МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА – ГЛАВНАЯ МОЛИТВА ВЕЛИКОГО ПОСТА

Опубликовано: 3 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви — молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Покаянная молитва Ефрема Сирина настолько важна, что в храме ее читает священник (а не диакон или чтец). Стоя лицом к Царским вратам, батюшка громко произносит три прошения, сопровождая каждое земным поклоном.

Поднявшись после третьего поклона, священник совершает двенадцать поясных поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного».

По окончании их священник произносит молитву полностью и делает еще один земной поклон. Вслед за священником поклоны совершают все молящиеся в храме. Дома молитву Ефрема Сирина прочитывают вслух, кланяясь подобным же образом.

Молитва Ефрема Сирина читается весь Великий пост, кроме суббот и воскресений. Вечером в воскресенье чтение молитвы Ефрема Сирина возобновляется. Последний раз молитва Ефрема Сирина читается в Страстную среду.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные добродетели, которые в этом помогают.

Дух праздности: лень, проведение времени беспечно. У каждого человека есть данные Богом таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и во славу Божию. Праздность — корень всех грехов, потому что она расслабляет тело и душу.

Уныние бывает плодом праздности, когда человек и сам не может делать что-то доброе, и Богу о помощи молиться не способен.

Любоначалие — это любовь к власти: в семье, в коллективе коллег, в политике. Нередко именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать.

Празднословие: пустые, бранные слова, злые разговоры, приводящие к осуждению и оскорблениям.

Целомудрие: духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом. Нравственная чистота в делах, в словах и мыслях.

Смиренномудрие — первый плод целомудрия. Чем больше очищается душа, тем меньше она собой гордится, потому что видит — гордиться нечем. Человек перестает считать себя лучше других.

Терпение: грех делает человека нетерпеливым, скорым на суд и осуждение других. Терпение приносит умение ждать и надеяться.

Дух любви: любовь — главный дар и главная цель всех наших духовных трудов. Именно любовь изменяет наше отношение к ближнему с осуждения на прощение и милость. Только через любовь, которая приходит в смягченное и очищенное сердце, человек приближается к Богу – а это и есть главная цель Великого поста.

Зачем столько поклонов?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина делается земной поклон. Для чего? Человек отпал от Бога душой и телом; и душой и телом должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Спасение и покаяние – не презрение тела, как иногда утверждают, а его восстановление. Ведь и воскреснем мы в теле, только новом. Христианский аскетизм – борьба не против тела, а за него. Поэтому весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. 

Несколько слов об авторе

Святой Ефрем Сирин, автор самой известной покаянной молитвы Церкви, жил в IV веке и, по преданию, был родом из Сирии, отсюда и его прозвище (не фамилия). Однажды святого Ефрема посадили в тюрьму. Обвинение было ложным, святой Ефрем стал возмущаться. Потом прислушался к разговорам заключенных, рассказывавших о своих «подвигах». И вдруг в этих историях узнал свои проступки, за которые он никогда не был наказан. Так прп. Ефрем понял, что осужден за старые грехи.

Он молился о прощении и был освобожден. Выйдя из тюрьмы, св. Ефрем стал подвижником. Он так преуспел, что ему предложили епископство, но аскет отказался. Главным занятием прп. Ефрема было покаяние.

Святой Ефрем стал великим церковным поэтом, вполне признанным современниками. Еще при жизни толкования Священного писания и молитвы святого сирийца переводились на греческий, латинский, арабский, коптский, эфиопский, армянский, грузинский, славянский и другие языки. Авторитет святого Ефрема был так высок, что его творения читались в церкви сразу после Библии.

В своих текстах святой использовал не только изысканные литературные обороты, но даже каламбуры — так легче доходило до народа разоблачение лжеучений. Некий еретик проповедовал ересь с помощью популярных песенок. Святой Ефрем, почуяв тренд, моментально перенял тот же стихотворный размер для проповеди Православия.

 

По материалам miloserdie.ru

Итоги викариатского этапа XV международного детского конкурса «Красота Божьего мира»

Шестой  год подряд  в приходском доме нашего храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове открывается выставка детских рисунков.

