Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Интервью об обретении икон с протоиереем Владимиром Клюевым

Опубликовано: 11 марта 2025

Категории: Новости

В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.

Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?

— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.

— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.

— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».

Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.

— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…

— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.

Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:

  • Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
  • Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
  • Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
  • Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
  • Депутации от Москвы и Бородина.
  • Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
  • Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.

— Кто же сохранил этот список для потомков?

— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.

— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?

— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.

Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.

В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.

Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».

На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.

Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.

В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.

Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.

Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.

Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.

Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.

В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.

— Какое значение имеет возвращение этих образов?

— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.

Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.

История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.

https://aif-ru.turbopages.org/turbo/aif.ru/s/society/religion/obretenie-otec-vladimir-klyuev-rasskazal-o-chudesnom-vozvrashchenii-dvuh-ikon

ВНЕШНЯЯ ОТДЕЛКА КРЕСТИЛЬНОГО ХРАМА У СУЗДАЛЬСКОГО ПРУДА ПОЧТИ ЗАВЕРШЕНА

Близятся к завершению работы над крестильных храмом, находящимся на территории храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Новокосине.

«Вид с озера радует глаз, ведь теперь оба храма в едином цветовом решении.» — отмечают прихожане храма.

Напомним, что Крестильный храм будет освящен в честь иконы «Пояс Пресвятой Богородицы».

31 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

В день памяти прп. Серафима Саровского Патриарх совершил молебное пение в Александро-Невском скиту близ Переделкина

1 августа 2021 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, праздник обре́тения мощей преподобного Серафима Саровского, чудотворца (1903), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

В этом году отмечается 30-летие второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Предстоятель Русской Православной Церкви направил приветствие участникам торжеств, которые проходят в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре по случаю дня памяти и 30-летия принесения в этот монастырь мощей преподобного Серафима.

***

19 июля (1 августа по новому стилю) 1903 года, в день рождения преподобного Серафима Саровского, в Сарове при участии Царской семьи состоялась канонизация почитаемого старца. Его святые мощи были открыты для всеобщего поклонения.

В 1920 году в г. Темникове представителями советской власти мощи прп. Серафима, вывезенные из Сарова, были вскрыты. Известно, что затем их перевезли в Москву, в Донской монастырь, превращенный в музей атеизма, затем их след затерялся.

В 1990 году мощи преподобного были обнаружены в Казанском соборе Санкт-Петербурга (при советской власти ставшем Музеем истории религии и атеизма). 11 января 1991 года мощи преподобного Серафима были переданы Русской Православной Церкви. В июле состоялось их перенесение в Дивеево. Путь следования Всероссийского крестного хода со святыней лежал через Москву, Владимир, Нижний Новгород, Арзамас, где при большом стечении народа проходили торжественные богослужения. От Москвы святые мощи сопровождали Святейший Патриарх Алексий II и члены Священного Синода. В перенесении вновь обретенной святыни участвовали более 50 тысяч верующих.

30 июля 1991 года рака с мощами преподобного Серафима была помещена в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря, а 1 августа на монастырской площади Святейший Патриарх Алексий при большом стечении народа совершил торжественную Литургию.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5833577.html

1 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

Конкурс «Красота Божьего мира» завершился

     В 2025 году Конкурс «Красота Божьего мира» вернулся к знакомым, но вечным, а потому неисчерпаемым темам: «Красота родной природы», «Библейские сюжеты», «Моя семья, мои друзья» и др. И смелые кисти юных художников вновь воплотили образы дорогих людей, любимых уголков родины, страниц священного писания и истории Отечества.

     Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, Спаса Нерукотворного в Перово, Рождества Христова в Измайлове, св. блгв. кн. Даниила Московского в Метрогородке, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, частного общеобразовательного учреждения «Православная школа Косинская», Детской художественной школы №7. Более активно, чем в прошлые годы, участвовали ученики общеобразовательных школ 423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова, 1080, 1404 «Гамма», «Измайловской школы 1508», 1516, 1748 «Вертикаль» восточного округа. Всего 119 рисунков приняли участие в Конкурсе в этом году.

        12 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли священник храма Илии Пророка в Черкизове Александр Николаев и директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, иконописец Алимов Д. А. Награждение победителей будет проходить 29 ноября 2025 года в зале Торжеств Российского университета транспорта.

         Выставка рисунков в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове продлится до 5 ноября.

