Установлен единый порядок посещения больниц священниками — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Установлен единый порядок посещения больниц священниками

Опубликовано: 26 января 2022

Категории: Новости

По поручению вице-премьера Татьяны Голиковой Минздрав России направил во все субъекты федерации и в федеральные органы исполнительной власти методические рекомендации по установлению порядка посещения священнослужителями пациентов в стационарах. В методических рекомендациях описан алгоритм посещения священником больного в стационаре от момента поступления соответствующей просьбы со стороны пациента или его представителей. Также, по поручению вице-премьера Татьяны Голиковой, субъектам федерации и федеральным органам исполнительной власти предлагается принять на основе рекомендаций собственные нормативные акты, регулирующие порядок допуска священников в стационары.

Методические рекомендации были разработаны Минздравом России при участии Синодального отдела по благотворительности по итогам международной конференции «Духовная помощь больничных священников (капелланов) в медучреждениях: право, психология, организация», которая состоялась 6 октября 2021 года в рамках деятельности Совета при Правительстве России по вопросам попечительства в социальной сфере. На конференции рассматривался опыт служения больничных священников (капелланов) и взаимодействие религиозных организаций с государством в России, США, Германии, Италии, Франции, Великобритании. Высокую оценку служения Русской Православной Церкви в «красных зонах» российских больниц на конференции дали директор Европейского бюро ВОЗ Ханс Клюге и представитель ВОЗ в России Мелита Вуйнович.

Новые рекомендации помогут священникам беспрепятственно посещать больных по всей России.

«Мы приветствуем Рекомендации Минздрава. Они крайне необходимы. В Конституции говорится о свободе вероисповедания, а в федеральном законе «Об основах охраны здоровья» зафиксировано право пациента на допуск к нему священника, но на практике мы нередко сталкивались с тем, что священников не пускали к верующим пациентам, которые обращались с этой просьбой,  — отметил председатель Синодального отдела по благотворительности, сопредседатель совместной комиссии Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения РФ епископ Верейский Пантелеимон. — Теперь, когда установлен единый порядок посещения священнослужителями пациентов стационаров, для тысяч верующих людей будет легче реализовать свое законное право на встречу со священником в больнице. Посещение священника помогает улучшить психологическое и духовное состояние верующих пациентов, священник поддерживает врачей и медицинских работников. Мы уверены, что утверждение такого порядка послужит улучшению состояния пациентов и поможет медикам в их благородном служении больным».

«Каждый человек, который оказался в больнице, имеет по закону право на допуск к нему священника. Но до сих пор отсутствовал механизм реализации этого права. На устранение этого пробела и для помощи регионам и направлены Методические рекомендации»,  — подчеркнул заместитель министра здравоохранения РФ Олег Салагай.

Ранее служение Церкви в больницах, в том числе в «красных зонах», получило поддержку президента России В.В. Путина, председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителя председателя Правительства РФ Т.А. Голиковой.

***

Больничное служение Церкви в России активно развивалось до революции, практически при каждой больнице действовал свой храм. В советское время больничное служение священников было значительно ограничено. Сегодня духовная помощь пациентам медучреждений – одно из ведущих направлений социального служения Русской Православной Церкви. В Церкви издаются пособия, проводятся обучающие семинары для священников, организована пастырская помощь в период коронавируса.

На основе данных зарубежных исследований Синодальный отдел по благотворительности издал пособие «Зачем в больнице нужен священник?». В нем рассказывается о положительном значении деятельности священнослужителей (капелланов) в медицинских учреждениях, представлены данные о служении больничных капелланов в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии.

В период пандемии в Русской Православной Церкви появились специальные группы священников для посещения и пастырской поддержки больных COVID-19. В Москве просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом принимаются круглосуточно по телефону +7-903-660-30-40. Со 2 апреля 2020 года по 26 января 2022 года только в московском регионе священники из спецгруппы совершили 5179 выездов и посетили 57 больниц.

Кроме того, сотни православных волонтеров прошли специальные курсы и участвуют в уходе за пациентами COVID-стационаров Москвы.

Информационный источник: http://Диакония.ru

Память о Беслане

6 сентября на спортивной площадке по адресу ул. Никитинская, 18 состоялось мероприятие, посвященное памяти погибших в Бесланской трагедии 1-3 сентября 2004 года.

Мероприятие было организовано патриотическим клубом при храме Рождества Христова в Измайлове «Витязи Отечества» совместно с ГБУ ООЦ «Моссовета».

Перед началом мероприятия руководитель «Витязей Отечества» Павел Валентинович Киселев провел с юными участниками беседу, в которой напомнил о трагедии в Беслане и особенно акцентировал внимание на том, что на каждом из ребят лежит ответственность за безопасность Родины и ее будущее.

В программу спортивных состязаний между дворовыми командами вошли настольный теннис, турнир по футболу и командная эстафета. Во всех возрастных группах «Витязи Отечества» завоевали первые места.

«Очень отрадно было видеть, что ребята участвовали в мероприятии со всей душой, очень старались, понимая, чему оно посвящено, – отметил Павел Валентинович. – Перед началом я сказал им, что они должны осознавать себя очень счастливыми, что ничего подобного не произошло с ними. Ведь дети Беслана в те дни также шли в школу, также о чем-то мечтали, также хотели жить, радоваться жизни, развиваться. Но из-за того, что в этом мире существует зло терроризма произошло это большое горе для их родных, близких, и для всей нашей страны. Вы должны своим трудом, своим примером доказать, что вы достойны тех детей. Вы должны быть достойными защитниками Родины и сделать все для того, чтобы больше таких трагедий никогда не повторялось».

