В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль

Опубликовано: 31 марта 2022

Категории: Новости

С 31 марта по 17 апреля 2022 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Москве состоится V Международный Великопостный хоровой фестиваль.

Художественный руководитель фестиваля председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «христианская культура служит опорой для общества, наполняет его жизнь вечными смыслами, которые дают человеку жить в мире и согласии с Богом и окружающими его людьми».

Программа V Международного Великопостного хорового фестиваля:

31 марта, четверг, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени П.И. Чайковского. Художественный руководитель — народный артист России Лев Конторович, дирижер — Михаил Котельников;
  • Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова и Мужской хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Петров;
  • Тульский государственный хор. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Праздничный хор «Артос» храма Сергия Радонежского в Солнцево. Дирижер — Варвара Волкова.

2 апреля, суббота, 18.00. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова — исполнение в рамках богослужения

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович;
  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков.

4 апреля, понедельник, 19.00. Большой зал Московской консерватории

  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович.

8 апреля, пятница, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Детский хор ДМХШ «Пионерия» имени Г.А. Струве. Художественный руководитель и дирижер — Елена Веремеенко;
  • Вокальный ансамбль «Arielle». Художественный руководитель и дирижер — Эльмира Дадашева;
  • Хор студентов Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Рудневский.

17 апреля, Вербное воскресенье, 19.00. Соборная палата

  • Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова. Художественный руководитель и дирижер — Николай Азаров;
  • Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Регент — Александр Майоров.

31 марта — 1 апреля в Конференц-зале Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского проходит международная научная конференция «Деятельность профессора Московской консерватории протоиерея Василия Металлова по изучению осмогласия знаменного распева: к 250-летию первого Синодального издания «Октоиха нотного пения»».

V Международный Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Фондом содействия возрождению Синодального хора, АНО ПЦДМК «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив.

Художественными руководителями музыкального форума являются профессор А.С. Соколов (ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) и митрополит Волоколамский Иларион (ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Инициатор проведения фестиваля — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист России, профессор Л.З. Конторович.

Информационный источник: https://pravpenie.ru/site/article?id=696&menu=news

День памяти святителя Филарета, митрополита Московского

2 декабря, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашествуархиепископ Верейский Амвросий, наместник Сретенского ставропигиального монастыря, ректор Сретенской духовной семинарииархиепископ Егорьевский Матфейепископ Гурий (Шалимов)епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыряепископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служениюепископ Балашихинский Николай, главный редактор Издательства Московской Патриархииепископ Звенигородская Питирим, ректор Московской духовной академииепископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Троице-Сергиевой лаврыепископ Елгавский Иоаннепископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежиепископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Клинский Стефан, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органамиепископ Солнечногорский Алексий, наместник Данилова ставропигиального монастыряпротопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя г. Москвы; протоиерей Николай Балашов, заместитель председателя ОВЦС МП; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора г. Москвы; наместники ставропигиальных монастырей, благочинные церковных округов г. Москвы и столичное духовенство.

На богослужении присутствовали: председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; депутат Государственной Думы ФС РФ С.А. Пахомов; депутат Государственной Думы ФС РФ И.Б. Дивинский; первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин; известный телеведущий, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Н.Н. Дроздов, являющийся двоюродным праправнуком святителя Филарета; духовенство Московской городской епархии.

За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Флора Гришкова, клирика храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот г. Москвы, и диаконскую хиротонию Александра Родина, студента 4 курса Сретенской духовной семинарии.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил церковные награды.

Во внимание к помощи в восстановлении Воскресенского Новодевичьего женского монастыря г. Санкт-Петербурга и в связи с 65-летием со дня рождения К.В. Голощапов был удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.

Во внимание к помощи Русской Православной Церкви президенту Благотворительного фонда «Исток» Е.Ю. Богдасаровой была вручена Патриаршая грамота.

Сообщает пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 

3 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

А.Ю. Заров: Респиратор и физическая активность помогут не заболеть COVID-19

Эпидемия коронавирусной инфекции в Москве идет на убыль, однако специалисты говорят, что осенью возможна вторая волна. О том, готовы ли к ней медики, какие тесты на COVID самые точные, а также пускают ли в церковной больнице священников к пациентам с «моровым поветрием», рассказал РИА «Новости» главврач Центральной клинической больницы святителя Алексия Алексей Заров.

— Алексей Юрьевич, в больнице лечат людей, у которых диагностирован COVID-19?

— Наша больница не была перепрофилирована для лечения пациентов с COVID-19, мы сосредоточились на диагностике коронавирусной инфекции. При госпитализации мы в обязательном порядке проводим всем пациентам диагностику на COVID-19, включая МСКТ, взятие мазка из ротоглотки на ПЦР и исследование крови на антитела. Если выявляем COVID-19, в зависимости от тяжести состояния направляем на лечение домой или в профильную больницу.

