СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ Г. МОСКВЫ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В МАРФО-МАРИИНСКОЙ ОБИТЕЛИ Г. МОСКВЫ

Опубликовано: 12 октября 2018

Категории: Патриарх

Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было.

11 октября 2018 года, в день обретения мощей преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Литургию в Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом.

Ваше Высокопреосвященство и Преосвященство! Досточтимая матушка игумения Елисавета! Дорогие матушки игумении, отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим торжественным днем. Благодарю матушку за произнесенные ею слова, — она сказала бόльшую часть того, что хотел вам сказать я, и это свидетельство того, что назидаться мы можем не только от архиереев и священников, но и друг от друга, потому что каждому Господь полагает на ум и на сердце нечто, чем он может делиться с ближними. Так и было всегда в христианской общине. Сердечно благодарю за ваши добрые правильные слова и поэтому почти ничего не могу добавить к тому, что было сказано о святой преподобномученице Елисавете, кроме как поделиться своим личным опытом переживаний, связанных с посещением Алапаевска в этом юбилейном году, отсчитавшем 100 лет со дня трагической кончины святой преподобномученицы.

Когда я стоял на краю шахты, в которую ее сбросили, меня в первую очередь поразила мысль: зачем все это было сделано? Можно себе представить ужасную картину того, что сто лет назад там произошло. Да, всякая смерть ужасна, но разве можно сравнить по степени мучений моментальную гибель от пули с мучительной смертью на дне глубокой ямы? Зачем великую княгиню сбросили вниз? Что творилось в сознании и в сердце палачей, когда они схватили эту хрупкую женщину и столкнули ее в страшную яму? А падение влекло за собой нестерпимую боль и медленную смерть, что и произошло, — святая Елисавета умерла не мгновенно. Она умерла от голода, от холода, от жажды, от боли, — что еще более ужасное можно представить? Но даже на дне алапаевской шахты она изливала на ближних, с которыми оказалась рядом, свою любовь, свое милосердие. Есть исторические свидетельства того, что она оказывала даже медицинскую помощь тем, кто был ранен еще тяжелее при падении в шахту.

Даже если бы великая княгиня Елисавета ничего более не совершила, а лишь пострадала ради Христа так, как пострадала, мы бы ее сегодня прославляли. Но, как правильно сказала игумения Елисавета, ее кончина была венцом ее жизни — в этой кончине словно сфокусировалось все то, чем она жила, во что верила, что было ей дорого, ради чего она готова была умереть. А это был Господь Иисус Христос, Который открылся ее сердцу, ее разуму, и она восприняла Христа Спасителя всей силой своей души — и это эпоху в так называемого модерна, когда ко Христу мало кто обращался, а бόльшая часть интеллигенции от Него отказывалась, обольщенная чужими идеями и чужими философскими взглядами.

Поэтому весь жизненный путь великой княгини Елисаветы — это путь абсолютно замечательный, который для очень многих может служить примером; а кончина, действительно, — царственный венец этого пути. И сегодня, вспоминая события 100-летней давности, мы возносим молитвы ко святой преподобномученице великой княгине Елисавете и просим ее молиться пред лицом Божиим о земле нашей, о Церкви нашей и о всех тех, кто в своей жизни желает повторить хотя бы часть ее жизненного подвига, связанного с трудами милосердия и благотворительности.

Хотел бы поблагодарить игумению Елисавету и всех, кто содействовал возрождению этой святой обители, приведению ее в дивный порядок, какой мы сейчас видим. Вспоминаю свое первое посещение этого места, когда здесь еще не было обители, а лишь некое сестричество, — и как же то первое впечатление разнится от сегодняшнего! Сегодня сердце мое действительно исполнено благодарности Богу за все то, что здесь произошло. И не только с точки зрения благоукрашения, но и с точки зрения организации многих служб, направленных на оказание помощи ближним, а значит, на продолжение в этом месте подвига святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы. И дай Бог, чтобы это служение укреплялось в нашей Церкви — в епархиях, монастырях, приходах.

