СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ПАСХАЛЬНОЙ ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ В ХРАМЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В МОСКВЕ

Опубликовано: 14 апреля 2018

Категории: Патриарх

Всякий раз, когда мы прославляем Воскресение Христово, мы исповедуем свою веру. Мы исповедуем веру не только в то, что Христос реально жил, но и в то, что Он воскрес из мертвых; и эта вера передается из поколения в поколение.

8 апреля 2018 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Пасхальную великую вечерню в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие и многочтимые представители Поместных Православных Церквей при Московском Патриаршем престоле! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Христос Воскресе!

Я благодарю Вас, владыка, за добрые слова, которые Вы произнесли, и представителей молодежи за слова, которые тронули мое сердце. Радуюсь видеть всех вас в таком множестве в Храме Христа Спасителя.

Всякий раз, когда мы прославляем Воскресение Христово, мы исповедуем свою веру. Мы исповедуем веру не только в то, что Христос реально жил, но и в то, что Он воскрес из мертвых; и эта вера передается из поколения в поколение.

Люди, лишенные дара веры, нередко спрашивают верующих: «А как вы можете доказать, что Бог есть?» Но я не представляю себе, чем еще объяснить, что Церковь существует, — зная все то, что произошло после пришествия в мир Спасителя, зная, как распространилась вера Христова по всему миру, несмотря на гонения со стороны разных властей, разных политических и идеологических сил на протяжении двух тысяч лет. Ни одна институция не выдержала такого испытания временем. Может ли быть у этого поразительного по силе и по значению явления ложное начало, человеческая выдумка, человеческий обман? Да никогда! Мы знаем, как народ умеет отличать правду от лжи, как он выносит свой суд политикам, государственным деятелям, международным отношениям, как удивительно точно люди определяют, где правда, а где ложь. Если бы в основе бытия Церкви не лежало Божественное начало, то камня на камне не осталось бы не только от Церкви, но и от всего того, что с ней было в истории связано. Сам факт существования Церкви есть великое свидетельство Божией силы и Божиего присутствия в человеческой истории.

Феномен веры — это совершенно особый феномен, присущий человеку. Но мы знаем, что сегодня вера подвергается большим испытаниям и о некоторых обществах говорят, что в них религиозная вера вообще угасла. Те, кто путешествует по миру, знают, что в некоторых государствах действительно пустеют храмы, в этих зданиях появляются увеселительные заведения, рестораны или их просто сдают как коммерческую недвижимость. Что же это такое? Те, кто отрицает Божественное начало в церковной истории, утверждают, что это кризис веры: не может современный человек верить в Бога! Он так много знает, он столь многое может объяснить с научной точки зрения, что места для Бога больше не существует.

Нет ничего более ложного, чем это утверждение. Действительно, кризис веры сегодня есть, но он связан с другим кризисом — с кризисом человека, с кризисом его нравственной природы. Подверженный многим соблазнам, современный просвещенный человек устремляет свое жизненное целеполагание на достижение того, что очень далеко от веры в Бога, от Божественных истин и от нравственного закона, провозглашенного Богом через Его слово. Поэтому нужно говорить не о кризисе веры, а о кризисе человека, о нравственном кризисе многих людей.

Все то, что мы сегодня наблюдаем во многих странах, удивительно контрастирует с нашей российской реальностью, и не только российской, — в тех странах, где Русская Православная Церковь несет свое служение, мы также видим возрождение веры. Наблюдая, как кафедральный собор в течение всей Страстной седмицы наполнялся людьми, я могу сказать о том, что произошло в Москве за последние девять лет, в течение которых я имею счастье здесь трудиться и служить в сане Патриарха. Как изменился образ молящейся Церкви! Насколько увеличилось количество людей!

Когда мы приступили к строительству новых храмов в Москве, нам говорили: «У вас и старые-то стоят пустыми!» Но вот вчера, в Великую Субботу, в канун Пасхи, по имеющемуся обыкновению я посещал новые приходы, освящал куличи, пасхи, встречался с духовенством, с народом, — какое же огромное количество людей! И священники говорят: «Полны наши храмы, они слишком малы, их не хватает!» И это происходит в столице, в Москве, в XXI веке!

