Фестиваль «Александр Невский» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Фестиваль «Александр Невский»

Опубликовано: 22 мая 2021

Категории: Новости

Юбилейный V Международный православный детско-юношеский хоровой Фестиваль «Александр Невский» 11-15 мая 2021 год. Ярославль-Углич-Ростов Великий-Кострома-Рыбинск-Калязин-Переславль-Залесский-Москва-Кубинка.

С 11 по 15 мая с.г. на Ярославской, Костромской, Тверской, Московской земле и в столице России прошёл юбилейный V Международный православный детско-юношеский хоровой Фестиваль «Александр Невский».

Данный Фестиваль является частью Международного Православного культурно-просветительского Проекта «Александр Невский», посвящённого юбилейным торжествам 800-летия со дня рождения Великого князя Александра Ярославича.

Проект существует в России с 2017 года, реализуется при поддержке Патриаршего Совета по культуре и осуществляет следующие задачи: развитие международных и межрегиональных гуманитарных проектов; распространение российского искусства, традиций и духовных ценностей русского народа; возрождение традиций национальной певческой и духовной культуры; сохранение и развитие детско-юношеского хорового пения; популяризация имени святого благоверного князя Александра Невского.

С 2017 года Международный православный детско-юношеский хоровой Фестиваль «Александр Невский» проводится с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом Президентских грантов в направлении «Сохранение исторической памяти».

Учредителями Проекта являются: Общецерковный молодежный Центр при храме святителя Николая Мирликийского Патриаршего Подворья в с. Здехово МО в лице протоиерея Сергия Киселева и Благотворительный фонд «Достойно Есть» в лице президента Аристова Ильи Феликсовича.

Организаторами Фестиваля являются: Художественный руководитель Международного Православного культурно-просветительского Проекта и Фестиваля «Александр Невский», председатель Всероссийского Хорового общества в Ярославле — Корнев Алексей Валерьевич и Координатор по межепархиальным связям Международного Православного культурно-просветительского Проекта и Фестиваля «Александр Невский», клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади города Москвы — иерей Кирилл Киселев.

В этом голу Фестиваль «Александр Невский» объединил более 300 детей, юношей и девушек, приехавших в составе семи академических хоров и трёх фольклорных ансамблей. Участники хоровых коллективов представляли такие города и веси как: Барнаул, Владимир, Петрозаводск, Киров, Королёв МО, Санкт-Петербург, Иваново, Липецк, Подольск МО, с. Шигоны Самарской области.

11 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Вадима митрополита Ярославского и Ростовского Фестиваль открылся на Ярославской земле. В Ярославской Филармонии имени Л.В. Собинова состоялся большой концерт, где каждый хоровой коллектив смог выступить со своей визитной карточкой, порадовав слушателей певческими традициями и музыкальным колоритом своего региона.  

Этот музыкальный вечер вели иерей Кирилл Киселев и Диана Квасова, представляя хоры, и, рассказывая гостям Фестиваля об истории и подвигах святого князя Александра Ярославича.  Помимо индивидуальной программы выступлений со сцены Ярославской Филармонии звучали Гимн Российской Федерации, Гимн Александру Невскому (Елены Будкиной) и Гимн «Славься» в исполнении сводного хора всех ребят под управлением Алексея Корнева.

(https://youtu.be/qM21B5tHyvk — ссылка на концерт-открытие V Фестиваля Александр Невский в Ярославле 11 мая 2021 г.) 

12 мая в Доме культуры и техники железнодорожников Ярославля прошла конкурсная часть Фестиваля, куда приходили хоровые коллективы для исполнения духовного песнопения, исторической солдатской песни, и песни народной. Хоры прослушивала Музыкальная комиссия, состоящая из российских и зарубежных музыкальных экспертов. Комиссию возглавил в этом году протодиакон Александр Кедров из Парижа – регент Праздничного смешенного хора Александро-Невского Кафедрального собора. Его коллегами по Комиссии были: Симонова Лариса Ивановна из Женевы (Швейцария), Протоиерей Иоанн Гощук (г. Углич) и Зорина Елена Вадимовна (г. Владимир).        

Во второй половине дня для всех участников прошли индивидуальные экскурсии по Ярославлю, а к вечеру хоры разъехались по пяти городам Золотого кольца, чтобы выступить с сольными концертами. Ребята пели в Угличе, Костроме, Ростове Великом, Калязине и Рыбинске, создав необыкновенную творческую музыкальную атмосферу.

13 мая утром все участники Фестиваля собрались в Угличском Кремле, чтобы пройти командами по 15 человек познавательную историческую квест-игру по житию святого князя Александра и посетить музеи и экспозиции Угличского Детинца.

Во второй половине дня гости Фестиваля собрались во Дворце Культуры Угличского муниципального района на тематическую встречу, посвящённую святому благоверному князю Александру Невскому, которую провели для них иерей Кирилл Киселев и Резчикова Елена Александровна. Ребята погрузились в историческую эпоху XIII века через доклад и прослушали комментарии к фильму 1938 года Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» с просмотром фрагментов киноленты.       

Вечером в Спасо-Преображенском соборе на территории историко-архитектурного комплекса «Угличский Кремль» состоялся концерт духовной музыки с участием всех 10 хоров. Исполнялись богослужебные песнопения, духовные стихи и колядки.

