СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

СЛОВО СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ НА СОБОРНОЙ ПЛОЩАДИ ВОЛОГОДСКОГО КРЕМЛЯ

Опубликовано: 21 июня 2018

Категории: Патриарх

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию на соборной площади Вологодского кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили Божественную литургию в центре Вологды — замечательного северного города, у которого особенная история и, несомненно, замечательное будущее. Это будущее рождается уже сегодня, и есть много свидетельств того, как замечательно меняется Вологодская земля. Верим, что молитвами святых угодников, в земле Вологодской просиявших, и град Вологда, и вся Вологодская земля приобретут такой внутренний строй жизни и такую внешнюю красоту и благоустроенность, о которой только мечтали многие и многие поколения, нам предшествовавшие.

Сегодня мы празднуем память святых, которые прошли особым жизненным путем, и в связи с этим днем в Церкви предлагается чтение из Послания апостола Павла к Римлянам. В этом небольшом отрывке мы находим такие слова: «Скорбь порождает терпение, терпение — опытность (по-славянски «искусство»), опытность — надежду» (см. Рим. 5:3-4).

Вот замечательная последовательность ценностей, которые сменяют друг друга. У этих ценностей есть внутренняя взаимосвязь, и в этом смысле скорбь также приобретает положительную ценностную ориентацию и содержание, потому что скорбь рождает терпение.

В самом деле: если мы, проходя через скорбные обстоятельства жизни, не становимся терпеливыми, то эти обстоятельства могут нас раздавить, едва ли не уничтожить, сделать неполноценными духовно или физически. Поэтому, когда нас посещает скорбь, мы должны обязательно вооружиться терпением, потому что неизвестно, как долго эта скорбь будет продолжаться. Она может быть мимолетна, может быть результатом случайного стечения обстоятельств, а может быть результатом чьей-то злой воли, чьего-то злого замысла. Тогда уже не удастся быстро избавиться скорби, но что же делать? Ломать жизнь? Убиваться? Превращаться в инвалида духовного и даже физического, теряя здоровье? Нет, это неправильный ответ на скорбь, учит нас апостол Павел. Скорбь должна порождать терпение — великую добродетель, которая помогает человеку сохранить самого себя, свои духовные и физические силы, использовать опыт прохождения скорби, для того чтобы стать сильнее и мудрее. Вот почему терпение порождает опытность, или, по-славянски, искусство.

Опытность есть не что иное, как правильный вывод из тяжелых жизненных обстоятельств, через которые мы проходим с терпением. Возникает опыт преодоления трудностей. Ни один успешный человек, — если он стал успешным благодаря своим трудам, обучению, работе, если он стал успешным благодаря многим самоограничениям, которые на себя налагал, — ни один не миновал испытания терпением. А если чья-то карьера вдруг взметнулась на самый верх и стал человек выше и главнее всех, а скорбей не испытал, терпения и опытности не приобрел, то с таким человеком может произойти все что угодно. Он не в полной мере готов к несению той ответственности, которая на него возлагается.

Вот почему трудные обстоятельства жизни следует воспринимать как волю Божию, как некий урок, на котором мы оттачиваем свое терпение и обретаем опытность. А за опытностью, как говорит апостол Павел, следует надежда, а надежда не посрамляет (Рим. 5:5).

Мы сейчас говорим о стезях человеческих, о жизненном пути, на котором все это встречается. Нет ни одного человека, который не испытал бы скорби, трудности, болезни; но не каждый может сказать, что скорбь и терпение возвели его на более высокий уровень мысли и чувств. Однако несомненно, эта последовательность ценностей, включенная в человеческую жизнь, очень важна для духовного и нравственного совершенствования личности.

