Владыка Пантелеимон: празднование дня иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Владыка Пантелеимон: празднование дня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Опубликовано: 11 февраля 2022

Категории: Новости

7 февраля 2022 года в Николо-Кузнецком храме праздновался день чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Божественную Литургию возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Кирилла, в сослужении ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и собора духовенства. На службе было много преподавателей и студентов нашего университета.

Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме святителя Николая в Пупышах. После революции, в 1930-е годы, этот храм был снесен, а икона «Утоли моя печали» перенесена в храм святителя Николая в Кузнецах, где находится ныне в Введенском приделе, освященном некогда святителем Филаретом (Дроздовым). Образ «Утоли моя печали» почитал покровитель нашего университета Святейший Патриарх Тихон, он неоднократно совершал службы перед этой иконой. Реставрация образа была осуществлена в конце ХХ века прихожанкой Николо-Кузнецкого храма, иконописцем, художником-реставратором и профессором ПСТГУ Ириной Васильевной Ватагиной (1924–2007).

7 февраля также вспоминается память святителя Григория Богослова и двух священномучеников, чей жизненный подвиг связан с историей нашего университета – Киевского митрополита Владимира (Богоявленского) и Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Митрополит Владимир, строитель Московского Епархиального дома, был расстрелян в Киеве большевиками 25 января по с/с – 7 февраля по н/с 1918 г. и стал первым новомучеником из числа русского епископата. Он в 1902 г. освятил Епархиальный дом и Князь-Владимирский храм в нем и благословил создание там центра широкой просветительской и благотворительной деятельности. После возвращения Церкви полуразрушенного Епархиального дома и его реставрации он стал главным зданием ПСТГУ, который начал и продолжает большую работу по прославлению мучеников и исповедников XX века. Священномученик Петр (Зверев), как отметил протоиерей Владимир Воробьев, был первым настоятелем Князь-Владимирского храма при Епархиальном доме в Москве.

Проповедь после запричастного стиха произнес декан историко-филологического факультета ПСТГУ иерей Андрей Постернак. Отец Андрей сказал: «Когда мы обращаемся к Божией Матери и просим: «Утоли моя печали», – то, в первую очередь, должны печалиться о том, что мы отделены от Царства Небесного, что не умеем любить Христа, как должно, что мы пока не живем той жизнью, которая должна быть у нас. Поэтому нам нужно молиться Пресвятой Деве, чтобы Она научила нас смирению и помогла полюбить Христа так же, как любила и любит Она».

По окончании Божественной Литургии отец Владимир поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и владыку Пантелеймона за совершение в этот день Божественной Литургии архиерейским служением. Отец ректор отметил, что этот праздник всегда был очень торжественным днем в Николо-Кузнецком храме и во всей Москве: здесь не раз служили в этот день патриарх Пимен, а потом патриарх Алексий II, многие москвичи всегда приходили и поныне приходят в этот день помолиться у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, имеющей такое умилительное название – «Утоли моя печали».

Отец Владимир отметил: «Чем дольше живешь, тем больше чувствуешь помощь Божией Матери и необходимость этой помощи. В наше тревожное время, когда везде звучат угрозы войны и всяких других нестроений, главное нестроение происходит в наших душах – люди совершенно отменяют Закон Божий и начинают жить, забывая о Евангелии, забывая о вере христианской. Хотя время сейчас свободное, как будто бы легкое, можно было бы жить и радоваться, и благодарить Бога, но люди вместо этого в погоне за земными благами, удовлетворением низменных страстей забывают о Боге. Мне вчера пришлось услышать слова замечательного старца Ефрема Аризонского, к которому мы вместе с Владыкой ездили в Аризону 25 лет назад. Он говорил, что грехи, которые сейчас затопляют мир, ненавистны Христу, и они повлекут за собой то же наказание, что было в отношении Содома и Гоморры. Угрозы такой гибели сейчас звучат все чаще. Видя, как распространяются тяжкие грехи даже среди чад Церкви, в том числе разводы, нестроения в семьях, отвратительные измены, мы все больше чувствуем необходимость помощи Божией Матери. Хочется взывать к Ней этими словами: «Утоли наши болезни и печали», и поэтому к Ее иконе неустанно идет народ».

