В Парке искусств «Музеон» открылась фотовыставка «Московские подвижники» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Парке искусств «Музеон» открылась фотовыставка «Московские подвижники»

Опубликовано: 14 сентября 2022

Категории: Новости

13 сентября 2022 года в Парке искусств «Музеон» на Крымской набережной (составная часть Парка Горького) открылась фотовыставка журнала «Фома» «Московские подвижники». Этот фотопроект рассказывает о наших современниках — обычных горожанах — сестрах милосердия, врачах, ученых, священниках, нашедших свое предназначение в помощи нуждающимся.

Проект «Московские подвижники» реализуется в рамках празднования 875-летия Москвы совместно с Парком Горького и Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

«Парк Горького и Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ расположены рядом с друг другом и, являясь географическими соседями, с помощью этой выставки рассказывают москвичам об их соседях в Москве, которые занимаются одним большим важным делом — подвижничеством», — отметил председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда.

Директор Парка Горького Елена Лупина выразила уверенность в том, что данный проект, «скрепленный добрыми соседскими отношениями, может послужить примером выстраивания коммуникаций между различными сферами жизни общества».

В проекте приняли участие фотографы Владимир Ештокин, руководитель фотослужбы Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Игорь Палкин, Юлия Маковейчук, Елена Добрякова.

Среди героев выставки — простые люди: специалисты, работники государственных и частных компаний, студенты и пенсионеры, финансисты и журналисты, юристы и предприниматели, онако у каждого из героев экспозиции имеется свой уникальный путь обретения смысла жизни, осознания своего предназначения. Каждый из них однажды сделал выбор в пользу служения ближнему.

Фотоистории рассказывают о жизни сотрудника фонда «Старость в радость» Александры Кузьмичевой, специалиста по продаже и аренде коммерческой недвижимости Анастасии Криворучко, руководителя приюта для бездомных «Теплый прием» Ильи Кускова, бывшего работника МВД и сестры милосердия Ирины Афониной, врача-педиатра, руководителя Центра реабилитации детей с двигательными нарушениями и Детской выездной паллиативной службы Ксении Коваленок, основателя и директора благотворительной организации «Дом друзей» Ланы Журкиной.

Фотопроект также знакомит с финансовым директором Марией Немых, предпринимателем Михаилом Костиковым, журналистом и телеведущим Николаем Дроздовым, координатором Церковного штаба помощи беженцам Ниной Миловидовой, протоиереем Василием Гелеваном, голландкой Фредерикой де Грааф, работающей в Первом московском хосписе, протоиереем Сергием Правдолюбовым, американцем Джулианом Генри Лоуэнфельдем, переводящим Александра Пушкина на английский язык.

Фотовыставка «Московские подвижники» работает до 6 октября по адресу: ул. Крымский вал, вл. 2, Парк искусств «Музеон» (ст. м. «Полянка», «Октябрьская», «Парк Культуры»).

Информационный источник: https://foma.ru/v-moskve-otkrylas-fotovystavka-zhurnala-foma-o-podvizhnikah-nashih-dnej.html

Патриаршая проповедь в среду первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя

17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в г. Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста мы будем многажды читать и слышать слова молитвы святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Вот первая часть этой молитвы — та, о которой каждому из нас следует особенно подумать: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми».

С первого взгляда эта молитва кажется очень личной, в ней ничего не сказано о других. Только о самих себе, о своем внутреннем мире мы молимся, и в каком-то смысле эта центральность собственной личности противоречит всему христианству. Именно безбожное мировоззрение предполагает, что человек — в центре бытия, все к нему, и от него, и ради него; и вдруг в словах подвижника, аскета мы не находим ни одного слова о других — только о самих себе.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности… не даждь ми», — молимся мы о том, чтобы Господь избавил нас от праздности, то есть пустого времяпровождения. Действительно, возникает вопрос: «А какое отношение это имеет к другим? Праздно я провожу свое время или занят чем-то — это касается только меня самогó». Но подобный взгляд очень ошибочен. Как вакуум не может оставаться вакуумом, но при первой возможности заполняется окружающим веществом, будь то вода или воздух, так и праздность немедленно восполняется мыслями, а часто и делами. Если человек лишен активности — профессиональной, трудовой или какой-то иной, — то его личная жизнь наполняется самым опасным содержанием, его внутреннее «я» становится открытым для воздействия греха. И когда мы говорим «дух праздности, Господи, изгони от нас», мы просим Его о том, чтобы мы не оставались один на один с окружающим миром: «наполни нашу жизнь чем-то бóльшим, чем забота о самих себе». Ведь если мы только о самих себе заботимся, то все закончится вредом для тела и гибелью души.