Вера без дел мертва есть (Иак. 2:26). Если мы не будем споспешествовать в добрых делах, то вера наша будет угасать, ибо добрые дела — как кислород, необходимый для того, чтобы пламя горело; а когда нет кислорода, пламя затухает, сколько бы горючего ни было. Точно так же и жизнь христианина затухает вне зависимости от сана, от положения в Церкви, от образованности, от всего, чем человек наполняет свой интеллект и свою жизнь, если нет добрых дел. Добрые дела — это кислород, без которого не может возгораться пламя веры, и да поможет нам святая преподобномученица Елисавета хотя бы частично повторить то, что она совершила, и стать наследниками ее славы — славы той, которая жизнь свою посвятила ближним. Собственно, это и есть идеал христианского бытия, и если каждый из нас будет стараться так жить, то жизнь наша изменится до неузнаваемости. Пусть пример преподобномученицы великой княгини Елисаветы укрепляет нас на всех путях наших нашей христианской жизни. Аминь.

С праздником всех вас сердечно поздравляю!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Проповедь Патриарха Кирилла после совершения Литургии Преждеосвященных Даров

9 марта 2022 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за великопостными утреней, часами и изобразительными в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров.

По окончании Литургии Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Время Великого поста — это время покаяния, молитвы. Ради чего? А ради того чтобы освободить себя от плена, в который мы попадаем, совершая небогоугодные, греховные дела. Мы попадаем в плен к греху. Человек даже не замечает, как это происходит, — где-то сказал неправду, где-то извратил факты, где-то ответил неподобающим образом и обидел собеседника. Вот из таких маленьких конфликтов вырастает отчуждение, люди становятся врагами. А иногда конфликты разжигаются третьей стороной, заинтересованной в том, чтобы два человека поссорились, — сплошь и рядом такое происходит. Каждый, наверное, проходил через такое искушение, когда понимаешь, что ты, не имея ничего плохого в сердце в отношении другого человека, вдруг становишься в его глазах врагом. А потом оказывается, что кто-то поработал и внушил тому, кто к тебе всегда хорошо относился и к кому ты всегда хорошо относился, что ты его враг, что ты делаешь что-то плохое, что-то замыслил.

Подобные бытовые конфликты очень хорошо всем нам известны, а поскольку в их основе чаще всего ложь, то нужно помнить, кто есть отец лжи. Диавол есть отец лжи, а цель его — погубить человеческие души, столкнуть людей в конфликте, потому что конфликт раскрепощает страсти. То, что человек никогда бы не сказал и не сделал в спокойном состоянии, он начинает говорить и делать, если вступает в конфликт с ближним, если видит в нем врага. Тогда раскрепощается в человеке какая-то животная, природная стихия, и мы знаем, в какие ужасные формы облекаются конфликты. Семьи рушатся, люди погибают, но ведь это имеет отношение не только к межличностным отношениям, но и к конфликтам между народами, между странами.

Сейчас мы проходим через конфликт между Россией и Украиной. Давайте вдумаемся, что реально может нас разделять? Мы практически один народ, связанный исторической судьбой, мы все вместе вышли из Киевской купели, мы объединены верой, нашими святыми, единым упованием, одними и теми же молитвами. Что может нас разделить?! Но враг рода человеческого — через конкретных людей, через конкретные объединения людей — вбрасывает в отношения между нашими народами ложь, и на основе этой лжи развивается конфликт. И мы знаем, что это не просто ссора между соседями, а это конфликт, в который вовлекаются государства, то есть институции, которые имеют законное право употреблять силу, принуждая к повиновению своих граждан, если те нарушают законы, или принуждая другие страны, если видят в них угрозу, к тому, чтобы этой угрозы не было.

Другими словами, сегодня в конфликт вступили два братских народа — а по сути один, русский народ. Еще и еще раз напомню слова «Повести временных лет», нашей исторической хроники, в которой рассказывается, «откуда есть пошла Русская земля», а потом идет повествование о Киеве. Русь — одна страна, один народ, но уж очень сильным оказался этот народ, и напуганные его силой соседи стали делать все для того, чтобы этот народ разделить, чтобы внушить частям этого народа, что вы вовсе не один народ. И мы знаем, до какого ужасного апогея доходит сейчас следствие этому внушению, когда кто-то в брате своем не видит брата, а видит врага. И ужасно, что есть некоторые религиозные организации (даже язык не поворачивается назвать их религиозными), которые поднимают на щит своей проповеди необходимость борьбы с братским русским народом.

