ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Межприходской досуг: велопрогулка детской воскресной школы

28 мая состоялась велопрогулка детской воскресной школы при храме преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Можно ли молиться, когда едешь на велосипеде?

Мы проверили, можно. И молитва эта не менее действенна, чем во все остальное время и во всех остальных местах.  Правда, в этот воскресный день некоторые из нас начали молиться, как только открыли глаза, потом на Литургии, а потом, когда сели на «железных» коней. А если быть уж совсем точными, то молиться сами и просить других мы начали, как только получили благословение настоятеля на очередную велопрогулку, потому что Гидрометцентр в этот день упорно обещал дождь. И дождь случился, и сильный, но не там, где были мы. А мы под покровом Всевышнего совершали своё традиционное велосипедное паломничество.

В этот раз 28 мая мы отправились в храм святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Возглавил нашу молитву и колону иерей Евгений Бадыло. Путь наш пролегал через Измайловский парк. Омытый утренним дождем, цветущий лес встретил нас весенним благоуханием и радостным щебетом птиц. Особенно красивым был вид на Лебедянский пруд. От созерцания нерукотворного храма Божьего мы плавно перешли к любованию делами рук человеческих. Сначала Александр Амбросимов – староста храма показал нам небольшую деревянную церковь в честь святого Федора Ушакова. Затем мы перешли в большой каменный храм, посвященный равноапостольному князю Владимиру, и осмотрели не только сам храм, но поднялись на хоры и на колокольню. Восхитило нас своей изысканной красотой каменное кружево иконостаса. Как оказалось, выполнили его те же каменотесы, что трудились над убранством храма в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской в Сретенском монастыре. Также отметили мы для себя некоторые сходные черты, которые объединяют храмы современной постройки — этот в честь святого Владимира, и у нас в Гольянове в честь патриарха Ермогена и преподобного Сергия Радонежского. Это и иконостас из белого камня в один ряд и непривычный на первый взгляд, но легкий и красивый хорос – главный светильник в храме в виде кольца.  

Остановились мы и возле мемориала, бережно хранящего для нас имена рабочих, погибших во время Великой Отечественной войны, когда-то расположенного здесь Кусковского химического комбината.  

Посетили и знаменитое анти-кафе «12 узлов». Где не только поговорили о высоком духовном и земном житейском, но и с удовольствием попили чай. И везде мы ощущали эту созданную людьми, но в смиренном сотворчестве с Богом атмосферу любви, заботы и радушия. 

Участники велопрогулки благодарят старосту храма Александра Амбросимова за теплый прием, интересный подробный рассказ и внимательные, терпеливые ответы на наши многочисленные вопросы.

А у нас уже есть новые планы, поэтому приглашаем всех желающих присоединяться к следующим велопрогулкам в нашей православной детско-взрослой компании! 

Пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

28 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

Приглашаем на концерт в помощь строительству храма!

Дорогие москвичи, жители района Соколиная гора! В воскресенье, 16 февраля в 12-00 ч. в актовом зале Воскресной школы строящегося храма преподобного Александра Свирского на улице Гаражная д. 3Б (рядом со станцией МЦК Шоссе Энтузиастов) состоится благотворительный концерт «БОГ В ПОМОЩЬ ВАМ, ДРУЗЬЯ МОИ», средства от которого необходимы для продолжения строительства храма.

В программе:

  • Вокальная и инструментальная музыка русских и зарубежных композиторов;
  • Романсы на стихи А.С.Пушкина.

Перед вами выступят:

  • Виктория Тихомирова, артистка театра Музыки и Поэзии Е.Камбуровой.
  • Всеволод Секретев, солист Капеллы России им. Юрлова
  • Преподаватели и учащиеся Российской академии музыки им. Гнесиных и Детской музыкальной школы №66.