Так почему же, несомненно, укрепляются начала веры в нашем народе? Может быть, потому, что многострадальное Отечество наше — под особым Покровом Божией Матери. Может быть, потому, что уж очень тяжелые исторические страницы перелистывали наши предки, и как много на этих страницах было горя и страданий! Может быть, потому, что мы приобрели совершенно особый исторический опыт. Когда-то все это должно принести свой плод, и сегодня мы видим, как этот плод вызревает.

Я хотел бы принести сердечную благодарность владыкам, нашим священникам, приходским активистам, которые сегодня трудятся в городе Москве. Во многом благодаря вашим трудам сегодня открываются сердца и умы наших современников, которые с радостью воспринимают весть о Христе Воскресшем. Дай Бог, чтобы динамика развития религиозной жизни в нашем Отечестве сохранялась, чтобы, возрастая в вере, мы возрастали духом, становились еще более сильными, еще более сплоченными, способными как народ решать те непростые задачи, которые стоят сегодня перед нами. И я верю, что Господь, приклонив милость к народу нашему и к Церкви нашей, даст нам силы и разумение совершать свое служение, принося Ему плод веры.

Всех вас, мои дорогие, сердечно поздравляю с праздником Святой Пасхи и желаю всем нам укрепляться в вере, совершать все то доброе, что мы должны совершить, основывая свою жизнь на Евангелии, и со смирением и надеждой на Господа идти в будущее. И верим, что Господь приклонит над нами Свою милость. Аминь!

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Патриаршая проповедь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы

7 апреля 2021 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник — Благовещение Пресвятой Богородицы. Мы вновь вспоминаем Царицу Небесную Деву Марию, Которой выпала совершенно особая миссия — родить Спасителя. Но не только родить. Каждая мать знает, что рождение — это очень важный, быть может, самый важный момент в ее жизни и, конечно, в жизни рождающегося; но рождением не исчерпывается все, что предстоит испытать и матери, и ребенку. Царица Небесная, как всякая мать, несла трудности и тяготы, которые выпадают на материнскую долю; Дева Мария приняла и исполнила всю ответственность в отношении Своего Сына. И потому, прославляя ныне Царицу Небесную во славе, мы должны мысленным взором проникать и в Ее земную жизнь, понимая, что Она сподобилась быть выше ангелов и архангелов не только потому, что родила Спасителя, но и потому что по жизни Своей, исполненной многих тягот, забот, переживаний, Она, пройдя все испытания и скорби, была удостоена того, чтобы пребывать в Небесном Царстве превыше ангелов и архангелов.

На страницах Евангелия мы встречаем Богоматерь в повествованиях о рождении Ее Сына, Господа и Спасителя нашего, Его принесения, по обычаю, в иерусалимский храм; запечатлены также некоторые иные эпизоды из жизни Спасителя, где участвует Божия Матерь, такие как претворение воды в вино в Кане Галилейской. Их немного, но это не означает, что Дева Мария была вдали от Своего Сына. Ведь служение Господа в первую очередь осуществлялось в Галилее. Назарет — родной город, где был дом Девы Марии, а значит, и земной дом Ее Сына; Капернаум был совсем рядом. А служение Спасителя в Галилее далеко не всегда сопровождалось добрым отношением слушавших Его проповеди. Мы знаем, как Спаситель учил в назаретской синагоге о том, что настало время, о котором написано у пророков, и свидетельствовал, что Он и есть Тот, о Ком говорил пророк Исаия (Лк. 4:16-30). И чем закончилось это слово Спасителя? Его схватила разъяренная толпа и повела, чтобы сбросить с обрыва в пропасть. Те, кто бывал в Назарете, знают, какой глубины пропасти окружают старый город, — по всей вероятности, в одну из них и собирались низвергнуть Господа нашего Иисуса Христа. А ведь Мать была в городе, ведь Она все знала! Вот Его схватили, повели, вот Его должны сбросить в пропасть! Что происходило с Матерью в этот момент, как надрывалось Ее сердце! Ну, а последние страдания Спасителя, Его арест, пытки, допросы и, наконец, страшная смерть на кресте? Кто рядом с Ним у креста? Его Мать. Наверное, ни одна мать даже в страшном сне не может себе представить эту жуткую картину — умирающий в страшных мучениях перед лицом ликующей толпы, ни в чем неповинный, принесший столько добра людям Сын. Какие же мысли посещали тогда Деву Марию, какую скорбь она испытывала и от созерцания страданий, и от осознания того, что великая миссия Ее Сына, на Котором не было никакого греха, Который учил добру, Который исцелял и воскрешал, заканчивается позорной смертью!

