Архиерейское богослужение в Метрогородке — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Архиерейское богослужение в Метрогородке

Опубликовано: 25 марта 2023

Категории: Викарий, Новости

17 марта, в престольный праздник на Патриаршем подворье Апостола Андрея Первозванного в Метрогородке — день памяти святого благоверного князя Даниила Московского — было совершено праздничное богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон .

Его Преосвященству сослужили: настоятель храма иерей Михаил Кривошеев, иерей Владислав Павлушенко, иерей Михаил Зуев, иерей Андрей Шеломенцев, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках, диакон Дмитрий Иванов.

По окончании торжественного богослужения прихожане разделили радость праздника за совместной трапезой.

Пресс-служба Восточного викариатства

Владыка Пантелеимон возглавил Всенощное бдение в храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках

07 августа 2021 года в Храме Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках г. Москвы, Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным викариатством совершил Всенощное бдение под воскресный день в 7-ю Неделю по Пятидесятнице.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: иеромонах Афанасий (Иванов Александр Сергеевич) — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках; клирик храма иерей Александр Подпалов; клирик храма протоиерей Василий Клочков; клирик храма иерей Георгий Фирсов, клирик храма диакон Дмитрий Бакланов, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона под воскресный день в 7-ю Неделю по Пятидесятнице:

Дорогие отцы, братия и сестры! Каждый раз, когда мы приходим в храм, мы поклоняемся Кресту Христову, прославляем Его воскресение и слушаем евангельский рассказ о том, как Господь являлся Своим ученикам и ученицам, как Ангелы возвещали им о Воскресении, как уверовали в него апостолы.

Можно даже сказать, что каждый из этих рассказов – о вере и неверии, об узнавании Христа и о том, каким образом это происходило. Ученики не сразу поверили в Воскресение Христово, вначале они не доверяли свидетельству своих собратьев, жен-мироносиц, их не удостоверили в этом явления Ангелов. А кто-то из них, как, например, апостол и евангелист Иоанн Богослов в сегодняшнем рассказе, уверовал в воскресение, даже не видя Христа и не слыша ангельского благовестия.

Дорогие братья и сестры, сегодня мы слушали рассказ о том, как ко гробу пришла Мария Магдалина, ближайшая ученица Христа, из которой Господь изгнал семь бесов и которая стояла у Креста. Пришла и увидела, что камень отвален от гроба и там нет тела ее возлюбленного Учителя, которое она хотела помазать миром. Она в ужасе побежала и рассказала об этом апостолам Петру и Иоанну.

Апостолы Петр и Иоанн побежали ко гробу. Апостол Иоанн, как более молодой, прибежал первый, но во гроб не вошел, а только увидел погребальные одежды Учителя. А апостол Петр, как более горячий, вошел во гроб и тоже увидел пелены, которые завязывались на главе умершего. Но не сказано, что он уверовал. Сказано лишь, что уверовал Иоанн Богослов. И Мария Магдалина не уверовала, пока не увидела Христа. Так и апостол Фома не поверил другим апостолам, которые рассказали ему о воскресении Христовом. Поверил, только когда Господь явился ему Сам.

Вы видите, как по-разному приходили люди ко Христу, по-разному Его узнавали, не сразу веровали в Его Воскресение. Но мы с вами приходим в храм, несомненно веруя в воскресение Христово. К сожалению, наша вера очень слабая, мы иногда ее теряем, часто живем так, будто никакой веры не имеем: смущаемся какими-то событиями, озлобляемся поступками наших близких, вернее, наше собственное сердце нас озлобляет.

Но в храме, куда мы пришли, тоже нет Воскресшего Христа. Здесь есть амвон, знаменующий собой камень, который был отвален от дверей гроба. Есть Престол – как камень, на который было положено Тело Спасителя. На Престоле находится антиминс с изображением Плащаницы – погребальных пелен Господа нашего Иисуса Христа. Здесь есть иконы, слышны слова Евангелия, но Самого Господа, каким Его видели ученики до вознесения на небо, здесь нет.

Но, конечно же, Он невидимо здесь пребывает. Один великий святой сказал, что наш Искупитель «ныне сокрылся в церковных Таинствах, и церковные Таинства являют нам воскресшего Христа», пребывающего с нами во все дни до скончания нашей жизни и этого века. Как же мы можем увидеть Его в Таинствах? Для этого нужна вера. Вера живая, крепкая, сильная, несомненная, вера, которая двигает горами. Завтра мы с вами услышим рассказ о том, как двое слепцов пришли ко Христу и попросили у Него исцеления, а Он им сказал: «По вере вашей да будет вам», и поскольку вера у них была – они тут же прозрели.

