В Москве завершился X Общецерковный съезд по социальному служению — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве завершился X Общецерковный съезд по социальному служению

Опубликовано: 18 мая 2021

Категории: Новости

14 мая 2021 года, во второй день X Общецерковного съезда по социальному служению, в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете была совершена Божественная литургия, которую возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон.

По окончании Литургии участники съезда в ходе панельных дискуссий обсудили помощь самым бедным людям и людям с инвалидностью, а также демографический кризис и профилактику абортов.

«Церковь всегда заботилась о бедных. Если мы будем делиться тем, что есть у нас, если мы будем исполнять заповедь святого Иоанна Крестителя «у кого две одежды дай тому, у кого нет ни одной. Так же поступайте и с пищей», — тогда мы сможем накормить людей, которые нуждаются в помощи. И Церковь должна показать пример того, как ухаживать за другими, как помогать другим. Ведь каждый из нас может создать вокруг себя такое сообщество людей, о которых он будет заботиться, делиться с ними тем, что им необходимо. И только тогда что-то может измениться», — сказал епископ Пантелеимон во время панельной дискуссии «Как помочь самым бедным людям?».

В России более 17,8 миллионов человек живут за чертой бедности, отметил директор Департамента демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты России Андрей Галкин. Он подчеркнул необходимость обсуждения темы, предложенной организаторами съезда. «Хотелось бы поблагодарить за то, что вы поднимаете такие наболевшие, важнейшие, острые темы. Действительно, главой государства обозначены приоритеты и определена национальная цель — снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 годом до 2030 года. По последним данным Росстата, зафиксировано 12,1% бедных в России. Это порядка 17,8 миллионов человек», — сказал Андрей Галкин.

Руководитель сектора по взаимодействию с регионами Синодального отдела по благотворительности диакон Игорь Куликов подчеркнул, что Церковь не должна дублировать функции государства. «Роль Церкви в помощи бедным людям — поддержать тех людей, кому больше некуда обратиться, тех людей, которые не знают, где эту помощь получить, которые попали в сложную жизненную ситуацию и у которых нет никакой опоры. Они должны знать, что в Церкви им не откажут, помогут. Для этого мы открыли бесплатную федеральную линию церковной социальной помощи +7 (800) 70-70-222. Чтобы было такое единое окно, единый вход для тех людей, которые оказались в беде, знали, где им могут помочь», — сказал диакон Игорь Куликов.

Отец Игорь рассказал и о сборе на продуктовую помощь для нуждающихся людей, который был открыт в начале пандемии Синодальным отделом по благотворительности при поддержке портала Милосердие.ru, телеканала «Спас» и Первого канала. С июня 2020 года было собрано более 27 миллионов рублей. Продуктовую помощь получили нуждающиеся в 73 епархиях на территории шести стран — России, Казахстана, Кыргызстана, Молдавии, Восточного Тимора и Филиппин.

Работу портала Милосердие.ru представила его главный редактор Юлия Данилова. Уже 17 лет сайт занимается просьбами о помощи. Благотворительные организации не могут самостоятельно решить проблему бедности, здесь необходимо участие государства, отметила Юлия Данилова.

«Мы не можем вывести всех этих людей из бедности, по большому счету. Что же мы можем? Во-первых, мы можем и должны дать людям чувство, что они не брошены. Мы не всегда можем оказать глобальную помощь, но какую-то помощь мы можем оказать практически всегда. Мы можем на себя взять особенно активную поддержку в пиковых ситуациях, когда случилась внезапная беда или внезапная катастрофа, то есть на короткий период поддержать человека, объявить сбор, помочь преодолеть самую острую проблему. Очень важно бывает взять на себя не какую-то денежную помощь, а помощь юриста или социального работника. Мы также должны рассказывать обществу и государству о тех проблемах, с которыми мы сталкиваемся на конкретных примерах. И необходимо в сотрудничестве с государством работать над тем, чтобы решать проблемы на системном уровне», — сказала Юлия Данилова.

В 2021 году для поддержки нуждающихся жителей удаленных населенных пунктов в регионах Синодальным отделом по благотворительности были организованы выездные центры гуманитарной помощи. «В этом году благодаря Святейшему Патриарху и Владимиру Потанину были выделены средства на поддержку 53 наших организаций из 45 епархий на территории 35 регионов России. Среди них 36 приютов для мам, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, и 17 центров гуманитарной помощи. И мы решили вместе с ними организовать выездные центры гуманитарной помощи. Это когда руководитель центра или приюта как минимум раз в месяц организует выезды в самые отдаленные села и деревни своего региона. Такая выездная служба необходима для того, чтобы узнать о потребностях людей, проинформировать их о том, чем им могут помочь и доставить помощь», — рассказала руководитель направления защиты материнства Синодального отдела по благотворительности Мария Студеникина.

Она также напомнила участникам съезда, что по благословению Святейшего Патриарха в 2016 и 2018 годах в российских храмах проводились два сбора средств — поступило в общей сложности свыше 70 миллионов рулей. На эти средства были открыты более 150 центров гуманитарной помощи по всей стране. «У нас сегодня создана церковная инфраструктура помощи. Практически в каждой епархии есть место, куда может прийти любой человек и получить все необходимое: одежду, обувь, коляски, кроватки, продукты питания, средства бытовой химии», — добавила Мария Студеникина.

Кроме того, в настоящее время во многих епархиях Русской Православной Церкви организованы поставки продуктов от фонда продовольствия «Русь». «При поддержке Синодального отдела по благотворительности только в 2020 году через епархии и церковные НКО нуждающиеся получили около 1,5 миллионов килограмм как продовольственной, так и не продовольственной помощи от фонда «Русь». Это огромный труд. Это большие фуры, которые приходят в регионы, которые вы разгружаете вместе с нами, которые мы раздаем разным категориям нуждающихся», — рассказала президент фонда продовольствия «Русь» Юлиа Назарова.

