Вышел учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Вышел учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви»

Опубликовано: 7 марта 2022

Категории: Новости

В Издательском доме «Познание» вышел в свет учебник для бакалавриата теологии «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века». Впервые в одном издании собраны материалы, охватывающие наиболее сложный и драматичный век существования Русской Православной Церкви. Учебник подготовлен при участии Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Настоящее издание является результатом труда целого коллектива авторов, известных ученых, представляющих ведущие высшие учебные заведения. Авторы учебника — доктор исторических наук, главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, профессор Санкт-Петербургской духовной академии М.В. Шкаровский; доктор исторических наук, профессор Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, профессор Санкт-Петербургской духовной академии С.Л. Фирсов; доктор церковной истории, кандидат исторических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник Александр Мазырин; доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, преподаватель Пермской духовной семинарии протоиерей Алексий Марченко; доктор исторических наук, профессор Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, профессор Пензенской духовной семинарии И.И. Маслова; доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.А. Кострюков.

В учебнике подробно изложено бурное развитие Русской Церкви при Святейших Патриархах Алексии II и Кирилле, внешнецерковная деятельность, борьба с расколами в некоторых бывших республиках СССР и восстановление исторического единства Московского Патриархата с Русской Православной Церковью Заграницей (2007 г.) и Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции (2019 г.).

При подготовке пособия были использованы опубликованные до 1991 года источники, характеризующие интересные сведения о борьбе с влиянием религиозных организаций, политику советского государства и коммунистической партии по отношению к Русской Православной Церкви. Также были использованы опубликованные документы Московского Патриархата, показывающие реакцию на действия государственных органов; нарративные источники, содержащие разносторонний материал о чувствах, мыслях, настроениях и поведении священнослужителей и верующих различных религиозных течений и другие.

Учебник «История Русской Православной Церкви. ХХ век — начало XXI века» — неординарное явление в современной церковной педагогике и науке. Он уникален тем, что носит далекий от компиляции, ярко выраженный исследовательский характер.

Учебное пособие предназначено для студентов православных духовных учебных заведений, а также теологических подразделений светских вузов. Оно ориентировано на формирование у учащихся представления об основных этапах и важнейших событиях в новейшей истории Русской Православной Церкви.

Информационный источник: http://moseparh.ru/vyshel-v-svet-uchebnik-dlya-bakalavriata-teologii-istoriya-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-oxvatyvayushhij-period-s-1917-po-2019-gody.html

Приходы делятся опытом

12 ноября в Храме Святой Живоначальной Троицы при Детской больнице им. святого князя Владимира прошла встреча с Молодежным движением из Бронниц при соборе Архангела Михаила

Ребята из храма Живоначальной Троицы провели мастер-класс для гостей, в ходе которого удалось сделать более 90 армейских душей. Радостно, что теперь ещё больше людей умеет делать такие простые, но необходимые в полевых условиях вещи.

Участники встречи посмотрели фильм про летнюю Миссионерскую поездку в Карелию молодежной команды храма, вспомнили чудесные моменты этого путешествия. У гостей из Бронниц, вдохновленных фильмом, возникло желание поехать в подобную экспедицию предстоящим летом.

Организаторы встречи отмечают особую радость от проведения межприходских мероприятий такого формата

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Святой Живоначальной Троицы при Детской больнице им. святого князя Владимира

12 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня

15 февраля 2022 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня двунадесятый праздник Сретения Господа и Спасителя и Его Пречистой Матери в Иерусалимском храме, соприкосновения Богочеловека, Младенца Иисуса, с духовной жизнью Своего народа, прикосновения к святыне, которая была в центре этой духовной жизни. Это как бы первый шаг Спасителя в деле Его проповеди. Он еще Младенец, Он не может проповедовать, но неслучайно встретивший Его старец Симеон пророчествует, что Сей Младенец лежит на падение и на восстание многих, и в предмет пререканий (см. Лк. 2:34).