Трудно представить, через какие страшные испытания прошла Дева Мария; и потому особое почитание Божией Матери возникло еще в первенствующей иерусалимской общине христиан. Но особым образом память о Ней была усилена и обрела всемирный характер на III Вселенском Соборе, специально посвященном Божией Матери. В ту пору возникла ересь, основоположником которой был не кто иной, как архиепископ Константинопольский Несторий, учивший, что Христос был рожден как человек, а потому неправильно называть Деву Марию Богородицей, а только «Христородицей». А поелику Несторий был архиепископом града, где пребывал император, то существовала огромная опасность, что это заблуждение распространится по всему миру. Потому и был созван в Эфесе Вселенский Собор, главной задачей которого стало всецерковное осмысление служения Богоматери, Девы Марии, и опровержение ереси Нестория. С того времени Дева Мария во всей Церкви непреткновенно и несомненно именуется Богородицей, Пресвятой Девой, Которая по плоти родила Сына Божиего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа, истинного Бога, второе Лицо Святой Троицы.

В череде замечательных, великих, спасительных событий Евангельской истории, связанных с Богородицей, особое место занимает сегодняшний день — день благой вести, главизны нашего спасения. Действительно, от этого дня и до крестных страданий, во все дни земной жизни Спасителя, Дева Мария несла особое служение Матери Господа нашего Иисуса Христа, и потому Ее прославление, поклонение Ей является важнейшей частью нашей духовной жизни, важнейшим измерением жизни всей Церкви.

И сегодня, как, наверное, всегда, каждый из нас и все мы, Церковь Русская и Церковь Вселенская, нуждаемся в помощи и заступлении Девы Марии, и к Ней обращаем свои слова, причем те же, что и к Ее Сыну. Мы просим Ее, чтобы Она нас спасла: Пресвятая Богородица, спаси нас! Ни к одному, даже самому великому Божиему угоднику мы не обращаемся с этими словами, ведь ни один святой не способен нас спасти, а только благодать Божия. А вот Дева Мария, родившая Спасителя, имеет непосредственное отношение к нашему спасению, и потому мы с дерзновением, любовью и надеждой обращаем к Ней наши слова — в сей день, как и во все дни жизни нашей, — Пресвятая Богородица, спаси нас! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5795360.html

7 апреля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 22-ю по Пятидесятнице после Литургии в Александро-Невском скиту

8 ноября 2020 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, день памяти великомученика Димитрия Солунского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь. 

Патриаршее служение в Неделю 22-ю по Пятидесятнице в Александро-Невском скиту

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! 

За сегодняшней Литургией читалось Евангелие от Луки, повествующее в форме притчи о загробной жизни людей (Лк. 16:19-31). Нам, людям ограниченным, неспособным воспринимать многое от божественной мудрости в силу земного притяжения и принадлежности физическому миру, не дано понять до конца то, что принадлежит вечности. Поэтому Господь Иисус Христос, желая приоткрыть тайну загробной жизни, предлагает некую притчу, то есть иносказание. 

Господь говорит о богатом человеке, который жил, не заботясь о своей душе. У него были средства, он пиршествовал, весело проводил свою жизнь и менее всего думал о том, что будет после смерти. А около его дома лежал нищий Лазарь, который питался от крох, падающих со стола господина. И вот умер богач, умер Лазарь, и богач оказался на темной стороне загробной жизни, в месте, именуемом адом, а Лазарь — на светлой стороне, в Царствии Божием. Из притчи известно, как взмолился богач и просил Лазаря, чтобы тот спустился к нему в бездну и хотя бы омочил его уста водой, потому что богач жаждал и изнемогал. 

Все это, конечно, физические образы, но через них Господь ясно свидетельствует нам о том, что праведники будут с Богом — в мире, в радости, в покое, а грешники окажутся вне общения с Богом и будут страдать. Никто, конечно, не знает, что означают эти страдания, но Священное Писание в понятных для нас образах говорит о том, что ждет в загробной жизни человека, который жил не по Божиему закону. 