Она также отметила, что в 2020 году, после обращения к Президенту России, были внесены изменения в налоговый кодекс в части налога на прибыль. «Раньше для тех компаний, которые нам с вами передают продукты, был налог на прибыль и НДС — это 40%. По налогу на прибыль — 20% — нам сняли, остается теперь только НДС. Мы также составили дополнительное обращение к Правительству РФ, чтобы прошли изменения и по НДС, который является барьером в увеличении объемов помощи», — добавила Юлиа Назарова.

В тот же день состоялась еще одна панельная дискуссия, посвященная демографическому кризису в России.

«Кардинальная проблема в том, что многие люди привыкли жить для себя, что не знают радости в другом. И вот это незнание радости в другом доходит до того, что многие люди не знают радости даже в заботе о своих родителях, в заботе о своих детях. Они хотят жить сами для себя. Ликвидировать эту причину можно только являя другую жизнь, радость другой жизни, радость, которая есть в многодетной семье», — сказал епископ Пантелеимон, открывая панельную дискуссию «Демографический кризис: как будем выбираться?».

Заместитель министра здравоохранения России Олег Салагай рассказал, что около 450 тысяч абортов было совершено в России в 2020 году, однако общее число абортов за последние пять лет значительно сократилось. «Если говорить об абортах по желанию женщин — это примерно половина этого количества. Это, конечно, очень много, но это почти на 35% меньше, чем пятью годами раньше. За пять лет количество абортов сократилось в нашей стране на треть», — сказал Олег Салагай в ходе панельной дискуссии.

Он также отметил, что уменьшение числа абортов происходит благодаря планомерной работе по данному направлению, в частности — доабортному консультированию женщин. «Если в прошлом году у нас порядка 230 тысяч женщин, которые шли на аборт, прошли через доабортное консультирование, то примерно 49 тысяч от аборта отказались», — отметил заместитель министра здравоохранения России.

Олег Салагай рассказал и о том, что на базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова разработана программа повышения квалификации для акушеров-гинекологов и психологов, работающих с женщинами в ситуации репродуктивного выбора в медицинских учреждениях. Программа реализуется совместно с Синодальным отделом по благотворительности. «Инициатива по подготовке такой программы исходила от Синодального отдела, и мы очень признательны за это. И мы видим сейчас, что эти курсы очень востребованы. Разработаны также дистанционные курсы по подготовке медицинских сотрудников. И важно, чтобы такая работа продолжалась, чтобы она устойчиво развивалась», — добавил Олег Салагай.

Для выхода из демографического кризиса важна и забота о здоровье, отметил главный внештатный специалист по репродуктивному здоровью Министерства здравоохранения России Олег Аполихин. «Жизнь — это служение, жизнь — не для удовольствия. И, прежде всего, мужчина должен нести ответственность за семью и женщину и в том числе сохранять свое здоровье. Ведь здоровье не для своего эго. Ты должен быть здоров, чтобы служить своей семье, своей матери, своей жене, своим детям. Это и есть главное в будущем демографии», — отметил Олег Аполихин.

В ходе дискуссии Мария Студеникина рассказала о результатах работы в доабортном консультировании. «Мы готовы помочь государству и выступаем за то, чтобы в каждом лечебно-профилактическом учреждении были специалисты, работающие с женщинами в доабортном консультировании: психологи, социальные работники, юристы. У нас разработана программа повышения квалификации данных специалистов. С 2015 года у нас также действует программа «Спаси жизнь» — программа доабортного консультирования и помощи. В рамках этой программы в тех женских консультациях, где нет государственных специалистов, мы предлагаем учреждениям специалистов от НКО. Эту идею поддержал Президент России. Если у вас есть такие специалисты, мы готовы оплачивать работу этих специалистов в регионах. За эти годы мы проконсультировали 96 тысяч женщин, и более 14,5 тысяч сохранили беременность и получили всю необходимую помощь и поддержку. Сейчас в программу входят 56 НКО по все стране», — сказала Мария Студеникина.

На секции выступили также руководитель Объединения многодетных семей города Москвы Наталья Карпович и заместитель директора Департамента демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты России Елена Семенова.

В завершение работы второго дня съезда состоялась также секция, посвященная помощи людям с инвалидностью.

«Святейший Патриарх Кирилл на одной из конференций по социальному служению сказал, что люди с инвалидностью нужны нам более, нежели мы им. Это действительно так. Потому что именно они помогают нам стать другими, отношения к этим людям позволяют нам изменить себя внутри, расширить наше сердце, открыть его и исполнить любовью», — отметил заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонах Пантелеимон (Алешин).

Руководитель направления помощи людям с инвалидностью Синодального отдела по благотворительности Вероника Леонтьева обратила внимание участников секции на векторы развития помощи людям с инвалидностью. Это повышение уровня профессиональных компетенций руководителей и сотрудников храмов и церковных НКО, создание безбарьерной среды, активизация взаимодействия НКО и государственных организаций, а также помощь в создании института распределенной опеки и малокомплектных домов сопровождаемого проживания.

О создании института распределенной опеки подробно рассказал директор благотворительного фонда поддержки детей с особенностями развития «Я есть!» актер Егор Бероев. «Сегодня в России 1 миллион 570 тысяч взрослых граждан и 155 тысяч детей с ментальными особенностями. Законопроект о распределенной опеке обсуждается в России с 2015 года. В 2016 году он прошел первое чтение в Госдуме, однако с тех пор так и не был принят. С того момента он претерпел ряд существенных изменений, и в законопроекте не осталось самой распределенной опеки. Его пытаются продвинуть и принять в том виде, в котором он не нужен», — сказал Егор Бероев.

