Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в Неделю по Богоявлении — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Храме Христа Спасителя в Неделю по Богоявлении

Опубликовано: 26 января 2020

Категории: Патриарх

6 января 2020 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя г. Москвы. Богослужение предварило работу XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники». По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом.

Литургия в Храме Христа Спасителя перед началом работы XXVIII Международных Рождественских чтений

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие владыки, отцы, матушки игумении, монахи, монахини! Братья и сестры! Представители православной интеллигенции! Все те, кто составляет тело замечательного собрания Русской Церкви, именуемого Рождественскими чтениями!

Долгие годы после смерти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, никакие общецерковные собрания, за исключением прописанных Уставом, не проводились, — только Соборы и заседания Синода. В новое время мы добились возможности сформировать новое учреждение с участием епископата, духовенства и мирян и назвали его Межсоборным присутствием. Но до эпохи, открывшей новые возможности соборной жизни, именно Рождественские чтения были площадкой, на которой отрабатывался и совершенствовался дух соборной дискуссии.

Хорошо помню, что первые Рождественские чтения сопровождались многими проблемами — и с точки зрения руководства, и с точки зрения идейного наполнения, и с точки зрения готовности людей собираться на эти чтения. Но по милости Божией трудности первого этапа давно прошли, и сегодня Рождественские чтения являют замечательный образец активности всех тех, кто активно работает для блага Русской Православной Церкви, тех, кто во многом отождествил себя с Церковью. Мы видим стремление встречаться, обсуждать важные проблемы, вырабатывать методологию совместной работы, и я радуюсь еще и потому, что в центре внимания Рождественских чтений всегда находится такая важная отрасль нашей церковной жизни, как духовное и религиозное воспитание.

В каком-то смысле Рождественские чтения стали неофициальным квазипоместным Собором, потому что на них присутствуют все — и епископат, и духовенство, и монашествующие, и миряне. У этого собрания, конечно, нет канонической силы Поместного Собора, но есть потенциал, равный или приближающийся к потенциалу Собора. Вот почему я всегда с особым вниманием отношусь к проведению Рождественских чтений. Как часто выступающие на этих чтениях помогают понять — и мне как Патриарху, и, уверен, епископату и духовенству, чтό надлежит сегодня делать для укрепления веры православной в жизни нашего народа, чтобы Слово Божие достигало сердец людей, чтобы как можно больше молодежи приходило в Церковь, чтобы нас перестали в конце концов называть «Церковью женщин пожилого возраста». Конечно, на наших будничных богослужениях мало кто может бывать, кроме пенсионеров и пенсионерок, но сегодня этот образ пытаются транслировать на всю Церковь, а за этим предлагается вывод: посмотрите, ведь все это наверняка дело прошлого!

Наши Рождественские чтения полностью развеивают этот миф, потому что здесь, в стенах Храма Христа Спасителя, собирается наш актив, который работает над разрешением самых актуальных задач в области взаимоотношений Церкви и общества. Конечно, наиболее важным направлением этой работы является образование, в том числе преподавание основ православной культуры в школах и, вообще, преподавание в средних учебных заведениях, в том числе факультативное, предметов, которые способны открыть нашей молодежи представления о духовной жизни, о роли и значении Церкви. Все это осуществляется достаточно успешно с вашей помощью, мои дорогие, — с помощью всех тех, кто сегодня здесь присутствует.

Подводя итоги, хотел бы сказать: вы занимаетесь одним из самых важных дел, которые существуют не только в Церкви, но и в мире. Через свое слово, опираясь на свой жизненный опыт, на свою веру, вы передаете такие знания людям, в первую очередь детям и молодежи, которые помогают им соединить веру и культуру, веру и знания, стать современными православными людьми, которых не напугаешь никакими научными формулами. Потому что мы воспитываем поколение, имеющее вкус к науке, обладающее высоким уровнем знаний, соединяющее эти знания и глубокую православную веру. Другими словами, то, что сегодня происходит в системе образования Русской Православной Церкви, направлено не только на подготовку детей к жизни в Церкви, к литургическому участию в этой жизни, но и на формирование нового человека — православного человека, всеми силами своей души преданного Господу и одновременно владеющего современными знаниями, человека культурного, готового вести диалог с окружающим миром, в том числе способного, по слову апостола, давать надлежащий ответ каждому вопрошающему о его вере (см. 1 Пет. 3:15).

