В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль

Опубликовано: 31 марта 2022

Категории: Новости

С 31 марта по 17 апреля 2022 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Москве состоится V Международный Великопостный хоровой фестиваль.

Художественный руководитель фестиваля председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «христианская культура служит опорой для общества, наполняет его жизнь вечными смыслами, которые дают человеку жить в мире и согласии с Богом и окружающими его людьми».

Программа V Международного Великопостного хорового фестиваля:

31 марта, четверг, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени П.И. Чайковского. Художественный руководитель — народный артист России Лев Конторович, дирижер — Михаил Котельников;
  • Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова и Мужской хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Петров;
  • Тульский государственный хор. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Праздничный хор «Артос» храма Сергия Радонежского в Солнцево. Дирижер — Варвара Волкова.

2 апреля, суббота, 18.00. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова — исполнение в рамках богослужения

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович;
  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков.

4 апреля, понедельник, 19.00. Большой зал Московской консерватории

  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович.

8 апреля, пятница, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Детский хор ДМХШ «Пионерия» имени Г.А. Струве. Художественный руководитель и дирижер — Елена Веремеенко;
  • Вокальный ансамбль «Arielle». Художественный руководитель и дирижер — Эльмира Дадашева;
  • Хор студентов Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Рудневский.

17 апреля, Вербное воскресенье, 19.00. Соборная палата

  • Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова. Художественный руководитель и дирижер — Николай Азаров;
  • Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Регент — Александр Майоров.

31 марта — 1 апреля в Конференц-зале Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского проходит международная научная конференция «Деятельность профессора Московской консерватории протоиерея Василия Металлова по изучению осмогласия знаменного распева: к 250-летию первого Синодального издания «Октоиха нотного пения»».

V Международный Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Фондом содействия возрождению Синодального хора, АНО ПЦДМК «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив.

Художественными руководителями музыкального форума являются профессор А.С. Соколов (ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) и митрополит Волоколамский Иларион (ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Инициатор проведения фестиваля — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист России, профессор Л.З. Конторович.

Информационный источник: https://pravpenie.ru/site/article?id=696&menu=news

В Измайлово прошло архиерейское богослужение

23 августа в храме Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово состоялось торжественное праздничное архиерейское богослужение, которое возглавил викарий Святейшего Патриарха, управляющий Восточным викариатством г. Москвы Преосвященный епископ Верейский Пантелеимон. Богослужение прошло в торжественной обстановке и большом стечении народа.

Его Преосвященству сослужили протоиерей Иоанн Ермилов — благочинный Рождественского благочиния, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; протоиерей Алексей Батаногов — настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево; иерей Дмитрий Дворников, иерей Дмитрий Зуев, иерей Иоанн Паскевич — клирики храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; диакон Роман Лапин — клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского в Мещанской слободе; диакон Захария Бегдаш — клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; диакон Дмитрий Коновалов — клирик храма святого благоверного царевича Димитрия при Первой Градской Больнице и приглашенное духовенство.

На малом входе епископ Пантелеимон огласил Патриарший указ, по которому настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов удостоен богослужебной награды — права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Отче наш».

За богослужением молились клирики Рождественского благочиния, прибывшие в этот день разделить радость совместной молитвы и поздравить настоятеля храма протоиерея Иоанна Ермилова с днём рождения и днём тезоименитства. В подарок владыка вручил образ иконы Божией Матери «Старорусская».

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово

24 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

Выставка «Русская Палестина глазами паломников: прошлое и настоящее»

30 марта 2023 года в 19.00 в историческом Московском епархиальном доме — главном здании Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета состоится открытие выставки «Русская Палестина глазами паломников: прошлое и настоящее».

На выставке будут экспонироваться предметы из фондов Музея истории Императорского православного палестинского общества и Церковно-археологического музея ПСТГУ. Выставка призвана рассказать о феномене Русской Палестины, о трудах и повседневной жизни русских паломников.

Московский епархиальный дом исторически связан с деятельностью ИППО. Здесь в 1907 году состоялось торжественное открытие Московского отдела ИППО, неоднократно присутствовала Августейшая председательница Палестинского общества — преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна, проходили рабочие заседания Отдела, возглавляемого в разные годы митрополитами Московскими — священномучеником Владимиром (Богоявленским) и святителем Макарием (Невским); здесь устраивались «Палестинские вечера» — лекции по Священной истории и географии Святой Земли, концерты духовной музыки.

Выставку откроет заместитель председателя ИППО, руководитель Московского регионального отделения ИППО Олег Шабуневич.

Выставка является совместным проектом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Императорского православного палестинского общества. Материалы подготовлены директором Музея истории ИППО Григорием Маневичем.

По словам организаторов, выставка призвана напомнить об удивительном феномене Русской Палестины — «о том, как все начиналось, и о том, как это отзывается в русском сердце сегодня».

Выставка состоится в рамках VI фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе». Чтобы принять участие во встрече-открытии, нужно зарегистрироваться по ссылке.