Он подчеркнул, что основная задача закона о распределенной опеке — сократить риск попадания людей с особенностями в стационарные учреждения. «Если это произошло или это необходимо, то тогда такой человек должен жить в человеческих условиях, которые сейчас практически невозможны. Они возможны только в случае принятия закона в его первоначальном варианте. Сегодня директор психоневрологического интерната является одновременно заказчиком, поставщиком и единственным контролером качества этих услуг. Законопроект же изначально предполагал, что опекуном недееспособного гражданина может стать не только его родственник или директор ПНИ, но и общественная некоммерческая организация. Исходный документ также позволял распределять функции опеки между физическими и юридическими лицами. При таком подходе у воспитанника интерната появляется еще и внешний опекун: родственник или НКО. Появляется возможность разделить ответственность между теми, кто оказывает социальные услуги, и теми, кто представляет интересы и защищает права этого человека», — подчеркнул Егор Бероев.

Представители общественности и Церкви уже не раз выступали в поддержку первоначального варианта закона о распределенной опеке. В декабре 2020 года эксперт Синодального отдела Наталья Старинова выступала с докладом на пресс-конференции и круглом столе о создании в России института распределенной опеки.

В 2019 году пресс-конференция по этой теме состоялась в ТАСС. В ней приняли участие председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Пантелеимон, руководители благотворительных фондов и организаций Наталья Водянова, Егор Бероев, Ксения Алферова, Анна Битова, Мария Островская.

Необходимость скорейшего принятия законопроекта о распределенной опеке в изначальном виде также совместно с представителями Церкви обсуждалась в Общественной палате РФ.

В ходе дискуссии были представлены лучшие практики помощи людям с инвалидностью. Это дом сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Ленинградской области, который организован благотворительной организацией «Перспективы» и храмом Царственных страстотерпцев, Дом слепоглухих в Пучково, центр для детей с со средней и тяжелой формами ДЦП «Елизаветинский сад» — совместный проект Марфо-Мариинской обители и православной службы «Милосердие». О своем опыте вывода детей с особенностями из системы государственных интернатов рассказала Светлана Бабинцева, директор Свято-Софийского дома православной службы «Милосердие». Это проект для детей и взрослых с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Также на секции выступили заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Зальцман и директор Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты России Дмитрий Лигомина.

15 мая, в третий день съезда по социальному служению, прошла презентация церковных социальных проектов и программ.

В ходе презентации иерей Евгений Лищенюк рассказал о создании первого в России православного реабилитационного центра для зависимых женщин с детьми и центров реабилитации для мужчин в Воронеже. Руководитель крупнейшего в Тюмени центра помощи бездомным «Милосердие» Андрей Якунин поделился опытом развития помощи бездомным, руководитель Центра гуманитарной помощи Екатеринбургской православной службы милосердия Евгений Шатских рассказал о том, как превратить вещевой склад в полноценный Центр гуманитарной помощи.

На презентации также выступила семейный и детский психолог, эксперт Синодального отдела по благотворительности Елена Лутковская. Она рассказала, как передать детей-сирот из церковных детских домов в семьи и как можно реорганизовать детские дома.

Алена Давыдова, координатор Ассоциации сестричеств милосердия Русской Православной Церкви, рассказала об очных и выездных курсах по уходу для сестер милосердия. Только за 2019-2020 годы Ассоциация сестричеств провела выездные семинары в КалининградеСаратовеВолгоградеЕкатеринбургеПетропавловске-КамчатскомНаходке, ХабаровскеПсковеТольятти и в селе Борское Самарской области.

Затем прошла презентация краудфандинговой Платформы Милосердия. Ее запустил портал Милосердие.ru в партнерстве с Синодальным отделом по благотворительности в помощь проверенным церковным социальным НКО. Проект реализуется победителем конкурса «Новое измерение» благотворительной программы «Эффективная филантропия» Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Завершился X Общецерковный съезд по социальному служению встречей в формате «вопрос-ответ» с епископом Пантелеимоном. Во внимание к участию в делах милосердия епископ Пантелеимон вручил медали праведного Филарета Милостивого руководителям и сотрудникам церковных социальных проектов.

Награды получили протоирей Аркадий Петровцев, протоиерей Николай Груздев, иерей Евгений Довгаль, Оксана Артеменко, Галина Антонова, Татьяна Чаленко, Татьяна Егорова, Елена Ушатая, Софья Бакалеева, Александра Анехова, Андрей Андрейкин, Елена Скиба, Людмила Девятова, Наталья Сухова, Светлана Бабинцева, Ирина Полякова, Марина Куклина, Юлия Воробьева, Людмила Воронова, Светлана Бегун.

X Общецерковный съезд по социальному служению начался 13 мая. В нем приняли участие представители 165 епархий из России и других стран.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-moskve-zavershilsya-x-obshhecerkovnyj-sezd-po-socialnomu-sluzheniyu

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день 75-летия Великой Победы

9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил заупокойную литию по погибшим и усопшим участникам Великой Отечественной войны в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес Первосвятительское слово. 

75 лет назад закончилась самая страшная война в истории человечества, унесшая миллионы и миллионы жизней. И среди жертв, которые принесли на алтарь победы многие народы и страны, наибольшую принесли воины и мирные жители нашего Отечества. Разные называют цифры, потому что, наверное, невозможно подсчитать всех погибших, но даже если принять, что война унесла 27 миллионов человеческих жизней, трудно себе представить, что это означает. Мы знаем, какой большой город Москва, однако в его исторических границах — лишь десять с небольшим миллионов жителей, не считая приезжих. Можете себе представить: 27 миллионов — это почти три Москвы! Это наши отцы, наши старшие братья и сестры, это наш народ. Это те, кто потерял всякую возможность иметь потомство. Их жертва, принесенная на алтарь Победы в Великой Отечественной войне, тяжело сказалась на народонаселении нашей страны. Мы потеряли не только множество людей во время войны, но и детей тех, кто должен был их родить, но не родил, потому что погиб во время войны. Мы потеряли внуков тех, которые должны были родиться от живших во время войны, но они не родились, потому что их отцы погибли. Страшная печать войны, ее тяжелейшие последствия самым жестоким образом отразились на жизни нашего народа.