Молитва «Господи и Владыко живота моего, дух праздности… не даждь ми» заставляет нас задуматься о том, что всякая праздность является огромной опасностью для духовной жизни самогó человека и окружающих его людей. Когда мы молимся словами святого Ефрема Сирина и просим у Господа избавить нас от праздности, мы просим Его избавить от пустоты, которая может быть заполнена тем самым грехом, который и губит душу человека.

Уныние. Опять-таки возникает вопрос: «А кому какое дело до моего уныния? Это что, имеет отношение к другим? Это мое личное дело». Так почему святой Ефрем Сирин говорит о необходимости преодолеть уныние? Да потому что уныние очень страшно, поскольку ослабляет волю человека, ослабляет сопротивляемость тому плохому, что его окружает и что в нем самóм гнездится. Унывающий человек сам себе крылья подрезал, он взлететь не может, у него нет внутренних сил ни для борьбы, ни для движения вперед и вверх, это человек почти погибающий. Но помимо того, что это так опасно для личности, это опасно и для окружающих: «Как с ним тяжело! Он свое внутреннее тяжелое состояние изливает вовне и захватывает этим состоянием меня». Таких людей сторонятся на работе, в любом коллективе.

Любоначалие. Это вожделение власти, это желание иметь власть. Кто-то скажет: «А что плохого? Плох тот солдат, который не хочет стать генералом». Если человек чувствует в себе силы, почему же его стремление к власти греховно? На этот вопрос есть простой ответ. Любоначалие — это не только любовь к власти, но это и жажда власти, это стремление достичь власти, порой любой ценой, а достигнув, удержать эту власть — опять любой ценой. В борьбе за власть, в стремлении к власти люди нередко употребляют греховные средства, и любоначалие становится грехом, потому что связано со многими греховными действиями, направленными на то, чтобы эту страсть удовлетворить.

Празднословие, пустые слова, которые мы произносим. Если измерить процент пустых слов в нашей речи, то он будет преобладать над словами, несущими содержание, особенно когда мы отдыхаем, когда мы не обременены заботами, когда мы не находимся под тяжестью профессиональной ответственности или когда мы не учимся, не находимся в процессе обучения. Процент пустых слов очень велик в нашем обиходе. А что такое пустословие? Это сигналы пустые, бессодержательные, которые мы обращаем вовне. Каждый знает, как при этом перенапрягается нервная система: пробыв в веселой компании, где весь вечер, а то и ночь говорили пустые слова, рассказывали анекдоты, человек чувствует себя ужасно усталым. Никакой физической работы не производил, мешки с грузом не таскал, сложнейших задач не решал, а устал — от пустых слов. Потому что каждое слово, которое мы произносим, — это затрата нашей внутренней энергии, наших сил, и когда мы пустословим, когда мы расходуем свою энергию на воздух, в пустоту, мы наносим себе очень большой духовный и даже физический вред.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» — эти слова имеют непосредственное отношение и к нашей личной жизни, и к нашим взаимоотношениям с обществом. У одного эти отношения имеют огромные масштабы, у другого большие, у третьего поменьше, а у кого-то совсем малые, в границах семьи или круга соседей по квартире или дому, — в конце концов, не масштаб здесь имеет значение, а сам факт общения с другими людьми. И в этом общении мы не должны употреблять праздных слов, ибо дух праздности опустошает человека, ослабляет его силы и, конечно, препятствует его спасению.

