Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Зазвонов Михаил, протоиерей — клирик храма всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 22 ноября 1979 г. 

В 2000 году окончил Нижегородскую Духовную Семинарию.

В том же году 21 июля была совершена диаконская хиротония, 23 июля — иерейская хиротония.

Нижегородский Государственный Педагогический Университет — 2007 г.

В 2011 г. возведен в сан протоиерея,

С марта 2013 — руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела  по церковной благотворительности и социальному служению.

С марта 2013 — руководитель Секретариата Восточного викариатства г. Москвы.

С мая 2014 — настоятель храма Всех Святых, в земле Российской просиявших в Новокосино г. Москвы.

ВЫСТУПЛЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ПЕРВОМ ЗАСЕДАНИИ ПАТРИАРШЕЙ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого.

6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. Со словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Сердечно приветствую всех участников первого заседания Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта. К сожалению, мы не могли провести его ранее по многим причинам, в том числе в связи с размышлениями относительно руководства Комиссии. Но, поскольку все вопросы разрешены и будут представлены на ваше усмотрение, мы и проводим сегодня наше первое заседание.

Хотел бы предварительно сказать несколько слов. Во-первых, отклик на решение Церкви создать такую Комиссию был очень и очень положительным. В средствах массовой информации, в спортивном сообществе, среди наших прихожан, которые интересуются спортом, а таких сейчас очень много, инициатива создания Комиссии нашла поддержку и понимание.

Комиссия создается практически с чистого листа, хотя на протяжении нескольких лет мы в этот чистый лист вписывали некоторые инициативы, которые, несомненно, помогут нам в организации работы Комиссии. В частности, в рамках Рождественских чтений действовала секция «Православие и спорт», известны примеры участия Церкви в организации спортивных мероприятий на приходском, епархиальном и общецерковном уровнях. Например, мне неоднократно доводилось принимать участие в открытии на Красной площади турниров по русскому хоккею, и эти турниры стали событием в спортивной жизни. На протяжении ряда лет наши священники в составе Олимпийской сборной выезжают на олимпиады. Долгие годы это послушание нес протоиерей Николай Соколов, сейчас ему помогает протоиерей Андрей Алексеев.

До определенного момента церковно-спортивная повестка относилась к ведению Патриаршего совета по культуре, но пришло время упорядочить наши усилия путем создания специализированного церковного органа. Это является естественным развитием наших инициатив в области спорта.

Тем не менее, лист, на котором писалась история современных отношений Русской Православной Церкви и спорта, во многом остается незаполненным. Потому что систематическая работа Церкви со спортивным сообществом, к сожалению, налажена не была. Конечно, эпизодические случаи имели определенное значение, и, может быть, положительные результаты участия представителей Церкви привели к мысли о необходимости создать систему постоянного взаимодействия Русской Православной Церкви со спортивным сообществом.

Теперь несколько слов о предстоящих задачах служения в спортивной сфере. Мы не создаем церковное министерство по делам спорта со всеми вытекающими из этого последствиями; никакая бюрократическая система не создается. Деятельность Комиссии не может быть заорганизована, забота о спортсменах и развитии спорта не должна превращаться в сухую канцелярщину и отчетность. Мы не должны свою работу со спортом и спортсменами, то есть с миром социально активных людей, превращать в некую чиновничью программу. Церковь, приходя к спортсменам, должна сохранять свое основное призвание — свидетельствовать о правде, помогать людям в их духовной жизни, служить делу спасения человеческих душ.

Воцерковление спорта — это пастырская задача, и поэтому Церковь призвана к ее несению самим Христом. Мы не должны формулировать некое богословие спорта, спорт не является вызовом христианскому богословию. Вызовом является потребность говорить с людьми из мира спорта на понятном языке.

