В Москве открылась выставка «Россия в ее иконе…» — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

В Москве открылась выставка «Россия в ее иконе…»

Опубликовано: 27 июня 2022

Категории: Новости

25 июня 2022 года в Музее русской иконы имени Михаила Абрамова открылась выставка «Россия в ее иконе. Неизвестные произведения XV — начала XX века из собрания Игоря Сысолятина».

В экспозиции — редкие иконы XV-XVI веков, новооткрытые иконы строгановских мастеров, работы изографов Оружейной палаты и их последователей, провинциальные образы XVII столетия, памятники эпохи барокко из Москвы, Великого Устюга и Кинешмы, иконы из старообрядческих регионов, искусство иконописцев Палеха и Мстеры. Большая часть работ будет представлена широкой публике впервые.

Выставка поделена на периоды, которые отражают многообразие русской иконописи, — от классических средневековых памятников до стилистических экспериментов предреволюционных десятилетий.

Экспозиция открывается крупной группой икон XV-XVI веков, созданных в художественных столицах тогдашней Руси — Новгороде, Москве, Пскове и в городах среднерусских областей. Среди них выделяется одна из самых древних и впечатляющих икон коллекции — «Распятие» рубежа XV-XVI веков. В 1929-1932 годах икона экспонировалось в Великобритании и США в составе знаменитой выставки, организованной Игорем Грабарем и впервые познакомившей Запад с древнерусской живописью. «Распятие» не вернулось в Советский Союз, и долгое время его местонахождение оставалось неизвестным, но несколько лет назад проданную при советской власти икону удалось обнаружить за рубежом и вернуть в Россию.

Образ из легендарной коллекции московского старообрядца Егора Егорова — «Святители Никита и Иоанн, епископы Новгородские» XVI века. Это произведение после 1917 года перемещалось из одного музея в другой, некоторое время хранилось в Третьяковской галерее, о чем свидетельствует инвентарный номер на обороте, а в 1930‑е годы было продано за границу и оказалось в коллекции икон американского предпринимателя Джорджа Ханна. Теперь и этот памятник находится в России.

Ряд памятников XVII века начинается группой произведений годуновского периода и эпохи первых Романовых. Среди них центральное место занимают новооткрытые иконы, заказанные представителями семейства Строгановых. Одна из них — «Благовещение», связанная с творчеством крупнейшего иконописца первой трети XVII столетия Назария Истомина Савина.

Важной частью раздела коллекции, посвященного искусству последней трети XVII — начала XVIII столетия, является серия икон Спаса Нерукотворного, композиционно и стилистически связанных с одноименными образами письма Симона Ушакова.

Основу раздела, включающего памятники второй половины XVIII века, составляют столичные иконы эпохи барокко и рококо. Мерная икона 1763 года с тремя фигурами избранных святых является одним из самых впечатляющих произведений Михаила Фунтусова, тесно связанного с родом графов Шереметевых. На последнюю треть XVIII столетия приходится также расцвет старообрядческой иконописи Урала, Выга и Верхнего Поволжья, в частности, Романова-Борисоглебска, а также села Павлово на Оке близ Нижнего Новгорода. Одна из жемчужин этого раздела — икона «Страшный суд». Она была приобретена в Нижегородской области в семье, где хранилась больше двухсот лет.

Произведения середины XIX — первой четверти XX века показывают разнообразие путей сохранения и обновления древней традиции в новых культурных условиях. Одним из самых важных явлений в русском церковном искусстве начала XX столетия стал стиль модерн, способствовавший созданию новой версии живописной иконы и существенно повлиявший на традиционное иконописание. На выставке можно увидеть триптих «Богоматерь Знамение Серафимо-Понетаевская с избранными святыми и праздниками» 1910 г. Это икона авторства последнего царского изографа Николая Емельянова. Вероятно, императрица Александра Феодоровна, особо почитавшая Серафимо-Понетаевский образ, подарила эту икону полковнику Дмитрию Ломану в честь окончания строительства царскосельского Феодоровского собора.

