Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Опубликовано: 4 апреля 2020

Категории: Новости

3 апреля 2020 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к Преосвященным архипастырям, священнослужителям, монашествующим и мирянам епархий на территории Российской Федерации.

В нынешнее непростое время, в условиях, когда государственными властями предпринимаются все возможные меры по недопущению распространения коронавирусной инфекции, призываю архиереев, духовенство, монашествующих и мирян усилить молитву ко Господу об ограждении людей от вредоносного поветрия, а архипастырей и пастырей — продолжать ревностно совершать богослужения и особенно Божественную Евхаристию — таинство Тела и Крови Христовых, даже в отсутствие паствы по причине соответствующих рекомендаций властей. Воистину — «делу Божию ничего не должно предпочитать» (Устав преподобного Венедикта Нурсийского, глава 43).

Сегодня многие из нас вынуждены возложить на себя подвиг неотлучного пребывания в своих жилищах. Таковым говорю: пусть место вашего уединения станет для вас пустыней личного и семейного молитвенного труда, по евангельскому слову: Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6:6). Пусть на этот подвиг вдохновляет нас и образ преподобной Марии Египетской, многие годы проведшей в уединенной молитве в пустыне.

В эти дни мы лишаемся возможности быть вместе за любимыми всеми нами великопостными богослужениями. Но мы знаем, что даже врата ада не могут одолеть Христову Церковь (ср. Мф. 16:18). Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? <…> все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. <…> Ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35-39). Даже будучи в вынужденном разобщении, как неоднократно в истории бывали в рассеянии по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли последователи Христовы, мы остаемся нерушимой общиной веры, объединенной сердечной молитвой к Господу Иисусу. В этой молитве мы не одиноки — вместе с нами предстоят Престолу Божию и наши святые сродники, подвижники Русской Церкви всех эпох ее исторического бытия, вдохновляя и ободряя нас. Мужайся, Христова Церковь <…> Христови бо друзи о тебе пекутся, и предстояще, и обстояще (седален по полиелеи службы Новомучеников и исповедников Церкви Русской).

Понесем, братья и сестры, временные лишения ради сохранения жизни и здоровья наших ближних. Будем терпеливо переносить посетившую нас скорбь в твердой надежде, что Всемогущий Господь, принявший страдания и крестную смерть за род человеческий и Своим Воскресением открывший нам путь ко спасению, во благовремении пременит эту скорбь на радость встречи в восхвалении Его в общей молитве за храмовым богослужением, и отрет Господь слезы со всех лиц и снимет Господь поношение с народа Своего по всей земле (Ис. 25:8).

Будем в эти дни особенно молиться о тех, кто самоотверженно полагает свои силы ради прекращения морового поветрия, о тех, кто трудится ради жизнеобеспечения наших городов и сел. Будем им благодарны и окажем им всю возможную поддержку. Благодарю и всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, за ваше ревностное служение Господу, Его Церкви и друг другу.

Непрестанно молюсь о всех вас.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5616517.html

Панихида по миссионеру прошла на Преображенке

Панихида по архимандриту Павлу Прусскому (Ледневу) прошла на месте его захоронения.

Во вторник 14-го мая после завершения Божественной литургии в храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище была отслужена панихида по архимандриту Павлу (Леднёву), выдающемуся подвижнику, миссионеру и духовному писателю.

Сам святитель Филарет (Дроздов) митрополит Московский благословил отца Павла стать настоятелем Никольского единоверческого монастыря в Москве (ныне храм Русской Православной Церкви Николая Чудотворца).

Миссионер и борец за Православную Церковь против заблуждений раскола, архимандрит Павел был одним из самых известных, авторитетных и почитаемых иерархов Русской Православной Церкви конца 19 века.

В 1869–1871 годах отец Павел (Леднев) сеял и взращивал семена истинной веры в большом количестве старообрядческих общин, что свидетельствует о ревности, с которой он взялся проповедовать в среде старообрядцев, желая их соединения с Матерью-Церковью.