Нынешнее поколение, особенно молодое, воспринимает Отечественную войну как что-то очень отдаленное. Но для того чтобы приблизить эту трагедию к жизни современного человека, достаточно сказать, что нас было бы гораздо больше, мы жили бы гораздо лучше, страна была бы, несомненно, более организованной и удобной для жизни, мы совершили бы многие и многие великие дела на благо своего Отечества, если бы вместе с нами были те, кто погиб во время войны, кто не родился во время войны, их дети и внуки. Последствия войны не столь остро не переживаются нынешним поколением, но они, несомненно, ослабили великий потенциал нашего Отечества. Мы живем в эпоху, когда раны войны изгладились из памяти или, по крайней мере, не производят такого тяжелого впечатления, как в послевоенные годы. Страшные эпизоды той войны изгладились из памяти даже у тех, кто ее застал. Ну, а все остальные могут судить о войне только по фильмам, по книгам, которые, конечно, очень далеки от той страшной реальности.

Последствия войны, несомненно, наложили тяжелейший отпечаток на жизнь нашего народа, но за время войны произошло что-то очень важное. Мы вступили в войну с разрушенными храмами, с закрытыми монастырями, с заключенными священнослужителями и верующими. Правители наши отчитывались друг перед другом и перед народом в том, что в жизни наших людей практически не осталось веры, каких бы то ни было признаков религиозной жизни. Но вот началась война — и будто бы не было страшных лет гонений. Люди перестали стесняться своей веры и, перекрестившись, шли в атаку с именем Божиим. Они открыто исповедовали свою веру, и никто более не смел этому препятствовать.

Религиозное возрождение нашего народа во время войны — это один из факторов, который, несомненно, повлиял на ее исход. Потому что верующий человек исполняет свой долг, имея ответственность не только перед начальником, который над ним поставлен, но и перед своей совестью и, самое главное, пред Богом. А ведь именно Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Господь призвал нас быть готовыми отдавать свою жизнь за других, и если в мирное время эта заповедь не воспринимается как очень актуальная, то в военное время она сделалась для многих руководящим принципом их жизни.

Как мне говорили фронтовики, и я об этом уже неоднократно говорил, в окопах не было неверующих. Потому что встать по команде из окопа, подняться во весь рост и идти навстречу смерти может только человек, который победил страх. Если страх господствует, если он сковывает сознание и парализует волю, то воин не может подняться и идти навстречу смерти. Но если человек верит в бессмертие, если он, может быть, не столько умом, сколько сердцем своим чувствует, что отдать жизнь свою за други своя есть не только доблесть, но и возвышеннейшее требование, которое Бог обратил к людям, то исполняется силой разум, укрепляется воля, и человек побеждает страх.

Мы верим, что сила Божия присутствовала среди наших солдат и укрепляла их. Перед отправкой на фронт многие зашивали в свои гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», и, как рассказывали мне участники боевых действий, перед атакой рука тянулась к словам великого псалма, и, коснувшись священного текста, многие с упованием на волю Божию обретали и смелость, и мужество.

В результате войны обновилась религиозная жизнь, открылись многие храмы, монастыри. Время от времени в нашей стране еще проводились разного рода атеистические кампании, но уже никто не осмеливался за посещение храма или за открытое исповедание веры посылать людей в заточение, в ссылку, подвергать другим суровым наказаниям. Хоть и не было полного благоприятствования для веры Христовой, но вера в нашем народе укреплялась, и, наверное, чувство присутствия Бога в жизни помогало и послевоенным поколениям людей справляться с трудностями, которые выпадали на их долю.

Мы сегодня вспоминаем в первую очередь тех, кто героически отстоял наше Отечество от страшной оккупации. Мы не можем даже представить, что было бы, если бы враг победил; об этом не хочется и думать. Но совершенно очевидно, что мы с вами не стояли бы сегодня здесь, в этом храме, и вместе с нами сегодня не совершали бы благодарственные заупокойные богослужения тысячи и тысячи людей, вспоминающих о бессмертном подвиге тех, кто своей жизнью и своей смертью сохранил для нас, в том числе, возможность исповедовать веру в Господа и Спасителя и жить по законам православной веры. За многое мы должны поблагодарить героев, которые отдали свою жизнь на полях битв Великой Отечественной войны. Благодарность Церкви — это всегда молитва. И мы совершили заупокойную панихиду, вспоминая каждый своих, молясь за своих родных и близких, тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, или кто пропал без вести, как мой родной дядя Владимир, в честь которого я и был назван Владимиром. Он был одним из тех, кто в первый день войны встретил полчище оккупантов, потому что служил связистом под Брестом, и, наверное, погиб в тот же день, исполняя свой воинский долг.

Знаю, что практически нет семьи, где люди не вспоминали бы сегодня тех, кто погиб или был изувечен, защищая родину, тех, благодаря кому мы сегодня имеем возможность жить в свободной стране и свободно исповедовать свою веру. Поэтому заупокойная молитва сегодня соединяется у нас с молитвой об Отечестве нашем, чтобы Господь сохранил народ наш, страну нашу от врагов внешних и внутренних, чтобы Господь дал нам силы возрастать в вере, в благочестии, в любви к Отечеству, в любви друг к другу, чтобы Он укрепил нас в подвиге служения друг другу, как это делали воины на поле брани Великой Отечественной войны, когда жизнь ближнего, жизнь друга, жизнь солдата, находившегося рядом, были настолько значимы, что люди ради жизни ближнего были готовы отдать свою собственную жизнь. Дай Бог, чтобы не только в экстремальных условиях, но и в обычных, даже достаточно комфортных условиях современной жизни мы оставались способными иметь такую любовь к ближнему, о которой Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Пусть Господь хранит нашу страну, нашу землю, наш народ, всю историческую Русь от врагов, от потрясений, от междоусобной брани, от смертей. Сейчас мы особо молимся о том, чтобы Господь оградил всех нас от страшного поветрия, которое пришло в этот юбилейный год к нам, которое унесло и уносит жизни людей. Пусть память о великих героях Отечественной войны поможет нам быть более мужественными и в условиях этой напасти, чтобы мы думали не только о своей собственной жизни, но и о жизни тех, кто рядом с нами, — по примеру героев Великой Отечественной войны. Да хранит Господь Отечество наше, народ наш, Церковь нашу от всякого зла, и благословение Его пусть пребывает со всеми нами. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5633969.html

9 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

Фестиваль князя Владимира прошел в Новогиреево

Широкий престольный праздник «День святого князя Владимира в Новогиреево» прошел 28 июля в приходе храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.