Владыка Пантелеимон поддержал слово отца Владимира, сказав, что Божия Матерь управляет нашей жизнью и жизнью этого храма. Владыка сказал, что икону Божией Матери «Утоли моя печали» очень любила его покойная супруга, матушка София. Она молилась у этой иконы о своих детях, когда умирала. Когда ее спрашивали: «На кого ты, Соня, оставляешь своих маленьких детей?» Она говорила: «Я оставляю их на попечение Божией Матери».

Затем Владыка рассказал об отце вспоминаемого 7 февраля священномученика Петра (Зверева), протоиерее Константине. Последний в течение многих лет был настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, где и возрастал будущий священномученик архиепископ Петр. Отец Константин был духовно близок преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне, знал ее лично. После убиения великого князя Сергия он был настоятелем домового храма во имя святых апостолов Петра и Павла при Малом Николаевском Кремлевском дворце, где проживала великая княгиня. Был духовным попечителем Иверского больничного храма на Полянке. Отец Константин скончался в Марфо-Мариинской обители, основанной Елизаветой Федоровной; она присутствовала на его отпевании.

В конце слова Владыка отметил, что в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской сравнительно недавно был прославлен доктор Евгений Боткин, друг и врач Царской семьи. Недавно Отдел по церковной благотворительности и социальному служению по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил специальную награду для врачей – медаль святого страстотерпца Евгения Боткина. После проповеди владыка Пантелеимон вручил первую такую медаль, а также список с иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» руководителю Общества православных врачей, академику Александру Григорьевичу Чучалину, много потрудившемуся для прославления в лике святых Евгения Сергеевича Боткина.

Информационный источник: https://pstgu.ru/news/main/chem_dolshe_zhivesh_tem_bolshe_chuvstvuesh_pomoshch_bozhiey_materi/

Кулинарный мастер-класс в Гольново

22 февраля прошёл кулинарный мастер-класс при трапезной Храма Сергея Радонежского в Гольяново, г. Москва. Проводила мастер-класс известная супружеская чета Российских поваров – Лясниковых: Тимур и Евгения.

Мастер класс был посвящен приготовлению пирожков, вареников и кундюбов из грибов и гречки. Для тех кто возможно не знает кундюмы (они же кундумы, кундупцы, кундюпцы, кундюбки) это — старинное русское блюдо XVI века, представляющее собой своего рода пельмени с грибной начинкой. Тесто для кундюмов замешивается на растительных маслах (подсолнечном или маковом) и горячей воде и представляет собой, таким образом, сочетание заварного и вытяжного теста. Блюда получились очень и очень ВКУСНЫЕ, СЫТНЫЕ. И получили оценку – ОТЛИЧНО, от тех кому посчастливилось отведать пирожки, вареники и кундюмы с грибами.

Мероприятие состоялось благодаря Национальной гильдии шеф-поваров, а так же компании «Грибной Алтай»!

Участники мастер-класса получили ценный опыт от общения с профессионалами, все остались сыты и довольны!

23 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 6-ю по Пасхе

29 мая 2022 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сердечно поздравляю вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, с сегодняшним воскресным днем. Евангелие, которое мы сегодня слышали (Ин. 9:1-38), исполнено — как и все, что Господь говорил людям, — очень глубоких смыслов; но мы настолько привыкаем к евангельским чтениям, что не очень-то употребляем усилия, чтобы попытаться вникнуть в то, что нам сказано. Конечно, помогают раскрытию смысла Священного Писания замечательные книги духовного содержания; этому также посвящается проповедь в храме. И очень важно, чтобы слова Евангелия не проходили мимо нас, мимо нашего внимания, потому что эти слова — от Самого Бога, и нет ничего более важного, значительного и нужного для человека, чем Божие Слово.

Давайте подумаем о сегодняшнем чтении. Это история слепого человека, которого исцелил Господь. Ученики спрашивали: «За что ему такое — слепой с самого рождения? Кто согрешил, он или его родители?» То есть ученики восприняли этот страшный недуг как Божие наказание, как отвержение слепого человека Божиим Промыслом; но Господь отвечает: «Ни он, ни родители, но чтобы явились на нем дела Божии». И мы знаем, что Господь исцеляет слепорожденного, и это великое явление Божией силы свидетельствует о том, что для Бога нет ничего невозможного. Одновременно это чудо явлено для того, чтобы каждый страждущий понимал: страдание не должно нас разрушать, потому что над всеми нами — Господь. И если Господь кого-то посещает страданием, допуская болезни, печали и воздыхания, то не для того чтобы погубить человека, но чтобы на нас, при правильном восприятии скорби, явились дела Божии. Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст называет скорбь школой любомудрия, то есть любви к мудрости, через которую познаются Божественное всемогущество и милость.