Дух праздности, Господи, не даждь нам! Аминь.

Приветствую всех вас, братия, с первой Литургией Преждеосвященных Даров. Будем причащаться как можно чаще в дни Святой Четыредесятницы. Будем приуготовлять себя к исповеди, будем стараться анализировать свою жизнь, свои поступки, свои мысли, свои дела. Чувствуя угрызения совести, будем непременно раскаиваться во всем том, что эти угрызения провоцирует, перед священником, крестом и Евангелием, очищая нашу душу, укрепляя наши духовные и физические силы, которые особенно нуждаются в укреплении тогда, когда мы соприкасаемся со внешним миром, когда проходим через скорби, испытания и искушения. И да поможет нам Господь именно так мыслить и действовать в течение всех дней Святой Четыредесятницы. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5789019.html

17 марта 2021
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся I Общемосковский православный молодежный форум

15 февраля 2023 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в праздник Сретения Господня и День православной молодежи состоялся I Общемосковский православный молодежный форум, организованный Отделом по делам молодежи Московской епархии при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы.

В этот день более 2000 молодых людей столицы приняли молитвенное участие в Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, по окончании которой в Зале церковных соборов началась насыщенная программа форума.

Работу форума возглавили епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи, и протоиерей Кирилл Сладков, председатель Отдела по делам молодежи Московской епархии. В мероприятии приняли участие  представители православных молодежных объединений, творческих и профессиональных ассоциаций, приходских сообществ, а также студенты ведущих светских и церковных вузов столицы.

Открыл форум председатель Отдела по делам молодежи. Протоиерей Кирилл Сладков сердечно поблагодарил добровольцев молодежного отдела и ресурсного центра «Мосволонтер», почетных гостей в лице председателя Комитета общественных связей и молодежной политики Екатерины Драгуновой, а также всех потрудившихся в организации столь масштабного и знаменательного мероприятия в жизни православной столицы.

Патриаршее благословение на продуктивную и душеполезную работу форума собравшимся передал епископ Истринский Серафим. Владыка обратился с приветственной речью, в которой отметил: «Мы собираемся для того, чтобы явить Торжество нашей веры. Мы собираемся вместе для того, чтобы показать нашу духовную силу. Мы собираемся для того, чтобы подчеркнуть наше единство. И я надеюсь, что сегодняшняя встреча в праздник Сретения будет действительно содержательной, полезной и радостной».

В режиме интерактивного общения владыка Серафим отвечал на интересующие молодых людей вопросы о церковной жизни, участии в социальном, миссионерском служении и другие актуальные темы, волнующие подрастающее поколение.

В рамках работы форума собравшиеся смогли поучаствовать в конкурсах на знание истории Русской Церкви и Московских святых, узнать о проектах молодежного отдела, посетить тематическую фотовыставку с кадрами из жизни столичных приходов, а также побывать на концерте, завершившем программу форума.

Источник: http://moseparh.ru/sostoyalsya-i-obshhemoskovskij-pravoslavnyj-molodezhnyj-forum.html

20 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

ХОР «ПРЕДТЕЧА» СТАЛ ЛАУРЕАТОМ ФЕСТИВАЛЯ «СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА»

Старший хор «Предтеча» храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском стал лауреатом I-й степени 11 Международного детского пасхального вокально-хорового фестиваля «Светлая седмица». Конкурсные прослушивания проходили 10 апреля в Центральном Доме работников искусств.

Выступление хора состояло из 4 произведений:

  1. Тропарь пасхи Афонского распева;
  2. Песнопение «С нами Бог» напева Соловецкого монастыря;
  3. Хор «Ночка» Сергея Васильевича Рахманинова;
  4. Песня Дунаевского «Весна идет» (солист Борис Басанский).

Всего в конкурсе было более ста участников, в том числе семь коллективов воскресных школ. Гала-концерт фестиваля и церемония награждения проходили в Камерном зале Дома музыки 15 апреля.

Также, в рамках фестиваля, хор стал участником Божественной литургии 13 апреля в храме Христа Спасителя, в составе сводного детского хора участников фестиваля.