Но ведь это касается не только человека. Мы с вами стоим на замечательной площади в замечательном северном русском городе Вологде, который создавался как особое место, далекое от военных конфликтов и междоусобиц, куда русские цари даже считали возможным перевозить сокровищницу государства Российского, потому что это было место безопасное, мирное, спокойное, овеянное молитвами святых угодников. Но ведь и это мирное и спокойное место не миновали тяжелые страницы истории. Мы знаем, как в Смутное время польско-литовские захватчики пришли даже сюда и подожгли величественный Софийский собор. И этот собор, который сегодня поражает своей красотой и мощью, тоже скорбел, а вместе с ним скорбели все, кто жил в городе сем, скорбела страна. Поэтому нет ни человеческой судьбы, ни места на земле, которые бы не прошли через испытания скорбью. А если так, то нет более мудрого ответа на эти испытания, как замечательные слова апостола Павла: скорбь рождает терпение, терпение рождает опытность, опытность рождает надежду. И народ наш, прошедший через многие скорби, встречавший эти скорби с великим терпением, которое поражало иностранцев, посещавших страну нашу, сегодня вправе обретать то, что является результатом терпения, а именно опытность и надежду.

Сегодня время надежды для всей нашей страны, всего нашего народа. Это время расцвета наших городов, это время постепенного, но неуклонного развития всех сторон нашей жизни, но, что самое главное, — и все вы, мои дорогие, собравшиеся на этой площади, являетесь свидетелями того, что я скажу, — несомненного духовного возрождения нашего народа. А именно духовная сила определяет силу нации и ее благополучие.

Господь молитвами святых преподобных угодников, просиявших здесь, в Вологодской земле, да укрепит сей град, всю Вологодскую землю! Пусть святые, просиявшие в земле Русской, молятся за нас, дабы Господь укрепил на правильном пути все наше Отечество и наш народ, дабы скорбь и терпение, через которые мы многократно проходили в истории, сегодня реализовали бы сформированный в сознании и душах наших людей потенциал — великую надежду, которая не посрамляет. С праздником поздравляю всех вас!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ПАТРИАРШАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ ПОСЛЕ ЛИТУРГИИ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

Каждый, кто изучает физику, знает: вечный двигатель создать невозможно, потому что энергия должна возобновляться. Но мир как творение Божие поддерживается не только действием физических законов — он поддерживается силой Духа Святого, Божественной энергией, которая никогда не исчезает.

27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения с балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую с престольным праздником Троице-Сергиевой лавры, с днем сошествия Святого Духа на апостолов, с днем Святой Троицы!

Мы сегодня прославляем Духа Святаго, мы прославляем Господа Животворящего, Который пребывает в мире. Сын Божий, второе Лицо Святой Троицы, вознесся от мира, совершив Свою миссию. Но эта миссия не была закончена, — как и обещал Господь, Его дело продолжает Божественный Дух. А как же действует Божественная энергия? Святой Василий Великий, посвятив много времени и сил размышлениям о Святом Духе, оставил замечательные тексты, в одном из которых говорит: Дух Святой возобновляет всё то, что утрачивается, Сам же не нуждается в возобновлении сил.

Каждый, кто изучает физику, знает: вечный двигатель создать невозможно, потому что энергия должна возобновляться. Так устроен наш физический мир. Но мир как творение Божие поддерживается не только действием физических законов — он поддерживается силой Духа Святого, Божественной энергией, которая истощает себя, передавая энергию всему космосу, всему творению, всему живому и неживому, и эта энергия никогда не исчезает.

Об этом можно размышлять и в глобальных, и в простых человеческих категориях. Как часто многие из нас теряют силы и надежды, будучи обескуражены обстоятельствами, которых не предвидели, не рассчитав силы или столкнувшись с нежеланием других! Да мало ли бывает обстоятельств, чтобы пресечь наши действия или сделать так, чтобы их совершал кто-то другой! А когда у нас уходят силы, когда нам кажется, что тот, кто противостоит нам, сильнее, или когда мы просто по-человечески устаем, когда не остается сил даже подумать, — как же мы тогда нуждаемся в возмещении нашей энергии!

Одним из способов возмещения физической энергии является отдых, и мы знаем, что набираемся сил после отдыха. Но физических сил недостаточно, чтобы совершать то, что мы призваны совершить в течение жизни. Нужна особая сила — сила духа, потому что побеждает только духовно сильный человек. Никаким восьмичасовым сном эту духовную силу не восстановишь, никаким калорийным питанием ее уровень не поднимешь. Духовная сила — не от материального источника, духовная сила — от силы Духа Святаго.