6 сентября 2025
ПОДРОБНЕЕ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Программа культурного добровольчества в рамках взаимодействия Церкви с молодежью

Под эгидой Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы летом 2021 года реализуется ряд уникальных проектов, направленных на сохранение и восстановление объектов историко-культурного наследия и культурных ценностей Русской Православной Церкви.

Проекты направлены на воспитание у молодого поколения стремления к возрождению и сохранению культурного достояния страны через приобщение к новому направлению добровольчества в сфере культуры, которое дает возможность познакомиться с русской историей, православной культурой и традициями страны через восстановление и консервацию древних храмов и монастырей.

В рамках сетевой программы реализуются три проекта:

1) Проект «Наследие благоверного князя Александра Невского», осуществляемый Консорциумом ценностно-ориентированных вузов «Новая площадь».

В год 800-летия со дня рождения святого князя Александра Невского Консорциум предлагает принять участие в летних выездах в места, связанные с жизнью и наследием великого князя. Участники проекта не только приобщаются к восстановлению и консервации утраченного духовного наследия, но также знакомятся с интересными уголками Московской области и Золотого кольца России. Площадками проекта стали с. Боровицы, где располагалась древняя столица Владимиро-Суздальского княжества, место рождения будущего великого князя, где он княжил в конце жизни, а также Переславль-Залесский — родной город Александра Невского. Всего было организовано три площадки, в рамках которых смогли принять участие студенты из шести высших учебных заведений столицы, входящих в Консорциумом, а также студенты других московских вузов.

2) Проект международных волонтерских реставрационных отрядов Китайского подворья г. Москвы русско-китайского культурного центра «Жар-птица» для русских и иностранных студентов московских вузов.

В рамках проекта осуществляются работы по восстановлению исторических и культурных памятников на территории Московской области, Золотого кольца и Севера России. Большинство участников поездок — православные верующие, однако в проекте также принимают участие молодые люди других религиозных убеждений.

3) Проект летних слетов по восстановлению и консервации храмов, организуемый в рамках деятельности молодежного отдела Рыбинской епархии молодежным движением «Преображение».

Летние слеты «Преображения» представляют собой пример крупного регионального проекта, который охватывает различные храмы Ярославской области. В рамках регионального проекта молодежь и студенты региона и столицы знакомятся с рабочими профессиями, осваивают ремесла, обучаются грамотному процессу сохранения и возрождения объектов культурного наследия, участвуют в благотворительных и социальных акциях, работают с архивными материалами, а также привлекают местных жителей к добровольческой деятельности и популяризируют историю родных мест.

«Участие студентов в спасении памятников — это не только реальная помощь в сохранении и воссоздании храмов и монастырей. Это глубокое погружение в отечественную историю и родную культуру. Ведь наряду с физическим трудом участники добровольческих проектов, которые мы поддерживаем, имеют возможность посещать окрестные достопримечательности с опытными краеведами и делиться впечатлениями на организованных в рамках проектов дискуссионных площадках», — отмечает сопредседатель Комиссии по работе с вузами и научным сообществом при Епархиальном совете г. Москвы игумен Петр (Еремеев).

Для желающих приобщиться к культурному добровольчеству в августе с.г. в рамках сетевой программы Комиссии на предстоящие оставшиеся дни лета запланировано более шести выездов. Узнать подробную информацию, а также записаться можно на страницах проектов.

Информационный источник: http://moseparh.ru/unikalnaya-programma-kulturnogo-dobrovolchestva-osushhestvlyaetsya-v-ramkax-vzaimodejstviya-cerkvi-i-studencheskix-obedinenij-moskovskix-vuzov.html

30 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Первая встреча с Аленой Азоевой

На первой встрече с Аленой Азоевой было очень радостно увидеть среди слушателей интересных и вдохновленных идеями служения людей из Марфо-Мариинской обители милосердия, больницы Святителя Алексия, авторов информационных проектов о святых, сотрудников музеев, студентов, преподавателей ПСТГУ, блогеров и журналистов. Наша общая цель — совершенствование знаний о современном информационном пространстве, о продвижении социальных и благотворительных проектов, понимании актуальных тенденций работы в социальных сетях, взаимодействия с аудиторией и так далее. 

Первую встречу мы посвятили введению в тему социальной коммуникации и уже получили домашнее задание. Самый главный вопрос, над которым нам предстоит подумать: какую роль задуманный нами проект должен играть в жизни людей, к которым мы обращаемся. Казалось бы, так просто, но на самом деле правильно сформулированный ответ поможет в выборе стратегии достижения целей проекта. И второй важный момент, отвечая, необходимо обратить особе внимание на те трудности, которые перед нами возникают. 

Алена Азоева — эксперт по коммуникациям и рекламе (в том числе социальной), более 20 лет работала в международных рекламных агентствах (BBDO, Ogilvy, Leo Burnett), небольших коммуникационных компаниях и digital-агентствах, 15 лет из них в должности креативного директора.

Следующая встреча с Аленой Азоевой состоится 8 октября во вторник в 19.00 ч. — в Просветительском центре святителя Иоасафа. Вход свободный, обязательна регистрация по телефону +79253355213 или по электронной почте ioasafcenter@yandex.ru. Просветительский Центр Святителя Иоасафа Белгородского расположен в 5-ти минутах от метро Измайловская, по адресу — Заводской проезд, 23.

27 сентября 2019
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up