В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве открылся V Международный Великопостный хоровой фестиваль

Опубликовано: 31 марта 2022

Категории: Новости

С 31 марта по 17 апреля 2022 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в Москве состоится V Международный Великопостный хоровой фестиваль.

Художественный руководитель фестиваля председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион отметил, что «христианская культура служит опорой для общества, наполняет его жизнь вечными смыслами, которые дают человеку жить в мире и согласии с Богом и окружающими его людьми».

Программа V Международного Великопостного хорового фестиваля:

31 марта, четверг, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени П.И. Чайковского. Художественный руководитель — народный артист России Лев Конторович, дирижер — Михаил Котельников;
  • Хор мальчиков Хорового училища имени А.В. Свешникова и Мужской хор Академии хорового искусства имени В.С. Попова. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Петров;
  • Тульский государственный хор. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Праздничный хор «Артос» храма Сергия Радонежского в Солнцево. Дирижер — Варвара Волкова.

2 апреля, суббота, 18.00. Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова — исполнение в рамках богослужения

  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович;
  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков.

4 апреля, понедельник, 19.00. Большой зал Московской консерватории

  • Московский Синодальный хор. Художественный руководитель и дирижер — заслуженный артист России Алексей Пузаков;
  • Камерный хор Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — профессор Александр Соловьев;
  • Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей». Художественный руководитель и дирижер — народный артист России Лев Конторович.

8 апреля, пятница, 19.00. Рахманиновский зал Московской консерватории

  • Детский хор ДМХШ «Пионерия» имени Г.А. Струве. Художественный руководитель и дирижер — Елена Веремеенко;
  • Вокальный ансамбль «Arielle». Художественный руководитель и дирижер — Эльмира Дадашева;
  • Хор студентов Московской консерватории. Художественный руководитель и дирижер — Алексей Рудневский.

17 апреля, Вербное воскресенье, 19.00. Соборная палата

  • Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова. Художественный руководитель и дирижер — Николай Азаров;
  • Хор Московского Богоявленского кафедрального собора в Елохове. Регент — Александр Майоров.

31 марта — 1 апреля в Конференц-зале Московской государственной консерватории им П.И. Чайковского проходит международная научная конференция «Деятельность профессора Московской консерватории протоиерея Василия Металлова по изучению осмогласия знаменного распева: к 250-летию первого Синодального издания «Октоиха нотного пения»».

V Международный Великопостный хоровой фестиваль организован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в партнерстве с Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Фондом содействия возрождению Синодального хора, АНО ПЦДМК «Страна Воскресения» и Фондом развития творческих инициатив.

Художественными руководителями музыкального форума являются профессор А.С. Соколов (ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского) и митрополит Волоколамский Иларион (ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Инициатор проведения фестиваля — заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист России, профессор Л.З. Конторович.

Информационный источник: https://pravpenie.ru/site/article?id=696&menu=news

Состоится лекция о влиянии на общество социально-гуманитарных технологий

25 декабря в 20.00 ч. в храме Преображения Господня на Преображенской площади в Духовно-Просветительском Лектории пройдет лекция.

Тема лекции: «Социально-гуманитарные технологии современной войны и безопасность личности, общества, государства».
Лектор:  Михаил Михайлович Курочко, — профессор кафедры философии и религиоведения Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, кандидат философских наук, доцент, учёный секретарь Совета Военно-философского общества Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооружённых Сил «Мегапир», полковник запаса.

В современной войне преобладают социально-гуманитарные технологии, в которых объектом поражения является непосредственно сознание. Эти технологии раскрываются на пример современного кино, музыки, изобразительного искусства и использования интернета  и социальных сетей. Поговорим об этом на встрече с М.М. Курочко.

Адрес: г. Москва, Преображенская пл., д.9А

23 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Неделю Торжества Православия Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию

5 марта 2023 года, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого и чин Торжества Православия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; архиепископ Егорьевский Матфей; архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, секретарь Архиерейского совета Московской митрополии; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховский Роман; епископ Верейский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Павлово-Посадский Силуан, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Парамон; епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Зеленоградский Савва, заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Луховицкий Евфимий, председатель Синодального миссионерского отдела; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; протоиерей Николай Балашов, советник Патриарха Московского и всея Руси; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Николай Лищенюк, заместитель председателя ОВЦС МП; протоиерей Игорь Якимчук, заместитель председателя ОВЦС МП; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; иерей Дионисий Казанцев, секретарь Святейшего Патриарха по Московской области; иерей Василий Лосев, руководитель Юридической службы Московской митрополии; духовенство Москвы и Московской митрополии.