По словам владельца коллекции Игоря Сысолятина, первоначально ее концепция строилась на поздней русской иконе, преимущественно XIX века. Затем собрание расширилось, охватив практически все времена и направления, а также центры иконописания России XV-XX столетий. «Сейчас в моей коллекции более тысячи икон. 320 отобраны для выставки. По ним можно проследить всю историю русской церковной живописи за пять веков, с XV по начало XX века, во всей полноте ее проявлений», — рассказал Игорь Сысолятин.

«Музей русской иконы в Москве — один из первых российских музеев икон на базе частного собрания, — отметил в своем выступлении куратор выставки, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, старший научный сотрудник сектора древнерусского искусства Государственного института искусствознания Александр Преображенский. — Для этой выставки были отобраны произведения, которые ранее не выставлялись. Экспозиция икон из собрания Игоря Сысолятина включает наиболее сохранные памятники, несущие достоверную информацию об искусстве эпохи, к которой принадлежат».

Коллекция Игоря Сысолятина — одно из крупнейших частных собраний икон.

Выставка продлится до 1 октября.

Адрес музея: ул. Гончарная, д. 3, стр. 1.

Информационный источник: Пресс-служба Музея русской иконы

Специалисты обсудили планы

26 мая в Восточном викариатстве  прошел семинар-совещание по социальной работе.

Ведущей семинара стала ответственная за социальное служение в Восточном викариатстве Екатерина Борисенкова.

На семинаре обсуждалось составление плана по социальной деятельности Восточного викариатства на второе полугодие 2025 года, подготовка к летнему лагерю многодетных семей и другие рабочие вопросы.

26 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ

В Гольянове прошло родительское собрание

14 Апреля в семейном центре «Радонеж» храма прп.Сергия в Гольянове прошло первое родительское собрание для родителей будущих учеников Православной Свято-Сергиевской Школы.

На собрании организаторы впервые представили желающим концепцию проекта школы и предложили родителям подумать о том, как их дети будут учиться в частной православной школе при храме.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прп.Сергия в Гольянове

15 апреля 2024
ПОДРОБНЕЕ

В Неделю жен-мироносиц Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Рудого) во епископа Талгарского, викария Астанайской епархии (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан).

По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта; епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин; епископ Зарайский Константин; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; насельники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков храмов Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»: протоиерей Игорь Федоров, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриаршего подворья в Черневе

права ношения наперсного креста с украшениями : протоиерей Максим Шевцов, настоятель храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке;

права ношения палицы: иерей Евгений Бадыло, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; иерей Дионисий Гудзь, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице; иерей Андрей Дорохин, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке; иеромонах Косма (Карташев), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Иоасаф (Перепелкин), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;


права ношения наперсного креста золотого цвета: иеромонах Трофим (Судакевич), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;


права ношения камилавки: иерей Константин Кокора, клирик храма Воздвижения Креста Господня, Патриаршего подворья в Митине;

права ношения набедренника: иерей Георгий Пигарь, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком;


права ношения камилавки: протодиакон Николай Пянзин, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.


На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Талгарского Вениамина на служение. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, совершая память Никодима, тайного ученика Спасителя, и жен-мироносиц, невольно обращаешь свой взор в сравнительно недавнее прошлое нашей страны. Конечно, молодое поколение не помнит и не знает всего того, что было в то время, а люди среднего и старшего поколения все прекрасно помнят и знают: нельзя было человеку, который занимал более или менее заметное положение в обществе, открыто прийти в храм. Тут же доложили бы куда надо, и такой смелый человек лишился бы работы, положения, получил бы взыскание, был бы записан в черный список, и на этом закончилась бы его карьера. Поэтому — люди старшего поколения помнят — в то время в храмах стояли в основном женщины, так же, как у креста Христова оказались только женщины.

Удивительно: ученики, которые видели Его чудеса, которые были к Нему так близки — все разбежались. Только Иоанн Богослов остался — самый молодой и, видимо, просто не знавший, что такое страх, мало что еще знавший о жизни. А остались рядом со Христом женщины, мироносицы, которые были вместе с Ним в дни Его земной жизни, во время Его служения.