Мы должны заботиться об укреплении нашей веры. Если она у нас слабая, мы все равно должны предпочесть ее агрессивным уверениям безбожного мира в том, что жить нужно в свое удовольствие, заботиться о теле и проч. Если, несмотря на слабость нашей веры, мы все равно будем жить по ней – она будет только укрепляться. Мы должны верить, что Господь с нами, что волос с нашей головы не упадет без Его воли.

Нужно верить, все, что посылает нам Господь, посылается нам на пользу: и коронавирус, и болезни, и самая смерть, если мы живем скверно, если принимаем ее как встречу со Христом. И бедность, и богатство, и радость, и печаль, и скорбь, и молодость, и старость – все мы должны принимать как посланное от Бога.

Одного только мы не должны принимать – своих греховных наклонностей и соблазнов, которые видим вокруг себя. Также не надо никого осуждать. Люди больны грехом, они порой почитают безумие за здравие, а здравие – за безумие, здравие ума.

Нам всем, собираясь здесь, нужно просить Бога об укреплении нашей веры. Дай Бог, чтобы, выйдя из храма, мы с вами поступали по вере, не стеснялись ее и не боялись. Что бы ни случилось – с нами Господь, воскресший из мертвых и обещавший быть с нами во все дни до скончания века. Аминь!

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства


11 августа 2021
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иногда я в разных аудиториях прошу собравшихся назвать известные им заповеди Божии. Всегда называют заповеди «не убий», «не укради» и другие заповеди из Ветхого Завета, но очень редко вспоминают о заповедях блаженства.

Десять ветхозаветных заповедей – это общие заповеди для всех т.н. традиционных религий, а девять заповедей блаженства из 5 главы Евангелия от Матфея являют совершенную высоту и красоту, для которой создан человек. Эти заповеди поют на каждой воскресной литургии, но мало кто помнит их.

Первая заповедь выражена в очень красивой поэтической форме: «БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ ДУХОМ, ИБО ИХ ЕСТЬ ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ», т.е. блаженны, радостны в наибольшей степени те, кто осознал свою нищету, свое несовершенство; блаженны те, кто добровольно обнищал от всех привязанностей к земному; блаженны те, кто как нищие просят у Бога милости. Наверное, кого-то может возмутить то, что он должен, как нищий просить милости; что он должен осознавать себя несовершенным и недостойным. Хочется быть достойным и хорошим. Но нищие духом, это те, кто познал на своем собственном примере испорченность человеческой природы. Что толку в том, что мы замечаем в себе столько достоинств, но подвластны смерти и иногда смерти внезапной? Что толку в нашей высокой оценке себя, когда мы часто не можем совладать с собой, со своим гневом, со своими плохими мыслями и желаниями?  Осознавшему свою нищету, открывается путь к приобретению духовного богатства; увидевшему свои болезни, дается лекарство для исцеления.

Вот как пишет об этой заповеди преп. Иустин (Попович):

«Нищ духом тот человек, который всем существом ощущает, что его человеческий дух крайне скуден, крайне недостаточен, крайне убог, чтобы мог он жить сам по себе, но что ему всегда необходим Тот, Кто только и богат духом. <…> Это чувство духовной нищеты – начало христианства. Ибо оно непрестанно побуждает человека богатеть в Бога».

«Второе имя нищеты духа – это смирение. Смирение – это источная добродетель и начало всех добродетелей, подобно тому как гордость – источный грех и начало всех грехов.  … без него любая «добродетель» становится пороком.  <…> В области мышления смирение проявляется как смиренномудрие… Смиренномудрие заключается в том, чтобы скромно мыслить, смиренно размышлять, держа свой ум в пределах веры и святости. Смиренномудрие требует от человека долгого и неустанного благодатного упражнения в царствовании над своими мыслями, чувствами, хотениями, настроениями.  Здесь человек любую свою мысль, и чувство, и настроение ограждает огненным поясом смирения, веры и молитвы, чтобы не свернули они, не заблудились в чарующих дебрях греховных похотей и не сорвались бы в притягательные бездны лукавых страстей».

Как часто мы блуждаем в этих «чарующих дебрях», как притягивают нас эти адские бездны, прикрытые лукавым дьяволом и кажущиеся нам местом отдохновения и наслаждения!

Заповеди блаженства – лестница, спущенная с неба. Под руководством святых отцов мы можем восходить по ней и обрести подлинное блаженство; настоящую, нескончаемую радость.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

14 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ

В праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию на Бутовском полигоне

18 мая, в день памяти Собора новомучеников и исповедников церкви Русской в Бутове пострадавших состоялась в 20-й раз Божественная литургия под открытом небом, возглавляемая Предстоятелем нашей Поместной Церкви. Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Орехово-Зуевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, сослужил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за Божественной Литургией, молебным пением и заупокойной литией на Бутовском полигоне — месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, среди которых множество священнослужителей и мирян, прославленных в лике святых.


Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Верейский Амвросий, ректор Московской духовной академии; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Воскресенский Дионисий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лавры; епископ Луховицкий Петр; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского областного епархиального управления; архимандрит Алексий (Поликарпов), наместник Данилова ставропигиального монастыря; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей; протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета; протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства; протоиерей Даниил Андреюк, представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне, председатель Комиссии по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечиванию памяти почивших священнослужителей Московской городской епархии; игумен Варфоломей (Петров), наместник Николо-Угрешского ставропигиального монастыря; духовенство г. Москвы и Московской области.

Пел хор факультета церковного пения ПСТГУ под управлением Татьяны Королевой.

По завершении Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне. 

По окончании Богослужения Святейший Владыка обратился к молящимся со словом и передал в дар храму Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы.
Настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа приветствовал Его Святейшество и преподнес икону священномученика Аркадия (Остальского), епископа Бежецкого, викария Тверской епархии.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

19 мая 2019
ПОДРОБНЕЕ

«ХРИСТИАНИН ДОЛЖЕН БЫТЬ РАБОМ И СЛУГОЙ ВСЕМ ТЕМ, КТО ЕГО ОКРУЖАЕТ, ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, ЧЕМ ОН ЗАНИМАЕТСЯ» — БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ В ХРАМЕ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В СОКОЛЬНИКАХ

В воскресенье, 25 марта, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский совершил Божественную Литургиюв на Патриаршем Подворье храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

После богослужения Преосвященный владыка обратился с проповедью к собравшимся прихожанам, в которой рассказал о предстоящем празднике Входа Господня в Иерусалим, рассказал о прочитанном во время Литургии Евангельском отрывке, и поблагодарил настоятеля храма, иерея Вячеслава Дробышева, за его внимание к благоустройству храма

«Сегодня последнее воскресенье святой Четыредисятницы. Вчера, последний раз в этом году, мы пели с вами окаянные песнопения на Всенощном бдении, сегодня слышали Евангелие о том, как Господь предупреждает своих учеников о том, что Ему нужно идти в Иерусалим, чтобы там быть поругану, быть распяту за грехи всего мира. И хотя мы живём через больше, чет 2000 лет после Рождества Христова, живём тогда, когда Он вошёл на небеса, и ждём Его Второго Страшного Суда, но, тем не мене, мы, Церковь, вспоминаем те события, которые были тогда, и готовимся встретить Христа, как встретили Его в Иерусалиме. Мы будем с ветками вербы. Встречали Его с пальмовыми ветвями, как Царя. Будем встречать Его через неделю в храмах, и затем будем сопутствовать Ему в Его Страданиях, в Его Страстях…

..Мы с вами слышали в Евангелии сегодня, как два ученика Христа просили их поставить начальниками, просили их сделать бо́льшими между другими. Господь сказал, что: «Кто хочет из вас быть большим, будь всем слугой» (Марк. 10: 35–43). Кто хочет быть главным, будь всем рабом. И вот христианин, конечно же, должен быть рабом и слугой всем тем, кто его окружает, вне зависимости от того, чем он занимается: архиерей он или священник, певчий или пенсионер, ребёнок или старик, муж или жена. Но, конечно же, вот это стремление всем послужить, всем быть слугой — оно есть как бы истинная жизнь по Евангелию, истинная христианская жизнь. И особенно должны об этом думать те, у кого есть такое желание, чтобы сделать большее, чем обычно делается. У кого есть ви́дение того, как можно что-то исправить, изменить — вот надо начать исправлять с себя. Начать себя самого смирить, начать с того, что себя самого сделать слугой другим, и тогда, конечно же, будет меняться и наша душа, в которой многое у нас с свами нужно изменить и исправить. И будут меняться люди, которые нас окружают. Будет меняться тот мир, в котором мы с вами живём. Мир, который, к сожалению, отходит от Бога; мир, который не знает о всём том, о чём мы сегодня с вами вспоминаем; мир, который не приобщён к этому Таинству, общения со Христом Богом, к Таинству спасения…

..Я Вас сердечно благодарю, дорогой отец Вячеслав, за Ваше служение в качестве настоятеля в этом храме. Видим, что храм наполняется народом. Видим, что Вы очистили завалы, которые были внизу, где невозможно было пройти, не сломав ногу. Видим, что Вы готовитесь к ремонту этого храма. И очень я благодарен Вам за то, что Вы так усердно занимаетесь служением, уделяете много времени храму.»

 

Так же Преосвященный владыка осмотрел храм св. Марии Магдалины, обустраевыемый в одном из административных зданий на территории Подворья.

26 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up