Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриаршая проповедь в праздник Преображения Господня после Литургии в Александро-Невском скиту

Опубликовано: 19 августа 2022

Категории: Новости, Патриарх

19 августа 2022 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 17:1-9) мы слышали историю о том, как Господь после шести дней возвел Петра и Иакова на гору высокую и там преобразился перед ними. Откуда же отсчитываются эти шесть дней, от какого события? А событие очень значительное: именно за шесть дней до того, как преобразиться, Господь спрашивал учеников: за кого признают Меня люди? И тогда прозвучало исповедание того, что Господь есть Сын Божий.

В ответ на это исповедание Господь и дал апостолам возможность увидеть Его преображенным на горе Фаворской. Он обещал, что они не вкусят смерти, как увидят Царство Божие, пришедшее в силе, и через шесть дней явил им это Царство. Он дал им возможность прикоснуться к иному миробытию, и они увидели в Нем не просто Учителя, Который учил их Божественной мудрости, но Сына Божиего, явившего Свою Божественную природу в дивном событии Преображения.

Конечно, это дано было ученикам для того, чтобы позже, когда наступит тяжелое время и перед ними предстанет терзаемый человеческой злобой Спаситель, они помнили о Преображении. Помнили о том, что Господь явился на горе Фавор в Своей славе и явил им частицу Божественного Царства, к которому Он призывал людей через изменение их жизни, через следование Божественным заповедям.

По мысли святителя Григория Паламы Царствие Божие, с которым встретились ученики Спасителя на горе Фавор, существует постоянно; Царствие Божие есть параллельный мир (святитель не употреблял слов, которые я сейчас употребляю, но они более понятны людям) и существует всегда. Это Царствие параллельно земной жизни, земным царствам, а значит, оно совсем рядом с нами, и мы имеем возможность быть причастны ему уже здесь, на земле. Ведь совершенно не случайно, что Божественная литургия начинается возгласом «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа!» Если бы не было этого Царства здесь и сейчас, как можно было бы говорить о том, что благословенно некое Царство, которому мы будем сопричастны только в будущем? Но Божественная литургия и вводит нас в это Божественное Царство. Через принятие Тела и Крови Спасителя мы приобщаемся Его Божественному естеству и, конечно, Его Божественному Царствию.

Конечно, можно прожить всю жизнь и никогда этого Царства не почувствовать и даже не знать, что рядом с тобой — Божественное Царство. А можно постоянно чувствовать Божественное присутствие, то есть присутствие в своей жизни иного мира. Нередко людям дается особый опыт переживания Божиего присутствия, то есть присутствия Божиего Царства. Иногда это происходит, когда человек проходит через тяжелейшие стрессы и близок к гибели, но потом милостью Божией обретает спасение и наступает неземная радость — человек снова стал живым, после того как был почти мертв. Но бывает и так, что без особого чуда мы соприкасаемся с Царствием Божественным. Когда мы, раскаявшись в своих грехах, приобщаемся Святых Христовых Таин, Божественная благодать прикасается к нашему сердцу. Конечно, это лишь отблеск, но это не что иное, как сигнал из того самого Божественного Царства. Потому что тихая духовная радость не может иметь своим источником земную жизнь — она имеет своим источником Божественное Царство. Обремененные грехами и плотской физической жизнью, мы не можем войти в это Царство в полной мере, пока душа наша не будет свободна. Но прикосновение к Божественному Царству, которое отображается радостью, миром, любовью в сердце, которое помогает нам преодолевать препятствия, возникающие на нашем жизненном пути, есть великий дар Божий.

И потому, когда мы говорим о Божием Царстве, мы говорим не только о будущем, хотя и о нем, но и о некоем параллельном мире, который рядом с нами — настолько близко, что мы и сами себе этого не представляем. И войти, прикоснуться к этому миру не так уж и трудно. Нужно только постараться жить по тому закону, который Господь нам открыл. Через молитву, через принятие Святых Христовых Таин мы сподобляемся радости соприкоснуться с иным бытием — пусть на непродолжительное время, потому что мир, врываясь в нашу духовную жизнь, мешает постоянно пребывать в Божием Царстве.

