Состоялся семинар для общественных методистов — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Состоялся семинар для общественных методистов

Опубликовано: 2 марта 2024

Категории: Религиозное образование

Обучающий семинар для общественных методистов по ОРКСЭ от храмов Восточного викариатства — членов жюри Открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России» прошел 1 марта в здании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

В состав экспертных комиссий данной Олимпиады вошли священнослужители, миссионеры и катехизаторы, преподаватели Детских воскресных школ.

В этом учебном году почти 300 учащихся общеобразовательных школ ВАО написали работы, в которых исследовали загадки, связанные с историей и культурой храмов.

Перед общественными методистами стоит непростая задача – дать объективную оценку данным исследованиям и определить победителей и призеров.

Среди членов жюри есть как опытные эксперты, не первый год оценивающие детские работы, так и новички, кто впервые приступит к выполнению данного послушания.

 На семинаре экспертов познакомили с требованиями, которые предъявляются к исследованиям, критериями оценки, рассказали о наиболее часто встречающихся ошибках.

Опытом работы с собравшимися поделились методист по ОРКСЭ Городского методического центра Департамента образования по ВАО И. В. Тихоновский и советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров № 11 Друшлякова Н. А.

  Закончился семинар практической частью: эксперты коллективно обсудили и оценили два исследования, а затем заполнили листы экспертной оценки, получив опыт работы в качестве члена жюри Олимпиады.

Пресс-служба Восточного викариатства

Епископ Пантелеимон встретился с директорами школ

31 января викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий Восточным и Юго-Западным викариатствами Преосвященный Пантелеимон, епископ Верейский встретился с директорами 10 и 13 Межрайонных советов директоров школ Восточного округа.

Мероприятие проходило в школе № 1502. На встречу были также приглашены советники по духовно-нравственному воспитанию и методисты по Основам религиозных культур и светской этики — представители храмов Восточного викариатства.

Перед встречей владыка встретился со старшеклассниками: дал интервью школьному пресс-центру и ответил на вопросы.

Методист Городского методического центра Департамента образования Тихоновский И. В. и советник по духовно-нравственному воспитанию при МРСД №11 Друшлякова Н. А. кратко рассказали об основах сотрудничества и модели взаимодействия между школами и храмами викариатства, которая сложилась за прошедшие 11 лет.

Свое выступление епископ Пантелеимон начал с темы многодетной семьи, потому что 2024 год объявлен годом семьи, и поделился богатым личным опытом. Воспитывать детей, по мнению владыки, нужно разумно сочетая любовь и строгость, но любовь должна быть обязательно на первом месте.

Преосвященный Пантелеимон внимательно выслушал руководителей, которые рассказали о трудностях своей работы, и призвал не отчаиваться, стараться жить в современной реальности и по мере сил способствовать ее изменению к лучшему.

В конце встречи директорам были подарены красиво иллюстрированные книги «Рождество Христово» Елены Тростниковой и номер журнала «Православное книжное обозрение».

Пресс-служба Восточного викариатства

1 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

Открытие выставки прошло в Черкизово

18 февраля 2024 года состоялось торжественное открытие выставки “С нами Бог! Да воскреснет Россия!” Она организована в исторической резиденции Московских митрополитов и состоит из фотографий, сделанных с 1921 по 1923 гг. в Галлиполи, где вынуждено остановились воины и все те, кто покинул вместе с Белой армией пределы России в знаменитом исходе из Крыма.

Культурно-просветительское событие началось с исполнения Илиинским мужским хором военных дореволюционных песен: гимна Преображенского полка, песни Дворянского полка, “Коль славен”, “Гей, славяне”, Русского национального гимна “Боже, царя храни”. Эти забытые сегодня многими произведения были символом русского духа и боевой доблести на протяжении многих поколений.

Открывая встречу, заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове архиепископ Зеленоградский Савва, процитировав Александра Сергеевича Пушкина из “Бориса Годунова”, “да ведают потомки православных страны родной минувшую судьбу”, отметил, что “нам очень важно помнить нашу историю.

“Нам важно помнить, какой была наша страна. Она была разная, она называлась по-разному. Она существует уже больше тысячи лет, и за это время называлась самыми разными именами. Сейчас мы ее знаем под одним именем, тогда под другим. Нам важно помнить каждый отрезок этого пути. Не для того, чтобы, пригорюнившись, сидеть и плакать о прошлом, а для того, чтобы идти в будущее. Чтобы идти в будущее, нам важно знать, откуда мы выросли. Иначе нам каждый момент, каждую эпоху, каждую жизнь придется начинать сначала”, — сказал архипастырь.

Он особо подчеркнул, что “наша страна имеет глубокие давние корни, глубокую историю”.

“У нас уже страна опытная, она уже взрослая, если можно так выразиться применительно к стране, — резюмировал владыка Савва, — чтобы эту взрослость сохранить, чтобы идти дальше, важно помнить о своем прошлом”.

О галлиполийском стоянии прозвучали воспоминания потомков тех, кто прошел это первое большое испытание эмиграции. Елизавета Николаевна Тутунова поведала об истории своей семьи и зачитала заметку из газеты, выходившей за рубежом в 1920-е годы “Родное Галлиполи”.