Церковь, которая измеряет время не днями, не месяцами, не годами, а столетиями и тысячелетиями, в своем историческом опыте хранит память о множестве конфликтов, бывших начиная с глубокой древности — в Древнем Риме, Византии, Древнерусском государстве, Российской империи, современных государствах на территории исторической Руси. Церковь помнит об этих конфликтах и знает, к каким тяжелым последствиям они всегда приводили. Вот и сегодня всеми силами враги и русского, и украинского народов извне пытаются внушить, что никакие вы не братья, а вы враги, и вы должны воевать друг с другом. И ведь кто-то поддается на это искушение! И мы, конечно, сожалеем и оплакиваем тот факт, что на близкой, родной нам Украинской земле возникли политические силы, которые, используя идею врага применительно к народу русскому, выстраивают сегодня политику в отношении России. И мы знаем, к каким скорбям уже привела эта политика и на многострадальной земле Донбасса, а теперь и в более широком масштабе.

Не будем говорить о тех, кто поджигал эту войну, — Бог им судья, и Он их накажет. Нужно сегодня говорить о самих себе, и я призываю всех вас, мои дорогие, в первую очередь усилить молитву о том, чтобы прекратилась всякая военная конфронтация между Россией и Украиной, чтобы народ наш вновь сумел осознать наличие общих духовых корней и общей духовной силы, которой является неразделенная Церковь наша, пребывающая в России, в Украине и в других странах. Это действительно залог спасения, залог будущего мира, но именно поэтому на нее сегодня там, на Украинской земле, и обрушиваются гонения тех, кто не заинтересован в мире. Поэтому мы должны сугубо молиться и о Блаженнейший владыке, Предстоятеле Украинской Православной Церкви, о украинском епископате, но и, конечно, о Церкви нашей и о том, чтобы никакие искушения, никакие соблазны не были способны разрушить духовное единство, которое обрели наши предки, выходя из Киевской купели Крещения.

Но вот еще о чем хотелось бы сказать. Там, где диавол, там всегда ложь. Вот и сегодня — какое огромное количество лжи распространяется! Появилось даже такое новомодное слово «фейк» как синоним лжи. Но это обычная диавольская ложь, ведь именно ложь сегодня используется для того, чтобы углубить пропасть между двумя народами, чтобы сделать их врагами; и мы должны быть очень бдительными ко всему тому, что сейчас говорится в связи со скорбным конфликтом, возникшем на Донбасской земле.

Наша Церковь — и в России, и, надеюсь, на Украине, потому что у нас общие ценности, общие идеалы, общая христианская совесть, в конце концов. Мы не можем действовать иначе, как только молиться о мире и стараться снижать градус противостояния, градус эмоциональных политических дискуссий, часто переходящих границы приличия. Мы должны делать все для того, чтобы умиротворить и умирить сердца, чтобы враг рода человеческого не сумел разрушить наше духовное единство, вокруг которого и сформировалась религиозная и культурная жизнь нашего единого народа — россиян и украинцев.

Конечно, тема, связанная с российско-украинскими отношениями, сегодня стала частью большой политики или, как теперь говорят, геополитики. И одной из целей этой геополитики является ослабление России, которая стала сильной, реально могучей страной. Но как же гадко и подло для осуществления этих геополитических целей использовать братский народ! Как ужасно натравливать этот народ на своих братьев! Как ужасно вооружать его, для того чтобы он вступил в борьбу со своими единокровными и единоверными братьями! Все те, кто это делают в виде пропаганды, массированно обрушившейся на Украину, в виде конкретных действий, в виде создания предпосылок для расширения военного конфликта, — все эти люди враги и России, и Украины. Они против нашего единства, против наших духовных корней, а значит, вне зависимости от того, называют они себя верующими или неверующими, они против воли Божией, которая всегда направлена на мир, на братство, на любовь.