Люди святые, которые полностью отдают себя Господу, которые принимают на себя особые подвиги, которые распинают свою физическую плоть, а вместе с этим отрекаются полностью от внешнего мира, уже на земле пребывают в этом Царстве. Разве можно объяснить чем-то иным тысячедневный подвиг преподобного Серафима Саровского, его моление на камне? Разве он мог просто так стоять и молиться, если бы не находился в тот момент в Божием Царстве? Не покидая своего физического тела, духом своим он был там.

А как объяснить невероятную силу мучеников? Никаким терпением невозможно объяснить стойкость, с которой они претерпевали все истязания. Когда читаешь об этом, представить невозможно, как могла человеческая плоть выдержать все эти колесования, избиения, четвертования. Как человек не сходил с ума во время этих пыток, но оставался в добром разуме, в силе духа и веру не терял? Почему? Да потому что через эту скорбь Господь давал возможность здесь, на земле, в самый, может быть, страшный момент пыток прикоснуться к Своему Божественному Царству. И, прикоснувшись к иной реальности, человек уже не мог ни отказаться от своих убеждений, ни принять посулы мучителей. Он спокойно принимал смерть и проходил через страшные мучения, потому что уже соприкоснулся с Божественным Небесным Царством.

Является ли это соприкосновение с Царствием Небесным, с Божиим Царствием здесь, на земле, уделом только мучеников или духовно выдающихся людей? Совсем нет! Потому что, если бы это было так, то это означало бы, что Господь закрыл возможность соприкоснуться со Своим Небесным Царством абсолютному большинству людей. Но ведь это не так. Каждый человек потенциально имеет такую возможность, нужно только сконцентрироваться на стремлении быть с Богом. Нужно, чтобы молитва была не обрядом, которому нас научили родители или какие-то добрые люди и который мы совершаем почти машинально. Но если молитва становится живым разговором человека с Богом, если она вводит в общение с Богом, то такому человеку, хотя бы на мгновение, открывается и зарница Божественного Царства.

Сегодняшний день нас многому учит. Преобразившийся Господь явил ученикам Свою Божественную природу. Он укрепил их в вере, для того чтобы в момент искушений, испытаний, страданий, которые им предстояли, они остались Ему верными. А ведь так и произошло. Разве могли те, кто видел преображенного Спасителя, изменить Ему в момент страданий и пыток? После каких страшных страданий они были умерщвлены, особенно апостол Петр; да и Павел был предан казни через отсечение головы. Хотя Павел не присутствовал на горе Фавор, но он был с самовидцами Спасителя и сам был самовидцем, встретившись с Воскресшим Спасителем по пути в Дамаск. И этот живой опыт соприкосновения апостолов с Господом и Спасителем, с Его Божественным Царством и давал им силы совершать великие подвиги, преодолевать трудности, пытки, истязания и с силой духовной, будучи абсолютно несломленными, принимать и саму смерть.

Сегодня никто от нас не требует того, что требовали от апостолов языческие правители. Но мир воздействует на наше сознание, на нашу психику, предлагая нам, почти принудительно, идти по иному пути, очень далекому от пути к Божиему Царству. Мир предлагает нам множество искушений, потребительскую философию жизни, гедонизм и целую систему ценностей, которая поставляет человека в центр жизни и уводит от мысли о Боге и о том, что в центре бытия — Сам Господь.

Пусть сегодняшний день укрепит нас в вере, благочестии, твердости следования по пути, который мы как христиане избрали. Будем молиться за себя и друг за друга, будем молиться за народ наш, за Отечество наше, чтобы как можно больше людей поверили в то, что есть реальный путь в Божие Царство, который начинается здесь, на земле, и который дает человеку то, что может дать только Бог, — полноту бытия, ту самую полноту, которую мы на простом человеческом языке называем счастьем. Да поможет нам Господь именно так, а не иначе идти по нашему жизненному пути, устремляясь к Его Божественному Небесному Царству. Аминь.

