За благословением к преподобному Сергию Радонежскому — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

За благословением к преподобному Сергию Радонежскому

Опубликовано: 27 ноября 2019

Категории: Новости

23 ноября состоялась поездка учеников Воскресной школы храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Ребят в паломничестве, давно ставшем доброй традицией школы, сопровождали настоятель храма иеромонах Афанасий (Иванов), педагоги школы и родители.

Преподобного Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской неспроста. Личность его уникальна, и вклад в возрождение Руси и дело духовного строительства нашего народа переоценить невозможно.

По дороге отец Афанасий вместе с юными паломниками вспоминал историю отрока Варфоломея, его трудный путь ученичества, его семью и святых преподобных Кирилла и Марию – родителей Сергия. Тем более, что первая остановка паломников была в Покровском Хотьковом ставропигиальном женском монастыре – одной из древнейших монашеских обителей на Руси, где хранятся честные мощи преподобных Кирилла и Марии.  

В 2019 году Покровский Хотьков монастырь отметил 711-летие своего существования. Эта обитель уникальна тем, что на заре своего существования была «семейным монастырем» — местом, куда в преклонных годах могли уйти на жительство супруги. Затем монастырь приобрел статус «девичьего», каким остается и сегодня. Юные паломники помолились и приложились к раке  со святыми мощами преподобных Кирилла и Марии находящейся в Покровском соборе, посетили величественный Никольский собор, построенный русско-византийском стиле.

Выполнив завет преп. Сергия «Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителем моим», паломники отправились в  – Троице-Сергиеву лавру, где их ожидала  встреча с Игуменом земли Русской!

Юные паломники посетили Троицкий Собор, где поклонились святым мощам преподобного Сергия, а также, расположенную рядом  келью преп. Сергия, где покоятся мощи преп. Никона Радонежского и частицы мощей множества других святых, Успенский собор, расписанный подобно собору в Кремле, в котором находятся раки с мощами Московских святителей Филарета и Иннокентия, в Трапезном храме поклонились мощам преп. Максима Грека и архимандрита Антония – настоятеля Лавры и одного из основателей Гефсиманского скита. Особой радостью для юных паломников стал подъем на колокольню Лавры, с которой  открылся живописный вид на саму Лавру и окрестности. Кроме того, на колокольне ребята  увидели и смогли сфотографироваться с самым большим действующим колоколом России (Царь-колоколом, 72 тонны).

Последняя точка маршрута – Церковно – археологический кабинет.  Экспозиция ЦАКа расположена в 12 залах бывших Царских чертогов и насчитывает более 20 тыс. предметов. Здесь представлены иконы, церковная утварь, облачения, рукописные и печатные книги, предметы мелкой пластики, графика, живопись и реликвии, связанные с жизнью подвижников благочестия и выдающихся церковных деятелей. Экспозиция музея, рассказы экскурсовода Кирилла и батюшки Афанасия произвели неизгладимое впечатления на всех паломников!

Не смотря на большое количество информации и обширность посещаемых объектов, экскурсия прошла на одном дыхании. Немного уставшие, но воодушевленные и довольные паломники отправились в обратный путь.

Паломники выразили огромную благодарность настоятелю нашего храма иеромонаху Афанасию за прекрасную поездку и сердечное отношение ко всем ее участникам!

Протоиерей Дамиан Круглик: 55 — лет служения в священном сане

16 июня 2021 года исполняется 55 лет служения в священном сане одного из старейших клириков города Москвы протоиерея Дамиана Круглика, настоятеля храма Преображения Господня в Богородском, духовника Восточного викариатства г. Москвы.

К этому юбилею предлагаем Вашему вниманию интервью с отцом Дамианом.

Хотелось бы начать нашу беседу с воспоминаний детства, родного дома. Они навсегда остаются с человеком, формируют его. Что бы Вы могли рассказать о своих родителях? Какие воспоминания согревают Ваше сердце? Можно ли сказать, что семена веры были заложены в Вас ещё в раннем возрасте?