Пусть Господь поможет всем нам — русским, украинцам, белорусам, всем народам, которые произошли от одного корня, вышли из Киевской купели Крещения, сохранять наше духовное единство, не допускать разделение нашей Церкви. Кстати, те, кто стремился разделить народы, начали с разделения Церкви, образовав некие расколы на Украине. С этого начали, чтобы разорвать духовное единство, но по милости Божией это единство сохраняется.

Я сегодня особенно молился и за Блаженнейшего Онуфрия, за епископат, за духовенство, за верующий народ Украины, чтобы Господь сберег их от козней лукавого, сохранил в понимании того, что всякая война между православными братьями, принадлежащими к единой Церкви, — это дело диавольское, а не Божие. И поэтому Церковь наша единая, будь то в России, на Украине, в других странах, должна сегодня молиться о мире, о прекращении междоусобной брани, как это делал преподобный Сергий, как это делала наша Русская Церковь, когда князья русские вступали в междоусобную брань, уничтожая друг друга. Вот и сегодня мы пойдем не по тому пути, к которому нас призывают, провоцируя вовлечение и Церкви в конфликт, а мы пойдем по пути преподобного Сергия и будем молиться за единство Святой Руси, чтобы никакие силы не сумели разделить наш народ и, конечно, чтобы никакие силы не смогли разделить нашу Церковь.

Пусть Господь благословит землю нашу — историческую Русь! Да сохранит Господь нас от разделений в Церкви, да поможет преодолеть все те разделения, которые порождены не различием в вере, а влиянием политических сил на те или иные церковные круги. Чтобы все это осталось в прошлом и чтобы мы все единеми усты и единем сердцем могли прославлять святое и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа и, Крестом оградясь, прогонять всякую вражую, бесовскую силу от нашей общей жизни и от нашей судьбы. Аминь».

Информационный источник: http://moseparh.ru/svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-pervuyu-v-etom-godu-liturgiyu-prezhdeosvyashhennyx-darov.html

9 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

День православной молодежи

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Патриаршее служение в праздник Сретения Господня в Храме Христа Спасителя в Москве

Сердечно поздравляю всех вас с великим праздником Сретения Господня, в который по сложившейся в нашей Церкви традиции мы отмечаем также и День православной молодежи.

Ныне мы вспоминаем знаменательное событие, которое имеет не только историческое, но и огромное духовное значение. С одной стороны, в лице праведного старца Симеона и Богомладенца Иисуса происходит символическая встреча Ветхого и Нового Заветов. А с другой стороны, это встреча конкретного человека с Богом.

Встреча с Богом занимает совершенно особое место в нашей жизни. Вместе с верой мы обретаем подлинный смысл бытия и прочную нравственную основу, а когда стремимся деятельно воплощать Евангельские слова в каждодневном подвиге, Господь дарует нам духовное зрение и способность с рассуждением смотреть на многие вещи. Эти ценные качества сегодня, как мы видим, очень востребованы, ведь разобраться в лавинообразном потоке информации бывает порою крайне непросто. Как непросто бывает и противостоять попыткам злонамеренных сил втянуть нас в безрассудные авантюры, сомнительные и даже опасные предприятия.

Но духовное зрение — это вовсе не удел лишь убеленных сединами старцев, как может показаться на первый взгляд. Вы наверняка хорошо помните из уроков истории о героических подвигах великого князя Александра Невского, которого Русская Православная Церковь почитает в лике святых. Хотел бы напомнить, что победу в битве на Неве великий князь одержал в 19-летнем возрасте, а ливонских рыцарей разгромил на льду Чудского озера, не достигнув 21 года. Несмотря на свою молодость, он был наделен от Бога удивительной мудростью, духовной и физической силой, а также глубоким пониманием того, что полезно для страны и народа.