Скончался архимандрит Павел 27 апреля (10 мая по новому стилю) 1895 года.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

15 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

Патриарх Кирилл: встреча Президента России с историками и представителями религий

4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России.

В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Перед началом встречи глава государства осмотрел экспозицию «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и объединяющую уникальные фотографии, видео- и киноматериалы, географические карты и архивные документы за большой исторический период: от основания Древнерусского государства до современных событий.

Среди участников встречи были: помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, президент Российской академии образования, доктор исторических наук О.Ю. Васильева, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель Ассоциации исторических парков «Россия — моя история» И.В. Есин, вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров, директор Луганского краеведческого музея, председатель отделения Российского исторического общества в Луганской Народной Республике, член межмузейной рабочей группы для сбора материалов по истории специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины А.В. Рубченко, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, член правления Российского исторического общества А.В. Сиренов, ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян и др. Также участвовал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Обращаясь к собравшимся, В.В. Путин, в частности, сказал:

«Поздравляю вас и всех граждан нашей страны, всех граждан России с этим праздником, который знаменует нашу общую сердечную преданность России, любовь в ней, сплоченность многонационального народа страны и в годы испытаний, и при решении масштабных задач развития — это всегда было одним из ключевых моментов нашего существования.

Вы хорошо знаете, что истоки праздника уходят в глубину веков — к подвигу народа, который сам поднялся на борьбу за свою страну, очистил ее от распрей, предательств, унижения, сплотившись, покончил со Смутой, восстановил законную власть и нашу единую государственность.

Такие ключевые этапы, когда люди разных национальностей и вероисповеданий объединялись ради спасения и блага Отечества, [звучат] рефреном, проходят красной нитью через всю российскую историю. Мы понимаем и чтим этот бесценный опыт наших предков, их традиции и их заветы.

История нашей страны непрерывна, постоянный поток. Мы должны рассматривать её в целом, со всеми, порой крайне сложными и даже противоречивыми, периодами.

Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом: и далеком прошлом, и близком, недавнем. Всё здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит, растет запрос и на работу высокопрофессиональных историков, ученых, вузовских преподавателей, школьных учителей.

При этом хотел бы подчеркнуть, что недопустимо повторять ошибки, которые имели место в советский период, когда выводы ученых-гуманитариев нередко подгонялись под заданные шаблоны. Шаблоны вообще плохо, но в истории — особенно плохо».

В ходе встречи выступил Предстоятель Русской Православной Церкви:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Дорогие присутствующие!

Я хотел бы сердечно Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за инициативу провести такое собрание. Я впервые присутствую в такой аудитории и с большим вниманием слушаю все то, что говорят уважаемые участники этого собрания.

Во время этих выступлений, конечно, у меня стали возникать какие-то мысли. Откровенно скажу, что-то такое, что когда-то я пытался осмыслить, как говорится, по касательной, а вот эта дискуссия меня навела на мысль о необходимости подумать, поговорить и, может быть, разделить с вами один важный, как мне кажется, аспект, связанный с нашей национальной историей.

Когда изучаешь историю Русской Православной Церкви, а ее изучают сейчас по-настоящему только в семинариях и в академиях, то поражаешься тому, насколько эта история переплетена с историей государства Российского и насколько жизнь Церкви влияла на жизнь всей страны.

Во-первых, чисто мировоззренчески, философски, богословски, но и практически — система образования создавалась на базе приходов. Первые — то, что называется школами, — были церковно-приходские школы. И так далее, это можно продолжать.

Поскольку эта тема не очень ярко сегодня представлена в светских вузах, то мне кажется, что действительно нельзя изучать историю России, не зная истории Церкви.

Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх. История России — государства — и история Церкви настолько были тесно переплетены, что разорвать невозможно, а сейчас в учебном процессе разорваны. Человек, изучающий историю России, по касательной что-то слышал о патриархе Никоне, еще о чем-то.

На самом деле ведь вокруг темы духовной жизни и заворачивались особо сложные конфликты, даже политические интриги. То есть для того, чтобы знать, по-настоящему понимать и чувствовать историю страны, нужно знать историю Церкви.