Также по медицинским показаниям мы тестируем прикрепленное к нашей поликлинике население. А духовенство Русской Православной Церкви и сотрудники церковных организаций могут сдать у нас тест на COVID, даже если они не прикреплены к Больнице святителя Алексия.

Некоторые думают, что раз больница церковная, она исключительно для духовенства или сотрудников Русской Православной Церкви, но это не так. В прошлом году с разными диагнозами было госпитализировано почти 8 тысяч человек, из них монашествующие или священнослужители — лишь 522 человека.

— Какие способы тестирования на коронавирус, с Вашей точки зрения, наиболее и наименее точные?

— Чаще всего для постановки диагноза требуется сочетание методов лабораторной диагностики ПЦР и ИФА на антитела, а также КТ. В нашей больнице мы используем всю возможную диагностику.

В начале марта мы организовали КТ-амбулаторный центр. В нем пациент может пройти полное обследование: осмотр врача, компьютерную томографию, взятие мазка для проведения ПЦР-исследования и лабораторные исследования крови на антитела. Как только появились отечественные тест-системы для количественного определения антител, мы тут же организовали диагностику у нас, оборудовав лабораторию иммуноферментным анализатором.

Также мы создали выездную службу, которая работала в монастырях, приходах и других религиозных организациях. Среди монастырей они посетили Донской, Новоспасский, Свято-Петровский, Данилов, Рождественский, Иоанно-Предтеченский, Заиконоспасский, Николо-Угрешский, Марфо-Мариинскую обитель. Самое большое количество человек за один выезд было обследовано в Московской духовной академии: 170 студентов и преподавателей. Мы также выезжали в Московскую область и регионы, так как там сложнее получить помощь. На данный момент сделано уже более 250 выездов.

— Какие еще перемены в работе больницы принесла эпидемия?

— Коронавирусная инфекция внесла большие изменения в работу больницы — как поликлиники, так и стационара. В разгар эпидемии плановая госпитализация была временно закрыта, как и во всех московских стационарах. Но даже тогда не прекращалась госпитализация в хирургию по скорой помощи, работали паллиативные отделения. Наша выездная патронажная служба частично стала консультировать удаленно. И мы не прекращали оказывать медицинскую помощь пациентам, страдающим от онкологических заболеваний и проходящим химиотерапию в дневном стационаре.

В последнее время большое внимание мы уделяем развитию онкологической службы: помимо дневного стационара, есть паллиативный (в нем около трети пациентов — с онкологией). Онкологи и сосудистые хирурги производят имплантацию венозных порт-систем для химиотерапии.

Сейчас в стационаре все хирургические профили больницы работают в штатном режиме.

— У священников и родственников есть доступ к пациентам больницы?

— С конца марта не только у нас, но и в других в московских больницах доступ посетителей к пациентам ограничен. В нашей больнице у священников есть доступ ко всем пациентам, в том числе к тем, кто поступил с подозрением на коронавирусную инфекцию. Священники обеспечиваются полным комплектом средств индивидуальной защиты.

— Почему для священников вы открыли доступ к пациентам с подозрением на COVID?

— Мы считаем важным, чтобы в нашей больнице священник мог посетить каждого, кто изъявит на то желание. Священник оказывает необходимую духовную поддержку, облегчает страдание больного и помогает переживать жизненные испытания. Более того, в нашу больницу обращается много верующих православных людей, для которых участие в церковных Таинствах — это часть их жизни.

— Как сейчас в Москве обстоит дело с посещением священниками пациентов больниц? Ранее Вы говорили, что ситуация улучшается.

— Насколько мне известно, до сих пор не во всех московских ковид-госпиталях есть доступ священников к пациентам, которые обращаются за пастырской помощью. Будем надеяться, что с учетом общего улучшения эпидемиологической обстановки будет создан прозрачный и четкий механизм посещения священниками находящихся в «ковидных» стационарах пациентов, которые об этом просят.

Наша больница уже второй год является базой для курсов помощников больничных священников — их проводит Комиссия по больничному служению при Епархиальном совете Москвы, которую возглавляет епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. И я знаю, как ответственно подходят там к обучению и соблюдению мер безопасности. Один из наших больничных храмов в этом году был передан Комиссии, чтобы больничные священники и их помощники могли регулярно вместе молиться и собираться. И мы надеемся, что это станет дополнительным стимулом для развития больничного служения в Москве и России.

— Есть ли случаи заражения или смерти сотрудников больницы от коронавируса?