В этом году мы празднуем 800-летие со дня рождения благоверного князя. В ознаменование церковно-государственных торжеств, приуроченных к этой дате, рад объявить этот юбилейный год «Годом Александра Невского», а также дать старт всероссийскому творческому конкурсу «Александр Невский» и предложить молодым людям проявить свои способности в память о великом князе. Пусть жизненный подвиг этого замечательного русского святого вдохновит вас не только на создание ярких художественных и музыкальных произведений, но и будет неизменно служить примером для подражания, а кому-то, возможно, поможет встретиться с Богом и приобщиться к богатой духовной сокровищнице православной культуры.

Призываю на всех вас благословение Христово.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

15 февраля 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в день Радоницы в Архангельском соборе Московского Кремля

3 мая 2022 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
Воистину Воскресе Христос!

Всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим особым днем поминовения усопших, который совершается во вторник второй седмицы после Пасхи. В народе он называется Радоница, и название такое замечательное — от слова «радость». А почему радость? А потому что всякое поминовение усопших, которое идет от сердца, грустью не сопровождается, но сопровождается молитвой о том, чтобы Господь души усопших принял в Небесное Свое Царство. И те, кто перешел порог жизни и смерти, сегодня тоже радуются вместе с нами. Сегодня радуется Церковь земная и Небесная, потому что мы вспоминаем всех православных христиан, от века почивших. Для Бога нет мертвых, для Бога все живы, а это значит, все действительно, реально живы. Просто мы, люди, имеющие тела, живущие на земле, подверженные воздействию физических законов, не можем рационально представить себе, что такое жизнь будущего века, что такое иное бытие. Но о том, что оно существует, нам сказал Сам Бог. Конечно, наша связь с иным миром осуществляется по-разному, но в первую очередь — через молитву о наших родных, близких, тех, с кем мы были связаны и кто переступил порог жизни и смерти раньше нас. О них мы сегодня молимся и просим Воскресшего Спасителя, чтобы Он простил им грехи вольные и невольные и принял их души в Свое Небесное Божественное Царство.

Особым образом переживается этот день в Архангельском соборе Кремля. Мы совершаем молитвы, окруженные гробами царей и цариц. Были среди них люди выдающиеся, талантливые, некоторые были людьми средних способностей, но среди них не было ни одного предателя — все служили Родине в меру своих сил. Все, что имели, — отдавали. Те, кто был талантлив, например, прекрасные полководцы, отдавали, конечно, больше, чем те, кто имел средние способности, но ведь Бог с каждого взыщет по способностям! И все те, кто здесь лежит, кто сподобился упокоиться в Архангельском соборе Кремля, все они верой и правдой служили Церкви Православной и своему Отечеству. Это те замечательные люди, которые сохранили для нас великую и прекрасную страну. Это те люди, которые в течение послереволюционных лет беспамятства были как бы вычеркнуты из истории, но ничто великое не может уйти из памяти народной, ни тем более не может быть вычеркнуто из Божественного промысла. И сегодня мы торжественно вспоминаем святые имена правителей земли нашей — царей и цариц, великих князей и княгинь — тех, кто нес на своих плечах бремя огромной ответственности за историческое существование нашей страны, нашей Церкви, нашего народа. Многие из них, конечно, у Господа. Кто-то прославлен, кто-то не прославлен, но сегодня, молясь о них, мы и к ним обращаемся с просьбой молиться о державе Российской, о стране нашей, чтобы неприступными были наши священные рубежи, чтобы всегда хватало у нас мудрости, силы и чести защищать их в случае необходимости. Чтобы любовь к Отечеству никогда не иссякала, особенно в умах и сердцах молодого, грядущего за нами поколения.

Думаю, так и будет, все сохранится, и в первую очередь, может быть, по молитвам тех, кто лежит в этом соборе, а также по молитвам сонма святых, в земле Русской просиявших, и по молитвам Церкви нашей, которая идет по своему историческому пути и, невзирая на опасности и трудности пути и лукавство века сего, несет слово истины о Боге, о Его Божественном промысле, о спасении, которое было принесено Сыном Его и Господом нашим Иисусом Христом. И верим: покуда будет сохраняться вера, с ней будет сохраняться и любовь к Отечеству, и способность защищать свой народ и свою страну.

