«Видеть и слышать» красоту церковного искусства — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

«Видеть и слышать» красоту церковного искусства

Опубликовано: 2 ноября 2023

Категории: Новости, Религиозное образование

1 ноября сотрудники Духовно-просветительского центра при храме св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке посетили фестиваль современного церковного искусства.

«Кто не исповедует, что Господа нашего Иисуса Христа можно изображать живописью, тот не исповедует, что Он был видим во плоти». Такими словами прп. Феодора Студита встречает гостей грандиозный проект. В Московском доме художника сотрудники Патриаршего Подворья ознакомились с выставкой «Монументальное искусство в церкви», на которой представлены работы современных иконописцев и скульпторов, посетили зал кинопоказов, почерпнули множество интересных фактов из истории христианского искусства.

Особое впечатление произвели на посетителей искусно выполненная икона Спасителя, созданная из фресок затопленного храма, а также работа «Святитель Филарет Московский и Александр Пушкин» и многие другие.

В этом году тематика фестиваля носит название «Да будет все едино». Едины мы верой православной, едины и в любви ко Господу. Выставка продолжает свою работу до 4 ноября. Приглашаем приобщиться к прекрасному миру красоты духовной.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма св.блгв.кн. Даниила Московского в Метрогородке

Служение священника – самое главное служение на Земле

5 декабря состоялась встреча епископа Пантелеимона с недавно рукоположенными священниками Восточного викариатства в приходском антикафе храма святого равноапостольного великого князя Владимира в Новогиреево.

Епископ Пантелеимон был рад обсудить с собравшимися молодыми священниками темы пастырского окормления прихожан, проблемы исповеди и все другие имеющиеся вопросы.

Встреча проходила в неформальной обстановке за чашкой чая.

9 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

Архиерейская служба в Перово

29 августа 2025 года, в день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа, в храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово отметили престольное торжество. Праздничную Божественную литургию возглавил преосвященнейший Мефодий, епископ Егорьевский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, врио управляющего Восточным викариатством г. Москвы.

Его Преосвященству сослужили протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово, настоятель Спасского храма протоиерей Андрей Бондаренко, а также столичное духовенство: Протоиерей Сергий Точеный, Протоиерей Андрей Милкин, Протоиерей Алексий Батаногов, Иеромонах Петр (Федин), Протоиерей Андрей Марущак, Протоиерей Михаил Зазвонов, Священник Валерий Степанов, Священник Димитрий Данилов, Священник Димитрий Сафонов, Священник Александр Волков, Священник Андрей Щенников, Священник Михаил Кривошеев, Священник Димитрий Карпов, Священник Димитрий Лактюхин, Священник Андрей Бойчун, Священник Иоанн Паскевич, Иеромонах Александр (Серпенинов), Священник Александр Сидоров, Священник Дионисий Трофимов, в том числе клирики, которые в свое время несли послушание в нашем храме.
Диаконский чин возглавил архидиакон Константин Барган, клирик Храма Христа Спасителя.

Богослужебные песнопения исполнил хор «Патриаршие добровольцы», регентом которого является прихожанка храма Анна Голик.

По окончании Литургии был совершен молебен и вознесена молитва перед Нерукотворенным Образом Спасителя.

Затем настоятель храма протоирей Андрей Бондаренко приветствовал владыку Мефодия, который впервые совершал Литургию в этом храме.

«Владыка, добро пожаловать, с любовью принимаем. Мы всегда с любовью принимали владыку Пантелеимона и сейчас с любовью принимаем Вас. Надеемся, владыка, что это будет не последнее архиерейское богослужение в нашем храме по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Всегда с радостью ждем Вас здесь».
На молитвенную память от Спасского прихода в дар епископу Мефодию настоятель вручил крест и панагию.

В ответном слове Преосвященный Владыка поздравил всех с престольным праздником и тепло поблагодарил за радость общей молитвы.

29 августа 2025
ПОДРОБНЕЕ

Клирики из Африки посетили Гольяново

Божественная литургия в Неделю 16-ю по Пятидесятнице в храме сщмч.Ермогена в Гольяново.

13 октября Божественную литургию в храме сщмч.Ермогена в Гольяново совершил клирик храма иерей Михаил Лихачев в сослужении клириков Южно-Африканской епархии Русской Православной Церкви в составе Патриаршего экзархата Африки: иерей Самсон Гуту, иерей Паисий Ругонзигва, иерей Максим Кибет. Священники из Африки произносили молитвы на Английском языке.

После Богослужения настоятель храма иерей Алексей Довгополый обратился к гостям со словами благодарности и признательности братского общения, а также отметил отличительную особенность традиций России и Африки, что вызывает трудности Евангельской проповеди в странах Африки.

После Литургии у прихожан храма была возможность пообщаться с гостями и узнать поближе о жизни и служении священников в Африке.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма сщмч.Ермогена в Гольяново

14 октября 2024
ПОДРОБНЕЕ

ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ — НЕ ДЕНЬ ДЛЯ РАЗБОРОК!