Я об этом говорю не потому, что жизнь Церкви для меня, может быть, является самым главным приоритетом, а потому, что и в свое время я посвятил много времени изучению истории, и говорю это от своего опыта соприкосновения с русской историей. Совершенно иначе воспринимается эта история, если изучающий человек соприкасается с историей духовной жизни народа.

Это такое первое пожелание, — не знаю, к ученым, еще к кому-то, — чтобы какие-то курсы все-таки были и какие-то разделы в курсах истории посвящались истории духовной жизни нашего народа.

Это уже отвлеченная немножко тема, но она возникла у меня сейчас, когда я смотрю на баннер, который за Вами, перед нашим взором: «День народного единства», и как-то слово «единство» так сильно выделено даже шрифтом. А что такое единство? Об эту тему очень многие спотыкались.

Иногда призыв к единству превращался в ужасный деспотизм. Во имя единства чего только ни творилось. С другой стороны, совершенно ясно, что без единства не может быть ни государственной жизни, ни жизни людей, народа, потому что в целом ряде случаев только благодаря единству, сплоченности, солидарности страна и народ могли отвечать на те вызовы — и внешние, и внутренние вызовы, которые возникали.

Задуматься о духовных составляющих единства. Если единство — это исключительно прагматическая тема, она не будет работать. Хотя, конечно, возьмите бизнес или какие-то другие стороны жизни, люди объединяются в корпорации, в какие-то коллективы, чтобы достигать больших успехов в профессиональной деятельности. Но здесь-то мы говорим о совершенно ином единстве. И не может, мне кажется, быть единства народа без единства духа, без единства ценностей.

Поэтому общность ценностей — это самое важное, наверное, что обеспечивает не только единство, но и сплоченность нации и во времена мира, и во времена отсутствия мира.

Теперь очень кратко хотел бы сказать о том, что, конечно, тема молодежи сейчас у всех нас должна быть перед глазами, потому что от формирования сознания современной молодежи действительно зависит будущее. Это очевидная истина. Но мне кажется, что нужно находить какие-то, может быть, новые формы взаимодействия с молодежными аудиториями. Это не значит, что нужно — как там у Маяковского — «задрав штаны, бежать за комсомолом». Это совсем необязательно. Не надо себя, что называется, перевоспитывать, перелицовывать в попытке быть модным, понятным. Нужно всегда, конечно, оставаться самим собой, когда ты и с молодежью говоришь.

Но работа с молодежью должна быть сегодня очень неформальной. Надо доискиваться до чего-то того в душах молодых людей, что у них вызывает озабоченность. Может быть, нам как священникам это более понятная сторона жизни людей, потому что на исповеди ведь очень многое открывается. И понимаешь, что при всем внешнем благополучии — успех в учебе, в работе, перспективы в карьере — нередко человек внутренне несчастный, не хватает чего-то самого главного. Чаще всего не хватает настоящей любви. А если мы заговорим о любви, то мы сразу переходим к вопросу нравственности, личной и общественной нравственности. Не может быть подлинной любви, когда пропагандируется не то, что является любовью, а то, что является проявлением человеческой похоти, то есть грехом. А грех до добра не доводит.

Но если посмотреть наш кинематограф, да и не только наш, особенно еще и мировой, то там в центре очень редко настоящая любовь — там похоть и соблазн. Мне кажется, что, говоря о будущем России, мы должны думать о духовном состоянии нашего народа. Мы должны особенно думать о нравственном состоянии молодежи, потому что без целостной нравственной личности не может быть целостного государства и общества.

Поэтому еще раз хотел бы Вас сердечно поблагодарить за эту инициативу, за возможность послушать очень важные, мудрые, правильные слова, которые были здесь произнесены, ну и поделиться тоже с Вами и с теми, кто в этом зале, своими какими-то скромными мыслями на тему единства нашего народа.

