2 сентября 2024 года для своих первых учеников открыла двери Спасская гимназия.
Учебный год начался с Литургии, после которой отец Андрей тепло поздравил юных гимназистов с началом нового этапа их жизни, пожелав усердия в получении знаний: «Единственный способ познания Бога – доброта. Цель нашей жизни – меняться, становиться лучше, добрее. И знания, которые мы будем получать в гимназии, будут помогать взрослеть и становиться мудрее»
Напомним, что гимназия будет работать поп программе Российской Классической Школы (РКШ), ее автор – Константин Дмитриевич Ушинский.
Эта программа христоцентрична, что особенно важно в начальной школе. РКШ ориентирована на понимание материала, программа учит ребенка думать, рассуждать о предоставленных текстах.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово
2 февраля, состоялась поездка от службы «Милосердие» храма Успения в Вешняках в Воронежскую область совместно с благотворительным проектом «Мамы Мира».
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках помог одинокой многодетной маме у которой семь детей. Сердечно благодарим всех за оказанную помощь! Все средства, продукты и вещи были переданы в семью. Маму зовут Диана /Дария/, в данный момент она проходит лечение по онкологическому заболеванию. Дорогие братья и сестры! Просим ваших молитв о здравии рабы Божией Дарии с чадами!
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
В конце января и начале февраля ученики четвертых классов школы №1748 побывали в храме пророка Илии в Черкизове на просветительском занятии в рамках изучения модуля “Основы православной культуры”
Как отметил диакон Александр Николаев, который проводил экскурсию, многие дети сказали, что в храме побывали впервые. Школьники узнали о том, в какого Бога верят христиане, зачем нужны иконы и в чем символическое значение разных элементов иконы, а также смогли разжечь кадило.
Большое впечатление на них произвело и напрестольное Евангелие последней четверти XVIII века. Экскурсия традиционно завершается посещением колокольни и слушанием здесь колокольного звона.
В настоящее время в школах города Москвы начались собрания с родителями третьих классов по вопросу выбора модуля в рамках дисциплины “Основы мировых религиозных культур и светской этики”. “Основы православной культуры” помогают ребенку познакомиться с чертами национального характера русского народа и увидеть историю России через призму духовно-нравственных ценностей.
Если вы хотите побывать со своим классом в Черкизове, пишите по электронной почте metodist@hramilii.ru или по мессенджерам на телефон +7 916 188 43 23 (диакон Александр Николаев).
20 марта 2022 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон, управляющий Восточным викариаством совершил чин великого освящения храма во имя иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино г. Москвы (Рождественское благочиние Восточного викариатства Московской городской епархии) и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Его Преосвященству сослужили: протоиерей Александр Дасаев, благочинный Воскресенского округа, настоятель храма Воскресения Христова в Сокольниках г. Москвы; благочинный Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове; иерей Федор Яновский, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Косино; протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного и великого князя Владимира в Новогиреево; протоиерей Дмитрий Бабьев, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино; иерей Дмитрий Макеев, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово; иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского благочиния; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, протодиакон Валерий Щеглов, диакон Сергий Шебуренков, диакон Дмитрий Бакланов, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, столичное духовенство.
По окончании богослужения епископ Пантелеимон вручил медаль святого праведного Филарета Милостивого III степени — старосте Антонине Николаевне Тимохиной, за особый вклад в строительство данного храма.
Архипастырское слово епископа Верейского Пантелеимона:
Я очень благодарен нашим дорогим отцам благочинным, которые сюда приехали и привезли замечательный хор, благодарен певчим за их торжественное праздничное пение! Благодарен батюшкам, настоятелям, оставившим свои приходы, чтобы поучаствовать в сегодняшнем торжестве! Благодарен всем вам за то, что вы сегодня здесь собрались! Я сегодня вспоминал историю создания этого храма. Господь сподобил меня участвовать в первых молебнах, которые служились здесь на полянке, где отец Федор собирался с прихожанами, когда еще ничего не было. Я был здесь, когда вбивали первые сваи для строительства, был, когда эти сваи кто-то выдергивал, разрушал, посещал это место после первого и второго пожаров. Сегодня зазвучала сирена и невольно напомнила нам о тех событиях, когда дважды горел временный храм. Тогда, помню, мы говорили, что пожар послужил к торжеству веры, потому что объединил множество людей, а временный храм восстановили и он стал больше и краше прежнего. Все, что ни делает Господь, что ни попускает, – все оборачивается к нашей с вами пользе.
Мои особые поздравления и благодарность всем тем, кто потрудился над созданием храма! Им, как мы слышали из слов молитвы, прощаются грехи. Построившие храм на земле, наверное, сподобятся замечательных обителей в Царстве Небесном. Дорогие друзья, не расстраивайтесь из-за того, что не можете построить храм на земле. Зато вы можете построить храм своей души, и именно об этом нас спросит Господь.
И строительство храма души бывает сложнее, чем строительство храма земного. Этот храм пережил множество искушений, он многострадальный, мученический: его жгли, воровали из него сваи, протестовали против его создания – но в итоге возник такой замечательный красивый храм. А чтобы построить храм души – наверное, нужно претерпеть еще больше сложностей, бед, скорбей, болезней и, в конце концов, смерть, которая попущена Богом, чтобы очистить нас от скверны греха. Смерть – очистительное действие Божие, которое лишает нас бренного тела, мучившего нас на земле, делает его другим. А когда Господь попускает нам болезни, то душа обновляется страданиями.
Так что не нужно ничего бояться. Человек, который строит храм своей души, выйдет победителем, потому что Господь победил зло. Оно имеет на земле только видимость, оно бессильно перед силой Божией. Поэтому этот храм – еще и свидетельство силы Божией, побеждающей всякое зло и искушение. Храм возводился почти 10 лет, довольно-таки быстро построился, поэтому заслуженные награды, которые мы должны были сегодня вручить, немного задержались. Мы освятили храм раньше, чем подоспели награды. Но, думаю, не нужно никому расстраиваться, потому что получивший награду здесь на земле, возможно, лишится ее в Царстве Небесном. Но я все же хотел бы наградить человека, который потрудился больше всех и больше всех вложил своих средств в создание храма, – Антонину Николаевну Тимохину. В будущем ей надлежит получить патриаршую награду. А пока я хотел бы вручить ей медаль св. прав. Филарета Милостивого, святого, который все свои деньги истратил на помощь нуждающимся.