16 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви в очно-дистанционном формате прошла научная конференция «Жизнь и труды святителя Феофана Затворника в истории и современности». Возглавил работу конференции председатель Издательского Совета, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, доктор исторических наук митрополит Калужский и Боровский Климент.
Перед началом работы в домовом храме преподобного Иосифа Волоцкого Издательского Совета был совершен молебен святителю Феофану.
Открывая пленарное заседание на тему «Бог и человек по трудам святителя Феофана», митрополит Климент подчеркнул, что, по мнению святителя, чем бы человек ни занимался, он должен чувствовать присутствие Божие.
Глава Издательского Совета рассказал, что со времени проведения предыдущей конференции вышли три номера научного журнала Калужской духовной семинарии «Труды по русской патрологии», в которых опубликованы тексты докладов участников чтений, посвященных святителю Феофану.
Владыка Климент также сообщил участникам конференции, что принято решение о подготовке и издании седьмого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».
Председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков выступил с докладом «Воспитание человека: задачи и возможности. По трудам святителя Феофана и русских православных педагогов».
Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Андрей Кретов и студент семинарии Сергей Старостенко подготовили и представили совместный доклад «»Митерикон» как перевод святителя Феофана и его значение в современном научном сообществе». Иерей Андрей Кретов отметил, что этот перевод и в наши дни является ключевым.
Аспирант Московской духовной академии, преподаватель Калужской духовной семинарии иерей Даниил Салищев в своем выступлении на тему «Святитель Феофан Затворник как преподаватель нравственного богословия» сделал акцент на содержательных изменениях, которые, будучи преподавателем, святитель Феофан вносил в свои конспекты и тематический план.
Студент магистратуры Калужской духовной семинарии диакон Георгий Бурцев представил сравнительный анализ воли человеческой и воли Божией по трудам святителя Иоанна Тобольского и святителя Феофана, Затворника Вышенского.
Заведующий кафедрой богословия и библеистики Владимирской духовной семинарии кандидат философских наук А.В. Абрамов предложил обзор третьего тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского».
Темой научного сообщения старшего преподавателя кафедры философии Кубанского государственного университета, старшего преподавателя кафедры церковно-практических дисциплин Екатеринодарской духовной семинарии Е.В. Буховича стала «Проблема духовного и идеального в отношениях Бога и человека (по творениям святителя Феофана Затворника)».
В работе конференции приняли участие ученые, исследователи, преподаватели и студенты церковных и светских учебных заведений.
12 мая 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Соборной Палате ПСТГУ состоялась пастырская конференция для священнослужителей Восточного и Юго-Западного викариатств «Пастырские искушения».
Мероприятие прошло под председательством викария Патриарха Московского и всея Руси, управляющего Восточным и Юго-Западным викариатствами Преосвященного Пантелеимона, епископа Верейского.
С докладами выступили:
Настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево, помощник духовника Восточного викариатства протоиерей Алексей Батаногов. «Пастырские искушения, внутренние и внешние причины».
Проректор по учебной работе ПСТБИ, кандидат философских наук, Doctor of Philosophy (PhD) in Theological Studies (Universität Wien), доцент кафедры систематического богословия и патрологии протоиерей Николай Емельянов «Пастырские искушения связанные с исповедью«
После докладов участники конференции обсудили насущные вопросы пастырской практики. В завершение конференции был принят итоговый документ.
На конференции присутствовало около 120 участников.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
5 ноября в Финансово-хозяйственном управлении Русской Православной Церкви заместитель директора Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» иерей Михаил Титов и помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов провели совещание по подготовке к сдаче в эксплуатацию храмового комплекса с храмом иконы Божией Матери «Взыскание погибших» на Шоссе Энтузиастов, вл. 44.
В совещании приняли участие настоятель храма иерей Димитрий Макеев; Наталья Анатольевна Сулима, помощник депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве; генеральный директор ООО «Юнистройпроект» (компании-подрядчика) Сергей Юрьевич Паничкин; генеральный директор ООО «ИнвестПроектГрупп» (проектировщик) Андрей Павлович Самсуков; начальник сметно-договорного отдела ФХУ Татьяна Викторовна Горская; инженер-строитель отдела по строительству храмов ФХУ Иван Иванович Шавлов.
Техническим заказчиком на этом объезде выступает Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии».
Храм и приходские помещения запроектированы в одном здании-блоке. На сегодняшний день выполнена отделка фасадов (обмазка кирпичной кладки известковым раствором) и внешнего цоколя (песчаник). В храме выкладывают полы из мрамора. В ближайшие три дня завершатся работы по благоустройству территории: дорожки и проезд укладывают гранитной брусчаткой.
Ведутся пуско-наладочные работы на смонтированном оборудовании: по вентиляции, отоплению, пожарной сигнализации и видеонаблюдению.
7 ноября Синодальный отдел по благотворительности совместно с порталом для священнослужителей «Пастырь» провел вторую встречу в рамках цикла онлайн-семинаров для священников по помощи людям, пострадавшим во время военных действий. Модератором семинара выступил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон. С основным докладом выступила кандидат психологических наук Лариса Пыжьянова. В мероприятии приняли участие более 130 священников из России, Белоруссии, Казахстана и других стран.
«Главное личностное качество священника – это твердая вера в Святую Троицу, живая вера во Христа, память о том, что Господь сказал: “Я с вами во все дни до скончания века”. Вот это обращение к Нему, конечно, является очень важным качеством нашей работы с людьми. Наша главная сила – это Господь. Конечно, у нас с вами должен быть опыт молитвы, без этого опыта наша вера становится мертвой. И, конечно, человеческие качества тоже важны – это умение сочувствовать, сострадать, не проходить мимо того, кто нуждается в нашей помощи», — сказал епископ Пантелеимон, открывая встречу.
Лариса Пыжьянова — кризисный психолог с 25-летним стажем, более 10 лет проработавшая в Центре экстренной психологической помощи МЧС России, непосредственный участник ликвидации последствий 45 чрезвычайных ситуаций, организатор и участник работы более чем 50 горячих линий во время ЧС. С 2018 года по апрель 2022 года Лариса Пыжьянова работала психологом в московском детском хосписе «Дом с маяком», с апреля 2022 года она трудится в подмосковном Елизаветинском детском хосписе.
В ходе семинара она напомнила об основных признаках травмирующей ситуации и о том, как человеку свойственно реагировать на чрезвычайные события. Но не все люди, пережившие серьезный травмирующий опыт, обязательно приобретают посттравматическое расстройство (ПТСР). «Многое зависит от личностных установок человека и от того, получает ли он своевременную поддержку со стороны других людей», — подчеркнула Лариса Пыжьянова.
Психолог также отметила, что дело священника – не поставить диагноз, а помочь человеку. «Главное, что может сделать священник, – это помолиться вместе с ним. А вот на последующих этапах важно спокойно и доброжелательно поговорить с самим человеком: внимательно выслушать его, дать ему выплакаться, обсудить испытываемые им чувства», — сказала психолог.
Лариса Пыжьянова подчеркнула также, что одна из проблем, затрудняющих общение с травмированными людьми, — неготовность к откровенному разговору с посторонним человеком. В таких случаях, по ее словам, выручает работа в группах, где собираются люди с одинаковым опытом, способные говорить на одном языке. Роль психолога или священника в этом случае – помочь им выбрать тему для разговора и организовать беседу. А после такой беседы люди часто обращаются уже с индивидуальными вопросами.
Также в ходе семинара епископ Пантелеимон вместе с Ларисой Пыжьяновой ответил на вопросы, поступившие от участников семинара.