Здесь проходит  второй  этап  ХV ежегодного  международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». В этом году конкурс посвящен юбилейной дате: предстоящему 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. На конкурс были привезены детские работы со всего Восточного викариатства:  из Церковно-приходской школы «Косинская», из кружков и художественных студий при Детских воскресных школах  храмов Преображения Господня в Богородском, преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и преподобного Сергия Радонежского в Гольянове, в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, Храм Рождества Христова в Измайлове,  из Детской художественной школы №7, из студий ИЗО при общеобразовательных школах №1352, №1502, №1563, 1080 из Лицей духовной культуры во имя преподобного  Серафима Саровского и Центра «Слово» при храме прпп. Зосимы и Савватия.

В этом году в очередной раз  на конкурс привезена икона: ученик ЦПШ «Косинская» 17-летний Михаил Малютин в этот раз написал образ святого Илии Муромца . 

Одна икона и 119 рисунков разместились на выставочных полотнах.

12 октября жюри определило победителей. В состав жюри  вошли: ответственный за религиозное образование и катехизацию в Восточном викариатстве иерей Александр Алешин, директор иконописной школы при Храме прпп. Зосимы и Савватия Алимов Даниил Вадимович, преподаватель изобразительного искусства Смирнова Анна Витальевна, выпускники иконописной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия Лычагина Ирина Сергеевна и Кузина Альбина Михайловна.

Победителями викариатского этапа конкурса в 2019 году стали:

В номинации «Православная икона»: 

Малютин Михаил икона преподобный Илия Муромец 17 лет Церковно-приходская школа «Косинская».

В номинации «Основная тематика»:

В возрасте до 8 лет:

1 место. Тихов Тимофей 8 лет «После боя» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

2 место. Малашенко Елизавета 7 лет «Победный салют» ИЗО-студия при Храме в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках.

2 место. Пономарёв Сергей 8 лет «На безымянной высоте» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

3 место. Капырин Владимир 6 лет «Город-герой Москва. Красная площадь» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Шашина Полина 4 года «Цветок мира» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.

В возрасте до 9 до 12 лет:

1 место. Земскова Полина 10 лет «9 Мая» ИЗО-студия при школе №1502.

1 место. Павлова Валентина 9 лет «В бессмертном полку» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Ершова Евгения 11 лет «Ученье – свет!» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Иванова Мария 11 лет «Ожидание» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Кузьмин Стас 9 лет «У разрушенного храма» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

3 место. Былым Дарья 12 лет «Он вернулся!» ИЗО-студия при школе №1502.

3 место. Верещагин Александр 9 лет «Вырицкий защитник» ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

3 место. Лычагин Фёдор 9 лет «Воздушный бой»  ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.

В возрасте от 13 до 17 лет:

1 место. Снегирёва Алёна 13 лет «В блокадном Ленинграде» ИЗО-студия при школе №1502.

2 место. Щеглова Полина 13 лет «В блокадном Ленинграде»ИЗО-студия при школе №1502.

3 место. Лик Лера 14 лет «Встреча»ИЗО-студия при школе №1502.

Кроме этого, еще 28 детских работ вызвали симпатии жюри.