Еще раз хочу сказать, что очень ценю работу всех, кто объединен вокруг Рождественских чтений. Пусть это замечательное движение в нашей Церкви — движение наших педагогов, интеллектуалов, богословов, представителей духовенства и народа — никогда не ослабевает, но, наоборот, набирает силу, дабы этим движением были подхвачены новые поколения молодежи, которые были бы способны прийти к Богу и стать верными Его апостолами, верными Его сподвижниками, верными Его чадами. Пусть Господь хранит всех вас. Ценю ваши труды и призываю на них Божие благословение. Аминь.

Патриаршая проповедь после Литургии в храме великомученицы Варвары г. Норильска

18 сентября 2022 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученицы Варвары в районе Талнах г. Норильска Красноярского края и возглавил служение Божественной литургии в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Агафангел! Ваше Превосходительство, господин губернатор! Дорогие отцы, братья, сестры! Высокопоставленные гости!

Хотел бы всех вас поздравить с важным историческим событием. Четыре года назад Господь привел меня сюда, и я имел возможность заложить тогда камень в основание этого храма. Когда посещаешь северные регионы страны, в которых климат отличается от регионов, где живет большинство населения, когда видишь, насколько хрупкой является природа Севера, понимаешь, насколько должны быть сильными люди, чтобы здесь жить, трудиться, строить, созидать. А если принять во внимание экономическое значение Норильска, с которым мы имели возможность познакомиться, когда понимаешь, насколько всё это важно для страны, то сознаешь подвиг, который совершают здесь люди, несущие трудовую вахту и обеспечивающие все необходимое для того, чтобы здесь была достаточно благоустроенной жизнь и развивалось местное общество. Так оно и происходит.

Но совершенно очевидно: чтобы совершать здесь нечто, нужно прилагать куда больше усилий по сравнению с другими, более комфортными с климатической точки зрения регионами. На единицу сделанного труда люди, несомненно, затрачивают здесь больше энергии. Вот вчера мне довелось спуститься на глубину двух километров и увидеть там, на этой глубине, труд шахтеров. Это действительно героический труд. Находишься в зоне, где уже тепло от того жара, который внутри Земли, понимаешь, на какой же глубине ты находишься, где чувствуется нехватка кислорода, и понимаешь, что условия очень и очень непростые. И там, на это глубине, замечательно трудятся люди, и ты исполняешься глубоким уважением и признательностью ко всем тем, кто несет здесь трудовую вахту. А также и к членам семей, которые разделяют с шахтерами и другими тружениками их непростую повседневность и помогают трудиться, сохранять и доброе настроение, что очень необходимо, и здоровье.

Я хотел бы поблагодарить всех, кто здесь трудится, — господина губернатора, его команду, всех тех, кто в забое, тех, кто обеспечивает производство. А также и тех, кто занимается здесь культурой, кто учит детей, кто обеспечивает медицинское обслуживание, кто охраняет порядок, необходимый в любом человеческом общежитии. Вы делаете действительно большое, я бы сказал, великое дело. Освоение Русского Севера — это освоение территорий, в которых несметные сокровища, огромные богатства, огромный потенциал нашей страны. И когда сознаешь масштаб этого потенциала, понимаешь, как тщетны все попытки напугать нашу страну — то, что сегодня мы наблюдаем в сфере международных отношений. Вот тех «пугальщиков» привезти бы сюда и поместить в условия, в которых вы трудитесь. Чтобы они посмотрели на ваши лица, увидели эту силу — силу воли, силу духа, способность преодолевать трудности. Тогда, может быть, еще больше задумались бы, стоит обижать русских или не стоит.

