Синодальный отдел по благотворительности подготовил буклет к своему 30-летию — Восточное викариатство города Москвы — официальный сайт

Русская Православная Церковь (Московский Патриархат)
Восточное викариатство г. Москвы

«От Восток солнца
до Запад хвально Имя Господне» (Пс. 112:3)

Синодальный отдел по благотворительности подготовил буклет к своему 30-летию

Опубликовано: 11 мая 2021

Категории: Новости

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению подготовил буклет «Русская Православная Церковь: служение людям. 1991-2021». Он посвящен 30-летию создания Отдела.

«Социальное служение — это деятельное выражение христианской любви к ближнему, свидетельство нашей веры. Это не дополнительная нагрузка, не какое-то нововведение последних лет, а это наша прямая обязанность, проистекающая из наших христианских убеждений и самой природы Церкви», — приводятся в буклете слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Сегодня Церковь — крупнейший организатор благотворительности в России. Это более 4500 социальных проектов. Церковь помогает везде: от Калининграда до Камчатки, в Киргизии и на Филиппинах — самым нуждающимся, незащищенным, страдающим людям. В том числе тем, кому больше никто не помогает.

Буклет содержит цифры, статистику и факты, которые рассказывают о различных направлениях церковного социального служения. Это помощь бедным и помощь во время пандемии коронавируса, помощь в чрезвычайных ситуациях и людям с инвалидностью, помощь бездомным, помощь в кризисной ситуации мамам с детьми и беременным женщинам, паллиативная помощь и уход за тяжелобольными, пастырское больничное служение, помощь наркозависимым и алкоголезависимым. Эти разделы кратко комментируют председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Верейский Пантелеимон и руководители различных направлений помощи Синодального отдела по благотворительности.

Буклет опубликован на сайте Отдела. Его будут раздавать участникам X Общецерковного съезда по социальному служению, который пройдет 13-15 мая в Москве.

Информационный источник: http://www.diaconia.ru/sinodalnyj-otdel-podgotovil-buklet-k-svoemu-30letiyu

Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя

10 апреля 2023 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Зарайский Константин; протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; иеромонах Ермоген (Бурыгин), и.о. председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; московское духовенство.

Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).

Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви к празднику Святой Пасхи ряд клириков Восточного викариатства Московской епархии были удостоены следующих богослужебно-иерархической наград:

права ношения креста с украшениями

  • — иерей Димитрий Дворников, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • — протоиерей Иоанн Ермилов, благочинный храмов Рождественского округа, настоятель храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
  • — протоиерей Евгений Зуев, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • — протоиерей Василий Клочков, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках;
  • — протоиерей Алексий Митюшин, настоятель храма Живоначальной Троицы, Патриаршего подворья в Косине;
  • — протоиерей Илия Провада, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском;
  • — иерей Виктор Родин, клирик храма Рождества Христова в Измайлове;
  • — протоиерей Виктор Сарана, клирик храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше;
  • — иерей Георгий Узун, клирик храма Собора новомучеников и исповедников Российских, Патриаршего подворья в Новокосине;

права ношения двойного ораря

  • — диакон Виталий Атрошенко, клирик храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове;
  • — диакон Димитрий Пушкарев, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове;
  • — диакон Андрей Рождественский, клирик храма преподобномученицы Елисаветы, Патриаршего подворья в Восточном Измайлове;
  • — диакон Максим Скворцов, клирик храма равноапостольного князя Владимира, Патриаршего подворья в Новогирееве.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси.

Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Коблов, клирик Московского подворья Валаамского монастыря.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Первый день Страстной седмицы посвящается воспоминаниям о неплодной смоковнице, которая была осуждена Господом и засохла (Мф. 21:18-43).

Каждый вечер Господь покидал Иерусалим — отдыхал, беседовал со Своими учениками, а утром снова возвращался. По пути в Иерусалим Он проходил мимо смоковницы, то есть инжирного дерева, и, наверное, испытывал с утра естественное желание что-то вкусить. Однако, когда Он возжелал утолить голод, плодов на смоковнице не оказалось, и Господь осудил это древо так, что оно засохло.