(https://youtu.be/N_JskC3dQb8 — ссылка на концерт Духовной музыки в Спасо-Преображенском соборе Углича 13 мая 2021 г.)

В завершение дня организаторы Фестиваля предусмотрели для участников благодарственную акцию святому Царевичу Димитрию Угличскому. Так выходя из собора, каждый коллектив торжественно прошёл к памятнику Царевича и возложил цветочную корзину с лентами, попросив у святого его молитвенной помощи.

14 мая утром все участники Фестиваля покинули Углич и направились на малую родину святого князя Александра в город Переславль-Залесский. Они посетили Спасо-Преображенский собор, где крестили княжича, и выстроившись на Красной площади у памятника князю Александру, запечатлели свое посещение этого исторического места общей фотографией во главе с епископом Переславским и Угличским Феоктистом.

Затем все гости поехали в Москву, где их ждали организаторы Фестиваля с экскурсионной программой в мультимедийном историческом парке «Россия – моя история», расположенном на территории ВДНХ, в 57 павильоне.

В этот день ребята имели возможность посетить три экспозиции: одну, посвящённую Рюриковичем, другую — Романовым и выставку-рассказ от первого лица о страшной войне под названием «Вспомним». 

15 мая, в день завершения Фестивальной программы, все участники приехали не территорию Главного Храма Вооружённых Сил Российской Федерации в Кубинку. Здесь они приняли участие в Божественной Литургии, где в качестве запричастного концерта спели сводным хором молитву Господню «Отче наш» под управлением протодиакона Александра Кедрова. Затем гости Фестиваля посетили экспозиционный комплекс «Дорога памяти» и с южной стороны Собора Воскресения Христова на лестничном марше в 13 часов состоялся Гала-концерт юбилейного V Международного православного детско-юношеского хорового Фестиваля «Александр Невский» с награждением победителей. Ведущие концертной программы иерей Кирилл Киселев и Диана Квасова приглашали коллективы для исполнения патриотических и народных песен, а члены Музыкальной комиссии Фестиваля награждали участников Дипломами трёх степеней и по трём номинациям. Обладателем Гран-при V Международного православного детско-юношеского хорового Фестиваля «Александр Невский» стал Образцовый коллектив России «Барнаульский детский хор» из города Барнаула (Художественный руководитель — Заслуженный работник культуры РФ Инесса Грицай).

Заключительным аккордом Фестиваля стало совместное исполнение всеми ребятами Гимна Александру Невскому Елены Будкиной и «Славься» М.И. Глинки.

Море оваций и неописуемый восторг, нежелание останавливаться в концертных исполнениях и особенно уезжать — вот только некоторые эмоции и впечатления ребят от V Международного православного детско-юношеского хорового Фестиваля «Александр Невский», который сплотил очень талантливую и прекрасную молодёжь, приехавшую из разных уголков России для общего прославления святого князя Александра Невского в юбилейный год его 800-летия.

Пожелания дальнейшего плодотворного развития и долгих лет жизни Фестивалю «Александр Невский» изобильно звучали от благодарных участников и руководителей хоров учредителям и организаторам. Праздник музыки и пения, талантов и дарований, веры и духовности на основе Православия состоялся!

Информационный источник: https://www.hram-preobrajeniya.ru/news/festival-aleksandr-nevskiy-/

Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Россия»

7 января 2021 года, в праздник Рождества Христова, на телеканале «Россия» состоялся показ традиционного Рождественского интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Предстоятель Русской Православной Церкви ответил на вопросы политического обозревателя ВГТРК, ведущего программы «Вести» А.О. Кондрашова.

— Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за возможность пообщаться традиционно с Вами в день Рождества Христова.

— Благодарю Вас. Спасибо.

— Позвольте сразу первый вопрос. Трудный, необычный выдался нам прошедший 2020 год. Что это было? Наказание, испытание — что нам послано?

— Совершенно справедливо это явление называть пандемией. Пандемия в переводе с греческого — это «весь народ». Действительно, весь народ, весь род человеческий подвергся этой опасности. В прошлом уже бывали разного рода эпидемии, часто очень грозные. Взять, допустим эпидемию чумы в Западной Европе — она унесла жизнь половину жителей Европы, это было страшное испытание, потому и назвали эту страшную эпидемию чумы пандемией. Ну, и сегодня это слово применяется по назначению, потому что нет такого места, где можно было бы по-настоящему укрыться от этой болезни. Другими словами, из ряда вон выходящий феномен, связанный с распространением опаснейшего вируса, и потому не должно быть несерьезного и поверхностного отношения к тому, что происходит.