Международный Детский Пасхальный вокально-хоровой фестиваль «Светлая седмица» начал свое существование в 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и совместной инициативе Детского вокально-хорового ансамбля «Юность России» и Комиссии по делам молодежи при Епархиальном совете г.Москвы.

Фестиваль «Светлая седмица» — творческий социально-миссионерский проект, направленный на содействие возрождению, сохранению и приумножению традиций певческой и духовной культуры православной Руси.

22 апреля 2018
ПОДРОБНЕЕ

ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ: ИКОНЫ ПОБЕДЫ НАД СМЕРТЬЮ

Икон, фресок, мозаик Воскрешения Лазаря великое множество. Большинство сложны и передают настроение участников одного из самых эмоциональных событий в Евангелии, того, о котором сказано «прослезился Иисус». Марфа и Мария припадают к стопам Христа. Иудеи закрывают лица: боятся трупного запаха. Работники уносят крышку гроба. Мы намеренно отвлеклись от этих деталей и выбрали самые лаконичные изображения. На них только Христос, Лазарь и пещера гроба. Создатель и его творение. Идущий на страдание Господь и возвращенный им к жизни человек.

Большинство из скупых на эмоции изображений Воскрешения Христом праведного Лазаря относятся к IV-VI вв. и происходят от рельефов христианских саркофагов или настенных росписей в катакомбах. Более поздние византийские фрески и русские иконы сплошь многофигурные, сложные композиции. Мы поместили лишь одну сербскую фреску, в которой фигуры Христа и Лазаря доминируют и отделены от других. Однако традиция лаконичной передачи чуда сохранилась в прикладном искусстве и книжной миниатюре. Примером упрощения композиции в позднем церковном искусстве служит известный этюд М.В. Нестерова.
Подготовил материал Аресний ЗАГУЛЯЕВ

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Фреска катакомб Джордани. IV в. Рим
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб в Риме. III в.
Воскрешение Лазаря
Христос («Добрый пастырь») и две сцены чуда; Чудо изведения источника ап. Петром в Мамертинской темнице и Воскрешение Лазаря. Передняя панель мраморного саркофага. 325-350гг.; Италия; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано 
Воскрешение Лазаря
Реликварий из Брешии, сцены Исцеления слепого и Воскрешения Лазаря, ок. 360 г., слоновая кость, Брешия, Музей Чивико.
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Боковая панель мраморного саркофага; Италия. Равенна; IV в.; Базилика Сан-Витале (итал. Basilica di San Vitale). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Донце поминального сосуда; Италия. Рим; IV в.; Италия. Ватикан. Музей Пио-Кристиано, стекло, золото. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Мозаика Базилики Сант-Аполлинаре-Нуово. VI в.; Италия. Равенна
Воскрешение Лазаря
Крещение Господне, Преполовение, Воскрешение Лазаря. Фрагмент золотого обручального кольца; Византия. Константинополь; VII в.; США. Вашингтон, Коллекция Думбартон-Окс (Dumbarton Oaks); 2.3 см.; гравировка (резьба), ковка, литье, чернь. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. ; Византия; XII в.; местонахождение: Англия. Лондон. Музей Виктории и Альберта; 4.3 x 9.3 см.; материал: кость; техника: резьба по кости. Надписи по-гречески: Гармония, [вокруг края рамки] Господи, помоги рабам Твоим, Петр(у) и Феодоте , по краям группы: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27). Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря. Инициал Т; Византия; XIII в.; памятник: Евангелиарий (ΑΕΙΒ, χγφ. αρ. 2); 31.5 x 24.5 см.; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря; Балканы. Сербия. Печь; XIII в.; Сербия, Косово, Печь Патриаршия. Храм во имя Святых апостолов. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне, Распятие Христово. Боковые регистры иконы; Византия. Константинополь; XIV в.; США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей, резьба по камню. Фото: www.ruicon.ru
Воскрешение Лазаря
М.В. Нестеров. Воскрешение Лазаря. Этюд

8 апреля 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up