Мы знаем, что некоторое время в определенных церковных кругах сохранялось очень сдержанное отношение к спорту. Оно уходит своими корнями к позиции Церкви по отношению к спорту в Римской империи. Мы знаем, что спорт в Римской империи был очень жестоким, ристалища, на которых выступали всадники, воины, часто заканчивались человеческими жертвами. Именно поэтому святой Иоанн Златоуст осуждал участие в ристалищах. На этом основании некоторые утверждали, что Церковь вообще против спорта, но это вовсе не так! Церковь против такого спорта, который ради удовлетворения страстей жертвует человеческими жизнями. Такой спорт Церковь не принимает, и Церковь всегда выступает против любых соревнований, для которых в первую очередь значима зрелищность, могущая привести к человеческим жертвам. Спорт — это средство возвышения как физической, так и духовной культуры человека. Это средство совершенствования человеческой личности. Как средство совершенствования человеческой личности спорт не только может, но и должен быть инструментом Церкви в деле работы с человеческими душами.

Забота о теле является важной духовной задачей, потому что тело, по учению Церкви, является храмом живущего в нем Духа Святого (1 Кор. 6:19). Это не просто физическая субстанция. Отсутствие заботы о теле приводит к недугам, а при стечении определенных обстоятельств — и к смерти. Поэтому сознательное пренебрежение физическим здоровьем, причем экстремальное, могущее привести к гибели человека, Церковь рассматривает как одну из форм самоубийства. Другими словами, забота о человеческом теле является Богом благословленной деятельностью Церкви и христиан — членов Церкви.

Я уже сказал, что во времена святых отцов, ввиду жестокости соревнований, Церковь сформировала свое негативное отношение к тогдашнему спорту. Но, конечно, мир за эти столетия изменился. Ныне подавляющее большинство спортсменов России выросли в православном культурном контексте, многие воспитаны в вере. Но бездействие со стороны Церкви приводит к тому, что пропаганда здорового образа жизни и физической активности нередко ведет к возрождению языческого отношения к человеческому телу.

Когда мы стали получать информацию о том, что среди спортсменов становятся популярными языческие воззрения, мы вначале отнеслись к этому как к некой странности, как к исключению из правил. Но после того как был собран большой объем информации, мы поняли, что и в спортивной среде, и в среде военнослужащих, особенно тех, кто задействован в специальных операциях с риском для жизни, становятся популярными идеи, проистекающие из языческого отношения к человеку. На это нельзя смотреть с безразличием, потому что и спортсмены, и защитники Отечества, особенно те, кто участвует в опасных для жизни военных операциях, нуждаются в духовной поддержке. Если же они будут мотивировать себя языческим мировоззрением, ничего хорошего из этого не выйдет. Потому что, даже участвуя в самых опасных военных операциях, человек никогда не должен терять собственное человеческое измерение. Человек не может превращаться в зверя, — этим православный воин всегда отличался от воина языческого.

Может быть, ввиду того, что у Церкви было в свое время критическое отношение к определенным видам спорта, многие православные люди до сих пор уделяют недостаточное внимание физической культуре. К сожалению, многие своим безразличием поддерживают ложный образ православного верующего как человека физически слабого, безвольного. Якобы православный человек не может постоять за себя, не может защитить родных, семью, друзей. Это совершенная неправда, направленная на подрыв авторитета христианского мировоззрения, на вытеснение Церкви из мира спорта. Нам иногда приходится вести дискуссии, в том числе с представителями спорта, и мысль о том, что христианство не способствует развитию физической культуры, прикровенно, а иногда открыто в таких беседах проговаривается, — это тоже является опасным сигналом. Мы не можем отдавать пространство спорта на откуп людям, враждебным христианству.

Любое физическое развитие порождает особые искушения, дает возможность силой навязывать свою волю окружающим, превозноситься над ними. Здесь же можно упомянуть проблему допинга, употребление которого мотивировано не только стремлением к победе любой ценой, но и гордыней, желанием искусственно добиться сверхчеловеческих возможностей. Конечно, подобное проистекает от неправильного душевного и духовного состояния, — нельзя стремиться к сверхчеловеческим результатам средствами, которые могут нанести непоправимый ущерб здоровью и даже жизни.

