Завершился I Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Завершился I Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов»

Опубликовано: 9 декабря 2021

Категории: Новости

6 декабря 2021 года в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского гала-концертом победителей завершился I Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов».

Музыкальный форум состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые и будет проходить ежегодно, начиная с этого года. Фестиваль состоит из конкурсной и обширной внеконкурсной программы: концертов, специальных просветительских проектов, выступлений сводных хоров, мастер-классов, семинаров, конференций, концертных программ с участием различных творческих коллективов в разных странах и регионах.

Весной и летом 2021 года, во время первого и второго конкурсных этапов фестиваля «Свет Христов», прошли отборочные туры среди музыкальных коллективов-участников. Свои заявки подали 95 хоровых коллективов из регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана, Австрии, Франции. По итогам конкурса жюри определило финалистов, которые были приглашены в Москву для участия в праздничных мероприятиях.

Видеоприветствие участникам гала-концерта и музыкального форума направила министр культуры РФ О.Б. Любимова. В нем она отметила: «Сегодня произведения духовной музыки — неотъемлемая часть репертуара профессиональных хоров и многих творческих коллективов. Поэтому смотр занимает особое место в культурном календаре нашей страны. Его сцена становится местом объединения мастеров искусств и молодых талантов, местом приобщения широкой публики к многовековым традициям. Уверена, на большом пути этого начинания мы увидим много ярких выступлений хоровых коллективов Русской Православной Церкви и других участников, которые своим прекрасным исполнением подарят гостям незабываемые впечатления».

Перед гостями выступил сводный хор Москвы в составе Московского Синодального хора, хора Богоявленского кафедрального собора в Елохове и хора храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве «Артос». Далее коллективы-победители исполнили лучшие произведения духовной музыки. Хор кафедрального собора святителя Николая (г. Вена, Австрия), Архиерейский смешанный хор Николаевского кафедрального собора (г. Алчевск, Украина) и Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии, которые не смогли приехать, прислали свои видеовыступления.

В награждении финалистов приняли участие:

  • митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, председатель организационного комитета фестиваля;
  • А.А. Пузаков, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского Синодального хора, заместитель председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения;
  • Н.Г. Денисов, доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов России (1996), член жюри фестиваля;
  • Г.Л. Сафонов, художественный руководитель и главный регент Праздничного хора Данилова монастыря, член жюри фестиваля;
  • В.А. Волкова, ответственный секретарь Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения.

Победителями I Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» стали:

  • лауреат Гран-при — Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора, г. Минск (регент — В.И. Соболевский);
  • лауреат I степени — Архиерейский хор Ярославской епархии (регент — монахиня Георгия (Кислова); номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат I степени — Праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора, г. Железногорск (регент — И.Н. Гримов; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат I степени — вокальный ансамбль «Благая весть», г. Москва (регент — Е.А. Аветисян; номинация «Ансамбли»);
  • лауреат I степени — Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат II степени — Архиерейский хор Преображенского кафедрального собора, г. Белгород (регент — Е.Н. Кравец; номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат II степени — хор Николаевского кафедрального собора, г. Алчевск (регент — И.А. Куманец; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат II степени — хор Свято-Троицкого собора, г. Моршанск (регент — А.Е. Заячникова; номинация «Ансамбли»);
  • лауреат II степени — Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии (регент — А.Г. Занорин; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат II степени — концертный хор Вознесенской Давидовой пустыни «Держава» (регент — И.Н. Мельников; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат III степени — хор кафедрального собора святителя Николая, г. Вена (регент — Т.Н. Щерба; номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат III степени — камерный хор Сызранской епархии «Aves» (регент — О.С. Вечканова; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат III степени — Самарский губернский хор «София» (Архиерейский хор Самарской епархии) (регент — игумен Никон (Ратников); номинация «Мужские хоры»).

Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в сфере реализации проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Поддержку проекту также оказывает Министерство культуры Российской Федерации.

Соорганизаторы фестиваля: Российский фонд культуры, Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и Фонд «Академия хоровой культуры». Фестиваль проходит при содействии Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Информационные партнеры — телеканалы «Спас» и «Союз».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5870445.html

Состоялся первый онлайн-семинар «Пастырская аскетика сегодня»

10 июня 2020 года на площадке портала для священнослужителей «Пастырь», духовенство из разных стран обсудили актуальные вопросы пастырской аскетики в онлайн-формате.

