Итоги XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Итоги XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»

Опубликовано: 11 декабря 2021

Категории: Новости

9 декабря 2021 года в Москве под председательством главы Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения состоялось итоговое заседание жюри XVII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Сопредседателем конкурса является руководитель сектора мероприятий и конкурсов Синодального ОРОиК, президент АНО «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»» иеромонах Трифон (Умалатов).

Организаторы конкурса — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и АНО «Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение»».

В состав жюри вошли:

  • М.Н. Белогубова, советник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе на общественных началах, сопредседатель Конкурсной комиссии конкурса «За нравственный подвиг учителя»;
  • Т.И. Хресина;
  • А.П. Волков, заслуженный художник России, педагог ГБОУ ВПО г. Москвы «Московская государственная академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки»;
  • Ю.А. Нуждина, педагог дополнительного образования ГБУ ДО г. Москвы «Московская государственная специализированная школа акварели Сергея Андрияки с музейно-выставочным комплексом»;
  • М.Ю. Шраменко, продюсер;
  • Л.М. Донченко, учитель школы с углубленным изучением английского языка № 1352 г. Москвы, член Московской ассоциации учителей православной культуры, кандидат педагогических наук.

Список победителей:

Победителями конкурса стали:

В номинации «Основная тематика», первая возрастная группа
(9–12 лет):

1-е место — Царегородцева Мария (12 лет), «Дворовые баталии», Салехардская епархия;
2-е место — Зайцева Софья (11 лет), «Плотник Петр Михайлов на Голландской верфи», Орловская епархия;
2-е место — Янайт Никита (12 лет), «Петр I: Кто положит душу своя за други своя», Казанская епархия;
3-е место — Золотарева Дарья (11 лет), «Полтавская битва», Орловская епархия;
3-е место — Толкачев Марк (10 лет), «Достижения Петра», Мурманская епархия;
3-е место — Онучина Виктория (10 лет), «Потешный полк», Архангельская епархия.

В номинации «Основная тематика», вторая возрастная группа
(13–17
лет):

1-е место — Курашкина Екатерина (16 лет), «Гангут. Абордаж шведского судна», Белевская епархия;
2-е место — Гончаров Дмитрий (14 лет), «Епископ Митрофан и Петр 1. Воронежскому флоту быть», Россошанская епархия;
2-е место — Васильев Арсений (13 лет), «Потешный флот», Тверская епархия;
3-е место — Желтикова Алена (15 лет), «Дружина юного Петра», Мичуринская епархия;
3-е место — Бабкова Анна (16 лет), «Становление», Орловская епархия;
3-е место — Михайлюк Валерия (16 лет), «Люблю тебя, Петра творенье…», Ванинская епархия.

В номинации «Православная икона»:

1-е место — Иванова Христина (17 лет), «Святитель Митрофан благословляет Петра I», Воронежская епархия;
2-е место — Невзорова Екатерина (15 лет), «Беседа святителя Митрофана Воронежского и Петра I», Московская городская епархия;
2-е место — Джумбаев Азиз (Арсений) (13 лет), «Апостол Петр», Гатчинская епархия;
3-е место — Котлярова Дарья (17 лет), «Святитель Митрофан Воронежский», Липецкая епархия;
3-е место — Руденко Владислава (17 лет), «Копия Каплуновской иконы, бывшей при воинах в день Полтавской победы», Ейская епархия;
3-е место — непресуждалось.

В номинации «Роспись по фарфору»:

1-е место — Савченко Ксения (15 лет) «Детство Петра», Саратовская епархия;
2-е место — Корнилова Анастасия (15 лет) «Пётр I», Нижегородская епархия;
2-е место — Васильев Роман (16 лет) «Так начинался Петербург», Тверская епархия;
3-е место — Лашкина Анна (17 лет) «Россия в эпоху Петра I», Нижегородская епархия;
3-е место — Тяпкина Ксения (16 лет) «Сражения и победы Петра I», Кемеровская епархия;
3-е место — Фадеева Валерия (17 лет) «Петр I», Кемеровская епархия;
3-е место — Букин Дмитрий (17 лет) «Троице-Сергиева лавра», Санкт-Петербургская епархия.

В номинации «Рассказ»:

1-е место — Голышева Лидия (13 лет) «Хорошая примета», Санкт-Петербургская епархия;
2-е место — Нерослова Александра (17 лет) «Только бы жила Россия…», Рославльская епархия;
2-е место — Бычкова Екатерина (16 лет) «Художник», Гатчинская епархия;
3-е место — Потахина Диана (15 лет) «Детство и юность Петра I», Александровская епархия;
3-е место — Мурзина Виктория (13 лет) «Истинный царь», Выксунская епархия;
3-е место — Заика Алена (14 лет) «Петя из Петербурга», Тобольско-Тюменская епархия.

Награждение победителей, занявших первые места, состоится в рамках Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Награждение победителей, занявших 2 и 3 места, состоится в рамках ХХX Международных Рождественских образовательных чтений.

Информационный источник: https://pravobraz.ru/podvedeny-itogi-xvii-mezhdunarodnogo-konkursa-detskogo-tvorchestva-krasota-bozhego-mira/

Епископ Пантелеимон выступил на Московском урбанистическом форуме

17 августа викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон выступил на Всероссийском форуме среднего профессионального образования, который проходит в рамках Московского урбанистического форума. В сессии приняли участие заместитель Министра здравоохранения России Татьяна Семенова, заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Ефремова, представители медицинских образовательных учреждений, главный врач станции скорой и неотложной медицинской помощи имени А. С. Пучкова города Москвы. На сессии епископ Пантелеимон рассказал о медицине как служении милосердию.

