Епископ Верейский Пантелеимон посетил филиал социального дома «Люблино» в Капотне — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Епископ Верейский Пантелеимон посетил филиал социального дома «Люблино» в Капотне

Опубликовано: 2 октября 2022

Категории: Новости

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон посетил филиал социального дома «Люблино» в Капотне. Это новый геронтологический центр, предназначенный для нуждающихся в длительном уходе людей с физическими и ментальными особенностями. В центре смогут проживать 430 человек.

Архиерей ознакомился с условиями проживания, пообщался с персоналом социального дома и освятил жилые корпуса. В ходе посещения обсуждались также вопросы сотрудничества Синодального отдела по благотворительности и филиала социального дома «Люблино», в том числе вопросы волонтерской помощи и помощи сестер милосердия.

«Мы готовы поддерживать вас, в вашем стремлении помогать нуждающимся людям, которые оказались одни, без помощи близких. Будем стараться, чтобы наше взаимодействие продолжалось и укреплялось», — отметил епископ Пантелеимон, обращаясь к сотрудникам центра.

Филиал социального дома «Люблино» расположен в районе Капотня города Москвы на площади 2,48 гектара. Здесь смогут проживать жители Капотни и соседних районов. Для них в центре обустроены маломестные жилые комнаты с личным пространством, мультизалы для досуга и занятий, благоустроенная территория и доступная среда для отдыха и прогулок. Центр будет ориентироваться на прием пациентов в возрасте от 80 лет и старше с физическими и ментальными особенностями. Он рассчитан на 430 мест. Помощь пациентам будут оказывать врачи-гериатры, сиделки, психологи, специалисты по социальной реабилитации.

Также планируется, что в филиале появится новая должность — координатор волонтерских программ. В рамках этого направления епископ Пантелеимон предложил организовать духовную поддержку и помощь сестер милосердия для тех, кто будет проживать в центре.

Участники встречи обсудили также организационные вопросы по открытию домового храма в филиале социального дома «Люблино» в Капотне. Было отмечено, что в основном здании социального дома «Люблино» в 2006 году был открыт домовый храм благоверного царевича Димитрия. Сестры милосердия Свято-Димитриевского сестричества регулярно бывают в Люблино, навещают проживающих отделения сестринского ухода, сопровождают на прогулки, общаются с ними, а верующим оказывают духовную поддержку.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/episkop-panteleimon-posetil-filial-socialnogo-doma-lyublino-v-kapotne-goroda-moskvy#

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Строящемуся храму в Измайлове необходима помощь в переносе теплового узла

Возобновлены работы по реконструкции храма в честь Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на 9-й Парковой.

В центральной части храма заливаются бетонные перекрытия. Продолжается возведение северной пристройки, где будет расположен лифт для маломобильных прихожан. Ведется монтаж инженерных сетей в западной части храма, где будут расположены социальная служба, административные помещения и воскресная школа.

«До сентября необходимо перенести тепловой узел. Закончился срок технических условий действующего теплового узла, в соответствии с проектом строительства его нужно перенести, согласовать документацию и ввести в эксплуатацию. Все работы должны быть завершены до осени, иначе зимой храм может остаться без отопления.«, — отметил настоятель протоиерей Иоанн Ермилов.

Чтобы начать работы приходу необходимо собрать 1,5 миллиона рублей. Ознакомиться со сметой работ и помочь общине можно на сайте храма.

При храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери действует воскресная школа. Священники храма посещают Психоневрологический интернат №12 (9-я Парковая ул., д. 53), где совершают молебны о здравии с водоосвящением, литии; исповедуют и причащают больных. Летом 2013 года сформирована группа добровольцев-волонтеров, которые окормляют нуждающихся жителей района. Приход в соработничестве с фондом «Русская Береза» также оказывает помощь малоимущим семьям и одиноким людям, проживающим в отдаленных уголках нашей Родины. На приходе создана группа поддержки заключенных, которым на пожертвования верующих собирают посылки с вещами, продуктами, ладаном, свечами и др. 