В 2009 году я посетил деревню и почти развалившийся дом – дом моего детства. И дом, и огород вокруг него сохранились в первозданном виде, но дом теперь стоит без жильцов, а огород зарос. Очень много воскресло в памяти воспоминаний и о доме, и о речке недалеко от поля, о соседях…

Мой отец – диакон Стефан, работал на железной дороге и только в конце жизни принял сан диакона. Он был по отношению к нам строг и стремился дать нам образование.

Мать растила нас и занималась домашним хозяйством. Много теплых воспоминаний связано с родителями.

В церковь ходили в соседнее село вместе с родителями. От детства осталось очень много впечатлений, связанных с церковью, молитвой. Вспоминаются детские игры, содержанием которых была церковь: хотелось повторить то, что видел в церкви. Дедушка по матери был какое-то время церковным старостой, и мы бывали в церкви даже в небогослужебное время.

Очень любили колокольню. С колокольни видно было далеко вокруг. Помнятся праздники, особенно Пасха. Обязательно рушники и корзина с освященными очень вкусными яствами – хотелось, чтобы так продолжалось как можно дольше.

Ваше поступление в семинарию, было ли оно неожиданным или естественным? Как у Вас созрело желание посвятить свою жизнь служению Церкви?

Моё поступление в семинарию было осознанным. Учась в 10 классе, я послал запрос в Волынскую духовную семинарию, но меня просили подождать до 18 лет (ещё год).                                

Большую роль в моём выбор сыграл отец. Он встречался с нашим городским благочинным, и, главное, познакомил меня с сыном священника, который уже учился в Волынской духовной семинарии. Мы с ним сдружились. Это окрылило меня среди окружающего неверия. Наша дружба, правда, была непродолжительной – его взяли в армию, после которой он поступил в институт. И только на старости лет он стал священником. В мой приезд нам удалось послужить вместе на его приходе.

Постепенно крепло желание стать священником. В этом, конечно, помогала молитва… Я сам молился, родители и, наверное, моя бабушка, которая всегда говорила, что хотела бы видеть меня священником. Может быть, её молитвы… Близкие не все одобряли мой выбор профессии.

По Вашим рассказам, Ленинградские духовные школы стали для Вас настоящей alma mater. Какие преподаватели Вам особенно запомнились? Самые яркие впечатления от Вашего обучения?

В Санкт-Петербургской духовной академии (тогда Ленинградской) был в то время прекрасный профессорско-преподавательский состав. Особенно яркими личностями были профессора: прот. Михаил Сперанский, профессор Николай Дмитриевич Успенский, замечательный профессор, доцент Вознесенский, доцент Михаил Филаретович Русаков, прот. Иоанн Белевцев, профессор Иванов – замечательная личность.

 Яркие, хорошие впечатления остались от Академии – участие в богослужениях на клиросе, в хоре, ежедневное пребывание в храме и молитва. Запомнились всенощные накануне воскресных и праздничных дней и вообще годовой круг богослужений, и хоровое пение — незабываемо и неизгладимо, это очень воспитывает и дисциплинирует студентов.

А тяжело было учиться в семинарии?

Я бы не сказал, что тяжело. Но очень много текстов из Священного Писания приходилось учить наизусть. Целыми страницами нужно было заучивать текст. Но я очень сожалею, что у нас не было, например, истории религии, истории философии…Этих знаний не хватало.

Нашли ли Вы в товарищах по учёбе настоящих друзей? Поддерживаете ли сейчас связь с семинарскими одноклассниками?

И до настоящего времени у меня продолжаются дружественные отношения с бывшим митрополитом Волгоградским Германом (Тимофеевым); духовником Оптиной пустыни, теперь схиархимандритом Илием (Ноздриным); с митрополитом Виктором (Олейником). Вот кто остался. Многие уже умерли.

Выбор спутницы – серьезный шаг для каждого человека, но особенно он ответственен для будущего священника. Как Вы познакомились со своей супругой?