Благодарю Вас, Владимир Владимирович».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5973961.html

5 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Духовенство Восточного округа приняло участие в онлайн-семинаре

9 июля 2020 года на онлайн-площадке портала для священнослужителей «Пастырь» состоялся онлайн-семинар «Психология в душепопечении: положительный и отрицательный опыт». В мероприятии приняли участие архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефремепископ Переславский и Угличский Феоктист и более 40 священников из России, Украины, Казахстана и Коста-Рики.

Мероприятие открыл модератор встречи, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института при ПСТГУ протоиерей Николай Емельянов. Отец Николай представил докладчиков и озвучил регламент семинара, акцентировав внимание на том, что все поднимаемые вопросы планируется обсудить именно с позиции душепопечения — т.е. насколько священнику в его пастырской работе уместно использовать те или иные инструменты, традиционно относящиеся к психологическому консультированию.

С первым докладом выступил настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан-Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов.

Будучи психологом по образованию, отец Георгий обозначил основную проблематику психологии, точки ее пересечения с богословием и пастырским душепопечением. «Лично я убежден, что психология может быть полезна священнику в его служении, но только при двух условиях, — отметил докладчик. — Первое — это определенная обработка психологического знания, о котором говорил свт. Григорий Палама в «Триадах», а второе — использование психологического знания при взаимодействии с человеком только до определенного момента времени, после которого взаимоотношение пастыря и пасомого переходит в качественно другое состояние».

Проанализировав отношение к психологии в духовном образовании XIX века, в частности, сославшись на свт. Феофана Затворника, который преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, отец Георгий постарался дать ответ на вопрос, почему сейчас отношение к психологии в кругу духовенства весьма неоднозначное. Также докладчик предложил слушателям наглядную модель того, что по, его мнению, представляют из себя некоторые психотерапевтические подходы.

Подводя итог своего выступления, отец Георгий отметил, что пастырь не должен забывать о главной цели пастырского душепопечения — привести человека ко спасению, а не сделать комфортной его земную жизнь.

Дискуссию после доклада открыл преподаватель Сретенской духовной семинарии протоиерей Вадим Леонов. В ответном слове он обратил внимание на неоднородность психологии, различие психологических школ и их практик, а также прокомментировал тезис о преподавание психологии в дореволюционных семинариях: «В XIX веке психология, выделившись из философии, еще несла в себе христианские следы, в частности, в ее научной терминологии присутствовала «душа», и ее преподавание в духовных школах не являлось диссонансом по отношении к богословским наукам. Но с тех пор, как в XX веке понятие «души» исчезает из психологии, она во многом начинает противостоять христианскому мировоззрению».

При осмыслении внутреннего содержания конкретной психологической школы отец Вадим предложил критерий — соотносить антропологическую модель человека, используемую той или иной психологической школой, на предмет ее соответствия православной антропологии. Если соответствие есть, то возможно ставить вопрос о взаимодействии и практическом использовании такого психологического знания, если нет — такую психологическую школу пастырю необходимо отвергать.

В ходе дальнейшего обсуждения председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Дягилев выступил с докладом «Психологическое консультирование в душепопечении кризисных семейных пар».

Отец Александр проанализировал такое явление, как алекситимия — неспособность человеком осмыслить и дать описание собственному состоянию, поделился тем, как возникла идея организации «Супружеских встреч» в Санкт-Петербурге, и рассказал об азах психологического консультирования кризисных супружеских пар, находящихся на грани развода, которые необходимо знать каждому приходскому священнику.

Дополняя выступление отца Александра, настоятель храма князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов напомнил участникам обсуждения главную задачу пастыря: решать в первую очередь не земные проблемы человека, которые нередко посылаются для того, чтобы человек задумался о духовном, а способствовать соединению человека с Богом и спасению его души.

Архиепископ Биробиджанский Ефрем выступил с докладом «Место психологии в пастырской подготовке». Он рассказал об опыте Хабаровской духовной семинарии, когда она была экспериментальной площадкой для внедрения расширенного психологического курса при подготовке будущих священников, и поделился выводами, которые он сделал, будучи в то время проректором семинарии, в результате этого эксперимента.