Феномен спорта заключается в том, что человек преодолевает свои возможности путем ограничений и длительных тренировок, достигает новых, невиданных результатов, добивается новых возможностей своего тела. В каком-то смысле путь спортсмена очень близок к пути аскета, ведь и в христианской аскетике есть самоограничение, напряжение воли для достижения конкретной цели. Без волевых усилий, без самоограничения не может быть никаких достижений в области спорта, как и в духовной жизни не может быть успехов без самоограничения и без подвига. Именно здесь и закладывается основа очень глубокого взаимодействия Церкви, христианского мировоззрения со спортом.

Мы знаем: чем выше подвиг, тем сильнее искушения. Устоять, не поддавшись гордости или иной страсти, — задача непосильная, и здесь требуется помощь Божия. Поэтому мы должны быть рядом, духовно помогая спортсмену. Священник призван помогать спортсмену находить смыслы в своем делании — не разрушать мотивацию на сверхусилие, победу, а придавать ей правильный смысл. Потому что и победа может оборачиваться духовным соблазном, приводить к гордости, тщеславию, превозношению над другими. В этом смысле успех в спорте должен сопровождаться духовной работой человека над самим собой. Есть замечательные спортсмены, — смотришь на лицо и понимаешь, какой это светлый человек. А на кого-то смотришь и думаешь, как же его погубили слава и тщеславие. И если проанализировать успехи спортсменов и их биографии, легко убедиться: там, где слава и тщеславие были на первом месте, жизненный путь всегда оборачивался неудачей. Пока стоит на пьедестале — всё в порядке, а потом перестает заниматься спортом, внутренние амбиции начинают мучить, разрывать, а духовной силы управлять собою нет. Поэтому духовная аскеза, в правильном смысле этого слова, должна непременно сопровождать спортсмена, особенно того, кто добивается выдающихся достижений. Он всегда должен оставаться человеком, потому что его роль очень велика с точки зрения формирования положительного отношения к спорту, укрепления патриотических чувств наших людей. Как мы все реагируем на победу наших спортсменов на Олимпийских играх, на иных крупных соревнованиях? Помню, что происходило, когда наши хоккеисты выиграли на Олимпиаде, какой подъем патриотических чувств это вызвало. Поэтому спортивные результаты, несомненно, имеют духовные последствия как для самих спортсменов, так и для всех тех, кто за них болеет.

Полагаю, что требует методического изложения также опыт организации приходских секций и соревнований. Очень важно, чтобы на уровне наших приходов развивалась спортивная инициатива. Это очень привлекает молодых людей, особенно мальчиков, к участию в приходской жизни, но кроме того, это помогает детям, занимающимся спортом, сформировать правильное отношение к физической культуре, с тем чтобы избежать проблем, о которых я сказал выше.

Мне кажется, развитие спорта на приходском и епархиальном уровнях тоже должно стать частью повестки дня Комиссии, поскольку зачастую именно церковные клубы восполняют пробелы в развитии массового спорта в стране. Полезно описать методическую сторону организации такой работы, в том числе спортивных турниров, выстраивания работы со спортивными чиновниками. Это тоже одна из наших задач. Думаю, все это станет серьезной помощью как создающему секцию и проводящему турнир священнику, так и архиерею, которому будут ясны задачи, которые он должен перед собой поставить в сфере отношений со спортивным сообществом.

Полагаю, что в рамках сегодняшнего заседания мы можем обсудить затронутые вопросы, и я очень надеюсь на ваше активное участие.

