Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Щеглов Валерий, протодиакон — клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 25 июня 1955 года.

В 1980 году закончил Московскую духовную семинарию, в 1982 г. — Московскую духовную академию.

Рукоположен в диакона 18 июля 1981 года.

Возведен в сан протодиакона в 1991 году.

С 1999 года — диакон храма  Воскресения Христова в Сокольниках.

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НА ЛЕВАШОВСКОМ МЕМОРИАЛЬНОМ КЛАДБИЩЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

История учит, что вера способна возродиться и возродить души людей не только к жизни вечной, но и к полноте жизни здесь, на земле.

12 мая 2018 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил малое освящение деревянного храма Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, на Левашовском мемориальном кладбище Северной столицы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Ваши Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, братья, сестры! Христос Воскресе!

Я с особым чувством вступил сюда, на эту Левашовскую землю, окропленную кровью многих невинных людей, в том числе тех, кто пострадал за веру. Знаю, как уже давно у духовенства Санкт-Петербурга вызревала мысль построить здесь храм. Вспоминаю наши разговоры с присутствующим здесь отцом Владимиром. Очень часто я беседовал на эту тему и с ушедшим от нас архидиаконом отцом Андреем Мазуром, который нет-нет да подходил ко мне и спрашивал: «Ну, когда же в Левашово будет храм построен?» И вот по милости Божией храм построен, и поэтому, когда я получил информацию о том, что эта мечта, эта надежда многих клириков Санкт-Петербурга и моя собственная осуществлена, я принял решение посетить это место и совершить хотя бы малое освящение. Сегодня все это действительно состоялось.

Мы находимся с вами на особом месте. Много таких мест по всей Руси: Бутово в Москве, Левашово в Санкт-Петербурге… Это наши Голгофы. А как та Голгофа, на которой Христос был распят, очень многому научила весь мир, так и наши российские Голгофы должны, во-первых, научить всех нас тому, что вера Христова не может быть истреблена из рода человеческого. Даже если стремление уничтожить веру становится политической задачей могущественных правителей целых государств — ничего не получается.

Конечно, в 1937 году, о котором сейчас вспомнил владыка, почти никто уже, празднуя 20-летие революции, не думал о Православии как о факторе, способном повлиять на жизнь народа. Но произошло нечто удивительное. В то время была проведена перепись населения, и большинство наших людей в год страшных гонений сказали, что они православные! Трудно представить, что означало тогда поставить свою подпись под этим опросным листом, но наши отцы, деды и прадеды это сделали. И это был первый знак власти, что никакие гонения не способны истребить веру из человеческих сердец. Потом многому нас научила война, и гонения были приостановлены, хотя никогда не прекращалась борьба с религией, с верой православной.

И вот сегодня, когда на этом скорбном месте, где погибли многие наши предшественники, в том числе представители петербургского духовенства, мы совершаем освящение, как же мне радостно видеть всех вас, наполняющих этот храм, — людей, родившихся много лет спустя, принадлежащих уже к совершенно иной эпохе! Ваше присутствие здесь, на этом месте, есть живой символ присутствия веры православной в самых недрах нашей народной жизни, из которых и произрастает каждое последующее поколение людей. И дай Бог, чтобы никогда, ни при каких условиях народ наш не отказался от православной веры. Ибо история учит, что вера способна возродиться и возродить души людей не только к жизни вечной, но и к полноте жизни здесь, на земле, — к той самой жизни, которая вместе с Богом в сердце человеческом действительно обеспечивает полноту бытия.

Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, всех тех, кто потрудился для строительства этого храма, который, конечно, будет наполняться людьми, в том числе теми, кто будет приезжать на это место скорби, чтобы помолиться о наших новомучениках, исповедниках и вообще о всех тех, кто был невинно расстрелян здесь или в других местах тогдашнего Ленинграда, но здесь похоронен. Будем помнить это место. Будем помнить великий пример мученичества и исповедничества нашего народа в тяжелые годы и хранить в сердце своем веру православную.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

12 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СБОР ВЕЩЕЙ В ПОЛЬЗУ ПРИЮТОВ ДЛЯ БЕЗДОМНЫХ

По благословению Преосвященного викария с 25 декабря по 15 января 2018 года в храмах Восточного викариатства проводится акция по сбору помощи в пользу приютов для бездомных людей.

Традиционно к Рождеству храмы Русской православной церкви устраивали Рождественское угощение для бездомных. В Москве Рождественские пиры проходят достаточно широко, а вот в глубинке таких возможностей нет. А ведь именно эти приюты дают кров московским бездомным, в том числе, инвалидам.

ПРИЮТЫ НУЖДАЮТСЯ:

— бакалея: крупы, макароны, масло, сахар, консервы, чай, растворимый кофе;

— сладости к Новому Году и Рождеству;

— новые трусы/носки;

— зимняя теплая обувь 39-45 размеров;

— медикаменты (с не истекшим сроком годности): бинты, марлевые салфетки, левомеколь, перекись водорода;

— средства гигиены: зубные щетки, зубная паста, расчески, мыло, шампунь, дезодоранты.

Для передачи помощи обращайтесь в ближайший к вашему дому храм.

27 декабря 2017
ПОДРОБНЕЕ

«СПАС» В ГОСТЯХ У «БЛАГОЧЕСТИЯ»

В праздничный воскресный вечер, 13 января, в здании Воскресной школы храма преподобного Александра Свирского состоялась встреча и знакомство участников молодежного движения «Благочестие» и молодежного движения «Спас» храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово. 

Встречи молодежных объединений храмов викариатство становятся доброй традицией. За чаепитием в дружественной обстановке звучали рождественские песнопения в исполнении хора, авторские стихи. С особенным воодушевлением собравшиеся подпевали молодому гармонисту Ивану Игнатенко, который приехал поддержать праздничную атмосферу на встрече. 
Отец Георгий (руководитель Молодежной организации «Благочестие») представил гостям из Новогиреева небольшой рассказ о деятельности молодежки и мероприятиях за прошедший год — это и поход в Музей Русской Иконы, посещение фортепьянного концерта в музее-усадьбе Царицыно, поездки в Покровский, Новоспасский,Перервинский и другие монастыри города Москвы. Год был насыщен интересными мероприятиями и поездками. В очередной раз вспомнили летнюю поездку в республику Карелия в рамках проекта «Общее дело. Восстановление деревянных храмов Севера» и конечно поговорили о планах на предстоящее лето. 
Участники движения «Спас» ждут с ответным визитом молодежь «Благочестия». 

16 января 2019
ПОДРОБНЕЕ

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

По материалам miloserdie.ru

3 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up