Владыка Пантелеимон: празднование дня иконы Божией Матери «Утоли моя печали» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Владыка Пантелеимон: празднование дня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Опубликовано: 11 февраля 2022

Категории: Новости

7 февраля 2022 года в Николо-Кузнецком храме праздновался день чтимой иконы Божией Матери «Утоли моя печали».
Божественную Литургию возглавил Преосвященнейший Пантелеимон, епископ Верейский, викарий Святейшего Патриарха Кирилла, в сослужении ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьева и собора духовенства. На службе было много преподавателей и студентов нашего университета.

Чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали» была принесена в Москву казаками в 1640 году и помещена в храме святителя Николая в Пупышах. После революции, в 1930-е годы, этот храм был снесен, а икона «Утоли моя печали» перенесена в храм святителя Николая в Кузнецах, где находится ныне в Введенском приделе, освященном некогда святителем Филаретом (Дроздовым). Образ «Утоли моя печали» почитал покровитель нашего университета Святейший Патриарх Тихон, он неоднократно совершал службы перед этой иконой. Реставрация образа была осуществлена в конце ХХ века прихожанкой Николо-Кузнецкого храма, иконописцем, художником-реставратором и профессором ПСТГУ Ириной Васильевной Ватагиной (1924–2007).

7 февраля также вспоминается память святителя Григория Богослова и двух священномучеников, чей жизненный подвиг связан с историей нашего университета – Киевского митрополита Владимира (Богоявленского) и Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Митрополит Владимир, строитель Московского Епархиального дома, был расстрелян в Киеве большевиками 25 января по с/с – 7 февраля по н/с 1918 г. и стал первым новомучеником из числа русского епископата. Он в 1902 г. освятил Епархиальный дом и Князь-Владимирский храм в нем и благословил создание там центра широкой просветительской и благотворительной деятельности. После возвращения Церкви полуразрушенного Епархиального дома и его реставрации он стал главным зданием ПСТГУ, который начал и продолжает большую работу по прославлению мучеников и исповедников XX века. Священномученик Петр (Зверев), как отметил протоиерей Владимир Воробьев, был первым настоятелем Князь-Владимирского храма при Епархиальном доме в Москве.

Проповедь после запричастного стиха произнес декан историко-филологического факультета ПСТГУ иерей Андрей Постернак. Отец Андрей сказал: «Когда мы обращаемся к Божией Матери и просим: «Утоли моя печали», – то, в первую очередь, должны печалиться о том, что мы отделены от Царства Небесного, что не умеем любить Христа, как должно, что мы пока не живем той жизнью, которая должна быть у нас. Поэтому нам нужно молиться Пресвятой Деве, чтобы Она научила нас смирению и помогла полюбить Христа так же, как любила и любит Она».

По окончании Божественной Литургии отец Владимир поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла и владыку Пантелеймона за совершение в этот день Божественной Литургии архиерейским служением. Отец ректор отметил, что этот праздник всегда был очень торжественным днем в Николо-Кузнецком храме и во всей Москве: здесь не раз служили в этот день патриарх Пимен, а потом патриарх Алексий II, многие москвичи всегда приходили и поныне приходят в этот день помолиться у чудотворной иконы Пресвятой Богородицы, имеющей такое умилительное название – «Утоли моя печали».

Отец Владимир отметил: «Чем дольше живешь, тем больше чувствуешь помощь Божией Матери и необходимость этой помощи. В наше тревожное время, когда везде звучат угрозы войны и всяких других нестроений, главное нестроение происходит в наших душах – люди совершенно отменяют Закон Божий и начинают жить, забывая о Евангелии, забывая о вере христианской. Хотя время сейчас свободное, как будто бы легкое, можно было бы жить и радоваться, и благодарить Бога, но люди вместо этого в погоне за земными благами, удовлетворением низменных страстей забывают о Боге. Мне вчера пришлось услышать слова замечательного старца Ефрема Аризонского, к которому мы вместе с Владыкой ездили в Аризону 25 лет назад. Он говорил, что грехи, которые сейчас затопляют мир, ненавистны Христу, и они повлекут за собой то же наказание, что было в отношении Содома и Гоморры. Угрозы такой гибели сейчас звучат все чаще. Видя, как распространяются тяжкие грехи даже среди чад Церкви, в том числе разводы, нестроения в семьях, отвратительные измены, мы все больше чувствуем необходимость помощи Божией Матери. Хочется взывать к Ней этими словами: «Утоли наши болезни и печали», и поэтому к Ее иконе неустанно идет народ».

Владыка Пантелеимон поддержал слово отца Владимира, сказав, что Божия Матерь управляет нашей жизнью и жизнью этого храма. Владыка сказал, что икону Божией Матери «Утоли моя печали» очень любила его покойная супруга, матушка София. Она молилась у этой иконы о своих детях, когда умирала. Когда ее спрашивали: «На кого ты, Соня, оставляешь своих маленьких детей?» Она говорила: «Я оставляю их на попечение Божией Матери».

