Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в пятницу Светлой седмицы

Опубликовано: 30 апреля 2022

Категории: Новости

29 апреля 2022 года, в пятницу Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Спаси Господи, дорогой владыка наместник, владыка ректор, отцы, братья и сестры!

Когда имеем — не ценим, а потеряем — плачем, как говорит народная пословица. Мне много и часто приходилось бывать в Лавре, так что обыденными становились эти посещения и молитвы. Конечно, мощи Преподобного не могут не вызывать совершенно особых чувств, и у этой святыни обыденности никогда не бывало. Однако богослужения проходили, как обычно, и с этим я уже как-то сроднился, привык. Но вот прошли два года, когда я был словно закован в цепи, ограничивавшие мое передвижение ввиду опасной пандемии. Я должен был прислушиваться к врачам, да, наверное, даже если бы не прислушивался, то трудно было бы мне добраться до Сергиева Посада. Оберегали очень сильно, чтобы не произошло никакого контакта с инфицированными. Наверное, так и должны были поступать все те, кто заботился о здоровье, и, может быть, уберегли меня таким образом от инфекции.

Но вот когда я сегодня, два года спустя, вошел под своды этого храма, я понял, какая же радость, какое счастье быть в обители Преподобного, в этих священных стенах. Когда мы бываем регулярно, острота восприятия святыни стирается из-за нашей человеческой слабости, но когда наступает время разлуки, особенно длительной, то соприкосновение со святынями Троице-Сергиевой лавры производит очень сильное движение души и осознание того, каково же значение Лавры Преподобного, вообще каково значение святыни в жизни православного христианина.

И как это чувство объяснить людям, лишенным веры? Не поймут, скажут «излишняя эмоциональность», «нервы слабые»… Но ведь все это неверно! И нервы в норме, и слабостей особых нет, особенно у многих из нас, закаленных трудностями жизни. Но когда соприкасаешься со святыней, то реально чувствуешь соприкосновение — с сердцем твоим, с разумом твоим — Божественной благодати.

И вот сегодня я пережил особую Пасху в своей жизни здесь, в Троице-Сергиевой лавре, когда после двухлетнего перерыва мог помолиться в этом замечательном соборе вместе с братией, владыками, с вами, мои дорогие, и вновь войти в эту духовную колею. И дай Бог, чтобы она никогда более не прерывалась на столь продолжительное время!

То, что произошло с народом, со всей страной, — это, конечно, напасть, болезнь, но ведь Господь, как учит Церковь, посылает нам болезни и скорби для нашего исправления. Очень важно, чтобы все мы сделали правильные выводы, вынесли нужные суждения из того, что с нами произошло за эти два тяжелых года. А если забудем, если скажем, что это очередная случайность, мало ли чего не бывает, то потеряем очень важное, не сделав из произошедшего нужный духовный, мировоззренческий вывод. А вывод для нас, верующих, такой: мы живем благодатью Божией, это не фантазия — это реальность; и когда пресекается возможность прикасаться к источнику благодати, тогда человек оскудевает и духовно, и физически.

Можно себе представить, что замыслили в свое время те люди, которые, производя политические перевороты в нашей стране, намеревались навсегда оторвать русский народ от веры, от благодати, от святыни, и во что бы мы все превратились. Но силой благодати Божией, несмотря ни на какие человеческие ухищрения, вера возродилась, храмы и монастыри открылись, и множество людей обратилось к Богу, — особенно это стало зримым в два года тяжелых испытаний пандемией.

Вот мое впечатление о Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя: за все годы моего Патриаршества никогда такой Пасхи не было, так много было народа, такими радостными были лица! И совершенно очевидно, что это результат того, что люди были оторваны от храма, в том числе от участия в Пасхальных богослужениях, в течение двух лет. А что было бы, если бы действительно была разрушена религиозная, церковная жизнь в нашем Отечестве? Какая бы была страшная пустыня и какими были бы люди — наверняка, тоже страшные, лишенные духовных и нравственных ориентиров. Но Господь не допустил свершиться этому страшному эксперименту над Россией — построению нерелигиозного, безбожного общества. Вот и сегодня небольшой двухгодичный перерыв в регулярном посещении храмов на мгновение ввел нас в соприкосновение с этой реальностью, отделенной от обычной регулярной церковной жизни; и как же чувствуется недостаток участия людей в этой регулярной церковной жизни, в регулярном посещении храмов, причащении Святых Христовых Таин! Но есть надежда, что все мы возвратимся, как говорит пословица, на круги своя. Посещение воскресных богослужений, посещение монастырей, храмов, участие в паломничествах — все это должно вновь возродиться и, может быть, с новой силой, с тем чтобы укрепились вера и благочестие в нашем народе.

