Молодежная литургия — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Молодежная литургия

Опубликовано: 22 апреля 2023

Категории: Новости

22 Апреля 2023 года, в субботу Светлой седмицы, управляющий восточным викариатством г. Москвы епископ Пантелеимон совершил Божественную Литургию для молодежи Восточного и Юго-западного викариатств. Владыке сослужили декан Богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский, ответственные за молодёжное служение в Викариатствах, а также приходские ответственные по работе с молодежью.

Служба проходила в историческом здании Соборной палаты ПСТГУ, по адресу Лихов переулок, дом 6. На Литургии присутствовало около 250 молящихся, песнопения исполнял сводный молодёжный хор двух викариатств.

После Литургии каждого ждал подарок от владыки Пантелеимона: прекрасное чаепитие с пирогами. Владыка лично позаботился о том, чтобы каждый пришедший не остался голодным.

По завершении трапезы все присутствовавшие отправились в актовый зал Соборной палаты, где владыка ответил на вопросы молодежи, поделился историями из своей жизни, а также рассказал о пережитых временах притеснений в годы Советской власти.

Пресс-служба Восточного викариатства

В Гольяново прошла экскурсия для бойцов Росгвардии

24 августа храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове посетили с экскурсией военнослужащие Центрального округа Росгвардии. Воины узнали историю появления Гольяновской святыни, получили развернутый ответ на вопросы: как и почему православная вера делает человека сильным духом. Экскурсию провела советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров №11 г. Москвы, помощник настоятеля храма по миссионерской работе Друшлякова Н. А.

Как выяснилось в ходе экскурсии, многие из бойцов имеют духовный и молитвенный опыт, кто-то оказался знаком со Священным Писанием. После осмотра внутреннего убранства храма росгвардейцам было предложено помолиться и поставить свечи перед иконами Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, святых воинов Георгия Победоносца и Александра Невского. Затем дорогих гостей приняли в трапезной, где от души угостили чаем, пирожками, конфетами и другими лакомствами.

Настоятель храма, заведующий сектором Росгвардии иерей Роман Богдасаров регулярно посещает военнослужащих Центрального округа с беседами, проводит работу с военно-политическими органами округа. Воины регулярно участвуют в богослужебной деятельности прихода храма Зосимы и Савватия Соловецких, в частности, они участвовали в Литургии и Крестном ходе на недавнем престольном празднике.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

26 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в Косино

В пятницу, 18 декабря, в канун праздника Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси возглавил совершение Всенощного бдения в приписном храме в честь свт. Николая Чудотворца, храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, протоиерей Дмитрий Бабьев настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Кочино; клирик храма иерей Игорь Урсков, клирик храма иерей Василий Форкавец; клирик храма диакон Дмитрий Иванов; диакон Андрей Постнов.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника:

Дорогие братия и сёстры! Сердечно поздравляю всех с праздником Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, с престольным праздником вашего храма! Очень рад бывать в вашей общине, видно ваше благочестие, молитвенный настрой, благоговейное отношение к службе. В этот праздник просим Святителя Николая, чтобы он вам помог и всех утешил. Мы сейчас живем в трудное время, когда много разговоров об опасности, что пандемия никогда не кончится, но на земле мы всегда должны жить с мыслью, что Господь нас никогда не оставит.  

В истории нашей страны и народа были времена более тяжелые, были заболевания и эпидемии страшные, но важно для нас с вами жить сегодняшним днем и в этом «сегодня» находить дверь в вечность, быть в вечности со Христом! Господь в сегодняшнем Евангелии напомнил, что есть в нашей душе дверь и этой дверью является Он сам. Это дверь ведет нас в вечную радость. Святитель Николая тоже являет нам ту самую дверь. Он в своей жизни являлся добрым пастырем и радостью делился с другими людьми.

