Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Гелеван Василий, протоиерей — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы при штабе ВДВ

Опубликовано: 27 января 2019

Категории:

Родился 28 января 1975 года.

В 2001 году окончил Смоленскую духовную семинарию.

28 марта 2004 года в Покровском храме МДА рукоположен в сан диакона, 7 ноября 2004 года рукоположен в сан священника Высокопреосвященнейшим Архиепископом Верейским Евгением, ректором МДАиС.

С 2006 по 2014 г. служил Настоятелем храма в честь святой мученицы Зинаиды в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия). Протоиерей Василий Гелеван владеет португальским и английским языками.


Женат, имеет 5-х детей.

Участие настоятеля храма в Гольянове в Международной конференции «Религия и Мир»

В конце октября в г. Москве прошел V Международный христианский форум и Международная конференция «Религия и Мир: религия и экология», на котором настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове о. Роман Богдасаров выступил с докладом «Мир — это творение Божие, а человек должен заботиться и беречь его».

Организатором мероприятия выступал Союз «Христианский мир» при поддержке Правительства Москвы.

В мероприятиях приняли участие религиозные и общественные деятели, представители органов государственной власти, российские и зарубежные эксперты из стран Ближнего Востока, Европейского союза и Восточной Азии.

В рамках мероприятий обсуждались вопросы как: современные вызовы и угрозы в сохранении религиозной идентичности и межрелигиозного согласия; экология отношений и диалог религий; религия в борьбе за окружающую среду; профилактика и противодействие религиозного радикализма.

12 ноября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Переплет дорог чудесных

2 февраля в Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского состоялся концерт Виктора и Светланы Золотоног «Переплет дорог чудесных…»

Виктор – ведущий актер Русского духовного театра «Глас». Он активно снимается в кино, ведет авторскую передачу «Писатели со всея Руси» на радио «Глаголь», озвучивает аудиокниги. У Виктора сложился прекрасный творческий союз с женой Светланой, которая пишет прекрасные стихи и песни, и сыном Максимом. Они удивили и обрадовали слушателей игрой на гитаре, клавишных, флейте и даже гуслях.

На концерте прозвучали отрывки из произведений С. Есенина, Ф. Достоевского, Н. Гоголя, А. Пушкина, А. Блока. И конечно же, исполнялись прекрасные песни на стихи русских классиков и собственного сочинения. Особо хочется отметить артистичность и обаяние Максима Золотонога, который ничуть не уступает в профессионализме своим родителям. Зрители единодушно признали его выступление в песне «Казачья молитва» самым ярким номером вечера.

После выступления Виктор Золотоног записал радиопередачу о Просветительском центре святителя Иоасафа Белгородского, в которой приняли участие благочинный Рождественского округа и настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово протоиерей Иоанн Ермилов и руководители центра Евгений и Татьяна Глуховы.

Запись передачи можно посмотреть по ссылке : https://www.youtube.com/watch?v=Lj8ea_kr2is

5 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

КЛУБ «ЭЛЕОС» У МОЩЕЙ СВТ. СПИРИДОНА

Солнце или дождь, с утра или к вечеру – с 22 октября возле главного собора Русской Православной Церкви стоит или идёт очередь. Молодые и пожилые, воцерковлённые и неофиты, доктора физико-математических наук и санитары – вся Москва, Подмосковье и пол-России идут поклониться величайшему святому III-IVвеков – святителю Спиридону Тримифунтскому.

Ещё бы – ведь так радостно и так дорого для любого православного христианина стало посещение святителем Спиридоном в его честной деснице приделов Русской Церкви!  А 30 сентября отправился в паломничество к Святителю и новокосинский православный молодёжный клуб «Элеос», существующий с июня 2018 года при храме Всех Святых в Земле Российской просиявших в Новокосино.

В «Догматическом богословии» прот. Олег Давыденков пишет: «Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар. 13, 21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством милоти пророка Илии. В Деян. (19, 12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгнания злых духов»[1].

Накануне поездки ребята писали друг другу:

«Ты можешь гарантировать, что мы попадём к мощам, если приедем туда к трём? До каких часов пускают к мощам?»

