В Просветительском Центре Святого Иосафа Белгородского состоялась встреча с известным священником, протоиереем Павлом Гумеровым , публицистом, автором книг, героем программ телеканала «СПАС». И Натальей Борисовной Кисилёвой, практикующим психологом и руководителем Семейного клуба, Руководителем проекта «В кругу друзей» И «Нетворкинг», автором методики: «Рука в руке» — по замещающим семьям. Автором тренинга «Адаптация человека в обществе».
Тема встречи:»Трудности нравственного и духовного воспитания подростков».На встрече были затронуты важные вопросы, такие как: Дети большие – беды большие. Почему мы не понимаем друг друга? Наши враги: вредные привычки, агрессия, эгоизм, потребительство, электронные зависимости. Родители и интернет: кто кого? Что противопоставить современному потоку греха?
Были даны практические советы: Важно наладить отношения со своими родителями и молиться о детях. Необходимо самим исполнять заповеди. Лучший пример христианской жизни- пример родителей.
Найти с подростком что-то общее, быть внимательным к их интересам. Возможно это будет спорт или кино. Важно искать новые интересные ему виды деятельности, расти вместе с ребёнком. Чтобы подросток оставался в церкви, важны друзья в храме, группа общения. Друзья ребёнка — наши союзники, они могут помочь наладить контакт с ним. Подростковый период- время протеста, становления, проверки родителей на искренность отношений. Очень важно помнить: ребёнок всегда ищет любви в семье! Он должен быть уверен, родители- это те люди, которые всегда будут любить его и защищать!
В завершении учебного года в храме прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове прошел выпуск слушателей курсов «Введение в Православие» и Взрослого отделения Воскресной школы.
Праздник начался с благодарственного молебна, который совершил настоятель храма иерей Роман Богдасаров, подчеркнувший важность получения духовного образования и поблагодаривший организаторов и преподавателей курсов за их труды. После выпускникам были вручены свидетельства о прохождении учебных программ.
В заключительной части мероприятия в Актовом зале Приходского дома состоялся концерт, включавший выступления выпускников с песнями, стихами и танцами. Завершилось все чаепитием в тёплой семейной атмосфере, где выпускники поблагодарили учителей и преподавателей.
В Храм Христа Спасителя были возвращены два исторических образа Божией Матери: «Всех скорбящих Радость» и «Владимирская». Как произошло их обретение? Об этом aif.ru поговорил с настоятелем Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине города Москвы, ответственным секретарем журнала «Храмоздатель», протоиереем Владимиром Клюевым.
Владимир Клюев: Это значимое событие, которое, несомненно, обладает глубоким духовным символизмом. Всё началось с того, что в одной из проповедей в храме Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Новокосине я призвал прихожан возвращать в храмы иконы, спасённые их предками во времена гонений. Совершенно неожиданно на этот призыв откликнулся наш прихожанин Алексей Кудинов, который рассказал, что его бабушка, Анастасия Кудинова, в 1930-е годы сохранила икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», вывезенную из Храма Христа Спасителя перед его разрушением. Алексей выразил желание безвозмездно передать святыню в храм, где она заняла бы свое историческое место.
Юлия Тутина, aif.ru: Отец Владимир, как проходила работа по атрибуции этой иконы? Как удалось подтвердить её подлинность?
— С апреля 2023 года совместно с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева мы проводили исследование. Сотрудники этого учреждения проявили к этой находке огромный интерес. В результате было установлено совпадение с образом «Богоматерь «Всех скорбящих Радость»» кисти Фёдора Андреевича Бронникова, академика живописи XIX века. Эксперты музея подтвердили её историко-культурную и художественную ценность. Таким образом, слова Алексея Кудинова были подтверждены искусствоведами. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла эта старинная икона 5 ноября 2024 года была возвращена в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя в Москве.
— Автор образа, художник Фёдор Бронников известен в основном специалистам по русской живописи, думаю, немногие знают его как иконописца.
— Действительно, Фёдор Андреевич Бронников был выдающимся художником, писавшим картины на античные и исторические темы, и весьма известный в этом качестве. Его светская живопись отличается мягкостью красок, выразительностью образов и высоким художественным уровнем. На каком-то этапе творческого пути Бронников почти исключительно посвятил себя картинам из древнеримской жизни и итальянскому жанру. Например, в 1863 году он был признан профессором исторической живописи за картину: «Гораций читает свои сатиры Меценату».
Но вместе с тем церковное искусство было ему также близко, художник внёс большой вклад в оформление Храма Христа Спасителя, и найденная икона — одно из тому доказательств. Кстати говоря, до революции не было какого-то строгого разделения между церковным и светским искусством. И это касается не только живописи. Так, архитекторы того времени равным образом проектировали и гражданские сооружения, и величественные храмы. Об этом можно прочитать, в частности, журнале «Храмоздатель», ответственным секретарем редакции которого я являюсь.