Хотел бы поблагодарить владыку наместника, владыку ректора, всех вас, насельники дорогие святой обители, за то, что не умолкало богослужение, не потухали лампады, творилась молитва и сохранялся монастырский порядок. Обитель, несмотря на внешние скорби, сохраняла свою духовную жизнь, оставаясь великим центром благочестия и молитвы для всего нашего народа. Дай Бог, чтобы мы, вразумленные тяжелыми внешними испытаниями, еще и еще раз осознали важность нашей принадлежности Церкви, жизненную необходимость регулярного посещения храма, причащения Святых Христовых Таин, исповедования грехов наших. И если сохраним благочестие, присущее нашему народу, если еще более укрепимся в вере, если еще больше осознаем необходимость жизни в Церкви, то, несомненно, будем иметь силу отражать и физические, и духовные напасти, в чем бы они ни выражались и как бы они не осуществлялись.

Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца, да хранит Господь землю Русскую, да хранит Господь сию святую обитель и всех, кто с верой, благочестием и благоговением входит под своды ея святых храмов. Пусть благословение Божие, сила Духа Святого пребывает над всеми нами, укрепляя нас в вере и благочестии и помогая, несмотря ни на что, идти по выбранному нами пути жизни в Церкви, который, верим, приведет нас к Божественному Царству. Пусть благодать Святого Духа, излившаяся через освящение воды в сей святой пасхальный день, каждого из нас укрепит в благочестии и чистоте, в правильном духовном и умственном устройстве, чтобы никакие испытания, соблазны и искушения не могли повредить нашему духовному состоянию и сдвинуть нас с единственно правильного пути — пути в Царствие Божие через участие в жизни Святой Церкви, через принятие Святых Христовых Таин, через принесение покаяния и исповедание своих грехов. Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия да хранит Господь всех нас на этом спасительном церковном жизненном пути. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5922089.html

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября 2020 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий для Русской Православной Церкви праздник — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Я специально подчеркнул, что это праздник русский, потому что на Востоке он почему-то не празднуется, хоть и установлен в честь события, связанного с чудесным избавлением Константинополя — кстати, от славян, которые в то время были язычниками. Они, окружив Константинополь, уже были готовы ворваться внутрь столицы и подвергнуть всё огню и мечу, но по молитвам византийцев, заступничеством Пресвятой Богородицы город был спасен, и окружавшие его войска отступили.

Как известно, этому предшествовала молитва во Влахернском храме некоего Андрея, человека благочестивого. В то время Влахернский храм находился на окраине Константинополя и, наверное, одним из первых был бы уничтожен наступавшим врагом. Именно здесь, почти на линии фронта, явилась Божия Матерь этому святому человеку, и явилась особым образом — простирая над ним и над всеми Свой платок, снятый с головы. Этот Покров Пресвятой Богоматери, явленный Андрею по его горячей молитве о спасении Константинополя, стал великим зримым символом заступничества, ходатайства Пречистой Девы пред Лицом Божиим и Ее чудодейственной силы.

Наверное, ни к кому не обращается так дерзновенно наш верующий народ, как к Пресвятой Богородице. Конечно, так происходит и в других странах, но нам более всего известен наш собственный опыт, опыт нашего народа. В годину самых тяжких испытаний, когда враг подступал к самому сердцу нашей Родины, когда многие города и веси были на грани гибели, когда вера православная могла быть уничтожена страшными революционными событиями XX века, народ наш особенно усердно просил Божию Матерь о том, чтобы Она не отнимала от нас Свой Покров, чтобы покрывала им народ русский, Церковь нашу, ограждая от врагов видимых и невидимых и от самого страшного — уничтожения Церкви. В истории нашей много чудесных событий, связанных с действием Божией Матери, ибо в ответ на благочестивые молитвы сонма наших соплеменников, монашествующих, мирян Царица Небесная не раз являла нам Свою милость.

