На собрании организаторы впервые представили желающим концепцию проекта школы и предложили родителям подумать о том, как их дети будут учиться в частной православной школе при храме.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма прп.Сергия в Гольянове
Свыше 340 выездов к больным с диагнозом COVID-19 совершили священники специально созданной группы Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете г. Москвы с начала апреля. Священникам удалось причастить более 400 человек: помимо непосредственно болеющих коронавирусом, как правило, к таинству Причастия на дому приступают члены семьи болеющего. Все священники посещают больных в специальных костюмах и средствах защиты. Опыт работы Комиссии в условиях пандемии 4 июня 2020 года обсудили представители дальневосточных епархий в рамках интернет-семинара XI Межрегиональной конференции по церковному социальному служению.
Открыл семинар председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению и Комиссии по больничному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. В своем выступлении архипастырь подчеркнул, что для служения в условиях пандемии Комиссия разработала систему помощи: она включает в себя подготовку священников и их помощников, обеспечение средствами защиты, создание круглосуточной горячей линии для вызова священника к больному.
«Каждому руководителю социального отдела у себя в епархии нужно озаботиться созданием такой связи с людьми, нуждающимися в помощи», — отметил владыка Пантелеимон. Такой телефон необходим не только во время распространения коронавирусной инфекции. После окончания карантина горячая линия также будет нужна для вызова священника к больному, и этот телефонный номер должен быть размещен во всех больницах.
«Болезнь поражает и физически, и духовно, и, возможно, психологически. Это большое испытание, и важно быть вместе с человеком», — отметил заместитель председателя Комиссии по больничному служению протоиерей Иоанн Кудрявцев.
На выезды по Москве сейчас ездят 15 священников и 10 помощников, совершая от 3 до 10 выездов в день. Сутки делятся на две смены: с 5 утра до 5 вечера и с 5 вечера до 5 утра, в первую смену дежурят 2-3 священника, во вторую — один священник, рассказал отец Иоанн. Все священники и помощники прошли инструктаж по правилам использования средств индивидуальной защиты.
«На горячую линию обращаются разные люди, почти все случаи уникальны, их разнообразие впечатляет, — сказала координатор Комиссии по больничному служению Наталья Шакуро. — Обращаются люди перед госпитализацией, предполагая, что в больницу священника не пустят, и здоровые люди, которые истосковались без службы. Некоторые пациенты больниц просят, чтобы батюшки поговорили с ними. Главное — это человеческое отношение и христианская любовь. Почти всегда сталкиваешься с бедой».
Для тех, кто не может выходить из дома или находится в больнице, священники проводят онлайн-беседы. «Мы не должны забывать и о тех, кто работает в больницах: врачи уже два месяца находятся в защитных костюмах, наш долг молиться о медиках, они несут очень трудное служение. К сожалению, многие врачи погибли во время эпидемии», — сказал епископ Пантелеимон. Онлайн-беседы с пациентами, их родственниками, врачами проводятся каждую среду и воскресенье в 20.00 и транслируются одновременно в социальных сетях Синодального отдела по благотворительности и телеканала «Спас».
Во время выезда к больному, священник не может ничего выносить от него. Это требование содержится в правилах посещения пациентов с коронавирусной инфекцией, который были разработаны Синодальным отделом по благотворительности во взаимодействии с эпидемиологами. О том, как подготовить священника и помощника для выезда к инфицированному больному, как причащать людей, которые не могут глотать, рассказал иерей Михаил Голубков, секретарь Комиссии по больничному служению. Если у епархий возникнут проблемы с приобретением защитных костюмов, в Комиссии готовы оказать помощь, подчеркнул отец Михаил.
«Одна из важных перспектив, к которой мы должны стремиться — создание специально подготовленных больничных священников как отдельной группы профессионалов, которые призваны к работе в больнице, — подчеркнул в ходе вебинара отец Иоанн Кудрявцев. — Важно этому учиться на специальных курсах, семинарах. Недостаточно выучить молитвы. Священник должен много читать, много знать, чувствовать другого человека, чтобы достучаться до его сердца. Надо стать своим для всех».
Круглосуточная горячая линия для вызова священника к больному коронавирусной инфекцией в Москве: +7 (903) 660-30-40.
Комиссия по больничному служению была создана в 2018 году. После начала пандемии по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при Комиссии и Синодальном отделе по благотворительности была сформирована специальная группа священников для посещения коронавирусных больных.
В России и других странах Церковь оказывает всестороннюю помощь нуждающимся в период карантина, связанного с распространением коронавирусной инфекции. Открыты девяносто шесть горячих линий, действуют более ста добровольческих служб, почти семь тысяч церковных волонтеров участвуют в помощи.
Информация о различных направлениях помощи Церкви в период карантина — в последней информационной сводке Синодального отдела по благотворительности.
3 октября в Актовом зале Приходского дома храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове прошёл праздничный концерт, посвящённый Дню учителя.
Учащиеся приходского образовательного Центра поздравляли педагогов теплыми словами и дарили букеты, а затем представили на сцене вокальные, хореографические и драматические номера.
Директор Центра Татьяна Георгиевна Розе открыла мероприятие, поблагодарив учителей, родителей и духовенство, и подчеркнув духовно-нравственную миссию просвещения на основе традиций Церкви и отечественной педагогики.
В концерте выступили ученики всех возрастов, порадовав зрителей стихами, танцами и песнями о школе, дружбе и уважении к учителям.
Завершил мероприятие клирик храма иерей Георгий Хозяшев, который особо подчеркнул мысль о том, что педагогическое мастерство учителя играет важнейшую роль в постижении учеником знаний об окружающем мире – мире, созданном Богом. После концерта всех ждало душевное чаепитие, организованное родителями.
А также: много богослужебной практики на клиросе участие в концертах и хоровых фестивалях участие в мероприятиях Сводного хора Восточного Викариатства!
Руководитель Школы церковного пения — Резникова Екатерина Петровна выпускница Московской регентско-певческой семинарии (2004г.) по специальности регент церковного хора, выпускница Государственного музыкально-педагогического института им.М.М. Ипполитова- Иванова (2012г) по специальности Дирижёр академического хора, а также окончила курсы Международного института сертифицированного образования и повышения квалификации по теме «Физиологические,анатомические и акустические аспекты работы с певческим голосом». С 2008 года — регент правого хора в храме Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово. С 2018 — организатор, руководитель и преподаватель Школы церковного пения при храме; руководитель учебного любительского коллектива «Песчанский хор». С 2021 г. — руководитель Сводного хора Восточного викариатства г.Москвы (состав хора до 60 человек). Сводный состав принимает участие в молодежных мероприятиях и архиерейских богослужениях Восточного викариатства города Москвы. В 2023, 2024 Сводный хор стал участником I и II Молодежного Форума и Патриаршей Молодежной Литургии в Храме Христа Спасителя.
Запись на прослушивание и вся информация по телефону: 89261172655 Екатерина Петровна (ватсап, телеграм)
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.