Вот какие удивительные слова! В храме Божием чистый, светлый, безгрешный Младенец в сопровождении Матери, и Она слышит эти непонятные и даже страшные слова, что Сей будет и на падение, и на восстание многих, и в предмет пререканий. Может быть, Пресвятая Дева в то время еще не могла понять в полной мере, что означает это пророчество. Но в течение всей жизни это пророчество отзывалось в Ее сердце, и мысленно Она возвращалась к словам Симеона, ведь стоило только Сыну Ее выйти на проповедь, как Он сразу стал предметом пререканий, на восстание и падение многих.

Возникает вопрос: что же все-таки означает падение? Восстание — это возрождение и обновление человека, его путь к совершенству. Но что означает падение? А падение — это обратный процесс, это отказ человека от самых великих ценностей, от истинной веры, впадение в заблуждение, принесение скорби и болезней другим.

Для кого же пришествие в мир Спасителя стало падением? Для очень многих. Для тех, кто был далек от истинной веры. Для тех, кто лицемерно исполнял предписания закона, а в душе своей был далек от всего того, чему видимым образом поклонялся. Христос стал падением для лицемеров, для фарисеев, для книжников. Да что о них говорить — Он является падением и для многих из нас, когда мы не исполняем Божественную заповедь. Ибо если знаем и исполняем, то это означает восстание и возрождение, а если знаем и не исполняем, то, конечно, падение.

Удивительные слова старца Симеона сопровождали всю жизнь Господа и Спасителя нашего, вставшего на путь служения людям. Но не все же устремлялись за Ним! Да, сотни, а, может быть, тысячи людей шли в Галилею, чтобы услышать Его слово. Многие становились учениками, а затем и мучениками, отдавая жизнь за своего Спасителя, за Его слово. Но ведь были и те, кто отверг Его Божественные слова. Были те, кто стал гонителем, хулителем и разрушителем всего того, что Спаситель принес людям.

В каком-то смысле слова праведного Симеона, которые мы сегодня слышали в Евангелии, отображаются в иконографии русского православного креста. Крест изображается как мерило истины, как мерило правды, и его нижняя перекладина устремляется правой стороной к небу, а левой книзу. Через крест слово Спасителя, пришедшего в мир, стало для кого-то восстанием, а для кого-то падением, и эта история продолжается до сегодняшнего дня. Одни, соприкасаясь с христианством, отвергают его, не видят в нем ничего ценного, не видят главное — то, что именно Христос вручает человеку ключи от счастья. Не видят этого, потому что не сопереживают всему тому, что совершил Христос, и остаются и умом, и сердцем вдали от Его проповеди, не находя ничего для себя полезного. Вот в этом и заключается падение. Не было бы проповеди — на нет и суда нет. Не было бы слова Божественного, обращенного к людям, — какой же с них спрос? Но ведь есть слово, как меч обоюдоострый разделяющее человека (см. Евр. 3:12), которое никого не может оставить безразличным: ты либо по одну, либо по другую сторону.

Великая миссия Спасителя действительно стала для кого-то восстанием, а для кого-то падением. А без этой миссии и не было бы у людей подлинного понимания того, что есть добро и зло, что нужно делать, чтобы всегда оставаться на стороне добра, чтобы стремиться к небу, а не к земле.

Сегодняшний праздник, сегодняшнее воспоминание о евангельском событии открывает перед нами великую Божественную истину, которую мы должны воспринять. Мы должны быть с Богоматерью, с праведным Симеоном, но никак не с теми лицемерами — фарисеями, саддукеями и прочими, — которые, как бы стремясь к спасению, не увидели и не поняли самое главное. Того, что спасение уже принесено людям через Господа Иисуса. Он принес нам спасение. Он дарует нам силы к пониманию того, где верх, а где низ, где добро, а где зло. Он вооружил нас Своим учением и, что самое главное, Он дарует нам Свою помощь, Свою благодать, чтобы мы имели силу и возможность устремляться вверх, туда, где правда Божественная, которая дарует человеку подлинное счастье в этой жизни и открывает перед каждым двери в Божественное Царство Господа и Спасителя нашего.