Наверное, каждому поколению кажется, что оно живет в самые трудные времена. Ведь и сейчас часто можно слышать, как люди сетуют: «Какое страшное время! Как плохо, как тяжело! Не последние ли это времена?» Мы не знаем, от нас сокрыто, какие времена станут последними. На протяжении всей истории людям казалось, что происходящее с ними невозможно вынести, вытерпеть, что наступили последние страдания рода человеческого. Но кончины века так и не было, а люди часто выходили из испытаний более сильными, как, несомненно, более сильным духовно вышел наш народ, по предстательству Царицы Небесной, из жесточайшего безбожного плена, когда стоял вопрос о самом существовании веры православной на нашей земле, о физическом существовании храмов и монастырей. Можно себе представить, как надрывалось сердце наших предшественников — отцов, дедов, прадедов, — которые были свидетелями разрушения Православия на нашей земле, какие горячие молитвы обращались к небу, к Царице Небесной, чтобы Она не отняла Своего Покрова, чтобы защитила землю Русскую, сохранила веру православную! И вот мы, в условиях достаточного благополучия и полной свободы исповедовать свою веру, с благоговением и огромной благодарностью Царице Небесной прославляем сегодня Ее заступничество за землю нашу и весь род человеческий.

Но в этом заступничестве и вообще в действии Божественной силы всегда присутствует и человек — как в чуде явления Покрова Пресвятой Богородицы и спасения Константинополя присутствовал человек по имени Андрей. Ведь он горячо молился Царице Небесной во Влахернском храме, чтобы Она защитила византийскую столицу, и в ответ на эту молитву был явлен Покров Пресвятой Богородицы. Поэтому всякий раз, когда мы обращаемся с молитвой к Царице Небесной, мы должны вспоминать и этот исторический случай, когда в полной безысходности, в минуту смертельной опасности люди вознесли горячую молитву к Пресвятой Богородице, и Она простерла над ними Свой Покров и защитила их от смерти.

Да поможет Господь всему народу нашему сохранять искреннюю веру в предстательство Пресвятой Богородицы, и покуда с земли нашей возносится к небу горячая молитва, будет Царица Небесная покрывать Своим Покровом землю нашу, будет Она заступницей о народе нашем. Ее молитвами да хранит Господь землю Русскую, да хранит Церковь нашу. Особенно же нужно молиться о том, чтобы Пресвятая Богородица хранила под Покровом Своим детей, молодежь, сознание которых наиболее открыто к влияниям не только добрым, но и злым, чтобы защищены были невинные души и чистые сердца, чтобы не сошли с исторического пути следующие поколения, которые идут за нами, чтобы сохранялась преемственно вера православная в народе нашем. Молитвами Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной да хранит Господь землю Русскую, Церковь нашу и всех, кто с верой и надеждой обращает к Ней свою молитву. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5705310.html

14 октября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

28 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Престольный праздник храма иконы Казанской (Песчанской) Божией Матери в Измайлово

В среду, 21 июля 2021 года, в день памяти явления Казанской иконы Божией Матери, епископ Верейский Пантелеимон, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси возглавил совершение праздничной Божественной Литургии в храме иконы Казанской (Песчанской) Божией Матери в Измайлово.

Преосвященному епископу Пантелеимону сослужили: протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный Рождественского округа г. Москвы, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлово; клирик храма иерей Иоанн Паскевич, помощник благочинного Рождественского округа; клирик храма протоиерей Максим Синюк; клирик храма иерей Дмитрий Дворников; клирик храма иерей Дмитрий Зуев; клирик храма диакон Захария Бегдаш; иерей Михаил Голубков — клирик храма блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице, секретарь Комиссии по больничному служению, диакон Игорь Куликов — руководитель сектора дистанционного обучения и повышения квалификации Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.