Мы ни с кем не хотим воевать. Россия никогда ни на кого не нападала. Это удивительно, что великая и могучая страна никогда ни на кого не нападала — она только защищала свои рубежи. Дай Бог, чтобы и до скончания века страна наша была такой — сильной, могучей и одновременно любимой Богом. Мы просим Господа, чтобы Он Свою любовь не отринул от народа нашего и от Церкви нашей, чтобы вразумил власти, чтобы в вере, благочестии и мудрости укрепил народ наш, чтобы дал нам силы работать, жить и, если нужно, бороться за то, чтобы сохранялась свободная и ни от кого не зависимая жизнь нашего народа и нашей страны. И да помогут нам святые угодники, в земле Русской просиявшие. Да помогут нам молитвами своими и те, кто здесь почивает своими телами, но, верим, многие из них душами предстоят пред Господом. Молитвами всех, всей Церкви Небесной и земной, всех тех, кто отошел от нас, и кто живет на земле нашей, да хранит Господь землю Русскую от междоусобной брани и от нашествия иноплеменников, и да укрепляет веру православную — единственную духовную силу, способную реально скреплять воедино наш народ. И верим, что Господь не оставит нас Своей милостью и благодатью, в том числе в нынешнее непростое время лета благости Его.

Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос! Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5922848.html

4 мая 2022
ПОДРОБНЕЕ

В Неделю жен-мироносиц Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

30 апреля 2023 года, в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Вениамина (Рудого) во епископа Талгарского, викария Астанайской епархии (Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан).

По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам святителя Филарета Московского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Волоколамский Антоний, председатель Отдела внешних церковных связей; митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан, председатель Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта; епископ Рыбинский и Романово-Борисоглебский Вениамин; епископ Зарайский Константин; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; насельники ставропигиальных монастырей, духовенство г. Москвы.

Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков храмов Московской епархии, Патриарших подворий, ставропигиальных приходов и монастырей, синодальных отделов и Московских духовных школ были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Иже Херувимы…»: протоиерей Игорь Федоров, настоятель храма Введения во храм Пресвятой Богородицы Патриаршего подворья в Черневе

права ношения наперсного креста с украшениями : протоиерей Максим Шевцов, настоятель храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке;

права ношения палицы: иерей Евгений Бадыло, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове; иерей Дионисий Гудзь, клирик храма благоверного царевича Димитрия при 1-й Градской больнице; иерей Андрей Дорохин, клирик храма пророка Божия Илии в Обыденском переулке; иеромонах Косма (Карташев), дежурный священник Патриаршей резиденции в Чистом переулке, насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; иеромонах Иоасаф (Перепелкин), насельник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря;


права ношения наперсного креста золотого цвета: иеромонах Трофим (Судакевич), насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры;


права ношения камилавки: иерей Константин Кокора, клирик храма Воздвижения Креста Господня, Патриаршего подворья в Митине;

права ношения набедренника: иерей Георгий Пигарь, клирик храма Казанской иконы Божией Матери в Узком;


права ношения камилавки: протодиакон Николай Пянзин, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке.


На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Талгарского Вениамина на служение. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, совершая память Никодима, тайного ученика Спасителя, и жен-мироносиц, невольно обращаешь свой взор в сравнительно недавнее прошлое нашей страны. Конечно, молодое поколение не помнит и не знает всего того, что было в то время, а люди среднего и старшего поколения все прекрасно помнят и знают: нельзя было человеку, который занимал более или менее заметное положение в обществе, открыто прийти в храм. Тут же доложили бы куда надо, и такой смелый человек лишился бы работы, положения, получил бы взыскание, был бы записан в черный список, и на этом закончилась бы его карьера. Поэтому — люди старшего поколения помнят — в то время в храмах стояли в основном женщины, так же, как у креста Христова оказались только женщины.

Удивительно: ученики, которые видели Его чудеса, которые были к Нему так близки — все разбежались. Только Иоанн Богослов остался — самый молодой и, видимо, просто не знавший, что такое страх, мало что еще знавший о жизни. А остались рядом со Христом женщины, мироносицы, которые были вместе с Ним в дни Его земной жизни, во время Его служения.