Помогай Бог в это непростое время каждому из нас трудиться на своем месте, укрепляя силу нашей страны, могущество нашего Отечества, которое сегодня является синонимом нашей общей безопасности и общего благополучия. Верим, что так оно и будет. А всех вас, мои дорогие, я хотел бы еще и еще раз сердечно поблагодарить за тот труд, который вы несете здесь, в этих непростых условиях. За то, как вы благоустраиваете этот замечательный край, как развиваются образование, культура, наука, общественная жизнь в далеко не простых и не легких климатических условиях. Пусть Господь помогает всем вам, укрепляет ваши силы душевные и телесные. Особенно моя молитва о молодежи, о детях, которые должны от нашего поколения принять вахту служения Отечеству, но, что самое важное, вахту сохранения православной веры. Потому что сила народа всегда связана с силой веры. Когда ослаблялась вера, тогда и народ становился слабее. Как мне говорили многие из тех, кто сражался во время войны на переднем крае, в окопах атеистов не бывает. А когда я спрашивал, как же так, советское же время было, партийные были среди офицеров и солдат, — ответ был такой: на передовой, особенно перед тем, как через несколько минут раздастся команда «В атаку!», атеистов в окопах не бывает. Каждый предстоит вечности, Богу. Эта внутренняя глубинная вера нашего народа помогла и тогда, в тяжелые годы войны, и способна помогать нам сегодня в трудных обстоятельствах жизни.

Я от всего сердца хотел бы пожелать всем вам, сил, крепости, здоровья. Берегите свое здоровье, потому что климатические условия достаточно непростые здесь, на Севере, но, самое главное, сохраняйте веру и любовь к Отечеству, которые являются двумя крыльями, на которых взлетает человек. А если хотя бы одно из этих крыльев подбито, то и другому крылу недостанет силы, чтобы поднять вверх человека, его личность, его совесть. Пусть Господь хранит эту землю, такую богатую, процветающую и одновременно такую непростую для того, чтобы жить здесь и осваивать те богатства и сокровища, которые Бог даровал стране нашей.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5960552.html

20 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Этим вечерним богослужением мы открываем поприще Святой Четыредесятницы. Вступаем в благодатные святые дни, которые способны, при правильном их прохождении, изменить нашу жизнь к лучшему. Собственно говоря, это и есть цель поста.

Через молитву, через воздержание от скоромной пищи, через самоограничение мы действительно можем создать в течение Великого поста благоприятные условия для важного шага в сторону изменения своей жизни к лучшему; и для того чтобы это время было использовано максимально полезно, для того чтобы мы достигли поставленных целей, мы должны стараться исполнять то, чему учит нас Церковь в отношении Святой Четыредесятницы.

Церковные предписания — это не какая-то непомерная, обусловленная обстоятельствами давних времен нагрузка на человека. Они вобрали в себя опыт бесчисленного количества православных людей, которые, исполняя предписания Великого поста, достигали значительных перемен в своей духовной жизни, и показателем этих перемен чаще всего становится особое состояние духа при встрече Светлого Христова Воскресения. Другими словами, пост — это шанс для всех нас сделать то, что в течение обычной повседневной жизни не представляется возможным, потому что мысль сосредоточена на другом. Борьба со своими пороками, страстями, укрепление себя молитвой, воспитание своей воли через невкушение пищи — все это надлежит делать во время святого поста, чтобы достигать поставленной цели.

Путь Великого поста проходит очень быстро, каждый это хорошо знает. Мы не успеваем отсчитывать дни, как они быстро летят, и когда погружаешься в атмосферу поста, исполняешь предписания, которые помогают тебе действительно изменить свое внутреннее состояние, постное поприще не создает никаких трудностей. Но самое важное — это иметь решимость поститься таким образом, чтобы ограничение в пище сопровождалось молитвой и особым жизненным укладом.

