Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю 23-ю по Пятидесятнице после Литургии

Опубликовано: 28 ноября 2021

Категории: Новости, Патриарх

28 ноября 2021 года, в Неделю 23-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня во время Божественной литургии нам было предложено чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам (Еф. 2:4-10). Это совсем небольшой отрывок, но в этих стихах содержится нечто, что открывает нам саму суть Евангелия и суть христианской жизни. Я напомню эти слова: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился.

Давайте вдумаемся. Апостол говорит, что нас спасает благодать Божия. Можно делать много добрых, хороших дел: правильно устроять жизнь государства, честно работать на предприятиях, никого не обижать, возделывать землю. Все это очень ценно для человеческого общежития, но все это не может привести нас в Божественное Царство, потому что дела нас не спасают. Они обеспечивают нашу земную жизнь комфортом, благополучием, безопасностью, что, конечно, очень важно, но это не имеет прямого отношения к спасению нашей души. Потому что ввести человека в Божественное Царство не может никакое дело человеческое, но только сила Божественная: благодатью вы спасены.

Ну, а где же здесь человек? Благодать — это Божественная сила. Как нужно жить, работать, действовать, чтобы благодать тебя спасла? Ведь под лежачий камень вода не течет, и благодать Божия не действует автоматически. Вот апостол и говорит нам: благодатью вы спасены через веру.

Вера есть непременное условие усвоения Божественной благодати. Никакая благодать Божия не спасет человека, если нет веры. В самом деле: ну, не верит человек в Бога, не верит ни в какую благодать, — как же может благодать подействовать на того, кто отрицает и Бога, и благодать, и Божественную помощь? Вера — непременное условие, это та часть огромного пути ко спасению, которую мы проходим сами. Благодать движет нами, как некий порыв ветра. Но для того чтобы порыв ветра двигал парусное судно, нужен парус, нужно что-то подставить под эту мощь, под эту силу, и таким парусом становятся наши добрые дела.

При всем этом мы должны помнить, что благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар, чтобы никто не хвалился. О каких же делах говорит Господь? И какие дела могут стать таким парусом, наполняя который, сила Божественной благодати несет нас по этой жизни и тем паче после смерти приводит душу нашу в Божественные обители? Не просто дела. Пропылесосим мы дом или нет, это ничего не значит с точки зрения нашего спасения. Но если мы даже через наше домашнее делание кому-то помогаем, то тем самым содействуем тому, чтобы парус наполнялся Божественной благодатью.

Почему? Потому что, как говорит Слово Божие, вера без дел мертва есть (Иак. 2:20). Спасает человека Божественная благодать — спасает по вере. Но ведь вера может быть формальной и не иметь никакого значения для человека. Поэтому выстраивается четкая линия: благодать спасает — благодать спасает по вере — а вера должна подкрепляться делами. Без этой триединой силы не может человек достойно пройти жизнь и тем более не может войти в Царствие Небесное. Вера дает возможность обрести благодать, — но вера, которая споспешествуется нашими добрыми делами.

Так в одном тексте апостольском — вся тайна спасения. Даже если бы никто из нас ничего больше не знал, а только знал и правильно понимал этот текст, тем более мог реализовать его в своей жизни, — то дверь перед нами открыта, мы на пороге Божественного Царства. Никаких премудростей, никаких многотомных философий, никакого научного анализа — все предельно просто и понятно и человеку многоопытному, глубоко образованному, и человеку средних способностей, и даже совсем простому. Всем все дано в этих словах, ведь Господь не предопределяет нас к спасению по образовательному цензу, по нашему положению в обществе или по иным показателям, которые так важны в этой жизни, но не имеют значения для спасения. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Вот и сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 10:25-37) неслучайно соединилось с апостольским не от дел. Самарянин, идя из Иерусалима в Иерихон, увидел несчастного, который лежал, избитый разбойниками, — ограбленный, окровавленный, никому не нужный. И подошел к нему самарянин, сделал то, что должно было сделать: промыл раны, возлил вино и елей — так дезинфицировали раны в то время, а еще заплатил за гостиницу, в которую поселил человека после совершенного им дела милосердия. Неслучайно соединились два текста: благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился, и одновременно повествование о добром деле. А почему? А потому что, как утверждает слово Божие, вера без дел мертва есть.

