Патриотическая программа «По заветам князя Александра Невского» в Храме Христа Спасителя — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Патриотическая программа «По заветам князя Александра Невского» в Храме Христа Спасителя

Опубликовано: 30 сентября 2022

Категории: Новости

В воскресенье 25 сентября 2022 года в московском Соборном Храме Христа Спасителя прошла третья тематическая встреча патриотической программы для школьников «По заветам князя Александра Невского».

В этот раз участниками стали московские школьники с четвёртого по восьмой классы. По благословению ключаря храма протоиерея Михаила Рязанцева и при поддержке Фонда Храма Христа Спасителя гостям была организована экскурсия по собору, в рамках которой дети познакомились с историей строительства этого храма-памятника и его святынями, посетили нижний Преображенский храм и верхний в честь Рождества Христова.

Затем, в Сергиевском зале соборных палат, директор АНО «Свято-Сергиевский центр», клирик храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы священник Кирилл Киселев познакомил гостей с историей основных сражений, составляющих Дни воинской славы России, и рассказал о подвигах национальных героев, среди которых особое место занимает святой благоверный Великий князь Александр Невский.

Во время презентационной лекции слушателям задавались исторические вопросы, на которые ребята охотно и грамотно отвечали.

Далее, в рамках мастер-класса Шевченко Оксана Валерьевна и Киселева Ольга Валентиновна с помощницами помогли участникам встречи изготовить памятную закладку «Александр Невский» в технике скрапбукинг, на которой были оформлены крылатые выражения князя. Ребята усердно трудились и с интересом выполняли творческое задание.

В заключительной части вечера прозвучал концерт русской классической музыки, исполнялись детские песни и музыкальные произведения, связанные с Великой Отечественной Войной. Для музыкального приветствия в Храм Христа Спасителя приехала младшая группа Большого Детского Хора имени Виктора Сергеевича Попова под управлением Заслуженного артиста России Анатолия Кислякова с хормейстером Ольгой Лебедевой и концертмейстером Евгенией Канаш-Фонберштейн. Юные артисты спели песенки «Дуб»,  «Заболевший садик», «Старый дом», «Дрёма», «Солнечный круг», а во второй части гости услышали военные песни «Вечный огонь», «Журавли», «Майский вальс» и «День Победы», которые виртуозно исполнил оперный солист Алексей Квасов.

К радости всех присутствующих, организаторы тематической встречи привезли с собой тантамареску с изображением воина, стоящего на фоне Главного Храма Вооружённых Сил России, в которой многие дети запечатлели свой лик. Следующая встреча запланирована на 15 октября в городе-герое Туле.

Информационный источник: храм Преображения Господня на Преображенской площади

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Сокольниках почтили память новомученика

5 июля храм Воскресения Христова в Сокольниках молитвенно отмечает память одного из небесных покровителей прихода, клирика нашего храма священномученика диакона Гавриила (Архангельского), пострадавшего в этот день в 1938 году в лагере города Лесозаводск Приморского края.

В Воскресенском храме в Сокольниках священномученик Гавриил совершал диаконское служение с 1915 по 1934 годы. В праздничный день в храме была совершена Божественная литургия и славление перед иконой святого.

Подробнее о жизни свщмч. Гавриила
Святый священномучениче Гаврииле, моли Бога о нас!

5 июля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Августовскую икону передали в главный храм Росгвардии

Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Герой России генерал армии Виктор Золотов передал в Главный храм Росгвардии Августовскую икону Божией Матери.

В торжественном мероприятии приняли участие заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Алексей Воробьев, руководители структурных подразделений и офицеры центрального аппарата ведомства, настоятель Главного храма Росгвардии протоиерей Максим Беликов и настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, заведующий сектором по взаимоотношениям с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами иерей Роман Богдасаров.

Обращаясь к собравшимся, генерал армии Виктор Золотов отметил, что по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла взаимодействие Росгвардии и Русской Православной Церкви с каждым годом укрепляется.

Главнокомандующий сказал слова благодарности в адрес Его Святейшества за внимание к войскам и их поддержку, а также выразил признательность всем представителям духовенства за служение на благо Отечества.

Подробнее на сайте Московской Патриархии

27 февраля 2025
ПОДРОБНЕЕ

Делегация храма прп. Сергия в Гольянове посетила ПМЭФ

Делегация храма прп.Сергия в Гольянове приняла участие в ПМЭФ.

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) — уникальное событие в мире экономики и бизнеса. ПМЭФ проводится с 1997 года, а с 2006 года проходит под патронатом и при участии Президента Российской Федерации.

Участие в подобных форумах храм принимает не в первый раз.

На этом форуме решаются важные вопросы и достигаются договорённости: приход прп.Сергия в Гольянове ищет и находит меценатов с которыми поддерживает дружеские отношение долгие годы.

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма прп.Сергия в Гольянове

19 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up