К сожалению, до сих пор в быту иногда распространяется такое мнение, будто это где-то там, а я никогда не заболею. Заболевают сегодня все — и высокопоставленные люди, и работающие, и неработающие, и пенсионеры, и молодые, поэтому требуется особое отношение каждого человека к этой болезни. А опыт учит нас, в том числе исторический опыт: когда общество способно принимать соответствующие консолидированные противоэпидемические меры и употреблять необходимые средства, эпидемии останавливаются. Так было даже в старину. Если взять эпидемию XVII века — началась чума в Москве, которая привела к страшным последствиям. Большое количество священников просто умерли, некому было совершать богослужения, храмы закрылись; более того, невозможно было хоронить людей — на церковных кладбищах было запрещено хоронить тех, кто умер от чумы. Можно себе представить страшную картину, этот ужас, кошмар, через который прошла Москва. Но прошла, сделав соответствующие выводы, и эти выводы не только запечатлелись в памяти москвичей, но, видимо, вошли и в государственную политику. Когда в 1837 году в Одессе вспыхнула чума, губернатор граф М.С. Воронцов и владыка Гавриил, архиепископ Херсонский и Таврический, совместно приняли решения, которые мы сейчас пытаемся повторить. Представляю себе, каково было владыке Гавриилу — в то время, когда храмы играли центральную роль в жизни людей! — издать распоряжение о том, что храмы закрываются. На два месяца храмы были закрыты, затем доступ в храмы был ограничен: у каждого храма стоял наряд полиции и не допускал такого количества людей, чтобы между ними не было достаточной дистанции. Ну и, кроме того, было запрещено прикладываться к кресту, к образам. Всё это запечатлено на страницах истории, и мы знаем, что всё это было санкционировано церковными властями и поддержано властями государственными.

Поэтому то, что сегодня мы принимаем противоэпидемические меры, которые иногда вызывают смущение, в том числе среди благочестивых людей, — это не какая-то новация. Мы следуем в русле наших благочестивых предков. И как введенные ими действия ни у кого не вызывали подозрения в том, что Священноначалие действует, стремясь достичь каких-то недекларируемых и опасных целей, так, надеюсь, и сегодня народ с доверием относится ко всем тем указаниям, которые, в том числе, и мне пришлось сделать и которые направлены на то, чтобы ограничить саму возможность заболевания, в том числе через участие в богослужениях.

— Вообще коронавирус, конечно, совершил титанические сдвиги в нашем привычном жизненном укладе. И общество поделилось: кто-то потерял ориентиры, стал паниковать, вообще избегать людей, боясь заразиться и умереть; и появился такой термин, как ковид-диссиденты — эти люди напрочь игнорируют все санитарные нормы. Ваше Святейшество, а каким должно быть христианское отношение к коронавирусному вызову, если можно так сказать?

— Сейчас наступают Рождественские дни, и в праздник Рождества мы будем слушать в храме такие слова: «Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся». Не должно быть страха. Страх — это вообще очень негативное чувство. Страх сковывает человека и нередко может полностью его поработить, лишить свободы действий. Поэтому страх — совершенно негативное понятие, за исключением такого очень важного понятия, как страх Божий. Но страх Божий — это не эмоциональный страх, а осознание нравственной ответственности за свои поступки перед лицом Божиим.

Поэтому призывать к тому, чтобы люди боялись, чтобы возникала паника в связи с распространением этого заболевания, — это совершенно неправильный путь. А что следует делать? Конечно, надо воспитывать людей, прививать такой образ мысли и такой образ действий, которые минимизировали бы возможность заразиться. Но и в данном случае, обращаясь к людям верующим, хотел бы сказать: не надо искушать Господа Бога своего, как сказано в заповедях. Некоторые считают: я же верующий человек, я причастился Святых Христовых Таин, я пришел в храм с добрыми намерениями, ничего меня не должно смущать, никакая инфекция ко мне не прикоснется. Но ведь точно так же Господь ответил на искушение диавола, когда тот предложил Ему броситься вниз с крыши Иерусалимского храма, чтобы, не разбившись, доказать Свое Божество, Свою Божественную силу. Что Господь ответил? «Не искушай Господа Бога своего» (см. Втор. 6:16; Мф. 4:5-7). Поэтому никогда и никто из искренне верующих людей не может искушать Господа, утверждая: поскольку я верующий, поскольку я пошел в храм, поскольку я приложился к святыне, я точно не заболею.

Пусть этот евангельский пример поможет понять, что искушение Господа — это стремление грешного человека к тому, чтобы Господь следовал нашей, простите, дурной логике. Невозможно привлечь Вседержителя мира к участию в наших мелких, часто очень неправильных, а иногда и просто дурных поступках.

— Ваше Святейшество, помните, как еще во время первой волны пандемии с Вашего благословения службы в церквях проходили при минимальном количестве людей, там были только клирики, хор, служащие. На Ваш взгляд, не оставил ли этот опыт какой-то травмы как для священнослужителей, так и для паствы? Ведь храмы Русской Православной Церкви на самом деле всегда были открыты для всех — и вдруг такое?

— Скажу о чем-то сугубо личном. Для меня сопровождалась реальной травмой и очень тяжелым переживанием необходимость призвать людей — публично, через телевидение — не посещать Божии храмы. Вся моя жизнь, я уже об этом говорил, посвящена тому, чтобы, наоборот, приглашать людей в храмы, приводить людей в храмы, приводить людей к Богу. Другой цели в моей жизни нет…