Критически настроенные комментаторы, делавшие замечания по поводу этого евангельского текста, доходили до того, что обвиняли Господа в жестокости: «Как же так — проповедует любовь, а ни за что дерево осудил! Да еще так осудил, что оно засохло! Где же здесь любовь? Какие же ужасные противоречия скрываются в Новом Завете, и как только люди это слушают! И не только слушают, но и принимают близко к сердцу и уму то, что в этой книге написано!»

А ведь на самом деле Господь осудил смоковницу не потому, что был голоден, а она не дала Ему возможность вкусить пищи. Господь возлагал на себя сорокадневный пост в пустыне — сорок дней и ночей Он провел в уединении и в полном отказе от всякой пищи. Поэтому осудил смоковницу, конечно, не за то, что Не смог от нее напитаться, а за то, что она явилась неким символом лицемерия, обмана. Через смоковницу Господь осудил лицемерие, которое в то время действительно поработило сознание иудеев, причем именно тех, кто была ответственен за религиозную жизнь всего народа. Так называемые фарисеи — это образованные люди, которые были учителями народа, но, нередко возлагая бремена неудобоносимые, сами не исполняли того, чему учили (см. Мф. 23:4). И Господь, осуждая смоковницу, осуждал лицемерие фарисеев, и не только фарисеев, но и всех тех, кто был после них.

А разве сегодня нет лицемерно верующих людей? В советское время таких практически не было, потому что проявлять свою религиозность было небезопасно. А теперь почему бы не продемонстрировать свою религиозность, лишний раз не сказать о приверженности традициям? Но что если спросить такого человека: «А как насчет Великого поста? Вы вообще поститесь? И поститесь ли, как полагается православному христианину?» Если человек честный, он скажет: «Нет, к сожалению», а нечестный будет говорить что-то невнятное по этому поводу.

Другими словами, осуждение смоковницы — это осуждение лицемерия, и неслучайно мы слышим это повествование в самом начале Страстной седмицы, с тем чтобы не было в наших с вами мыслях и поступках даже тени лицемерия. С чистой совестью, исторгая любые остатки греховных мыслей, мы должны идти навстречу воспоминаниям о страданиях Спасителя, Его крестной смерти и Его Воскресении. Потому и напоминает нам Церковь о том, как Господь наказал неплодную смоковницу, явившуюся неким символом человеческого лицемерия.

Каждый день, особенно во время Страстной седмицы, сопровождается очень глубокими, исполненными огромного духовного смысла чтениями, молитвословиями, но как важно, чтобы мы с вами не просто стояли в храме, думая о чем-то своем, далеком от молитвы и духовной жизни! Давайте постараемся вслушиваться в слова, которые произносятся, особенно в евангельские тексты, с тем чтобы действительно, насколько возможно для нас, людей слабых и ограниченных, приобщиться к Божественной мудрости, которая не только обогащает наш разум, но и реально спасает наши души.

Каждый день Страстной седмицы наполнен очень большим духовным содержанием. И дай Бог нам, приобщаясь к этим Божественным смыслам и затем проецируя их на свою собственную жизнь, осознать, насколько же мы отходим от тех духовных идеалов, которые Господь нам предначертал. Осознавая свою отдаленность от Божественного предначертания, испросить еще и еще раз у Господа прощения за нашу слабость, за наше нерадение, за наше окамененное нечувствие, за нашу неспособность не только умом, но и сердцем, и душой, и всем своим существом принимать слово Божие и по мере сил претворять в своей жизни.

Всех вас поздравляю с Великим Понедельником и желаю всем нам в мире душевном, благочестии, чистоте, добрых мыслях и молитве провести предстоящие святые дни Страстной седмицы. Храни вас всех Господь».

Затем состоялась краткая беседа Его Святейшества с награжденными клириками.

«Помогай вам Бог, дорогие отцы, нести такую важную спасительную вахту, оберегая наш народ от множества соблазнов, скорбей, сомнений и всего того, что обрушивается на современного человека через СМИ, через другие источники; и все, что обрушивается, — все направлено на то, чтобы человек забыл о Боге, за редчайшим исключением. Поэтому вахта наша с вами сегодня особенно ответственная и сложная. Помогай вам всем Господь в трудах!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл награжденных.

От лица награжденных священников со словами благодарности к Святейшему Владыке обратился протоиерей Александр Птицын, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских Ворот.