Этим великим истинам мы научены через сегодняшний день, и да поможет нам Господь, да укрепит Он наши силы, чтобы мы всегда были на стороне добра и правды, чтобы мы сторонились зла и лжи, чтобы для нас был только один путь — тот, что ведет к небу, но ни в коем случае не тот, что упирается в землю, а после кончины — в преисподнюю. И верим, что Господь, даже по малой нашей вере и по малой нашей добродетели, только при условии, что мы желаем быть с Ним и готовы идти по указанному Им пути, — уже за одно это будет вместе с нами. А дальше, восходя от силы к силе, мы почувствуем, что означает благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, почувствуем радость победы над грехом и Божественное присутствие в своей жизни. Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Матери Господа и Спасителя нашего, молитвами праведного Симеона да пребывает над всеми нами. Аминь.

15 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ

«Черкизовскую осень» отпраздновали презентацией русских добродетелей

22 октября 2023 года школьники среднеобразовательных учреждений г.Москвы и воспитанники воскресных школ российской столицы собрались в исторической резиденции Московских митрополитов на фестивале «Черкизовская осень». Ребята выступали перед зрителями и красочно рассказывали о добродетелях, традиционных для русского народа.

Участники должны были заранее выбрать одно из нравственных качеств, нарисовать плакат о нем, подготовить поделки и, представив это все зрителям, объяснить свой выбор той или иной добродетели. Также было необходимо привести примеры святых или выдающихся людей России, проявивших эту добродетель.

К собравшимся с приветственным словом обратился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове епископ Зеленоградский Савва. «Цель фестиваля состоит в том, чтобы показать, представить, подумать над добродетелью. Что и как мы хотим делать в жизни, чтобы эти размышления были не оставалист только какими-то красивыми поделками и плакатами», – сказал он.

Иерарх подчеркнул, что через знакомство с добродетелями важно «пропустить их через себя». Это необходимо, чтобы «приближаться к Богу», а для этого «надо менять к себя к лучшему».

«Чтобы менять к себя к лучшему, нужно сначала понять, а что это такое “лучшее”. Так, лень удаляет нас от Бога, а мужество, наоборот, нас к Нему приближает. Сам Христос мужеством восшел на Крест за нас и воскрес. Нам важно продумать эту добродетель, усвоить ее и пережить», – отметил владыка Савва.

Участниками фестиваля стали команды общеобразовательных школ: №444, рассказавшая о добродетели милосердия и сострадания, №1797, подготовившая презентацию добродетели мужества, а также воскресных школ: храма пророка Илии (представила добродетель почитания и заботы о старших), Донского монастыря (поведали о добродетели дружбы и взаимовыручки), храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери (сделали повествование о добродетели мужества). Кроме того, приехала фольклорная студия «Потешка» Святоозерской воскресной школы при храме Живоначальной Троицы в Косино с зарисрвкой о добродетели трудолюбия.

Организаторы фестиваля ставили перед собой задачу вдохновить участников фестиваля и показать им, что нравственность – традиционна для русского народа, и тем самым пробудить уважение и любовь к своему народу и Родине.

«Такие праздники позволяют детям сплотиться, проявить себя, посмотреть на других, увидеть радость в глазах», — поделилась своими впечатлениями мама одной из участниц фестиваля «Черкизовская осень».

В конце праздника выступавшие сами стали зрителями фольклорного представления объединения «Измайловская слобода». Все водили хороводы и играли в подвижные танцевальные игры.

Каждая команда получила из рук епископа Саввы дипломы.

https://hramilii.ru/voskresnaya-shkola/cherkizovskuyu-osen-otprazdnovali-prezentacziej-russkih-dobrodetelej/

3 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник в храме вмч. Димитрия Солунского в поселке Восточный

21 июля состоялась торжественная служба посвященная престольному празднику Казанской иконе Божией Матери. Торжественное богослужение возглавил настоятель храма — иерей Максим Бобров, сослужил настоятелю клирик храма — иерей Георгий Узун.


Настоятель поздравил всех прихожан с престольным праздником, пожелал здоровья и Божией помощи в трудах на благо прихода и всей Русской Православной Церкви, сердечно благодарил всех прихожан за совместную вознесенную молитву.

По заамвонной молитве было совершено славление пред Казанской иконой Божией Матери.

В конце праздничного богослужения был совершен — Крестный ход.

Статья сформирована по материалам сайта храма вмч. Димитрия Солунского: http://dimitri.moseparh.ru

23 июля 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up