Состоялся первый онлайн-семинар «Пастырская аскетика сегодня» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялся первый онлайн-семинар «Пастырская аскетика сегодня»

Опубликовано: 13 июня 2020

Категории: Новости

10 июня 2020 года на площадке портала для священнослужителей «Пастырь», духовенство из разных стран обсудили актуальные вопросы пастырской аскетики в онлайн-формате.

Сайт «Пастырь» с начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В настоящее время, когда очная встреча временно стала невозможной, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено впервые провести семинар в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

В мероприятии приняли участие ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Камышловский Мефодий, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и более 30 священников из России, Украины, Белоруссии и Коста-Рики. Еще 50 человек следили за дискуссией через канал в YouTube.

Со вступительным докладом выступил архиепископ Верейский Амвросий, обозначивший основные вопросы пастырской аскетики, предлагаемые к обсуждению. В частности, владыка Амвросий рассказал о практике ежедневного самоиспытания в форме дневника, которой придерживался праведный Иоанн Кронштадский, подобная практика сохраняется в среде духовенства и в настоящее время. В качестве примера владыка также вспомнил о дневниках приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, тридцатая годовщина интронизации которого праздновалась в этот день.

Дискуссию после доклада открыл доктор богословия, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский. В своем выступлении он отметил важность литургической перспективы пастырской аскетики, которую можно обозначить выражением, используемым в священнической традиции: «Отслужил Литургию, начинай готовиться к следующей».

В ходе дальнейшего обсуждения епископ Каменский Мефодий развил мысль о важности наблюдения священником за своим духовным состоянием — в том числе для того, чтобы понимать, какой совет он может дать вопрошающему, а какие советы превышают его собственный духовный уровень. Владыка Мефодий отметил, что для подобного самонаблюдения крайне важна поддержка духовника, рассказал о своих духовных наставниках и выразил сожаление, что многие священники исповедуются всего несколько раз в год — в отличие от большинства мирян, которые гораздо чаще прибегают к таинству Исповеди и духовному совету.

С докладом на тему «Аскетика для священников и аскетика для мирян» выступил руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). Он подчеркнул, что некорректно было бы говорить о принципиально различных аскетиках, потому что принципы христианской аскетики являются едиными — и для мирян, и для белого духовенства, и для монашествующих, различается лишь практическая составляющая. Отец Нектарий дал определение цели христианской аскетики, выведенное преподобным Симеоном Новым Богословом, поделился мнением о различных подходах к аскетике с практической точки зрения и о разной мере ответственности со стороны духовенства и мирян. Продолжая поднятую епископом Мефодием тему духовного окормления священников, отец Нектарий рассказал о том, как давал советы его духовник архимандрит Кирилл (Павлов) — когда он слышал ответ от Бога, когда давал совет из собственного опыта, а когда помогал человеку найти ответ самому.

Вопрос о том, как священнику услышать ответ от Бога и стоит ли что-то говорить, если ты этот ответ не слышишь, вызвал оживленную дискуссию среди участников семинара. В частности, духовник Московской областной епархии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Красногорска протоиерей Константин Островский призвал также избегать другой крайности: «Смиряясь, нужно не смущать людей. Если ты все время избегаешь давать советы и твердишь, что ничего не знаешь — люди придут в смущение. Это все равно что человек пришел в поликлинику, а врач говорит, что ничего не умеет. Но ведь человек ожидает, что его будут лечить. Поэтому долг священника — понести труд и искать ответы на обращенные к нему вопросы».

Преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Вадим Леонов выступил с докладом «Как соотносится психология и пастырская аскетика?».

Продолжая поднятую в самом начале мероприятия владыкой Амвросием тему, отец Вадим охарактеризовал пять наиболее распространенных вариантов отношения духовенства Русской Церкви к психологии: отвержение, сепарация (нет ни сотрудничества, ни отвержения), кооперация (сотрудничество с психологами), синкретизм (священник дополняет свои пастырские приемы психологией) и замещение (священник фактически становится психотерапевтом). Он попросил всех участников онлайн-семинара проголосовать в чате за тот вариант, который ближе всего определяет их собственное отношение к психологии; большинство голосов было отдано за кооперацию и сепарацию.

Дискуссию продолжил епископ Зарайский Константин, выразивший свою позицию относительно места психологии в пастырской деятельности. Он предложил на одном из следующих семинаров подробно поговорить о том, каким должен быть строй жизни священника.

В целом, тема психологии в душепопечении вызвала ряд откликов. В частности, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов рассказал о собственном опыте применения психологического образования в пастырской деятельности, а архиепископ Биробиджанский Ефрем — об опыте Хабаровской духовной семинарии, которая некоторое время была экспериментальной площадкой для апробации более расширенного курса психологии при подготовке будущих священников. По итогам дискуссии было решено более подробно обсудить эту тему на одном из будущих пастырских семинаров.