— Помимо этой иконы, в Храм Христа Спасителя была возвращена ещё одна святыня — список Владимирской иконы Божией Матери…
— Да, 13 июля 2024 года список Владимирской иконы, вывезенный из Храма Христа Спасителя перед его разрушением, был возвращен в собор. Позже, 31 января 2025 года, после проведённой реставрации, прямо перед годовщиной интронизации Святейшего Патриарха образ занял своё историческое место. Этот список XIX века был обнаружен мною при подготовке материала для журнала «Храмоздатель» в храме святителя Николая Чудотворца на Преображенском кладбище. Оказалось, что он был вывезен туда во время гонений на Церковь.
Из истории освящения Храма Христа Спасителя, который состоялся 7 июня (26 мая) 1883 года, известно, что перед иконой Божией Матери Владимирская молились, герои Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого торжества:
Ветераны, украшенные медалями, в память Отечественной войны 1812 года.
Депутации от полков, получивших разные отличия за участия в походах и сражениях в 1812–1814 гг.
Депутации от Донского и Оренбургского казачеств, добровольно снарядивших ополчения в 1812 году.
Депутации от губерний, принимавших участие в составлении народного ополчения в 1812 года.
Депутации от Москвы и Бородина.
Депутации от городов, при которых происходили сражения в 1812 году.
Депутации от губерний и городов, подвергавшихся нашествию и служивших театром военных действий в 1812 году.
— Кто же сохранил этот список для потомков?
— Эту икону сохранил священник Василий Орлов, который служил настоятелем Никольского храма в 1920–1930 годы. Благодаря его заботе икона не только уцелела, но и была передана по наследству прихожанам, которые сохранили её в храме. Мы можем только восхищаться тому, как наши предки в условиях гонений на веру, угрозы их жизни сохраняли святыни. Ведь тогда не было, практически, никакой надежды, что Храм Христа Спасителя восстановят, что вера в нашем народе возродится. Атеисты праздновали победу и обещали, что религия исчезнет как явление. Но люди верили, что Бог не оставит ни их, ни чтимые святыни, и эта вера оказалось сильнее воинствующего безбожия.
— А что Вы можете сказать про Евграфа Сорокина, кисти которого принадлежит Владимирский образ?
— Евграф Семёнович Сорокин был выдающимся художником и педагогом, профессором живописи. С его творческим восхождением связана одна действительно впечатляющая история. По совету своего учителя, ярославского живописца, Сорокин написал к приезду императора Николая I в Ярославль картину: «Петр Великий за обедней в соборе замечает рисующего его портрет А. Матвеева и предугадывает в нем даровитого живописца». Это произведение было представлено государю, который и повелел направить Евграфа Семеновича в Академию художеств в 1841 году.
Он также внёс огромный вклад в оформление Храма Христа Спасителя.
В правом клиросе находился образ «Нерукотворенного Спаса», писанный художником с образа, находящегося в церкви Спаса, что за золотой решеткой в Кремле, а в левом — образ Владимирской Богоматери — снимок с образа, находящегося в Успенском Соборе. Причем профессор Сорокин написал их безвозмездно.
Им написаны фигуры святых Лаврентия и Стефана для северной и южной дверей. На северной двери был изображен св. Архидиакон Лаврентий, в диаконовском облачении; правая рука с орарем простерта к народу в тот момент, когда святой произносит слова: «Станем добрее».
На южной двери — Первомученик Стефан также в диаконовском облачении; в правой руке святого — кадило, в левой — камень как знамение его страдания.
Четыре внутренних столба Храма (пилоны), послужившие основанием для купола, в верхней их части, при соединении с арками, расширяются, образуя так называемые паруса, расписанные профессором Сорокиным совместно с профессором Бруни.
В Парусах Храма, были помещены четыре иконы: три из них изображают важнейшие моменты земной жизни Спасителя, в которых Господь явил свою славу: Преображение, Воскресение и Вознесение Христа, а четвертая картина — Сошествие Святого Духа на Апостолов.
Ниже этих изображений помещены Евангелисты — ученики и свидетели Христовых чудес, передавшие нам божественное учение и различные сведения о Его земной жизни.
Таким образом, на северо-восточном парусе изображено Преображение Господне, а под ним — Евангелист Лука, на юго-восточном — Вознесение Господне, а под ним — Евангелист Иоанн, на северо-западном парусе — Воскресение (изображение сделано по древнему рисунку и представляет восхождение Христа из ада на небо и возведение праведников Ветхого завета), а под ним — Евангелист Матвей, и на юго-западном — Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним — Евангелист Марк.
Сорокин художественно исполнил образ Христа Спасителя для плащаницы Храма с вышитою шелком пеленою, она окаймлена золотым с орнаментом бордюром, заключающем в себе молитвенную надпись.