Информационный источник:http://www.patriarchia.ru/db/text/5951498.html

ПЕРВАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ЛИТУРГИЯ В ВОСТОЧНОМ ВИКАРИАТСТВЕ

8 марта 2021 года, в день памяти блаженной Матроны Московской в храме Казанской — Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово была совершена первая Божественная Литургия, которая объединила православную молодежь приходов Восточного викариатства.

Предстоятелем за Литургией был настоятель храма, по совместительству благочинный Восточного викариатства, прот. Иоанн Ермилов. Ему сослужили ответственный за молодежную работу в Восточном викариатсве иер. Петр Иванов и руководитель молодёжного клуба «Песчанка», иер. Димитрий Зуев.

За Литургией в первый раз под управлением Екатерины Резниковой пел сводный молодежный хор, который состоял на богослужении из 40 человек верующей молодежи с разных приходов викариатства.

После Литургии в воскресной школе прихода Песчанской иконы Богородицы состоялся молодежный праздник с вкушением различных угощений, пением песен.

В этот день было положено начало доброй традиции совместных молодежных Божественных Литургий и совместного пения!

Информационный источник: http://www.peschanskiy-hram.ru

11 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Москве при поддержке Церкви для беженцев организовали экскурсии в музеи «Роскосмоса»

«Роскосмос» организовал экскурсии в музеи космонавтики для семей беженцев, которые обратились в церковный штаб помощи беженцам в Москве, действующий при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению.

Беженцы посетили мемориальный музей космонавтики и интерактивный музейный комплекс «Буран» на ВДНХ. Их сопровождали добровольцы московского церковного штаба помощи беженцам. С начала июля 2022 года уже состоялось 5 таких экскурсий. Также на 15 и 22 августа запланировано посещение беженцами Звездного городка. В дальнейшем такие экскурсии будут проводиться регулярно по мере формирования групп. Экскурсии прошли в рамках поддержки «Роскосмосом» деятельности Синодального отдела по благотворительности в сфере помощи беженцам.

«Беженцы с большим интересом откликнулись на предложение посетить музеи «Роскосмоса». Всех желающих мы разделили на несколько групп по 20 человек. Группы сопровождали волонтеры церковного штаба помощи беженцам в Москве. За одну экскурсию музеи «Роскосмоса» на ВДНХ посещали две группы: одна группа шла в мемориальный музей космонавтики в павильоне «Космос», другая — в интерактивный музейный комплекс «Буран». Затем группы менялись. Экскурсия длится 2,5 часа», — рассказала волонтер церковного штаба помощи беженцам в Москве Лариса Кокунова.

В павильоне «Космос» беженцы познакомились с первыми успехами и достижениями отечественной космонавтики: первыми скафандрами, первыми искусственными спутниками Земли, космическими аппаратами по изучению Луны и планет Солнечной системы. Многие экспонаты — это интерактивные макеты. Они также посмотрели документальные фильмы о старте ракеты, встрече космонавтов после полета, буднях космонавтов и посетили 5D кинотеатр.

«Интерактивный музейный комплекс «Буран» расположен внутри макета орбитального корабля «Буран БТС-001». Здесь гостям показали фильм о легендарном ракетоплане. Беженцы получили возможность попробовать в режиме реального времени управлять его посадкой на космодроме Байконур с высоты 80 000 метров. Кульминацией экскурсии стало посещение носовой части корабля, где в верхнем ярусе реконструирован командный отсек «Бурана» с приборной панелью и креслом космонавта. Все участники были очень довольны и оставили много восторженных отзывов», — поделилась Лариса Кокунова.

Ранее при поддержке Церкви были также организованы встречи беженцев с космонавтами. Они состоялись в Ростовской и Воронежской епархиях.

***

С февраля 2022 года Русская Православная Церковь организует помощь беженцам и пострадавшим мирным жителям в зоне конфликта. Координирует помощь Церкви Синодальный отдел по благотворительности.