Я, во-первых, молился, чтобы Господь и Божия Матерь послали мне спутницу жизни, которая бы могла нести вместе со мной мой пастырский крест.

В Академии была чтимая икона Знамения Пресвятой Богородицы, каждое второе воскресенье служился акафист Ей. Я молился особо и перед этим образом.

И вот так получилось, что через знакомых я узнал о девушке, которая оканчивала Политехнический институт и была верующим человеком. Её история очень интересна. За неуспеваемость её исключили из Рязанского радиотехнического института. У неё был незачет по философии, а по всем остальным предметам — 4 и 5. Волчий билет, короче говоря. Знали, что она верующий человек, и исключили за это. Она немного поработала, и вот в Ленинграде, в Политехническом институте, открылся факультет электроники. Ей удалось поступить на этот факультет. И этот институт она окончила с отличием.

Она приходила к нам в храм, а я там регентовал. Так мы и познакомились. Встречались, дружили. Через мою будущую супругу я познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным). И дальше все было под водительством отца Иоанна – наша женитьба, принятие сана. Мы с матушкой Лией Петровной прожили вместе долгую счастливую жизнь, два года назад она отошла ко Господу.

Все ваши дети выросли верующими, церковными людьми, что, увы, не всегда складывается даже в семьях духовенства. Как Вы воспитывали своих детей?

Самое важное – мы молились и за них, и с ними. В летнее время, когда жили на приходе, причащали их за каждой Литургией, которую я служил. Я служил, а матушка приводила, причащала их, одного на руках, другого за руку, потом и третьего. Читали вместе книжки, слушали сказки на грампластинках. Ездили за благословением к батюшке отцу Иоанну в Печоры.  Дети видели, как мы сами молились, с нами молились.

Когда нужно было что-то делать, включали пластинку, телевизора не было. Сказки очень обогащают язык. Наша Лизонька потом по литературе занимала в школе одно из первых мест, когда писала сочинения. У Алёши по математике очень хорошо было, у меня самого математика тоже хорошо шла.

Даже не помню были ли какие-то проблемы в переходном возрасте. В 4 классе руководительница спрашивала – как мы будем воспитывать наших детей. Матушка ответила: «Воспитывать будем мы, а вы давайте образование». Никаких пионеров, ничего не было. А пришла пора вступать в комсомол – Алеша сказал: «Я в армии буду вступать, там более торжественно». Так и не вступил. Потом, на выпускном вечере, где мы присутствовали, им вручили грамоты по некоторым предметам, но ничего не сказали, не похвалили. Только потом уже, в конце вечера, директор подошел, познакомился со мной и сказал, что если бы все ребята были как наши, то у них бы проблем не было.

А им не было тяжело, ведь они были другими?

Конечно, было тяжело. Много всего было. Как-то мою матушку пригласили прочитать в школе лекцию. Классный руководитель предложил родителям выступить с докладом. Моя супруга с энтузиазмом согласилась. И она рассказала о таком явлении в физике, о котором даже учитель-физик не имел представления. Было очень интересно!  Так он, вместо благодарности, с этого момента стал плохо относиться к нашим детям. Попрекал, что они в комсомол не вступают. Ну, конечно, дразнили их, бывало, хотя и с уважением относились. Учились они прекрасно.

Вы с матушкой были знакомы с отцом Иоанном (Крестьянкиным), бывали у него, пользовались его советами.

Только по его благословению началась наша дружба. Он советовал, чтобы мы как следует проверили свои чувства – мы встречались более года. Окончательное решение о подаче заявления и сама свадьба – всё по благословению отца Иоанна.

И в дальнейшем очень важные вопросы жизни, служения, воспитания – все это осуществлялось за его благословением. В его представлении всегда все должно быть идеально! Если семейная жизнь, то, как он себе её представляет – так у нас и должно быть. Ну вот: уголочек, лампадка горит, детская кроватка. Но бывают и будни, и грозы, и солнышко, все бывает. Отец Иоанн воспитывал в нас стремление к идеалу. Наверное, и у меня такое же стремление к идеалу, особенно в служении. Это требует больших сил, напряжения и отдачи.

