23 ноября состоялась поездка учеников Воскресной школы храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Ребят в паломничестве, давно ставшем доброй традицией школы, сопровождали настоятель храма иеромонах Афанасий (Иванов), педагоги школы и родители.
Преподобного Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской неспроста. Личность его уникальна, и вклад в возрождение Руси и дело духовного строительства нашего народа переоценить невозможно.
По дороге отец Афанасий вместе с юными паломниками вспоминал историю отрока Варфоломея, его трудный путь ученичества, его семью и святых преподобных Кирилла и Марию – родителей Сергия. Тем более, что первая остановка паломников была в Покровском Хотьковом ставропигиальном женском монастыре – одной из древнейших монашеских обителей на Руси, где хранятся честные мощи преподобных Кирилла и Марии.
В 2019 году Покровский Хотьков монастырь отметил 711-летие своего существования. Эта обитель уникальна тем, что на заре своего существования была «семейным монастырем» — местом, куда в преклонных годах могли уйти на жительство супруги. Затем монастырь приобрел статус «девичьего», каким остается и сегодня. Юные паломники помолились и приложились к раке со святыми мощами преподобных Кирилла и Марии находящейся в Покровском соборе, посетили величественный Никольский собор, построенный русско-византийском стиле.
Выполнив завет преп. Сергия «Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителем моим», паломники отправились в – Троице-Сергиеву лавру, где их ожидала встреча с Игуменом земли Русской!
Юные паломники посетили Троицкий Собор, где поклонились святым мощам преподобного Сергия, а также, расположенную рядом келью преп. Сергия, где покоятся мощи преп. Никона Радонежского и частицы мощей множества других святых, Успенский собор, расписанный подобно собору в Кремле, в котором находятся раки с мощами Московских святителей Филарета и Иннокентия, в Трапезном храме поклонились мощам преп. Максима Грека и архимандрита Антония – настоятеля Лавры и одного из основателей Гефсиманского скита. Особой радостью для юных паломников стал подъем на колокольню Лавры, с которой открылся живописный вид на саму Лавру и окрестности. Кроме того, на колокольне ребята увидели и смогли сфотографироваться с самым большим действующим колоколом России (Царь-колоколом, 72 тонны).
Последняя точка маршрута – Церковно – археологический кабинет. Экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Экспозиция музея, рассказы экскурсовода Кирилла и батюшки Афанасия произвели неизгладимое впечатления на всех паломников!
Не смотря на большое количество информации и обширность посещаемых объектов, экскурсия прошла на одном дыхании. Немного уставшие, но воодушевленные и довольные паломники отправились в обратный путь.
Паломники выразили огромную благодарность настоятелю нашего храма иеромонаху Афанасию за прекрасную поездку и сердечное отношение ко всем ее участникам!
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
12 сентября 2021 года приходом храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове была организована велопрогулка для воспитанником Воскресной школы с посещением старинного храма Преображения Господня в Богородском г. Москвы, где клириком храма о. Андреем Тихоновым было проведена экскурсия по храму и воскресной школе.
Под покровительством благоверных князей Даниила Московского, Александра Невского, преподобного Александра Свирского и Константинопольских патриархов, помолившись и получив благословение настоятеля о. Романа Богдасарова, воспитанники Воскресной школы отправились в любимый парк Лосиный остров. Самой маленькой участнице велопрогулки было всего 7 лет. Возглавлял колонну велосипедистов иерей Евгений Бадыло, клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.
«Целью нашей поездки было не просто прокатиться по дорожкам осеннего парка, мы направлялись в район Москвы Богородское, чтобы узнать историю храма Преображения Господня.«, — сказал отец Евгений.
Когда все участники велопрогулки прибыли в храм, то там уже ожидал клирик храма Преображения Господня в Богородском о. Андрей Тихонов, который с большим интересом начал проводить экскурсию по храму для молодых ребят.