Это повествование — одно из немногих, которое обращает наш взор за горизонт земной, человеческой жизни. Больше, наверное, и сказать невозможно — в силу ограниченности наших возможностей воспринимать весть о вечности; но этого достаточно, чтобы помочь нам всем понять, что загробная участь человека определяется тем, как он живет в этом мире. Ведь для того чтобы войти в Царствие Божие, надо исполнять очень немногое — куда меньше, чем требуют человеческие законы и обычаи, которых многие из нас в полной мере и не знают. А слово Божие такое ясное и понятное, и существует одна двуединая заповедь, исполняя которую, человек наследует Божие: люби Бога и ближнего своего, как самого себя. В этих двух заповедях — весь закон и пророки, как Господь сказал (Мф. 22:35-40). В этих заповедях — ключ от вечной жизни с Богом, и чем скорее мы, обремененные многими заботами сей жизни, уразумеем, насколько важна эта заповедь для нашей загробной участи, тем ближе к нам будет радость вечности в общении с Господом. 

Притча не пугает, но помогает понять: то, что ждет нас в вечности, формируется сегодня, в нашей повседневной жизни, через наше отношение к Богу и через наше отношение к друг ко другу. И если мы сконцентрируем свои усилия на достижении этих целей, то не только наследуем Царствие Божие, по слову Самого Господа, но и здесь изменим жизнь до неузнаваемости, потому что в этих заповедях — закон, который определяет человеческое благополучие и в жизни земной, и в жизни вечной. И да поможет нам Господь, уразумев спасительные слова сегодняшнего евангельского чтения, в меру сил своих стремиться осуществить все то, чему мы сегодня научены. Да хранит вас Господь! С праздником! 

9 ноября 2020
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти благоверных князей

12 сентября 2022 года, в день памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Благодарю вас, дорогой владыка, и за добрые слова, и за прекрасный образ, и за то, как поддерживается молитвенная, духовная жизнь в сей святой обители, которая является одной из центральных обителей нашей Церкви. Во-первых, потому что она наидревнейшая в городе Москве, а, во-вторых, именно здесь — официальный центр Русской Православной Церкви.

Обитель сия открыта для многих людей, и радуется мое сердце, что с течением времени верующих становится не меньше, а больше, особенно в эти последние тревожные годы. Так уж получается по пословице русской: гром не грянет — мужик не перекрестится. И когда все благополучно, спокойно, Бог остается где-то на периферии нашего сознания и нашей повестки дня: пошел в церковь — хорошо, не пошел — ну что ж, занят сегодня, не могу. А вот внешние обстоятельства чаще всего — и дай Бог, чтобы так было всегда — мобилизуют наше религиозное чувство и наше осознание причастности к Церкви.

Вот и сегодня такое время — время тревожное, даже очень тревожное. И мы должны молиться, чтобы все опасности миновали нашу Родину, чтобы остались ни с чем те, кто мечтает сокрушить Россию как независимое, подлинно независимое государство. Такие государства можно перечислить на пальцах одной руки, все прочие так или иначе зависят от мировых центров власти; но Россия не зависит ни от каких центров власти, которые находятся за пределами ее суверенной территории. Это великая привилегия, но это и огромный крест, потому что всегда находятся те, кто хотел бы ввести в орбиту своего влияния такую богатую, сильную страну, как Россия.

Мы знаем, что в мире неспокойно, а Россия продолжает свое по-настоящему суверенное историческое бытие, и, если взглянуть на нашу историю, мы поймем, что во многом этот суверенитет определялся силой духа русских людей, силой духовного влияния Церкви на наше Отечество. Мы знаем, какую огромную роль Церковь сыграла в освобождении Руси от иноземных сил. Мы знаем, что именно Церковь вдохновляла воинов на исторические сражения, в результате которых Родина оставалась суверенной и свободной. Мы знаем, как святые угодники молились за страну, за воинство, за великого князя, а потом и за царя.

Вот и сегодня наступило время, когда мы должны особенно молиться за Отечество наше, за Президента нашего — какая разница, как называется глава государства! — за воинство наше. Чтобы были у страны силы сохранить свою подлинную независимость от самых могущественных сил, господствующих сегодня над большинством стран мира.