 Служение приходского священника. Вы были подготовлены к нему обучением в семинарии, или это совершенно иной опыт? Как складывалось служение на Ваших первых приходах?

Любое учебное заведение дает хорошую систему – как костяк.

Но необходим живой опыт, который молодой священник будет перенимать у старшего поколения, у духовника. Небольшой период мне довелось служить у отца Иоанна в Касимове, в Рязанской области, и это мне очень помогло. Я видел, как служит отец Иоанн, сослужил ему на Литургии, участвовал в совершении треб. Некоторые служил самостоятельно, но под руководством батюшки. Этот бесценный опыт повлиял на всю мою последующую священническую практику.

На моих первых приходах я не расставался со служебником и требником, и ещё богослужебными указаниями. И в требнике, и в служебнике я делал пометки, как это делал и батюшка. Сейчас издается много литературы, а тогда, кроме как богослужебной, её почти не было. Вот и приходилось следить за Типиконом через богослужебные указания, которые издавались с 1949 по 1957 гг.

Ещё мне матушка много помогала, она прошла прекрасную школу в Рязани. Там служил о.Виктор Шиповальников, и они умели по-своему украшать каждый праздник и создавать торжество. Отец Виктор всегда сам читал канон, читал так, что до души доходило, сам все через себя пропускал. А все эти украшения матушка привнесла и в наш храм, они все оттуда взяты. Поэтому матушка была большим подспорьем в моем служении, она указывала на мои ошибки – закрыл или не закрыл завесу и т.д. А однажды я на Пасху закрыл Царские врата, но тут мне уже другая матушка подсказала. 

Когда один стал служить, я старался все по требнику вычитывать, и это очень долго получалось. Один раз даже староста пожаловался на меня в епархию, что я долго крещу. Это сейчас я как преподаватель говорю, что надо наизусть знать и не заглядывать все время в требник.

Вы ведь долго преподавали в Московской Духовной семинарии?

Я преподавал в Московской Духовной семинарии курс «Практическое руководство для пастырей» 17 лет, и 5 лет в Сретенской семинарии, всего 22 года преподавания.

Вам довелось несколько лет служить в Елоховском соборе – кафедральном соборе Москвы. Чем памятны для Вас эти годы?

В Богоявленском соборе, что в Елохове, я прослужил почти семь лет. Хорошая школа: при Патриархе, при полном соборе народа, прекрасном пении, чтении и очень талантливых собратьях-пастырях.

Мы были участниками важнейших событий Церкви. 1000-летие Крещения Руси, перенесение мощей свт. Иоасафа Белгородского; перенесение мощей преп. Серафима Саровского. Это были всенародные торжества.

Избрание Патриарха Алексия II и сослужение ему. Строительство храма Христа Спасителя. Архиерейские хиротонии, праздники Торжества Православия. Различные делегации.

Все это было хорошей школой.

Много известных людей приходило в Елоховский собор в те годы.

 Я крестил Нонну Мордюкову и других известных людей, артистов.

Там крещение совершалось с полным погружением.

В 1992 году Вы становитесь настоятелем Спасо-Преображенского храма в Богородском. И вот уже почти 29 лет Ваша жизнь неразрывно связана с Богородским храмом. Что бы Вы могли сказать о трудах в эти годы?

Одним из первых в нашем храме построен баптистерий для крещения взрослых, позолочены иконостасы и киоты во всем храме. После пожара в 2004 году храм весь обновлен, начиная с подвала и кончая главной апсидой. Заново полностью был расписан храм. Заменён полностью пол. Центральный алтарь расширен и освящен. Священническое облачение обновлено, и все украшения в храме меняются. Клиросная ограда заменена.

Построена воскресная школа. Украшается территория вокруг храма и школы.

