МОЛОДЕЖЬ ИЛИИНСКОГО ПРИХОДА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В СЕКЦИЯХ XXVI РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ СПОРТУ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

МОЛОДЕЖЬ ИЛИИНСКОГО ПРИХОДА ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В СЕКЦИЯХ XXVI РОЖДЕСТВЕНСКИХ ЧТЕНИЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ СПОРТУ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Опубликовано: 29 января 2018

Категории: Новости, Новости викариатства

26 января 2018 г. в Олимпийском Комитете России прошла конференция «Русская православная Церковь и мир спорта» в рамках XXVI Международных Рождественских Образовательных чтений, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

От Илиинского прихода на секции присутствовал куратор спортивного направления молодежного объединения «Илиинский светоч» Максим Швец. Он также принял участие в прошедшей в рамках секции профильной конференции, посвященной продвижению здорового образа жизни и организации спортивных мероприятий на приходском и общегородском уровнях.

Выступающими спикерами секции были: протоиерей Николай Соколов -настоятель храма Святителя Николая в Толмачах, духовник Олимпийских сборных команд России; 8-кратный чемпион России по тяжелой атлетике Михаил Кокляев, Олимпийский Чемпион 2016 по боксу Евгений Тищенко, боец смешанного стиля лиги UFC Алексей Олейник.

Каждый из участников выступил с докладом обозначив современные проблемы в рамках заявленной темы и предложил методы их решения. Также, выступающие отвечали на вопросы из зала.
Глубокими и интересными были выступления протоиерея Александр Новопашина и священника  Бориса Левитана,  поделившихся своими успехами в деле миссии среди молодёжи через спортивные проекты в Новосибирской епархии. Их выступления были особенно ценны для слушателей, потому как затрагивали проблематику темы спорта в контексте реализации проектов Православной Церкви.

Результатом проведенной в рамках секции работы стала разработка первой редакции Резолюции конференции с предложениями о планируемых мероприятиях, необходимых для повышения интереса к спорту и здоровому образу жизни среди молодежи.

Духовенство Восточного округа приняло участие в онлайн-семинаре

9 июля 2020 года на онлайн-площадке портала для священнослужителей «Пастырь» состоялся онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт». В мероприятии приняли участие архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефремепископ Переславский и Угличский Феоктист и более 40 священников из России, Украины, Казахстана и Коста-Рики.

Мероприятие открыл модератор встречи, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. Отец Николай представил докладчиков и озвучил регламент семинара, акцентировав внимание на том, что все поднимаемые вопросы планируется обсудить именно с позиции душепопечения — т.е. насколько священнику в его пастырской работе уместно использовать те или иные инструменты, традиционно относящиеся к психологическому консультированию.

С первым докладом выступил настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов.

Будучи психологом по образованию, отец Георгий обозначил основную проблематику психологии, точки ее пересечения с богословием и пастырским душепопечением. «Лично я убежден, что психология может быть полезна священнику в его служении, но только при двух условиях, — отметил докладчик. — Первое — это определенная обработка психологического знания, о котором говорил свт. Григорий Палама в «Триадах», а второе — использование психологического знания при взаимодействии с человеком только до определенного момента времени, после которого взаимоотношение пастыря и пасомого переходит в качественно другое состояние».

Проанализировав отношение к психологии в духовном образовании XIX века, в частности, сославшись на свт. Феофана Затворника, который преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, отец Георгий постарался дать ответ на вопрос, почему сейчас отношение к психологии в кругу духовенства весьма неоднозначное. Также докладчик предложил слушателям наглядную модель того, что по, его мнению, представляют из себя некоторые психотерапевтические подходы.

Подводя итог своего выступления, отец Георгий отметил, что пастырь не должен забывать о главной цели пастырского душепопечения — привести человека ко спасению, а не сделать комфортной его земную жизнь.

Дискуссию после доклада открыл преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. В ответном слове он обратил внимание на неоднородность психологии, различие психологических школ и их практик, а также прокомментировал тезис о преподавание психологии в дореволюционных семинариях: «В XIX веке психология, выделившись из философии, еще несла в себе христианские следы, в частности, в ее научной терминологии присутствовала «душа», и ее преподавание в духовных школах не являлось диссонансом по отношении к богословским наукам. Но с тех пор, как в XX веке понятие «души» исчезает из психологии, она во многом начинает противостоять христианскому мировоззрению».