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2025 году стали:

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 9 до 12 лет:

1 место. Ананских Полина 9 лет «Рождение» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

1 место. Осипова Елизавета 9 лет «Цветочная поляна» Детская художественная школа №7.

1 место. Короткова Майя 9 лет «Ноев ковчег» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

1 место. Миронова София 10 лет «Песнь о Рае» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Мельникова Мария9 лет «Добрая весть» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Нозимбекова София 9 лет «Ночной пейзаж» ГБОУ Школа №1516.

2 место. Васильженко Александра 9 лет «Райский сад»ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

2 место. Гладких Елена 10 лет «Рождество» Детская художественная школа №7.

2 место. Фролова Валерия 10 лет «Переход через Красное море» ГБОУ Школа №1516.

3 место. Ивакина Стефания 9 лет «Я и мой пёс Дружок» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Гравес Елизавета 10 лет «Моя дорога в школу» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Петрова Мария 10 лет «Домик в горах» Детская художественная школа №7.

3 место. Булулукова Софья 10 лет «Яркое лето» Детская художественная школа №7.

3 место. Фурман Захар 10 лет «Рождество Христово» ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль».

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Задоя Ульяна 13 лет «Осенний пейзаж с церковью» Детская художественная школа №7.

1 место. Жильцова Вера 14 лет «Горный пейзаж» Детская художественная школа №7.

1 место. Новицкая Софья 15 лет «Вера» Детская художественная школа №7.

1 место. Зазвонова Александра 17 лет «Мы – русские! С нами – Бог!» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

2 место. Марухин Серафим 13 лет «Явление Господа Саваофа Моисею» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

2 место. Берсенева Елена 13 лет «Солнечный уют» Детская художественная школа №7.

2 место. Степанова Ульяна 14 лет «Яблочный Спас» Детская художественная школа №7.

2 место. Калинкина Варвара 15 лет «Моя семья» Детская художественная школа №7.

2 место. Ахунжанова Ксения 15 лет «Свадьба в Йошкар-Оле» Детская художественная школа №7.

3 место. Клочкова Александра 13 лет «Золотая осень» Детская художественная школа №7.

3 место. Григорян Рузанна 13 лет «Любимый край» Частное общеобразовательное учреждение «Православная школа Косинская».

3 место. Батуева Милана 14 лет «Вечер в море» Детская художественная школа №7.

3 место. Селиваненко Мария 14 лет «То были времена чудес, Сбывалися слова пророка. Сходили ангелы с Небес; Звезда катилась от востока;…» Храм Спаса Нерукотворного в Перово.

3 место. Фирсова Лилия 15 лет «Остров в Измайлово» Детская художественная школа №7.

Кроме этого, еще 21  детская работа вызвала симпатии жюри.

1. Плиско Елизавета 7 лет «Осень в парке» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

2. Савелий Евгращенков 7 лет «Мой храм» Воскресная школа при храме св. блгв. кн. Даниила Московского в Метрогородке.

3. Скуднова Олеся 8 лет «Мой дом» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

4. Тулинова Елена 9 лет «Синицы» Детская воскресная школа при храме Рождества Христова в Измайлове.

5. Тетерина Варвара 9 лет «Любимый храм» ГБОУ Школа №1404 «Гамма».

6. Щемелева Мария 9 лет «На страже земли русской» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

7. Трушков Фёдор 9 лет «В добрый путь! С Богом!» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

8. Мастетюрин Иван 9 лет «Храм Христа Спасителя» ГБОУ Школа №1516.

9. Разоренкова Василиса 9 лет «Осенний лес» ГБОУ Школа №1748 «Вертикаль».

10. Окунцов Алексей 9 лет «Храм» ГБОУ Школа №1080.

11. Долгова Дарья 9 лет «Любимый храм. Церковь Даниила Московского в Метрогородке» ГБОУ Школа №1795 «Лосиноостровская».

12. Севастьянова Наталья 9 лет «Зарянка у церкви» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

13. Павлова Таисия 10 лет «Искушение Евы» Воскресная школа при храме Алексея Мечёва в Вешняках.

14. Дударев Артём 10 лет «Рождество Христово» ГБОУ Школа №423 имени Героя Советского Союза Л.Д. Зубова.

15. Митина Дарья 10 лет «Мир духовный, мир земной» ГБОУ «Измайловская школа №1508».

16. Шумакова Мария 10 лет «Ночь в деревне» ГБОУ «Московская международная школа».