Вот почему наша связь со Святым Духом — через Таинства Церкви, через молитву — является непременным залогом нашей способности творить даже тогда, когда физические силы истощаются. Творить на таком уровне, на котором никакими физическими возможностями ничего произвести невозможно.

Пусть Господь помогает нам, как Он помогал на протяжении всей человеческой истории тем, кто призывал Его святое имя, как Он помогал тихому, скромному преподобному Сергию. Физические силы Преподобного были, конечно, ограничены, но разве мог этот скромный монах, постник, подвижник сделать все, что он сделал, опираясь только на физические силы, — сохранить Русь, укрепить веру православную, так что и сейчас, спустя столетия, мы вспоминаем его святое имя? Никакими человеческими силами подвиг преподобного Сергия совершен быть не мог — только силой Божественной благодати.

Но если это по силам святым, значит, по силам и нам, при одном условии: когда мы твердо верим, когда исповедуем Господа, через пришествие в мир Которого нам дарован Дух Святой. И великая неисчерпаемая Божественная энергия, которая поддерживает все творение, поддержит и нас с вами — и в обычных наших делах, и тем более тогда, когда нужно совершить нечто, на что никакой человеческой энергии не хватит.

Силой Духа Святого да хранит Господь Церковь нашу, народ наш и весь род человеческий! А в ответ мы будем воздавать Богу хвалу, обращая к Нему молитву с радостью и верой, зная, что тем самым замыкается связь между Духом Животворящим и нами, взыскующими Его Божественной силы. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

31 мая 2018
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

14 октября 2021 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы прославляем Пречистую Преблагословенную Царицу Небесную, вспоминая явление Ее Покрова как символа заступления, защиты и материнской любви. Это явление произошло не на территории России — это произошло во Влахернском храме в Константинополе. Тогда жители Константинополя восприняли явление Богородицы, простиравшей над ними Свой Покров, как пророчество, как свидетельство о том, что Константинополь не будет разрушен и что превосходящие силы противника не одолеют православной столицы тогдашнего мира. Так оно и случилось, и потому вошло в православную традицию вспоминать этот день как явление особой милости Божией и милости Царицы Небесной, как свидетельство о том, что предстательство Богоматери пред Ее Сыном дает Ей великую силу быть защитницей рода человеческого.

Тогда на Константинополь наступали россы, наши с вами языческие предки. Это они хотел разгромить Константинополь и осквернить его святыни. Это для того, чтобы их остановить, молился народ Пресвятой Богородице, и именно заступничеством Царицы Небесной язычники-россы не смогли взять Константинополь. А теперь получается так, что потомки этих язычников-россов, русские православные люди, празднуют событие чудесного избавления города Константинополя, которое не имеет никакого отношения к территории Руси.

Почему же так происходит? Я могу точно сказать, почему в России Покров является таким важным днем, почти равным, по богослужебному уставу, двунадесятым праздникам. Да потому что русские люди многократно подвергались нападениям разных врагов, от чего порой зависело само существование нашего народа. Невозможно даже перечислить все случаи агрессии — прямой, из-за рубежа, или косвенной, когда враг разжигал междоусобную брань на территории Руси или России, в том числе в XX веке. Знаем, что и сегодня не все так спокойно, и мы обращаемся к Царице Небесной с молитвой о том, чтобы Она Свой Покров, то есть Свою милость, Свою защиту не отнимала от нашей земли, от нашего народа.

У нас есть грехи, за многие из которых мы пострадали, в том числе страшное богоотступничество, которое совершили наша православная страна и наш православный народ в веке XX. Знаем, как сурово мы были наказаны Господом, — не потому что Бог жесток, а потому что случившееся преступление, связанное с изменой Православию, с изменой вере, не могло остаться безнаказанным. Если взглянуть на историю нашего Отечества в XX веке, становится совершенно очевидным, что мы проходили через тягчайшие испытания именно за то, что отступились от Господа, — будучи народом, над которым изливалась благодать Божия, над которым простирался Покров Пречистой Царицы Небесной.