Проведена очень большая, громадная работа по оформлению документов, поискам спонсоров. Сколько пришлось пройти инстанций для того, чтобы добиться разрешения на строительство, убрать находившийся здесь автосервис, и небезопасно было. Угрозы были. Но, слава Богу, все прошло спокойно. И в течение трех лет шло строительство.  Господь помогал, посылал людей, профессионалов. В 2005 году школа уже была освящена, и с тех пор её двери открыты для детей и взрослых.

Прихожане любят совершаемые Вами богослужения – они особенно торжественны и неторопливы. Вы особое внимание уделяете красоте богослужения, молитвенному пению, чтению. Заботитесь обо всем, что относится к убранству храма, богослужебной утвари.

Образцом служения для меня является отец Иоанн (Крестьянкин). Он учил, что в служении Богу следует исходить из принципа — «от внешнего к внутреннему, и из внутреннего к внешнему». Богу мы жертвуем самое лучшее и самое красивое. То, что тебе приносит радость, удовлетворение внутреннее, это создает славу Богу и Божией Матери. И наоборот, увидев это, ты уже радуешься. Он как дитя радовался, когда ему удавалось что-то преобразить в храме, украсить, новое облачение пошить, под цвет праздника. К нему приезжали даже из Москвы. Вот он служил в деревушке, в Рязанской области, а ему везли из Москвы облачение, которое он обмерял, говорил, что как. И так во всех храмах, где он служил. Сразу изготавливалось надгробье для плащаницы Божией Матери, резное, красивое. Вышивалась плащаница, особым образом украшалась. Моя матушка ещё юной девушкой со своими сестрами участвовала в украшении Плащаницы у отца Иоанна. И на нашем приходе она эти традиции ввела.

Ещё, что касается совершения богослужения, то хорошей школой было служение в Елоховском соборе. Там служишь при Патриархе, он тут рядом сидит, и каждый возглас ему кланяешься.

Это налагает ответственность, чтобы быть в форме всегда.

Вы счастливый человек?

Хороший вопрос… Более высокого служения на земле, чем служение священника, нет. Оно приносит полное удовлетворение существу его носителя: и духу, и душе, и телу. Этим я счастлив!

Я счастлив тем, что люблю богословие. Со студенческих лет оно меня влечет и радует.

Я счастлив, что люблю богатую сокровищницу церковного пения. Самое, что есть лучшего в искусстве, удовлетворяет дух и душу – все это есть в сокровищнице церковного пения, которое творили не только величайшие церковные, но и светские композиторы.

Я счастлив, что люблю церковную жизнь, молитву, служение, литературу, живопись и музыку.

Я счастлив в семье, в детях, внуках.

А какое Ваше любимое песнопение? 

Я очень люблю 8-й глас, обиход, ирмосы 8-го гласа: «Молитву пролию ко Господу…», ещё этот глас поется на Параклисисе Богородице. Я как-то сразу его полюбил, и службу эту я очень люблю. Это из церковных песнопений. А так сейчас уже к старости люблю концерт Березовского «Не остави мене во время старости моей…». Какой же концерт! Конечно, очень нравится творчество Бортнянского, Херувимская, например. 

Вы настоятель приходского храма и окормляете людей разных возрастов. В последние годы в храме появилось много молодежи, молодых семей, а на поздней Литургии причащается много детей. Какие слова бы Вы хотели сказать молодым людям, молодым родителям.

Молодым людям и родителям могу сказать, что они находятся на правильном пути. Сам храм, храмовая обстановка, богослужебное пение, чтение, убранство храма, необходимо для человека с малых лет, чтобы усвоить страх Божий – составляющую его духа. Только здесь он может уяснить для себя, что он находится пред Богом, что Он все видит и знает, и помогает. И человеку здесь по-настоящему хорошо, т.к. он здесь, в храме, с Богом.

В людях нужно воспитывать церковность. Слава Богу, мы видим, что много молодых родителей приходит, причащает детей. Это очень правильно. С малых лет нужно носить детей, чтобы они видели крест, видели иконы Спасителя, Божией Матери и дышали церковным воздухом.