В числе сослужащих были представители Поместных Православных Церквей при Патриархе Московском и всея Руси: митрополит Филиппопольский Нифон (Антиохийская Православная Церковь); архимандрит Серафим (Шемятовский) (Православная Церковь Чешских земель и Словакии); протоиерей Даниил Андреюк (Православная Церковь в Америке).

Также Его Святейшеству сослужили наместники ставропигиальных монастырей: архимандрит Павел (Кривоногов), наместник Саввино-Сторожевского монастыря; игумен Иоанн (Лудищев), наместник Сретенского монастыря; игумен Дионисий (Шленов), наместник Андреевского монастыря; иеромонах Даниил (Константинов), наместник Заиконоспасского монастыря.

Патриаршее богослужение посетили: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ А.Ю. Кузнецова; председатель Либерально-демократической партии России, руководитель фракции ЛДПР в Государственной Думе ФС РФ, председатель Комитета Государственной Думы по международным делам Л.Э. Слуцкий; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Гаврилов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по обороне А.В. Картаполов; губернатор Тверской области И.М. Руденя; депутат Государственной Думы ФС РФ, советник мэра г. Москвы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства, куратор Программы строительства православных храмов в г. Москве В.И. Ресин; руководитель Фонда святителя Василия Великого, заместитель главы Всемирного русского народного собора К.В. Малофеев; консул Посольства Ливанской Республики в Российской Федерации Родриго Эль Хури.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).

На телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru шла прямая трансляция Патриаршего богослужения.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес протоиерей Николай Пушкин, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе г. Москвы.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви совершил чин Торжества Православия.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом:

«Всех вас, Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с первым воскресеньем Великого поста — с днем Торжества Православия!

В этот день мы вспоминаем всех тех, кто своей жизнью, своим учением, своими страданиями защитил православную веру. Взирая на прошлое с высоты прожитых веков, мы понимаем, что войти в состояние тех, кто защищал догматы христианства, в том числе иконопочитание, нам до конца просто невозможно. Ведь трудно представить, в каких враждебных условиях протекала история Церкви на протяжении большей части первого тысячелетия. Но даже тогда, когда власть склонилась к христианству и перестала воздвигать гонения на Церковь, возникали соблазны, в том числе у властей предержащих, поддержать те учения и тех учителей, которые таковыми не были для Церкви, но провозглашали опасные ложные истины, претендуя на то, что эти «истины» должны стать догматами.

Именно такая опасность нависла над всей Православной Церковью, когда возникла ересь иконоборчества. В каком-то смысле появление самой идеи противляться священным изображениям связано с распространением ислама. Как мы знаем, в исламе нет священных изображений, и те, кто изображает священное, в исламе считаются идолопоклонниками. Но ислам никогда не обладал той совокупностью истин, которые хранит Православная Церковь, отстаивая право людей совершать поклонение священным изображениям — не как идолам, не как истуканам, не доскам, не краскам, не мрамору, не золоту, не каким-то другим материалам, из которых делают иконы; но, взирая на видимый образ, который так важен для физической и духовной составляющих человека, мысленно возноситься к первообразу.

Поэтому поклонение иконам никогда не было поклонением материальному веществу, никогда не было идолопоклонством, но через поклонение иконам людям открылся целый мир — совершенно удивительный мир соприкосновения с невидимым. Церковь утвердила право и возможность создавать священные изображения, взирая на которые, верующий человек в молитвах поклоняется первообразу.

Еще раз хочу сказать: поскольку распространявшийся в ту пору ислам отрицал всякие изображения, то и в Церкви возникли мысли: может быть, и нам в угоду мнению многих отказаться от священных изображений? И тогда был созван Вселенский Собор, который четко прописал догмат об иконопочитании, о том, что поклоняемся мы не материальному веществу, но прообразу, который отображается в священных изображениях.