«Деревня Богородское 2 века назад не входила в состав столицы, протекавшая здесь река Яуза тогда имела очень живописные берега, где и расположились дачные участки. Особенно приглянулось Богородское русским художникам и музыкантам. В разные годы в нем подолгу жили П. И. Чайковский, А.П. Бородин, И. И. Шишкин. Дач было «до 200, в оных около 1000 душ православных…означенные дачи находятся от ближайших церквей в довольно дальнем расстоянии,» — так докладывал священник Епархиальному начальству. Так было принято решение о строительстве храма. Как и тогда, в конце XIX века, так и сейчас храм был деревянным, поэтому дважды в нем происходили пожары. Но в несчастьях этих явлены были чудеса, а храм возрождался еще более красивым. Так при первом пожаре, когда выгорело все, чудесным образом остались в целостности и сохранности образы Божией Матери Тихвинской и святителя Николая. Очень запомнился нам эпизод из истории храма, когда во время второго пожара в момент возгорания в храме проходило венчание. Молодым выпало непростое испытание, но священник отец Дмитрий Фролов обряда не прервал и завершил его по всем канонам.», — поделился воспоминаниями о. Андрей Тихонов.
Приложившись к храмовым Святыням, ребята оправились в здание Детской воскресной школы, в нижнем этаже которого расположен интересный музей старинных церковных предметов, которые имеют отношение к Преображенскому храму.
Участники велопрогулки от всей души благодарят клирика храма Преображения Господня в Богородском иерея Андрея Тихонова за живой, увлекательный, проникнутый глубокой любовью к родному храму рассказ.
При храме святого князя Владимира в Новогиреево с 2021 года существует объединение прихожан, которое называется «на Богомолье» — возрождение традиций русского паломничества. На небольшом фестивале по случаю престольного праздника храма, 28 июля с 15:00 можно будет познакомиться с участниками объединения и их паломнической жизнью. Сайт фестиваля: svfestival.ru
Об объединении кратко рассказала его участница — Татьяна Мадорская: «Первый год мы ходили пешком от нашего храма в близлежащие храмы. Старались делать это примерно раз в месяц, по субботам, чтобы попасть на вечернее богослужение, почувствовать атмосферу храма, послушать хор, получить максимально полное представление о храме.
Перед походом (поездкой) я предварительно посещала это место одна, находила наиболее интересную дорогу, смотрела, что в храме необычного, разговаривала со священником. Затем я выкладывала в наш чат всю информацию о храме, в который мы идём: об истории храма, о его святынях, о его священниках, о мучениках, которые там раньше служили.
В этом, 2023 году, мы все вместе «идём в Лавру». Существует древний паломнический маршрут из Москвы с Красной площади до самой Троице-Сергиевой лавры. Это маршрут не на один день и потому мы решили разбить его на несколько частей и каждый раз проходим одну из этих частей. В планах третьего года – поездки в конкретные монастыри около Москвы.
Люди в таких паломничествах общаются между собой. К примеру, мы друг за друга молимся и чувствуем помощь Божию. Мы стали близки друг другу. Я чувствую себя членом этой семьи. Мне кажется, что такие паломнические выходы приносят пользу и нашей личной жизни, нашим семьям. Несдвигаемые проблемы сдвигаются.
Помимо ежемесячных однодневных выходом, мы также вместе ездим в дальние поездки. На Соловки, к примеру.
Мы собираемся и на чаепития, обсуждаем наши походы.»
Приглашаем всех на день знакомства с участниками объединения и его жизнью 28 июля с 15:00 по адресу: улица Перовская, 64 (рядом с храмом святого князя Владимира в Новогиреево).
Патриаршая гуманитарная миссия Русской Православной Церкви на постоянной основе готовит группы добровольцев для социальной работы в пострадавших районах.
Помощь одиноким на дому
Восстановление частных домов — опыт не нужен, очень нужны мужские руки!
Уход за маломобильными людьми
Формирование и выдача гуманитарных наборов
Помощь в больницах и госпиталях
Содействие в оформлении документов и выплат
Наши подопечные – одинокие пожилые люди, инвалиды, семьи в тяжелой жизненной ситуации, пациенты различных учреждений. УСЛОВИЯ:
Продолжительность одной смены – 7~10 дней
Проживание и питание оплачиваются
Организуем бесплатный проезд из Москвы и обратно
Добровольцы проходят инструктаж
Мариуполь, Донецк, Северодонецк, Луганск, Белгород — на выбор добровольцев
На месте работают опытные координаторы
Ждем каждого — и мужчин и женщин, кто готов поделиться своим временем и силами, чтобы съездить на Донбасс и помочь пострадавшим мирным жителям.