— И тут такое…

— И вот вынужден Патриарх сказать: не ходите в храмы. Тяжело было даже, знаете, не просто морально, духовно — физически тяжело было произнести эти слова. Но мне помог пример преподобной Марии Египетской, великой подвижницы V века, которая ушла в пустыню и всю свою жизнь, десятки лет, прожила в пустыне, не посещая храма, и стала великой святой, угодницей Божией. То есть в каких-то экстремальных условиях непосещение храма возможно, но что не должно происходить? Непосещение храма не должно ослаблять нашу веру, понижать уровень нашего воцерковления, а тем более подрывать нравственные основы христианской жизни. Вот если вместе с непосещением храма мы перестаем быть хорошими христианами или даже просто перестаем быть христианами, — это великий грех. Ну, а перетерпеть, переждать тот период времени, когда посещение храма может сопровождаться весьма опасными последствиями для здоровья, — это тоже долг христианина. Он должен сохранить себя и для дальнейших добрых дел, и для помощи ближним, и вообще сохранить свою жизнь, потому что забота о жизни есть непременная обязанность каждого человека. Вот почему самоубийство является непрощаемым грехом. Жизнь и здоровье — это дар Божий, и ответственность за этот дар несет сам человек. Поэтому всякое действие, которое может разрушить человеческую жизнь, подорвать здоровье, — если это действие является производным нашей доброй или, в данном случае, злой воли, — это, несомненно, грех.

— Мне кажется, мы должны быть благодарны пандемии за то, что она явила миру совершенно новых героев. Очень скромных, ранее незаметных людей, на которых никогда не фокусировалось наше внимание. Понимаете, о ком я говорю…

— Да.

— Это, естественно, медики, волонтеры, священнослужители. Те люди, которые, наверное, и сейчас, когда мы с Вами разговариваем, работают где-то в «красной» зоне.

— Да.

— Что бы Вы сказали этим людям, которые, не щадя свои жизни, находятся на передовой в борьбе с инфекцией?

— Я испытываю чувство искренней благодарности и радости за то, что замечательная традиция жертвенного служения во имя блага и здоровья жизни ближних сохраняется в жизни современных людей, в том числе молодежи. Ведь если вспомнить эпидемии прошлого, такие имена, как доктор Гааз, доктор Пирогов, — это же действительно удивительные примеры того, как во времена, когда не было таких мощных лекарств, как сейчас, врачи шли к больным. Пирогов 16 раз посещал смертельно больных людей, — а это была чума, — и не заразился, Господь хранил его. И то, что сегодня наши добровольцы и особенно наши врачи, медперсонал, рискуя своей жизнью, своим здоровьем, осуществляют свой долг с таким энтузиазмом, дерзновением, без всякого хныканья, без всяких требований «нет, вы нам дайте то-то и то-то, потому что мы делаем такие важные дела», — всё это встречает глубокую благодарность со стороны народа. А в моем сердце — и благодарность, и радость, потому что в тяжелый момент нашей жизни оказалось множество людей, способных на подвиг и на жертвенность. И покуда это будет в нашем народе, мы действительно будем непобедимыми, потому что победа всегда связана с жертвой.

— Ваше Святейшество, такой вопрос. Очень часто Вы говорите о том, что есть много потенциальных рисков от всеобщей цифровизации в нашей жизни; вот и сейчас Священный Синод в своем послании отметил обеспокоенность христиан, да и не только христиан, тем, что дистанционное образование может и после пандемии остаться с нами навсегда. Как Вы считаете, какие области, сферы цифровизации требуют отдельного осмысления?

— Я не буду говорить о цифровизации в принципе, а хотел бы сказать об отдельных применениях цифровых технологий. Цифровые технологии способны создать инструменты, обеспечивающие тотальный контроль за человеком. Ничего подобного в прошлом не могло быть. Человеческая мысль, техническая цивилизация сегодня достигли такого уровня, когда, внедряя цифровые технологии, можно обеспечить тотальный контроль над человеческой личностью. Не просто наблюдение за человеком, но управление человеческим поведением. В книге Апокалипсис сказано, что пришествие антихриста будет сопровождаться тотальным контролем над человеком. Там не используются эти слова, но из содержания совершенно ясно, что речь идет о способности тотально контролировать человеческое поведение. Там говорится, что на чело человека будет наложена печать антихриста, и без этой печати нельзя будет ни купить, ни продать, ни участвовать ни в каких общественных отношениях, — человек будет обречен на гибель.

— А если этот человек сам рад быть таким «всемирно наблюдаемым»? Как сейчас со смартфоном — смотрите, какие возможности, от геопозиции до всех фотографий…

— Да.

— …причем люди идут на это сами.

— В том-то и дело. Диавол же является не в виде злодея, кощея бессмертного, а в виде ангела света (см. 2 Кор. 11:14); и пришествие в мир антихриста будет сопровождаться появлением удивительного человека, который по своей интеллектуальной мощи, по силе воздействия на людей способен будет вывести человечество из тех кризисов, в которые оно попало. Этот человек и предложит: чтобы всякая преступность ушла из нашей жизни, давайте руководствоваться тем, чтобы каждый человек имел некий ключ ко всему, что ему потребно. Например, это может быть карточка — прикладываете и получаете доступ к продуктам питания, доступ к образованию, а если этой карточки нет, то все теряется. Мы с Вами сейчас рассуждаем о том, что развитие цифровых технологий вооружает человечество способностью осуществлять тотальный контроль над личностью. Я привел в пример Апокалипсис и антихриста, с тем чтобы убедить тех людей, которые, может быть, об этом пока не задумывались, что максимальное развитие тотального контроля над человеком означает рабство, и все будет зависеть от того, кто будет господином над этими рабами. Вот почему Церковь категорически против использования цифровых технологий в обеспечении тотального контроля над человеческой личностью.