Исторический опыт учит нас тому, что мы никогда не должны изменять нашей вере, какие бы искушения, соблазны, псевдонаучные доказательства или заявления известных людей ни побуждали нас предать веру, отказаться от «пережитков прошлого». Мы ни на пядь не должны отступать, помня, что через нашу молитву сохраняется Покров Пречистой Царицы Небесной над нашей землей. И не только ради самих себя, верующих людей, но и ради всех людей, в том числе неверующих, принадлежащих к другим национальностям и религиям, мы должны сохранять нашу веру и нашу молитву к Пречистой Царице Небесной, чтобы Она твердо держала в Своих руках Покров, простирающийся над Русской землей.

Сегодня день, действительно исполненный многих смыслов. И самым, может быть, главным является то, что предстательство Царицы Небесной, Ее особая миссия по защите Русской земли, многими отрицаемая и вызывающая недоумение, есть реальность. Не фантазия, не гипотеза, не робкое предположение, а факт, подтвержденный многими историческими событиями, в которых мы видим руку Божию. И самым убедительным тому доказательством является сохранение нашей страны в веке XX. По всем законам нас не должно было быть. Вначале мы сами взорвали собственную страну революцией, затем добивали ее гражданской войной, потом сопротивлялись нашествию иноплеменников — тех, что покорили всю Европу, и страшный враг был побежден нами. Конечно, велика заслуга военачальников, великую доблесть и самопожертвование явили наши воины и весь народ, но можно ли утверждать, что исключительно собственными силами мы преодолели все страшные перипетии века XX? Если кто и скажет так, я свидетельствую: мы победили потому, что Отечество наше — под Покровом Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. В ответ на наши смиренные молитвы Она простирает и, верим, будет простирать Свое заступление над нашей землей. А от нас требуется немногое: хранить веру в сердце, не поддаваться искушениям, когда у нас вдруг не хватает времени пойти в храм, когда мы самих себя спрашиваем, стоит ли крестить детей или нет, стоит ли венчаться или нет. В такие моменты мы должны вспоминать, кто мы. Мы — наследники православной Руси, над которой простирается Покров Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной. И покуда будет так, будут несокрушимы границы внешние. Покуда будет так, будет храниться вера православная. И, несмотря на трудности, которые бывают в истории любого народа, для нас открыта перспектива духовного и материального развития, ведущая не только к доброй и благополучной жизни нашего народа, но и к сохранению той самой веры, в ответ на которую Дева Мария простерла во Влахерне Свой Покров над византийцами и спасла их от внешнего врага.

Пусть молитвы Пречистой Преблагословенной Царицы Небесной пребывают с народом нашим, со страной нашей, со всей Русью, со всем миром христианским, дабы войны, разделения и всякие скорби, сокрушающие человеческую личность, жизнь обществ и государств, отошли в сторону и дали простор для той жизни, в которой присутствуют вера, благочестие и человеческий подвиг. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5852758.html

15 октября 2021
ПОДРОБНЕЕ

Патриаршая проповедь в Неделю 3-ю Великого поста после Литургии в храме великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы

27 марта 2022 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве г. Москвы и Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня особый день, когда мы преклоняем свои колена пред изображением креста Господня. Преклонение пред крестом стало очень важной частью нашей традиции, но если от нее абстрагироваться, если посмотреть глазами совершенно не знающего ни о чем человека, — перед чем же мы преклоняем колена? Люди преклоняются перед несчастным, который висит на кресте, то есть люди преклоняются перед человеческим страданием. Если человек, далекий от Бога и Церкви, соотнесет увиденное со своей собственной жизнью, то он сразу поймет, что едва ли не главное дело его жизни — уйти от страданий как можно дальше. И это правильно! Заболел — немедленно лечиться. Если что-то случилось в жизни — как можно быстрее исправить неудачу или ошибку, чтобы избежать скорбей и страданий. Ведь чаще всего не сама ошибка нас убивает, а то, что в нас происходит в результате этой ошибки, вызванный ею глубокий стресс, разочарование. Человек иногда буквально заболевает от скорбей. И вполне естественно: как от края пропасти человек отступает назад, движимый даже не разумом, а инстинктом, так же человек бежит прочь от страданий.