У России особый исторический путь. Когда все благополучно, спокойно, мы как-то мало об этом задумываемся; а вот когда наступают времена тревожные, начинаешь особенно сознавать всемирную судьбоносную миссию Руси. Так было в древности, так и сегодня эта особая миссия возвращается и возлагается на плечи нашего народа.

Мы молились сегодня святому благоверному великому князю Даниилу и отцу его святому благоверному великому князю Александру Невскому, которые по должности своей совмещали и возглавление государства, и возглавление воинства. А ведь как это было непросто! Ведь там, где войско, там меч, а где меч, там и смерть. И какую же нужно было иметь духовную силу, как же нужно было осознавать свою нравственную и духовную ответственность за то, чтобы, возглавляя страну и воинство и имея меч при бедре, остаться святым человеком! Великие князья Александр Невский и Даниил Московский, которых мы сегодня вспоминаем, сумели совместить эту политическую и воинскую миссию со святостью. А ведь, наверное, такое совмещение и является залогом того, что страна, имеющая такое возглавление, никогда не будет совершать военных преступлений. Потому что если во главе Отечества, во главе воинства человек святой, да и, может быть, не святой, но верующий, православный, крещеный, сознающий свою ответственность пред Богом, Церковью, страной, то страна гарантирована от всякого рода военных авантюр, страна может быть уверена в том, что меч при бедре будет вынут из ножен только тогда, когда это нравственно, морально и даже духовно оправданно.

Вот и сегодня мы, еще раз хочу сказать, живем в очень непростое время, и потому наша особенная молитва — о главе нашего государства, о верховном главнокомандующем Владимире Владимировиче Путине, на котором лежит особая ответственность, а также о всех военачальниках и тех, кто во власти. Чтобы Господь умудрил, укрепил, вразумил, оградил от грехов и ошибок и одновременно вдохновил на действия, которые принесли бы Отечеству нашему защиту от всяких внешних, даже, может быть, самых опасных и страшных угроз.

Святой Даниил Московский, преподобный князь, особым образом соединивший в себе духовное и государственное служение, являет замечательный пример того, как в одной личности может быть соединено как бы несовместимое. В каком-то смысле святой Даниил есть некий образец для всех тех, кто принимает на себя верховную власть в России. И, несомненно, князь Даниил в молитвах своих, и в этом можно быть уверенным, не оставляет мыслью тех, кто возглавляет Русь, все Отечество наше. И верим, покуда будут на Руси почитаться святые князья — правители земли нашей, соединившие духовное и материальное, небесное и земное, политическое, государственное служение и личный духовный опыт, духовный подвиг, — будет действительно крепка наша земля.

Молитвами святого благоверного великого князя Александра Невского, молитвами святого благоверного великого князя Даниила Московского да хранит Господь землю Русскую, град Москву, Петербург, все наши грады и веси, дабы укреплялась духовная и материальная сила России, дабы страна наша до скончания века была по-настоящему свободной, независимой и, в первую очередь, сохраняла веру и благочестие, объединяя народ наш любовью и молитвой. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5958411.html

13 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Господня

15 февраля 2022 года, в праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня двунадесятый праздник Сретения Господа и Спасителя и Его Пречистой Матери в Иерусалимском храме, соприкосновения Богочеловека, Младенца Иисуса, с духовной жизнью Своего народа, прикосновения к святыне, которая была в центре этой духовной жизни. Это как бы первый шаг Спасителя в деле Его проповеди. Он еще Младенец, Он не может проповедовать, но неслучайно встретивший Его старец Симеон пророчествует, что Сей Младенец лежит на падение и на восстание многих, и в предмет пререканий (см. Лк. 2:34).

Вот какие удивительные слова! В храме Божием чистый, светлый, безгрешный Младенец в сопровождении Матери, и Она слышит эти непонятные и даже страшные слова, что Сей будет и на падение, и на восстание многих, и в предмет пререканий. Может быть, Пресвятая Дева в то время еще не могла понять в полной мере, что означает это пророчество. Но в течение всей жизни это пророчество отзывалось в Ее сердце, и мысленно Она возвращалась к словам Симеона, ведь стоило только Сыну Ее выйти на проповедь, как Он сразу стал предметом пререканий, на восстание и падение многих.