— Будем надеяться, что хоть дистанционное образование отменится и очное образование вернется в нашу жизнь…

— Ну, дистанционное образование — это не самое страшное, что есть. Конечно, сейчас есть необходимость в том, чтобы не допускать заражения опасной инфекцией большого количества учащихся. Но дистанционное образование имеет другие негативные последствия — не те апокалиптические, о которых я говорил, а более приближенные. Например, когда люди обучаются вне общения с другими, — это, я думаю, тоже очень опасно. Потому что ребенок формируется в семье, студент формируется в коллективе, в общении с профессорами, преподавателями, своими товарищами, друзьями. Поэтому помещение человека в искусственную изоляцию может, несомненно, негативно отразиться на его формировании.

— Ваше Святейшество, можно, спрошу Вас о Белоруссии, ведь это территория пастырской ответственности Русской Православной Церкви? Там с некоторого времени наблюдается некоторая напряженность между властями и частью общества; сейчас идет на спад, но, тем не менее, сохраняются какие-то моменты. Белорусский экзархат призвал к прекращению насилия и к проведению диалога. Вот скажите, как Русская Православная Церковь в целом реагирует на гражданское нестроение такого рода и как можно в Белоруссии достичь национального примирения, согласия?

— Ну, во-первых, мы полностью поддержали владыку Вениамина, нового главу Белорусского экзархата, Белорусской Православной Церкви, и весь белорусский епископат, которые обратились к народу с призывом прекратить насилие и пойти по пути примирения. И ведь это обращение было направлено ко всем. Со стороны властей были случаи неоправданного насилия, чрезмерного употребления силы; но и со стороны протестующих тоже были проявления радикализма.

Мы свидетели того, что произошло на Украине, — сейчас слово «майдан» стало нарицательным. Совершенно очевидно, что опыт Украины должен научить всех нас, что преобразования в обществе должны проходить таким образом, чтобы они не сопровождались нарастанием внутренней напряженности и особенно радикализацией отношений между людьми. В самом деле, сколько революций уже было, сколько разного рода переворотов, но где, кто и когда посредством насильственных действий достигал мира, покоя, благополучия в обществе? Всегда после революции должен быть долгий период восстановления. Поэтому нужно стремиться к лучшему, не разрушая того, что есть, а развивая в лучшую сторону, модернизируя в хорошем смысле этого слова, улучшая и общественные отношения, и вообще жизнь страны.

Поэтому наш призыв к Белоруссии, близкой моему сердцу Белоруссии, с которой я лично связан еще по своему служению в Смоленске, очень люблю белорусский народ, люблю город Минск и вообще чистоту и порядок этого края… И вот такой пастырский призыв и пастырский совет: все вопросы нужно решать мирно, но, если вопросы существуют, их нужно решать, и это уже обращение и к белорусским властям. Нельзя откладывать в долгий ящик то, что вызывает несогласие и напряжение в обществе. Нужны инструменты разумного, делового обсуждения проблем с выходом на конкретные решения. Дай Бог, чтобы прекратились попытки силовыми способами решать эти вопросы в Белоруссии, и пусть по милости Божией стал бы развиваться диалог между властью и народом, властью и обществом, с участием всех сил, включая представителей религиозных общин, направленный на стабилизацию положения и на всестороннее развитие братской Белоруссии.

— Ваше Святейшество, всем известно, что долгое время Вы принимаете участие в мирном процессе между Баку и Ереваном, причем делаете это вместе с религиозными лидерами как Азербайджана, так и Армении. Вот сейчас случился конфликт, новое обострение конфликта в Карабахе; слава Богу, теперь там наши миротворцы. Перспективы какие, будет ли мир, как Вы считаете?

— У меня есть надежда на то, что мир будет, и я отталкиваюсь от позиции церковных и религиозных властей как Армении, Карабаха, так и Азербайджана. Вы знаете, что Русская Церковь инициировала обсуждение карабахской проблемы с участием Католикоса всех армян и с участием Верховного муфтия, верховного мусульманского лидера Азербайджана Паша-заде. Мы провели несколько туров таких переговоров и о многом договорились. И я думаю, главный итог этих переговоров заключается в том, что два религиозных лидера, за которыми стоит большинство народа, говорили друг с другом, и этот разговор был очень спокойным в том смысле, что не было никаких обвинений, никакого напряжения. Хотя у каждого были свои аргументы и эти аргументы честно высказывались, но они не сопровождались тем, что называется скрежетом зубовным, когда эмоции захлестывают и когда диалог превращается практически в словесное сражение. Ничего подобного никогда не было, и происходило это потому, что именно религиозные лидеры несут в полной мере ответственность за духовное состояние своего народа. А что такое духовное состояние? Какая сила возьмет верх — сила мира, любви, спокойствия или сила зла — от этого и будет зависеть поведение людей.

Поэтому роль религиозных лидеров важна — мы ее не преувеличиваем, но и не преуменьшаем. И ведь во время этих переговоров достигались совершенно конкретные результаты — обмен пленными, неиспользование религиозных символов, религиозной фразеологии, религиозной мотивации для того, чтобы вдохновить противоборствующие стороны. Выведя религиозный фактор из этого противостояния, мы, конечно, значительно понизили возможный градус этого конфликта со всеми вытекающими последствиями. Поэтому, не преувеличивая роль религиозных лидеров, ни в коем случае не следует и игнорировать эту роль.