Что же мы видим сегодня в храме? Мы видим совершенно особый образ — страдания распятого на кресте Человека. Это так далеко от нашей жизни, от нашей культуры, что даже представить себе невозможно, что когда-то это был обычный способ умерщвления преступника, страшный и жестокий способ. Но мы никак не связываем с кровью изображение креста, написанное прекрасными красками или сделанное ювелирами. Мы не отождествляем себя в этот момент ни со страданиями Спасителя, ни с самим фактом Его мучительной смерти. Более того, Православная Церковь делает это сознательно. На Западе есть особый культ поклонения кресту и на нем распятого и измученного Спасителя. У нас нет такой традиции, наш крест не являет образ измученного человека. Те, кто бывал в католических храмах на Западе, знают, какие там бывают страшные изображения распятого Спасителя, особенно эпохи барокко, когда в красках разрисовывали, как кровь течет из ран. В Православии этого нет. В Православии есть образ Спасителя распятого, но нет традиции поклонения самим страданиям как таковым, в отрыве от того, что пришло через эти страдания. А через эти страдания пришло спасение роду человеческому, и потому мы поклоняемся Спасителю на кресте, зная, что крест был орудием спасения. И совершенно неслучайно, что сразу за воспоминаниями о Страстях Христовых, которые мы особо совершаем в Великую Пятницу, наступает Пасха, исполненная великой радости и торжества, — день, которым символически выражается вся христианская вера.

И тем не менее, если вернуться к теме страданий, то нельзя не сказать, что страдания, несомненно, — это часть нашей жизни. Иногда человек не может понять, почему же с ним такое произошло. Почему страшный диагноз у него или его ближних, почему он выбился из колеи, почему потерял работу, почему то, другое, третье… Страдание входит в жизнь человека, и если страдание не сопровождать молитвой и правильным к нему отношением, то можно очень сильно себе навредить, порой непоправимо, и мы знаем, что иногда страдания заканчиваются человеческой смертью. Но что же помогает нам иначе взглянуть на страдания? Крест Христов. Для чего Господь взошел на крест? Для чего Он принял все эти страшные страдания? Он их принял для того, чтобы нас избавить от самого страшного — от власти греха. Он на кресте искупил наши грехи. Род человеческий искуплен от грехов страданиями Спасителя. Не освобожден от ответственности, а искуплен, то есть Бог снял Свое осуждение с рода человеческого, но, конечно, не снимает право Своего суда в тех случаях, когда человек совершает зло. Другими словами, крест Христов неразрывно связан с пониманием того, что через крест явилось нам спасение, искупление, освобождение.

А что же происходит, когда мы в жизни сталкиваемся с нашими крестами? Мы отмахиваемся от креста как можно дольше, а когда наконец понимаем, что отмахнуться нельзя, то либо впадаем в уныние, либо ожесточаемся. А на самом-то деле — если Господь дает нам Свой образ, если Он предлагает нам взойти на наш маленький крест, то, наверное, не для того, чтобы мы погибли, но для того чтобы мы, по образу распятого Спасителя, искупили свои собственные грехи. Чтобы этот маленький крест — болезни и скорби, которые нас посещают, — мы воспринимали именно как наш крест, а не как совершенно неоправданный и несправедливый поворот судьбы. Чтобы мы не воспринимали страдания и скорби как случайность, как нечто вдруг свалившееся на нас, подобно тому как сосулька весной падает с крыши и может убить человека. Всё не так! Если мы имеем в жизни скорби и страдания, особенно такие, от которых не можем избавиться, — давайте вспомним Господа и Спасителя, ведь Он тоже страдал. А что в результате Его страданий? Род человеческий искуплен от греха.