17. Юриченко Мария 10 лет «Гуляли в лесу, видели лису» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

18. Истомина Анна 12 лет «Обитель тихая» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

19. Тихонова Мария 13 лет и Тихонова Ольга 7 лет «Жемчужина родного края» Детская воскресная школа при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

20. Лебедев Павел 14 лет «Храм Покрова на Нерли» Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

21. Истомин Иван 17 лет «Сияние Вечной Жизни» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

От всей души благодарим участников за труд, творчество и вдохновение!

Поздравляем победителей!

Их работы будут отправлены на следующий городской этап.

20 октября 2025
ПОДРОБНЕЕ

Празднование Дня Православной книги в Новокосино

28 марта 2021 года, в Воскресной школе им. Новомученика Николая Гусева храма Всех Святых в Земле Российской просиявших, в Новокосино, было проведено мероприятие, посвященное Дню православной книги, а именно – познавательные уроки для детей, беседа психолога Воскресной школы с родителями и в заключение, презентация книжной выставки.

Уроки, посвященные теме православной книги, были проведены в младшей группе (5-6 лет) – Данилиной С. М. и в старших группах (7-9 и 10-12 лет) – Захаровой И. И., соответственно возрасту детей.

В ходе уроков, беседовали о важнейших христианских книгах, таких как Библия, Евангелие, молитвослов, жития святых и других, а также дети поделились своими знаниями о книгах, в которых говорится о добрых, нравственных поступках, о православных сюжетах, которые они прочитали.

Старших учащихся познакомили с историей создания книг, возникновения первого печатного издания на Руси. 

Беседовали с детьми о роли православной книги и значении духовной литературы в жизни православного человека. Главная задача таких бесед состояла в том, чтобы вызвать живой интерес к православной литературе, актуализировать чтение как досуг.

Также, для наглядности, детям были предложены для ознакомления на уроках, некоторые книги православного содержания, такие как Библия, требник, жития святых, “непознанный мир веры”, в которой собраны поразительные факты о вере из истории и современной жизни христианства…  Особый интерес у детей вызвала старинная библейская книга – Псалтирь. Дети, со вниманием и осторожностью рассматривали ветхие страницы книги, а некоторые – даже сумели прочитать церковно-славянский текст.

 По завершении занятий, учащиеся посетили библиотеку храма, в которой была организована книжная выставка периодических православных изданий, посвященная паломничеству по святым местам, т.к. в апреле, запланирована паломническая поездка учащихся и родителей Воскресной школы в Ново-Иерусалимский монастырь.

Психолог Воскресной школы, Слободич Ю.А. провела великолепную презентацию книг и журналов с картинками храмов, монастырей и других святынь. Просила найти и выбрать понравившийся храм или монастырь и ответить на вопрос: “почему бы ты хотел(а) туда поехать?”.  

Также, с детьми поговорили о намеченной в паломнической поездке – в Ново-Иерусалимский монастырь, о находящихся в нем Евангельских святынях и рассмотрели некоторые фотографии монастыря.

Еще во время занятий у детей, с родителями вела беседу психолог Воскресной школы, вышеупомянутая -Юлия Анатольевна. Был сделан обзор книг о паломничестве, например, “Иерусалим Небесный и Земной”, паломнических маршрутах и русском писателе – Иване Шмелеве, о его “Богомолье”. Обсудили организацию семейного досуга в Великий Пост по подготовке к поездке.

Также, был проведен практикум по составлению семейного маршрута-книги, паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. Для каждой семьи был подготовлен набор материалов для составления карты-маршрута, соответствующий возрасту и возможностям детей.

 На каждой карте-маршруте обозначены святыни монастыря, и необходимо будет сделать визуальные привязки библейских событий. Так, каждый ребенок должен будет раскрасить на каждой картинке символ Праздника и сделать обозначение святыни монастыря, например, на Праздник Входа Господня в Иерусалим – пальмовые ветви и постилаемую одежду/врата Иерусалима, а потом, это обозначение святынь нарисовать в книге-маршруте.

В итоге, ко дню паломнической поездки, каждая семья составит книгу-маршрут “своими руками”, которая будет лучшим воспоминанием для детей об их духовных великопостных трудах.

А немного ранее, была организована централизованная покупка интерактивного календаря на Великий Пост для детей, набор для творчества, автора — Анны Сапрыкиной, который поможет детям и родителям подготовиться ко встрече с Пасхой – день за днем, ступенька за ступенькой.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

31 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up