Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс.112:3)

Владыка Пантелеимон сослужил за Литургией первому викарию Святейшего Патриарха

Опубликовано: 9 февраля 2021

Категории: Новости

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, управляющий Центральным викариатством Московской городской епархии митрополит Воскресенский Дионисий совершил Божественную литургию в храме святителя Николая Мирликийского в Кузнецкой Слободе г. Москвы.

В этом году 7 февраля празднуется Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям безбожной власти, а также память священномученика Владимира, митрополита Киевского, основателя Московского епархиального дома (ныне — главное здание Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) и первого новомученика из числа архиереев. В этот день же отмечается праздник иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали». В Никольском храме хранится чудотворный образ Царицы Небесной «Утоли моя печали». Икона была перенесена в церковь в 1930-е годы. Реставрация образа была осуществлена в середине ХХ века прихожанкой храма И.В. Ватагиной, впоследствии ставшей профессором кафедры иконописи ПСТГУ. По традиции праздник иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Никольском храме отмечается торжественным архиерейским богослужением.

Накануне, 6 февраля, всенощное бдение возглавил председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным московским викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон.

За Литургией первому викарию Святейшего Патриарха сослужили епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, ректор Свято-Тихоновского университета протоиерей Владимир Воробьев, духовенство Никольского храма. Была совершена хиротесия во чтецов студентов богословского факультета ПСТГУ и студентов Православного Свято-Тихоновского богословского института И.С. Лытасова, М.М. Давиденко, В.А. Козлянко, С.В. Прокопенко. Проповедь перед причастием произнес профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ иерей Александр Мазырин.

По окончании богослужения митрополит Воскресенский Дионисий передал верующим Первосвятительское благословение и поздравление Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к ним с архипастырским словом. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 80-летием со дня рождения протоиерей Владимир Воробьев был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Патриарших наград также были удостоены священники Никольского храма и преподаватели ПСТГУ.

Протоиерей Владимир Воробьев в ответном слове поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и владыку Дионисия за поздравления и высокую оценку деятельности ПСТГУ. В дар митрополиту Дионисию отец ректор преподнес копию панагии святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, а епископу Пантелеимону — икону святителя Тихона.

Информационный источник: https://центрвик.рф/ortodoxnews/vicar-sl/v-nedelju-35-ju-po-pjatidesjatnice-mitropolit-voskresenskij-dionisij-vozglavil-bozhestvennuju-liturgiju-v-hrame-svjatitelja-nikolaja-v-kuzneckoj-slobode/

Святейший Патриарх Кирилл провел онлайн-совещание Рабочей группы

25 мая Святейший Патриарх Кирилл возглавил совещание Рабочей группы при Патриархе Московском и всея Руси по координации деятельности церковных учреждений в условиях распространения коронавирусной инфекции, управляющих московскими викариатствами и представителей синодальных учреждений и подразделений Московской Патриархии, которое проходило в режиме видеоконференции.

В рамках мероприятия обсуждались вопросы церковного служения в условиях распространения коронавирусной инфекции, принятие Государственной Думой ФС РФ в заключительном чтении проекта Федерального закона № 959325-7 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленного на расширение мер налоговой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, а также перспективы снятия ограничений в контексте предложений по поэтапному выходу из карантина, разработанных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

В совещании приняли участие председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря, управляющий Центральным викариатством митрополит Воскресенский Дионисий, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Патриарший экзарх Западной Европы митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, управляющий викариатством Новых территорий архиепископ Каширский Феогност, управляющий Северо-Восточным и Юго-Восточным викариатствами архиепископ Егорьевский Матфей, наместник Андреевского ставропигиального монастыря, управляющий Юго-Западным викариатством епископ Дмитровский Феофилакт, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, управляющий Восточным викариатством епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Северным викариатством епископ Сергиево-Посадский Парамон, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, управляющий Западным викариатством епископ Павлово-Посадский Фома, первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, наместник Донского ставропигиального монастыря, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами епископ Бронницкий Фома, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси архимандрит Алексий (Туриков), руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5641554.html

26 мая 2020
ПОДРОБНЕЕ

Состоялось малое освящение храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово

15 августа 2020 года стало особой датой в более чем 300-летней истории храма Спаса Нерукотворного Образа. Длившийся год ремонт завершен. Литургию в обновленном, но по-прежнему очень любимом и родном для тысячи прихожан храме возглавил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, управляющий Восточным викариатством города Москвы.