Затем всем собравшимся куратором выставки, культурологом и этнологом Ариадной Черкасовой была проведена экскурсия. Дети и взрослые слушали рассказ о малоизвестных страницах русской истории на одном дыхании.https://youtu.be/zHVrylwTYNg?si=feXItmGfimKUI9soПосмотрите всей семьей просветительский урок и приходите на выставку в Черкизово.

Посетить выставку можно по заявке: +7 925 347 1590, Людмила Борисовна. Она будет интересна как взрослым, так и детям. Предварительно выставка открыта до 14 апреля 2024 года.

ФОТОМОМЕНТЫ С ВЫСТАВКИ

Организаторы: фонд сохранения исторического и культурного наследия “Белый фонд”, информационно-просветительский интернет-портал “Приходы”, Экостандарт Групп, храм пророка Илии в Черкизове.

Информационная служба @hramilii

24 февраля 2024
ПОДРОБНЕЕ

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ: НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?

Первая подготовительная неделя, которая начнется в это воскресенье, 5 февраля, называется в церковном календаре «Неделей о мытаре и фарисее». Своё название она получила от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией.  Afhbctq молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь». А мытарь коротко: «Господи! Помилуй меня грешного». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой?

Слово «фарисей» давно стало нарицательным, и это во многом справедливо, ведь фарисеи, как определённый тип людей вне зависимости от их религиозной принадлежности, – род вечный и бессмертный (думаю, каждый из нас видел таких «святош» с поджатыми губами и закатившимися глазками). Рассказанная Самим Иисусом Христом притча, никогда «не устареет», потому что обращена ко всем, кто твердо уверен в собственной праведности и потому презирает других.

«Два человека пришли в Храм помолиться, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам» и «предателям», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушёл домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопревозношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, православный Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

МЫТАРЬ— (греч. telónhV,тэлонэс, лат. publicanus) – это «откупщик» или «сборщик налогов». Сам этот профессиональный термин вполне нейтрален и означает любого представителя «налоговой службы» (в Санкт-Петербурге есть «Мытнинская улица»), но в знаменитой евангельской притче речь идет о еврейском сборщике податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 года до н. э.). Поэтому в славяно-русской традиции он стал нарицательным и означает, как правило, евангельского мытаря – «лихоимца» и «притеснителя». Это связано с особым статусом мытарей в иудейском обществе.

Иудейский народ справедливо ненавидел мытарей за то, что они служили оккупантам в качестве экзекуторов и часто пользовались своим «служебным положением» для личного обогащения (Лука 19:1, 8), обирая при этом своих соплеменников. С другой стороны, уже сама эта профессия считалась ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное место земного пребывания Бога. Талмуд приравнивал мытарей к грешникам, язычникам и прелюбодеям и повелевал отлучать от Синагоги.

Вполне понятно, что и Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, этих блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф 9:11 и др.). Поэтому притча Спасителя была дерзким вызовом «общественному сознанию»: Он хотел сказать, что безвозвратно «потерянных» людей нет, и потому нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ – название одного из трех древнееврейских религиозно-политических течений (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Сам термин (евр.перушим, греч. fjarisa=oi,фарисайой, фарисеи) переводится как «обособившиеся», «отделённые», т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении, или «сепаратисты» (для их противников).

Фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Их влияние усиливалось и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. Основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея). При этом для них существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», восходившая к отеческим традициям, не зафиксированным в своде Моисея. Пользуясь изощрёнными методами толкования, зачастую искусственными, не имеющими прямой опоры в тексте Торы, они, по существу, развивали религию Моисея и, в отличие от эллинизированных прагматиков саддукеев, верили в воскресение мёртвых, существование ангелов и духов. Эти представления вошли и в христианскую догматику. Поэтому отношение к фарисеям евангельских времен не может быть однозначным. Не случайно, что, по образному выражению одного западного историка, именно два фарисея («тайные ученики» Никодим и Иосиф Аримафейский) с честью похоронили Христа, а третий распространил Его учение по всему миру (имеется в виду фарисей Савл, будущий апостол Павел2).

После падения восставшего Иерусалима (70 г. н. э.) и разрушения Храма (высшее духовенство которого было из саддукеев), а затем окончательного изгнания евреев из Палестины (30-е гг. II в.), исчезли все религиозные и политические партии, и фарисеи стали единственной силой, определяющей последующее развитие иудаизма. Слившись с народом, фарисеи положили основание талмудическому еврейству. Современный раввинистический иудаизм – преемник и наследник фарисейства. Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет.

Пресс-служба Восточного викариатсва Москвы

4 февраля 2017
ПОДРОБНЕЕ

Прошла встреча студентов МПУ с настоятелем храма

15 октября, в рамках проекта духовно-просвятительского центра им. Митрополита Филарета при храме Свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище, состоялась лекция-беседа студентов Московского Политехнического Университета и настоятеля храма иерея Алексия Тимакова «Вера, как самое главное, что есть у человека».

 Священник рассказал молодёжи, что и Вера и неверие-это важные вещи, потому что только я сам в себе выстраиваю свою иерархию ценностей, но в этом случае цена каждой веры разная.

«Ищите и обрящите»- сказал Спаситель. Если человек искренне ищет истину — он обязательно найдёт её, Господь откроет каждому свой путь.

*
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил»…

Словами стихотворения «Рассвет» Пастернака закончилась лекция настоятеля, которые заставили молодых людей задуматься и подготовить вопросы к следующей лекции.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма свт. Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

17 октября 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up