Состоялся семинар для общественных методистов — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялся семинар для общественных методистов

Опубликовано: 2 марта 2024

Категории: Религиозное образование

Обучающий семинар для общественных методистов по ОРКСЭ от храмов Восточного викариатства — членов жюри Открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» прошел 1 марта в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В состав экспертных комиссий данной Олимпиады вошли священнослужители, миссионеры и катехизаторы, преподаватели Детских воскресных школ.

В этом учебном году почти 300 учащихся общеобразовательных школ ВАО написали работы, в которых исследовали загадки, связанные с историей и культурой храмов.

Перед общественными методистами стоит непростая задача – дать объективную оценку данным исследованиям и определить победителей и призеров.

Среди членов жюри есть как опытные эксперты, не первый год оценивающие детские работы, так и новички, кто впервые приступит к выполнению данного послушания.

 На семинаре экспертов познакомили с требованиями, которые предъявляются к исследованиям, критериями оценки, рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках.

Опытом работы с собравшимися поделились методист по ОРКСЭ Городского методического центра Департамента образования по ВАО И. В. Тихоновский и советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров № 11 Друшлякова Н. А.

  Закончился семинар практической частью: эксперты коллективно обсудили и оценили два исследования, а затем заполнили листы экспертной оценки, получив опыт работы в качестве члена жюри Олимпиады.

Пресс-служба Восточного викариатства

В Гольянове прошла встреча со школьниками

13 ноября иерей Борис Векленко, клирик храма преподобного Сергия в Гольянове, провёл беседу с ребятами из четвертого класса школы №1598.

В классе прошел урок по Основам православной культуры на тему «В ожидании Спасителя».

Педагог вместе с ребятами работали с виртуальной лентой времени, на которой расположили несколько значимых событий Ветхого Завета: от сотворения мира до избрания Авраама. Это дало возможность наглядно увидеть последовательность событий, объединенных одной идеей – заботой Бога об ограждении человечества от зла.

Также ребята вспомнили, что с целью распространения доброты на планете был учрежден Всенародный день доброты, который как раз и празднуется 13 ноября.

Говорили о том, что только будучи добрыми, можно по-настоящему быть счастливыми. Отец Борис подтвердил правильность мысли ребят, а также сказал о том, что для православного христианина — «Бог есть Любовь». Кроме этого, батюшка объяснил четвероклассникам такое трудное понятие, как идолопоклонство, и раскрыл понимание того, что современные идолопоклонники поклоняются не как во времена Авраама животным, а чаще всего себе самому.

Отец Борис постарался ответить на детские вопросы, но вопросов оказалось так много, что было решено задать их батюшке, когда школьники придут в храм на экскурсию. В память о таком совместном занятии батюшка подарил ребятам книгу «Праздник Белого цветка» о царской семье и магнит с надписью: «Все у вас да будет с любовью». А ребята преподнесли в подарок отцу Борису замечательные закладки для книг, которые сами разукрасили и написали на них добрые слова. Батюшка обрадовался, потому что он очень любит читать и закладки ему пригодятся.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма преподобного Сергия в Гольянове

15 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ

Получение дополнительного образования в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

С 08 по 17 января 2020 г. отдел дополнительного образования Московской духовной академии и Московский государственный педагогический университет приглашают принять участие в обучении по программам дополнительного образования и повышения квалификации.

Слушатели имеют уникальную возможность пройти обучение в лучших традициях старейшей духовной школы и ведущего педагогического университета России, пообщаться с известными богословами и преподавателями, а главное погрузиться в жизнь древнего монастыря и помолиться вместе с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Срок обучения: 10 дней.

Форма обучения: очная

Учебные сессии по следующим направлениям:

  1. Подготовительный курс «Основы Православия» в рамках программы подготовки церковных специалистов (72 аудиторных часа, сертификат Московской Духовной Академии);
  2. Повышение квалификации преподавателей  «Основы духовно-нравственной культуры» (72 аудиторных часа, сертификат Московской Духовной Академии и удостоверение Московского Педагогического Государственного Университета).

Требование к поступающим:

  1. Для курса ОДНК абитуриенты должны иметь образование не ниже среднего профессионального и рекомендацию священника или архиерея;
  2. Для курса ОП абитуриенты должны иметь рекомендацию священника.

Дополнительная информация:

6 декабря 2019
ПОДРОБНЕЕ

В Мэрии прошло вручение городской премии «Крылья аиста»

14 декабря родители учащихся ЧОУ «Православная школа Косинская» получили ежегодную городскую премию «Крылья аиста»

В Красном зале мэрии Москвы прошло вручение ежегодной городской премии «Крылья аиста» за особый вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Заммэра Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова вручила ее трем семьям москвичей, включая семью Евгения Владимировича и Оксаны Викторовны.