«В какой-то момент под влиянием психологов сложилось ложное впечатление, что можно читать Священное Писание, изучать аскетику и святых отцов, но для того, чтобы все это применить во благо людей, требуются те знания, которых у священников нет», — рассказал архиепископ Ефрем.

По словам владыки, произошла фундаментальная подмена — овладение психологическими знаниями поспособствовало пренебрежительному отношению к благодатной церковной жизни и церковному Преданию.

В качестве одного из выводов прозвучало, что психологию в пастырской подготовке можно допускать только в том случае, если ее методы не противоречат православной антропологии и преданию, и конечной целью будет приведение человека к покаянию, молитве и таинствам Церкви.

После всех выступлений докладчиков состоялась дискуссия, а рамках которой выступили все желающие участники онлайн-встречи.

Заведующий кафедры психологии и антропологии Медицинской академии г. Днепра, действующий психолог-психотерапевт протоиерей Тарас Марченко заметил, что достаточно часто люди, находящиеся в кризисной ситуации, приходят к священнику с вопросами далеко не духовного характера, а лишь психологического: «Если к священнику обращаются с проблемами, в которых он не является специалистом, то нужно честно сказать об этом человеку: друг, давай мы с тобой начнем от Евангелия, а с этими твоими вопросам — обратись к специалисту. И хорошо, если у священника на примете есть такой специалист, который, в свою очередь, не будет претендовать на решение духовных вопросов человека. Иначе существует серьезная опасность повредить человеку своим советом».

Как человек, получивший психологическое образование, отец Тарас подчеркнул, что не считает нужным всем священникам глубоко изучать психотерапию, но при этом каждый пастырь должен ориентироваться в азах психологии и психиатрии, чтобы в нужным момент квалифицировать, по какому вопросу к какому специалисту нужно человеку рекомендовать обратиться.

Модератор встречи протоиерей Николай Емельянов в ответном слове заметил, что не только психологам приходится работать с теми людьми, кому священник дал некомпетентный совет не из области своей компетенции, но и к священнику нередко приходят люди с тяжелыми духовными последствиями после неудачных советов психологов.

Выпускник Института практической психологии и психоанализа, клирик храма прп. Саввы Сторожевского г. Балашихи иерей Димитрий Огнев предложил использовать в качестве главного критерия для разграничения ответственности между священником и психологом целеполагание человека, который обращается с проблемой, и сформулировал разницу между целями, которые лежат в основании пастырского душепопечения и различных психотерапевтических практик.

Подводя итоги обсуждения, отец Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и предложил участникам сформулировать и предложить темы для будущих обсуждений в подобном формате.

***

Сайт «Пастырь» с самого начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Но в связи с тем, что во время карантина очные встречи временно стали невозможны, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено начать проводить семинары в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

Первый онлайн-семинар состоялся 10 июня на тему «Пастырская аскетика сегодня». На нем и было принято решение провести в июле следующую интернет-встречу для обсуждения вопросов применения психологических приемов в пастырской практике.

Информационный источник: https://priest.today/news/online-seminar_psychologiya_v_dushepopichenii

12 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Началось строительство храма прп. Сергия Радонежского в Гольянове

30 октября иерей Петр Иванов совершил молебен на начало строительства храмового комплекса. Были освящены площадка и строительная техника. Настоятель благословил рабочих на усердные труды по созиданию новой святыни.

В этот день строителями были забиты первые девять свай! Об этом сообщил настоятель храма иерей Петр Иванов.

На приходе планируется возвести большой приходской комплекс со школой, залом и самыми разнообразными помещениями. Стилистический выбор – архитектура Руси Изначальной. В архитектурном облике читаются мотивы русского севера. Храмовый комплекс представляет собой своего рода замкнутое каре с внутренним двором. Фасады лаконичны, монументальны. Входная группа решена с внутренним стеклянным атриумом, в котором по проекту предполагается зимний сад. Храм рассчитан на 500 человек.

Информационный источник: http://www.fedmp.ru/news/nachalos-stroitelstvo-hrama-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-golyanove/

3 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up