Каждый из нас проходит через скорби, которые мы на современном языке, заимствованном не из церковного Предания, а из науки, называем стрессами. Но, как ни назови, это скорби человеческие, когда и разум, и сердце словно погружаются в эту стихию страданий. Конечно, такое погружение подрывает и физическое здоровье, но нередко люди, проходя через скорби, делают из своего тяжелого опыта самые опасные выводы. Одни отрицают Бога: где же Ты, Боже, если я так скорблю? Другие, не отвергая Господа, ослабевают в молитве: просил у Господа, просил, а исцеление, избавление так и не наступило…. Но очень многие, проходя через испытания, укрепляются в вере, анализируя и правильно оценивая их последствия. Ведь если человек с определенного расстояния внимательно посмотрит на то, что когда-то привело его в состояние стресса, тяжести душевной, то может прийти к выводу: а ведь это было не напрасно. Вот почему святитель Иоанн и называет страдание школой любомудрия, то есть обретения особой мудрости. Наверное, это самый главный вывод, который мы должны делать, когда погружаемся в тяжелое состояние — либо по состоянию здоровья, либо через утрату ближних, либо через тяжелые житейские обстоятельства, связанные с неудачей по работе, раздорами в семье, да просто невозможно перечислить все причины, по которым мы погружаемся в глубочайшую скорбь. Но именно тогда мы и должны осознать, что не для нашей погибели, а для нашего спасения скорби допускаются Господом, и вспомнить слова Златоуста, что скорбь — это школа любомудрия, открывающая нам подлинный смысл Божественного замысла, в котором только любовь и забота о каждом из нас.

Сегодня мы вспоминаем страшные события в истории нашего Отечества. Во-первых, решение о разделении Руси, которое принял тогдашний вождь Ленин. До того единую Русь стремились разделить враги, а киевские князья, затем князья московские, цари, императоры стояли на защите единства страны. Но вот пришел такой господин или товарищ и ликвидировал единую страну, создав на территории исторической Руси независимые государства. Поскольку все, что делали революционеры, было связано с обманом народа, то и сделанное этим человеком несло в себе обман. С одной стороны, он подписал все эти декреты о том, что на территории Руси создаются независимые государства, но очень скоро от его решения мало что осталось. Но решение-то было! Верховный правитель принял решение разрушить свою страну, и мы знаем, что последствия того страшного решения и сегодня откликаются на судьбе всех нас — людей, живущих и в Российской Федерации, и на Украине, и в Белоруссии, и в других местах. Конечно, многие свыклись, многие даже считают, что все это хорошо; сколько голов — столько умов. Но великая страна, оплот Православия, сила, уравновешивавшая все другие силы, через эти страшные исторические решения ослабла. Впрочем, не настолько, чтобы с ней вообще перестали считаться, и потому сегодня мы лицом к лицу сталкиваемся с новыми проблемами, которые связаны опять-таки с тем, что предпринимаются опасные попытки ослабить наше Отечество. И верим, что Господь не допустит этого по молитвам святых угодников, по молитвам всех святых, начиная от отцов Киево-Печерских, отцов, во всех русских монастырях подвизавшихся, и особенно новомучеников и исповедников Церкви Русской. Верим, что по молитвам всех наших святых Господь приклонит милость Свою к народу нашему, к Церкви нашей и не допустит погибели.

Сегодняшний день связан с появлением страшного декрета о так называемом изъятии церковных ценностей. Церковь была готова, Патриарх Тихон был готов помочь голодающим: как только начался голод, Патриархом было принято решение отдать определенные церковные ценности, например, драгоценные ризы с икон. Но для каждого верующего человека было ясно и понятно, что такие священные предметы, как евхаристические сосуды, раки со святыми мощами не могут быть отданы, потому что иначе совершится святотатство. Святейший Патриарх со своими собратьями принимает решение помочь голодающим, в том числе передав им значительную часть церковных ценностей, но ведь не это было нужно властям! Им не нужно было, чтобы Церковь помогала голодающим, — им нужно было, прежде всего, скомпрометировать Церковь в глазах людей: вот посмотрите, у них такие богатства, а они не помогают голодным! И потому вслед за этим декретом, невзирая на позицию Патриарха Тихона и епископата нашего, готового отдать многое из церковных ценностей в помощь голодающим, начинается принудительное изъятие ценностей, сопровождавшееся осквернением святынь. Мощи вытряхивались из гробниц, святые сосуды, на которых совершается Святая Евхаристия, сваливались в кучу, и все это потом отправлялось либо на продажу за границу, либо на переплавку. Вот чего не могли вынести русские православные люди, и наступила великая скорбь, потому что гонители, провозгласившие себя народными избранниками, стали разрушать наши национальные святыни, несмотря на волю большинства народа. Да не просто разрушать — сколько же крови тогда пролилось! Сколько грязи было вылито на Церковь! Сколько мер было предпринято, для того чтобы, как говорил тогдашний правитель Ленин, расстрелять как можно больше реакционного духовенства! Вот что нужно было тогдашним властям.