Сайт «Пастырь» с начала своей работы в 2016 году регулярно проводит пастырские семинары, собирающие священников из разных епархий для обсуждения самого широкого круга острых проблем пастырского служения. Ранее все семинары проводились в Москве на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. В настоящее время, когда очная встреча временно стала невозможной, а число вопросов для обсуждения не уменьшилось, было решено впервые провести семинар в дистанционном формате — с помощью Zoom-конференции и YouTube-трансляции.

В мероприятии приняли участие ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий, архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Ефрем, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Камышловский Мефодий, ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин и более 30 священников из России, Украины, Белоруссии и Коста-Рики. Еще 50 человек следили за дискуссией через канал в YouTube.

Со вступительным докладом выступил архиепископ Верейский Амвросий, обозначивший основные вопросы пастырской аскетики, предлагаемые к обсуждению. В частности, владыка Амвросий рассказал о практике ежедневного самоиспытания в форме дневника, которой придерживался праведный Иоанн Кронштадский, подобная практика сохраняется в среде духовенства и в настоящее время. В качестве примера владыка также вспомнил о дневниках приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, тридцатая годовщина интронизации которого праздновалась в этот день.

Дискуссию после доклада открыл доктор богословия, декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский. В своем выступлении он отметил важность литургической перспективы пастырской аскетики, которую можно обозначить выражением, используемым в священнической традиции: «Отслужил Литургию, начинай готовиться к следующей».

В ходе дальнейшего обсуждения епископ Каменский Мефодий развил мысль о важности наблюдения священником за своим духовным состоянием — в том числе для того, чтобы понимать, какой совет он может дать вопрошающему, а какие советы превышают его собственный духовный уровень. Владыка Мефодий отметил, что для подобного самонаблюдения крайне важна поддержка духовника, рассказал о своих духовных наставниках и выразил сожаление, что многие священники исповедуются всего несколько раз в год — в отличие от большинства мирян, которые гораздо чаще прибегают к таинству Исповеди и духовному совету.

С докладом на тему «Аскетика для священников и аскетика для мирян» выступил руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии игумен Нектарий (Морозов). Он подчеркнул, что некорректно было бы говорить о принципиально различных аскетиках, потому что принципы христианской аскетики являются едиными — и для мирян, и для белого духовенства, и для монашествующих, различается лишь практическая составляющая. Отец Нектарий дал определение цели христианской аскетики, выведенное преподобным Симеоном Новым Богословом, поделился мнением о различных подходах к аскетике с практической точки зрения и о разной мере ответственности со стороны духовенства и мирян. Продолжая поднятую епископом Мефодием тему духовного окормления священников, отец Нектарий рассказал о том, как давал советы его духовник архимандрит Кирилл (Павлов) — когда он слышал ответ от Бога, когда давал совет из собственного опыта, а когда помогал человеку найти ответ самому.

Вопрос о том, как священнику услышать ответ от Бога и стоит ли что-то говорить, если ты этот ответ не слышишь, вызвал оживленную дискуссию среди участников семинара. В частности, духовник Московской областной епархии, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы г. Красногорска протоиерей Константин Островский призвал также избегать другой крайности: «Смиряясь, нужно не смущать людей. Если ты все время избегаешь давать советы и твердишь, что ничего не знаешь — люди придут в смущение. Это все равно что человек пришел в поликлинику, а врач говорит, что ничего не умеет. Но ведь человек ожидает, что его будут лечить. Поэтому долг священника — понести труд и искать ответы на обращенные к нему вопросы».

Преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Вадим Леонов выступил с докладом «Как соотносится психология и пастырская аскетика?».

Продолжая поднятую в самом начале мероприятия владыкой Амвросием тему, отец Вадим охарактеризовал пять наиболее распространенных вариантов отношения духовенства Русской Церкви к психологии: отвержение, сепарация (нет ни сотрудничества, ни отвержения), кооперация (сотрудничество с психологами), синкретизм (священник дополняет свои пастырские приемы психологией) и замещение (священник фактически становится психотерапевтом). Он попросил всех участников онлайн-семинара проголосовать в чате за тот вариант, который ближе всего определяет их собственное отношение к психологии; большинство голосов было отдано за кооперацию и сепарацию.

Дискуссию продолжил епископ Зарайский Константин, выразивший свою позицию относительно места психологии в пастырской деятельности. Он предложил на одном из следующих семинаров подробно поговорить о том, каким должен быть строй жизни священника.