В этом укладе есть нечто, на что нужно обязательно обратить внимание. Мы должны в течение Великого поста приучить себя не осуждать людей — «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость — это и есть абсолютное проявление самой природы греха. Ведь с чего все началось? С того, что самый великий из ангелов, ближайший к Богу, противостал Ему, движимый гордыней; и если Бог есть абсолютное Добро, то противостояние Богу — это абсолютное зло. Те, кто критически относится к религии, иногда искушают верующих вопросами: «Откуда же появилось зло, если Бог всех создал добрыми и хорошими? Или Он все-таки заложил зло в саму природу бытия?» В течение истории, особенно в древности, не раз возникали дуалистические философские течения, которые предполагали изначальное наличие добра и зла. Но это глубочайшая ошибка — зло не существовало изначально. Зло возникло, когда тот, кто восхотел быть равным Богу, стал от Него удаляться. Зло — не самостоятельная сущность, оно возникает по мере удаления от добра. Чем дальше дистанция, чем дальше человек отходит от добра, тем больше он погружается в стихию зла. Падший ангел был первым, кто противопоставил себя Богу и отдалился от Него, кто стал сатаной — средоточием и абсолютным проявлением зла.

В нашей жизни присутствуют и добро, и зло. Каждый об этом знает, и очень часто возникает искушение совершать поступки, которые относятся к темной сфере человеческой жизни, которые определяются злым началом. Притяжение зла иногда бывает столь сильным, что ему трудно сопротивляться. Необходимо усилие воли, но и этого недостаточно. Воля человеческая не всегда способна противостоять злу, и тогда на помощь должна приходить Божия благодать, привлекаемая молитвой и причащением Святых Христовых Таинств. Если мы говорим, что гордость есть мать всех пороков и грехов, то первым шагом на пути постного поприща должен стать наш отказ от этой гордости. Именно поэтому постные богослужения начинаются вечером в воскресенье, называемое Прощеным, когда совершается чин прощения. Мы просим друг у друга прощения. Иногда это взаимное прощение, если мы никак не согрешили против человека и он против нас не согрешил, превращается в обряд, который не затрагивает нас глубоко, ведь никто никого не обидел и сказать слово «прости» не представляет никакой трудности. Но как же тяжело сказать человеку «прости», когда ты думаешь, что он виновник многих твоих проблем, когда он стал твоим врагом! Как тяжело склониться перед ним и испросить у него прощения! Но именно такое прощение является великой духовной ценностью, именно такое прощение открывает путь к прохождению поприща святого поста, которое способно изменить нас к лучшему.

Вот почему мы начинаем поприще поста с чина прощения, и давайте испросим прощения друг у друга. И у тех, с кем мы никогда не конфликтовали, ибо полагается очистить полностью свою совесть и испросить прощения у близких людей. Но более всего нужно попросить сегодня прощения у тех, с кем мы в конфликте, и чем искреннее будет это прощение, тем большее значение оно будет иметь для наших дальнейших трудов, связанных с прохождением постного поприща. Сейчас мы испросим прощения друга у друга и постараемся друг друга простить искренне и сердечно, без всяких сомнений в правильности содеянного. Как Патриарх я сознаю, что и в моей деятельности может быть то, что кого-то смущает и удивляет, вызывает вопросы и сомнения, и если таким образом соблазн приходит в души людей, то я искренне прошу у вас прощения за все, чем я мог согрешить пред вами вольно или невольно. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры! Аминь.

2 марта 2020
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее обращение по случаю празднования Дня православной молодежи

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим двунадесятым праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа, а также с традиционно отмечаемым Днем православной молодежи.