Сегодня я говорю об этом в связи со столетием того страшного события. Наверное, те, кто задумал и кто совершал это особенно варварское и жестокое гонение, думали, что это конец: поставим точку, и кто же после такого в себя придет? Но Церковь доказала, что сильна не материальными ценностями, хотя они всегда бережно хранились в Церкви как как жертва верующих людей, как их дар Самому Богу. Но даже не этим сильна Церковь, но духом веры и способностью укреплять верующих, с тем чтобы они могли противостоять духам злобы поднебесной (Еф. 6:12).

Сегодня мы, конечно, не можем не скорбеть и о том, что происходит на братской Украине. Несомненно, те же духи злобы поднебесной ополчились на Церковь нашу, стремясь не просто разделить православных людей Руси и Украины, но сделать так, чтобы между нами пролегла пропасть. И не просто пропасть, но чтобы ров был выкопан, подобно тем рвам, которые используют во время военной операции, чтобы враг не прошел. Глубоко убежден в том, что поелику все эти усилия не от Бога и не по Божиему благословению, эта цель никогда не будет достигнута. Потому что, несмотря на любые перемены границ между государствами, Церковь единого народа, вышедшего из Киевской купели Крещения, как и сам народ, будет, несомненно, хранить в сердце своем, в памяти своей, в благочестивых обычаях своих великое наследие предков, идущее от князя Владимира до сего дня. Сегодня некие силы, якобы выступая за благо кого-то из наших народов, выкапывают эти рвы, думая, что тем самым обеспечат счастье и благополучие. Никогда ничего подобного не происходит — где ложь, где война, где ненависть, где попытки столкнуть людей, там не может быть и человеческого благополучия.

Еще и еще раз хочу сказать: мы с полным пониманием относимся к тому, как сегодня страдает Украинская Православная Церковь. Мы с пониманием относимся к тому, что Блаженнейший митрополит Онуфрий и епископат должны действовать сегодня максимально мудро, чтобы не осложнять жизнь своего верующего народа. Мы ко всему этому с пониманием относимся, но мы молимся и о том, чтобы никакие временные внешние средостения не разрушили духовное единство нашего народа. И просим Господа, чтобы духовные ценности, которые сформировал наш благочестивый народ под покровительством единой Русской Православной Церкви, и которые укоренены в душах и сердцах людей, принесли свой плод стояния за единство Церкви и за Божию правду.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним особым воскресным днем. И, размышляя об исторических событиях, которые мы сегодня вспоминаем, осознавая, что враг рода человеческого и сегодня сеет семена раздора на просторах Святой Руси, будем молиться за то, чтобы Господь сохранил всех нас, все народы Руси в единстве, благочестии, чистоте и силе, способной преодолевать прилоги вражеские. Молитвами святых угодников Божиих, и в Киево-Печерской лавре просиявших, и во всех других монастырях Руси, да поможет Господь Церкви нашей мужественно, мудро, со смирением, но и с силой продолжать укреплять народ свой в вере, благочестии и чистоте. Аминь. Христос Воскресе!

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5931598.html

31 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

В храме прошла экскурсия детского лагеря

30 июня состоялась экскурсия в Храм Рождества Христова в Измайлове летнего детского лагеря при ГБУ «Окружной общественный центр имени Моссовета» Территориального управления Измайлово «Солнечная страна».

Инициатором мероприятия выступил патриотический клуб при Храме Рождества Христова в Измайлове «Витязи Отечества».

Экскурсию для ребят провел клирик храма диакон Владимир Исаков. Отец Владимир рассказал об истории храма, храмовом пространстве, чудотворных и старинных иконах, побеседовал с ребятами о православной вере и богослужении.