От лица награжденных диаконов Святейшего Патриарха поблагодарил диакон Леонид Набатчиков, клирик храма преподобного Пимена Угрешского Николо-Угрешской духовной семинарии.

Источник: пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси http://moseparh.ru/v-ponedelnik- strastnoj-sedmicy-svyatejshij-patriarx-kirill-sovershil-liturgiyu-prezhdeosvyashhennyx-darov-v-xrame-xrista-spasitelya.html

10 апреля 2023
ПОДРОБНЕЕ

КАТЕХИЗАТОРЫ ВОСТОЧНОГО ОКРУГА ВЫСТУПИЛИ НА СЕМИНАРЕ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ВИКАРИАТСТВА

24 декабря 2017 года в доме причта храма Всемилостивого Спаса в Митине состоялось очередное собрание приходских миссионеров-катехизаторов Северо-Западного викариатства. Тема встречи: «Приходское консультирование в праздничные дни».

На собрании присутствовали ответственные за миссионерство и катехизацию Северо-Западного и Восточного викариатств гор. Москвы — иер. Григорий Геронимус, Алексей Волков и Алексей Конопатченков, а также приходские ответственные за миссионерство и катехизацию и их помощники. Всего на собрании присутствовали 36 участников, представлявшие приходы Северо-Западного и Восточного викариатств.
Собрание началось с молебена об успехе миссионерского и катехизического служения Церкви. Общая молитва в храме задала определенный позитивный настрой всем участникам собрания и уверенность в том, что их дело миссионерского и катехизического служения по-настоящему свято.
На собрании проходил образовательный семинар по организации приходского консультирования в целом и в праздничные дни в частности. Ведущая семинара Макалец Екатерина Валериевна, миссионер-катехизатор храма св. пророка Божия Илии в Черкизове поделилась своим практическим опытом консультационной работы на приходе.
На собрании была подчеркнута необходимость готовиться к «миссионерским дням» (в частности, к Рождеству Христову, Крещенскому сочельнику и Крещению Господню) заранее и основательно, подготовив необходимый раздаточный материал и команду помощников.
О проведении миссионерских мероприятий в праздничные дни будет составлен подробный отчет и представлен в секретариаты викариатства и Комиссии по миссионерству и катехизации с указанием приходов отличившихся при проведении подобных меропрриятий.

26 декабря 2017
ПОДРОБНЕЕ

Патриарх Кирилл: встреча Президента России с историками и представителями религий

4 ноября 2022 года, в День народного единства, в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В. Путина с историками и представителями традиционных религий России.

В мероприятии принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Перед началом встречи глава государства осмотрел экспозицию «Украина. На переломах эпох», открытую в «Манеже» в рамках XVIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства» и объединяющую уникальные фотографии, видео- и киноматериалы, географические карты и архивные документы за большой исторический период: от основания Древнерусского государства до современных событий.

Среди участников встречи были: помощник Президента РФ, председатель Российского военно-исторического общества В.Р. Мединский, директор Службы внешней разведки, председатель Российского исторического общества С.Е. Нарышкин, президент Российской академии образования, доктор исторических наук О.Ю. Васильева, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, руководитель Ассоциации исторических парков «Россия — моя история» И.В. Есин, вице-президент Российской академии наук, директор Института археологии РАН, член президиума Российского исторического общества Н.А. Макаров, президент Фонда исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, директор Института российской истории РАН, член президиума Российского исторического общества Ю.А. Петров, директор Луганского краеведческого музея, председатель отделения Российского исторического общества в Луганской Народной Республике, член межмузейной рабочей группы для сбора материалов по истории специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины А.В. Рубченко, директор Санкт-Петербургского Института истории РАН, член правления Российского исторического общества А.В. Сиренов, ректор МГИМО МИД России, сопредседатель Российского исторического общества А.В. Торкунов, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель Российского исторического общества А.О. Чубарьян и др. Также участвовал председатель Патриаршего совета по культуре митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Обращаясь к собравшимся, В.В. Путин, в частности, сказал:

«Поздравляю вас и всех граждан нашей страны, всех граждан России с этим праздником, который знаменует нашу общую сердечную преданность России, любовь в ней, сплоченность многонационального народа страны и в годы испытаний, и при решении масштабных задач развития — это всегда было одним из ключевых моментов нашего существования.