А если мы согрешили, кому-то тайком навредили, но закон не нарушили, и власть нас к ответу не привлекла, разве что совесть немножко помучила? Ну, совесть можно и заглушить — иногда спиртным, иногда развлечениями, иногда еще чем-то. А что же с нашим беззаконием, что с нашим грехом, что с нашим преступлением пред Богом? Оно исчезло? Совсем нет! Для того чтобы оно исчезло, оно должно быть искуплено. И мы должны искуплять свои грехи так же, как Господь искупил грехи рода человеческого. И потому, когда мы входим в полосу невзгод, болезней, трудностей, не отмахиваться надо, не судьбу винить, тем более не на Бога роптать, а задуматься: а почему со мной так произошло? И внимательный взгляд в самого себя, в свою жизнь с самого детства, анализ своих поступков непременно приведет нас к мысли: это мой крест, и я должен искупить свой грех, все те ссоры, конфликты, а часто и преступления, которые не всегда наказуемы с точки зрения человеческого, государственного закона, но наказуемы с точки зрения и с позиции Божественного закона. И если мы будем воспринимать наши скорби как наш крест, как шанс искупить наши грехи, то не будет отчаяния, скорби, ропота на Бога и на людей.

И как важно нам понять, что каждое страдание, через которое мы проходим в жизни, — это шанс для нас искупить наши грехи! Это совсем не означает, что человек должен приветствовать страдания, радоваться им, — нет! Но когда приходит скорбь, она не должна нас сокрушать, она не должна нас выбивать с нашей жизненной позиции, тем более не должна нас разрушать ни духовно, ни физически. И к какому же заключению мы приходим? К очень простому: крест, который мы видим, — это не символ слабости, не символ болезни, а это великий символ искупления грехов. Как Господь через крест искупил человеческие грехи, так и мы через наши скорби имеем шанс искупить наши грехи, чтобы пред Богом предстать с чистой совестью, очищенными от грехов еще при нашей земной жизни.

И да поможет нам всем Господь именно таким образом и никак иначе воспринимать наши человеческие кресты — болезни, скорби, неудачи. Они никогда не должны нас разрушать. Они никогда не должны провоцировать нас на то, чтобы Бога хулить или других людей обижать. Всякую скорбь и всякое страдание мы всегда должны стараться связать с каким-то моментом в нашей жизни, с тем чтобы понять, что это не случайность, но Господь дает нам возможность взойти на свой собственный крест и пред Ним, а может, и пред ближними искупить свои грехи. Всему этому мы, несомненно, научаемся, особенно во время Крестопоклонной недели Великого и спасительного поста. И неслучайно именно в эти дни Церковь дает нам возможность помолиться перед изображением креста, подумать о крестных страданиях Спасителя, перенести созерцание Спасителя на кресте на свою собственную жизнь и понять, что наши скорби ведут нас не к слабости, а к силе, не к болезни, а к здоровью, не к погибели, а к спасению. Да поможет нам Господь именно так, по-христиански, встречать скорби, никогда не подвергая сомнению великий спасительный Божественный промысл о всех нас. Наученные этим великим истинам, которые лежат в основе христианского почитания креста Господня, не побоимся и дальше нести наши кресты, памятуя о том, что должное несение креста есть наше личное искупление наших личных грехов. Аминь.

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5912620.html

28 марта 2022
ПОДРОБНЕЕ

Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения

20 ноября 2021 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию. В этот день Предстоятель Русской Православной Церкви отмечает 75-летие со дня рождения.
Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.

По окончании Литургии Святейший Владыка произнес проповедь:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Круглые, а тем более юбилейные даты, через которые проходит человек, в первую очередь должны побудить его к осмыслению пройденного пути. Совершить некий суд над самим собой — наедине, пред своей совестью и пред лицом Божиим. Сказать, что удалось сделать, чего сделать не удалось, что было добрым, а что, может быть, достаточно печальным, сложным; как вообще пройден участок пути, оставшийся позади. Наверное, каждый по-своему отвечает на многие вопросы, которые невольно возникают у человека, проходящего через круглые и юбилейные даты. Вот, конечно, и я о чем-то подумал и думаю.

