«Видеть и слышать» красоту церковного искусства — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Видеть и слышать» красоту церковного искусства

Опубликовано: 2 ноября 2023

Категории: Новости, Религиозное образование

1 ноября сотрудники Духовно-просветительского центра при храме св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке посетили фестиваль современного церковного искусства.

«Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти». Такими словами прп. Феодора Студита встречает гостей грандиозный проект. В Московском доме художника сотрудники Патриаршего Подворья ознакомились с выставкой «Монументальное искусство в церкви», на которой представлены работы современных иконописцев и скульпторов, посетили зал кинопоказов, почерпнули множество интересных фактов из истории христианского искусства.

Особое впечатление произвели на посетителей искусно выполненная икона Спасителя, созданная из фресок затопленного храма, а также работа «Святитель Филарет Московский и Александр Пушкин» и многие другие.

В этом году тематика фестиваля носит название «Да будет все едино». Едины мы верой православной, едины и в любви ко Господу. Выставка продолжает свою работу до 4 ноября. Приглашаем приобщиться к прекрасному миру красоты духовной.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Методический семинар по библейским кружкам

4 апреля 2023 года в храме Преображения на Преображенской площади прошел методический семинар по библейским кружкам Восточного и Юго-Западного викариатств.

Участниками семинара стали руководители библейских кружков, миссионеры, катехизаторы и приходские консультанты Восточного и Юго-западного викариатства.

Семинар возглавил епископ Верейский Пантелеимон, глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В первой части семинара были заслушены доклады:
— Конопатченков А.В., ответственный за мисс.работу Восточного викариатства: «Патриаршая программа по изучению Библии в помощь приходским библейским кружкам (izuchaem-bibliu.ru
— Серебрякова Ю.В., старший преподаватель ПСТГУ, заместитель главного редактора сайта ПСТГУ: «Опыт организации евангельских кружков для взрослых и детей в приходе храма свт. Николая в Кузнецах (Замоскворечье)»
— Гордеева К. В., секретарь Библейского яхт-клуба храма святого князя Димитрия Донского в Северном Бутово   «Кругосветная парусная Регата Библейского яхт-клуба «Восход»

Во второй части семинара владыка ответил на вопросы аудитории, предложив продолжить встречаться в подобном формате для обсуждения конкретного опыта приходов по организации библейских кружков.

Пресс-служба Восточного викариатства

4 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Праздничный концерт прошел в Гольянове

14 мая в Актовом зале Приходского дома храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких прошел праздничный концерт, посвященный Дню Победы и организованный усилиями педагогов и учащихся храмового Образовательного Центра «СЛОВО».

Почетными гостями концерта стали: ветеран  Великой Отечественной Войны Владимир Николаевич Фомин, которому 27 мая исполнится 101 год, и писатель, полковник военно-медицинской службы, Валерий Анатольевич Суханов.

Открывая мероприятие возгласом «Христос Воскресе», клирик храма иерей Евгений Бадыло обратился к собравшимся с напутственным словом о том, что подрастающему поколению очень важно учиться на примере героев Великой Отечественной войны, которые своей жизнью и подвигами показали что такое бесстрашие, мужество, товарищество и сила духа.

На празднике Владимир Николаевич рассказал ребятам о том, как прошёл трудный и долгий военный путь от битвы за Москву и взятия Рейхстага, и о том, как в детстве его бабушка водила в храм и подводила к Таинству Причастия.

Владимир Николаевич призвал учеников никогда не терять чувства самообладания, веры в Бога и целеустремлённости.

Пресс-служба Восточного викариатства и прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

16 мая 2024
ПОДРОБНЕЕ

Волонтеры Спасского прихода помогают бездомным на вокзалах

Волонтерская служба Спасского прихода в Перово последний год работает очень интенсивно. В период самоизоляции десятки добровольных помощников приносили пожилым прихожанам просфоры и свечи, лампадное масло, продукты и лекарства. Карантин снят, в магазины можно ходить без ограничений, но нет-нет, да и раздастся звонок с просьбой о помощи.

Уже третий месяц с благословения настоятеля протоиерея Андрея Бондаренко волонтеры прихода активно развивают новое направление: помощь бездомным на вокзалах. Помогают тем, кто обитает на Ярославском, Ленинградском и Казанском.

Бездомных многие презрительно называют бомжами, говорят, что сами виноваты в своих несчастьях, но людьми от этого они быть не перестали и также нуждаются в заботе, в тепле и в еде. Они такие же, как и мы, только им негде жить.

С идеей кормить тех, кто лишен крова и ежедневной тарелки горячего супа, выступил Георгий Новожилов. Работающий водителем скорой помощи он не раз видел, как тяжело приходится этим людям. К тому же у Георгия был опыт подобной помощи в рамках волонтерского движения другого храма.

Его идею не только поддержали — некоторые с радостью к ней присоединились. Храм выделил помещение, где в выходные начинается подготовка к выезду: волонтеры формируют продуктовые наборы. На вокзал отправляется группа из пяти человек: двое мужчин и три девушки.
Сейчас с собой на вокзал волонтеры готовят порядка 200 продуктовых наборов.

В группе волонтеров есть человек с медицинским образованием, Людмила Кошкарева, которая подбирает необходимые препараты заболевшим, их дозировку. На вокзал берут с собой нижние белье и носки, сейчас остро стоит с теплой одеждой, потому что холод – главный враг бездомного. Им нужны теплые свитера, шапки, перчатки, кальсоны, гамаши. Все это приобретается на собственные деньги волонтеров и пожертвования, которые передают прихожане. «Иногда нам жертвуют пассажиры, которые становятся невольными свидетелями нашей работы», — рассказывает руководитель волонтерского движения Спасского прихода Алексей Шаповал.
Хочется помогать этим людям. Один раз поехав, ты уже понимаешь, что человек, которого ты накормил, будет тебя ждать. Самое главное чувство — чувство радости, что ты хоть кому-то, но помог, хоть кого-то, но отправил домой, скудно, но накормил. Ты дал человеку прожить еще один день», — добавил Алексей Шаповал.

Более подробно узнать о деятельности волонтерской службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово можно на сайте: https://spasperovo.ru

Информационный источник: https://spasperovo.ru/news/kormit-otogrevat-vozvrashhat-k-zhizni-volontery-spasskogo-prihody-rabotajut-s-bezdomnymi-na-vokzalah-moskvy/

26 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up