После Божественной Литургии общими усилиями прихожан состоялся общеприходской обед, во время которого начался праздничный концерт. На Концерте выступили Академический хор Сретенского монастыря, Валентин Хмелев, звонари храма святого князя Владимира, Наталья Стрелкова, Алексей Свиридов, Сестры Романовы и друзья, Ольга Мусатова, Евгений Южин, Молодёжный театр мюзикла «Верона», Студия ирландских танцев Бельтайн и Александр Галицкий. 

В это же время на территории храма и парка проходили мастер-классы, эстафеты и активные игры, настольный игры и другие мероприятия.

Свои показательный выступления второй год подряд провели на нашем фестивале сотрудники Госавтоинспекции и Центра кинологической службы УВД ВАО.

  Прихожане храма благодарят всех, кто поучаствовал в организации праздника!

Пресс-служба Восточного викариатства и храма святого равноапостольного князя Владимира

29 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Память священномученика Сергия Голощапова

6 июня в храме святителя Николая на Преображенском кладбище будут молитвенно вспоминать священномученика Сергия Голощапова, который был внештатным священником в 1922-1925 годах.

– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.

….
Священномученик Сергий родился 6 июня 1882 года в Московской губернии в деревне Баньки, в которой располагалась в то время Знаменская мануфактура Полякова, где его отец Иван Голощапов долгое время работал художником по тканям. В семье было пятеро детей, отец часто болел и по этой причине оставался без работы. Это обстоятельство еще более ограничивало скудные средства семьи. Вскоре после рождения младшего сына, Сергея, вся семья переехала в село Алексеевское, расположенное на окраине тогдашней Москвы. Здесь прошли его детство и юность. Здесь он получил первые религиозные впечатления и представления о Церкви и церковной жизни.
В своем очерке о святом праведном Иоанне Кронштадтском он, касаясь впечатлений детства, писал: «Я был еще ребенком, когда в нашем доме впервые узнали о дивном пастыре. Однажды моя мать пришла от своей хорошей знакомой и сказала: “В Кронштадте, за Петербургом, есть необыкновенный священник – отец Иоанн. Его окружают толпы народа; он раздает деньги бедным, предсказывает будущее и исцеляет больных. Народ окружает его тысячами”. Как сейчас помню нашу маленькую квартирку, где весть об отце Иоанне впервые коснулась моего слуха, проникла в сердце, в самую душу и там глубоко запала. О нем говорили часто наши родные и знакомые, о нем неслись печатно и устно новые и новые вести, ходило много толков в народе; и с той же поры мысль об отце Иоанне Кронштадтском уже не покидала ни меня, ни всех членов нашей семьи… Часто заочно моя мать обращалась к нему с горячей просьбой помолиться о том или другом деле за нас пред престолом Божиим. При этом говорила она, что замечала, когда о чем попросит его, то исполняется. Этой заочной просьбе к нему она и меня научила. И пишущий эти строки сам, много раз просив о чем-либо заочно молитв отца Иоанна, получал желаемое».
С ранних лет Сергей отличался большой религиозностью, он пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре. Преподаватель Закона Божия в начальной школе, видя благочестивое настроение мальчика и учитывая бедность семьи, порекомендовал его родителям отдать Сергея для дальнейшего образования в Заиконоспасское Духовное училище, где обучение было бесплатным. Родители последовали его совету. Окончив духовное училище, Сергей поступил в Московскую Духовную семинарию. Здесь он познакомился с отцом Иоанном Кронштадтским, сподобившись великой чести прислуживать ему в алтаре. «О Боже, можно ли описать то состояние, в котором находился я во время этой литургии, совершаемой отцом Иоанном! – писал впоследствии Сергей Иванович. – Это было что-то поистине необыкновенное, невыразимое, что можно было чувствовать, воспринимать непосредственно душою».
По окончании в 1904 году семинарии Сергей Иванович был принят в Московскую Духовную академию, которую успешно окончил в 1908 году и был оставлен при ней на один год профессорским стипендиатом. Во время обучения в академии Сергей Иванович активно печатался в различных церковных изданиях. Будучи профессорским стипендиатом, он написал и с успехом защитил кандидатскую диссертацию на тему «Божественность христианства», после чего был назначен на должность помощника инспектора в Московскую Духовную семинарию.
В 1908 году он женился на девице Ольге Борисовне Кормер из села Алексеевское, которую он знал с детства. После свадьбы они поселились в Сергиевом Посаде, где Сергей Иванович был назначен на освободившуюся должность преподавателя семинарии на кафедре философии, логики и психологии, полагая преподаванию и ученым занятиям посвятить всю свою жизнь. Получив высшее богословское образование, он по соображениям идейным не хотел становиться священником: будучи человеком свободомыслящим, претерпев многие скорби и трудности в своем нищем детстве и юности, когда получение образования было связано для него с усилиями чрезвычайными, он находил неудовлетворительным положение Православной Церкви в государстве. На вопрос следователя в 1937 году, почему, окончив академию, он не стал служить священником, отец Сергий ответил, что в то время государственные и церковные законы обязывали священника быть на службе у государства, а это его не устраивало.
Несколько лет, наполненных напряженным трудом, привели от природы слабое здоровье Сергея Ивановича в полное расстройство, и в конце концов появились признаки заболевания туберкулезом. В 1913 году Сергей Иванович вместе с женой отправился в Башкирию, чтобы пройти курс лечения кумысом.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Сергей Иванович должен был быть призван в армию, но по причине расстроенного здоровья он был освобожден от службы. Взамен этого он должен был нести дополнительное послушание – преподавать на курсах при Покровской общине сестер милосердия, находившейся на Покровской улице в Москве. Несмотря на занятость на преподавательском поприще, Сергей Иванович не оставлял мысли о научной работе и в марте 1916 года представил в академию для защиты магистерскую диссертацию, которая по неизвестным причинам не была защищена. К этому времени Сергей Иванович опубликовал более двадцати статей, очерков и заметок в периодической церковной печати.
В 1917 году в России установилась богоборческая власть, с приходом которой прекратилось существование Духовной семинарии, прекратилась и преподавательская деятельность Сергея Ивановича.
В 1917-1918 годах в Москве проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви, к работе которого Сергей Иванович был привлечен в качестве делопроизводителя, и здесь он познакомился с Патриархом Тихоном.
В это время семью Сергея Ивановича выселили из казенной квартиры при семинарии – сначала на улицу, а затем дали маленькую комнату в коммунальной квартире на Сретенке. В доме, несмотря на зимнее время, не было ни отопления, ни освещения. В качестве отопительного прибора посреди комнаты стояла небольшая железная печка, которую топили сначала мебелью, а затем книгами.
