ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

В Восточном викариатстве пройдет конкурс детского творчества

В Восточном викариатстве пройдет викариатский этап Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» – 2023.
Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира» традиционно проводится по благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.

С 5 по 15 октября 2023 года в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове пройдет второй (викариатский) этап Конкурса.

В Конкурсе могут принять участие учащиеся общеобразовательных, средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ и других образовательных учреждений Восточного округа города Москвы.

Работы необходимо привезти в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по адресу: ул. Байкальская, 37А (Проезд: авт. 3, 68, Ближайшее метро: “Щелковская”) в срок не позднее 5 октября 2023 года.


Контактная информация:
8(916)922-02-42,
nadrushlyakova@mail.ru
Наталия Аркадьевна Друшлякова.

Номинации Конкурса в 2023 году и требования к работам
1.1. РИСУНКИ «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА»:
Библейские сюжеты.
Мир духовный и мир земной.
Христос и Церковь.
Любимый храм.
Красота родной природы.
Мой дом, моя деревня, мой город.
Моя семья, мои друзья.
Иллюстрации к произведениям Александра Сергеевича Пушкина (в связи с 225-летием со дня рождения)
Номинация предполагает участие детей двух возрастных категорий:
– первая группа – дети 9 – 12 лет;
– вторая группа – дети 13 – 17 лет.
Размер работ составляет не менее 30х40 см и не более 50х70 см. Работы имеют ПОЛЯ шириной не менее 0,5 см. Работы НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ паспарту или рамами.

1.2. «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»:
В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста 13-17 лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи.

1.3. «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ»:
Номинация предполагает участие детей 13-17 лет, преимущественно учащихся художественных средних и средних специальных учебных заведений. Работы выполняются на бумаге, эскиз росписи тарелки выполняется в виде круга радиусом 19 см. На одном листе может быть только один эскиз. Работа выполняется на листе бумаги формата А2, работа НЕ ВЫРЕЗАЕТСЯ.

Требования к художественным работам:
– работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике;
– на оборотной стороне работы обязательно указываются:
фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населенного пункта), название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения, его адрес;
– работа выполняется одним автором;
– количество работ, представленных одним участником на Конкурс, неограниченно;
– работы, подаваемые на Конкурс, должны соответствовать его тематике;
– работа должна быть выполнена в том году, в котором проводится Конкурс.
Работы, не соответствующие указанным требованиям, на Конкурс не принимаются.

Пакет документов, прилагаемый к работе:
— Оформленная по шаблону анкета-заявка (документ в формате Excel) (заявку можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Заявка-на-участие-в-КМБ»).
— Копия паспорта или свидетельства о рождении участника Конкурса.

— Согласие на обработку персональных данных (согласие можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Согласие-на-обработку-персональных-данных»).

— Согласие от родителя или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (согласие можно скачать на сайте Отдела религиозного образования города Москвы в разделе «Регламент Московского городского этапа ежегодного Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» во вкладке «Согласие-на-передачу-прав»).

Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

Итоги второго (викариатского) этапа Конкурса подводятся до 10 ноября 2023 года и публикуются на сайте Восточного викариатства, в разделе «Воскресные школы» и храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в разделе «Миссионерский центр», во вкладке «Конкурс «Красота Божьего мира».
По итогам второго этапа Конкурса в приходском доме храма по адресу: Байкальская, 37А, в октябре-ноябре проходит выставка рисунков участников.
Распределение призовых мест на втором этапе Конкурса в 2023 году:

В номинации «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА» присуждаются:
1-е место – два (по одному в каждой возрастной группе);
2-е место – четыре (по два в каждой возрастной группе);
3-е место – шесть (по три в каждой возрастной группе).

В номинации «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА» присуждаются:
1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.
В номинации «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ» присуждаются:
1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.
Во всех номинациях выбираются работы, вызвавшие симпатии жюри, количество таких работ определяют члены жюри.

Победители и участники, чьи работы вызвали симпатии жюри, награждаются грамотами, подписанными викарием Патриарха Московского и всея Руси, епископом Верейским Пантелеимоном, и памятными подарками. Работы победителей доставляются в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для участия в третьем (городском) этапе Конкурса.