Вы хорошо знаете, что истоки праздника уходят в глубину веков — к подвигу народа, который сам поднялся на борьбу за свою страну, очистил ее от распрей, предательств, унижения, сплотившись, покончил со Смутой, восстановил законную власть и нашу единую государственность.

Такие ключевые этапы, когда люди разных национальностей и вероисповеданий объединялись ради спасения и блага Отечества, [звучат] рефреном, проходят красной нитью через всю российскую историю. Мы понимаем и чтим этот бесценный опыт наших предков, их традиции и их заветы.

История нашей страны непрерывна, постоянный поток. Мы должны рассматривать её в целом, со всеми, порой крайне сложными и даже противоречивыми, периодами.

Для государства, власти, общества, граждан крайне важны объективные, полные знания о нашем прошлом: и далеком прошлом, и близком, недавнем. Всё здесь имеет значение, особенно сегодня, а значит, растет запрос и на работу высокопрофессиональных историков, ученых, вузовских преподавателей, школьных учителей.

При этом хотел бы подчеркнуть, что недопустимо повторять ошибки, которые имели место в советский период, когда выводы ученых-гуманитариев нередко подгонялись под заданные шаблоны. Шаблоны вообще плохо, но в истории — особенно плохо».

В ходе встречи выступил Предстоятель Русской Православной Церкви:

«Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Дорогие присутствующие!

Я хотел бы сердечно Вас поблагодарить, Владимир Владимирович, за инициативу провести такое собрание. Я впервые присутствую в такой аудитории и с большим вниманием слушаю все то, что говорят уважаемые участники этого собрания.

Во время этих выступлений, конечно, у меня стали возникать какие-то мысли. Откровенно скажу, что-то такое, что когда-то я пытался осмыслить, как говорится, по касательной, а вот эта дискуссия меня навела на мысль о необходимости подумать, поговорить и, может быть, разделить с вами один важный, как мне кажется, аспект, связанный с нашей национальной историей.

Когда изучаешь историю Русской Православной Церкви, а ее изучают сейчас по-настоящему только в семинариях и в академиях, то поражаешься тому, насколько эта история переплетена с историей государства Российского и насколько жизнь Церкви влияла на жизнь всей страны.

Во-первых, чисто мировоззренчески, философски, богословски, но и практически — система образования создавалась на базе приходов. Первые — то, что называется школами, — были церковно-приходские школы. И так далее, это можно продолжать.

Поскольку эта тема не очень ярко сегодня представлена в светских вузах, то мне кажется, что действительно нельзя изучать историю России, не зная истории Церкви.

Ведь кто такие были патриархи: рядом с царем всегда сидели, царь и патриарх. История России — государства — и история Церкви настолько были тесно переплетены, что разорвать невозможно, а сейчас в учебном процессе разорваны. Человек, изучающий историю России, по касательной что-то слышал о патриархе Никоне, еще о чем-то.

На самом деле ведь вокруг темы духовной жизни и заворачивались особо сложные конфликты, даже политические интриги. То есть для того, чтобы знать, по-настоящему понимать и чувствовать историю страны, нужно знать историю Церкви.

Я об этом говорю не потому, что жизнь Церкви для меня, может быть, является самым главным приоритетом, а потому, что и в свое время я посвятил много времени изучению истории, и говорю это от своего опыта соприкосновения с русской историей. Совершенно иначе воспринимается эта история, если изучающий человек соприкасается с историей духовной жизни народа.

Это такое первое пожелание, — не знаю, к ученым, еще к кому-то, — чтобы какие-то курсы все-таки были и какие-то разделы в курсах истории посвящались истории духовной жизни нашего народа.

Это уже отвлеченная немножко тема, но она возникла у меня сейчас, когда я смотрю на баннер, который за Вами, перед нашим взором: «День народного единства», и как-то слово «единство» так сильно выделено даже шрифтом. А что такое единство? Об эту тему очень многие спотыкались.

Иногда призыв к единству превращался в ужасный деспотизм. Во имя единства чего только ни творилось. С другой стороны, совершенно ясно, что без единства не может быть ни государственной жизни, ни жизни людей, народа, потому что в целом ряде случаев только благодаря единству, сплоченности, солидарности страна и народ могли отвечать на те вызовы — и внешние, и внутренние вызовы, которые возникали.

