17 января епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, поручил настоятелю храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, свящ. Вячеславу Дробышеву, начать работу по возвращению храма Смоленской иконы Божьей Матери (г. Москва ул.Короленко 3 стр. 9) Русской Православной Церкви.
Спустя месяц, 14 февраля произошло историческое событие — подписано «Соглашение о сотрудничестве» с руководством ФГБУ «Государственного научного центра дерматовенерологии и косметологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, и началась реализация Распоряжения Правительства Российской Федерации о передаче Русской Православной Церкви, а в частности приходу храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках здания церкви Смоленской Иконы Божьей Матери, для совершения богослужений и таинств, окормления сотрудников и пациентов научного центра, а также жителей близлежащих домов.
Увы, но на сегодняшний день церковь находится в плачевном состоянии. Внутренняя часть перегорожена перекрытиями на три этажа, на каждом этаже устроены комнаты разной площади, по алтарной апсиде идет винтовая лестница, отсутствуют главный купол с четырмя главками, уничтожена верхняя часть колокольни. Однако, заботами руководства сохранилось внешнее убранство, да и сам храм сохранился благодаря заботе руководителей лечебного заведения. Долгое время комплекс исторических зданий не имел никакого охранного статуса и мог быть снесен в любой момент. Тем более, что больница росла и требовала новых помещений. Храм закрыли в 1922 г., и передали больнице. Богослужения с тех пор не проводились, в здании был устроен виварий. Сейчас храм является корпусом медицинского центра. Здание требует серьезных строительных и реставрационных работ.
26 сентября, накануне праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в храме было совершено всенощное бдение с литиёй, на котором в конце великого славословия был вынесен из Алтаря Крест Христов и положен в центре храма для поклонения верующих. Торжественное богослужение возглавил настоятель — иеромонах Афанасий (Иванов) в сослужении клириков храма.
В сам день праздника, 27 сентября, были совершены ранняя (возглавил священник Александр Подпалов) и поздняя (возглавил иеромонах Афанасий) Божественные литургии в нижнем Успенском храме. В проповеди после чтения Святого Евангелия о. Настоятель обратил внимание на слова святого апостола Павла в послании к коринфянам, что для погибающих Крест Христов — юродство, а для тех, кто желает идти спасительным путём в Царство Небесное — сила Божия.
«Для неверующего человека Крест — всего лишь орудие страшной казни, которая описывается в сегодняшнем евангельском чтении, а для последователя Христа Крест — ключ, открывающий врата Небесного Отечества, потому что без несения своего креста, терпения скорбей и перенесения жизненных треволнений невозможно преобразить свою душу, т.к. эти скорби после смерти Христа Спасителя на Кресте являются для нас лекарством к святости», — отметил о. Афанасий.
После поздней Божественной литургии клирики храма вместе с прихожанами участвовали в освящении Поклонного Креста, установленного в память новомучеников и исповедников Церкви Русской, служивших в храме Успения в Вешняках — священномучеников Петра (Зверева), архиепископа Воронежского, протоиерея Сергия Цветкова, протоиерея Иоанна Якушева, священника Иоанна Плеханова. После освящения Креста было совершено поклонение Кресту Господню и славление празднику Воздвижения.
Богослужебные песнопения с особой торжественностью исполнил мужской хор под управлением дьякона Серафима Дубанова.
19 ноября по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего МЕФОДИЯ, епископа Егорьевского, управляющего Юго-Восточным и Восточным викариатствами в зале заседаний Ученого Совета ПСТГУ состоялся объединенный Совет Юго-Восточного и Восточного викариатств г. Москвы.
В ходе заседания были проведены собеседования с двумя кандидатами на рукоположение в сан диакона от Восточного викариатства:
СЕДОВ Дмитрий Владимирович (храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев в Южном Измайлово);
ЧЕРКАСОВ Роман Владимирович (Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлово).
В заседании приняли участие Преосвященный МЕФОДИЙ, епископ Егорьевский, управляющий Юго-Восточным и Восточным викариатствами, отцы благочинные, духовники и другие члены Советов означенных викариатств, а также приглашенные члены Экзаменационной комиссии Московской епархии.
11 мая 2025 г. в храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово епископ Егорьевский Мефодий совершил Божественную литургию в сослужении протоиерея Иоанна Ермилова, благочинного Рождественского округа, настоятеля храма; протоиерея Александра Дасаева, благочинного Воскресенского округа; протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, духовника Восточного викариатства; настоятелей храмов Восточного викариатства.
После Божественной литургии был совершен Крестный ход, на котором были освящены мотоциклы прихожан-байкеров.
В завершении богослужения владыка приветствовал всех собравшихся. Протоиерей Иоанн Ермилов поблагодарил владыку Мефодия и преподнес ему пасхальное яйцо.
Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сёстры!
К вам, православным христианам, живущим во многих странах мира, пребывающим в храмах и молящимся в домах, обращаюсь я ныне, дабы от сердца, исполненного духовной радости, поздравить с великим праздником Святой Пасхи и по древней традиции победно возгласить:
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
На протяжении двух тысячелетий именно этими словами Святая Церковь торжествующе возвещает людям благую весть о дарованном Богом спасении. В них – огонь нашей веры, сила любви, основание надежды, краеугольный камень Церкви, средоточие новозаветного послания миру, немеркнущий свет просвещения и источник вдохновения, сердцевина христианской жизни и вся наша будущность.
Что бы ни происходило в изменчивом, порой мятущемся и раздираемом противоречиями мире, какие бы трудности и испытания ни выпадали на нашу долю, мы знаем, веруем и проповедуем: пасхальная радость о Воскресшем Спасителе остаётся неизменной и всепобеждающей.
Каков же смысл этого главного христианского праздника? Во имя чего и зачем Сын Божий сошёл на землю, принял образ раба (Флп. 2, 7), претерпел страдания, был распят на кресте и воскрес? И что надлежит делать нам, людям XXI века, чтобы действительно стать причастниками и наследниками победы, одержанной Христом над смертью?
Церковь даёт нам ответы на эти вопросы. Она свидетельствует, что Воплотившимся от Преблагословенной Девы Сыном Божиим ад пленися, Адам воззвася, клятва потребися, Ева свободися, смерть умертвися, и мы ожихом (воскресный Богородичен на хвалитех, глас 2). Поистине Господь оживотворяет нас Своей любовью, избавляет от страха смерти и тления, врачует душевные и телесные немощи, поддерживает в трудностях и испытаниях, утешает в скорбях и печалях, помогает следовать спасительным путём, приводящим в жизнь вечную, когда отрёт Бог всякую слезу с очей людских, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет (Откр. 21, 4).
Совершив подвиг искупления, Господь Своей крестной жертвой и славным Воскресением открыл врата рая для всех. С тех пор и доныне каждому человеку даруется возможность воспринять Христа всей душой как истинного Бога и Спасителя, ниспосылающего благодатную силу для праведной жизни и деятельного участия в преображении мира.
Святитель Николай Сербский, известный богослов минувшего века, размышляя о Пасхе, писал: «Христос воскресе – значит, жизнь сильнее смерти. Христос воскресе – значит, добро сильнее зла. Христос воскресе – значит, все упования христиан оправданы. Христос воскресе – значит, все жизненные трудности разрешены» (Мысли о добре и зле). И эта пасхальная радость, радость богообщения и утверждения обновлённой жизни (Рим. 6, 4) на началах добра и справедливости достигает сердец миллионов христиан, вдохновляет на дела любви и милосердия, помогает преодолевать невзгоды, утешает в испытаниях, даёт надежду отчаявшимся, укрепляет малодушных.
В светозарный праздник Пасхи наши особые молитвы обращены к Богу о людях, находящихся в зоне военных действий. Мы как христиане не можем оставаться безучастными к бедам и лишениям наших братьев и сестёр, сердца которых опалены огнём междоусобного конфликта, поэтому мы возносим ко Господу сугубые прошения о том, чтобы Он по Своей милости и благоутробию исцелил телесные, а наипаче – душевные раны, утешил всякую скорбь и даровал братским народам, вышедшим из единой Днепровской купели крещения, прочный и справедливый мир.
Как земной путь Спасителя был исполнен трудов и жертвенной любви к людям, так и мы призваны уподобиться Ему в служении ближним. Ведь любая, даже самая маленькая добродетель, преодоление собственного эгоизма ради блага другого человека приближают нас к Богу – Источнику жизни и бессмертия, а значит, делают счастливее.
Воскресший Господь, по Своему неложному обетованию пребывающий со Своими последователями во все дни до скончания века(Мф. 28, 20), да сподобит и нас, грешных и немощных, но жаждущих правды и взыскующих спасения, по завершении земного пути наследовать блаженную жизнь, дабы в Небесных обителях, уготованных от создания мира (Мф. 25, 34), вкупе со святыми, в вечной славе Его царствовати (свт. Амвросий Медиоланский. Гимн «Тебе Бога хвалим»). Об этой радости ожидания грядущего Царства любви, когда будет Бог всяческая во всех (1 Кор. 15, 28), Церковь проповедует всегда, наипаче же – в светлые дни пасхального торжества.
Внемлем же её спасительному гласу, призывающему нас устами апостола Павла праздновать Пасху не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины (1 Кор. 5, 8). Внемлем и постараемся жить по Божественным заповедям, словом евангельской правды и добрыми делами, всей жизнью своей свидетельствуя ближним и дальним, что воистину воскресе Христос, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.