Человечество за 2000 лет от Рождества Христова во многом преуспело: накоплены большие богатства, расширяются горизонты знаний, но на земле все меньше становится — доброты! Придя в храм нам нужно помолиться и попросить у Бога то, что нам поможет приумножить доброту, что поможет научиться быть добрым, не искать доброту вне себя, а постараться быть добрым самому и тогда мир откроется нам совершенно доброй стороной. Аминь!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства.

18 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха о значимости социального служения в Церкви

4 сентября 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялосьзаседание Высшего Церковного Совета. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на нашем очередном заседании и по традиции хотел бы сказать несколько вступительных слов. В повестке дня — проект документа «Организация социального служения в епархиях», подготовленный нашим профильным отделом, который возглавляет Преосвященный владыка Пантелеимон. Мне кажется, документ очень своевременный, потому что социальная работа в нашей Церкви развивается, и люди на местах, вовлеченные в эту деятельность, нуждаются в таких направляющих указаниях, в документах, которые помогли бы им лучше организовать свою работу.

Социальная активность — это очень важная форма нашей церковно-общественной жизни. Может быть, она второстепенна по отношению к литургической жизни, к служению таинствам Божиим, к проповеди Евангелия, но современное общество особым образом воспринимает именно социальную деятельность Церкви. Сознание людей очень прагматично, и нередко звучит вопрос: «А какая от Церкви польза?» Если мы отвечаем «молитва», «таинства», то это понятно для определенной части людей воцерковленных, но невоцерковленные такой ответ не воспринимают. Если же мы говорим о социальной деятельности, то всем все становится понятно и ясно. Поэтому социальная деятельность является в каком-то смысле визитной карточкой Церкви в глазах светского, в значительной мере невоцерковленного общества.

Социальное служение на всех уровнях — от епархии до прихода — должно удовлетворять высоким стандартам и ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты, которые хорошо видны, которые можно проверить и оценить. У нас есть примеры, когда церковная социальная работа получает признание со стороны общества и государства, и так происходит именно тогда, когда и общество, и государство удостоверены в том, что работа реально осуществляется и приносит благо людям.

Хотел бы привести несколько примеров. Известные всем «Ангар спасения», «Автобус милосердия» — первые в нашей стране инициативы подобного рода. Сейчас появились новые ангары, где люди в зимнее время могут обогреться, поесть, помыться, этим занимаются и государство, и разного рода благотворительные организации, но началось все с церковных инициатив. Конечно, я глубоко благодарен тем, кто под руководством владыки Пантелеимона эти инициативы начал осуществлять в то время, когда о них еще не было известно в нашем обществе. Другой пример удачной работы — это детский хоспис в Санкт-Петербурге, который организовал отец Александр Ткаченко. 29 августа такой же хоспис был им открыт и в подмосковном Домодедово. Это означает, что методика и практика, разработанные отцом Александром Ткаченко, востребованы, в том числе государственными структурами, которые вовлечены в социальную работу.

Не менее важна прозрачность социально-благотворительной работы Церкви. Люди сегодня готовы жертвовать, очень многие настроены на то, чтобы помогать, но для того чтобы привлекать необходимые средства для благотворительной работы, нужно, чтобы сам факт сбора средств церковными организациями был некой гарантией, которая удостоверяла бы жертвователей в том, что все средства, которые они направляют, достигают результата. Речь идет, конечно, о прозрачности и о публичности. Удовлетворение этим требованиям разрушает ложные стереотипы, которые, к сожалению, насаждаются соответствующими кругами — теми, что постоянно критикуют Церковь и по делу, и без дела, обвиняя нас в алчности, безразличии к страданиям людей и т.д. Это происходит всякий раз, когда у людей закрадываются сомнения, действительно ли осуществляется благотворительная работа, или, может быть, Церковь осуществляет ее не в полной мере, но лишь для того чтобы представлять ее обществу как реальный факт.