Информацию о Конкурсе можно узнать на сайтах:
о викариатском этапе: http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/
о городском этапе: https://oroik.com/2022/07/07/reglament-moskovskogo-gorodskogo-etapa-ezhegodnogo-mezhdunarodnogo-konkursa-detskogo-tvorchestva-krasota-bozhego-mira-2022/


23 августа 2023
ПОДРОБНЕЕ

Приход храма в Вешняках помог одинокой многодетной маме

2 февраля, состоялась поездка от службы «Милосердие»  храма Успения в Вешняках в Воронежскую область совместно с благотворительным проектом «Мамы Мира».

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках помог одинокой многодетной маме у которой семь детей.
Сердечно благодарим всех за оказанную помощь! Все средства, продукты и вещи были переданы в семью.
Маму зовут Диана /Дария/, в данный момент она проходит лечение по онкологическому заболеванию.
Дорогие братья и сестры!
Просим ваших молитв о здравии рабы Божией Дарии с чадами!

Более подробную информацию о поездке можно посмотреть на странице проекта МАМЫ МИРА в Инстаграмме https://www.instagram.com/ksiushastrelkova/p/B8LVzraIogJ/caption/voronezh-rodnye-vsem-privet-i-srazu-khochetsia-vsekh-po-blagodarit

6 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Приход храма прпп. Зосимы и Савватия принял паломников из Томской митрополии

С 31 июля по 2 августа храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове принимал группу паломников, которые приехали поклониться святыням Москвы из Томской митрополии по благословению митрополита Томского и Асиновского Ростислава.

Группа насчитывала 23 человека,большинство из которых были дети из православных семей. В день празднования памяти преподобного Серафима Саровского с группой встретился настоятель храма иерей Роман Богдасаров. На совместной трапезе отец Роман поздравил всех с памятью великого русского святого, рассказал об истории нашего прихода и его почитаемых святынях.

Руководитель паломнической группы Ирина в свою очередь поблагодарила отца Романа за радушный прием и заботу.

5 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

XIII Георгиевские игры

3 и 4 октября 2020 года состоялись XIII Георгиевские игры среди команд православных молодежных объединений и учебных заведений Москвы и Московской области. По итогам соревнований победа в комплексном зачете досталась Западному викариатству, команда Центрального округа оказалась на втором общекомандном месте, а третье место заслуженно заняла команда Восточного викариатства.

В программу традиционно вошли соревнования по футболу, баскетболу, перетягиванию каната и Георгиевской эстафете, которые проводились на стадионе «Черемушки» 3 октября, а также соревнования по волейболу, которые состоялись 4 октября во Дворце игровых видов спорта «Содружество». В соревнованиях приняли участие православная молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, а также учащиеся столичных вузов.

С раннего утра на нескольких площадках столицы проходили соревнования по волейболу, футболу, баскетболу и перетягиванию каната. Всего в состязании приняли участие более 400 команд из Москвы и Московской области (вместе с отборочными этапами). В финальных состязаниях участвовали более 16 команд.

На торжественном открытии игр участников и гостей приветствовали председатель Комиссии по вопросам физической культуры и спорта при Епархиальном совете г. Москвы священник Павел Симонов, ответственный за молодежное служение в Восточном викариатстве священник Петр Иванов, а также представитель Департамента спорта и туризма г. Москвы Михаил Окуленко.

Перед началом соревнований был отслужен молебен на начало доброго дела, после которого отец Павел и отец Петр обратились к участникам с приветственным словом и пожелали им крепкого здоровья и хорошего выступления в предстоящем турнире.

В соревнованиях команда молодёжи Восточного викариатства заняла первое место по — Стритболу и третье место по — Футболу.

По итогам соревнований победа в комплексном зачете досталась Западному викариатству, команда Центрального округа оказалась на втором общекомандном месте, а третье место заслуженно заняла команда Восточного викариатства.

Информационный источник: Комиссия по вопросам физической культуры и спорта

6 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up