При осмыслении внутреннего содержания конкретной психологической школы отец Вадим предложил критерий — соотносить антропологическую модель человека, используемую той или иной психологической школой, на предмет ее соответствия православной антропологии. Если соответствие есть, то возможно ставить вопрос о взаимодействии и практическом использовании такого психологического знания, если нет — такую психологическую школу пастырю необходимо отвергать.

В ходе дальнейшего обсуждения председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев выступил с докладом «Психологическое консультирование в душепопечении кризисных семейных пар».

Отец Александр проанализировал такое явление, как алекситимия — неспособность человеком осмыслить и дать описание собственному состоянию, поделился тем, как возникла идея организации «Супружеских встреч» в Санкт-Петербурге, и рассказал об азах психологического консультирования кризисных супружеских пар, находящихся на грани развода, которые необходимо знать каждому приходскому священнику.

Дополняя выступление отца Александра, настоятель храма князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов напомнил участникам обсуждения главную задачу пастыря: решать в первую очередь не земные проблемы человека, которые нередко посылаются для того, чтобы человек задумался о духовном, а способствовать соединению человека с Богом и спасению его души.

Архиепископ Биробиджанский Ефрем выступил с докладом «Место психологии в пастырской подготовке». Он рассказал об опыте Хабаровской духовной семинарии, когда она была экспериментальной площадкой для внедрения расширенного психологического курса при подготовке будущих священников, и поделился выводами, которые он сделал, будучи в то время проректором семинарии, в результате этого эксперимента.

«В какой-то момент под влиянием психологов сложилось ложное впечатление, что можно читать Священное Писание, изучать аскетику и святых отцов, но для того, чтобы все это применить во благо людей, требуются те знания, которых у священников нет», — рассказал архиепископ Ефрем.

По словам владыки, произошла фундаментальная подмена — овладение психологическими знаниями поспособствовало пренебрежительному отношению к благодатной церковной жизни и церковному Преданию.

В качестве одного из выводов прозвучало, что психологию в пастырской подготовке можно допускать только в том случае, если ее методы не противоречат православной антропологии и преданию, и конечной целью будет приведение человека к покаянию, молитве и таинствам Церкви.

После всех выступлений докладчиков состоялась дискуссия, а рамках которой выступили все желающие участники онлайн-встречи.

Заведующий кафедры психологии и антропологии Медицинской академии г. Днепра, действующий психолог-психотерапевт протоиерей Тарас Марченко заметил, что достаточно часто люди, находящиеся в кризисной ситуации, приходят к священнику с вопросами далеко не духовного характера, а лишь психологического: «Если к священнику обращаются с проблемами, в которых он не является специалистом, то нужно честно сказать об этом человеку: друг, давай мы с тобой начнем от Евангелия, а с этими твоими вопросам — обратись к специалисту. И хорошо, если у священника на примете есть такой специалист, который, в свою очередь, не будет претендовать на решение духовных вопросов человека. Иначе существует серьезная опасность повредить человеку своим советом».

Как человек, получивший психологическое образование, отец Тарас подчеркнул, что не считает нужным всем священникам глубоко изучать психотерапию, но при этом каждый пастырь должен ориентироваться в азах психологии и психиатрии, чтобы в нужным момент квалифицировать, по какому вопросу к какому специалисту нужно человеку рекомендовать обратиться.

Модератор встречи протоиерей Николай Емельянов в ответном слове заметил, что не только психологам приходится работать с теми людьми, кому священник дал некомпетентный совет не из области своей компетенции, но и к священнику нередко приходят люди с тяжелыми духовными последствиями после неудачных советов психологов.

Выпускник Института практической психологии и психоанализа, клирик храма прп. Саввы Сторожевского г. Балашихи иерей Димитрий Огнев предложил использовать в качестве главного критерия для разграничения ответственности между священником и психологом целеполагание человека, который обращается с проблемой, и сформулировал разницу между целями, которые лежат в основании пастырского душепопечения и различных психотерапевтических практик.

Подводя итоги обсуждения, отец Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и предложил участникам сформулировать и предложить темы для будущих обсуждений в подобном формате.

***

Сайт «Пастырь» с самого начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Но в связи с тем, что во время карантина очные встречи временно стали невозможны, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено начать проводить семинары в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

Первый онлайн-семинар состоялся 10 июня на тему «Пастырская аскетика сегодня». На нем и было принято решение провести в июле следующую интернет-встречу для обсуждения вопросов применения психологических приемов в пастырской практике.