Хотел бы еще раз сказать, что мы должны работать не на публику и не на пиар — мы должны работать для того, чтобы реально помогать страдающим людям. До сих пор так оно и происходило, у меня нет оснований кого бы то ни было упрекать или делать замечания. Посещая «Ангар спасения» и наш Отдел по социальному служению и благотворительности, я видел очень скромных людей, которые беззаветно преданы своему делу и отдают свое время и силы, чтобы служить делу, о котором мы сейчас говорим.

Но социальная работа в Церкви, с моей точки зрения, должна быть массовым явлением. Она не должна быть элитарной, не должна быть привязана исключительно к бюрократической церковной структуре (в данном случае слово «бюрократическая» употребляю в положительном смысле слова). Необходимо как можно активнее привлекать к социальным проектам общественные организации и, конечно, местных жителей. Мы знаем примеры, когда неверующий человек начинал помогать, через приходскую социальную работу, воспитанникам монастырских приютов, пациентам больниц и постепенно начинал осознавать важность всего того, что Церковь делает, а вместе с этим осознанием делал первые шаги на пути воцерковления. Не буду сейчас называть довольно известного человека, который во время пожаров в Подмосковье, когда Церковь очень активно включилась в помощь людям, случайно проходил мимо нашего Отдела по социальному служению. Он увидел, что все вокруг куда-то устремлялись с какими-то пакетами, и кто-то, задев его, сказал: «Пойдем, поможешь нам». И он поневоле включился, тоже стал таскать пакеты, куда-то загружать. Потом у него спросили: «У тебя машина есть?» — «Есть» — «Поедешь по такому-то адресу, отдашь пакеты». И человек, который не имел никакого отношения к Церкви, был настолько захвачен этим энтузиазмом, что переосмыслил свое отношение. Поэтому социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе, которое мы совершаем, помогая людям, неся людям добро.

Теперь в отношении того, должны ли мы освещать эту работу или не должны, ведь есть заповедь Господа о том, что правая рука не должна знать, что делает левая. Это не относится, конечно, к социальной работе Церкви. Если информация о церковной социальной работе распространяется только ради тех, кто ее ведет, то это грех; но ведь это неправда. Люди должны узнавать о том, что совершает Церковь, с тем чтобы максимально включиться в эту работу, в том числе привнося свой материальный вклад. Поэтому широкое освещение в СМИ нашей социальной деятельности ни в коем случае нельзя воспринимать как некий пиар. Это не пиар — это рассказ о деятельности, которая, при несомненной эффективности, нуждается в поддержке со стороны общества, а, может быть, и государства. Без широкого освещения в СМИ никто ничего знать не будет, и это плохо для людей, которые ожидают от Церкви подобного рода деятельности, и ослабляет нашу социальную работу.

Подытоживая сказанное, я хотел бы призвать активно осваивать новейшие практики массовой социальной работы и качественно освещать их в медиа. Например, посредством организации неких марафонов, флэш-мобов, тематических интернет-акций, которые способны вовлечь в социальное служение как можно больше людей. Это одна из важнейших форм христианского свидетельства в наши дни. Я бы призвал все наши информационные ресурсы к тому, чтобы эта работа очень активно освещалась, и самих тружеников социального служения призвал бы к дальнейшему наращиванию активности, к расширению поля деятельности и, что самое важное, к привлечению все бόльшего и бόльшего количества людей, в том числе добровольцев.

Немножко позже мы поговорим подробнее об этой деятельности, но в качестве вступительного слова я бы хотел поделиться своими мыслями о том, что в этой важной сфере делается Церковью. Благодарю за внимание.

Сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

5 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Комментарий епископа Пантелеимона об ограничении посещения столичных храмов

Председатель Синодального отдела по благотворительности, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, епископ Пантелеимон прокомментировал письмо митрополита Дионисия о закрытии по требованию санитарных властей доступа в столичные храмы на Страстную неделю и Пасху, с возможностью продления такого режима.