И первое, что мне хотелось бы сказать и чем бы я хотел поделиться с вами: я благодарю Господа за все. За радости и скорби; за родителей своих и за дальних предков, большинство из которых так или иначе связали свою жизнь с Церковью. Кто-то из них был исповедником и страдал за веру, кто-то жил в достаточно спокойных условиях в Петербурге, но всегда был верен Церкви и сохранял веру в сердце. Конечно, вспоминаю о своих родителях — о приснопамятном протоиерее Михаиле и матушке Раисе, о подвиге их жизни. Молюсь о тех людях, кто рядом со мной сегодня, кто помогает мне нести крест, который Господь возложил на меня. Всех благодарю и прошу прощения, если кого-то по-человечески обидел, быть может, или к кому-то не был достаточно внимателен.

Сегодня такой день, когда нужно беспристрастно посмотреть на самого себя пред лицом Божиим. Раскаяться в том, что было греховным, что омрачает душу, и возблагодарить Господа за все, что было радостным, светлым. Да и за скорби нужно благодарить Бога, потому что все это уроки жизни, то, что действительно дает человеку возможность идти вперед, стараясь освободиться от недостатков и по мере сил и по благодати Божией делать лучше то, что ты обязан делать.

Еще и еще раз хочу сказать большое спасибо, выразить великую благодарность всем тем людям, которые были со мной и которые сейчас со мной — и ближним, и более отдаленным. Благодарю епископат нашей Церкви за единомыслие, за поддержку Патриарха. Мы с вами прошли за последние годы через достаточно сложный путь больших перемен, а мы знаем, что в Церкви это всегда дело очень рискованное. С понятием «реформа» в сознании нашего народа связываются расколы, разделения, но по милости Божией мы можем свидетельствовать, что те глубинные перемены, которые произошли в последние годы в жизни нашей Церкви, не привели к разделению. Можно задать вопрос: а почему не привели? А потому что каждый, кто был вовлечен в эти перемены, нечто получил для себя — новые возможности, новые силы, новое видение. Когда люди получают для себя и для того дела, которому они служат, нечто положительное и доброе, тогда перемены не сопровождаются никакими потрясениями. Благодарю Бога за то, что значительные перемены в нашей церковной жизни, в устройстве нашей Церкви за последние годы — я имею в виду не только административное устройство, но и большие перемены в жизни приходов, монастырей, епархий, — что все это было поддержано и ныне поддерживается всей Полнотой нашей Церкви. За это вас всех, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно благодарю и надеюсь, что и далее со смирением, с упованием на волю Божию мы пойдем тем путем, который Господь нам указывает, устремляясь к самой главной цели — к спасению человека. А спасение — это жизнь вечная во Христе, в Боге и в Царстве Его, но это также особое состояние души в этой земной жизни. Спасение начинается здесь и простирается в вечность. Дай Бог, чтобы мы все шли по этому пути спасения, уже здесь обретая мир, покой, радость во Святом Духе и надежду на жизнь вечную в Божественном Царстве.

Еще раз сердечно всех вас благодарю. Никого не называю поименно, потому что назвать невозможно. Благодарю всю Церковь нашу — епископат, духовенство, монашествующих, верующий народ. Благодарю большую часть нашей общественности, которая с пониманием и с добрым чувством сопровождала мое служение в течение последних лет в качестве Патриарха. Благодарю родных и близких для меня людей, которые тоже разделяли трудности. Конечно, не могу не поблагодарить и власть предержащую, нашего Президента Владимира Владимировича Путина за то, что именно в годы его правления произошли и происходят такие добрые перемены, в том числе в жизни нашей Церкви, потому что общий климат в стране, несомненно, влияет на состояние церковной жизни.

Пусть Господь благословит народ наш, Церковь нашу, страну нашу, всех тех, кто сегодня хранит в сердце веру и стремится жить по Божиему закону. Пусть Господь укрепит в вере сомневающихся, пробудит веру в тех, кто еще не обрел этот великий, священный и спасительный дар, дабы иметь возможность не только устроять добрую жизнь здесь, в пределах земного бытия, но также иметь надежду на жизнь вечную в Боге. Еще раз всех вас благодарю и прошу не забывать меня в своих святых молитвах, коими я реально поддерживаю свои силы духовные и физические. Да поможет всем нам Господь и далее идти по тому пути, который Он всем нам указывает ко спасению. Благодарю вас сердечно за ваши молитвы».

Информационный источник: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 ноября 2021
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up