Беженцев разместили в 55 церковных учреждениях в России, Германии, Великобритании и на Украине. Беженцам предоставляют питание, оказывают психологическую и духовную помощь, содействуют в трудоустройстве, получении пособий, определяют детей в детские сады и школы.

В России Церковь собрала, закупила и передала более 2050 тонн гуманитарной помощи беженцам и пострадавшим мирным жителям, из них более 1250 тонн направлено в Донецкую, Луганскую, Горловскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую, Запорожскую, Бердянскую епархии.

Просьбы о помощи от беженцев поступают на круглосуточную федеральную горячую линию церковной социальной помощи «Милосердие» 8-800-70-70-222 — звонки бесплатны на территории России (проходят даже при отрицательном балансе). По этому номеру можно также предложить свою помощь. В месяц поступает более 6000 звонков.

Помочь беженцам и пострадавшим мирным жителям можно, отправив смс на номер 3443 со словом «Беженцы» и суммой пожертвования. Например, «Беженцы 300».

Также в июле Синодальный отдел по благотворительности запустил специальный сайт помочьвбеде.рф в поддержку беженцев и пострадавших мирных жителей. На сайте размещена информация, где и какую помощь можно получить, как помочь, как стать добровольцем, представлены контактные данные региональных штабов.

Информационный источник: https://www.diaconia.ru/v-moskve-pri-podderzhke-cerkvi-organizovali-dlya-bezhencev-ekskursii-v-muzei-roskosmosa

6 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ

Встреча с Мамукой Путкарадзе

В это воскресенье 12 декабря приглашаем всех желающих в храм Воскресения Христова в Сокольниках на встречу с теологом, экспертом по российско-грузинским церковным отношениям и помощником Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II, Мамукой Путкарадзе.

Он расскажет про современную жизнь Грузинской Православной Церкви, свою деятельность и ответит на ваши вопросы.

Начало в 12:30, сбор в 12:15.Место проведения: нижний храм в честь Рождества Христова (вход рядом с магазином «Софрино»).
Адрес: Сокольническая площадь, дом 6.
Станция метро Сокольники. https://yandex.ru/maps/-/CCUyEYdZ1D

Ответственный за встречу клирик храма священник Евгений Головин.

10 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ — «БЛАЖЕННЫ АЛЧУЩИЕ И ЖАЖДУЩИЕ ПРАВДЫ, ИБО ОНИ НАСЫТЯТСЯ»

Преподобный Иустин (Попович) пишет, что: «Алчущий не может питать себя самим собою, равно как и жаждущий – поить себя самим собою, … <голод и жажду> возможно утолить и угасить только чем-то внешним.

Относящееся к телу относится и к душе. Испытывая голод и жажду, она не питает и не поит себя собою, но простирается вне себя и во внешнем мире изыскивает для себя пищу и питие».

Преподобный говорит, что голод и жажда души бывают нормальными, естественными, а бывают и ненормальными.

Ненормальные голод и жажда – это желание греха, страстей, похотей, и «чем больше душа насыщает и напояет себя грехами, страстями и похотями, тем сильнее ощущает она голод и жажду… и этот голод и жажда знаменуют собой проклятие для человека.

Нормальные голод и жажда – это когда душа алчет и жаждет вечной Истины, вечной Любви, вечной Благости, вечной Премудрости, вечной Радости, вечной Жизни, вечного Блаженства, одним словом, — вечной Правды, Правды Божией. И никто из людей не может в этом помочь, потому что ни у кого и нет такой пищи и питья.

Есть только Одно Существо, Которое имеет, чем утолить голод и насытить жажду – это Богочеловек Христос.  И когда Он возвещает, что блаженны алчущие и жаждущие правды, то под правдой разумеет Себя как воплощение всех Божиих и человеческих совершенств.

Алчущие правды насытятся … если будут питаться Христом, ибо Он есть «хлеб живой, сошедший с небес» (Ин. 6,51;35). Он дает воду живую (см.Ин.6:50)…

Христос… есть единственная подлинная пища и единственное подлинное питие… питаться Христом, жить Им, в Нем и ради Него – это верх блаженства.»

— епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон

29 марта 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up