«Врачи, предпринимающие многие усилия для победы над болезнью, подчеркивали и подчеркивают, что главным средством против ее распространения, и как следствие – гибели, или тяжелых последствий для здоровья множества людей, является социальная изоляция, то есть неотлучное пребывание в своих домах и квартирах, — отметил Владыка. — К сожалению, некоторые священники находятся в больницах или дома в изоляции. Это не пустые слова, не то, что раздувается СМИ – это действительно так. Эта зараза распространяется, она трудноопределимая, и трудно сдерживаемая.

Я сейчас в рабочей группе по коронавирусу, мы встречаемся с Патриархом, и видим, как тяжело и трудно ему принимать эти решения. Могу свидетельствовать, что с болью в сердце он принял решение рекомендовать верующим воздержаться от посещения храмов во время эпидемии.

Теперь за один день 10 апреля прирост числа больных составил 17%, в общей сложности их стало почти 10 тысяч человек. Дальнейшее сохранение подобной динамики может, по свидетельству врачей, привести к катастрофическим последствиям. Мы видим очереди из машин скорой помощи, которые стоят у больниц, знаем, что больные могут часами оставаться в приемном отделении, потому что врачи не могут сразу принять всех, что врачи работают сутками, не выходя из больниц, заболевают сами, не имеют горячей пищи, работают на износ.

Управлением Московский Патриархии было получено предписание главного государственного санитарного врача по Москве, человека верующего, и очень хорошего, о принятии новых ограничений, начиная с 13 апреля.

Дорогие друзья! Надо со смирением и кротостью принять эти предписания и благословение Священноначалия. Большинство из тех, кто сегодня причастились – вероятно, делали это в последний раз до открытия храмов вновь. Поэтому надо особенно хранить тот дар Причастия, который мы получили. И радость не отойдет от нас.

А тем из нас, кто сегодня не был в храме, я хочу посоветовать готовиться к Причастию, чтобы причаститься тогда, когда это станет возможным. И тоже – не унывать.

Мы не лишены Причастия в принципе – но временное ограничение должно готовить нас к более глубокому осознанию своих грехов, и к более деятельному, более осознанному причащению в следующий раз, когда это станет возможным.

Не надо унывать. Воин, когда встречается с трудностями, радуется. И настоящий христианин, когда его постигают скорби, воодушевляется, и приходит в бóльшую силу. И Господь рядом, когда постигают нас скорби. «Чем ночь темней, тем ярче звезды, чем глубже скорбь – тем ближе Бог».

Хотя большинство из нас будет лишено Причастия, и в Великий Четверг, и даже на Пасху – присутствие Бога ощущается и без совершения Таинств. Мы люди грешные, и не знаем, как сложится наша судьба в дальнейшем – но знаем святых, которые не были даже крещены, но своей мученической кончиной засвидетельствовали свою верность Христу. А ведь они никогда не причащались. Причастие не помогает человеку автоматически. Можно быть с Богом, если мы отделены от Причастия не по нашей вине.

Нужно учиться глубже осознавать, что такое христианская жизнь. Я надеюсь, что мы с вами посвятим этому время и Страстной, и Светлой седмицы, приблизимся к более глубокому осознанию и пониманию того, что такое быть христианином. Это же значит не просто формально участвовать в богослужениях – а всей душой, всем сердцем предать себя Богу. И принимать все, что посылается Им, и радости, и скорби – как путь в Царство Божие».

«Думаю, что это испытание поможет нам стать лучше. Ближе ко Христу, ближе друг ко другу, больше ценить общение, которое у нас есть, и которого мы теперь на время лишаемся, — подчеркнул владыка Пантелеимон. — Мы можем быть вместе независимо от расстояния: вместе с Богом, с нашими святыми, с нашими почившими близкими, вместе с теми, кто уехал из города на время карантина».

Информационный источник: https://www.miloserdie.ru/news/

13 апреля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up