«Душа и тела соединены в человеке в некое единство. Если болеет тело, то это отзывается и на душе, обостряются страдания души. В болезни увеличивается внутренний дисбаланс человека. Попадая в больницу, человек чувствует себя одиноким. Кроме того, в больнице человек видит и страдания других людей, иногда крайне тяжелые. Поэтому в болезни человек особенно нуждается в любви и заботе», — сказал епископ Пантелеимон в ходе форума.

Председатель Синодального отдела по благотворительности отметил важность воспитания нравственных, духовных основ у студентов  медицинских образовательных учреждений. Он также подчеркнул особую роль сестер милосердия в поддержке больного, в его выздоровлении.

«Внимательная, заботливая, умеющая слушать и сострадать сестра милосердия может помочь врачу лучше понять то, что происходит с больным. Святой врач Евгений Боткин говорил:  “Бодрость духа – драгоценное и сильное лекарство, которым нередко гораздо больше можете помочь, чем микстурами и порошками. Только сердце для этого нужно, только искреннее сердечное участие к больному человеку”», — отметил епископ Пантелеимон.

В ходе форума заместитель руководителя Департамента здравоохранения города Москвы Елена Ефремова рассказала об единственном в России Свято-Димитриевском училище сестер милосердия, где наравне со стандартными дисциплинами, изучение которых входит в курс по специальности «Сестринское дело», также изучают духовные аспекты профессии.

Свято-Димитриевское училище сестер милосердия существует с 1992 года. Святейший Патриарх Московский и всея Руси является председателем Попечительского совета училища. Училище стало первым в России и по сей день остается единственным государственным образовательным учреждением в своем роде. Здесь получают среднее профессиональное образование, по окончании которого выдаются дипломы государственного образца.

В училище стремятся сочетать передовые современные знания по уходу за больными и сестринскому делу с традицией служения сестер милосердия, которые не только оказывают больным квалифицированную медицинскую помощь, но и поддерживают их духовно.

Выпускники Свято-Димитриевского училища работают во многих социальных проектах православной службы «Милосердие» — крупнейшей в России церковной службы помощи. Среди проектов службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевская богадельня, патронажная служба помощи, служба паллиативной помощи ВИЧ-инфицированным и другие. 

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-vystupil-na-moskovskom-urbanisticheskom-forume#

18 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

ПАНИХИДА В 40 ДЕНЬ СО ДНЯ ТРАГЕДИИ В КЕМЕРОВЕ

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 3 мая — в сороковой день трагических событий в Кемерове — в храмах Восточного викариатства были отслужены панихиды погибшим при пожаре в торговом центре «Зимняя вишня» г. Кемерово. Панихиды служились  в храмах и монастырях по всей стране.Святейший Патриарх в этот день посетил места трагедии и совершил панихиду по жертвам пожара в Знаменском кафедральном соборе города Кемерова. В своем Первосвятительском слове перед началом богослужения Предстоятель обратил вимание собравшихся в храме людей на ценность человеческой жизни как земной, так и вечной: «… горе, которое пережили родители и близкие детей, невозможно исчерпать никакими добрыми делами и никакими добрыми словами невозможно внести успокоение. Но есть нечто, что помогает всем нам преодолевать любое горе, в том числе смерть самых близких людей. Нужно ясно понимать, что смерти не существует. Мы поем замечательный гимн Воскресшему Спасителю: «Христос воскрес из мертвых, смертью умертвил смерть и тем, кто во гробах, даровал жизнь». Мы поем его с таким восторгом, с таким воодушевлением, потому что вкладываем в эти слова совершенно особый смысл — нашу веру в то, что через Воскресение Спасителя реально никакой смерти нет… А если бы смерть была, что бы означала наша жизнь? Какая разница перед лицом вечности, сколько человек прожил — десять лет, двадцать или семьдесят? Это все лишь мгновение, я только что сказал об этом, помолившись на месте трагедии. Человеческая жизнь — это миг. Молодежь, люди среднего возраста этого еще не ощущают, а люди пожилые это знают на собственном опыте. Наверное, вам приходилось слышать от них: «Как быстро пролетела жизнь!» Это действительно так. Потому что наша жизнь — это мгновение перед лицом вечности, и какой смысл был бы у всей нашей жизни, если бы после смерти физической не было иной жизни? Жизнь превратилась бы в некую бессмысленность. Господь создал человека таким, что он проходит часть своей жизни здесь, в земных условиях, в этом теле. Бог дал нам это тело, разум, волю, чувства. Мы погружаемся в стихии мира сего, и они определяют наше сознание, наши чувства; мы сотрясаемся от скорбей, мы радуемся счастью, но все это проходит, а вечность не проходит. Поэтому, обращаясь к вам, мои дорогие, к родителям, близким тех, кто пострадал, я не хочу сказать что-то банальное вроде «не надо слишком переживать». Переживайте ровно столько, сколько вы переживаете. Но помните: это переживание не должно вас разрушить. Это переживание должно сопровождаться глубокой уверенностью в том, что очень скоро вы обнимите своих детей, своих родных и близких».

5 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось заседание Епархиального совета города Москвы

21 марта 2023 года в Хлебодарных палатах Новоспасского ставропигиального мужского монастыря под председательством первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющего Центральным викариатством, наместника Новоспасской обители митрополита Воскресенского Дионисия состоялось очередное заседание Епархиального совета г. Москвы.

В заседании приняли участие архипастыри, управляющие викариатствами города Москвы, и члены Совета в пресвитерском сане.

В ходе заседания были рассмотрены прошения клириков других епархий, пожелавших вступить в клир Московской епархии, и общие вопросы, связанные с жизнью епархии.

Источник: http://moseparh.ru/sostoyalos-zasedanie-eparxialnogo-soveta-goroda-moskvy-8.html

21 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up