Оксана Цурикова и ее супруг Евгений Романов стали приемными родителями семь лет назад. У них четверо кровных и пятеро приемных детей. Оксана и ее супруг мечтали о приемной дочке, но оказалось, что у девочки есть брат и сестра. Супруги приняли в семью всех троих. Никите, старшему из них, сейчас 14 лет. Мальчик любит гулять, кататься на велосипеде, скейтборде, самокате и иногда на роликах, а также играет в школьной футбольной команде. 11-летняя Надя увлекается рукоделием: росписью по дереву, шитьем, валянием из шерсти. А девятилетняя Настя очень любит творчество: рисует, занимается в театральной студии и танцует.

В конце прошлого года Евгений и Оксана поняли, что готовы стать родителями и для других детей-сирот, и приняли в семью еще двоих ребят. Девятилетний Илья — очень разносторонняя личность, увлекается английским языком, театральным мастерством, плаванием, рукоделием. Пятилетняя Ева, его сестренка, вместе с Настей начала заниматься хореографией и сочиняет свои первые стихи. Оксана возглавляет актив приемных семей округа, делится своими знаниями с теми, кто только вступил на путь усыновления и опекунства.

Приемные семьи получили памятные статуэтки за авторством народного художника России Александра Рукавишникова, денежные премии, дипломы и нагрудные знаки.

https://usynovi-moskva.ru/news/302737/?ysclid=lqm40ruz7t728955496

21 декабря 2023
ПОДРОБНЕЕ

ЗА ТРИ ШАГА ДО НИМБА: «ЛЕСТВИЦА» СВЯТОГО ИОАННА

Предстоящая неделя Великого поста посвящена книге и подвигу преподобного Иоанна Лествичника. Икона «Лествица» изображает путь христианина к спасению, описанный святым Иоанном в одноименной книге.  Мы видим Лестницу до неба, карабкающихся по ней людей в монашеских одеждах, самого автора книги, почему-то без нимба… Что все это значит? Разобраться в происходящем на иконе с помощью специалистов попыталась наш корреспондент  Екатерина ЗАГУЛЯЕВА.

Жизнь наша — щи да каша
Этот известный синайский образ второй половины XII века был написан в качестве иллюстрации к книге преподобного Иоанна, игумена Синайской горы, — «Лествице». Книга состоит из тридцати слов — глав. Каждая из них — ступень ко Христу, отсюда и появилось необычное название у книги, а потом и у иконы.

Святой Иоанн в своей книге призывает монахов быть кроткими, не злопамятными, скупыми на слова, правдивыми, не унывающими, не ленивыми, воздержанными в пище, целомудренными и чистыми как внешне, так и внутренне. Первые двадцать три ступени в «Лествице» посвящены страстям и способам борьбы с ними, остальные — добродетелям. Наивысшая же ступень — союз веры, надежды и любви. Некоторые свои наставления преподобный пишет в виде небольших рассказов о жизни синайских подвижников, с которыми он был знаком. Например, рассказ про гордого Исидора, которого его духовник поставил у ворот обители умолять всех входящих помолиться о нем, и тот сначала роптал, но со временем стал смиренным, кротким и за свое послушание удостоился вечной жизни. Или о неправедном старце, который замучил своего послушника до смерти, но потом раскаялся, поселился у его гроба, где до конца своих дней молился за него и просил у всех прощения. Иногда святой Иоанн прилагает к рассказам и свои личные впечатления об этих людях и от бесед с ними.

В Византии «Лествицу» перевели на разные языки. Рукописи начали оформлять в богатые переплеты и украшать миниатюрами. Первый славянский список появился на Руси в XII веке, и, судя по тому, как стремительно росло их количество, книга пользовалась популярностью. Сохранилось более ста списков «Лествицы»: 1список XII века, 3 списка XIII века, 24 списка XIV века и 83 — XV века. До наших дней «Лествица» не утратила своей актуальности и издается большими тиражами. Оптинский старец Анатолий очень почитал святого Иоанна Лествичника и писал своим духовным чадам, что «Поучения» Аввы Дорофея.


Рассудительный постник
Ближе всех ко Христу на синайской иконе стоит сам святой Иоанн, который протягивает Господу свиток со своим сочинением. Действительно, трудно описать путь, если сам его не прошел. О детстве и юности преподобного известно немного. Считается, что святой Иоанн был родом из Сирии и пришел в Синайский монастырь в шестнадцатилетнем возрасте. Это случилось примерно в 580 году. Когда ему исполнилось двадцать, он принял постриг в иночество от своего наставника — аввы Мартирия. Преподобный прожил в монастыре еще девятнадцать лет. А после смерти аввы удалился в пустыню, где сорок лет пребывал в посте и молитве, до тех пор, пока синайские монахи не уговорили его вернуться в обитель и стать их игуменом.

Из жития святого известно, например, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не давать себе повода к тщеславию. Но при этом он был воздержан в количестве пищи и укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: хотя он не проводил ночей без сна, но спал не больше, чем следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Вероятно, из-за этих его подвигов, совершенных с мудрым рассуждением, Церковь празднует память преподобного Иоанна Лествичника во время Великого поста.


Ступеньки означают последовательность духовного совершенства человека, которое достигается не вдруг, но только постепенно.

