ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Опубликовано: 25 марта 2017

Категории: Новости, Религиозное образование

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

Последний звонок в Центре «Слово»

В центре «Слово» при храме преподобных Зосимы и Савватия, обучающем детей по образовательной системе  Русская  Классическая школа, прошел последний в этом году учебный день. И в этот день был праздник, посвященный окончанию еще одного  школьного года. Начался праздник благодарственным молебном, который отслужил настоятель храма отец Роман. Теплую молитву вознесли к Богу священнослужители, преподаватели, учащиеся и родители. По окончании молебна батюшка благословил всех собравшихся и напомнил, что самое главное, чему  мы все должны непрестанно учиться всю жизнь, так это крепкой  вере  в  Творца, упованию на Его Всеблагой Промысл, любви друг к другу и совестливости.  После молебна праздник имел продолжение в зале приходского дома на 3 этаже и посвящен был  прощанию четвероклассников с начальной школой. По традиции к этому празднику выпускники под руководством преподавателя Русской художественной культуры Ольги Эдуардовны  Переверзевой  подготовили  творческий проект. Ребята своими руками создали рукописную книгу «Житие святых Зосимы и Савватия Соловецких». Русская рукописная книга – это интереснейшее явление русской культуры. Книга пришла на Русь вместе с христианством. Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие — покровители нашего храма, нашего прихода и нашей школы. Житие проиллюстрировано миниатюрами, выполненными детьми акварелью. Выпускники продемонстрировали собравшимся миниатюры, а их в книге  19, и рассказали, о том какие события из жития святых Зосимы и Савватия на них изображены. Затем книгу подарили настоятелю храма отцу Роману.

Всех  детей и учителей  поздравили с окончанием учебного года и наградили грамотами и благодарностями. После праздника все дружно направились на общую трапезу и чаепитие. Родители выпускников 4-го класса испекли большой торт на котором была изображена книга Родное слово К.Д.Ушинского и тетрадь-пропись И.А.Горячевой с чернильницами. 

Счастливые, нарядные и весёлые ребятишки ещё долго гуляли  во дворе у фонтана и не спешили уходить домой.  Ведь впереди целых 3 месяца и увидеться друзья смогут лишь 1-го сентября.  

Яркого, тёплого, счастливого лета и хорошего безоблачного  детства, дорогие  ребята желаем всем вам!

6 июня 2019
ПОДРОБНЕЕ

В ФХУ состоялось совещание по строительству храма в Гольянове (ул. Красноярская, напротив вл. 11).

 08 апреля 2021 года в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата помощник председателя ФХУ по строительству храмов иерей Александр Привалов провел совещание по строительству храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского в Гольянове (ул. Красноярская, напротив вл. 11).

В совещании приняли участие настоятель храма преподобного Сергия Радонежского на улице Красноярская иерей Петр Иванов; помощник депутата Государственной Думы ФС РФ В.И. Ресина, куратора Программы строительства православных храмов в Москве, Наталья Анатольевна Сулима; заместитель начальника Проектного отдела НП «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Елена Анатольевна Конева; инженер по надзору за строительством Некоммерческого партнерства «Единая служба заказчика Московской Патриархии» Владимир Николаевич Колотилин; инженер-строитель отдела по строительству храмов ФХУ Иван Иванович Шавлов, другие ответственные лица.

На текущий момент залит ростверк под фундамент приходского дома. Продолжается устройство фундамента храма. На совещании также обсуждался график согласования наружных инженерных сетей в МОЭКе, Мосводоканале, ПАО «Россети Московский регион» и др.

***

На приходе планируется построить большой приходской комплекс с храмом, школой, залом и самыми разнообразными помещениями. Стилистический выбор – архитектура Руси Изначальной. В архитектурном облике читаются мотивы Русского Севера. Храмовый комплекс представляет собой своего рода замкнутое каре с внутренним двором. Фасады лаконичны, монументальны. Входная группа решена с внутренним стеклянным атриумом, в котором по проекту предполагается зимний сад.

9 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Издательском Совете подведены итоги литературного конкурса «Огненный рубеж»

В Издательском Совете Русской Православной Церкви подведены итоги голосования экспертов по литературному конкурсу «Огненный рубеж», посвященному 540-летию Стояния на Угре. Конкурс учрежден Издательским Советом совместно с литературно-философской группой «Бастион».

В состав коллегии экспертов, оценивавших поступившие на конкурс рукописи, вошли: Н.В. Иртенина, лауреат премии «Новая библиотека»; А.Ю. Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии; В.Ф. Терехин, лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина; Д.М. Володихин, лауреат Патриаршей литературной премии, помощник председателя Издательского Совета.

Имена лауреатов будут оглашены 22 января 2021 года в Издательском Совете в ходе конференции «Образ Бога в современной литературе».

Работы победителей войдут в сборник «Огненный рубеж», посвященный памяти событий Великого стояния на Угре 1480 года. Этот сборник планируется издать в первой половине 2021 года.

Информационный источник: http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=197729

15 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Викариатский этап Рождественских чтений в Преображенском храме

В субботу 26 ноября 2022 года, по благословению епископа Верейского Пантелеимона, управляющего Восточным Викариатством города Москвы, в московском храме Преображения Господня на Преображенской площади состоялся Викариатский этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека». Участниками стали учителя и методисты общеобразовательных светских школ, педагоги и родители общеобразовательных православных и воскресных школ Восточного округа столицы.

На пленарном заседании был представлен доклад Главы Калязинского муниципального района, кандидата исторических наук Константина Геннадьевича Ильина на тему: «Духовное и национальное единение — щит России и залог сохранения человечества». После доклада Константин Геннадьевич ответил на вопросы присутствующих и рассказал, как строится духовно-нравственная работа с населением в Калязинском муниципальном районе.

Далее последовал круглый стол с двумя докладами:

1. Доклад преподавателя истории искусства МБУ ДО «Детская художественная школа» УМР, кандидата культурологии Елены Александровны Резчиковой на тему: «Вызовы современности и ответы воспитательной политики Российской Федерации».

2. Доклад клирика храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы доктора наук в области Славистики, кандидата богословия — иерея Кирилла Киселева на тему «Церковь и общество в эпоху так называемого постхристианства».

Затем была проведена церемония награждения победителей, участвующих от Восточного Викариатства в Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира», темой которого в этом году стала личность преподобного Сергия Радонежского. Около 40 подростков получили Грамоты и памятные подарки, которые вручил молодым людям настоятель Преображенского храма протоиерей Борис Потапов

В заключительной части встречи прозвучал музыкальный концерт церковных песнопений из Литургического цикла Двунадесятых Праздников. Его исполнил Вокальный ансамбль «Мелос», состоящий из певчих Правого Хора храма Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы под управлением Григория Жежеля. Музыкальное исполнение сопровождалось объяснениями текстов, их богословского и вероучительного смысла. Были представлены песнопения с Праздников Благовещения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Рождества Христова, Светлого Христова Воскресения и Успения Пресвятой Богородицы и несколько песнопений Страстной седмицы Великого Поста.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

29 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up