После закрытия семинарии Сергей Иванович стал преподавать русский язык и литературу в средней школе (бывшей гимназии Баумерт), в которой и среди преподавателей, и среди учеников царили нищета и голод: все сидели на уроках в верхней одежде, и у учителей, и у учеников случались голодные обмороки. Сергея Ивановича пригласили читать по совместительству лекции на курсах политпросвета в одной из воинских частей, что несколько облегчило материальное положение семьи, так как здесь вознаграждение ему выдавалось не деньгами, а продуктами.
Страдания людей, гонения на Русскую Православную Церковь, любовь к отечеству привели его к решению принять сан священника, которое окончательно утвердилось после беседы с Патриархом Тихоном. В феврале 1920 года Сергей Иванович был рукоположен в сан диакона, а в мае того же года – в сан священника и назначен настоятелем храма святителя Николая в Покровском, напротив Покровской общины сестер милосердия. Рядом с храмом был церковный дом, в котором две комнаты были отведены настоятелю. Со всей энергией пастыря, только что вступившего на священническое поприще, отец Сергий взялся за дело благоустроения и просвещения прихода. Кроме богослужений он организовал при храме некое подобие начальной школы для прихожан, где в доступной форме разъяснял содержание Священного Писания, церковных служб и учил церковному пению. В 1921 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. Все это время он продолжал преподавать русский язык и литературу в школе.
В 1922 году власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме занимался преподавательской деятельностью в советских общеобразовательных учреждениях. На следствии в 1937 году протоиерей Сергий сказал, что оставил служение в храме в 1922 году ввиду опубликования декрета, запрещающего священнослужителям быть преподавателями. Уйдя из Никольского храма, отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев).
В 1926 году протоиерей Сергий решил оформить пенсию по инвалидности, что было связано с угрозой новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Пенсию по инвалидности он получал небольшую, но оформление его отношений с гражданской властью позволило ему избавиться от того двусмысленного положения, в котором он оказался, будучи одновременно преподавателем советской школы и священником в храме; став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии.
В том же году отец Сергий был назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Первой заботой отца Сергия было восстановление богослужения в соответствии с уставом, – и со временем богослужение здесь стало совершаться так, как оно совершается в монастырях. Пелись и читались все положенные стихиры.
Это явление было характерно и для некоторых других храмов Москвы, где настоятелями оказывались ревностные и неленостные пастыри. В эпоху беспощадных гонений для многих верующих стала очевидна особая значимость молитвы, и прежде всего – молитвы церковной. Молитва оказывалась зачастую самым надежным путем ко спасению и единственной оградой, поддержкой и защитой среди гонений, бед и искушений. Вокруг Троицкого храма собрался крепкий приход. Здесь все прихожане делали сами – пели, прислуживали в алтаре, читали за богослужением. И все это делалось бесплатно. Свечи прихожане брали сами, опуская посильную лепту в ящик.
Один из прихожан храма, Василий Петрович Савельев (впоследствии архимандрит Сергий), так описывает богослужение в храме: «После литии почти все свечи и лампады были погашены и храм погрузился во мрак. Молящиеся – их было немного, человек тридцать, – сели на скамьи и сидя слушали поучение, полагавшееся на этот праздничный день. После чтения поучения и кафизм все светильники вновь были зажжены и певчие дружно запели псалом «Хвалите имя Господне», и не в четырех стихах, как поется обычно в храмах, а полностью. В этот момент из алтаря вышел священник, держа в руках пук горящих свечей, которые тут же были розданы молящимся. В храме стало светло, тепло и богато. Большие восковые свечи пред иконами горели ярко; подсвечники блестели золотом; паникадило сияло от восковых свечей; тихо мерцали разноцветные лампады; белоснежные узорчатые полотенца нежно облегали темные лики старинных икон; лица молящихся светились радостью, а певчие дружно, обиходным московским распевом продолжали петь стихи хвалебного псалма. “Иже порази языки многи и изби цари крепки”, – пели вдохновенно на одном клиросе, и столь же вдохновенно продолжал другой клирос: “Сиона царя Аморейска, и Ога царя Васанска, и вся царства Ханаанска”.
Окончив этот псалом, певчие с еще большим подъемом запели другой псалом, в котором повествуется о том, как велик и чуден наш Господь Бог. По окончании этого псалма пели величание. Последний раз величание пели все присутствующие в храме. Это был момент наибольшего молитвенного подъема. Было радостно, так светло, так празднично, как бывает только на Пасху. Дальше следовало чтение Евангелия, в котором слова “Сей есть Сын Мой возлюбленный” звучали как непреложная, Божественная истина, озаряющая нашу жизнь и возводящая нас от земли на небо. Во время чтения первого часа почти все светильники были погашены и храм снова погрузился во мрак. Вокруг все стихло, и храм наполнился молитвою. Только ровный и спокойный голос чтеца нарушал благоговейную тишину и разносил по храму слова псалмов, которые сладко западали в размягченную душу. Законы и понятия чувственного мира, которые обычно порабощают нас, куда-то исчезли. Вместо них раскрылись законы и понятия другой жизни, духовной, Христовой, которая вне времени и пространства и которая чудесно преображает всех прикоснувшихся к ней чистым сердцем. “Яко тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний, иже мимо иде”, – слышались в затихшем храме слова псалмопевца.
Так, в молитвенной тишине закончилась праздничная утреня… Под большие праздники совершались “всенощные бдения”. Это означало, что мы начинали службу около десяти часов вечера и оканчивали в пять-шесть утра. Хотя внешнее убожество наших богослужений в такие праздничные дни было особенно очевидно, но мы его не видели. Теплота соборной молитвы все преображала, нищета раскрывалась богатством, а души наши преисполнялись светлой радости. По окончании службы была братская трапеза. Она была убога, так, кое-что, но и в ней сладость духовная была неизъяснимой. Она была отзвуком “вечери любви” первых христиан».
Однако попытка восстановления богослужения на основе следования букве церковного устава и поставление именно его в центр приходской жизни оказалась не вполне удачной. Архимандрит Сергий (Савельев) писал: «Воссоздание церковного устава в богослужениях не могло быть простым копированием того, что написано в уставе, так как для такого богослужения необходимы люди, не только любящие устав, но и живущие в соответствии с ним. А таких людей почти не было…
Протоиерей Сергий Голощапов этого не понимал. Он был убежден, что уставное богослужение найдет горячий отклик среди верующих и поддержка ему будет обеспечена. Но этому не суждено было осуществиться. Оказалось, что совершение уставных служб с “неуставными” людьми было таким трудным и неблагодарным делом, что даже и любители старины не проявляли рвения к тому, чтобы его поддержать. Они заходили в храм, выражали свое сочувствие отцу Сергию, но далеки были от того, чтобы разделить с ним его повседневные труды.
Единственными помощниками настоятеля в совершении уставных служб и в заботах о храме была небольшая группа молодежи. Но и она была связана с ним не столько внутренне, сколько внешне.