Игумена, управлявшего во времена преподобного Раифским монастырем, находившимся по соседству, тоже звали Иоанном. Отчасти это именно ему мы должны быть благодарны за книгу «Лествица». Зная о высокой жизни, мудрости и духовных дарованиях преподобного, раифский игумен от лица всех иноков своей обители попросил его составить руководство по духовному совершенствованию, «как бы лествицу утвержденну, которая желающих возводит до Небесных врат…». Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания исполнил просьбу. После четырех лет управления монастырем, окончив книгу, преподобный Иоанн снова удалился в свою пустыню и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу.

Икона-миниатюра
«Любая икона показывает преображенный мир — духовный, — рассказывает искусствовед и преподаватель кафедры реставрации ПСТГУ Софья Свердлова. — Поэтому такие категории, как время и пространство, изображаются очень условно. Например, на нашей иконе у святого Иоанна Лествичника нет нимба, хотя надпись, что он святой, есть. Почему так? Дело в том, что на иконе он сам еще только идет по лестнице, впереди три ступени — нимба над его головой пока нет, но иконописцу было известно, что преподобный поднялся до Господа и свят, — вероятно, поэтому он его “заранее” подписал святым. Часто в житийных иконах святых изображают с нимбом уже в детстве. Хотя эти дети, вероятно, и сами еще не знают, что станут мучениками или подвижниками, но мы-то знаем, что они святы, а святость в вечности, вне времени».

Бывает даже так, что святых из разных эпох пишут на одной иконе рядом. Следом за святым Иоанном по лестнице поднимается человек в белоснежных епископских одеждах — это живший в XI веке (через пять веков после святого Иоанна) игумен Синайского монастыря архиепископ Антоний. Сомнительно, что он сам благословил бы такое свое превозношение — быть написанным следом за святым, столь почитаемым на Синае и в нескольких шагах от Христа! Вероятно, миниатюра, с которой впоследствии был взят образ для иконы «Лествица», была написана уже после блаженной кончины святого архиепископа в рукописи, заказанной византийским императором для Синайского монастыря.

«Над созданием рукописей, — объясняет Софья Свердлова, — трудились много людей: писари, художники-миниатюристы. Известная нам “Лествица” была начальной миниатюрой в книге, но не единственной. Были еще небольшие “маргинальные” иллюстрации, названные так из-за своего расположения на полях рукописи. Таких рукописных “Лествиц” было написано много. Не все, но некоторые из них были украшены целой коллекцией миниатюр: фигурками преподобных, занимающихся рукоделием, вырезающих ложки, плетущих корзины или спешащих в храм на службу. Отдельные образы, как и образ “Лествица”, перекочевали со временем на стены храмов, на фрески и в иконы и стали почитаться наравне с текстами и даже отдельно от них. Образы святого Герасима Иорданского со львом или святого Павла Фивейского, которому ворон приносит хлеб, тоже первично существовали в виде отдельных сцен в миниатюре».

Ангелы бездействуют?
«Бог непостижим, неведом, непознаваем, — рассказывает Софья Свердлова. — Его сущность недоступна человеку и превосходит наше восприятие неизмеримо. Божественный свет невозможно видеть, поэтому, как это ни парадоксально, в иконе он иногда представляется как мрак. Этот «божественный мрак» изображается в иконе темно-синим, почти черным цветом. Господь Иисус Христос написан в «Лествице» на синем фоне, но это не цвет неба, как можно было бы подумать, — это небесные сферы, непознаваемые, непередаваемые простыми земными средствами и невозможные для восприятия ограниченными человеческими способностями.

Внизу под горкой стоят монахи (это собирательный образ синайских монахов и монахов вообще) и смотрят на идущих вверх: они внимают поучениям преподобного, изучают его наставления — учатся духовной науке. Монахов на пути к Горнему постигают искушения — бесы крюками и щипцами стаскивают их со спасительной лестницы в адскую бездну. Хватают за ноги, садятся на загривок, больно бьют, стреляют из луков и, кажется, успешны в своем предприятии.


Ангелы написаны в виде прекрасных юношей, идеальных пропорций, идеальных черт лица, обладающих физическим совершенством. Руки у ангелов покровенны — покрыты тканью: это древний знак, он означает в данном случае особое благоговение — перед Христом, к которому они припадают и молятся за борющихся со своими страстями монахов. Изображения ангелов в таком антропоморфном виде появляются в V веке, именно такими, какими мы их здесь видим, — этот образ пришел из античности. На нашей иконе ангелы, которые вроде бы должны оказывать сопротивление бесовским козням и подталкивать монахов в спину, на вид бездействуют и только смотрят сверху с выражением некоторой скорби на ликах. Почему такая несправедливость? Возможно, художник хотел этой сценой показать, что идущие к Богу монахи — это не яблоко раздора между силами света и тьмы. Ищущие спасения — совершенно самостоятельные духовные единицы, и падение некоторых — это именно их личное падение. И бесы, как бы они ни старались, в реальности никак не могут повлиять на личный выбор каждого монаха, зато незримая молитва ангелов — действительная помощь на пути!»

Пресс-служба Восточного викариатства Москвы

25 марта 2017
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up