Никакой веры без добрых дел быть не может. Мы не спасаемся нашими добрыми делами. Ведь что наши добрые дела перед величием вечности, перед этими неизведанными мирами, которые ожидают человека? Что наши добрые дела даже перед величием космоса? А ведь Божественное Царство больше, чем космос. Мы даже представить себе не можем, у нас нет мерила, критерия, которым мы могли бы оценить величие этой будущей жизни. Но, оказывается, все так просто: чтобы к этому величию прикоснуться, чтобы в него войти, нужно иметь веру и делать добрые дела, — если мы усвоим то, что сегодня услышали, если отнесемся к нему не как к очередной проповеди в церкви, но как к словам, через которые выражено самое существо Евангелия, сама суть нашей веры.

Господь учит нас, что спасение приходит только Его Божественной силой, только благодатью в ответ на наши добрые дела. И да поможет всем нам Господь соединять действие Его великой силы, Его благодати, спасающей нас, с нашими крохотными, незначительными, но, тем не менее, добрыми делами, даже в крохотности своей угодными Богу. И если научимся так жить, то благодать, та самая благодать, которая спасает человека, прикоснется и к нам, слабым и грешным людям, помраченным многими заботами, проблемами, вовлеченными в круговерть современной жизни, но все-таки хранящими веру в сердце. И если эта вера будет споспешествоваться делами, то и благодать Божия, несмотря на нашу ограниченность и слабость, подобно сильному порыву ветра отнесет нас в Божественное Царство. И это путешествие начнется уже здесь, в нашей жизни, когда мы сумеем осознать, что есть самое главное, когда мы сумеем построить правильную для себя систему ценностей и в соответствии с этим умонастроением, порождаемым словом Божиим, устроим и нашу повседневную жизнь. Да хранит всех нас Господь и да помогает нам идти по жизни таким образом, чтобы, сочетая веру и добрые дела, иметь надежду на жизнь вечную. Аминь.

Студенты посетили храм Вооружённых Сил

6 июня в рамках духовного окормления колледжей Восточного округа г. Москвы священник Николай Катан, клирик храма Введения во храм Пресвятой Богородицы в Вешняках, посетил вместе со студентами Колледжа Московского транспорта (ГБПОУ КМТ) главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации и Музей «Дорога памяти».

Ребята с отцом Николаем побывали на экскурсии, где узнали много интересных фактов о Великой Отечественной войне. А ещё им удалось не только увидеть «живые» экспозиции, но и прочувствовали масштаб подвига наших предков, их мужество и самоотверженность!

«Мощные эмоции, гордость за страну и глубокое уважение к защитникам Отечества — вот что мы забрали с собой с этого мероприятия» — признаются студенты.

Желаем студентам успехов в наступающей сессии

7 июня 2025
ПОДРОБНЕЕ

В Великую Среду Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

16 апреля 2025 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставными великопостными богослужениями в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Воскресенский Григорий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; епископ Раменский Алексий, личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; московское духовенство.

Богослужебные песнопения часов и изобразительных исполнил камерный хор Храма Христа Спасителя (регент — С.С. Сидоренко), Литургии Преждеосвященных Даров — Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Песнопение «Да исправится молитва моя» исполнил хор молодежного движения «Патриаршие добровольцы» под управлением Анны Голик.

В храме присутствовал первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» В.В. Михайлов.

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков Восточного викариатства к празднику Святой Пасхи удостоены следующих богослужебно-иерархических наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Иже херувимы»:

— протоиерей Максим Кравченко, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Вешняках;


права ношения креста золотого цвета:

— иерей Андрей Кривоногов, клирик храма вмч. Димитрия Солунского на Благуше.


На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Серафим Чураков, клирик храма святителя Николая Мирликийского в Кленниках.

В завершение богослужения Великой среды Святейший Патриарх Кирилл в последний раз в этом году прочитал великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина.

Затем Святейший Владыка обратился к пастве с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы входим в особый период нашей христианской жизни, если говорить в измерениях одного года. Мы приближаемся к празднику Святой Пасхи. Мы вспоминаем жизнь Спасителя в эти тяжелые для Него дни, связанные и с предательством ученика, и с пониманием того, что приближается страшный конец. Потому что ни в чем не повинный Спаситель, великий Учитель, Который сделал столько добра людям, вплоть до воскрешения из мертвых, был замучен, а затем жестоко умерщвлен.