Вся беда наша в том, что с детских лет не пускали, запрещали. Мы жили под страхом. Кстати, когда я поступил в семинарию, то младших моих брата и сестру заставляли писать антирелигиозные сочинения. И закрывали в классе, пока не напишешь. Но благо это было на первом этаже – они открывали окно и убегали.

Нужно держаться Церкви, быть воцерковленным человеком. Тогда можно надеяться и на милость Божию, и на помощь Божию, на Его благословение.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

17 июня 2021
ПОДРОБНЕЕ

В Издательском Совете подведены итоги литературного конкурса «Огненный рубеж»

В Издательском Совете Русской Православной Церкви подведены итоги голосования экспертов по литературному конкурсу «Огненный рубеж», посвященному 540-летию Стояния на Угре. Конкурс учрежден Издательским Советом совместно с литературно-философской группой «Бастион».

В состав коллегии экспертов, оценивавших поступившие на конкурс рукописи, вошли: Н.В. Иртенина, лауреат премии «Новая библиотека»; А.Ю. Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии; В.Ф. Терехин, лауреат премии «Имперская культура» имени Эдуарда Володина; Д.М. Володихин, лауреат Патриаршей литературной премии, помощник председателя Издательского Совета.

Имена лауреатов будут оглашены 22 января 2021 года в Издательском Совете в ходе конференции «Образ Бога в современной литературе».

Работы победителей войдут в сборник «Огненный рубеж», посвященный памяти событий Великого стояния на Угре 1480 года. Этот сборник планируется издать в первой половине 2021 года.

Информационный источник: http://izdatsovet.ru/news/detail.php?ID=197729

15 декабря 2020
ПОДРОБНЕЕ

Синодальный отдел по благотворительности подготовил буклет к своему 30-летию

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению подготовил буклет «Русская Православная Церковь: служение людям. 1991-2021». Он посвящен 30-летию создания Отдела.

«Социальное служение — это деятельное выражение христианской любви к ближнему, свидетельство нашей веры. Это не дополнительная нагрузка, не какое-то нововведение последних лет, а это наша прямая обязанность, проистекающая из наших христианских убеждений и самой природы Церкви», — приводятся в буклете слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сегодня Церковь — крупнейший организатор благотворительности в России. Это более 4500 социальных проектов. Церковь помогает везде: от Калининграда до Камчатки, в Киргизии и на Филиппинах — самым нуждающимся, незащищенным, страдающим людям. В том числе тем, кому больше никто не помогает.

Буклет содержит цифры, статистику и факты, которые рассказывают о различных направлениях церковного социального служения. Это помощь бедным и помощь во время пандемии коронавируса, помощь в чрезвычайных ситуациях и людям с инвалидностью, помощь бездомным, помощь в кризисной ситуации мамам с детьми и беременным женщинам, паллиативная помощь и уход за тяжелобольными, пастырское больничное служение, помощь наркозависимым и алкоголезависимым. Эти разделы кратко комментируют председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон и руководители различных направлений помощи Синодального отдела по благотворительности.

Буклет опубликован на сайте Отдела. Его будут раздавать участникам X Общецерковного съезда по социальному служению, который пройдет 13-15 мая в Москве.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/sinodalnyj-otdel-podgotovil-buklet-k-svoemu-30letiyu

11 мая 2021
ПОДРОБНЕЕ

Завершился I Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов»

6 декабря 2021 года в Большом зале Московской консерватории им. П.И. Чайковского гала-концертом победителей завершился I Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов».

Музыкальный форум состоялся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла впервые и будет проходить ежегодно, начиная с этого года. Фестиваль состоит из конкурсной и обширной внеконкурсной программы: концертов, специальных просветительских проектов, выступлений сводных хоров, мастер-классов, семинаров, конференций, концертных программ с участием различных творческих коллективов в разных странах и регионах.

Весной и летом 2021 года, во время первого и второго конкурсных этапов фестиваля «Свет Христов», прошли отборочные туры среди музыкальных коллективов-участников. Свои заявки подали 95 хоровых коллективов из регионов России, а также из Украины, Белоруссии, Казахстана, Австрии, Франции. По итогам конкурса жюри определило финалистов, которые были приглашены в Москву для участия в праздничных мероприятиях.