Возникает вопрос: что же все-таки означает падение? Восстание — это возрождение и обновление человека, его путь к совершенству. Но что означает падение? А падение — это обратный процесс, это отказ человека от самых великих ценностей, от истинной веры, впадение в заблуждение, принесение скорби и болезней другим.

Для кого же пришествие в мир Спасителя стало падением? Для очень многих. Для тех, кто был далек от истинной веры. Для тех, кто лицемерно исполнял предписания закона, а в душе своей был далек от всего того, чему видимым образом поклонялся. Христос стал падением для лицемеров, для фарисеев, для книжников. Да что о них говорить — Он является падением и для многих из нас, когда мы не исполняем Божественную заповедь. Ибо если знаем и исполняем, то это означает восстание и возрождение, а если знаем и не исполняем, то, конечно, падение.

Удивительные слова старца Симеона сопровождали всю жизнь Господа и Спасителя нашего, вставшего на путь служения людям. Но не все же устремлялись за Ним! Да, сотни, а, может быть, тысячи людей шли в Галилею, чтобы услышать Его слово. Многие становились учениками, а затем и мучениками, отдавая жизнь за своего Спасителя, за Его слово. Но ведь были и те, кто отверг Его Божественные слова. Были те, кто стал гонителем, хулителем и разрушителем всего того, что Спаситель принес людям.

В каком-то смысле слова праведного Симеона, которые мы сегодня слышали в Евангелии, отображаются в иконографии русского православного креста. Крест изображается как мерило истины, как мерило правды, и его нижняя перекладина устремляется правой стороной к небу, а левой книзу. Через крест слово Спасителя, пришедшего в мир, стало для кого-то восстанием, а для кого-то падением, и эта история продолжается до сегодняшнего дня. Одни, соприкасаясь с христианством, отвергают его, не видят в нем ничего ценного, не видят главное — то, что именно Христос вручает человеку ключи от счастья. Не видят этого, потому что не сопереживают всему тому, что совершил Христос, и остаются и умом, и сердцем вдали от Его проповеди, не находя ничего для себя полезного. Вот в этом и заключается падение. Не было бы проповеди — на нет и суда нет. Не было бы слова Божественного, обращенного к людям, — какой же с них спрос? Но ведь есть слово, как меч обоюдоострый разделяющее человека (см. Евр. 3:12), которое никого не может оставить безразличным: ты либо по одну, либо по другую сторону.

Великая миссия Спасителя действительно стала для кого-то восстанием, а для кого-то падением. А без этой миссии и не было бы у людей подлинного понимания того, что есть добро и зло, что нужно делать, чтобы всегда оставаться на стороне добра, чтобы стремиться к небу, а не к земле.

Сегодняшний праздник, сегодняшнее воспоминание о евангельском событии открывает перед нами великую Божественную истину, которую мы должны воспринять. Мы должны быть с Богоматерью, с праведным Симеоном, но никак не с теми лицемерами — фарисеями, саддукеями и прочими, — которые, как бы стремясь к спасению, не увидели и не поняли самое главное. Того, что спасение уже принесено людям через Господа Иисуса. Он принес нам спасение. Он дарует нам силы к пониманию того, где верх, а где низ, где добро, а где зло. Он вооружил нас Своим учением и, что самое главное, Он дарует нам Свою помощь, Свою благодать, чтобы мы имели силу и возможность устремляться вверх, туда, где правда Божественная, которая дарует человеку подлинное счастье в этой жизни и открывает перед каждым двери в Божественное Царство Господа и Спасителя нашего.

Этим великим истинам мы научены через сегодняшний день, и да поможет нам Господь, да укрепит Он наши силы, чтобы мы всегда были на стороне добра и правды, чтобы мы сторонились зла и лжи, чтобы для нас был только один путь — тот, что ведет к небу, но ни в коем случае не тот, что упирается в землю, а после кончины — в преисподнюю. И верим, что Господь, даже по малой нашей вере и по малой нашей добродетели, только при условии, что мы желаем быть с Ним и готовы идти по указанному Им пути, — уже за одно это будет вместе с нами. А дальше, восходя от силы к силе, мы почувствуем, что означает благодать Божия, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, почувствуем радость победы над грехом и Божественное присутствие в своей жизни. Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной, Матери Господа и Спасителя нашего, молитвами праведного Симеона да пребывает над всеми нами. Аминь.

15 февраля 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up