Информационный источник: http://www.peschanskiy-hram.ru/2020/05/27/возобновление-строительных-работ/

14 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

Представители ФХУ провели выездные совещания на двух объектах Программы строительства православных храмов в Москве

29 июня 2021 года помощник председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата по строительству храмов иерей Александр Привалов и начальник отдела финансового планирования и контроля ФХУ С.Р. Руднев провели выездные совещания на двух объектах Программы строительства православных храмов в г. Москве.

В начале представители ФХУ посетили строящийся храмовый комплекс с храмом преподобного Александра Свирского на Соколиной горе (ВАО, ул. Гаражная, вл. 3). Здесь продолжается армирование плиты перекрытия цокольного этажа. Остаются также первоочередные работы по устройству лестничных маршей и кирпичной кладке внутренних стен.

Вместимость храма — 550 человек. Архитектор: С.В. Борисов, член Союза архитекторов Москвы, доцент кафедры «Храмовое зодчество» МАРХИ. Образно-художественное решение храма преподобного Александра Свирского представляет синтез традиций севера и северо-запада России времен жизни преподобного Александра. Цветовыми акцентами на фасадах должны стать мозаичные иконы, расположенные на значимых в смысловом отношении участках плоскости стен.

Информационный источник: http://moseparh.ru/predstaviteli-fxu-proveli-vyezdnye-soveshhaniya-na-dvux-obektax-programmy-stroitelstva-pravoslavnyx-xramov-v-moskve.html

29 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

Ко Дню пожилого человека портал Милосердие.ru запустил акцию «Нечужие бабушки»

Ко Дню пожилого человека, который отмечается 1 октября, портал Милосердие.ru запустил благотворительную акцию «Нечужие бабушки» в поддержку трех проектов православной службы «Милосердие»: Свято-Спиридоньевской богадельниПатронажной службы и Группы работы с просителями, которые бесплатно помогают тяжелобольным одиноким старикам.

Цель акции — собрать 620 000 рублей на покупку средств ухода за 87 постоянными подопечными, с чьими историями можно ознакомиться на сайте акции, фотографии подопечных можно увидеть по ссылке.

Собранной суммы хватит на два месяца ухода.

«Подгузники, пеленки, салфетки — без всего этого сложно представить уход за тяжелобольным человеком. Не всем и не всегда средства ухода можно получить бесплатно. А их стоимость может составить до нескольких тысяч на одного человека. Средств ухода, которые раньше приносили для подопечных, становится все меньше. Некоторых необходимых вещей на складе просто нет», — отметила руководитель Патронажной службы Алена Давыдова.

Чтобы принять участие, необходимо зайти на сайт акции и сделать пожертвование или привезти средства ухода из списка на сайте самостоятельно с 9.00 до 21.00 по адресу: г. Москва, ул. Станиславского, д. 29, стр. 2.

Акция продлится до 30 октября 2022 года.

***

Портал Милосердие.ru — проект православной службы помощи «Милосердие», один из ведущих интернет-ресурсов в области благотворительности; средство связи для тех, кому нужна помощь, с теми, кто может ее оказать. В год сайт посещает 15 миллионов уникальных читателей. Портал оказывает не только информационную поддержку, но и помогает финансово, в качестве донора — как физическим лицам, так и организациям.

Свято-Спиридоньевская богадельня — проект службы «Милосердие», где пожилым и тяжелобольным людям обеспечивается круглосуточный профессиональный уход и достойная жизнь. Существует с 1999 года. В настоящее время здесь проживает 21 человек.

Патронажная служба помощи — проект службы «Милосердие», где тяжелобольным взрослым и детям, одиноким пожилым, людям с инвалидностью, их родственникам оказывается комплексная помощь: оценка и контроль общего состояния человека, выполнение гигиенических процедур, выполнение врачебных назначений, оказание социально-бытовой помощи.

Группа работы с просителями — совместный проект службы «Милосердие» и Марфо-Мариинской обители, куда обращаются за помощью малоимущие люди. Нуждающимся помогают продуктами и лекарствами, если для помощи необходима крупная сумма, объявляется сбор на портале Милосердие.ru. В 2021 году количество посетителей увеличилось на 26%. В группу обратились 13081 человек, из них 12609 человек получили продуктовые наборы, 4329 — средства ухода и бытовой химии, 1111 людям оказали помощь в приобретении лекарств.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5963426.html

29 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up