Каждый из нас проходит в жизни через определенные трудности и даже страдания. И обычная реакция на скорбь, особенно когда мы не видим причин своего несчастья, — это недоумение, негодование на родных, близких, а в крайних случаях даже ропот на Господа: «Что же это такое? Ведь я верующий — за что же мне все это? Молюсь, пощусь, исповедуюсь, причащаюсь, а сосед или соседка ничего такого не делают, а смотрите, какие благополучные!»

Дни Великого поста и особенно Страстной седмицы помогают нам понять, что страдания человека не означают его жизненной неудачи. Самое большое заблуждение, когда человек, который страдает, скорбит или болеет, чувствует себя неудачником. Воспоминания о страданиях Спасителя, сам факт того, что Господь во имя нашего спасения избрал такой тяжелый для Себя путь — путь страданий, реальных страшных страданий, с которыми мало что может сравниться в человеческой жизни, — должен заставить нас задуматься: а в чем смысл страданий? Неужели страдания должны возбуждать в нас ропот на Бога? Совсем нет!

Когда такие чувства нас посещают, нужно прочитать Евангелие — те главы, где повествуется о страданиях Господа. Если Господь прошел через страдания и они завершились Его несомненной победой и Воскресением, то это означает, что и наши скорби даются нам неслучайно. И нередко люди уже в зрелом возрасте, анализируя свою жизнь и вспоминая о былых скорбях, осознают, что они не были случайностью. А если бы этих скорбей не было, то могло произойти нечто худшее любых страданий.

Другими словами, для верующего человека страдания не могут стать причиной духовного упадка, тем более отчаяния и ропота. Нужно понимать, что скорби нам ниспосылаются для чего-то, и, еще раз скажу, мы очень часто, пройдя через скорби, обретаем понимание того, почему с нами такое произошло. Проходит время — иногда годы, иногда десятилетия, — и в конце концов человек понимает: это было неслучайно. Ведь мы творение Божие, мы в Его руках, и если Господь проводит нас через скорби, то это неслучайно. Во-первых, это экзамен на нашу верность Господу, на нашу способность сопротивляться скорби духовно, а иногда и физически, всей своей жизнью. С другой стороны, это всегда урок, который может быть связан с новым витком в нашей жизни, с переходом на иной уровень нашего сознания. Вот если именно так, а не иначе мы будем воспринимать скорбь, то она никогда не будет нас разрушать. Никогда! Происходит что-то? «Господи, рука Твоя на мне — значит, так надо».

Знаю многих людей, начиная со своих благочестивых родителей, деда, бабушки, которые проходили через страдания, в том числе связанные с ссылками, лагерями в тяжелые годы истории нашего Отечества. Никогда никакого ропота не было у деда, который прошел сорок семь тюрем и несколько ссылок. Большую часть жизни провел в тюрьмах и лагерях — боролся с обновленчеством, был верным членом Церкви, никогда не изменял Господу, за что и страдал. Но никогда я не слышал от него ропота, мол, жизнь не удалась. Напротив, с особым благоговением он вспоминал тяжелые годы ссылок и лагерей, которые, конечно, очень повлияли на его внутреннее душевное и духовное состояние.

Привожу пример своих близких, родных, потому что хорошо знаю их жизнь. А если почитать жития святых, особенно наших новомучеников и исповедников? Ведь они также испытали скорби — но разве они были несчастны? Разве скорбь их раздавила, лишила воли и сил? Совсем нет! Они перешли к Господу, победив своих гонителей — не в физическом, а в моральном смысле слова. И они заповедали нам быть верными Христу и ничего не бояться, когда речь идет о благочестии, о защите Церкви и веры.

Вот такие мысли приходят, в том числе в связи с Великим постом, временем ограничения, столь необходимого для каждого человека. Поэтому призываю всех вас по-настоящему поститься — особенно духовенство. Батюшки в первую очередь должны подавать пример, и Боже вас упаси уклоняться от этого, потому что, если вносите соблазн в сознание верующих, то совершаете тяжкий грех. Кроме того, пост — реальное средство духовного обновления человека. Это не миф, не сказка — это реальность. Поэтому каждый священнослужитель, особенно монашествующий, должен являть пример строгого поста, без всяких изъянов и послаблений. Есть дисциплина церковная — извольте выполнять. Тяжело? Ну, за штат можно пойти, другим делом заняться.

К сожалению, известны случаи, когда миряне говорят: «А батюшка не очень-то и постится — почему же мы тогда должны поститься?» Это, конечно, абсолютно малые величины, о которых, может быть, и упоминать не стоит, потому что подавляющее большинство священников очень добросовестно относятся к своему служению, в том числе к дисциплине поста и благочестию. Но все-таки приходится отметить, что кто-то из нашей среды не всегда имеет силу и благое произволение полностью, по уставу исполнять пост.

