Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым

Опубликовано: 11 марта 2025

Категории: Новости

В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.

Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?

— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.

— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.

— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».

Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.

— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…

— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.

Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:

  • Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
  • Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
  • Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
  • Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
  • Депутации от Москвы и Бородина.
  • Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
  • Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.

— Кто же сохранил этот список для потомков?

— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.

— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?

— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.

Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.

В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.

Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».

На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.

Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.

В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.

Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.

Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.

Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.

В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.

— Какое значение имеет возвращение этих образов?

— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.

Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.

История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ ДЛЯ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ ХРАМА ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ

21 июня в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове пригласили детей из многодетных семей прихода.

Началось знакомство с самого интересного – с экскурсии на колокольню, подняться на которую ребятам и взрослым помог алтарник и звонарь Никита. Он рассказал о том, что такое колокольный звон, какие бывают колокола, и показал, как из них извлекаются звуки.

Затем все вместе спустились на второй ярус колокольни и оказались в  потаённой комнате – ризнице. Ребята узнали, что здесь хранятся иконы и облачения священнослужителей, а также, чем отличается священническое облачение от диаконского и какого цвета облачение одевается служителями алтаря на тот или иной православный праздник.

Далее была самая интересная часть программы – перед ребятами раскрылись двери алтаря. Отец Анатолий рассказал, как устроен алтарь, какие священные предметы в нем находятся. Ребятам показали и дали подержать в руках праздничное кадило. Педагог детской воскресной школы Наталия Аркадьевна познакомила ребят с житием великомученицы Наталии, преподобного Сергия Радонежского и ответила на многочисленные ребячьи вопросы.

В завершение была самая вкусная часть: чаепитие. Ребята и взрослые пили чай со сладостями, задавали вопросы, делились своими впечатлениями и планировали, чем было бы интересно заняться в следующий раз. На первую встречу собрались 16 ребят и 4 взрослых. 

24 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

Состоится Пасхальный фестиваль в храме Воскресения Христова в Сокольниках

Дорогие братия и сестры! Приглашаем вас посетить праздничные мероприятия, которые состоятся в рамках XXI Московского Пасхального фестиваля в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Художественный руководитель – Валерий Гергиев.

27 апреля в 14:00 — концерт хоровой духовной музыки Хора Мариинского театра (Санкт-Петербург) под управлением Константина Рылова — Всенощная Рахманинова;

3 мая в 12:00 — концерт колокольного звона с участием лучших звонарей из разных городов России и других стран.

***

Хор Мариинского театра — коллектив, широко известный в России и за рубежом, это один из ведущих хоровых коллективов в мире.
Хор Мариинского театра давно вышел в своем творчестве за рамки только оперных спектаклей. Мариинским певцам одинаково подвластны русская духовная музыка, зарубежная классика, фольклор разных стран и композиционные техники ХХ века.
Успех хора исторически был основан на бережном хранении старинных традиций русского ансамблевого исполнительства и высокопрофессиональной работе выдающихся хормейстеров — Карпа Кучеры, Ивана Помазанского, Евстафия Азеева и Григория Казаченко. Традиции эти передавались из поколения в поколение — это уникальный случай, когда коллектив является «вечно живущим» исполнителем, обладающим красивым, мощным звучанием, способным удивить необычайно богатой звуковой палитрой и ярким актерским мастерством.

В репертуаре хора кроме многочисленные оперные произведения русской и зарубежной классики, сочинения кантатно-ораториального жанра и хоровых произведений a cappella широко представлена духовная музыка — сочинения Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Артемия Веделя, Степана Дегтярева, Александра Архангельского, Александра Гречанинова, Павла Чеснокова, Игоря Стравинского, Александра Кастальского («Братское поминовение»), Сергея Рахманинова (Всенощное бдение и Литургия св. Иоанна Златоуста), Петра Чайковского (Литургия св. Иоанна Златоуста).

С участием Мариинского хора выпущено множество записей. Высокую оценку критики получили опера «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, кантата «Иван Грозный» Сергея Прокофьева и Реквием Джузеппе Верди, кантата «Александр Невский» Сергея Прокофьева, прозвучавшая на I Московском Пасхальном фестивале.

За запись сочинения Софьи Губайдулиной «Страсти по Иоанну» в 2003 году хор Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева был номинирован на «Грэмми» за «Лучшее хоровое исполнение».

На III Международном хоровом фестивале, посвященном Дню России (в 2009 году), хор Мариинского театра под управлением Андрея Петренко исполнил мировую премьеру Литургии св. Иоанна Златоуста Александра Левина.