Видеоприветствие участникам гала-концерта и музыкального форума направила министр культуры РФ О.Б. Любимова. В нем она отметила: «Сегодня произведения духовной музыки — неотъемлемая часть репертуара профессиональных хоров и многих творческих коллективов. Поэтому смотр занимает особое место в культурном календаре нашей страны. Его сцена становится местом объединения мастеров искусств и молодых талантов, местом приобщения широкой публики к многовековым традициям. Уверена, на большом пути этого начинания мы увидим много ярких выступлений хоровых коллективов Русской Православной Церкви и других участников, которые своим прекрасным исполнением подарят гостям незабываемые впечатления».

Перед гостями выступил сводный хор Москвы в составе Московского Синодального хора, хора Богоявленского кафедрального собора в Елохове и хора храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве «Артос». Далее коллективы-победители исполнили лучшие произведения духовной музыки. Хор кафедрального собора святителя Николая (г. Вена, Австрия), Архиерейский смешанный хор Николаевского кафедрального собора (г. Алчевск, Украина) и Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии, которые не смогли приехать, прислали свои видеовыступления.

В награждении финалистов приняли участие:

  • митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, председатель организационного комитета фестиваля;
  • А.А. Пузаков, заслуженный артист России, художественный руководитель Московского Синодального хора, заместитель председателя Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения;
  • Н.Г. Денисов, доктор искусствоведения, доцент Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Союза композиторов России (1996), член жюри фестиваля;
  • Г.Л. Сафонов, художественный руководитель и главный регент Праздничного хора Данилова монастыря, член жюри фестиваля;
  • В.А. Волкова, ответственный секретарь Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения.

Победителями I Патриаршего международного фестиваля духовной музыки «Свет Христов» стали:

  • лауреат Гран-при — Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора, г. Минск (регент — В.И. Соболевский);
  • лауреат I степени — Архиерейский хор Ярославской епархии (регент — монахиня Георгия (Кислова); номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат I степени — Праздничный хор Свято-Троицкого кафедрального собора, г. Железногорск (регент — И.Н. Гримов; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат I степени — вокальный ансамбль «Благая весть», г. Москва (регент — Е.А. Аветисян; номинация «Ансамбли»);
  • лауреат I степени — Большой митрополичий хор духовенства Ростовской епархии (регент — протодиакон Владимир Зубрицкий; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат II степени — Архиерейский хор Преображенского кафедрального собора, г. Белгород (регент — Е.Н. Кравец; номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат II степени — хор Николаевского кафедрального собора, г. Алчевск (регент — И.А. Куманец; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат II степени — хор Свято-Троицкого собора, г. Моршанск (регент — А.Е. Заячникова; номинация «Ансамбли»);
  • лауреат II степени — Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии (регент — А.Г. Занорин; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат II степени — концертный хор Вознесенской Давидовой пустыни «Держава» (регент — И.Н. Мельников; номинация «Мужские хоры»);
  • лауреат III степени — хор кафедрального собора святителя Николая, г. Вена (регент — Т.Н. Щерба; номинация «Большие смешанные хоры»);
  • лауреат III степени — камерный хор Сызранской епархии «Aves» (регент — О.С. Вечканова; номинация «Малые смешанные хоры»);
  • лауреат III степени — Самарский губернский хор «София» (Архиерейский хор Самарской епархии) (регент — игумен Никон (Ратников); номинация «Мужские хоры»).

Патриарший международный фестиваль духовной музыки «Свет Христов» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в сфере реализации проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрий. Поддержку проекту также оказывает Министерство культуры Российской Федерации.

Соорганизаторы фестиваля: Российский фонд культуры, Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и Фонд «Академия хоровой культуры». Фестиваль проходит при содействии Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы. Информационные партнеры — телеканалы «Спас» и «Союз».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5870445.html

9 декабря 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up