— Медицинские работники всегда находятся в повышенной зоне риска — помимо того, что они, например, тоже ходят в магазин и пользуются общественным транспортом. Конечно, у нас есть сотрудники, которые перенесли коронавирусную инфекцию. Слава Богу, все живы и практически все уже здоровы.

— Какая мотивация работать с коронавирусными пациентами у врачей больницы святителя Алексия?

— Основная мотивация — послужить страдающим людям, нашим ближним.

Я не знаю ни одного человека в нашей диагностической или выездной службе по выявлению коронавирусной инфекции, который был бы прежде всего мотивирован деньгами, хотя, безусловно, мы оцениваем этот труд.

Уверен, что наши замечательные врачи, медсестры, санитары и водители скорой помощи выполняют эту работу по призванию.

— Больнице выделили дополнительные средства на борьбу с коронавирусом?

— Ситуация развивалась стремительно и резко потребовала больших расходов, в том числе на новое оборудование и средства защиты. Больница святителя Алексия — некоммерческая организация, нуждается в благотворительной поддержке. Тем более что государственного финансирования на борьбу с COVID-19 нам не выделено.

Нам помогают добровольцы и друзья больницы. В разгар эпидемии президент «Норникеля» Владимир Потанин выделил деньги на борьбу с коронавирусной инфекцией — и это для нас была огромная поддержка. Потому что перечисленные средства позволили нам быстро организовать ПЦР и ИФА диагностику (определение антител к COVID-19 с помощью метода иммуноферментного анализа — ред.): больница приобрела оборудование для ПЦР-лаборатории, иммуноферментный анализатор и компьютерный томограф. Кроме того, на эти средства мы купили автомобиль для выездной службы, провели модернизацию реанимационных, закупили 4 дополнительных аппарата ИВЛ и аппараты для гемофильтрации.

— Готовы ли врачи ко второй волне эпидемии?

— Очень хочется, чтобы второй волны не было. Но если все же она случится, то, как у медиков, так и в целом у нашей системы здравоохранения уже есть бесценный опыт борьбы с коронавирусной инфекцией. Медицинские организации сейчас дооснащаются, не только наша больница. У многих людей, возможно, уже есть иммунитет, так как они переболели коронавирусной инфекцией.

В нашем обществе резко уменьшилась доля ковид-скептиков — это тоже должно положительно сказаться в случае начала второй волны.

Мы ждем появления специфической профилактики коронавирусной инфекции. Надеюсь, эпидемия через некоторое время останется лишь в памяти, как и другие эпидемии, которых в истории человечества было не мало.

— Что можете посоветовать людям, чтобы уберечь себя и близких во время эпидемии?

— Так как это инфекция, передающаяся воздушно-капельным путем, из всех средств индивидуальной защиты самым важным является то, которое закрывает дыхательные пути — маска или респиратор.

Важно, чтобы маска или респиратор не просто находились на подбородке, но использовались по назначению.

Безусловно, важным является соблюдение здорового образа жизни и здоровое питание. На мой взгляд, для того, чтобы не заболеть или перенести заболевание легче, очень важно сохранять физическую активность, например: прогулки на свежем воздухе или бег. Что касается меня, стараюсь регулярно заниматься спортом и не пропускать свои ежедневные беговые тренировки.

— Что нужно, чтобы получить помощь в больнице святителя Алексия?

— Нашими пациентами могут стать люди из Москвы и регионов вне зависимости от конфессии. У нас нет платных медицинских услуг: мы оказываем помощь пациентам по полису ОМС. Для госпитализации нужно иметь полис и направление из нашей или любой другой поликлиники на обследование и лечение в Больницу святителя Алексия. Детали можно уточнить по телефону 8 (495) 952-11-41 или на сайте https://pravbolnitsa.ru.

Бывает, что человеку необходима неотложная медицинская помощь, а нужных документов у него нет — мы принимаем и таких пациентов. Госпитализация в паллиативные отделения осуществляется через наш кабинет амбулаторной паллиативной помощи. Помимо плановой госпитализации мы оказываем экстренную скорую помощь москвичам по профилю хирургии: к нам круглосуточно привозят по наряду скорой медицинской помощи.

Также можно прикрепиться к поликлинике нашей больницы. Каждый человек может выбрать одну поликлинику, в которой он будет получать медицинские услуги по ОМС. Для этого нужно написать заявление. Поменять поликлинику можно раз в год.

Беседовал Артем Буденный

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5667370.html

27 июля 2020
ПОДРОБНЕЕ

В праздник Крещения Господня, в Александро-Невском скиту, Патриарх совершил Литургию

19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения воды.

Затем Святейший Владыка произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, — второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя — третье Лицо Святой Троицы — присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому.