Хор Мариинского театра — постоянный участник хоровых программ Московского Пасхального фестиваля и Международного фестиваля, посвященного Дню России.

Информационный источник: https://xbxc.ru

13 апреля 2022
ПОДРОБНЕЕ

В храме свт. Николая прошла конференция

16 декабря в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище состоялась первая научно-практическая конференция по теме: «Храм святителя Николая Мирликийского на Преображенском кладбище г. Москвы: история и вектор развития»

Участие в Круглом столе приняли настоятель храма Николая Чудотворца на Преображенском погосте иерей Алексий Тимаков, настоятель храма Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосино/протоиерей Владимир Клюев, Руководитель аналитического сектора Синодального Миссионерского Отдела РПЦ МП Алексей Гуня, Кобзарь Светлана Николаевна депутат муниципального округа Преображенское, краевед Преображенского района Антон Ерёменко, сотрудники Российского архива фотодокументов, прихожане храма свт.Николая, историки, ученые, педагоги, деятели культуры
и общественные активисты.

Огромный интерес вызвал доклад протоиерея Владимира Клюева о первом игумене Никольского единоверческого монастыря, известном миссионере и праведнике архимандрите Павле Прусском (Ледневе). Отец Владимир рассказал, где по архивным документам должно находиться захоронение арх.Павла и почему оно не восстановлено. Далее всех ждала настоящая сенсация!
По заключению георадиолокационного обследования на предполагаемом месте захоронения, обнаружена могила.

Участники встречи поделились своими историями чудесной помощи Павла Прусского, его благодатного участия в их жизни. Все были едины в том, что могилу такого великого человека святой жизни просто необходимо восстановить.

С докладом о значении архимандрита Павла Прусского для русской истории и сохранения традиционных духовных ценностей выступила заслуженный работник культуры РФ, кандидат исторических наук Зинаида Петровна Иноземцева.


Еще одним открытием дня стала встреча с потомком известного профессора Московской духовной академии Николая Ивановича Субботина – Алексеем Борисовичем Камповым- Полевым. Алексей Борисович рассказал о своей родословной, которая связана с ветвью уникального человека — профессора Н.И.Субботина, соработника и друга арх.Павла Прусского, педагога, философа, журналиста и писателя. Алексей Борисович поделился своей горечью и болью в связи с тем, что могила его предка, которая по архивным данным находилась рядом с алтарем Никольского храма поругана и до сих пор находится взапустении. Он просил собрание помочь найти и восстановить ее.

Председатель Общественного Движения «За сохранение исторической памяти», кандидат исторических наук, доцент РГГУ Петр Георгиевич Чистяков построил свой доклад на идее мирного содружества всех религиозных общин, которые расположены на территории бывшего Никольского единоверческого монастыря. Ведь тем и уникальна Преображенка, что в ней собран огромный исторический пласт, вбирающий в себя и старообрядчество, и единоверие, и православие.

Участники Круглого стола обратили внимание, что до сих пор история мужского Никольского единоверческого монастыря крайне мало изучена, также, как судьбы братии после революции. Мало кто знает, что сам монастырь – последнее благословение святителя Филарета (Дроздова): он освящал все алтари храмов и сам монастырь в 1866 — за год до своей кончины, он проповедовал тут, благословил на игуменство о.Павла Прусского.


Волонтер храма по работе в архивах Елена Владимировна Толмачева показала уникальные, ранее неизвестные  (архивные  документы, которые удалось найти: это и письмо председателя Священного Синода к митрополиту Филарету(Дроздову) о
распоряжении Государя Императора выкупить старообрядческую территорию для единоверцев, и запись метрической книги о захоронении Н.И.Субботина за алтарем Никольского храма, и данные о родном брате арх.Павла Прусского.


Завершила встречу презентация Проекта музея имени святителя Филарета, которую подготовила руководитель музейной работы в приходе Светлана Викторовна Федулова.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

22 декабря 2023
ПОДРОБНЕЕ

В Сокольниках пройдет встреча с миссионером

В воскресенье 9 марта 2025 г. в 13:00 в храме Воскресения Христова в Сокольниках состоится лекция известного миссионера и сектоведа, члена епархиальной комиссии г. Москвы по Присоеденению лиц отпавших от православия, старшего преподавателя Сретенской Духовной Академии и Перервинской семинарии Солодкова Андрея Ивановича на тему: «Неоязычество: мифы и реальность».

Церковь считает неоязычество ересью и однозначно осуждает на своих Соборах. Распространение неоязычества считается одной из главных угроз XXI века, которая стоит в одном ряду с терроризмом и другими губительными явлениями современности.

https://t.me/soloandrey1

22 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up