Информационный источник: https://priest.today/news/online-seminar_psychologiya_v_dushepopichenii

12 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

По материалам miloserdie.ru

3 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Прошел круглый стол

Департамент здравоохранения города Москвы выразил благодарность за активную  совместную деятельность по вопросам духовно — нравственного воспитания молодёжи и популяризации традиционных семейных ценностей настоятелю храма Живоначальной Троицы при ДГКБ св Владимира иерею Владимиру Суханову.

Сохранение и укрепление здоровья населения — одно из приоритетных направлений политики нашего государства.

10 июля 2025 года в центре женского здоровья на Яблочкова ГБУЗ «Городская клиническая больница им АК Ерамишанцева ДЗМ» состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы профилактики и предотвращения абортов, сохранение репродуктивного здоровья населения.

В обсуждении приняли участие медицинские работники, представители различных религиозных конфессий, социально ориентированные НКО.
Этот Круглый стол был приурочен к Всероссийскому дню семьи, любви и верности.

Работу по профилактике абортов надо проводить как среди молодёжи, так и среди людей старших поколений. У молодых людей, вступающих во взрослую жизнь, необходимо формировать чувство ответственного отцовства и материнства.


11 июля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Встреча с известным писателем и культурологом Василием Ирзабековым в храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

и

23 марта 2022 г. в Приходском доме храма прпп Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове состоялась встреча учащихся, педагогов Центра «Слова» и прихожан с Василием Давыдовичем Ирзабековым – православным писателем, культурологом, автором книг о святой силе русского слова.

На этой встрече Василий Давыдович приоткрыл слушателям тайну дара Слова, тайну русского языка, над которой люди в каждодневной суете зачастую не задумываются. Это было не специальное лингвистическое исследование, а живое, образное и понятное детям размышление о связи языка и духовности.

Самым маленьким ученикам 1-3 классов Василий Давыдович рассказывал об истории слова «стыд». Думается, что после его рассказа ребятам не захочется совершить плохой проступок, не захочется ощутить «студное» состояние, когда холод, «студ-стыд»  отделяет тебя, согрешившего, от Бога. Конечно, Василий Давыдович напомнил детям и о возможности вернуться к Божественному Теплу и Свету, покаявшись в своем проступке.

Ученикам 4-7 классов Василий Давыдович объяснил смысл именования венца творения Божьего, смысл слова «человек». По мысли писателя и филолога А.С. Шишкова, старшего современника А.С. Пушкина, слово «человек» восходит непосредственно к понятию «слово»: слово – словек – цловек – чловек – человек. Если мы, православные, знаем, что одна из ипостасей Божественной Троицы есть Бог-Слово, то рожденные от Него, конечно же, словеки — человеки.

На встрече были также рассмотрены нравственные категории в русском языке. Обращаясь к таким понятиям как совесть, честь, стыд, вера, жизнь, вечность, человек, Василий  Давидович в наглядной и доступной для учащихся форме показал связь этих понятий с содержанием Книг Ветхого и Нового Завета. По мысли учёного, Священное Писание – это заложенная Самим Создателем основа, без которой невозможно развитие языка, мировоззрения и культуры у разных народов мира. Русский язык, носителями которого мы являемся, на протяжении многих столетий формировался под непосредственным влиянием православного вероучения. Поэтому сохранение русского слова является важнейшим условием духовно здорового развития человека с христианским мироосмыслением, со стремлением к созиданию и преображению мира на христианских принципах.

Эта встреча, прошедшая в атмосфере душевной теплоты и единомыслия, стала рассказом о поисках смыслов русских слов, о деле  длиною в целую жизнь, и вылилась в гимн святой силе слова. Василий Давыдович очень хотел донести в своем выступлении то, что слова русского языка свидетельствуют о Боге, о вечности, призывают ко спасению. Надеемся, что то зерно, которое было брошено в детские сердца, даст свои добрые всходы и принесёт плоды.

В завершении встречи Василий Давыдович с благодарностью принял подарки от храма и Центра «Слово» икону преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Педагоги Центра,  учащиеся, родители и прихожане нашего храма  искренне надеются на новые встречи с известным писателем, публицистом и культурологом.

Информационный источник: храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольново

1 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up