  1. Поповцева Анастасия 8 лет «Оборона Севастополя» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
  2. Скворцова Прасковея 8 лет «Добрая весть» ИЗО студия «Божья коровка» Детской воскресной школы при Храме Преображения Господня в Богородском.
  3. Гринёва София 9 лет «Июнь 1941» ИЗО-студия при школе №1502.
  4. Кононова Маргарита 9 лет «Ожидание радости» ИЗО-студия при школе №1502.
  5. Орлова Дарья 9 лет «Светлое воспоминание» ИЗО-студия при Храме в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках.
  6. Покровская Таисия 9 лет «Война пришла» ИЗО-студия при школе №1502.
  7. Андреев Иван 10 лет «Великое спасение» Храм Рождества Христова в Измайлове.
  8. Арифуллина Вика 10 лет «На передовой» ИЗО-студия при школе №1502.
  9. Глинская Дарья 10 лет «Она молилась за Победу!» ИЗО-студия Детской воскресной школы при Храме преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове.
  10. Грачёва Ирина 10 лет «Вечная борьба добра со злом» школа №1563.
  11. Денисов Денис 10 лет «Возвращение домой»  школа №1563.
  12. Николаев Антон 10 лет «Отдать последнее. Блокада Ленинграда» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  13. Зенкина Екатерина 11 лет «Спасибо деду за Победу!» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  14. Иванникова Мария 11 лет «После битвы» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  15. Масленников Ефим 11 лет «Опять весна на белом свете» Воскресная школа при Храме Святого великомученика Димитрия Солунского на Благуше.
  16. Пономарёв Александр 11 лет «Разведгруппа»  Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  17. Фесенко Елизавета 11 лет «Концерт в госпитале» Центр «СЛОВО» при Храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
  18. Сергеев Роман 12 лет «Враг не пройдет» ИЗО-студия при школе №1352.
  19. Ермакова Мария 13 лет «У войны не женское лицо» ИЗО-студия при школе №1352.
  20. Комина Юлия 13 лет «Великая Победа!» Детская художественная школа №7.
  21. Мастафова Дарья 13 лет «Севастопольский вальс» ИЗО-студия при школе №1502.
  22. Нечаевы Ольга и Ксения 13 лет «Атака» ИЗО-студия при школе №1502.
  23. Пшеничная Елизавета 13 лет «Освящение танковой колонны «Димитрия Донского» владыкой Николаем в январе 1944 года»  Лицей духовной культуры во имя преподобного  Серафима Саровского.
  24. Ершова Евгения 14 лет «Память» ИЗО-студия при школе №1502.
  25. Иванова Марина 14 лет «Память» Воскресная школа №78 при храме Воскресения Христова в Сокольниках. 
  26. Соловьева Анастасия 14 лет «Радость Победы» Детская художественная школа №7.
  27. Снегирёва Мария 14 лет «Парад 9 Мая» ИЗО-студия при школе №1502.
  28. Малышева Елизавета 15 лет «Благословение» ИЗО-студия при Храме преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

Выставка детских рисунков на 1 этаже Приходского дома при Храме преподобных Зосимы и Савватия продлится до 1 ноября.

18 октября 2019
ПОДРОБНЕЕ

Круглый стол «Традиционные ценности наших народов»

22 марта 2023 года в Медицинском Колледже №1 Департамента Здравоохранения г.Москвы прошел Круглый стол «Традиционные ценности наших народов».

Организаторами круглого стола выступили Восточное викариатство г.Москвы, Медицинский Колледж №1 Департамента Здравоохранения г.Москвы и Свято-Димитриевское училище сестер милосердия.

Основными выступающими стали диакон Георгий Разумовский, клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади, ответственный за работу с ВУЗами и научными сообществами по Восточному викариатству Московской епархии и имам Шамиль-хазрат Арсланов, заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ.

Все участники ориентировали слушателей на базовые духовные ценности в процессе построения жизненной и профессиональной траекторий. Беседа плавно перешла в диалог, во время которого молодежь имела возможность получить ответы на интересующие их вопросы о месте религии и веры в жизни современного человека, особенностях взаимодействия образовательных и религиозных организаций, потенциале духовного развития современной молодежи и семейных ценностях в современном обществе.

Студентами-медиками были заданы важные жизненные вопросы: какие изменения претерпевают традиционные ценности наших народов в современных реалиях, к кому прислушиваться молодым людям, что является высшей ценностью и прочной основой здорового общества?

Состоявшийся круглый стол отличался творческой конструктивностью и выявил общность позиций участников по целому ряду актуальных вопросов, а также засвидетельствовал неотложность межрелигиозных усилий в сохранении мира и общечеловеческих ценностей.

Пресс-служба Восточного викариатства

22 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный забег!

15 октября 2022 года в 14.00 стартует очередной благотворительный забег в поддержку людей нуждающихся в помощи при храме Святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево.

Организатор соревнований: Фонд храма святого князя Владимира в Новогиреево и благотворительный проект «Не без нас».

Участникам на выбор предоставляются дистанции:  1км 50м, 2км 100м, 5км 250м, 10 км.

Место проведения забега — пруд в парке на ул. Перовская 64

Друзья, спешите делать добрые дела!

Приходите, будем рады Вас видеть!

Зарегистрироваться на забег можно по ссылке: https://svzabeg.ru/

Информационный источник: https://svladimir.ru/sample-page/

28 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up