Церковь Русская готова также участвовать в этом процессе, чтобы вносить свой миротворческий вклад в решение очень непростой проблемы, которая, к сожалению, в настоящий момент могла быть приостановлена только присутствием российских миротворцев. Дай Бог, чтобы миротворческий потенциал религий заменил присутствие людей с оружием, которые разделили противоборствующие стороны.

— Вы уже упомянули майдан, после которого наступил глубокий общественный раскол внутри самой Украины. Но потом последовал церковный раскол — вовремя, конечно же, Фанар в Стамбуле подсуетился, да и пошло… Теперь мы видим, насколько глубок раскол в Церкви. Вообще, как Вы считаете, Ваше Святейшество, можно ли и каким образом достичь православного единства?

— Фанар не допустил ошибку, а совершил преступление, я говорю это с горечью. С чужих мыслей и с чужих слов Константинопольский Патриарх совершил то, что совершил. Я неслучайно подчеркиваю: с чужих, потому что обладаю информацией о том, что Патриарх Варфоломей находился под давлением могущественной политической силы, связанной с одной из сверхдержав. Его положение в Турции, мы знаем, очень сложное, непростое. Всегда молимся за Патриарха Константинопольского, понимая, что непросто ему осуществлять свое патриаршее служение. Но, тем не менее, в какой-то момент — я ничему не хочу учить своего собрата, но в какой-то момент, может быть, нужно набраться силы, чтобы и самым могущественным силам сказать «нет». Думаю, этого Патриарх Варфоломей не сказал и включился в конфликт. А какова была логика тех, кто стоял за Патриархом Варфоломеем, кто, собственно говоря, инспирировал этот конфликт? А логика заключалась в том, чтобы оторвать Россию, православную Россию от православных братьев и сестер в Средиземноморье, на Ближнем Востоке. Потому что, по мнению этих стратегов, уж слишком большую роль играло и играет Православие в формировании духовной, культурной общности и, не разорвав православные связи, невозможно было какими-то внешними факторами разрушить эту духовную общность. Поэтому замысел прост: оторвать Русскую Церковь от православных Греции, арабского мира, Ближнего Востока, с тем чтобы послабее стало Православие.

— То есть попытки еще будут?

— Попытки будут и дальше. Опять-таки, не хочу произносить никакой критики в адрес своего константинопольского собрата, но, несомненно, все то, что произошло потом в Константинополе, в Стамбуле, свидетельствовало о наказании Божием. Патриарх Варфоломей ввел раскольников в киевскую святыню, в киевскую Софию, и потерял Софию константинопольскую — она стала мечетью. Вот мне хотелось бы, чтобы люди задумались, что же произошло. Ты отобрал Святую Софию в Киеве у православных людей, у Православной Церкви, ты вошел туда и привел туда раскольников, и ты потерял свою собственную Софию… Думаю, более очевидные последствия, исходящие от Божиего повеления, представить себе сложно, и последствия наступили незамедлительно, потому что грех был слишком велик. Ну, а выходить из этого мы должны все вместе. Нужно молиться друг за друга, по крайней мере в личных молитвах, если это сейчас затруднительно в богослужении, поскольку мы не поминаем Константинопольского Патриарха в диптихах. Но молиться нужно друг за друга и делать все для того, чтоб этот кризис в Православии, навязанный извне, как можно быстрее прошел. Русская Церковь готова пройти свою часть пути для того, чтобы достичь этой цели.

— Ваше Святейшество, очень хочется все-таки закончить это интервью на праздничной Рождественской ноте, хотя, конечно, в этом году и Новый год, и Рождество у нас без массовых гуляний по понятным причинам, ради эпидемиологической безопасности все мы будем лишены больших и шумных праздников. А вот как эту радость, которая традиционно выходит за пределы божественных богослужений, не растерять в своем собственном сердце? Как быть праздничным?

— Вообще праздник сопровождается проявлением двух эмоций — веселья и радости. Казалось бы, одно и то же, однако это совсем не так.

— А чем отличаются?

— Веселье — это внешние эмоции. Вот рассказал человек что-то смешное, и люди засмеялись, им весело. А радость — это состояние души. Вот когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, нас никто не веселит, а мы выходим из храма с радостью в сердце. Когда мы делаем добрые дела, когда добровольцы, жертвуя своим временем и рискуя здоровьем, делают добрые дела, у них в сердце радость, но не веселье. Веселье формируется в ответ на веселые передачи по телевидению, в ответ на разные смешные истории, — ну и дай Бог, пускай люди посмеются, повеселятся, но давайте помнить о том, что веселье пройдет очень быстро. Выключили телевизор, потушили свет, закончилось застолье, — и веселье закончилось. А вот радость важно сохранить в сердце, ведь радость — это дар Божий. Радость, о которой я говорю, невозможно сформировать никакими внешними факторами — ни культурными, ни научными, ни деловыми; это состояние формируется силой благодати Божией, которая изливается не только на людей православных и даже не только на людей верующих. В ответ на все то доброе, что люди делают, даже в ответ на их добрые мысли, в ответ на готовность отказаться от того, что омрачало их сердце и доставляло скорбь другим, Господь посылает эту радость. Я желаю именно эту Рождественскую, Божественную радость сохранять в сердце как можно дольше.