В заключение скажу, что в моей жизни физическая культура занимает определенное место. Не представляю, как я бы справлялся с нагрузками, если бы не было опыта занятий физкультурой и спортом. Я каждый день занимаюсь спортивными упражнениями. И поэтому должен сказать, что это очень помогает, держит тебя в тонусе и формирует волевые качества. Поэтому всем рекомендую, батюшкам особенно, включая наших архипастырей, начинать с чего-то такого, что не навредит здоровью.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

13 июня 2018
ПОДРОБНЕЕ

ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК В ХРАМЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

Во вторник, 18 июля, в храме прп. Сергия Радонежского в Гольянове отметили престольный праздник. Смотрите фоторепортаж с праздничной Литургии.

18 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ЦЕРКОВНОЕ ШКОЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ СТАЛО ЛАУРЕАТОМ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА ЖУРФАКА МГУ

8 апреля 2017 года, в Лазареву субботу, директор Илиинской воскресной школы Галина Анатольевна Богданова вместе с воспитанниками старшей группы Еленой Монаховой и Николаем Чобану посетили факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и приняли участие в церемонии награждения победителей девятого Всероссийского фестиваля школьных СМИ.

Газета «Дети воскресенья», которую выпускает группа старшеклассников под руководством Евгении Жуковской, в этом межрегиональном конкурсе, проводимом журфаком МГУ, была признана лучшим мультимедийным проектом учреждения дополнительного образования.

Одержать победу среди 392 школьных проектов, присланных на конкурс из 52 регионов страны, было очень сложно. Среди них были газеты возрастом более 50 лет, а «Дети воскресенья» с выпуском всего лишь в два года, действительно, были детьми по сравнению с ними. Но жюри оценило труды Илиинских юных журналистов и их наставника, определив их в числе призеров.

В эту субботу на журфаке МГУ был день открытых дверей, состоялись встречи с профессорско-преподавательской корпорацией факультета. Для участников всероссийского конкурса были организованы мастер-классы по выпуску газет и фотографии.

Гостей мероприятия поприветствовала «хозяйка дома на Моховой» — декан Елена Леонидовна Вартанова. Она поблагодарила школьников и их учителей не только за работу над собственными СМИ, но и за то, что такое большое количество людей приехало в «этот весенний день», чтобы презентовать свои работы и обменяться творческим опытом. Так же она отметила, что фестиваль прогрессирует и развивается, ведь сегодня это не такое скромное мероприятием, как 9 лет назад. «Журналист сегодня — это творческий человек, которому нужно выполнять большое количество функций и задач. Он должен работать со словом, с изображением, видео и фото. Журналистика – самый креативный род занятий», — отметила профессор Вартанова.

Над газетой «Дети воскресенья» в течение двух лет работали: Виктория Воробьева (название), Григорий Качанов, Елена Монахова, Ангелина Романова, Мария Сенина, Анна Харисова, Николай Чобану. Дизацн макета, верстка: Лилия Ахлюстина, Анна Кулешова.

По материалам сайта храма пророка Божия Илии в Черкизове hramilii.ru

12 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ

ОТЧЕТ ПРИХОДСКОЙ СЛУЖБЫ «МИЛОСЕРДИЕ» ХРАМА АЛЕКСАНДРА СВИРСКОГО

Служба помощи одиноким и пожилым людям «Милосердие» храма преп. Александра Свирского на Соколиной горе подвела итоги работы в праздничный период. Предлагаем вашему вниманию опубликованный отчет Службы.

«Дел было много. Начало мы положили, установив в храме копилку с надписью «Ваша милостыня на подарки к Рождеству Христову детскому приюту».

Ученики нашей воскресной школы подготовили разные поделки. Ирина Васильевна подготовила специальную подборку детских книг для дома малютки в Сокольниках.

30 декабря рано утром мы отправились на Бабаевскую кондитерскую  фабрику для закупки конфет и других сладостей. Елена с Андреем ловко наполняли подарочные пакеты конфетами, мы купили 26 видов, в основном это были шоколадные конфеты и хорошая карамель. На собранные пожертвования мы смогли купить 28 кг конфет и других вкусностей. В храме всё было красиво оформлено и упаковано. В итоге мы имели 45 подарков по 600 грамм каждый.