«Надо пригласить прихожан с амвона! Кото-то ещё точно присоединится!!»

Группа добиралась, как и многие благочестивые и практичные миряне, от м. «Октябрьская».  Мне выдалось ждать Клуб возле металлодетекторов, расположенных перед Патриаршим мостом.

«Нас поехало 13 человек – это не все, но примерно половина активных участников Клуба. Остальные тоже хотели, но работали в этот день либо не смогли по другим причинам. Надеемся, они смогут посетить Храм Христа Спасителя в другие дни!»

Владислава Говрилашенко, заместитель рук-ля клуба

В очереди не празднословили, не листали ленты социальных сетей, не скучали – молились (это не указание на то, что «молодцы», а на то, что и должны так приступать к святыне – «сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10)). Всем миром почитали акафист Святителю – к нам присоединились и другие миряне. Окончание дочитывали уже индивидуально – в самом храме. Час-полтора пролетели совершенно незаметно – будто мгновенно оказались у ковчега с честной десницей Святителя!

Под акафистное пение хора приложились к великой святыне с о. Корфу и направились к выходу. Переживание этого момента коснулось каждого, но  по-своему… Стало вдохновенно и светло!

В Деяниях VIIВселенского собора есть интересный диалог иудея и христианина:

«Иудей сказал: каким же образом Бог во всем писании заповедует не кланяться ничему сотворенному? Христианин сказал: Скажи мне: земля и горы – творения ли Божии? Иудей сказал: конечно. Христианин сказал: как же учит (Писание): возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть, и покланяйтеся в горе святей Его (Псал. 98, 5 и 9)? И опять Сам (Бог) говорит: Небо престол Мой, земля же подножие ног Моих (Ис. 66, 1). Иудей сказал: но ты почитаешь их не как богов, а чрез них сотворившего их. Христианин сказал: верно слово! Итак знай, что и я посредством неба, и земли, и моря, и дерев, и камней, и мощей, и храмов, и креста, и ангелов, и человеков, и посредством всякого видимого творения и невидимого приношу поклонение и почитание единому Владыке и Творцу»[2].

Оставшееся время выездной встречи участники «Элеоса» провели вместе. В этот день – так совпало – участница Клуба София Никитина праздновала свои именины (воскресный день совпал с памятью мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии). Но Софья не только принимала поздравления – они вместе с мамой и братом сделали по такому случаю богатый стол трапезу для участников Клуба.

За столом поговорили о многом: поприветствовали Марию и Александру, пришедших в Клуб впервые (а девушки рассказали о себе), поговорили о современных богословах и проповедниках, а также возможностях для современной молодёжи в мегаполисе. День был чудесный и лишь потому, что Клуб собирает нас во имя Христово, и да спободит нас Господь чувствовать Его в нашей молодёжной общине всегда!

Сердечно благодарим всех, кто способствовал принесению святыни свт. Спиридона в Россию! Благодарим Владиславу Гаврилашенко за организацию поездки, семью Никитиных – за трапезу, а Арину Казакову – за чудесные живые фотографии!

 

Текст и фото: Клуб «Элеос»

3 октября 2018
ПОДРОБНЕЕ

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА НА ЗАСЕДАНИИ ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО СОВЕТА 16 МАРТА 2018 ГОДА

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки.

16 марта 2018 года в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета на очередном заседании. Я бы хотел осветить, насколько это возможно в кратком вступительном слове, тему пастырского попечения о студентах, нашей работы в вузах. Эта тема — один из пунктов повестки дня, и я надеюсь, что сегодня мы сможем ее обсудить. Но хотел бы поделиться с вами своими мыслями.

Университетский священник, домовая церковь в вузе — это демонстрация исторической, существующей до сих пор связи христианства и науки. Вы найдете церковь и в Оксфордском, и в Гарвардском университетах. Многие из вас посещали западные университеты и знают, что присутствие капеллана — это так же органично, как и присутствие светского профессора. Во многих российских вузах сегодня также создаются домовые церкви и тем самым восстанавливаются дореволюционные традиции.