В целом, тема психологии в душепопечении вызвала ряд откликов. В частности, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Сан Хосе (Коста-Рика) иерей Георгий Капланов рассказал о собственном опыте применения психологического образования в пастырской деятельности, а архиепископ Биробиджанский Ефрем — об опыте Хабаровской духовной семинарии, которая некоторое время была экспериментальной площадкой для апробации более расширенного курса психологии при подготовке будущих священников. По итогам дискуссии было решено более подробно обсудить эту тему на одном из будущих пастырских семинаров.

С последним докладом в рамках встречи выступил настоятель московского храма прп. Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. В своем докладе «Аскетика самоизоляции» отец Александр отметил, что в период пандемии многие жаловались на сложность распределения освободившегося времени — отсутствие внешней структуризации жизни оказалось сложной проблемой, в том числе и духовной.

В ответном слове настоятель храма равноап. князя Владимира в Новогирееве г. Москвы протоиерей Алексий Батаногов продолжил тему распределения времени, а также подчеркнул, что невозможно говорить о пастырской аскетике, не учитывая при этом роль семьи священника в его жизни.

Подводя итоги обсуждения, проректор Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерей Николай Емельянов поблагодарил всех участников дискуссии и анонсировал продолжение регулярных пастырских семинаров в дистанционном формате, что позволит и в будущем собирать для обсуждения актуальных и важных тем духовенство из различных регионов.

Информационный источник: https://priest.today

13 июня 2020
ПОДРОБНЕЕ

ОПУБЛИКОВАНЫ ПЕРВЫЕ 3 ГЛАВЫ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАРКА С ПЕРЕВОДОМ НА РУССКИЙ ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК, ОЗВУЧКОЙ И СУБТИТРАМИ

В июле 2018 года в Москве вышел в свет перевод первых трех глав Евангелия от Марка на русский жестовый язык (РЖЯ).

Перевод осуществлен Институтом перевода Библии в партнерстве с Центром по работе с глухими и слабослышащими «Десница» при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, Координационным центром по работе с глухими, слепоглухими и слабослышащими при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению и Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество глухих».

В марте 2018 года проект стал победителем Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018» фонда «Соработничество» и проводится при его поддержке.

Первые результаты работы — перевод начальных глав Евангелия от Марка — представляются вниманию глухих и слабослышащих, для которых жестовый язык является родным и служит основным естественным каналом коммуникации (около 200 тыс. чел. в России).

Перевод публикуется в видеоформате на двух сайтах: на канале YouTube Института перевода Библии — с разбиением на смысловые отрывки для последующего использования в приложении для электронных мобильных устройств; и на канале «Десница» — с компоновкой по главам.

Видеоролики снабжены иллюстрациями, картами библейских мест и субтитрами с адаптированным русским текстом, созданным на основе обратного перевода с РЖЯ, а также аудиозаписью этого текста. Субтитры помогут неслышащим в понимании жестового перевода, связывая жесты с письменным текстом Евангелия. Аудиозапись будет полезна слышащим членам семей глухих и всем тем, кто пожелает погрузиться в библейский текст на языке жестов. Все эти дополнительные компоненты были включены в перевод по просьбам респондентов во время многочисленных апробаций, проводившихся в процессе реализации проекта в церковной и светской среде.

Каждая глава перевода на РЖЯ проходила многоступенчатую проверку — в процессе работы снимались четыре черновика видео. На всех этапах работы глухие участники проекта, высококлассные специалисты по русскому жестовому языку, создавали перевод и следили за сохранением его естественности, а слышащие богословы-библеисты проверяли его на точность соответствия смыслу текста-источника (древнегреческого Текста большинства, в свое время легшего в основу церковнославянского и Синодального переводов).

Перевод именуется комментированным, так как переводческая группа ставила перед собой задачу сделать его максимально эксплицитным. Кроме того, по мере продвижения проекта была осознана необходимость создать параллельно с переводом словарь библейских терминов, с разъяснением понятий, которые могут быть незнакомы зрителям. Публикация словаря станет следующим этапом проекта, — он будет размещен на видеоканале ИПБ в YouTube и станет частью приложения, которое в ближайшее время будет опубликовано на PlayMarket и AppStore.

