ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Святейший Патриарх призвал переболевших COVID-19, стать донорами плазмы крови

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил настоятелей столичных храмов 13 и 19 декабря 2020 года, по окончании Божественной литургии, обратиться с призывом к клирикам и прихожанам, переболевшим COVID-19, стать донорами плазмы крови.

В настоящее время одним из наиболее эффективных средств лечения людей, инфицированных коронавирусом и переносящих заболевание в тяжелой форме, является переливание плазмы крови. Для этих людей данная процедура является иногда последней надеждой на исцеление. «Помочь им в этом — наш долг христианской любви», — отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. 

Также благословляется размещение на приходских информационных стендах и сайтах храмов специальных плакатов, подготовленных силами портала «Приходы», с необходимой информацией об участии в данной акции.

В комментарии порталу «Приходы» председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, руководитель Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон отметил: «Переливание плазмы крови от переболевших COVID-19 является одним из самых действенных способов лечения коронавирусной инфекции при ее тяжелом течении. К сожалению, сейчас московские больницы сталкиваются с крайней нехваткой людей, готовых сдать свою кровь. Переболевший ковидом может не только радоваться своему выздоровлению, но и помочь тому, кто сейчас тяжело болен и страдает».

Скачать плакаты можно по ссылке: https://prichod.ru/covid-19/37671/.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5733669.html

12 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Синодальный отдел по делам молодежи проводит конкурс молодых блогеров

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Благотворительным фондом поддержки социальных инициатив «Весна» открывают прием заявок для участия в конкурсе молодых блогеров.

Цели конкурса — формирование гражданской позиции и социальной активности православной молодежи, выявление и поддержка талантливых православных молодых людей.

Конкурс будет проходить в два этапа, на каждом из которых участникам нужно будет выполнять задания в формате коротких видеороликов. Выполнившие все задания будут отмечены ценными призами и грамотами. Пять победителей получат финансирование и иную поддержку текущей блогерской деятельности, в частности, им будут предложены закупка оборудования, обучение, оказана помощь в продвижении канала.

Первый этап конкурса проходит с 1 апреля по 15 мая, второй — с 17 мая по 13 июня 2021 года.

Подать заявку на участие можно по ссылке.

Информационный источник: http://moseparh.ru/sinodalnyj-otdel-po-delam-molodezhi-provodit-konkurs-molodyx-blogerov.html

1 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

ВОСТОЧНЫЙ ОКРУГ МОСКВЫ — ЛИДЕР ПО ЧИСЛУ ПОСТРОЕННЫХ ХРАМОВ

3 марта в Храме Христа Спасителя руководитель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата иеромонах Ермоген (Бурыгин) и советник Патриарха по вопросам строительства, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Владимир Иосифович Ресин провели совещание по строительству храмов в Восточном и Зеленоградском округах Москвы.

Восточный округ лидирует по числу построенных храмов среди других округов столицы. За годы реализации московской Программы здесь было введено в эксплуатацию 15 церквей. В настоящее время еще один знаковый объект готовится к сдаче. Это храмовый комплекс Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери на 9-й Парковой улице. Отделка фасадов здания практически выполнена, в помещениях приходской части завершается покраска стен и укладка плитки, установка сантехники. Префектура помогает в благоустройстве территории, в конце марта уложат асфальт.

Напомним, на приходе была произведена поэтапная реконструкция ветхого здания: на месте восточной его части возведен двухэтажный храм, на месте западной – трехэтажный приходской дом, в центральной части укреплен фундамент и заново возведены перекрытия.

В высокой степени готовности находится масштабный церковный комплекс преподобного Саввы Сторожевского на площади Викторио Кодовильи. Купола и кресты на храме установлены, кровля смонтирована, фасады окрашены. В этом году здесь должны завершить внутреннюю отделку. Благоустройство территории запланировано на лето, ввод объекта в эксплуатацию – на 2024 год.

На востоке столицы ведется строительство еще двух храмовых комплексов: преподобного Александра Свирского на Гаражной, где возводятся кирпичные стены основного объема, и преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны на пересечении Сиреневого бульвара и 15-й Парковой, где также приступили к возведению кирпичных стен наземной части. На этом объекте Некоммерческое партнерство «Единая служба заказчика Московской Патриархии» выступает генеральным подрядчиком.

На обоих приходах действуют временные храмы, совершаются регулярные богослужения, открыты воскресные школы, организована работа с молодежью и социальное служение. Именно эти направления приходской деятельности являются приоритетными и призваны объединить жителей города, предоставить людям площадку для общения и, конечно, скорую помощь в самых насущных жизненных проблемах.


https://www.fedmp.ru/news/vostochnyj-okrug-moskvy-lider-po-chislu-postroennyh-hramov/

7 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

II ЧЕРКИЗОВСКИЕ ЧТЕНИЯ — ОТКРЫТ ПРИЕМ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ

25 февраля Московское Краеведческое Общество, Межприходское Православное Историко-Краеведческое Общество и приход храма пророка Божия Илии в Черкизове приглашают на II Черкизовские чтения.

Конференция состоится В 15-00 в здании Исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове.

Чтения приурочены к престольному празднику храма – дню памяти Свт. Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (1378) и посвящены топонимике и истории сел, происхождение которых связано с царевичем Серкизом и его сыном Андреем, героем Куликовской битвы, а также истории окрестностей Черкизова (Преображенское и др.), московского Чудова монастыря, которому принадлежало село Черкизово на речке Сосенке, святым и историческим деятелям, связанным с этими селами, традициям и современной жизни приходов, судьбам священно-церковнослужителей.

В конференции примут участие историки, архивисты, искусствоведы, журналисты, издатели, экскурсоводы.

К УЧАСТИЮ ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ! 

Заявки на выступления можно прислать по e-mail: annvil@inbox.ru, а также по тел.: 8(499)261-86-28 или 8(916)593-10-51 (Анна Витальевна Лазарева, ученый секретарь МПИКО)

В 14-00, перед началом конференции, состоится экскурсия по Илиинскому храму и некрополю, которую проведет миссионер-катехизатор Илинского храма Екатерина Макалец.

По окончании конференции для всех участников будет организовано чаепитие.

14 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up