По милости Божией поклонение святым иконам сыграло очень важную роль в сохранении Православия. Оно имело очень большое значение для воспитания благочестия, для укрепления молитвенного чувства людей. И, наверное, Церковь была бы совсем иной, а в каком-то смысле и не была бы Церковью, если бы не был утвержден этот важный догмат о почитании священных изображений, поклоняясь которым, мы возносим молитву Первообразу, Господу и Спасителю, Его Пречистой Матери и святым угодникам. По милости Божией благодаря сохранению этого догмата развилось такое явление в мировой культуре, как церковное искусство. Прекрасные иконы, которые стали шедеврами, иные прекрасные изображения — все это обогатило изобразительное искусство и культуру, и не просто обогатило искусство, но и одухотворило настолько, что многие из произведений иконописи стали подлинными святынями, через которые благодать Божия нисходит на поклоняющихся им людей.

Вот какое замечательное событие мы сегодня празднуем. И еще раз, вознося Богу благодарность за предшествовавшие нам поколения архипастырей, пастырей, богословов, монашествующих, мирян, которые сохранили в Церкви иконопочитание, мы просим Господа укрепить нас в вере православной и через поклонение святым иконам укрепить в нас истинное богопочитание. Аминь».

Далее состоялось вручение церковных наград;

  • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 45-летием со дня рождения заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 55-летием со дня рождения губернатор Тверской области И.М. Руденя был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени;
  • во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 80-летием со дня рождения З.М. Чавчавадзе был удостоен ордена Славы и чести II степени;
  • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 20-летием служения в сане пресвитера представителю Православной Церкви в Америке при Московском Патриаршем престоле протоиерею Даниилу Андреюку был вручен орден благоверного князя Даниила Московского III степени;
  • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря г. Звенигорода Московской области архимандрит Павел (Кривоногов) был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского III степени;
  • во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 20-летием служения в сане пресвитера и.о. наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Даниил (Константинов) был награжден медалью ордена преподобного Сергия Радонежского.

В завершение Святейший Патриарх Кирилл напутствовал верующих: «Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с замечательным праздником! Дай, Бог, всем нам использовать дни Святой Четыредесятницы для того, чтобы принести Господу покаяние, душу свою очистить, мысли освежить, укрепиться в вере и в доброделании, без которого, конечно, вера мертва есть. Да хранит, Господь, всех вас, град наш Москву, Церковь нашу и землю нашу Русскую! С праздником поздравляю вас!»

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

5 марта 2023
ПОДРОБНЕЕ

Канон мученику Уару

Мученик Уар

В храме Живоначальной Троицы в Косино по благословению Преосвященного Пантелеимона, Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, каждую субботу, после Божественной Литургии (примерно в 09.45) читается Канон мученику Уару за умерших некрещеных людей.

Каждый христианин знает, что некрещеных и самоубиенных не отпевают в храме и о них в дальнейшем не молятся на богослужениях. По Уставу Православной Церкви еретики и самоубийцы не заслуживают молитвенных служений, по закону Лаодикийской церкви даже ходить на их могилы запрещено.