Создатели перевода Евангелия от Марка на РЖЯ надеются, что он будет полезен не только глухим и слабослышащим, но и священнослужителям, окормляющим инвалидов по слуху, церковным и светским сурдопереводчикам и сурдопедагогам, катехизаторам и преподавателям специализированных воскресных школ, студентам, изучающим РЖЯ (дефектологам и лингвистам), а также слышащим членам семей с инвалидами по слуху.

Отзывы и комментарии можно направлять Институт перевода Библии по адресу ibt_inform@ibt.org.ru.

patriarchia.ru

13 августа 2018
ПОДРОБНЕЕ

Паломническая поездка в Новоспасский монастырь

19 мая по благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Александра Дасаева состоялась паломническая поездка в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы.

Монастырский экскурсовод провёл замечательную обзорную экскурсию по монастырю. Затем все паломники смогли поклониться святыням монастыря.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Воскресения Христова в Сокольниках

19 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

Слово Патриарха Кирилла в Неделю 3-ю по Пасхе в главном храме Вооруженных сил РФ

8 мая 2022 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, накануне 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем соборе в честь Воскресения Христова — главном храме Вооруженных сил Российской Федерации, расположенном в Одинцовском районе Московской области. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Дорогие военачальники, военнослужащие, все, кто сегодня в храме, и все, кто меня сейчас слышит и видит! Всем вам передаю великое Пасхальное приветствие: Христос Воскресе!

С особым чувством всегда совершаю Божественную службу в этом храме — Главном храме Вооруженных сил нашего Отечества. Замечательно, что у армии, у флота, у всех родов войск Отечества нашего появился этот храм как главное место духовного собрания нашего воинства, где военнослужащие могут помолиться и обратиться к Богу с просьбой о сохранении их жизни, их здоровья, особенно тогда, когда в силу присяги и по долгу службы они серьезно рискуют и здоровьем, и жизнью. И ведь каждый военнослужащий знает, что в любой момент может быть отдан приказ, который потребует готовности встретиться со смертью. Это звучит страшно, но отсюда и произрастает величайшее уважение в народе к людям в погонах, к тем, кто дал присягу защищать Родину. Может быть, в мирное время воинский подвиг так остро не ощущается, но как же высоко он оценивается всякий раз, когда возникает опасность для нашего Отечества, будь то объявленная врагами война, либо, как сейчас говорят, война гибридная, ползучая, скрытая, но реальная, уносящая жизни и военнослужащих, и мирных жителей!

Действительно, служение человека, присягнувшего на верность Отечеству даже до смерти, — совершенно особое. Именно поэтому воины, как никто другой, нуждаются в духовной поддержке. В мирное время это не очень чувствуется, потому что жизнь в Вооруженных силах течет, как ей предписано, реальных рисков нет, но есть уважение, почет, особое положение в обществе. Но все это дается воину, вступившему в Вооруженные силы, как бы авансом. И народ, и общество, и государство понимают: многого заслуживает военнослужащий, давший присягу защищать Отечество, и много нужно сделать для того, чтобы жизнь воина была благополучной. И не нужно завидовать, если кто-то в погонах, особенно с большими звездами, живет хорошо, потому что в любой момент, вне зависимости от величины звезд на погонах, военнослужащий будет обязан пожертвовать своей жизнью и здоровьем, и никакая другая специальность не требует от человека такой жертвы — только воинское служение. Вот почему Церковь особенно молится и в мирное время, я уж не говорю о военном, о властях, которые несут основную ответственность за происходящее в стране, и о воинстве, от которого зависит свобода, независимость и благополучие нашего Отечества.

Так сложилось, что страна наша практически никогда не вела агрессивных войн. Было два случая, которые могут поставить нам в пример и сказать: «А как же Первая мировая война? А до нее Балканская война? Ведь вы пошли на Балканы, и армия Самсонова двинулась в Восточную Пруссию — значит, и вы агрессоры». Совсем нет! На Балканы армия наша пошла не для того, чтобы расширить пространство своей страны, не для того, чтобы обогатить страну богатой добычей, не для того, чтобы подчинить другие народы, а для того чтобы спасти от пятисотлетнего рабства болгарский народ. И назовите еще страну, которая пожертвовала тысячами и тысячами своих сынов для того, чтобы помочь другой стране так, как мы помогли болгарам!