Можно себе представить, как это было страшно: их Учитель висит на кресте, как разбойник, подвергшийся самой позорной казни, а мимо проходит ревущая толпа. Каково было встать рядом с крестом? Это значило отождествить себя  с Ним, значило сказать: и нас распинайте, мы ничего не боимся! И кто же стоял? Стояли жены-мироносицы, которые оказались верными Христу даже до смерти.

И еще раз обратимся к тяжелому атеистическому прошлому: храмы были в то время наполнены исключительно женщинами, женами-мироносицами, не убоявшимися улюлюканья толпы, не убоявшимися потерять что-то в своей жизни. Мужья боялись, а жены не боялись, и ведь они создавали этот удивительный образ молящейся Церкви Русской Православной, многомиллионной Церкви, которая в их лице не устрашилась гонителей.

Поэтому мы никогда не забудем, — как не забывает Церковь подвиг святых жен-мироносиц, — и тот подвиг православных женщин, которые в трудное атеистическое время не отвернулись от Церкви, продолжали ходить в храмы, крестили, часто тайно, своих детей, несмотря на нередкие окрики своих мужей. Эти женщины исповедовали свою веру и сохранили ее для нас с вами. Сегодня и их праздник. Многие из них уже ушли ко Господу, но мы вспоминаем наших жен-мироносиц, действительно сохранивших веру православную и передавших ее следующему поколению, которое сейчас составляет нашу паству.

Пример жен-мироносиц, как тех, древних, так и современных, помогает нам понять, что подлинная вера изгоняет страх. Страх могут изгонять убеждения, вернее, убеждения могут сделать человека настолько мужественным, что, несмотря на страх, он будет идти до конца. Но это удел немногих, а пример, который дает нам стоящая у креста жена-мироносица, может быть воспринят каждым. А ведь такая верность Господу и сейчас нужна. Потому что как много сейчас того, что отвлекает нас от Господа, от посещения богослужений! Мы живем в светском мире, который как бы не борется с верой, со Христом, но современная культура почти не связана с верой в Бога. Сейчас, правда, эта связь начинает формироваться, и мы благодарим Господа за тех, кто сегодня созидает нашу культуру. Но в целом культура остается светской, далекой от Бога, и опять-таки надежда на жен-мироносиц, на тех наших православных женщин, которые и сегодня продолжают оставаться верными Христу, которые воспитывают в вере своих детей, которые вразумляют своих мужей и которые несут великое служение верности Господу и Спасителю.

И поэтому я в первую очередь сегодня благодарю всех наших женщин — православных христианок, которые сохранили и сохраняют верность Господу, которые воспитывают в вере своих детей и внуков, которые остаются рядом со Христом, даже когда множество людей не понимает их жизненной позиции. Дай Бог, чтобы это служение не пресекалось в нашей Церкви и в нашем народе. А потому сегодня наша особенная молитва за православных русских женщин, за матерей, за жен, за сестер — за всех, кто во многом определяет лицо современной православной России. Дай вам всем Господь сил, в первую очередь, сохранять верность Христу и готовность быть вместе со Христом до конца, даже если это потребует стояния около Креста Господня. И дай Бог, чтобы эта сила, которая помогла пронести свидетельство о Спасителе через тяжелейшие периоды нашей отечественной истории, сохранялась в сердцах, в душах, в сознании наших жен-мироносиц — православных женщин Русской Православной Церкви XXI века.

Сегодня моя молитва за всех вас, мои дорогие сестры, чтобы Господь укреплял вашу веру, благословлял вашу жизнь, давал вам мудрость и силу передавать свою веру и детям, и внукам, и не вполне воцерковленным мужьям. На вас лежит огромная ответственность, каковая лежала и на женах-мироносицах. И дай вам Бог оставаться верными Христу и нести достойно эту ответственность, от которой несомненно зависит будущее и народа нашего, и страны нашей. Храни вас всех Господь! Христос Воскресе!»

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ

Паломничество в Новодевичий монастырь

4 мая 2025 года в неделю святых Жен-Мироносиц по благословению настоятеля храма Воскресения Христова в Сокольниках протоиерея Александра Дасаева группа прихожан посетила московский Новодевичий ставропигиальный женский монастырь.

По территории монастыря, его храмам, музею, была проведена интереснейшая экскурсия, после которой сестры обители угостили гостей чаем с куличами.

4 мая 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up