Из Церковного Предания мы знаем о святом мученике Уаре, который почитается как молитвенник за усопших, умерших некрещеными. В Церкви совершаются молебны этому святому, в которых мы можем участвовать. Важно понимать, что это не молитва о некрещеных, а обращение к мученику Уару. В текстах молебна, посвященного мученику Уару, есть просьба о том, чтобы он был заступником за некрещеных умерших.Прежде всего, говоря о святом человеке, мы вспоминаем его жизнь. Из жития святого мы знаем, что мученик Уар жил в IV веке, был воином, и воином славным. Он командовал серьезным воинским подразделением — когортой. Это значит, что несколько сотен человек было у него в подчинении. То были времена гонений на христиан, и Уар был верующим, но боялся открыто исповедовать свою веру. Будущий мученик тайно служил христианам, которых римский император Максимилиан осуждал на пытки. Публично он не заявлял о своей вере. Переломным моментом стал ночной визит в заключение к семи христианским учителям, осужденным за веру во Христа. Уар служил им и просил молиться о мужестве стояния за Спасителя. Они ответили ему словами из Евангелия от Матфея: «кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». К утру один из христиан умер, не перенеся пыток и голода. Тогда Уар понял,что пришло время для испытания его веры, что он должен проявить то мужество, об отсутствии которого скорбел. Орудия пыток, применявшиеся в то время, были ужасны: сдирали кожу, ножами строгали тело так, что все внутренности Уара выпали на землю, но он не отрекался от Христа. Тело Уара бросили на съедение диким собакам. И тогда Клеопатра, жившая в Александрии вдова военачальника, видевшая эти страдания, решила взять тело мученика Уара и погребла его у себя в доме.Через некоторое время, возвращаясь к себе на родину в Палестину, она под видом останков своего мужа увезла мощи мученика Уара и погребла их в своей древней родовой усыпальнице, среди могил предков.Усердно молясь святому, она подавала пример местным христианам, которые стали получать исцеления у мощей мученика Уара.

Однажды Клеопатра получила откровение от святого, что он умолил Бога за ее некрещеных предков.Отсюда берет начало предание Церкви о том, что святой Уар является предстателем за умерших некрещеными. Однако это не означает возможность церковного поминовения некрещеных умерших,что противоречило бы церковным устоям и смыслу свободы человека. Обращаясь в молитве к мученику Уару, мы просим его ходатайствовать перед Богом за близких нам, умерших некрещеными. Потому что церковное поминовение о некрещеных невозможно: мы не можем всей Церковью молиться о тех, кто при жизни не стал частью Церкви, это будет насилием над их волей и свободным выбором. Но важно и возможно личное поминовение — келейная, домашняя молитва о тех, кого мы любим.

Сайт храма Живоначальной Троицы в Косино — http://kozhuhovo.moseparh.ru/raspisanie-bogosluzhenij/

27 августа 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Московском архитектурном институте прошла молодежная межвузовская конференция

9 февраля 2023 года в зале Ученого совета Московского архитектурного института (МАРХИ) состоялась молодежная межвузовская конференция «Архитектура и живопись храма».

Мероприятие прошло в рамках XV направления «Традиции православного храмостроительства» XXXI Международных Рождественских образовательных чтений «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Форум возглавили ректор МАРХИ, президент РААСН академик Д.О. Швидковский, руководитель архитектурного отдела Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, член Союза архитекторов России протоиерей Андрей Юревич и заведующий кафедрой «Храмовое зодчество» МАРХИ профессор С.В. Борисов.

Во вступительном слове Д.О. Швидковский отметил, что кафедра «Храмовое зодчество» МАРХИ остается ведущей среди архитектурных школ России.

«В настоящее время главной задачей архитекторов становится развитие нашей страны, создание ее нового облика, облика городов, в значительной степени опирающегося на культурное наследие. Именно храмовые постройки являются символом и признаком идентичности, и именно поэтому комплексное освоение территорий должно начинаться с изучения и сохранения православных святынь. Многие города претерпели изменения в планировке, но сохранились храмовые постройки, которые являются контрапунктом силуэта города», — сказал ректор МАРХИ.

Протоиерей Андрей Юревич, в свою очередь, подчеркнул, что в настоящее время «нужно осмысливать работу архитекторов, осмысливать ее с научной позиции, ведь именно научное исследование может ответить на вопрос, что такое образ современного православного храма XXI века». «В этом большое достижение нынешней конференции, собравшей много интересных докладов», — подчеркнул архитектор.

В рамках конференции был представлен 21 доклад. Выступающие осветили широкий круг теоретических и практических вопросов церковного строительства как в современных, так и в исторических аспектах. Сообщения участников были посвящены в том числе особенностям крестильных и усадебных храмов, проблемам утраты и восстановления памятников русской церковной архитектуры, роли храмов в формировании идентичности малых городов и многим другим направлениям в рамках исследований истории храмостроительства. Особый интерес вызвал доклад Софьи Пожидаевой, затронувшей вопрос авангардной художественной традиции в современном православном храмостроении, а также темы развития и сохранения региональных территорий.

Источник: пресс-служба ФХУ

14 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up