С последним докладом в рамках встречи выступил настоятель московского храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. В своем докладе «Аскетика самоизоляции» отец Александр отметил, что в период пандемии многие жаловались на сложность распределения освободившегося времени — отсутствие внешней структуризации жизни оказалось сложной проблемой, в том числе и духовной.

В ответном слове настоятель храма равноап. князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов продолжил тему распределения времени, а также подчеркнул, что невозможно говорить о пастырской аскетике, не учитывая при этом роль семьи священника в его жизни.

Подводя итоги обсуждения, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и анонсировал продолжение регулярных пастырских семинаров в дистанционном формате, что позволит и в будущем собирать для обсуждения актуальных и важных тем духовенство из различных регионов.

Информационный источник: https://priest.today

Состоялся благотворительный хоккейный матч в поддержку врачей больницы свт. Алексия

12 января 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла на ГУМ-катке на Красной площади состоялся благотворительный хоккейный матч в поддержку врачей больницы святителя Алексия, митрополита Московского. На льду встретились команды ЛХК «Преображение» Отдела по делам молодежи Московской епархии и ЛХК «Димитрий Донской» молодежной сборной Салаватской епархии.

Е.В. Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы, обращаясь к игрокам и болельщикам, пожелала всем хорошей игры, отметив, что победа не важна, важно то, что мы все вместе, что Москва — город неравнодушных людей, и сегодняшняя дружеская встреча хоккейных команд носит, в том числе, и благотворительный характер. После чего произвела торжественную церемонию с вбрасыванием шайбы.

А.И. Семенов, руководитель Центра артроскопии и спортивной травмы больницы святителя Алексия, выразил благодарность организаторам и участникам благотворительного хоккейного матча «Рождественские подарки врачам» за то, что их работу ценят и помнят в эти непростые времена.

Матч завершился со счетом 7:6 в пользу ЛХК «Димитрий Донской». Но для команд это скорее формальность, поскольку главной целью игры было общение и начало доброй традиции подобных дружеских встреч на льду.

Протоиерей Кирилл Сладков, капитан команды ЛХК «Преображение», председатель Отдела по делам молодежи Московской епархии, поздравил всех с праздником Рождества Христова. Он выразил благодарность врачам и всему медицинскому персоналу, которые стоят на первой линии борьбы с коронавирусной инфекцией, и поблагодарил епископа Салаватского и Кумертауского Николая, капитана команды ЛХК «Димитрий Донской», за помощь в организации и проведении матча.

Спортивное мероприятие приехали поддержать звезды российской эстрады: Стас Море, поэт, музыкант, посол XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов, финалист международного конкурса «Новая волна»; иеромонах Фотий (Мочалов), победитель телепроекта «Голос»; Леонид Бахталин, солист театра «Московская оперетта», а также Оперного центра Галины Вишневской и Москонцерта; Александр Демидов, композитор, дирижер и мультиинструменталист; Елена Комарова, композитор, создатель и художественный руководитель фолк-группы «Калина Фолк»; Дмитрий Певцов, советский и российский актер театра и кино, депутат Государственной Думы; Алена Бабенко, российская актриса театра, кино и телевидения, кинопродюсер, заслуженная артистка Российской Федерации.

Информационный источник: http://moseparh.ru/na-krasnoj-ploshhadi-proshel-blagotvoritelnyj-xokkejnyj-match-v-podderzhku-vrachej-bolnicy-svyatitelya-aleksiya.html

13 января 2022
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейское богослужение в Косино

21 апреля 2023 года в храме Живоносный Источник в Косино г. Москвы состоялось торжественное архиерейское богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий  Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; настоятель храма протоиерей Дмитрий Бабьев; протоиерей Алексей Митюшин — настоятель храма Живоначальной Троицы в Косино; иерей Игорь Урсков — клирик храма Успения Богородицы в Косино; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице; диакон Дмитрий Иванов — секретарь Комиссии по больничному служению; диакон Дмитрий Коновалов и приглашенное духовенство.

На берегу озера епископ Пантелеимон совершил молебен, после трижды погрузил в воду напрестольный крест, прося у Бога освятить воды озера.

Пресс-служба Восточного викариатства

21 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Святейший Патриарх возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены

7 мая 2021 года, в преддверии 76-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил венок к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду у Кремлевской стены.

В церемонии приняли участие: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; архиепископ Егорьевский Матфей; епископ Мытищинский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Бронницкий Савватий, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; игумении ряда женских монастырей; столичное духовенство.

Также в церемонии участвовали военный комендант г. Москвы генерал-лейтенант Е.А. Селезенев, офицеры и солдаты роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

После возложения венка была объявлена минута молчания. Военный оркестр исполнил Гимн России.

