ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Состоялось заседание Совета Восточного викариатства

4 апреля 2024 года в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению под председательством управляющего Восточным викариатством епископа Верейского Преосвященнейшего Пантелеимона состоялось очередное заседание Совета Восточного викариатства.

В заседании приняли участие архиепископ Зеленоградский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, благочинный Воскресенского округа протоиерей Александр Дасаев, благочинный Рождественского округа протоиерей Иоанн Ермилов, члены Совета викариатства: настоятель храма Воскресения Христова на Семеновском кладбище архимандрит Августин Пиданов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино протоиерей Дмитрий Бабьев, помощник духовника Восточного викариатства протоиерей Алексей Батаногов.

К участию в заседании были приглашены: члены Экзаменационной комиссии — протоиерей Николай Диваков (председатель), протоиерей Андрей Рахновский (заместитель председателя), заведующий Секретариатом Восточного викариатства г. Москвы иерей Петр Иванов, и.о. заведующего канцелярией Восточного викариатства диакон Дмитрий Бакланов.

В ходе заседания состоялось собеседование с кандидатом к рукоположению в сан священника: клириком храма Илии Пророка в Черкизово диаконом Александром Николаевым.

Испытуемый кандидат прошел испытание, на котором ему задавали вопросы, касающиеся особенностей будущего служения. Совет викариатства принял решение ходатайствовать перед Святейшим Патриархом Кириллом о рукоположении означенного кандидата в священный сан.

Пресс-служба Восточного викариатства

11 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Добровольцы храма посетили социально-реабилитационный центр

3 января добровольцы храма Преображения Господня в Богородском доставили подарки в Богоявленский Угличский женский монастырь для многодетных семей, а затем воспитанникам Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Радуга».

По благословлению игумении Антонины для добровольцев провели экскурсию по территории обители с посещением Музея ангелов.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском

4 января 2024
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось совещание по вопросам строительства храмов в Восточном округе

3 июля председатель Финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий и советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы ФС РФ Владимир Иосифович Ресин провели селекторное совещание (совещание в форме телефонной конференции и видеосвязи) по вопросам строительства храмов в Восточном, Зеленоградском и Юго-Западном округах г. Москвы.

В совещании приняли участие епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством; первый заместитель председателя ФХУ епископ Бронницкий Фома, управляющий Северо-Западным викариатством; первый заместитель директора НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» иерей Михаил Титов; заместитель префекта ВАО Антон Александрович Степаненко; заместитель префекта ЮЗАО Анзор Рашидович Алисултанов; ответственный за реализацию Программы строительства православных храмов в Юго-Западном викариатстве протоиерей Сергий Тришкин; начальник Отдела по строительству православных храмов ФХУ Дмитрий Борисович Ткаченко; заместитель начальника отдела Управления координации деятельности Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы Александр Владимирович Жигульский; настоятели храмов и строители.

Текущая ситуация реализации Программы строительства храмов в Восточном округе:

1. Завершается строительство храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на шоссе Энтузиастов, вл. 44.

2. На улице Уральская, напротив вл. 21, мастера благоукрашают фасады храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, облицовочным кирпичом и архитектурными деталями из фибробетона. Также активизировались работы по приходскому дому. Возводится кирпичная кладка несущих стен второго этажа.

3. На храме равноапостольного князя Владимира на улице Перовская, вл. 64, установлены леса, 6 июля мастера приступают к отделке фасадов. Решается вопрос с финансированием работ по устройству коммуникаций: тепло, электрика, пожарная сигнализация.

4. Завершены работы по шатру храма преподобного Саввы Сторожевского в Северном Измайлове, на площади Викторио Кодовильи. Фасады оштукатурены, идет подготовка под чистовую покраску. В настоящее время также изготавливаются купола и кресты, которые планируется установить в августе. Всего 10 куполов с крестами. Продолжаются работы по устройству кровли.

Информационный источник: Финансово-хозяйственное управление

5 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

В день памяти мученицы Татианы Гримблит епископ Верейский Пантелеимон совершил Литургию в храме на Бутовском полигоне

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла 23 сентября, в день памяти святой новомученицы Татьяны Гримблит, в храме святых Новомучеников и исповедников Российских в Бутово была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. На Литургии присутствовали сестры милосердия и добровольцы православной службы помощи «Милосердие», студенты Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, больничные добровольцы, в том числе добровольцы «красной зоны».

«По благословению Святейшего Патриарха Кирилла каждый год мы собираемся здесь в таком большом количестве, для того чтобы помолиться святым новомученикам. И это святое место – не только место скорби, но и, конечно, место радости, — сказал после богослужения викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Верейский Пантелеимон. — Среди тех мучеников, которые сегодня поминаются здесь, особое значение для нас имеет святая мученица Татиана Гримблит. Она помогала заключенным епископам, священникам, мирянам. И она сознательно пошла на это милосердное служение. Поэтому ее светлый образ вдохновляет сестер милосердия, студентов Свято-Димитриевского училища сестер милосердия, добровольцев на служение Богу и людям».

В 1937 году в этот день в Бутово было убито больше 350 человек. Только в период с августа 1937 года по октябрь 1938 года на Бутовском полигоне было расстреляно 20 762 человека. Общее число пострадавших и захороненных в этом месте неизвестно, по некоторым оценкам, оно значительно превосходит указанную цифру. 

После Божественной литургии была совершена заупокойная лития по невинно убиенным в годы политических репрессий.

Святая мученица Татиана (Гримблит Татьяна Николаевна) родилась 1 декабря 1903 года в Томске. После окончания местной гимназии в 1920 году поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». После окончания Гражданской войны и начала массовых репрессий она почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах Томска, меняла на продукты и вещи и передавала их заключенным в местную тюрьму. Она стала медсестрой, чтобы помогать страждущим. Также святая мученица Татиана писала стихи.

За активную помощь духовенству, заключенным и репрессированным Татьяна Гримблит неоднократно подвергалась арестам и репрессиям со стороны властей. Последний раз ее арестовали 6 сентября 1937 года по обвинению в «антисоветской деятельности». 22 сентября Татьяну приговорили к расстрелу, а 23 сентября 1937 года она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово.

Татьяна Гримблит была причислена к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 17 июля 2002 года.

С 2017 года Святейший Патриарх Кирилл благословил епископу Пантелеимону ежегодно в день мученической кончины Татьяны Гримблит совершать Литургию в Бутово и приглашать для участия в ней церковных социальных работников, сестер милосердия, добровольцев православной службы помощи «Милосердие», студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Свято-Димитриевского училища сестер милосердия.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/v-den-pamyati-novomuchenicy-tatiany-grimblit-sostoyalos-bogosluzhenie-v-khrame-na-butovskom-poligone#


23 сентября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up