В Прощеное воскресенье (в 2017 году оно будет 26 февраля), накануне Великого поста в храмах служится вечерня с чином прощения. В этот день принято у всех знакомых просить прощения и всех прощать. А если не получается от души — надо через силу? Не ведет ли это к лицемерию, формализму? О месте и смысле чина прощения в церковной традиции, о том, как подготовиться к Прощеному воскресенью, рассказывает иерей Николай ПЕТРОВ, клирик храма Святого благоверного царевича Димитрия (Москва).

— Прощеным это воскресенье называется не только потому, что после вечерни происходит чин прощения. Уже на литургии утром в евангельском чтении говорится о прощении: «…если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14-15). Сам чин прощения появляется впервые в русских обиходниках и соборных чиновниках только в XVI веке. Возможно, его основой послужила практика Иорданского монастыря, описанная в житии преподобной Марии Египетской, которое читается Великим постом. Но эта практика была исключительной, потому что ни в древних типиконах (уставах), ни в современном типиконе, ни в Триоди постной (богослужебной книге поста) мы этого чина не находим.
Вечерня Прощеного воскресенья — это первая служба Великого поста, ведь в Церкви день начинается с вечера. Ее последование немногим отличается от вечерни среды или пятницы Сырной седмицы, на которых уже делаются земные поклоны и читается молитва Ефрема Сирина, — просто на них мало кому удается прийти. Различий несколько: открываются царские врата, меняются облачения священников и убранство храма на черный и звучит великопостный «великий прокимен»: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю…», выражающий, по слову протоиерея Александра Шмемана, главное настроение первых дней Поста — светлую печаль: «таинственную смесь отчаянья и надежды, тьмы и света» для человека, слабого отрока, безвольного раба, стремящегося в Царство Божие, но ощущающего себя изгнанным из него. Светлая печаль — потому, что одновременно с осознанием греховности возникает и покаяние как путь к возрождению, обновлению души. Не случайно в одном из песнопений Триоди постной пост сравнивается с весной — «возсия весна постная». Только в начале весны бывает такой холодный свет, такой прозрачный воздух, и мне кажется, он очень соответствует духовному переживанию начала Поста — чистоте, трезвенности, что передается всем богослужебным строем Поста — тихие строгие распевы, темные облачения, мерные поклоны. Весна — это обновление жизни, обновление духа, но «весна душам» начинается прикровенно в самой глубине, как и в природе ранняя весна, которая наступает в это время: зримых изменений вроде нет, но уже день стал длиннее, и тьма отступает.
Вечерня Прощеного воскресенья открывает время, когда каждый может почувствовать себя немного монахом: начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. И сам чин прощения, который миряне совершают на богослужении раз в год, в монастырях принято совершать ежедневно на повечерии. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост — очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом, по слову Христа: «Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу» (Лк. 12: 58).
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю». Хор в это время поет обычно песнопения подготовительных дней к Великому посту, такие, как «Покаяния отверзи ми двери», а в некоторых храмах и Пасхальные стихиры, как бы указывая ту цель, к которой мы начинаем путь.
И даже если вы никого на приходе не знаете, все равно очень важно сходить на эту службу, чтобы почувствовать атмосферу наступающего Великого поста и начать свое покаяние просьбой прощения у священника.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко — настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров — перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы. Об этом говорится в Постной триоди. Его смысл — также отложить все свои «земные попечения» и достойно подготовиться к службам, на которых мы будем проживать самые страшные и важные события истории мира.
Не раз мне приходилось слышать: разве в один день можно все всем простить или за все у всех попросить прощения? Не думаю, что здесь идет речь о прощении как о каком-то однократном вдруг принятом решении. Но главным в этот день должен стать вопрос: неужели я желаю кому-то погибели и наказания Божия — или, несмотря ни на что, желаю ему спасения и вечной жизни, хочу, чтобы Бог его простил, помиловал, несмотря на мои с ним, может быть, разногласия, может быть, зло, которое он мне сделал? И если я ему спасения не желаю, могу ли идти к Пасхе, когда, как говорит святитель Иоанн Златоуст в своем слове: «…все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне!» А на выяснение отношений, попытки понять другого, его поступка иногда уходит вся жизнь.
Конечно, в этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения у наших близких. В храме, всем вместе, это сделать проще. Проще просить прощения и простить. Эту возможность, которой нельзя пренебречь, и дает нам Церковь в Прощеное воскресенье.

Подготовила Ирина ЛУХМАНОВА

Иерей Николай ПЕТРОВ родился в 1976 году в Москве. В 1999 году закончил МАТИ, в 2000 — ПСТГУ. Клирик храма бл. цар. Димитрия.  Преподаватель духовных основ милосердия в Свято-Димитриевской училище сестер милосердия, преподаватель ОПК в Свято-Димитриевской гимназии.

25 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up