Причина этого заключалась в том, что настоятель имел на жизнь Церкви и на ее будущее безнадежно-унылый взгляд. Для него восстановление церковного устава было самоцелью. Он смотрел на жизнь Церкви, как на догорающую свечу, в горести склонив голову. Имея такой взгляд, он замкнулся в своих уставных увлечениях и своих духовных детей старался напитать тем же. Но его духовные дети были еще слишком молоды, чтобы удовлетвориться такой пищей. Для них само понятие “догорающей свечи” было чуждым. Догорать и чадить может все, но не Святая Церковь.
Для молодых самоцелью могла быть только жизнь во Христе. Восстановление же строгого уставного богослужения было необходимо им лишь в той мере, в какой оно эту жизнь помогало утвердить.
Это разномыслие между протоиереем Сергием Голощаповым и наиболее жизнедеятельной частью общины с течением времени все более нарастало и углублялось. А так как протоиерей Голощапов не способен был преодолеть это разномыслие, то община была обречена на распад. Этот распад произошел довольно быстро и совершенно неожиданным образом.
В 1927 году митрополит Сергий, замещавший тогда Патриаршего Местоблюстителя митрополита Петра, находившегося в заключении, обратился к верующим с воззванием, которое породило в церковной жизни глубокое волнение.
Часть церковного общества осудила митрополита Сергия и откололась от него. В числе непримиримых противников его оказался и настоятель Грузинской общины протоиерей Сергий Голощапов…»
В конце двадцатых годов началась новая волна гонений на Русскую Православную Церковь. 30 сентября 1929 года Троицкий храм был закрыт, а 28 октября его настоятель протоиерей Сергий был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму.
11 ноября следователь Александр Казанский допросил священника. На заданные ему вопросы отец Сергий ответил таким образом: «Принадлежа к Дмитровской группе в силу подчинения ее митрополиту Петру Крутицкому, я интересовался только церковной стороной их деятельности, а их политическую физиономию я не представляю себе до сего времени. Правда, мне иногда приходилось знакомиться с их документами или с документами их сторонников, но я как-то, по-моему, проглядывал антисоветские места в них. Во всяком случае, я таких документов, четко антисоветских, не помню».
20 ноября 1929 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило отца Сергия к трем годам заключения в Соловецком лагере особого назначения.
По прибытии в лагерь священник сразу же был отправлен на общие работы на лесные разработки, находившиеся в глубине большого Соловецкого острова, представляющего собой топкое, болотистое и непригодное для жилья место. На Соловки он попал в то время, когда там еще не окончилась эпидемия тифа, и после недели работы в лесу отец Сергий тяжело заболел и был помещен в центральную больницу лагеря.
Здесь выяснилось, что он хорошо знает латынь и имеет высшее, хотя и богословское, образование. После выздоровления начальник санчасти предложил священнику сдать экзамен на помощника лекаря. Сдав экзамен, отец Сергий остался в санчасти в качестве помощника лекаря, что помогло ему выжить, несмотря на слабое здоровье, в условиях лагеря.
В санчасти было много верующих, и под большие праздники они совершали богослужения, что являлось для них большим утешением. Однако службы эти лагерным начальством не разрешались, и время от времени администрация лагеря обыскивала бараки, изымая все вещи и книги, относящиеся к богослужению. Так, в октябре 1930 года у протоиерея Сергия были изъяты богослужебные книги, епитрахиль, поручи, просфоры, запасные Дары, иконки, кадильница и ладан.
Сразу же после ареста священника его семья была выселена в комнату, которая являлась сторожкой, где когда-то жил один сторож, теперь она была разгорожена дощатыми перегородками на четыре темных и сырых комнатушки.
Летом 1931 года протоиерей Сергий был выслан из Соловков в город Мезень Архангельской области. Тогда же в Москве была арестована его жена, которая также была сослана в Мезень. Условия жизни здесь были крайне суровыми, работа если и была, то только физическая, которая и отцу Сергию, и его жене была не по силам. Жили они, снимая проходную комнату у не отличавшихся доброжелательностью хозяев, а кормились тем, что удавалось выручить за даваемые ими уроки и от продажи бумажных цветов, которые они научились здесь делать.
Летом 1934 года срок ссылки окончился и им разрешено было выехать из Архангельской области в центральную Россию. Они поселились в городе Муроме Владимирской области. Через полтора года им разрешили переселиться ближе к Москве, но не ближе ста километров. Они выбрали Можайск и поселились здесь. Можайск в то время был переполнен людьми, вернувшимися из ссылок и лагерей, было трудно найти квартиру и невозможно было найти работу. У отца Сергия в это время обострились его болезни и к бывшим прибавились трофические язвы на ногах. В 1936 году жене священника Ольге Борисовне разрешили вернуться в Москву. Она устроилась домработницей, и с этого времени у семьи появился небольшой, но постоянный заработок.
По свидетельству сына, священник в это тяжелое время, когда не виделось никакой перспективы на улучшение обстоятельств жизни в будущем, не только не падал сам духом, но и поддерживал всех, кто обращался к нему за помощью. В крохотной комнатке, которую он снимал в Можайске, отец Сергий устроил маленький алтарь и здесь совершал утренние и вечерние службы, горячо молясь за всех страждущих и гонимых христиан.
Протоиерей Сергий был арестован 7 декабря 1937 года во время совершения всенощной в своей крохотной комнатке и заключен в тюрьму в городе Можайске. На следующий день состоялся допрос.
– Чем вы занимались, проживая в Можайске? – спросил следователь.
– Проживая в Можайске в течение двух лет, я нигде не работал. Периодически я давал уроки на дому в Москве.
– Для какой цели вы имеете облачение и ряд других церковных вещей?
– Я интересовался и интересуюсь археологической и художественной стороной церковных вещей, и собирал их в течение всей свой жизни.
– Занимаетесь ли вы незаконным богослужением и где?
– Незаконным богослужением я не занимался.
– Какую вы вели контрреволюционную деятельность среди населения?
– Никакой контрреволюционной агитации среди населения я не вел.
В тот же день был допрошен хозяин дома, в котором жил отец Сергий; он показал, что ему приходилось бывать в комнате, где жил священник, и видеть в ней церковное облачение, дарохранительницу, церковные сосуды, подсвечники, чаши, кадило, ладан, свечи и уголь для кадила. Исходя из этого он полагает, что священник уходил по вечерам с сумкой и занимался незаконным богослужением, не возвращаясь на квартиру по два-три часа.
– Что вам известно о контрреволюционной деятельности священника? – спросил свидетеля следователь.
– О контрреволюционной агитации священника сказать ничего не могу, так как он вел себя очень скрытно и мне с ним не приходилось разговаривать.
На следующий день было составлено обвинительное заключение, в котором говорилось: «Будучи допрошенным в качестве обвиняемого, Голощапов виновным себя не признал, но достаточно уличается показаниями свидетеля».
16 декабря тройка НКВД приговорила священника к расстрелу. Протоиерей Сергий Голощапов был расстрелян 19 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Информационный источник: https://azbyka.ru/days/sv-sergij-goloshchapov