Предстоятель Русской Православной Церкви, иерархи и духовенство возгласили «Вечную память» «вождем и воинам, на поле брани за веру и Отечество жизнь свою положившим» и пропели тропарь праздника Пасхи.

Затем состоялся торжественный марш роты почетного караула 154-го отдельного комендантского Преображенского полка.

В завершение церемонии Святейший Патриарх Кирилл поздравил с Днем Победы военнослужащих:

«Всех вас, дорогие братья, представляющие здесь, на этом месте, Вооруженные cилы Российской Федерации, я сердечно поздравляю с праздником!
Праздник со слезами на глазах и с радостью в сердце. Праздник, который символизирует силу, мужество, героизм нашего народа. Праздник, который установлен в честь Великой Победы над врагом, которого никто не мог сломить и никто не мог остановить, кроме нас, нашего народа, положившего на алтарь победы большое количество человеческих жизней. Именно поэтому праздник со слезами на глазах.
Я принадлежу к послевоенному поколению, в котором ни один человек не мог бы сказать: в моей семье никто не пострадал от войны. Были убитые, раненые, плененные, без вести пропавшие. Так произошло и в нашей семье. Мой дядя был защитником пограничных рубежей рядом с Брестской крепостью. По всей вероятности, он был убит в первые дни, а скорее часы наступившей войны, и мы ничего о нем так и не узнали, как и очень многие советские граждане не могли знать того, что произошло с их родственниками. Но верим, что они жизнь свою отдали за Отечество. И поскольку война опалила почти каждую семью, День Победы действительно стал нашим национальным праздником. Замечательно, что он обычно проходит в Пасхальные дни, а Пасха — это праздник победы жизни над смертью, как и День Победы — это праздник победы над смертью и разрушением.
Я желаю всем вам, а в вашем лице — Вооруженным силам России, в первую очередь никогда не участвовать в реальных боевых действиях, но всегда стоять на страже нашего Отечества. Потому что безопасность, свобода, независимость страны и народа определяются прежде всего состоянием наших Вооруженных сил. Желаю вам сил, крепости физической и духовной, любви к Отечеству и такого уровня выучки, который бы обеспечивал надежность защиты нашего Отечества от любого врага.
С праздником поздравляю вас! Здоровья, крепости душевной и телесной вам и в вашем лице — всем военнослужащим Вооруженных сил Российской Федерации».

Затем Предстоятель Русской Церкви обратился со словом к иерархам и духовенству:

«Христос Воскресе! Приветствую в вашем лице весь наш клир. Сожалею, что пандемия внесла печальные коррективы в наше Пасхальное расписание богослужений, в том числе в мое участие в этих богослужениях. Но Пасху никто не отменял, благодать Божия прикоснулась ко всем нам, хотя, может быть, не в той степени, как это происходило, когда мы все вместе совершали Божественную службу.
Хотел бы пожелать всем вам, дорогие владыки, отцы, матушки, братья и сестры, крепости сил душевных и телесных, помощи Божией в несении нашего служения. Дай Бог, чтобы в ответ на нашу молитву скромную и, может быть, не всегда достаточно горячую Господь отзывался Своей любовью и всем Своим милосердием и к народу нашему, и к Церкви нашей, и к каждому, кто эти молитвы возносит. Христос Воскресе! Спаси Господи!»

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-preddverii-76-j-godovshhiny-pobedy-svyatejshij-patriarx-kirill-vozlozhil-venok-k-mogile-neizvestnogo-soldata-u-kremlevskoj-steny.html

7 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю о Страшном Суде

7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшний воскресный день мы вспоминаем все, что Господь сказал о Страшном, последнем Его Суде, почему и воскресенье это на языке церковного Устава именуется Неделей о Суде.

Суд есть непременное условие выявления справедливости, правды. Суд существует столько, сколько существует человеческий род, потому что в каждом конфликте есть правда и есть ложь, и для того чтобы выявить правду и обличить ложь, люди привлекают неких посредников. Конечно, во многих случаях конфликты, будь то на личностном или семейном уровне, в каком-то узком кругу, решаются без всякого посредничества, но иногда столкновение интересов бывает настолько значительным, настолько сильно влияет на тех, кто участвует в конфликте и даже на тех, кто вне всякого конфликта, что становится ясно: для его разрешения требуется третейское вмешательство. Таким третейским вмешательством и является суд.

Приходя на суд, люди передают свою проблему, свой конфликт, столкновение своих и чужих интересов третейской силе, полагая, что судья беспристрастен, что он способен объективно рассмотреть конфликт и вынести то решение, которое поможет утвердить правду и разрушить ложь. У суда совершенно особый потенциал влияния на жизнь общества, потому что суд — это светское учреждение, способное утверждать Божию правду. Ведь что такое правда и неправда в деяниях человеческих? Это праведность и греховность, и тот, кто прав, защищает ценности, заложенные в его нравственном чувстве, а нравственное чувство имеет своим источником Самого Бога.