Из Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви нам был передан список из восьми человек нуждающихся в помощи, которых некому было поздравить. Мы с удовольствием откликнулись на  просьбу поздравить этих людей с праздником Рождества Христова.

В поездке нас  сопровождал о. Георгий. Для каждого из посещаемых мы с батюшкой пели Тропарь праздника, вручали сладкий подарок, икону праздника. Для бабушек мы подготовили платочки. Как трогательно и умилительно нас принимали эти люди! Подарки уходили на второй план, главным становилось живое общение с батюшкой, рассказы о своих проблемах, трудностях  и радостях, о своей жизни. Нас не хотели отпускать, везде предлагали чай, просили подольше посидеть и пообщаться.

В списке было двое лежачих больных, которые несмотря на тяжесть своего положения они не озлобились на мир, не замкнулись и не винили всех в своих болезнях. Сейчас они не брошены на произвол судьбы, за ними ухаживают добровольцы из службы «Милосердие» при Марфо-Мариинской обители. В одной семье бабушке исполнилось 84 года, её сын — инвалид детства, колясочник, ему 64 года. Эти, казалось бы, обездоленные люди, тоже выказали пожелание поучаствовать в добром деле, и передали нам подарки, которые мы вручили другим попавшим в сложную ситуацию семьям.

Отец Георгий каждому оставлял свой номер телефона и обещал приехать, если будет необходимость приступить к таинствам Исповеди и Причастия или исполнить другие требы. Уже после нашего посещения 3 человека причастились Святых Христовых Тайн, кто-то пособоровался.

Ещё в самом начале Рождественского поста, когда появилась сама идея поздравить пожилых и одиноких людей с Рождеством Христовым, наш настоятель о. Василий выразил желание взять какой-то приют или больницу под свою опеку и самим отвезти туда наши подарки. Время шло, но как-то всё не получалось, не срасталось. И вот, перед Крещением Господним, мы узнали, что в Ивановской области есть подворье «Благодать». Это небольшой приют, где проживают незрячие, глухонемые, хромые, есть несколько семей, оказавшихся в тяжёлой жизненной ситуации, есть люди, которым просто негде жить. Всю эту семью окормляет иеромонах Мелитон (Присада). Все они живут в меру своих сил, трудятся в своём доме. Мы  созвонились с батюшкой и он сказал, что заберет подарки в ближайшие время. Помоги ему Господи нести это нелёгкое послушание.

В нашем списке было двое деток, их мы пригласили на наш праздник, который подготовили дети из нашей воскресной школы. Ребята посмотрели праздничное представление, им были подарены сладкие подарки и книга для бабушки, которая пришла с ними на праздник. Она очень благодарила за заботу и внимание.

Среди подопечных у нас есть семья о. Алексея Жаровова. К сожалению, он уже отошел ко Господу, но осталась матушка Ольга со чадами и двумя больными родителями. Из города Мезень ей пришлось переехать в Архангельск, там она сильно заболела, перенесла инсульт и сейчас восстанавливается после болезни. Мы планировали собрать матушке с детками посылку к празднику, но когда все принесли, то одной посылки было мало и потребовалось две коробки. Надеемся, что наши подарки успели к празднику Рождества Христова и подарили им радость!

Мы так же продолжаем собирать в храме тёплые вещи, медикаменты и отвозить в  «Ангар Спасения» и Кризисный центру «Дом для мамы».

Сердечно благодарим  Вас, дорогие братья и сестры! Вы помогали своей молитвой, финансовой поддержкой, транспортом, своим временем.

Дела милосердия не заканчиваются с окончанием праздников. Мы продолжаем трудиться, молиться, помогать тем, кто в нашей помощи нуждается. Всех желающих и имеющих неравнодушное, доброе сердце приглашаем к нам присоединиться.

Мы собираемся каждую среду в 19 часов в храме на акафист перед иконой Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость».

Ждем Вас и Ваших друзей в храме. »

24 января 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up