2 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ

Комиссия по больничному служению объявила новый набор на курсы больничных добровольцев

«К сожалению, число добровольцев, готовых нести служение в «красных зонах», уменьшилось, но люди продолжают болеть и ждут нашей помощи, — отметил председатель Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете города Москвы, руководитель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. — На наш первый призыв откликнулись сотни замечательных людей самых разных профессий. В летние месяцы они активно помогали, потому что находились в отпуске или на каникулах. Сейчас у многих изменились обстоятельства, связанные с работой, с личной жизнью, и притока новых добровольцев нет. Поэтому я хотел бы попросить всех, кто хочет помогать страдающим людям, записаться на курсы добровольцев «красных зон». Там очень нужна наша помощь».

Записаться на курсы добровольцев можно на сайте Милосердие.ru или на сайте Синодального отдела по благотворительности, заполнив анкету. Телефон для справок: +7 (991) 609-17-81 (в будние дни с 10.00 до 19.00).

Курсы больничных добровольцев начались в июле 2021 года. Они организованы на базе Учебного центра Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского, по адресу: Ленинский проспект, д. 27. Курсы проводятся при поддержке Департамента здравоохранения г. Москвы. Всего в программу обучения входят три занятия продолжительностью около трех часов. Добровольцев учат основам ухода: как накормить пациента, поменять ему подгузник, постричь ногти, помыть голову. Одно занятие, посвященное духовным основам милосердия, для добровольцев проводит епископ Пантелеимон. С начала работы курсов на них было подано 750 заявок, 340 человек прошли обучение.

Больничное служение, духовная и психологическая помощь пациентам больниц — одно из ведущих направлений социального служения Русской Православной Церкви. В период пандемии были сформированы и прошли подготовку специальные группы священников для посещения и пастырской поддержки больных COVID-19. В 123 епархии Синодальный отдел по благотворительности направил типовые комплекты СИЗ для посещения священниками больных. В Москве просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7 (903) 660-30-40. С 2 апреля 2020 года по 1 октября 2021 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 3721 выезд и посетили 57 больниц.

Международный опыт служения больничных капелланов, вопросы духовной и психологической поддержки больных в период пандемии COVID-19 в России и других странах 6 октября обсудят на международной онлайн-конференции «Духовная помощь больничных священников (капелланов) в медучреждениях: право, психология, организация». С докладами на конференции выступят больничные капелланы, ученые, врачи, священнослужители, представители органов власти из России, США, Германии, Италии, Франции, Великобритании. Организаторы конференции — Синодальный отдел по благотворительности, Министерство здравоохранения России и Совет при Правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. Регистрация участников, программа форума — на сайте конференции.

Информационный источник:

1 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up