Архипастырское слово владыки Пантелеимона по случаю престольного праздника:

Престольный праздник вашего чудесного храма – особенное событие для нашего викариатства. Я всегда очень рад здесь бывать, видеть, как меняется храм, как умножаются певчие, как они все громче и громче поют, как все больше народа собирается здесь на службу. У вас служит отец благочинный – самый первый священник нашего благочиния, и он действительно первый по чести, достоинству, по своим талантам и заботе о нас.

Мне приятно видеть, что у вас в храме всегда так радостно, много прихожан. Очень хорошо быть рядом с вами. Дай Бог, чтобы ваша приходская жизнь помогала вам возрастать и переходить из «детского сада» в «школу», потом в «университет», затем – к страданиям и испытаниям в жизни, а уже потом в «отпуск» – в Царство Божие.

Дай Бог, чтобы каждый из нас прошел по этому пути не смущаясь, не боясь, не сомневаясь, сохраняя в сердце радость, преумножая дары любви. Дай Бог, чтобы на этом пути всеми нами руководила Божия Матерь!

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сотрудница храма Казанской Песчанской иконы Божией Матери казначей Ледина Ирина Николаевна удостоена следующей награды: медали святой преподобной Ефросинии Московской.

По окончании Божественной Литургии состоялся — крестный ход, и после которого была вознесена молитва перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Информационный источник: Пресс-служба Восточного викариатства

24 июля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Молитвенное стояние за воинов прошло в Ставрополе

27 марта 2025 года, в день войск Национальной гвардии Российской Федерации, по благословению Председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла в Кафедральном соборе г. Ставрополя прошел главный этап акции «Великопостное молитвенное стояние за воинов Росгвардии».

В молитве за воинов приняли участие: секретарь митрополита Ставропольского и Невинномысского по городу Ставрополю протоиерей Павел Самойленко, благочинный II Ставропольского округа протоиерей Александр Дубовик; настоятель Главного храма Росгвардии протоиерей Максим Беликов; заведующий Сектором Росгвардии Синодального отдела, настоятель храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове иерей Роман Богдасаров; секретарь Ставропольской епархии, руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества иеромонах Гавриил (Ольховик); руководитель епархиального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, кавалер Ордена Мужества, окормляющий добровольческие батальоны в зоне СВО иерей Владислав Сулейманов; заместитель заведующего Сектором Росгвардии, служащий священник Московского ОМОН Росгвардии, ветеран боевых действий иерей Владимир Никитенко; духовенство Казанского Кафедрального собора г. Ставрополь.

Со стороны войск Национальной гвардии РФ в мероприятиях приняли участие заместитель командующего Северо-Кавказским округом Росгвардии по военно-политической работе полковник Вячеслав Викторович Мясищев, а также командный, офицерский и личный состав территориального управления Росгвардии Ставропольского края, подразделений ОМОН, СОБР и ветеранских организаций. Кроме того, в общей молитве принял участие председатель Совета ветеранов «СОБР Столица» войск Национальной гвардии Геннадий Георгиевич Голованов.

Перед началом общей молитвы с приветственным словом выступил протоиерей Павел Самойленко, который поздравил всех присутствующих с Днем Росгвардии, поблагодарил военнослужащих за их ответственное служение и напутствовал всех быть верными Церкви и Отечеству во всех жизненных обстоятельствах, подкрепляясь молитвой и участием в Таинствах.

После молебна о здравии русского воинства перед принесенной из Главного храма Росгвардии иконой Божией Матери «Феодоровская», чей день памяти совпадает с Днем Росгвардии, были вознесены молитвы о Святой Руси и святому равноапостольному великому князю Владимиру — покровителю Войск Росгвардии.

Полковник Вячеслав Викторович Мясищев поблагодарил митрополита Кирилла и военное духовенство за внимание к нуждам Росгвардии в Северо-Кавказском округе и особо отметил заслуги Владыки Кирилла в деле окормления войск Национальной гвардии региона, выполняющих непростые служебные задачи.

В завершении мероприятия священнослужители раздали росгвардейцам памятные иконы и молитвенные пояса.

27 марта 2025
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up