А Первая мировая война? Сербы стали главной целью и мишенью западных сил. И эта известная провокация в Сараево — всё было направлено на то, чтобы Сербия, православная страна, близкая России по духу, но живущая в окружении западных стран, прекратила свое существование. Не хотел Запад иметь среди своих народов этот мужественный православный, любящий Россию народ, и спровоцировал Первую мировую войну. А Россия вступила в эту войну не для того, чтобы приобрести себе земли, не для того, чтобы обогатиться, не для того, чтобы получить власть над другими, а для того чтобы спасти братский сербский народ.

Итак, две войны, относительно которых нас могут обвинить в том, что мы пошли первыми, — это защита болгар и защита сербов. Эти цели не были связаны с меркантильными, материальными, политическими или геополитическими интересами — Россия истощала себя, Россия жертвовала собой для того, чтобы помочь другим. Вот почему мы воинство наше называем христолюбивым — потому что какой силой, кроме как внутренней духовной силой, можно объяснить великий подвиг наших воинов в тех двух войнах!

А что же произошло во время Великой Отечественной войны? Страшный враг напал на страну, которая до того прошла не самый лучший отрезок своей истории — 20-е, 30-е годы. Каждый из нас, кто изучал историю, знает, какими трудными, сложными и даже страшными для народа были эти годы. Но вот наступила война, и все обиды были забыты, все репрессированные были готовы идти и защищать Отечество. И как много людей, которых еще вчера власти считали врагами народа, стали горячими защитниками Родины! Откуда все это? Это от наших духовных корней, это от нашего национального самосознания, которое действительно проистекает из духовных ценностей нашего народа. И даже в безбожное время эти ценности не могли быть демонтированы и уничтожены, потому что они стали частью жизни, частью души нашего народа.

И сегодня в этом воинском храме мы воздаем должное всем тем, кто ныне на разных рубежах защищает наше Отечество. Верим, что и сегодня наше воинство не меньше, чем в те времена, о которых я напомнил, нуждается в духовной силе, в поддержке и, самое главное, в молитвах всего нашего народа. И воинство должно помнить, что мы его любим, помним и молимся о тех, кто сегодня защищает наше Отечество.

Я хотел бы обратиться к военнослужащим, которые присутствуют здесь, а через них — ко всему нашему воинству. Помните, братья, что от того, как вы несете свой воинский долг, от того, насколько вы способны защитить Отечество и даже, не убоюсь этих слов, душу свою положить за други своя, по заповеди Божией, будет зависеть свобода, независимость, самостоятельность нашего Отечества. Независимость даже от самых мощных сил, которые сегодня практически управляют миром, но не управляют нашей страной, а отсюда и все проблемы. И пусть Господь вразумит всех нас — и воинство, и народ, и молодежь, и пожилых людей, интеллигенцию нашу, и рабочих, и тех, кто на селе трудится, — и поможет осознать, какой важный исторический момент мы сегодня переживаем, как нуждаются в наших молитвах и в помощи наша армия, флот, все наши Вооруженные силы. Как мы должны быть сегодня все вместе — никому не угрожая, ни на кого не нападая, но будучи абсолютно готовыми отразить любую агрессию против нашего народа и нашей страны. Пусть подвиг и пример великих наших полководцев — святых Александра Невского и Дмитрия Донского, замечательных военачальников Суворова, Кутузова, Нахимова, Скобелева, маршала Жукова и всей блистательной плеяды советских маршалов, которые во многом обеспечили победу над фашистской Германией, — и сегодня вдохновляют наше воинство.

И вот еще о чем хотел бы сказать. Россия никому не желает зла, никого не хочет захватить и оккупировать, ни из кого не хочет выкачивать ресурсы, как это делает большинство богатых и сильных стран мира, экономически оккупируя слабые и беспомощные страны. Мы не нуждаемся во всем этом, мы самодостаточны, но мы нуждаемся только в одном — в нашей подлинной свободе, в нашей независимости от этих мировых центров власти, которые сегодня, к сожалению, становятся враждебными России. Мы должны консолидировать все наши силы, и духовные, и материальные, чтобы никто не посмел посягнуть на священные рубежи нашего Отечества.