Задуматься о духовных составляющих единства. Если единство — это исключительно прагматическая тема, она не будет работать. Хотя, конечно, возьмите бизнес или какие-то другие стороны жизни, люди объединяются в корпорации, в какие-то коллективы, чтобы достигать больших успехов в профессиональной деятельности. Но здесь-то мы говорим о совершенно ином единстве. И не может, мне кажется, быть единства народа без единства духа, без единства ценностей.

Поэтому общность ценностей — это самое важное, наверное, что обеспечивает не только единство, но и сплоченность нации и во времена мира, и во времена отсутствия мира.

Теперь очень кратко хотел бы сказать о том, что, конечно, тема молодежи сейчас у всех нас должна быть перед глазами, потому что от формирования сознания современной молодежи действительно зависит будущее. Это очевидная истина. Но мне кажется, что нужно находить какие-то, может быть, новые формы взаимодействия с молодежными аудиториями. Это не значит, что нужно — как там у Маяковского — «задрав штаны, бежать за комсомолом». Это совсем необязательно. Не надо себя, что называется, перевоспитывать, перелицовывать в попытке быть модным, понятным. Нужно всегда, конечно, оставаться самим собой, когда ты и с молодежью говоришь.

Но работа с молодежью должна быть сегодня очень неформальной. Надо доискиваться до чего-то того в душах молодых людей, что у них вызывает озабоченность. Может быть, нам как священникам это более понятная сторона жизни людей, потому что на исповеди ведь очень многое открывается. И понимаешь, что при всем внешнем благополучии — успех в учебе, в работе, перспективы в карьере — нередко человек внутренне несчастный, не хватает чего-то самого главного. Чаще всего не хватает настоящей любви. А если мы заговорим о любви, то мы сразу переходим к вопросу нравственности, личной и общественной нравственности. Не может быть подлинной любви, когда пропагандируется не то, что является любовью, а то, что является проявлением человеческой похоти, то есть грехом. А грех до добра не доводит.

Но если посмотреть наш кинематограф, да и не только наш, особенно еще и мировой, то там в центре очень редко настоящая любовь — там похоть и соблазн. Мне кажется, что, говоря о будущем России, мы должны думать о духовном состоянии нашего народа. Мы должны особенно думать о нравственном состоянии молодежи, потому что без целостной нравственной личности не может быть целостного государства и общества.

Поэтому еще раз хотел бы Вас сердечно поблагодарить за эту инициативу, за возможность послушать очень важные, мудрые, правильные слова, которые были здесь произнесены, ну и поделиться тоже с Вами и с теми, кто в этом зале, своими какими-то скромными мыслями на тему единства нашего народа.

Благодарю Вас, Владимир Владимирович».

Информационный источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/5973961.html

5 ноября 2022
ПОДРОБНЕЕ

В Богородском прошла встреча с миссионером

5 ноября в воскресной школе храма Преображения Господня в Богородском состоялась встреча с известным миссионером Забайкалья протоиереем Александром Тылькевичем.

Главным событием мероприятия стал показ фильма “Навстречу ветрам”. Это фильм о миссионерско-просветительском конном крестном ходе вокруг Читы, когда казаки вместе с митрополитом Читинским и Петровск-Забайкальским Димитрием и отцом Александром прошли за 5 дней около 150 километров, устраивая по пути концерты, встречи и беседы с местными жителями. Протоиерей Александр рассказывал зрителям об экспедициях, съемках, своем пастырском служении и об удивительных людях, проживающих в этих суровых краях.
На вечере выступили соратники отца Александра.

Археолог, бард и помощника командира забайкальского казачьего отряда  Константин Шлямов  исполнил несколько своих песен – “В первом добровольческом казачьем”, “Дон – смерти нет!”, “Мы русские!”. 

Свои стихи читал ветеран Чеченской войны Юрий Грузинов, участник студии авторской песни “Второе Я”.

Фото Кристины Беляцкой.

Пресс-служба Восточного викариатства и храма Преображения Господня в Богородском

7 ноября 2023
ПОДРОБНЕЕ
Scroll Up