ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

“Великопостное молитвенное стояние за воинов Росгвардии”

22 апреля 2024 года по благословению священноначалия в Северной столице у мощей святого благоверного князя Александра Невского прошло молитвенное стояние за военнослужащих Росгвардии. Данная инициатива – продолжение патриотической акции “Великопостное молитвенное стояние за воинов Росгвардии”.

По благословению наместника Невской Лавры, епископа Кронштадтского Вениамина, молебен перед ракой с мощами святого Александра Невского возглавил игумен Макарий ответственный от Александро-Невской Лавры за окормление Вооруженных сил и правоохранительных органов Санкт-Петербурга.
Ему сослужил настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия в Гольянове, заведующий Сектором Росгвардии Синодального военного отдела иерей Роман Богдасаров и военное духовенство, окорляющее Нацгвардию.

На богослужении молились: командующий Северо-Западным округом войск национальной гвардии генерал-лейтенант Сергей Бураков; начальник ГУ Росгвардии по г. Санкт-Петербургу генерал-майор Андрей Тарасов; командиры и замполиты подразделений Росгвардии по Северо-Западному округу; личный состав подразделений Ленинградской области, ветераны СОБР и ОМОН, представители Синодального военного отдела.

В завершении молебна была прочитана молитва святому князю Александру Невскому, а также молитва о Святой Руси.

Иерей Роман Богдасаров провел беседу с росгвардейцами о важности молитвы, духовной жизни и соблюдении заповедей Божиих.

Затем у места упокоения великого русского полководца генералиссимуса Александра Суворова была отслужена панихида. По ее завершении генерал-лейтенант Сергей Бураков поблагодарил военное духовенство за организованную возможность совместной молитвы за военнослужащих Росгвардии, охраняющих безопасность граждан страны и находящихся на излечении, и также пожелал всем священнослужителям успехов в духовно-нравственном окормлении сотрудников Войск правопорядка.

Пресс-служба Восточного викариатства и прпп. Зосимы и Савватия в Гольянове

24 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Великое освящение храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных»

20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон, управляющий Восточным викариаством совершил чин великого освящения храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; иерей Федор Яновский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино; протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного и великого князя Владимира в Новогиреево; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; иерей Дмитрий Макеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, протодиакон Валерий Щеглов, диакон Сергий Шебуренков, диакон Дмитрий Бакланов, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, столичное духовенство.

По окончании богослужения епископ Пантелеимон вручил медаль святого праведного Филарета Милостивого III степени — старосте Антонине Николаевне Тимохиной, за особый вклад в строительство данного храма.

Архипастырское слово епископа Верейского Пантелеимона:

Я очень благодарен нашим дорогим отцам благочинным, которые сюда приехали и привезли замечательный хор, благодарен певчим за их торжественное праздничное пение! Благодарен батюшкам, настоятелям, оставившим свои приходы, чтобы поучаствовать в сегодняшнем торжестве! Благодарен всем вам за то, что вы сегодня здесь собрались!
Я сегодня вспоминал историю создания этого храма. Господь сподобил меня участвовать в первых молебнах, которые служились здесь на полянке, где отец Федор собирался с прихожанами, когда еще ничего не было.
Я был здесь, когда вбивали первые сваи для строительства, был, когда эти сваи кто-то выдергивал, разрушал, посещал это место после первого и второго пожаров. Сегодня зазвучала сирена и невольно напомнила нам о тех событиях, когда дважды горел временный храм. Тогда, помню, мы говорили, что пожар послужил к торжеству веры, потому что объединил множество людей, а временный храм восстановили и он стал больше и краше прежнего. Все, что ни делает Господь, что ни попускает, – все оборачивается к нашей с вами пользе.

Мои особые поздравления и благодарность всем тем, кто потрудился над созданием храма! Им, как мы слышали из слов молитвы, прощаются грехи. Построившие храм на земле, наверное, сподобятся замечательных обителей в Царстве Небесном. Дорогие друзья, не расстраивайтесь из-за того, что не можете построить храм на земле. Зато вы можете построить храм своей души, и именно об этом нас спросит Господь.

И строительство храма души бывает сложнее, чем строительство храма земного. Этот храм пережил множество искушений, он многострадальный, мученический: его жгли, воровали из него сваи, протестовали против его создания – но в итоге возник такой замечательный красивый храм.
А чтобы построить храм души – наверное, нужно претерпеть еще больше сложностей, бед, скорбей, болезней и, в конце концов, смерть, которая попущена Богом, чтобы очистить нас от скверны греха. Смерть – очистительное действие Божие, которое лишает нас бренного тела, мучившего нас на земле, делает его другим. А когда Господь попускает нам болезни, то душа обновляется страданиями.

Так что не нужно ничего бояться. Человек, который строит храм своей души, выйдет победителем, потому что Господь победил зло. Оно имеет на земле только видимость, оно бессильно перед силой Божией. Поэтому этот храм – еще и свидетельство силы Божией, побеждающей всякое зло и искушение.
Храм возводился почти 10 лет, довольно-таки быстро построился, поэтому заслуженные награды, которые мы должны были сегодня вручить, немного задержались. Мы освятили храм раньше, чем подоспели награды. Но, думаю, не нужно никому расстраиваться, потому что получивший награду здесь на земле, возможно, лишится ее в Царстве Небесном.
Но я все же хотел бы наградить человека, который потрудился больше всех и больше всех вложил своих средств в создание храма, – Антонину Николаевну Тимохину. В будущем ей надлежит получить патриаршую награду. А пока я хотел бы вручить ей медаль св. прав. Филарета Милостивого, святого, который все свои деньги истратил на помощь нуждающимся.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

24 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

В Думе прошел круглый стол

30 января 2025 года настоятель Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме св.ап.Андрея Первозванного в Метрогородке города Москвы иерей Михаил Кривошеев принял участие в заседании «Духовный фронт России», который состоялся в рамках XXXIIl Рождественских парламентских встреч.

Заседание в Государственной Думе Российской Федерации возглавил Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Также в работе Круглого стола приняли участие депутаты Государственной Думы, военные священники, священнослужители из приграничных и новых территорий, представители традиционных конфессий, казачество, волонтеры, работающие с беженцами, участники специальной военной операции.

На встрече были рассмотрены вопросы социальной защиты священнослужителей на передовой, взаимодействия Российской Армии и духовенства, также затронута тема решения гуманитарных задач.

4 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Концерт духовной музыки прошел в Сокольниках

10 мая, в пятницу Светлой седмицы в храме Воскресения Христова в Сокольниках состоялся концерт духовной музыки Минского митрополичьего хора п/у В. Соболевского.

Программа концерта включала как классические произведения церковных композиторов, так и современные композиции духовных песнопений.
Музыка, исполненная хористами погрузила собравшихся окунуться в мир гармонии и красоты церковных песнопений и духовных кантов. Каждая нота звучала от души, вызывая у слушателей спектр положительных эмоций.

Концерт оставил незабываемые впечатления и радость от общения с хоровой музыкой.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Воскресения Христова в Сокольниках

12 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up