Пресс-служба ПСТГУ

27 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь после Литургии в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга

12 июля 2022 года, в день памяти славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в историческом императорском соборе апостолов Петра и Павла в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемый господин губернатор! Дорогие представители государственной власти! Отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с праздником сего града, града святого Петра, с престольным праздником исторического кафедрального собора Петербурга, находящегося здесь, в крепости, откуда и пошел Петербург, с днем памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла!

В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 16:13-19), посвященном апостолам, содержится очень важный сюжет, который, при правильном понимании, может многое нам открыть. А речь шла вот о чем. Господь спрашивает Своих учеников: а за кого Меня почитают люди? Ведь толпы ходили, и Спаситель спрашивает: а за Кем они ходят? Почему они за Ним ходят? Апостолы стали перечислять: кто-то Тебя почитает за Иоанна Предтечу, кто-то за Илию Пророка, который жил за сотни лет до того, за Иеремию, за других пророков. Мол, кто-то из великих пророков и явился в образе этого Человека, потому что кто может творить такие чудеса, кто может говорить такие слова, кроме как пророк? Люди связывали личность Господа и Спасителя с историческими ветхозаветными пророками, и это было в каком-то смысле логично, все оставалось в парадигме Ветхого Завета. Но, понимая так пришествие Спасителя, люди не открывали для себя самое главное.

Когда же Господь спросил апостолов: ну, а вы за кого Меня почитаете? — последовали слова апостола Петра: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Наверное, эти слова всех поразили. И Господь говорит Петру: ты сказал это не потому, что тебе так сказали плоть и кровь твоя, то есть не по памяти, не в силу своего образования или каких-то знаний. Ни по каким причинам, которые формируют мышление человека и обостряют его память, сказать это было невозможно. Почему? Да потому что ты, Петр, получил это откровение свыше.

И ведь действительно, так оно и произошло. Апостол Петр исповедовал Иисуса, своего Учителя, Мессией, Господом и Спасителем. Это было что-то совершенно невероятное. Нам с вами сейчас и не понять всей неожиданности этого исповедания, так выпадающего из общепринятой картины религиозной жизни. Ведь иудеи ждали Мессию, и вдруг простой человек говорит: да ты и есть Сын Божий, Мессия, то есть Избавитель мира!

Исповедание апостола Петра легло в основу всей дальнейшей христианской истории. И мы с вами как продолжатели апостола Петра свидетельствуем миру, что Иисус есть Господь, пришедший в мир две тысячи лет назад. Не великий мыслитель, как о том могут писать в умных толстых книгах; не религиозный деятель, обладавший особой силой внушения, а Сын Божий, Сам Господь, явившийся в мир. И потому вслед за апостолом Петром поколения и поколения христиан повторяют: Ты Сын Божий, Избавитель мира.

И ведь не всегда свидетельство о том, что Господь есть Мессия, обетованный пророками Ветхого Завета, было спокойным и безопасным. Напротив, на протяжении большей части истории это свидетельство сопровождалось очень большими рисками. Что было во времена господства языческих культов, хорошо известно; гонения продолжались и на окраинах Римской и Византийской империй, где христианство соприкасалось с другими религиями. Но, наверное, никогда не было так опасно проповедовать слово Божие, как в нашем Отечестве, которое вошло в совершенно нелогичное состояние полного разрыва с Богом и Церковью в связи с революцией, произошедшей не где-то там, а здесь, в этом городе.

И потому с особым чувством я и, думаю, многие из вас возносили сегодня молитву ко Господу. Потому что свидетельство о том, что Иисус есть Сын Божий, Мессия, Спаситель, мы с вами, люди XXI века, повторяем в совершенно иных исторических, культурных и политических условиях. Что же это означает? А для того чтобы понять, что это означает, давайте напряжем память и попытаемся вспомнить, какое интеллектуальное, духовное или иное открытие древности до сих пор для нас актуально. Ответ: никакое. Да, в школах, университетах мы изучаем, в том числе, творения древних греческих и римских философов, нам это интересно, но это всё неактуально, мы не живем теми идеями, теми мыслями, которые будоражили мир, которые считались пиком интеллектуального развития человечества. Всё в прошлом, всё предмет истории, археологии и прочих наук, изучающих прошлое. А весть, которую нам принес Господь, — это не исторический сюжет, который изучается как далекое прошлое. Почему? Да потому что Господь Слово Свое, мысль Свою, проповедь Свою реально актуализирует всякий раз, когда мы собираемся для совершения Святой Евхаристии. Мы называем Евхаристию Таинством воспоминания, но ведь речь не о ментальном воспоминании, — мы наслаждаемся пиром веры, мы сердцем и разумом чувствуем совершение Таинства. А Таинство — это и есть то, что актуализирует прошлое, что делает его реальностью и что, собственно говоря, стирает границу между прошлым и настоящим, и не где-то, не в фантазиях, а в реальной жизни Церкви. Потому что Церковь вчера и сегодня и во веки — та же самая. И в нашей с вами общине апостолы, первые святые, исповедники и мученики чувствовали бы себя так же, как мы чувствуем. Может быть, только удивлялись одеждам, что-то, конечно, изменилось, но ведь в главном всё то же самое!