В связи с этим я хотел бы особенно подчеркнуть значение первого храма, открытого при вузе, — церкви святой мученицы Татианы при МГУ. И я хотел бы, чтобы все нас услышали и поняли: это вовсе не клерикальный поход на науку и на высшие учебные заведения, а возрождение той самой традиции, которая существовала в России и сегодня существует во многих странах Европы и Америки.

Но для того чтобы восстановить университетское священство как неотъемлемую органическую часть жизни студентов и преподавателей, нужны значительные усилия. Священники, служащие в храмах при вузах и занимающиеся там просветительской работой, призваны удовлетворять самым взыскательным требованиям. Желательно, чтобы у вузовского пастыря было высшее светское образование; в каких-то случаях это необходимое условие, потому что священник должен находиться на том же образовательном уровне, что и студенты и преподаватели. Ведь беседы, которые он будет проводить, могут касаться не только духовных тем, но и общекультурного дискурса, который включает, в том числе, научные темы.

Священник должен быть авторитетным участником такого дискурса. Известно, что академическая сфера предполагает особую взыскательность. Благодарю Бога за то, что имел в своей жизни опыт работы в духовной академии, опыт участия в заседаниях Ученого совета при еще живых профессорах дореволюционной Санкт-Петербургской духовной академии. Вспоминаю, как при полном уважении друг к другу члены корпорации не допускали пустых слов, заявлений, не соответствующих действительности, и могли корректно поправить кого угодно, в том числе ректора. Это был очень важный фактор, если хотите, моего воспитания. Я понимал: если ты публично произносишь слова, ты должен нести за них ответ, потому что всегда может найтись человек, который тебя поправит, скажет, что ты неправ, и докажет твою неправоту.

Собственно говоря, научное сообщество так и функционирует. Ведь что такое защита диссертации? Это и есть разговор о том, насколько заявленная тема раскрыта, насколько сделанные заявления соответствуют истине. Поэтому дискуссии в университетской среде всегда предполагают высокий уровень ответственности, и священник должен соответствовать такого рода взысканиям и ожиданиям.

Служение университетского капеллана немыслимо без свидетельства о вере, но конечно, оно им не ограничивается, ведь молодой человек ищет ответы на острые жизненные вопросы — о призвании, о предназначении, о личностном росте, о любви. Священник должен быть помощником в этом поиске, способным поддержать, явить любовь и внимание. Молодежь внимательна и не прощает лукавства и благочестивого формализма в общении с собой. Надо быть готовым вести честный и открытый диалог. Домовая церковь должна быть местом встречи священника со студентами, преподавателями, профессорами, местом общего духовного возрастания. В стенах храма должна вестись духовническая, пастырская работа, осуществляться диалог, который, несомненно, обогатит обе стороны.

Получение высшего образования — это важнейший этап в формировании личности. Упорный труд, дружба, верность, профессионализм — всё это складывается в пору студенчества. Священник призван поддержать студента, предложить ему ориентиры, от которых зависит не только его будущая жизнь, но и будущее нашего общества в целом. Храмы в вузах — это место, по которому профессура и студенчество судят о Церкви в целом. Для многих это первая ступень к Богу. Через эти храмы у образованной части нашего общества может формироваться представление о Православии. Мы должны заботиться о том, чтобы вузовские храмы были очагами любви, нравственными камертонами в университетском пространстве, чтобы благодаря этим храмам стирались стереотипы, в том числе относительно того, что наука и религия находятся в вечном конфликте. Работа капелланов призвана помочь студентам и профессорам отвечать на критические вопросы, которые обращаются в адрес Церкви. Церковь отвечает на них в меру сил, но не всегда наши ответы достигают университетской среды. Поэтому важно, чтобы диалог Церкви и общества осуществлялся и на уровне высших учебных заведений, помогая молодому поколению, будущим ученым, будущей элите нашего общества понять, что делает Церковь сегодня, какова цель ее миссии, что происходит в ее внутренней жизни, — с тем, чтобы люди могли получить внятные, убедительные ответы на вопросы, которые сегодня возникают в сфере церковно-общественных отношений. Считаю, что мы должны обратить очень большое внимание на развитие капелланства в студенческой среде.

Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

23 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up