Схема проезда и подробная информация о храме на сайте ХРАМ-АЛЕКСАНДРА-СВИРСКОГО.РФ

11 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

«Иеромонах Никодим» включен в список сетевых лжесвященников

Список сетевых лжесвященников, размещенный на официальном сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в разделе «Борьба со злоупотреблениями в сети Интернет», дополнен именем бывшего клирика Московской епархии и преподавателя Московской духовной академии Владимира Николаевича Шматько, бывшего ранее иеромонахом Никодимом.

Он был извержен из священного сана решением Епархиального суда г. Москвы от 17 октября 2019 года, однако продолжает называть себя «иеромонахом Никодимом» и вести в сети Интернет ряд псевдоправославных ресурсов.

Так, В.Н. Шматько ведет телеграм-канал «иером. Никодим (Шматько)» (https://t.me/nikodimmda), где продолжает именовать себя «проректором Высших богословских курсов МДА». Также он работал на проекте «Правжизнь», с которого его страница (https://pravzhizn.com/user/nikodimmda) в настоящий момент удалена по просьбе Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

В социальных медиа существует проблема деятельности лжесвященников. Участились случаи, когда некоторые лица выдают себя в Интернете за священнослужителей, при этом они никогда ими не являлись, либо были запрещены в служении или отлучены от Церкви. Псевдосвященники ведут в социальных сетях каналы и блоги на церковную тематику, дают пастырские советы и принимают пожертвования, тем самым вводя в заблуждение верующих.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ с целью защиты верующих от злоупотреблений в сети Интернет опубликовал список сетевых лжесвященников, который пополняется по мере поступления информации о деятельности подобных лиц.

Отдел призывает всех священнослужителей и мирян в случае возникновения сомнений в принадлежности Церкви того или иного сайта, страницы в социальной сети или сервиса, а также при наличии информации о деятельности псевдосвященников незамедлительно обращаться в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

Присылать информацию можно на электронный адрес: fake@sinfo-mp.ru.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5800715.html

19 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Состоится Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира»

 По благословению Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Кирилла проводится Международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира».

С 5 по 10 октября 2022 года в приходском доме храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове пройдет второй (викариатский) этап Конкурса.

В Конкурсе могут принять участие   учащиеся общеобразовательных, средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ и других образовательных учреждений Восточного округа города Москвы.

Работы необходимо привезти в храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких по адресу: ул. Байкальская, 37А (Проезд: авт. 3, 68, Ближайшее метро: «Щелковская») в срок не позднее 5 октября 2022 года.

Контактная информация: 8(916)922-02-42, nadrushlyakova@mail.ru Наталья Аркадьевна Друшлякова.

Номинации Конкурса в 2022 году и требования к работам
1.1. РИСУНКИ «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА»:

1. Преподобный Сергий Радонежский.
2. Храмы в честь преподобного Сергия Радонежского.
3. Свято-Троице Сергиева Лавра.
4. Детство и юность преподобного Сергия Радонежского.
5. Ученики преподобного Сергия Радонежского.

   Номинация предполагает участие детей двух возрастных категорий:
– первая группа – дети 9 – 12 лет;
– вторая группа – дети 13 – 17 лет.

Размер работ составляет не менее 30х40 см и не более 50х70 см. Работы имеют ПОЛЯ  шириной не менее 0,5 см. Работы НЕ ОФОРМЛЯЮТСЯ  паспарту или рамами.


1.2. «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА»:

Номинация посвящена преподобному Сергию Радонежскому.
В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста 13-17 лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи.


1.3. «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ»:

1. Русь в эпоху преподобного Сергия Радонежского.
2. Преподобный Сергий Радонежский и его сподвижники.
Номинация предполагает участие детей 13-17 лет, преимущественно учащихся художественных средних и средних специальных учебных заведений. Работы выполняются на бумаге, эскиз росписи тарелки выполняется в виде круга радиусом 19 см. На одном листе может быть только один эскиз. Работа выполняется на листе бумаги формата А2, работа НЕ ВЫРЕЗАЕТСЯ.