Мы все должны понять, что пост — это очень серьезное дело. Если Церковь предлагает поститься — да, надо поститься. Строго? Да, строго. Никто еще от поста не умирал, а от отсутствия поста многие духовно черствели, с разными последствиями для их служения Господу.

Слышал и такие разговоры, что детям не надо поститься. Надо! В школу пошел, семь лет — извольте, ребенок должен поститься. Я сам так постился в семье — и никаких отрицательных последствий для здоровья и для учебы в школе, никакого ослабления ни умственных, ни физических сил. Если пост — значит, ребенок с семи лет должен поститься. Может быть, не так строго, как взрослые, но он должен получить «прививку», обрести некую привычку совершать постное поприще. И это не только о семьях священников, об их детях и внуках, — это касается всех нас, мои дорогие, всех мирян.

Если мы ходим в храм, если мы причащаемся Святых Христовых Таин, то уж давайте и пост нести, как полагается. Никто от этого не потерпит никакого вреда. Физического — точно нет. Может, кто-нибудь похудеет — в наше время и это добродетель. А кто-то, может быть, и не похудеет, но никакого вреда от поста не будет. Поэтому призываю всех серьезно относиться к посту, исполнять постное поприще, и тогда откроется для всех нас и радость встречи с Воскресшим Спасителем.

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним днем, и помощь Божия да сопутствует нам — и в нашем постном поприще, и на всех путях нашей жизни. Храни вас Господь!»

В алтаре Храма Христа Спасителя состоялось краткое общение Святейшего Патриарха Кирилла с награжденными клириками. От их имени к Его Святейшеству обратился протоиерей Андрей Речицкий, благочинный Иверского округа, настоятель храма пророка Божия Илии на Новгородском подворье. Святейший Владыка поздравил награжденных клириков.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси


https://moseparh.ru/v-velikuyu-sredu-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-prezhdeosvyashhennyx-darov-v-xrame-xrista-spasitelya.html

17 апреля 2025
ПОДРОБНЕЕ

В Гольяново прошла экскурсия для бойцов Росгвардии

24 августа храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове посетили с экскурсией военнослужащие Центрального округа Росгвардии. Воины узнали историю появления Гольяновской святыни, получили развернутый ответ на вопросы: как и почему православная вера делает человека сильным духом. Экскурсию провела советник по духовно-нравственному воспитанию при Межрайонном совете директоров №11 г. Москвы, помощник настоятеля храма по миссионерской работе Друшлякова Н. А.

Как выяснилось в ходе экскурсии, многие из бойцов имеют духовный и молитвенный опыт, кто-то оказался знаком со Священным Писанием. После осмотра внутреннего убранства храма росгвардейцам было предложено помолиться и поставить свечи перед иконами Спасителя, Богородицы, Николая Чудотворца, святых воинов Георгия Победоносца и Александра Невского. Затем дорогих гостей приняли в трапезной, где от души угостили чаем, пирожками, конфетами и другими лакомствами.

Настоятель храма, заведующий сектором Росгвардии иерей Роман Богдасаров регулярно посещает военнослужащих Центрального округа с беседами, проводит работу с военно-политическими органами округа. Воины регулярно участвуют в богослужебной деятельности прихода храма Зосимы и Савватия Соловецких, в частности, они участвовали в Литургии и Крестном ходе на недавнем престольном празднике.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове

26 августа 2024
ПОДРОБНЕЕ

Завершился сбор гуманитарной помощи

В Храме Николая Чудотворца на Преображенском кладбище прошел сбор гуманитарной помощи для мирных жителей Кременного района ЛНР!

В Кременном районе ЛНР сохраняется тяжелая ситуация, необходимы продукты питания и вещи. В связи с этим храм объявил сбор продуктов питания, средств гигиены, пелёнок, памперсов, детского питания до года и новой одежды.

Друзья, спасибо всем, кто принял участие в сборе продуктов и необходимых вещей для Кременной! Всё закупили.
Низкий поклон за вашу отзывчивость и сочувствие к чужой беде.

В ближайшее время помощь в прифронтовую зону отвезет лично Сергей ЯРЦЕВ.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Николая Чудотворца на Преображенском кладбище

16 июня 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up