Затем Владыка рассказал об отце вспоминаемого 7 февраля священномученика Петра (Зверева), протоиерее Константине. Последний в течение многих лет был настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках, где и возрастал будущий священномученик архиепископ Петр. Отец Константин был духовно близок преподобномученице великой княгине Елизавете Федоровне, знал ее лично. После убиения великого князя Сергия он был настоятелем домового храма во имя святых апостолов Петра и Павла при Малом Николаевском Кремлевском дворце, где проживала великая княгиня. Был духовным попечителем Иверского больничного храма на Полянке. Отец Константин скончался в Марфо-Мариинской обители, основанной Елизаветой Федоровной; она присутствовала на его отпевании.

В конце слова Владыка отметил, что в составе Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской сравнительно недавно был прославлен доктор Евгений Боткин, друг и врач Царской семьи. Недавно Отдел по церковной благотворительности и социальному служению по благословению Святейшего Патриарха Кирилла учредил специальную награду для врачей – медаль святого страстотерпца Евгения Боткина. После проповеди владыка Пантелеимон вручил первую такую медаль, а также список с иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» руководителю Общества православных врачей, академику Александру Григорьевичу Чучалину, много потрудившемуся для прославления в лике святых Евгения Сергеевича Боткина.

Информационный источник: https://pstgu.ru/news/main/chem_dolshe_zhivesh_tem_bolshe_chuvstvuesh_pomoshch_bozhiey_materi/

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

В Москве пройдет очный этап VI сезона конкурса «Лето Господне» для финалистов старшей возрастной группы

С 26 по 28 сентября 2020 года в Москве состоится очный этап VI сезона Международного детско-юношеского литературного конкурса им. Ивана Шмелева для финалистов старшей возрастной группы (10-11 классы).

Ребят ожидает насыщенная культурная программа, в которую войдут литературный мастер-класс, написание творческой работы, экскурсия по центру Москвы, посещение исторических мест.

Экспертами очного этапа выступят Виктор Николаев, Дмитрий Володихин, Анна Евтихиева и Сергей Арутюнов.

По результатам рассмотрения очной работы будут выбраны победители в старшей возрастной группе, награждение которых пройдет 28 сентября в 11.00 в Белом зале Храма Христа Спасителя.

Международный детско-юношеский литературный конкурса им. Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательским Советом Русской Православной Церкви с 2014 года.

На заочном этапе с 1 сентября по 1 декабря осуществляется прием работ, после чего эксперты отбирают финалистов. Очный этап конкурса проходит в Москве. Финалисты посещают памятные места города, связанные с историей отечественной литературы, а также пишут работы, по результатам которых выбирается несколько победителей.

Очный этап VI сезона конкурса «Лето Господне» был перенесен с весны на осень 2020 года из-за сложной эпидемиологической ситуации.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5694537.html

21 сентября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Синодальный отдел по делам молодежи проводит конкурс молодых блогеров

Синодальный отдел по делам молодежи совместно с Благотворительным фондом поддержки социальных инициатив «Весна» открывают прием заявок для участия в конкурсе молодых блогеров.

Цели конкурса — формирование гражданской позиции и социальной активности православной молодежи, выявление и поддержка талантливых православных молодых людей.

Конкурс будет проходить в два этапа, на каждом из которых участникам нужно будет выполнять задания в формате коротких видеороликов. Выполнившие все задания будут отмечены ценными призами и грамотами. Пять победителей получат финансирование и иную поддержку текущей блогерской деятельности, в частности, им будут предложены закупка оборудования, обучение, оказана помощь в продвижении канала.

Первый этап конкурса проходит с 1 апреля по 15 мая, второй — с 17 мая по 13 июня 2021 года.

Подать заявку на участие можно по ссылке.

Информационный источник: http://moseparh.ru/sinodalnyj-otdel-po-delam-molodezhi-provodit-konkurs-molodyx-blogerov.html

1 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Продолжается набор добровольцев в Мариуполь

ВНИМАНИЕ! По благословению епископа Верейского Пантелеимона Синодальный отдел по благотворительности набирает добровольцев для восстановления частных домов в Мариуполе.

Волонтеры помогают тем, кто не может сам отремонтировать свое жилье: пожилым, одиноким инвалидам, многодетным семьям. С марта 2023 года добровольцы уже восстановили 200 домов, но масштаб разрушений в разы больше. Людей не хватает.

Если у вас есть возможность и желание помочь, приходите на курсы для добровольцев-ремонтников. Открытие курсов состоится 21 апреля в 15:00 (сбор добровольцев в 14:30) на территории храма прп. Серафима Саровского в Раеве (пр. Шокальского, 48, метро Медведково).

Записаться можно по телефону: 8 800-70-70-222 или заполнить анкету: https://bit.ly/dobroremont

Не оставайтесь в стороне

Пресс-служба Восточного викариатства

13 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up