Преосвященнейшему владыке сослужил протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа города Москвы, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках — на его плечи легло попечение о восстановлении Спасского храма в начале 90-ых. Также за Божественной Литургией сослужили клирик храма Казанской-Песчанской иконы Божией Матери иерей Иоанн Паскевич, иеромонах Елисей Меняйлов, протодиакон Константин Барган, диакон Дмитрий Горбик, а также клирики нашего храма во главе настоятелем, протоиереем Андреем Бондаренко.

Владыка Пантелеимон совершил чин малого освящения храма.

Малое освящение храма совершается в том случае, если в уже освященном храме проводились ремонтные работы. Обязательным условием совершения в этом случае именно малого освящения является неприкосновенность Престола (то есть если Престол при совершении работ не был передвинут или поврежден). Малый чин освящения бывает до совершения Часов и последующей Божественной литургии. Посреди церкви совершают молебное пение тому, во имя кого храм построен: поется канон храмового праздника, совершается малое освящение воды и читаются две молитвы на обновление храма. Затем предстоятель окропляет святой водой Престол со всех сторон, алтарь, иконостас и весь храм.

За год храм, конечно, совершенно преобразился. Новые полы и новые входные двери, сенсорные экраны в притворе, которые позволяют одним движением руки зайти в нужный раздел и посмотреть расписание богослужений, вспомнить историю храма, почитать свежие приходские новости. Уникальный бак для святой воды с особой системой фильтрации. Терминал, с помощью которого можно подать записку или внести пожертвование на социальную деятельность храма и на Воскресную школу. Новые иконы с мощевиками святых, обновленный руками прихожан иконостас. Изумительная акустика, которая позволяет клиросу звучать так, что хочется плакать от Любви и Благодарности к Господу, Чьей «всесильной рукой», как читали мы всем приходом в молитве, этот храм и был обновлен. 

Мне нравится в этом храме абсолютно всё. Он чистый, свежий, воздушный что ли, и все тот же мой родной и такой любимый, — признается Зоя Васильевна Дымова. Она хорошо помнит те времена, когда храм только-только вернули Церкви и вместе с настоятелем протоиереем Александром Дасаевым и другими прихожанами они восстанавливали его почти из руин.
Мы закладывали фундамент в свое время. И сейчас передо мной храм-красавец, это результат молитвы и усердия, — говорит отец Александр Дасаев. – Мне довелось за 40 лет служить в разных храмах, и здесь особый духовный климат. Мне радостно, что Господь благословил это место вот такой красотой.

Говоря об обновлении храма, владыка Пантелеимон провел параллель между обновлением храма и обновлением души.

— Храм – это тот образ, на который должна походить наша душа. И мы с Вами должны обязательно украшать свою душу, красоту своего сердца. А чем же украшается внутренний человек? Миром, прежде всего. И в храме преподается мир, во время богослужений мы столько раз слышим: «Мир всем». И вот этот мир души является этой внутренней красотой. И все мы должны хранить мир в своем сердце, любить друг друга, служить друг другу, согревать, утешать, молиться друг за друга. Тогда и храм послужит преображению нашей души!

После чина малого освящения и Литургии духовенство и прихожане разделили праздничную трапезу. Чай из самоваров, освященный мед, баранки, пирожки с вареньем, фрукты. И, конечно же, общение. Ведь приход – это большая семья, где можно разделить печаль и умножить радость.

Информационный источник: https://spasperovo.ru/news/maloe-osvjashhenie-hrama-spasa-nerukotvornogo-obraza-fotogalereja/#gallery-61

18 августа 2020
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

ДЕНЬ ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АЛЕКСИЯ ГЛУШАКОВА — НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА ПРОРОКА ИЛИИ

2 июля 2018 года в черкизовском храме настоятелем храма Спаса Преображения на Песках протоиреем Александром Туриковым, в сослужении духовенства, была совершена Божественная Литургия, и после ее окончания — панихида на могиле протоиерея Алексия Глушакова.

Почтить память почившего настоятеля собрались родственники,  духовные чада и наши прихожане. В конце литургии отцом Александром Туриковым и отцом Павлом Кондраковым были произнесены проповеди, в которых священники поделились своими воспоминаниями о высокой духовной жизни, молитвенности и смирении отца Алексия.
Со всеми вместе молилась супруга почившего настоятеля-матушка Валентина, которая приходит каждый год в этот день на службу в наш храм. Ей исполнилось 92 года.
Отец Александр Туриков поблагодарил настоятеля Илиинского прихода архимандрита Савву (Тутунова) за сохранение традиций и ежегодное содействие в организации этих дней памяти. После панихиды была поминальная трапеза.

3 июля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up