Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Кузнецов Сергий, диакон — клирик храма Преображения Господня в Богородском

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 20 сентября 1975 года. В 2009 году закончил Московскую духовную семинарию.


Рукоположен в диакона 13 сентября 1998 года. С 1998 года — штатный клирик храма Преображения Господня в Богородском.

Окончены работы по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких

27 марта в день памяти Феодоровской иконы Божией Матери был подписан акт приемки выполненных работ по реставрации росписей храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, включенного в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В мероприятии приняли участие заместитель Председателя Московской городской Думы А.Н. Метельский, Начальник Управления выдачи разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия Департамента культурного наследия города Москвы И.А. Буканова, заместитель главы управы района Гольяново С.Ю. Шевёлкина, представитель Управления территориального контроля Д.В. Кузин, специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления, осуществлявшие произведение работ, авторский надзор и научное руководство реставрационными работами, настоятель храма иерей Роман Богдасаров, староста А.В. Миронов, член приходского собрания Н.В. Ганичев, заведующая учебной частью Воскресной школы Н.А. Друшлякова.

Настоятель храма, отец Роман Богдасаров, провел экскурсию по храму для собравшихся, рассказал об уникальном вкладе отца Владимира Тимакова в восстановление древней московской святыни.

Отреставрированные росписи храма представляют собой адаптированные под архитектуру храма копии фресок великого русского иконописца-монументалиста Дионисия, последователя Андрея Рублева. Известные Дионисиевские фрески сегодня можно увидеть в Пафнутьево-Боровском и Ферапонтовом монастырях — это величайшая ценность русской духовной культуры. И храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове, таким образом, является носителем древнерусской изобразительной культуры XV — начала XVI веков. Здесь росписи созданы художником-копиистом древнерусской фресковой живописи Н.В. Гусевым в 90-е годы прошлого столетия.

Отец Роман поделился с собравшимися планами о предстоящей полной реставрации фасадов храма, метлахского пола, ремонте и развитии прилегающей территории. Представители государственных ведомств выразили готовность оказать поддержку приходу в этой работе.

После подписания Акта отец настоятель рассказал о деятельности храма в социальной, образовательной, молодежной и спортивной сферах. За прошедшие три года наблюдается рост по многим показателям: выросло количество учащихся в Воскресной школе, увеличилось количество семей, обращающихся за материальной помощью в храм, появились добровольцы по уходу за пожилыми людьми, молодежь Гольяново стала обращать больше внимания на духовную жизнь. Например, число подписчиков храмовой группы Вконтакте увеличилось в 5 раз, а молодежной группы — на порядок. Основной рост наблюдается за счет мужчин от 30 до 35 лет и девушек от 21 до 24 лет (по статистическим данным групп Вконтакте).

Ранее работы по реставрации росписей храма были одобрены Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви.

28 марта 2019
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение и Второй молодежный форум Восточного викариатства

22 сентября, в Неделю 14 по Пятидесятнице, в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове состоялось архиерейское богослужение. Литургию возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. Литургия была приурочена к дню проведения Второго молодежного форума Восточного викариатства, который проходил на территории храма.

За Литургией Владыке сослужили благочинный Воскресенского округа Восточного викариатства протоиерей Александр Дасаев, настоятель иерей Роман Богдасаров, ответственный за молодежное движение Восточного викариатства иерей Андрей Тихонов, клирики прихода и священнослужители викариатства, занимающиеся работой с молодежью.

Владыка Пантелеимон в своем приветственном слове к священству и прихожанам поблагодарил всех присутствующих за молитву и отметил ее важность в жизни каждого христианина. Отцом Романом Богдасаровым от лица прихода Владыке была подарена копия почитаемой храмовой иконы блаженной Матроны Московский,которая была написана молодежью из приходской иконописной мастерской.

В завершение богослужения в Приходском доме была организована трапеза, на которой присутствовали священнослужители, участники Форума, приглашенные гости и прихожане храма.

После трапезы было торжественное открытие молодежного Форума в актовом зале. Владыка Пантелеимон выступил с первым словом, в котором рассказал поучительные примеры о выборе спутника жизни и построении жизни на фундаменте любви.

После выступления Владыки участники разошлись по секциям, в каждой из которых священники проводили беседы на актуальные темы.
1.Протоиерей Борис Потапов настоятель храма преображения Господня на Преображенской площади. Беседа «Святоотеческое наследие в жизни современной молодёжи» 2. Иерей Пётр Иванов настоятель храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове. Беседа «Роль православного мужчины в современном мире». 3. Протоиерей Алексий Батоногов настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Перово. Беседа «Создание семьи трудности семейной жизни в
современном мире».

Также действовали мастер-классы по изготовлению богослужебных просфор, русским народным песням и танцам.

Архиерейское богослужение и Молодежный Форум прошли в юбилейный для храма год двадцатилетия великого освящения центрального придела Патриархом Алексием II и десятилетия со дня посещения храма Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

24 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме на Преображенской площади

В воскресенье 12 июля 2020 года в храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялся Престольный праздник! Правый придел храма освящён в честь славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

Праздничный день начался с водосвятного молебна в 8:30 и Божественной Литургии в 9:00. После Литургии духовенство и прихожане совершили крестный ход. Колокольный звон, чудесная погода, ясное солнышко и так много улыбок на лицах детей и взрослых!

После проповеди настоятеля храма протоиерея Бориса Потапова всех гостей храма ждали угощения на открытой территории около храма: пирожки, чай, кофе и традиционный летний лимонад.
С большим нетерпением все ждут главного престольного праздника – Преображение Господне!

Информационный источник: https://hram-preobrajeniya.ru

13 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up