По закону Моисееву Младенец Иисус на сороковой день после рождения для посвящения Богу был принесен Своей Пресвятой Матерью в Иерусалимский храм, где и произошло то событие, которое мы ныне вспоминаем. И вот, по слову святителя Феофана Затворника, «Симеон поет песнь, Анна пророчествует, Богоматерь с Иосифом благоговейно поклоняются, ибо где Божие посещение, там рай сладости. Душа, сретившая Господа и Им сретенная, вкушает блаженство преестественное» (Слово на Сретение Господне).

И сегодня всякий верующий христианин призван возрадоваться тому, что Господь некогда посетил нас и дал возможность нашей душе встретиться с Ним. Особенно же мы радуемся, когда видим юных людей, которые встретились с Господом и стараются сохранить в своих сердцах живую веру, действующую любовью (Гал. 5:6), ревнуют об исполнении заповедей.

Будем помнить, что без Бога даже юное может стать ветхим и скудным, не имеющим, по слову Спасителя, жизни с избытком (Ин. 10:10). Встреча с Господом духовно преображает, излечивает и укрепляет душу вечно живой евангельской вестью. Всякий верующий человек во Христе становится чадом Божиим, юным для вечности.

В сей день желаю всем вам неоскудевающих сил и долгоденствия, душевного мира и помощи Божией на пути христианской жизни.

Молюсь, дабы Христос освятил всех вас и возблаговолил быть принятым в объятия ваших сердец, как некогда в объятия праведного Симеона (Святитель Феофан Затворник. Слово на Сретение Господне).

Источник: http://moseparh.ru/patriarshee-obrashhenie-po-sluchayu-prazdnovaniya-dnya-pravoslavnoj-molodezhi-4.html

15 февраля 2023
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршее слово в день памяти святителя Петра в Успенском соборе Московского Кремля

6 сентября 2022 года, в праздник перенесения мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Этот день обращает наш мысленный взор к тому времени, когда Русская Церковь проходила через особенно тяжкие испытания. Киев, мать городов русских и столица Русского государства, оказался открыт для губительных набегов Орды; город поджигали, грабили, из него вывозили богатства. Стало совершенно очевидно, что Киев в тех условиях уже не мог быть столицей всего Русского государства, потому что был слишком уязвим, и возникла политическая и, я бы сказал, стратегическая необходимость переместить центр Русского государства в другое, более безопасное место. Таким центром стал град Владимир на северо-востоке Руси. Почему? А потому что Владимир находился в лесной зоне, вокруг были дремучие леса, в которых не могла эффективно действовать конница кочевников — главная военная сила тех, кто разграбил и спалил Киев. Для того чтобы уберечь центральную церковную и гражданскую власть, было принято решение уходить в леса. Так ведь поступают и подвижники: многие святые, избавляясь от искушений и опасностей, уходили именно в леса спасать души; а в данном случае страна должна была переместить центр своей политической, государственной жизни подальше от кочевников. Поэтому Владимир стал следующей столицей нашей страны, и все понимали необходимость такого решения.

Ну, а затем, когда стал возвышаться град Москва, когда сюда стали стекаться как интеллектуальные, так и материальные силы страны, великий князь Иван Калита предложил митрополиту Киевскому и всея Руси, который жил во Владимире, переехать в град Москву. Так и произошло, и великий князь сделал все для того, чтобы пребывание митрополита Киевского, а отныне и Московского, и всея Руси было благополучным и безопасным в граде Москве.

Но когда мы говорим о географических центрах — Киев, Владимир, Москва, — мы ведь не подразумеваем, что вокруг каждого из этих городов формировалась некая отделенная от единого Тела Церкви церковная общность. То была единая Церковь, центр которой перемещался вместе с перемещением столицы, для того чтобы Предстоятель всегда был рядом с великим князем, чтобы духовный центр был там же, где и центр политической жизни. И святитель Петр переехал сюда, в город Москву, по настоятельной просьбе великого князя Ивана Калиты, того самого, который собирал материальные ценности в Москве, чтобы обеспечить устойчивое существование новой столицы. И для того чтобы эта столица была действительно признана всей Русью, необходимо было, чтобы и Первопрестольная кафедра переместилась в Москву.