Совершенно особым образом Бог явил Себя в Сыне Своем. Нашим ограниченным умом трудно представить, как всемогущий Творец Вселенной принял человеческую плоть, стал одним из нас — и плоть человека не знатного, обладающего властью, но лишенного всякой власти. Иисус из Назарета являет Себя как человек в самом низу общественной лестницы, лишенный всякой человеческой поддержки и всякой человеческой силы; и, конечно, в этом — величайший Божий замысел, ведь Господь, несмотря на гонения, муки, страдания и крестную смерть, силой Своего Божества не мог быть побежден ни людьми, ни диаволом.

Господь выходит великим победителем из этой миссии спасения, которую осуществил, явившись роду человеческому. Потому что Он — Бог Всемогущий, и именно тогда, явившись на берегу реки Иордан в образе обычного бедного человека, Господь всем нам указывает на то, что любая человеческая сила есть сила относительная. Единственная сила, имеющая абсолютное значение, то есть простирающаяся на все сферы не только человеческой жизни, но и на всё существование Вселенной, есть сила Божия. Но эта Божия сила неслучайно явилась роду человеческому во плоти смиренного, бедного, скромного человека. Это действительно великий знак всем нам; и это явление подтверждает другую истину, запечатленную в слове Божием: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Подлинное спасение, то есть обладание полнотой жизни и бессмертия, являет нам только Бог.

Вот и сегодня многим, кто опьянен успехами человеческого разума, кто высокомерно думает, что человеческие достижения полностью ниспровергают идею Бога, невозможно понять, почему Бог пришел в этот мир, приняв образ слабого, уязвимого человека. Более того, этот слабый уязвимый Человек на протяжении всей своей земной жизни отрекается от того, чтобы опираться на какую-то человеческую или даже сверхчеловеческую силу, как предлагал Спасителю диавол во время искушения. Но в одном Лице Господа и Спасителя роду человеческому и всему миру были явлены две природы, Божественная и человеческая.

День Богоявления учит нас очень многому. Он учит нас, что Господь, явивший Себя миру, в том числе через Богоявление на реке Иордан, не ушел из этого мира, потому что ныне Он присутствует здесь Духом Своим Святым. И Богоявление, которое мы сегодня торжественно прославляем, не закончилось и никогда не закончится, потому что Бог во Святом Духе вместе с нами. Осознание того факта, что Бог не оставил мира, не оставил рода человеческого, не оставил ни одного из нас, должно укреплять нас в вере и благочестии, в желании благодарить Бога и молиться Ему, в стремлении жить по закону, который Господь принес в мир, потому что, только следуя этому закону, человек может обрести полноту жизни или, выражаясь обычным языком, подлинное счастье.

Сегодняшний день являет нам — действительно, физически — присутствие Божественной благодати. Мы верим, что в освященной воде эта благодать присутствует. Мы вкушаем эту воду, мы окропляем ею наши жилища, мы сохраняем ее в своих домах и в тяжелые моменты жизни прикасаемся к ней и снова вкушаем ее, зная, что через это водное естество рядом с нами, буквально в наших руках — Божественная благодать.

Пусть наша вера в Бога, Творца мира и всей Вселенной, Бога, явившего Себя во Иисусе Христе, Сыне Своем, Бога, дарующего нам великую силу через действие Святого Духа, будет несокрушимой и помогает нам идти по жизненному пути. И есть только одно условие, чтобы этот путь завершился полным благополучием: мы должны идти по нему так, как мы научены Господом, и пусть никакие человеческие соблазны, никакие ложные учения, никакая мода, никакие временные, преходящие идеалы не сбивают нас с этого пути. Мы должны отвергать все то человеческое, что входит в противоречие с Божественным законом; но с благодарностью Богу принимать все то, что помогает нам укрепиться в вере, благочестии, мудрости и силе, столь необходимых для достойного прохождения жизненного пути.

Да пребывает благодать Божия над всей вселенной, над каждым из нас. Пусть благодать Господа, явленная на берегах Иордана, будет сопутствовать нам во все дни нашей жизни. И тогда, укрепляемые этой силой, мы достойно пройдем жизненный путь, но, что самое главное, достойно пересечем границу земной и вечной жизни и обретем и Божественное Царство, и жизнь вечную. Пусть сегодняшний день всех нас укрепляет в вере, благочестии, чистоте и верности Господу, явившему Свою милость нам, в том числе через явление Самого Себя на берегах Иордана — в голосе Отца, в погружающемся в иорданские воды теле Господа и Спасителя и в действии Святого Духа. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/v-prazdnik-kreshheniya-gospodnya-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-v-aleksandro-nevskom-skitu.html

19 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.

И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье… Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.

А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.

А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.

И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.

И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5912620.html

28 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up