Через Божественную Евхаристию Господь является нам, и это так важно сегодня, очень важно, потому что мир очень быстро меняется. Иногда эти перемены к лучшему, когда речь идет о научно-техническом развитии, которое дарит человеку новые машины, оборудование, некие системы, которые облегчают его труд, его жизнь. Но одновременно это развитие несет в себе определенные трудности, проблемы, а главное, опасности. И если наш высокотехнологичный мир превратится в мир языческий, то у него нет будущего. Это проистекает из примера того самого языческого общества, развитого, образованного, высокоинтеллектуального. Где оно? Его нет; более того, оно рухнуло так, что никакого реального преемства у него не было, кроме как в Церкви, которая, впитав в себя определенную мудрость прежних веков, преломила ее через христианское послание и передала последующим поколениям. И только Церковь до скончания века актуализирует каждому последующему поколению жизнь, проповедь, страдание, смерть и Воскресение Господа и Спасителя, как это происходит всякий раз, когда мы совершаем Евхаристию и когда мы не ментально вспоминаем об этом событии, но реально становимся его соучастниками. В этом и есть сила Церкви.

Церковь не только совершает Евхаристию — она проповедует, она учит людей жить по Божиим законам, она предлагает систему нравственных ценностей, которые испытаны веками и отклонение от которых приводило людей и целые цивилизации к тяжелейшим последствиям. Но всякий раз, как в прошлом, так и сегодня, когда Церковь настаивает на необходимости жить по Божиим заповедям и Божиим законам, очень многие на все это смотрят сверху вниз: «Ну, чему вы нас учите? У нас компьютеры, мы на пике прогресса, наше общество развивается на научно-технологических основах. А там, в Церкви, что происходит?» А в Церкви происходит самое главное — в Церкви живет Христос, в Церкви все подлинные ценности актуализируются силой Святого Духа через Божественную Евхаристию и соделывают нас участниками всего того, что совершил Господь, Его учения, Его страданий, Его смерти, Его Воскресения и Его второго и страшного пришествия, которое тоже вне исторического календаря и тоже актуализируется через совершение Святой Евхаристии.

Поэтому, когда мы приходим в храм, мы не просто учимся, хотя и это происходит — храм всегда был школой благочестия, — но в первую очередь силой благодати Божией через Таинство Святой Евхаристии мы соединяемся с Господом, с вечностью, со всем тем, что было в прошлом, что есть сейчас и что будет в будущем. Мы действительно выходим на иной уровень человеческого бытия, который только и возможен в Церкви, через ее святые Таинства.

Сегодня мы переживаем непростое время, но простых времен вообще-то не бывало никогда. Каждое время несло свои вызовы, свои проблемы, и потому только те, кто умел всё это воспринять правильно, и выходили победителями из исторических катаклизмов, сложнейших и опаснейших. И глад, и мор, и войны, и междоусобные брани — чего только не было! Вот для того чтобы мы как страна, как народ имели надежду на то, что пройдем благополучно через все мировые кризисы, мы должны обязательно хранить веру в сердце. Мы должны всенепременно хранить связь с Богом через молитву, через участие в Таинствах. Для нас это всё не прошлое, не то, что ученые, изучающие филологию, называют плюсквамперфект, то есть время, которое давно прошло и не имеет отношения к настоящему. Это реальность нашей жизни. И да поможет нам Господь сохранять веру, которая соединяет нас с Господом, со святыми апостолами, сознавать, что это не прошлое, а настоящее и будущее, и строить свои отношения с ближними и дальними, строить, если хотите, свою политику именно с учетом того великого духовного наследия, которым мы обладаем.

Молитвами святых первоверховных апостолов Петра и Павла, покровителей града Петрова, да хранит Господь Санкт-Петербург, землю Русскую и всю нашу Церковь. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5943698.html

12 июля 2022
ПОДРОБНЕЕ

ЭКСКУРСИИ В МОНАСТЫРЬ ДЛЯ МЛАДШЕКЛАССНИКОВ

Восточное Викариатство города Москвы совместно с Департаментом образования города Москвы при поддержке Миссионерского центра ПСТГУ в рамках поддержки в общеобразовательных школах модуля Основ православной культуры для детей 4 классов, провело уже несколько просветительских школьных экскурсий по городу Москве и области, в которых приняли участие более 100 детей и их родителей.
С января по февраль были проведены следующие экскурсии:
 Спасо-Андроников монастырь и музей Рублева города Москвы школы №№ 1476, 2036, 2127, 1200;
 Саввино-Сторожевский мужской монастырь и Звенигородский краеведческий музей школы №№ 1925, 2126 Перово
 Сретенский мужской монастырь города Москвы школы №№ 1022, 1925, 402, 2036.
Ребята ближе познакомились со своим родным городом, его культурой и историей.
Данная экскурсионная программа рассчитана на все периоды школьного возраста, целью которой является знакомство детей с культурной, археологической, исторической и духовной Москвой.
23 февраля 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up