Ему также принадлежит окончание и отчасти исправление на стенах Храма Христа Спасителя некоторых произведений Бруни, не законченных вследствие смерти последнего. Работы Сорокина отличаются тщательной прорисовкой деталей, глубокой духовностью и академической техникой исполнения. Его авторство было установить проще, икона была подписана.
В парижской церкви Александра Невского (в 1860-1861 гг.) его кисти принадлежат шесть образов в иконостасе и стенные изображения евангелистов Марка и Иоанна, Тайной вечери, Спасителя во славе и Нагорной проповеди.
— Какое значение имеет возвращение этих образов?
— Мы благодарим Господа, что обе иконы находятся там, где они и должны быть — в Храме Христа Спасителя. Их возвращение — это не только восстановление исторической справедливости, но и духовно значимое событие, напоминающее нам о неразрывной связи времён, стойкости веры и подвиге тех, кто сберёг святыни в годы гонений.
Я также благодарю ключаря кафедрального собора, протоиерея Михаила Рязанцева, который принял участие в том, чтобы обе эти иконы вернулись в Храм. Хотелось бы подчеркнуть и роль члена Патриаршей комиссии по реставрации икон, протоиерея Георгия Мартынова, который оказывал неоценимую помощь в установлении подлинности образов и контроле за их реставрацией.
История возвращения икон, думаю, вдохновит многих небезразличных людей — тех, кто сохраняет святыни, исследует и реставрирует их, собирает исторические сведения, без которых немыслимо сохранять наше духовное наследие.
22 октября 2023 года школьники среднеобразовательных учреждений г.Москвы и воспитанники воскресных школ российской столицы собрались в исторической резиденции Московских митрополитов на фестивале «Черкизовская осень». Ребята выступали перед зрителями и красочно рассказывали о добродетелях, традиционных для русского народа.
Участники должны были заранее выбрать одно из нравственных качеств, нарисовать плакат о нем, подготовить поделки и, представив это все зрителям, объяснить свой выбор той или иной добродетели. Также было необходимо привести примеры святых или выдающихся людей России, проявивших эту добродетель.
К собравшимся с приветственным словом обратился заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове епископ Зеленоградский Савва. «Цель фестиваля состоит в том, чтобы показать, представить, подумать над добродетелью. Что и как мы хотим делать в жизни, чтобы эти размышления были не оставалист только какими-то красивыми поделками и плакатами», – сказал он.
Иерарх подчеркнул, что через знакомство с добродетелями важно «пропустить их через себя». Это необходимо, чтобы «приближаться к Богу», а для этого «надо менять к себя к лучшему».
«Чтобы менять к себя к лучшему, нужно сначала понять, а что это такое “лучшее”. Так, лень удаляет нас от Бога, а мужество, наоборот, нас к Нему приближает. Сам Христос мужеством восшел на Крест за нас и воскрес. Нам важно продумать эту добродетель, усвоить ее и пережить», – отметил владыка Савва.
Участниками фестиваля стали команды общеобразовательных школ: №444, рассказавшая о добродетели милосердия и сострадания, №1797, подготовившая презентацию добродетели мужества, а также воскресных школ: храма пророка Илии (представила добродетель почитания и заботы о старших), Донского монастыря (поведали о добродетели дружбы и взаимовыручки), храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери (сделали повествование о добродетели мужества). Кроме того, приехала фольклорная студия «Потешка» Святоозерской воскресной школы при храме Живоначальной Троицы в Косино с зарисрвкой о добродетели трудолюбия.
Организаторы фестиваля ставили перед собой задачу вдохновить участников фестиваля и показать им, что нравственность – традиционна для русского народа, и тем самым пробудить уважение и любовь к своему народу и Родине.
«Такие праздники позволяют детям сплотиться, проявить себя, посмотреть на других, увидеть радость в глазах», — поделилась своими впечатлениями мама одной из участниц фестиваля «Черкизовская осень».
В конце праздника выступавшие сами стали зрителями фольклорного представления объединения «Измайловская слобода». Все водили хороводы и играли в подвижные танцевальные игры.
Каждая команда получила из рук епископа Саввы дипломы.
В воскресенье 27 августа в храме священномученика Гермогена в Гольянове после Божественной литургии и молебна перед началом учебного года прошел концерт для прихожан и жителей района.
Супруги Петр и Елена, артисты Московской филармонии, исполнили для слушателей музыкальные классические произведения.
Прозвучали знаменитые произведения Баха, Шуберта, Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Дворжака и Сен-Санса.
На территории храма также проводились мастер-классы для детей, благотворительная ярмарка и настольные игры.
Сердечно благодарим Петра и Елену за великолепную возможность приобщится к великой классической музыке, организаторов и участников мероприятия.
Подобное в храме проходит впервые, но, надеемся, что это послужит началом доброй культурной традицией.
Пресс-служба Восточного викариатства и храма священномученика Гермогена в Гольянове