Учащиеся воскресной школы посетили фестиваль — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Учащиеся воскресной школы посетили фестиваль

Опубликовано: 5 ноября 2024

Категории: Новости

Учащиеся Воскресной школы при храме в Метрогородке посетили фестиваль «Лучезарный Ангел»

Выездной киноурок добра состоялся 4 ноября в кинотеатре Центрального музея Победы на Поклонной горе.

Праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства учащиеся Воскресной школы отметили просмотром доброго фильма в кинотеатре «Поклонка». В рамках фестиваля «Лучезарный Ангел» дети и их родители посмотрели кино о верной дружбе, семейных ценностях и чистой любви. Юные зрители вместе с главными героями отправились в увлекательное приключение по лабиринтам жизни. Дети поблагодарилиза интересный и полезный фильм, а также выразили надежду на то, что такие поездки станут доброй традицией.

На следующем Киноуроке добра, который пройдет в Духовно-просветиетльском центре Патриаршего Подворья при храме св.ап. Андрея Первозванного, состоится обсуждение сюжетной линии просмотренного фильма.

Справочно:
Кинофестиваль «Лучезарный Ангел» проводится при духовном попечительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Светлана Владимировна Медведева — председатель Оргкомитета кинофестиваля. Кинофестиваль для всей семьи был учрежден под девизом «Доброе кино!» в 2003 году и является примером гармоничного взаимодействия государства, Русской Православной Церкви и общества в сфере духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения, развития отечественного кинематографа, отвечающего самым высоким нравственным критериям и идеалам. Традиционно в программу фестиваля входят лучшие работы в номинациях: полнометражное игровое кино короткометражное игровое кино, документальное кино, анимация.

В храме Пророка Божия Илии в Черкизове состоялся экологический тренинг

24 октября 2021 года в конференц-зале Синодального отдела по делам молодежи, который размещается в Москве на Крутицком подворье, прошел экологический тренинг “Зелёные города и страны: опыт обращения с отходами в мире”.

Основатель движения “Раздельный сбор” в Москве, сооснователь проекта “Собиратор” Валерия Коростелёва рассказала о том, как обращаются с отходами в Европе, США и России. И какой зарубежный опыт пока не применяется в нашей стране, но мог бы значительно сократить загрязнение окружающей среды. 

В тренинге участвовали тринадцать человек: из Синодального отдела по делам молодежи, а также храмов пророка Илии в Черкизове, пророка Илии в Обыденском переулке, Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне.

Встреча эковолонтеров “Экологии потребления” в Синодальном отделе по делам молодежи.

Эковолонтеры узнали, что мировой опыт говорит о необходимости сокращать количество отходов, которые идут на захоронение и сжигание, и развивать переработку и компостирование. В ситуации, когда горожане неосознанно выбрасывают в синие контейнеры смешанные отходы, эксперт посоветовала приносить макулатуру в плотно завязанном пакете и класть рядом, а в контейнере оставлять смятые бутылки и разные виды металла. Стеклотару, по словам Коростелёвой, лучше оставлять в желтых “колокольчиках” — в общем контейнере она может побиться, и осколки потеряются на сортировочной ленте. Разные редкие фракции нужно привозить в экоцентры, предварительно проверив на сайте, что они принимают, а что — нет.

Общественное движение “Экология потребления”, организовавшее данную лекцию при содействии грантовой программы “Православная инициатива”, существует в храме пророка Илии в Черкизове с лета текущего года. За несколько месяцев волонтеры самого разного возраста выходили на акции по сбору мусора на берегах Черкизовского пруда и в Лосиноостровском заповеднике, проводили мероприятия по сбору макулатуры возле храма, установили контейнеры для раздельного сбора пластиковых стаканов, чеков, батареек в Черкизовском приходе. Особое внимание уделяется просветительской работе. В частности, проводились семинары по проблеме экологического потребления и учебно-игровые занятия для детей воскресной школы по теме бережливого отношения к окружающей среде.

Информационный источник: https://hramilii.ru/novosti/ekologiya-potrebleniya-obedinyaet-prihozhan-raznyh-hramov-moskvy/

28 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ

Состоялся онлайн-концерт «Рождественские дни»

6 января 2021 года на Youtube-канале телеканала «Спас» состоялась премьера онлайн-концерта «Рождественские дни».

Мероприятие прошло при поддержке Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения и по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия, председателя Совета.

В концерте приняли участие: камерный мужской хор «Патриа», Молодежный синодальный хор (Россия), Русский православный мужской хор Австралии, хор Духовно-образовательного центра преподобной Женевьевы Парижской (Франция), протодиакон Николай Платонов с дочерями (Россия), вокальный ансамбль «Perfectum» (Украина), вокальный ансамбль «Спiвоча душа» (Украина), вокальный ансамбль «Horecea» (Украина), хор Городокского Николаевского женского монастыря (Ровенская епархия Украинской Православной Церкви), хор Таиландской епархии Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии, ансамбль «Ихтис» (Россия), мужской хор «Русский формат» (Россия), хор «Артос» храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве г. Москвы (Россия).

«Идея соборности очень важна, она является центральной в Православии, поэтому нам было важно объединить людей светлой радостью Христова Рождества. Создать праздник вне границ и времени, чтобы люди чувствовали единство в Боге», — отметил руководитель и автор проекта Кирилл Марущак.

Видеозапись концерта доступна по ссылке.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5748179.html

8 января 2021
ПОДРОБНЕЕ

КЛУБ «Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ»: ЗНАКОМСТВО С ХРАМАМИ ВОСТОЧНОГО ВИКАРИАТСТВА

20 ноября 2018 года в Городском методентре Департамента образования Москвы прошло очередное занятие клуба «Я шагаю по Москве» («Активное долголетие»).

Обзорную лекцию о храмах Восточного викариатства провёл ответственный за миссионерское служение в Восточном викариатстве г. Москвы, заместитель директора Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия, зав. кафедрой церковной истории Перервинской православной духовной семинарии, кандидат исторических наук Алексей Вячеславович Конопатченков.

Он рассказал о 12 храмах Восточного округа в исторической хронологии, особенностях их архитектуры, исторических личностях, связанных с этими церквями, о почитаемых святынях.

Рассказ Алексея Вячеславовича вызвал у слушателей большой интерес.

21 ноября 2018
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up