Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

Опубликовано: 19 декабря 2019

Категории: Новости

Дорогие братья и сестры во Христе!

Поздравляю всех вас с праздником святителя Николая, святого, которого мы особенно чтим и любим!
Его кроткий и смиренный образ, его доброта соединены в нем с бескомпромиссностью в делах веры, с решительностью при защите обидимых, с мужеством и стойкостью.
Его жертвенная любовь подобна Христовой любви и согревает всех, обращающихся к нему за помощью.
Вчера, в среду в храмах должен был читаться отрывок из Евангелия (Лк. 21, 5-7, 10-11, 20-24), краткое толкование которого свят. Феофаном Затворником, я бы очень хотел вам напомнить:
«Ученики указывали Господу на красоту здания и утварей храма, а Он сказал: «придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено«. Это подпись всему красному мира сего.
На вид кажется прочно и вековечно; но день-другой, смотришь, как ничего не бывало: и красота увядает, и силы истощаются, и слава меркнет, и умы изживаются, и одежда изнашивается. Все в себе самом носит силу разрушительную, которая <…> состоит в непрестанном действии и все течет к своему концу.
«Проходит образ мира сего. Убо образом ходит человек: сокровиществует и не весть, кому соберет я». А мы все суетимся, все хлопочем, и хлопотам нашим конца нет. Встречаем кругом себя постоянные уроки, а все свое, словно слепы и ничего не видим. Да и правду сказать, что слепы или ослеплены: и себе, и ничему окружающему нас, и владеемому нами, конца не чаем. И что еще? Остановившись, как нам представляется, хорошо, уверены что стоим твердо, как на утесе; тогда как положение наше скорее похоже на то, как если бы мы стояли на трясине: вот-вот провалимся. Но не чуем этого и предаемся беспечному наслаждению текущим, как будто всегда имеющим пребывать.
Помолимся же, да откроет Господь умные очи наши, и да узрим все, не как оно кажется, а как оно есть.»

Да поможет нам своими святыми молитвами святитель Николай утвердиться в делании добра, которое и является единственной непоколебимой основой для непреходящей радости!

С любовью, еп. Пантелеимон.

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

12 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

Благотворительный концерт в память почившего Василия Жданкина

17.10.2021 г. в 17-00 ч. в актовом зале при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (г. Москва, ул.Красноармейская 2а,с.6, Актовый зал) состоится благотворительный концерт в память почившего 02.09.2019 г. православного барда и кобзаря Василия Жданкина.

На вечере выступят: певица Ирина Леонова, ансамбль «Казачий круг», священники, общественные деятели, деятели культуры.

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ,
КТО ЛЮБИЛ ВАСИЛИЯ ЖДАНКИНА!

11 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Издательский Совет проведет конференцию «Образ Бога в современной литературе»

22 января 2021 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского Совета, пройдет научно-практическая конференция «Образ Бога в современной литературе».

Конференция проводится Издательским Советом совместно с Союзом литераторов Российской Федерации и литературно-философской группой «Бастион». В работе конференции примут участие видные современные писатели, поэты, публицисты.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

1. Как часто литераторы России последних десятилетий — от послевоенного времени до наших дней — обращались к образу Господа Бога в своих произведениях?
2. Для каких сфер художественной литературы это более характерно: литература основного потока, поэзия, фантастика, биографические труды?
3. Как часто зарубежные писатели середины XX — начала XXI века вводили образ Господа Бога в свои тексты?
4. Что такое Бог в понимании современного литератора?
5. Как раскрывается христианское представление о сущности Бога, его роли в судьбах мироздания — на страницах литературных произведений последних десятилетий?
6. Видно ли возрождение интереса к образу Господа Бога в литературе трех десятилетий постсоветского периода? И как литератор наших дней «вводит» Его в свои произведения: буквально, иносказательно, через «чудеса» или другим образом.

Конференция состоится в Каминном зале Издательского Совета по адресу: г. Москва, ул. Погодинская, д. 20/3, стр. 2. Начало мероприятия в 14.00.

В связи с противоэпидемическими мерами формат конференции частично переведен в дистанционный. О желании принять участие в дистанционном формате оргкомитет конференции просит сообщить не позднее 18 января секретарю оргкомитета Дмитрию Михайловичу Володихину по тел +7 (915) 322-80-16, e-mail: volodih@mail.ru.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5749421.html

13 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

ПОМОЩЬ ДЛЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ ИЗ БЕРНОВО

В августе прихожане храма Зосимы и Савватия Соловецких собирали продукты и школьные принадлежности для детей села Берново, где матушка Ольга и о. Андрей воспитывают восьмерых детей и помогают всем, кто обращается к ним за помощью.

20 августа был отправлен микроавтобус с гуманитарной помощью. Передали: продукты, школьные принадлежности, одежду и обувь, детскую коляску, памперсы, халаты, книги.

Храм благодарит всех, кто принял участие в акции помощи!

22 сентября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up