После этого дети под руководством звонаря Сергея Владимировича Нейбурга поднялись на колокольню, где узнали о некоторых азах колокольного искусства и позвонили в колокола.

В завершение встречи гостей познакомили с воскресной школой и напутствовали небольшим угощением.

«И дети, и взрослые остались в восторге. Ребята получили множество впечатлений, которыми потом делились дома с родителями. Было интересно и познавательно! Эта экскурсия повлияла даже на тех детей, которые не являются православными, — отметила заместитель руководителя Территориального управления «Измайлово» ГБУ г. Москвы «Окружной общественный центр имени Моссовета» Лариса Игоревна Карасева. — Такие мероприятия обязательно нужны. Дети должны знать православную веру, основу и опору своей страны, знать, к чему обращаться. Надеемся, что мы продолжим наше взаимодействие и в следующий раз придем уже с новой группой детей».

Информационный источник: пресс-служба Восточного викариатства и храма Рождества Христова в Измайлове

2 июля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Совещание фокус-группы по приходской деятельности Восточного викариатства

6 февраля под председательством Преосвященнейшего Пантелеимона, епископа Орехово-Зуевского, управляющего Восточного викариаства г. Москвы состоялось совещание фокус-группы по приходской деятельности.

Участники совещания:

1. Преосвященнейший ПАНТЕЛЕИМОН, епископ Орехово-Зуевский, управляющий Восточным викариатством г. Москвы — председатель совещания.

2. Протоиерей Александр ДАСАЕВ — благочинный Воскресенского благочиния, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках.

3. Протоиерей Иоанн ЕРМИЛОВ — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове.

4. Протоиерей Алексий БАТОНОГОВ — настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Перово.

5. Иерей Александр АЛЕШИН — настоятель храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в Кусково, заведующий Канцелярией Восточного викариатства, заместитель председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

6. Иерей Алексей ДОВГОПОЛЫЙ — настоятель храма священномученика Гермогена.

7. Иеромонах Афанасий ИВАНОВ — настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках.

8. Иерей Павел ОГРЫЗКОВ — клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове.

9. Иерей Петр ИВАНОВ — настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.

10. Иерей Роман БОГДАСАРОВ — ответственный за проведение совещания, настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольяново.

11. Диакон Игорь КУЛИКОВ — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

12. Никита Владимирович ГАНИЧЕВ — секретарь совещания.

Цель: Исполнение поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по Итогам епархиального совета г. Москвы от 09.09.19 г.

Задачи: активизировать приходскую работу по молодежному и семейному направлениях в рамках Восточного викариатства. Проработать эффективные пути пастырского попечения о впервые приходящих в храм людях. Обсудить возможность улучшения духовнической практики на приходах Восточного викариатства в целях увеличения количества приступающих к Таинствам Исповеди и Причастия.

Повестка дня:

1. Проведение на регулярной основе викариатских пастырских конференций.

2. Темы для первых пастырских конференций (на основании поручения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА по итогам Епархиального совета города Москвы от 06.11.2019 года.

       а. Воспитание в православной вере детей духовенства в условиях мегаполиса: опыт, трудности, положительные примеры.

       б. Присутствие священника в соцсетях: позитивный опыт и опасности.

3. Взаимодействие с ВУЗами и молодежная работа в храмах Восточного викариатства.

4. Создание группы в мессенджере WhatsApp для коммуникации священнослужителей Восточного викариатства. Обсуждение сетевого этикета группы.

ПОСТАНОВИЛИ:        

  1. Проведение первой пастырской конференции по теме «Воспитание в православной вере детей духовенства в условиях мегаполиса: опыт, трудности, положительные примеры» в первой половине 2020 года.
  2. Организовать на первой пастырской конференции в 2020 году три блока для докладов: Общение в семье священнослужителя, Компьютерная и информационная безопасность, Выступление приглашенных гостей и их опыт воспитания детей. Проведение конференции назначить на 12 марта 2020 года в 13:00. Место проведения — храм Преображения Господня на Преображенской площади г. Москвы.
  3. Организовать анонимный опрос жен священнослужителей Восточного викариатства на тему воспитания детей и возникающих при этом проблем, для дальнейшего анализа и предоставления результатов на первой пастырской конференции 2020 года.
  4. Создать групповой чат в мессенджере WhatsApp для коммуникации священнослужителей Восточного викариатства о различных трудностях в вопросах пастырской практики, важных новостях, достижениях, мероприятиях и др.
12 февраля 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up