У нравственности нет иного источника — только Божественный источник. Все попытки людей, отказавшихся от Бога, объяснить нравственность исходя из неких социальных, общественных, культурных предпосылок, легко опровергаются. Нет более убедительного доказательства бытия Божия, чем присутствие нравственного начала в человеческой жизни. Вот почему великий ученый Иммануил Кант и говорил, что величайшее доказательство Божие — это звездное небо и нравственный закон в сердце.

Действительно, это так. Нравственность невозможно вывести ни из социальных, ни из культурных, ни из иных обстоятельств и условий человеческой жизни. А иначе было бы множество нравственностей: сколько голов, столько и умов. Как различаются политические системы, культурные обычаи! Как различается все то, что сформировано в результате естественного развития тех или иных человеческих общностей! Можно себе представить, как невероятно отличалась бы одна модель суда от другой, если бы все это покоилось на результатах развития человека и общества. Однако во всем мире, на протяжении всей истории, правда была правдой, ложь была ложью, добро было добром, а зло было злом; и суд человеческий призван к тому, чтобы помочь людям утвердить правду и наказать ложь, поддержать добро и наказать зло.

Сам факт существования суда, основывающегося на законе, который в свою очередь основан на нравственном чувстве человека, и есть убедительнейшее доказательство Божественного присутствия в мире. Без Бога не было бы никакой абсолютной правды, а значит, не было бы и нравственности, как не было бы и закона.

Сегодняшнее воскресное богослужение, с чтением соответствующего Евангелия (Мф. 25:31-46), и направлено на размышление о Суде. Но, конечно, не о человеческом суде, но о последнем Суде — том, что будет совершен Самим Богом над всем родом человеческим. Это Страшный Суд, последний акт человеческой истории. Никто не знает, когда он произойдет, те дни сокрыты от каждого из нас, но остается нерушимым указание Самого Бога на то, что человеческая история завершится Судом, который люди назвали Страшным. С этим названием он и вошел и в христианскую культуру, и в наши богослужебные тексты. Почему Страшный? А потому что у грешника не может не быть страха перед этим Судом. Любой человеческий суд можно повернуть в свою пользу; так бывает не всегда, но уж если есть очень сильное желание и огромные возможности, то человеческий суд может поддержать одну из сторон. Но Суд Божий никакими человеческими силами повернуть в свою сторону будет невозможно. Господь явит Свою правду, и этот страшный и самый справедливый суд будет принимать во внимание не только наши поступки, но и наши мысли, наши чувства — все то сокровенное, что каждый человек не склонен раскрывать перед другими, но в чем чаще всего обретаются начала наших грехов. Все это будет предметом рассмотрения на Божественном Суде.

А почему именно сегодня мы вспоминаем о Суде Божием? А потому что мы стоим накануне Святой Четыредесятницы — Великого поста, и воспоминание о Суде наводит на мысль о том, что ничто не утаится из содеянного нами пред Богом и есть только одна возможность приклонить милость Божию к нам и испросить у Него прощение наших грехов, которая обретается через искреннее раскаяние человека пред Богом. А ведь покаяние и составляет сердцевину и подлинный смысл поста — покаяние как искреннее раскаяние пред Господом в своих грехах, как изменение мыслей и чувств своих, как изменение жизни.

Неизвестно, когда Господь явит Свой конечный Суд всему роду человеческому. Некоторые очень озабочены темой Второго пришествия, и пастырям часто приходится отвечать на вопросы верующих, которые с большим интересом и беспокойством задают вопросы о Страшном Суде. А мой ответ всем вопрошающим на эту тему был бы такой: каждого из нас ждет суд Божий, и до этого суда у каждого из нас остается все меньше и меньше времени, потому что личный суд над нами будет совершен после того, как перестанет биться наше сердце. Второе пришествие, эсхатологическое, всеобъемлющее, которое будет явлено всем человеческим родам и всей вселенной, в нашей личной жизни преломится простым, но вместе с тем совершенно особенным актом нашей кончины, потому что после смерти мы предстанем пред лицом Божиим. Это и будет наш Страшный Суд, и для того чтобы у нас была надежда на спасение, на обретение милости Божией, нет никакого другого средства, как только находить в себе силы и по-настоящему раскаиваться пред Богом.

Для того-то нам и даруется пост — время покаяния и молитвы, потому что без молитвы не может быть и покаяния. А через покаяние и молитву мы способны обрести милость Божию и изменить самих себя, то есть принести подлинное покаяние. Да поможет нам Господь укрепиться теми мыслями, которые мы с вами обрели сегодня через евангельское чтение, через молитвы, через Божественную службу, и, сохраняя эти мысли, не расточая их, достойно вступить в поприще Великого поста. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5782117.html

7 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up