И мои слова — это не то, что наши противники хотели бы характеризовать как «очередную милитаристскую речь Патриарха». Глупости все это! Мои родные и близкие погибли во время войны или умерли в Ленинградской блокаде. Я родился сразу после войны — в 1946 году, я помню послеблокадный Ленинград. На всех нас, на том первом послевоенном поколении, лежала печать скорби, жертв, потерь, разрушений. Я шел в школу по Малому проспекту Васильевского острова и видел остовы разрушенных домов — их тогда еще не снесли, они стояли как страшное напоминание о Ленинградской блокаде. И эти остовы были совсем рядом с домом, где жила моя мама со старшим сыном, еще младенцем, когда в сотне метров взрывались авиационные бомбы. Мы все это помним, и поэтому сегодня особенно молимся и должны все вместе трудиться, чтобы Господь оградил Отечество наше от всякого врага и супостата, чтобы народ наш объединился, преодолев все естественные для человеческого общества разногласия и расхождения во мнениях и жизненных позициях. Сегодня всё нужно отставить в сторону и быть едиными в самом главном — в нашей готовности любовь к Отечеству проявить реально, и делом, и словом, и способностью защитить свой народ и свою страну.

Я хотел бы выразить сердечную благодарность тем, кто сегодня здесь присутствует, но более всего хотел бы еще раз поблагодарить власти и воинство наше, которое сегодня в условиях практически военных действий несет свою службу, защищая наше Отечество. И еще и еще раз, подчеркивая важность, красоту и доблесть воинского подвига, призываю всех молиться о мире, о том, чтобы Господь отвратил всякие военные действия, чтобы Господь примирил народы, нации и государства, чтобы мир стал достоянием всего рода человеческого. Потому что к миру призвал нас Господь, а не к войне.

И еще о чем-то хотел бы сказать. Сегодня замечательный день — праздник жен-мироносиц, тех самых женщин, которые служили Господу и Его ученикам, помогая им. Может быть, они готовили пищу, приносили продукты, оказывали Спасителю простую человеческую поддержку. И вот эти жены-мироносицы оказались такими сильными, что не убоялись ни римских воинов, ни царя Ирода. Они были с Господом даже до креста и на Голгофе стояли перед лицом улюлюкающей толпы. А ведь замечательная верность женщин-мироносиц Спасителю неоднократно повторялась в последующей истории, в том числе в истории нашего Отечества. В безбожные годы мужья, занимавшие ту или иную должность, боялись в храм пойти, даже будучи крещеными и верующими, боялись признаться в своей вере. А женщины ходили, молились и вымолили у Господа освобождение России, в том числе от ига безбожия. И вот сегодня мы вспоминаем тех самых жен-мироносиц, а также тайных учеников Спасителя — Иосифа и Никодима. А тайные ученики были всегда, в том числе и в безбожное время. Мне приходилось встречаться с такими — многих из них имели погоны с крупными звездами, многие носили звания академиков и не могли вслух говорить о своей вере, но были тайными учениками Спасителя, вокруг которых собирались другие. Так сохранилась вера не только в народе нашем, но и в нашей интеллигенции, в наших Вооруженных силах. Вот какие дивные примеры мы вспоминаем сегодня в связи с праздником жен-мироносиц, служивших Спасителю, и тайных учеников Христовых, которые распространяли Его слово, Его истину среди власть имущих и тогдашней элиты. Думаю, этот феномен жен-мироносиц и тайных учеников никогда не уйдет из жизни Церкви. Потому что и сегодня не всегда и не везде можно открыто исповедовать веру во Христа. И Церковь нуждается в верных учениках — с любыми погонами и звездами и без погон и без звезд. Церковь нуждается в православных людях, которые жизнью своей и добрым словом своим укрепляли бы веру в народе, его национальное самосознание и, в самом возвышенном смысле слова, служили безопасности нашего Отечества.

Да поможет Господь всем нам сохранить все те смыслы, которые несет в себе сегодняшний день, применить их, осуществить в нашей жизни, но, самое главное, осознать, что тайное ученичество и жертвенное служение жен-мироносиц Спасителю являются неотъемлемой частью опыта нашей Церкви. Да укрепит Господь всех, кто не может открыто, но тайно исповедует Господа и Спасителя, да укрепит Господь наших женщин-христианок, которые, несмотря на позицию своих мужей, сохраняют веру в семьях и в вере воспитывают детей. Да поможет нам Господь не сойти с исторического пути, предначертанного нашему народу и нашей стране, которая сегодня является великой силой, несомненно удерживающей мир, по слову апостола, от страшного и пагубного безбожного цивилизационного развития. Молитвами святых угодников Божией, в земле Русской просиявших, наипаче же тех, кто был связан с защитой нашего Отечества, да сохранит Господь землю Русскую от всякого врага и супостата, да укрепит веру нашу и любовь к Отчизне! Аминь.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5924172.html

10 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up