— Спасибо Вам большое, Ваше Святейшество.

— Благодарю Вас.

Информационный источник: http://moseparh.ru/rozhdestvenskoe-intervyu-svyatejshego-patriarxa-kirilla-telekanalu-rossiya-4.html

7 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный забег состоялся в Новогиреево

21 октября 2023 года в районе Новогиреево прошел Благотворительный забег в защиту жизни нерожденных детей.

VIII Благотворительный забег в Новогиреево, организованный общиной храма святого князя Владимира в Новогиреево, собрал рекордное количество участников – 116 человек. Собрано 115540 рублей.

В этом году вся помощь пойдёт в фонд Натальи Москвитиной «Женщины за жизнь» — беременным женщинам, которым эта помощь поможет сохранить жизнь ещё не рожденному ребенку.

Сначала старт был дан дистанции в 1 километр. Это семейная дистанция, в ней участвуют и взрослые, и дети, и даже дети в колясках. Когда финишировала первая группа, стартовали участники на 2, 5 и 10 километров.

Никто не остался без награды! Медали за первое, второе и третье место, а также медали за участие ждали спортсменов на финише!

После окончания забега участникам были предложены блины с вареньем и другое угощение, чтобы подкрепить силы. В дополнению к забегу участники могли поиграть в настольные игры, предоставленные «Содружеством Увлеченных».

Для детей младшего возраста была проведена лотерея с памятными призами от компании «Перовская мурова».

Благотворительный забег – это возможность тем, кто не часто занимается бегом, всё-таки выйти на дистанцию ради благого дела, а для бегунов дополнить физическую активность деятельной любовью к ближнему. Здесь красота спортивных достижений соединяется с красотой сострадания людям, находящимся в сложной жизненной ситуации.

Организаторы благодарят партнёров в организации забега. Результаты забега можно посмотреть на официальном сайте https://svzabeg.ru/ Вместе добро делать легче!!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого князя Владимира в Новогиреево

31 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ

СОСТОЯЛСЯ ПЕШИЙ ПОХОД МОЛОДЕЖИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

14-16 июля состоялся пешо-байдарочный поход в урочище Аргуново (Владимирская обл.) для молодежи Восточного викариатства. В походе приняли участие 2 группы:
1) Первую группу, прошедших пешком до места лагеря от пл. Санино 11 км, возглавил иерей Петр Иванов, ответственный за молодежную работу в Восточном викариатстве.
2) Вторую группу, сплавлявшихся по р. Киржач на байдарках до места стоянки от Илейкино 13 км, возглавил иер. Владимир Суханов, настоятель храма Живоначальной Троицы при детской Владимирской больнице.

Одним из главных событий для участников похода традиционно стала установка походного храма и совершение в нем Божественной Литургии.

Во время пребывания на месте стоянки участники похода гуляли, играли в настольные и подвижные ролевые игры, купались в р. Киржач, пели песни. Периодически проходящие ливни не ввели участников похода в уныние, но сделали их общение более тесным. Все вышеперечисленное — малая часть того, что произошло с участниками за эти 3 дня.

Некоторые участники поделились своими впечатлениями от похода:

«За эти три дня я побывала в другой реальности. И очень радостно, что в этой реальности повстречались такие замечательные люди! Купаться в речке, мыть посуду в речке песком, готовить еду на костре, ходить босиком, смотреть на ночной огонь, слышать звуки гитары и чудесными голосами чудесные песни.. Участвовать в Божественной Литургии возле разрушенного храма, гулять в поле, дышать воздухом соснового леса, плавать на байдарке, чувствовать открытость и непосредственность людей вокруг.. Слава Богу за всё это и спасибо участникам и организаторам за то, что придумали и продумали такой замечательный поход! Теперь буду ходить ещё!» (Кристина Афанасьева).

«Аргуновцы! Хочется сказать вам всем большое сердечное спасибо за эти замечательные три дня! Это был мой первый опыт ночёвки в палатке, не говоря уж о первом опыте похода — и он получился просто чудесным! Вы удивительные, с вами весело и тепло, уютно и интересно! Спасибо за прекрасные завтраки, обеды и ужины (отдельное спасибо тем, кто их готовил), атмосферное пение под гитару (спасибо тем, кто взял ее с собой). Кто бы знал, что это может быть так здорово! Удивительный опыт совместной вечерней и утренней молитвы (надо обязательно попробовать дома читать по очереди — для меня это было небольшим открытием), весёлые и пролетевшие незаметно прогулки до лагеря и до станции, и конечно же, наши исторические полевые игры с объёмным содержанием фехтования. Спасибо большое организаторам данного мероприятия! Очень была рада со всеми вами познакомиться! Надеюсь, это наша не последняя встреча!» (Дарья Корнилова).

«Что самое важное что должно быть в путешествиях? Конечно для меня, пока я всё ещё романтик-подросток — это приключения. Но есть кое- что важнее. Речь о хороших людях. В этом походе были и приключения и фантастические люди, интересные, честные, добрые, каждого из которых нельзя не уважать как личность, с которыми можно было бы вечно жить в палаточном лагере! Делать благое дело в такой компании — это великолепно! В качестве пушкинского отступления: хочу отметить, что в лагере отменно готовили! И это я ещё не говорил о чистом воздухе…» (Николай Дмитриев).