Можно себе представить, как это было страшно: их Учитель висит на кресте, как разбойник, подвергшийся самой позорной казни, а мимо проходит ревущая толпа. Каково было встать рядом с крестом? Это значило отождествить себя  с Ним, значило сказать: и нас распинайте, мы ничего не боимся! И кто же стоял? Стояли жены-мироносицы, которые оказались верными Христу даже до смерти.

И еще раз обратимся к тяжелому атеистическому прошлому: храмы были в то время наполнены исключительно женщинами, женами-мироносицами, не убоявшимися улюлюканья толпы, не убоявшимися потерять что-то в своей жизни. Мужья боялись, а жены не боялись, и ведь они создавали этот удивительный образ молящейся Церкви Русской Православной, многомиллионной Церкви, которая в их лице не устрашилась гонителей.

Поэтому мы никогда не забудем, — как не забывает Церковь подвиг святых жен-мироносиц, — и тот подвиг православных женщин, которые в трудное атеистическое время не отвернулись от Церкви, продолжали ходить в храмы, крестили, часто тайно, своих детей, несмотря на нередкие окрики своих мужей. Эти женщины исповедовали свою веру и сохранили ее для нас с вами. Сегодня и их праздник. Многие из них уже ушли ко Господу, но мы вспоминаем наших жен-мироносиц, действительно сохранивших веру православную и передавших ее следующему поколению, которое сейчас составляет нашу паству.

Пример жен-мироносиц, как тех, древних, так и современных, помогает нам понять, что подлинная вера изгоняет страх. Страх могут изгонять убеждения, вернее, убеждения могут сделать человека настолько мужественным, что, несмотря на страх, он будет идти до конца. Но это удел немногих, а пример, который дает нам стоящая у креста жена-мироносица, может быть воспринят каждым. А ведь такая верность Господу и сейчас нужна. Потому что как много сейчас того, что отвлекает нас от Господа, от посещения богослужений! Мы живем в светском мире, который как бы не борется с верой, со Христом, но современная культура почти не связана с верой в Бога. Сейчас, правда, эта связь начинает формироваться, и мы благодарим Господа за тех, кто сегодня созидает нашу культуру. Но в целом культура остается светской, далекой от Бога, и опять-таки надежда на жен-мироносиц, на тех наших православных женщин, которые и сегодня продолжают оставаться верными Христу, которые воспитывают в вере своих детей, которые вразумляют своих мужей и которые несут великое служение верности Господу и Спасителю.

И поэтому я в первую очередь сегодня благодарю всех наших женщин — православных христианок, которые сохранили и сохраняют верность Господу, которые воспитывают в вере своих детей и внуков, которые остаются рядом со Христом, даже когда множество людей не понимает их жизненной позиции. Дай Бог, чтобы это служение не пресекалось в нашей Церкви и в нашем народе. А потому сегодня наша особенная молитва за православных русских женщин, за матерей, за жен, за сестер — за всех, кто во многом определяет лицо современной православной России. Дай вам всем Господь сил, в первую очередь, сохранять верность Христу и готовность быть вместе со Христом до конца, даже если это потребует стояния около Креста Господня. И дай Бог, чтобы эта сила, которая помогла пронести свидетельство о Спасителе через тяжелейшие периоды нашей отечественной истории, сохранялась в сердцах, в душах, в сознании наших жен-мироносиц — православных женщин Русской Православной Церкви XXI века.

Сегодня моя молитва за всех вас, мои дорогие сестры, чтобы Господь укреплял вашу веру, благословлял вашу жизнь, давал вам мудрость и силу передавать свою веру и детям, и внукам, и не вполне воцерковленным мужьям. На вас лежит огромная ответственность, каковая лежала и на женах-мироносицах. И дай вам Бог оставаться верными Христу и нести достойно эту ответственность, от которой несомненно зависит будущее и народа нашего, и страны нашей. Храни вас всех Господь! Христос Воскресе!»

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

2 мая 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up