Для учителей-слушателей курсов повышения квалификации по Основам православной культуры прошли экскурсии в храмы и открытые уроки с участием священнослужителей
В первом полугодии 2025 года в Восточном округе около 100 учителей общеобразовательных школ прошли обучение на курсах повышения квалификации по Основам православной культуры.
Именно этим педагогам в ближайшее время предстоит преподавать четвероклассникам курс «Основы религиозных культур и светской этики».
В рамках взаимодействия со школами общественные методисты от храмов Восточного викариатства совместно с методистом ВАО по ОРКСЭ, директорами, заместителями и учителями школ провели экскурсии в храмы и открытые уроки.
20 марта методисты храмов Илии Пророка в Черкизове, преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове, Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском и Спаса Нерукотворного Образа в Перове приняли у себя в гостях преподавателей.
Для них были организованы экскурсии, лекции по методике преподавания ОПК и чаепития.
1 апреля в школе 1502 и двух зданиях школы 1530 были проведены уроки, в которых приняли участие священники.
Занятия на темы «Икона», » Благовещение», «Родители и дети» получились интересными и дали возможность состояться доброму знакомству.
Данная деятельность позволила учителям вживую соприкоснуться с красотой православной культуры.
Надеемся, что преподаватели более глубоко осознали важность и современность православия, вдохновились творческим подходом к преподаванию курса ОПК и в дальнейшем обязательно приведут своих учащихся на экскурсии в храм и пригласят священника на уроки.
Департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы объявляет о начале приёма фотографий на III Общемосковский фотоконкурс «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов». В этом году тема конкурса «Дружим со спортом».
Конкурс посвящен спортивным достижениям маленьких и взрослых прихожан. Главными героями конкурса станут активные и спортивные прихожане московских храмов. К фотографиям желательно приложить информацию о приходе: его добрых делах и проектах.
Приходы и подворья новых и еще только строящихся храмов приглашаются принять участие в конкурсе и прислать лучшие фотографии, иллюстрирующие командные и индивидуальные спортивные достижения взрослых и маленьких прихожан.
Размер фотографий должен быть не менее 5 мегабайт, чтобы в случае победы в фотоконкурсе фотографии-победители могли быть размещены на стендах широкоформатной печати без потери качества.
Информацию о проведении конкурса можно получить у ответственного сотрудника Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы Сохраненкова Михаила Геннадьевича 8 (495) 620-20-62.
Присылать фотографии на адрес электронной почты SohranenkovMG@mos.ru, а также привозить на цифровых носителях непосредственно по адресу: ул. Новый Арбат, д. 36, каб. 1408 можно до 30 апреля 2018 года.
Качественные, в большом разрешении, фотографии имеют больше шансов победить в конкурсе и оказаться на выставке, которая состоится в центре города летом 2018 года.
В 2016 и 2017 годах лучшие фотографии были размещены на стендах, фотовыставки «Жизнь и социальная деятельность новых православных приходов», которая располагалась на Гоголевском бульваре под открытым небом. Выставки увидели более 50 000 москвичей и гостей столицы.
Информацию о конкурсах, прошедших в 2016 и 2017 годах, и фотографии, присланные на эти конкурсы, можно увидеть на сайте fotoprihod.ru.
Катехизатор храма Всех святых, в Земле Российской просиявших, в Новокосине, Вячеслав Дерягин рассказал об опыте работы с пенсионерами на приходе в рамках государственной программы Московское долголетие.
Дорогие друзья! В нашем храме Всех святых, в Земле Российской просиявших, в районе Новокосино, по благословлению настоятеля, протоиерея Михаила Зазвонова, с октября проводятся занятия по «Церковному искусству» для людей пенсионного возраста, по программе Правительства Москвы «Московское Долголетие».
Занятия проводятся два раза в неделю: по четвергам и пятницам, а в ближайшее время, в связи с большим интересом к предмету, планируется ввести дополнительное занятие по субботам. Основная цель — простыми словами объяснить людям вопросы православия и его истории через познание «Церковного искусства».
Мы начинаем нашу лекцию с дружеской беседы, которая плавно перетекает в основную тему занятия. Далее она раскрывается с помощью моего рассказа и презентации, иллюстрирующей тему. Весь процесс проходит в формате живого общения, поэтому слушатели активно участвуют в лекции и задают вопросы, на которые я сразу же даю более подробное разъяснение.
Затем следует вторая, практическая часть занятия, которую предваряет чаепитие. Основная цель её состоит в том, чтобы люди пропустили сквозь себя пройденную тему, нашли её отражение в своем духовном мире и осознали, что в большей степени их затронуло. Я предлагаю им отобразить это через небольшую творческую работу: например, рисунок или поделку. В конце двухчасового занятия люди не спешат расходиться. Они делятся впечатлениями, выражают слова благодарности.
За первый месяц занятий группа успела осмыслить вопросы живописи катакомбного периода, раннехристианской скульптуры, ранневизантийской архитектуры и мозаики. Далее нашим участникам предстоит продолжить увлекательное путешествие в бесконечный мир православия.
Многие задаются вопросом, как на начальном этапе нам удалось привлечь такое количество участников, которое до сих пор продолжает увеличиваться. Полученный опыт даёт четкий и однозначный ответ. Это работа не одного дня, а результат систематической и планомерной работы со всеми группами населения. Это беседы, чаепития и семинары, проводимые как непосредственно в храме, так и на базе Центра социального обслуживания, а также с Советом Ветеранов, Обществом Инвалидов и с людьми, которые по различным причинам оказались в состоянии неопределённости, и пришли к нам в храм за ответом, как быть… Эта вереница далеко не полного списка наших взаимодействий с населением, наверное, и будет лучшим ответом по поводу востребованности наших занятий.
Все Святые, в Земле Российской просиявшие, молите Бога о нас!
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
Традиционно во второй половине июля молодежь Восточного Викариатства вместе с иереем Петром Ивановым (настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Гольяново) и с группой прихожан отца Владимира Суханова (настоятеля храма Святой Живоначальной Тороицы при Свято-Владимирской детской больнице г. Москвы) отправилась в поломнический сплав на байдарках по реке Киржач к церкви Николая Чудотворца в урочище Аргуново.
Маршрут похода проходит рядом с селом Аргуново Петушинского района Владимирской области, где расположен разрушенный и до сего дня не восстановленный храм свт. Николая. Храм был взорван в советское время, но по милости Божией колокольня храма уцелела, и золотой крест на ней, изрешеченный пулями, сияет до сих пор.
Ребята сплавлялись по реке, на отдых останавливались в лесу. Еду готовили на костре. Утром и вечером было молитвенное правило. Вечера проводили у костра в прекрасной компании, общались, пели песни.
В день памяти Казанской иконы Божией Матери произошло самое значимое событие похода. Впервые в стенах полуразрушенной колокольни Никольской церкви отслужили Божественную Литургию. До этого Богослужения проходили раз в году в сборном(палаточном) храме, так как церковь была разрушена в 1960-х годах.
Божественную Литургию совершали иерей Владимир Суханов и иерей Петр Иванов (ответственный за молодежную работу в Восточном викариатстве г. Москвы). Непосредственно в байдарочном сплаве участвовало более 30 человек.
Информационный источник: храм прп. Сергия Радонежского в Гольяново