Вот в такой атмосфере прошел небольшой по временному промежутку, но большой по значению поход для молодежи Восточного викариатства!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

20 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Итоги викариатского этапа Международного конкурса «Красота Божьего мира» — 2022

В этом году в начале июля были объявлены темы Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» — 2022, и юные художники приступили к обдумыванию сюжетов для своих рисунков. Конкурс посвящен 600-летию со дня обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Тематика охватывает не только весь исторический период, в котором жил игумен земли Русской, но и нашу современность. Например, на рисунках могут быть изображены храмы, освященные в честь Сергия Радонежского.

Традиционно до 5 октября принимались детские работы со всего Восточного викариатства на викариатский этап Конкурса, а с 6 октября в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове открылась выставка рисунков. В этом году в очередной раз активное участие приняли воспитанники кружков рисования и художественных студий при Детских воскресных школах храмов Воскресения Христова в Сокольниках, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, священномученика Ермогена и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, Спаса Нерукотворного Образа в Перово, Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках, Центра «Слово» при храме Зосимы и Савватия, негосударственного частного учреждения общеобразовательной организации церковно-приходской школы «Косинская», Детской художественной школы №7, частной школы «Ретро».

 14 октября жюри определило победителей. В состав жюри вошли: руководитель Секретариата и Канцелярии Восточного викариатства иеромонах Пантелеимон Алешин, директор иконописной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове Алимов Даниил Алимович, член союза художников Московской области, автор портретов галереи «Новомученики и исповедники Церкви Русской» при храме Зосимы и Савватия Кулагин Борис Петрович, художник-педагог, мастер ткацкой мастерской, иконописец Лычагина Ирина Сергеевна.

 В этом году участники Конкурса попробовали свои силы в номинации «Рассказ» и создали  литературные произведения о преподобном Сергии. Иванова Мария 11 лет из Детской воскресной школы при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове написала рассказ «Чудо».  Селиванова Нина 15 лет из воскресной школы при храме Спаса Нерукотворного в Перово представила на Конкурс рассказ «И бе сечь велика…»

Победителями викариатского этапа Конкурса в 2022 году стали:

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте от 4 до 8 лет:
1 место. Иванова Александра 8 лет «Молитва» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
2 место. Миненков Тихон 8 лет «Святой источник» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
2 место. Береснев Арсений 8 лет «Святой источник» Частная школа «Ретро».
3 место. Носенко Платон 8 лет «Благословение Димитрия Донского» Частная школа «Ретро».

В возрасте от 9 до 12 лет:

1 место. Алабин Матвей 10 лет «Преподобный Сергий – миротворец. Примирение князей Олега и Димитрия» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
1 место. Чеснокова Дарья 9 лет «Чудо воскрешения» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
1 место. Марухин Серафим 10 лет «Преподобный Сергий и дети» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
1 место. Хозяшев Андрей 10 лет «Путь ко спасению» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
2 место. Гришин Алексей 9 лет «Дружба» Частная школа «Ретро».
2 место. Лебедев Павел 11 лет «Светильник земли Русской» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
2 место. Миненкова Елизавета 10 лет «Вразуми меня, Господи!» Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
2 место. Селиваненко Мария 11 лет «Благословение».
2 место. Курчевнева Екатерина10 лет«Радость дружбы»Центр «СЛОВО» при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
3 место. Амусьева Анна 12 лет «Сквозь века» Воскресная школа при храме священномученика Ермогена в Гольянове.
3 место. Тихов Тимофей 11 лет «Освящение храма» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
3 место. Малышева Анастасия 12 лет «Встреча со старцем» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Глинская Дарья 12 лет «Крылья души» ИЗО-студия Детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
2 место. Малышева Мария 14 лет «Укрощение медведя» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
3 место. Шалаев Михаил 13 лет «Гремячий ключ» Воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.

Кроме этого, еще 8  детских работ вызвали симпатии жюри.

  1. Андриец Мария 10 лет «Голуби и Сергий Радонежский» Частная школа «Ретро».
  2. Говорухина Елизавета 10 лет «Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе» Частная школа «Ретро».
  3. Зеленова Татьяна 7 лет «Преподобный Сергий разделяет обед свой с медведем» ИЗО-студия при храме Введения Богородицы в Вешняках.
  4. Тихоновская Ксения 9 лет «Крестный ход» ИЗО-студия при храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово.
  5. Федорова Дарья 9 лет «Благословение на битву» негосударственное частное учреждение общеобразовательная организация церковно-приходская школа «Косинская».
  6. Чайковский Арсений 9 лет «Отрок Варфоломей просит благословения на хорошую учебу» Воскресная школа при храме Воскресения Христова в Сокольниках.
  7. Щербинина Василиса 12 лет «Рассветный час. Радонеж» Детская художественная школа №7.
  8. Юриченко Милана 12 лет «Перед встречей» ИЗО-студия при храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

От всей души поздравляем победителей, их работы будут отправлены на следующий городской этап.
Выставка детских рисунков на 1 этаже приходского дома при храме преподобных Зосимы и Савватия продлится до 24 октября.

Информационный источник: храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново

18 октября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up