Требования к художественным работам:
— работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике;
— на оборотной стороне работы обязательно указываются:
фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населенного пункта), название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения, его адрес;

работа выполняется одним автором;
— количество работ, представленных одним участником на Конкурс, неограниченно;
— работы, подаваемые на Конкурс, должны соответствовать его тематике; 
— работа должна быть выполнена в том году, в котором проводится Конкурс.

      1.4 «РАССКАЗ»:

   Номинация посвящена преподобному Сергию Радонежскому, его эпохе, сподвижникам преподобного Сергия Радонежского.

Возраст участников – 13-17 лет. Оригинальность текста должна быть не менее 80% от основного текста. Оформляется работа шрифтом: Times New Roman, 16-й кегль для заголовков, 14-й — для всего остального текста. Межстрочный интервал – 1,5 пт. Поля: верхний и нижний отступы – 2 см, левый – 3 см, правый – 1,5 см. На титульном листе обязательно указываются: епархия, фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора с указанием кода населенного пункта, название рассказа, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения и его адрес. Работы принимаются в электронном виде в формате .doc. или .docx. по электронной почте + печатный вариант + на электронных носителях информации (CD-диски,  USB-флеш-накопители).

Работы, не соответствующие указанным требованиям, на Конкурс не принимаются.


Пакет документов, прилагаемый к работе:

  1. Оформленная по шаблону анкета-заявка (документ в формате Excel) ( заявку можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/ ).
  2. Копия паспорта или свидетельства о рождении участника Конкурса.
  3. Согласие от родителя или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Отделу религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (согласие можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации  в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/).
  4. Согласие на обработку персональных данных (согласие можно скачать на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации в разделе «Конкурс «Красота Божьего мира» во вкладке «Положение»  https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/).

Подведение итогов Конкурса и награждение победителей

1. Итоги второго (викариатского) этапа Конкурса подводятся до 10 ноября 2021 года и публикуются на сайте храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в разделе «Миссионерский центр», во вкладке «Конкурс «Красота Божьего мира».

2. По итогам второго этапа Конкурса в приходском доме храма по адресу: Байкальская, 37А, в октябре-ноябре проходит выставка рисунков участников. 

3. Распределение призовых мест на втором этапе Конкурса в 2021 году:

В номинации «ОСНОВНАЯ ТЕМАТИКА» присуждаются:

1-е место – два (по одному в каждой возрастной группе);
2-е место – четыре (по два в каждой возрастной группе);
3-е место – шесть (по три в каждой возрастной группе).

В номинации «ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНА» присуждаются:

1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.

В номинации «РОСПИСЬ ПО ФАРФОРУ» присуждаются:

1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.

В номинации «РАССКАЗ» присуждаются:

1-е место – одно;
2-е место – два;
3-е место – три.

Во всех номинациях выбираются работы, вызвавшие симпатии жюри, количество таких работ определяют члены жюри.

4. Победители и участники, чьи работы вызвали симпатии жюри, награждаются грамотами, подписанными викарием Патриарха Московского и всея Руси, епископом Верейским Пантелеимоном, и памятными подарками.  Работы победителей доставляются в Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви для участия в третьем (городском) этапе Конкурса.

5. Подведение итогов третьего этапа Конкурса осуществляется до 15 декабря. Итоги Конкурса публикуются на официальном сайте Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной церкви. Награждение победителей третьего этапа Конкурса проводится в Москве во время Международных Рождественских образовательных чтений в Храме Христа Спасителя. Победители Конкурса награждаются Патриаршими грамотами и грамотами Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и ценными подарками.

    Информацию о Конкурсе можно узнать на сайтах:

о викариатском этапе:  http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/                                                                                                                               

о заключительном этапе: https://pravobraz.ru/konkursy/krasota-bozhego-mira/

Информационный источник: http://hramgolyanovo.ru/obrazovatelnyj-centr/krasota-bozhego-mira/

23 августа 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up