. Для переодевания и подготовки к посещению больных отец Михаил рекомендует приглашать помощника. Правильно надеть средства защиты, не забыть ничего, что понадобится в совершении таинства, подготовить все так, чтобы не перемешать чистые и грязные  — оказавшиеся в красной зоне — вещи и предметы не просто и требует сноровки. Помощники священников также используют защитные средства: специальные халаты, перчатки, маски.

В каждой епархии рекомендуется организовать специальный телефон для вызова священника к больным с коронавирусом, отмечалось в ходе вебинара.

Представители епархий также поделились своим опытом посещения больных коронавирусом. Так, о своей практике рассказал глава Отдела по социальному служению, благотворительности и взаимодействию с медицинскими учреждениями Ярославской епархии иеромонах Агафангел (Шкуранков).

В Москве люди, болеющие коронавирусом, а также контактировавшие с больным могут пригласить священника для совершения таинств по круглосуточному телефону Комиссии по больничному служению: +7 (903) 660-30-40.

Запись семинара будет опубликована на портале «Пастырь».

Ранее опыт работы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы в условиях пандемии 4 июня представили в рамках интернет-семинара XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению, которая была организована Синодальным отделом по благотворительности для епархий Дальнего Востока.

В условиях эпидемии московская Комиссия по больничному служению и Синодальный отдел по благотворительности также проводят онлайн-беседы священников с теми, кто болеет. Беседы проходят каждые среду и воскресенье в 20.00 и одновременно транслируются в социальных сетях и Youtube-каналах Синодального отдела по благотворительности и телеканала «Спас».

В связи с пандемией более 100 тысяч человек нуждаются в срочной продуктовой помощи в России и других странах. В епархиях отмечается значительное увеличение количества обратившихся за помощью. На сайте Милосердие.ru открыт сбор средств на покупку продуктов и предметов первой необходимости для людей, которые оказались в состоянии крайней нужды. Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ru, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом «Еда» и суммой пожертвования. Например, «Еда 300».

В России и других странах Церковь оказывает всестороннюю помощь нуждающимся в период карантина, связанного с распространением коронавирусной инфекции. Открыты девяносто шесть горячих линий, действуют  более ста добровольческих служб, почти семь тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи.

Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в последней информационной сводке Синодального отдела по благотворительности.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/svyashhennikam-pokazali-kak-poseshhat-covidbolnykh

16 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up