А когда святитель Петр перенес сюда кафедру всея Руси, потребовалось, конечно, чтобы в Первопрестольном граде был построен кафедральный собор. Святитель Петр начал это строительство, заложив Успенский собор, в котором мы с вами сейчас находимся, — главный храм всея Руси как в прошлом, так и в настоящем. Святитель Петр не дожил до освящения этого храма, он не увидел торжества Православия в новой столице, но он сделал самое, может быть, важное — он сохранил единый центр Русской Православной Церкви, разумно переместив его туда, где ему ничто не угрожало. В каком-то смысле это деяние святителя Петра было провиденциальным, потому что град Москва, хотя и был дважды покорен внешними врагами, но никогда не склонился пред врагом и никогда не повредил себе как столице всея Руси, но, наоборот, явил пример мужества, отваги, дерзновения, любви к Отечеству и любви к Церкви. Вот и сегодня сей величественный Успенский собор, главный кафедральный собор Святой Руси, построенный по замыслу святителя, свидетельствует нам о великих деяниях и удивительном прозрении митрополита Петра, устроившего Первосвятительскую кафедру здесь, в граде Москве.

Сегодня, как и во времена святителя Петра, Церкви Русской угрожает много опасностей. Тогда это были кочевники, которые нападали на землю Русскую, грабили ее, убивали людей, разрушали экономические возможности страны, но и сегодня, как мы знаем, не все спокойно в мире. И в каком-то смысле совершенно особое служение, несомненно по воле Божией, вручается ныне и граду сему, и стране нашей. Потому что сила современной России способна противостоять многим силам, в том числе борющимся с Богом и со Христом. Тем силам, которые направлены и направляют свое жало на уязвление человека таким образом, чтобы он потерял способность различать добро и зло. Исчезло из политического лексикона понятие греха, потому что вместо различения добра и зла возникла новая модель поведения, ориентированная исключительно на выбор самого человека, когда он сам определяет, что для него добро, а что зло. Но когда значительная часть так называемого цивилизованного мира подхватывает эти идеи, страна наша, как то было в прошлые времена, сохраняет свою способность противостоять этому страшному искушению. И мы должны блюсти способность и готовность отличать добро от зла, руководствуясь не сиюминутными политическими интересами, не человеческими амбициями, а исключительно тем нравственным законом, который Бог вложил в наши души, в саму природу человека. И дай Бог, чтобы Первопрестольный град Москва сохранял возможность оставаться островом свободы в этом бушующем мире, чтобы именно здесь формировалось здоровое духовное сопротивление всяким попыткам смешать добро и зло и полностью отказаться от того, чтобы грех называть грехом, а добродетель — добродетелью. Дай Бог, чтобы молитвами святителя Петра, положившего основу церковной жизни в Первопрестольном граде нашем Москве, укреплялась вера православная в наших людях, укреплялась любовь к Отечеству, укреплялась способность противостоять соблазнам и козням искусителей, чтобы оставалась живой вера наша, сохранялись независимость и свобода нашего Отечества. И если будет так, то остается надежда на спасение.

Молитвами святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, да сохранит Господь землю Русскую, да укрепит Он братьев, живущих ныне в разных государствах — России, Украине и Беларуси, — в единомыслии и осознании особой ответственности за нашу общую судьбу, а в каком-то смысле за судьбу мира. И верим, покуда пребудет благословение святителя Петра над Русью, над народом нашим, над Церковью нашей, и мы по его молитвам будем сохранять великую способность отличать правое от левого, добро от зла, грех от святости. Молитвами святителя Киевского, Московского и всея Руси Петра да хранит Господь землю Русскую, да поможет Господь преодолеть разногласия, чаще всего провоцируемые извне, которые сегодня угрожают единству всего нашего народа. Да сохранит Господь, молитвами святителя Петра, народ наш в единомыслии и вере православной. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5956879.html

6 сентября 2022
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up